Политинформация в школе цель

Обновлено: 05.07.2024

Одной из форм воспитания политической культуры молодежи является политинформация. Политинформация — самая массовая и самая мобильная, наиболее оперативная форма политической работы среди молодежи.

В современных условиях, в век бурного развития массовых информационных технических средств, увеличения объема информации, меняется целевая установка политического воспитания молодежи. О важнейших политических событиях, происходящих в мире, учащиеся узнают самостоятельно, слушая радио, просматривая телепередачи, читая газеты. Однако это не исключает необходимости проведения специальной работы по политическому информированию учащихся. Деидеологизация учебного и воспитательного процесса, цели и задачи которого не подчиняются интересам какой бы то ни было партий движения, не исключает внимания к воспитанию политической культуры молодежи, формированию ее кругозора, политической зрелости, правильной гражданской позиции учащихся в условиях политического плюрализма.

Политинформация и является той формой работы, которая может содействовать решению указанных задач.

Наибольшее распространение получили обзорные и тематические политинформации.

Обзорная политинформация — это краткое обозрение основных политических, экономических, культурных и спортивных событий, происшедших за определенный отрезок времени (чаще всего за неделю) в стране и за рубежом. Для такой политинформации отбираются наиболее актуальные вопросы и значимые события общественной жизни республики, других стран СНГ и мира.

В обзор могут включаться материалы о молодежном движении, о главных событиях в области науки, техники, культуры и спорта. Однако следует учитывать, что общее количество обсуждаемых вопросов должно быть небольшим (2-4 вопроса).

При проведении обзорных политинформаций, охватывающих широкий круг вопросов, можно создать постоянные рубрики, позволяющие осуществить более целенаправленную подготовку к ним. Например, такие:

Важно, чтобы содержание политинформации не столько освещало тот или иной факт или событие, сколько пробуждало у учащихся интерес, потребность прочитать о нем в книге, журнале, газете.

Тематическая политинформация посвящается отдельной наиболее актуальной и злободневной политической проблеме.

Определение темы — важный элемент методики подготовки политинформации. Формальный подход к выбору темы политинформации, не учитывающий важнейшее требование-— актуальность информативного материала, то есть связь его с ведущими проблемами государства, ведет к снижению воспитательного воздействия политинформации на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя, учителя, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика политинформаций. В результате уже с самого первого момента подготовки политинформации учащиеся поставлены в позицию активных ее участников.

В воспитании политической культуры учащихся важно разумное сочетание обзорных и тематических политинформаций: обзорные политинформации дают возможность держать воспитанников в курсе событий сегодняшнего дня, тематические — способствуют более глубокому изучению той или иной общественно-политической проблемы. При любом виде политинформация должна достигать своей главной цели — научить учащихся разбираться в событиях, определять свое отношение к ним, высказывать о них свое мнение, вырабатывать умение отстаивать свои взгляды и убеждения. Эффективность воздействия политинформаций на учащихся во многом определяется четко разработанной методикой ее подготовки и проведения.

С целью оказания практической помощи учащимся учителю Целесообразно руководствоваться следующим общим планом подготовки и проведения политинформации:

I. Этап подготовки:

1. Определение темы (если необходимо), цели, вида политинформации.

2. Разработка вопросов, конкретизирующих тему.

3. Определение персональных и коллективных заданий для Учащихся с учетом уровня развития их политической культуры.

4. Подбор литературы по теме политинформации.

5. Подготовка наглядных и технических средств.

6. Индивидуальные консультации.

7. Разработка плана проведения политинформации.

II. Этап проведения политинформации:

2. Вступительное слово: обоснование актуальности обсуждаемой темы.

• вопросы класса (группы) выступающему;

• дополнение, уточнение выступлений учащихся учителем;

• постановка ведущим политинформацию перед учащимися проблемных вопросов, позволяющих использовать, применить полученные знания в новой ситуации;

• подведение итогов обсуждения первого вопроса учителем, формулирование выводов, оценок.

4. Переход ко второму вопросу темы и его обсуждение в том же порядке и т.д.

5. Работа с классом (группой) над усвоением нового политического понятия.

6. Общий итог политинформации. Политинформация обычно проводится один раз в неделю.

Очень важно научить учащихся отбирать нужный материал для политинформации. В огромном потоке поступающей информации должна быть четкая система, а для этого необходимо познакомить учащихся с основными критериями отбора: актуальность, значимость, оперативность, доказательность, убедительность информации.

Учащихся V-VIII классов уже необходимо регулярно знакомить с материалами периодической печати, радио- и телепередачами, давать общие сведения о всех странах СНГ, города, героях, об исторических, трудовых памятниках родных мест, о земляках-героях войны и труда. Наряду с комментированным чтением в этой возрастной группе могут широко использоваться самостоятельные выступления учащихся по определенным вопросам темы политинформации.

Ведущую роль в подготовке и проведении политинформаций в коллективе учащихся играет классный руководитель. Он помогает учащимся в определении формы проведения политинформации, отборе и изучении необходимого материала, его анализе и систематизации, выявлении узловых вопросов, установлении связи изучаемого материала с жизнью, задачами коллектива, в подготовке необходимых средств наглядности. Педагог заботится о глубине раскрытия обсуждаемых вопросов, поддерживает активность и интерес учащихся к содержанию политинформации.

Успех политинформации зависит во многом от знания учащимися основных источников получения информации. Необходимо познакомить их с этими источниками:

4. Материалы видеотеки, фоно- и фильмотеки, магнитофонное записи передач радио и телевидения.

Типичным недостатком в проведении политинформаций является слабое внимание к вопросам внутренней жизни республики, области, города и района. В оторванности от местного материала одна из причин того, что отдельные решения правительства воспринимаются учащимися абстрактно, не связываются с практической деятельностью людей, среди которых они живут. Поэтому умелое увязывание анализируемых событий, фактов с тем, чем живет сегодня родной город, район, совхоз, колхоз, учебное заведение, — важнейшее условие эффективности политинформации. Формализм проявляется также и в сухом, схематичном изложении фактов без анализа событий, в использовании непонятной учащимся политической терминологии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ульяновской области

духовно-нравственных ценностей у школьников

Система организации работы по формированию

духовно-нравственных ценностей у школьников

Автор: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Маркова Ольга Александровна

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников - основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе. Личность формируется в детском возрасте. Дети всё тонко чувствуют, поэтому необходимо учить их хорошему: сочувствию, пониманию важности семейных ценностей, любви к Родине. Но самостоятельно разобраться в том, что истинно, а что ложно, ребёнок пока не в состоянии. Помочь ему - задача современной школы. С помощью доступных пониманию школьника методов достигается формирование нравственных ценностей. Духовно - нравственное воспитание поможет сформировать хорошего человека.

Существуют различные ф ормы духовно-нравственного воспитания : классные воспитательные часы, различные мероприятия эстетического, фольклорного, патриотического характера.

На региональном образовательном форуме -2013 был поднят вопрос о проблемах воспитания в современной школе - это один вопросов 10 первоочередных задач образования. На встрече с лидерами образования с участием Губернатора-Председателя Правительства У льяновской области С.И. Морозова 3 октября 2013 г. шёл разговор о том, необходимо перенести из советской школы всё лучшее в школу современную, таким образом, предложение вернуть в школу еженедельное политинформирование решалось на высоком уровне.

Педагогический коллектив поддержал эту инициативу, и в течение 6 лет в нашей школе проводится еженедельное политинформирование, нацеленное на ф ормирование ценностной ориентации личности. Политинформацию готовит дежурный классный руководитель. Информация подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся, психологических особенностей, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, уровня интеллектуального развития .

Цель: создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников: патриотизма, гражданственности, милосердия, уважения к национальным традициям своей страны, её исторического наследия, толерантности, мотиваций к активному участию в общественной жизни и расширению кругозора.

помочь подростку в постижении мира во всём его многообразии;

приобщить к соблюдению общечеловеческих культурных ценностей;

формировать умение ориентироваться в информационном пространстве для определения своей жизненной позиции.

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается

Подготовленный материал оформляется в виде презентации, состоящей из нескольких разделов.

hello_html_1b186f8.jpg

Раздел 3

hello_html_4df24a20.jpg

Раздел 1

hello_html_m46d780be.jpg

Раздел 4

hello_html_m6896941a.jpg

Раздел 2

П олитинформирование поможет решить одну из главных проблем современности — духовный кризис. К сожалению, в наше время чаще м атериальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Основными направлениями формирования духовно-нравственных ценностей, которые можно развивать в процессе политинформирования, - это эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций различных народов, спортивно - оздоровительное воспитание.

Нужны ли детям сведения о том, что в далёкой Африке пересох водопад Виктория, что учёные увидели несущийся к земле астероид, способный в одночасье разрушить Землю? Я считаю, что они должны понять, насколько всё относительно в мире. Знание экологических мировых проблем постепенно сформирует желание беречь природу.

Учащиеся знают, что история России богата знаменательными событиями. Героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были и остаются неотъемлемой частью величия Российского государства , поэтому необходимо во спитать в детях уважение к своей стране, гордость за силу духа народа.

Большое значение в воспитании патриотических качеств детей имеет материал о Великой Отечественной войне. Современные дети должны знать о том, какой ценой досталась нашей стране Великая Победа, ведь с егодняшние дети - это завтрашние взрослые. И если они не будут знать, как и чем страшна война, они не смогут стать защитниками своей Родины. Благодаря Календарю памятных и знаменательных дат Российской Федерации (Дни воинской славы России) мы не пропускаем ни одного значимого события. Готовя материал о Дне полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками , я сделала подборку документальных фото о блокадном Ленинграде, которая вызвала у детей душевный отклик. Увидев напуганные глаза детей, кусочек хлеба в руках изнурённого голодом человека, я верю, что многие дети поняли ценность человеческой жизни.

Таким образом, я стараюсь повысить социальную активность подростков, сформировать активную жизненную позицию ребенка.

В заключение хочу сказать, что сразу высоконравственной личности из подростка не сформируется, это длительный и сложный процесс. И только системный подход, правильный выбор направления воспитательной работы даст положительный результат.

Политическая культура учащихся формируется под влиянием семьи, школы, средств массовой информации, социума.

В школе на уроках истории, обществознания, права, экономики происходит знакомство с основными сферами жизни общества, их взаимодействием, взаимовлиянием. Опытный педагог в ходе практических занятий интерпретирует факты, события, подходы с политической точки зрения. Но не всегда для такой серьезной работы хватает учебного времени. Поэтому в нашей школе решили использовать немного забытую форму политического образования школьников как политинформации. Эта форма работы была апробирована в школе в течение трех лет. Еженедельно (по вторникам) во всех классах с 4 по 11 проводятся политические информации.

Сформировался коллектив политинформаторов, многие из которых готовят занятия самостоятельно и заинтересованы в качестве своей работы, в её результативности.

Выделилась группа учащихся 6-7-х классов, которые работают с ребятами 4-х классов.

Еженедельно для политинформаторов проводятся консультации по актуальным теоретическим вопросам, рассматриваются варианты практических занятий.

Большую роль в организации политинформаций играют классные руководители.

Цель данной работы рассказать:

  • о политических информациях как способе формирования политической культуры школьника;
  • об особенностях практических занятий политинформаторов, которые способствуют развитию аналитического мышления и формированию активной жизненной позиции.

Объект исследования: организация политинформаций в школе как путь формирования политической культуры у школьников.

Предмет исследования: формы и методы активизации учащихся на политических занятиях.

Опыт проведения политинформаций показал, что только теоретических занятий недостаточно, чтобы мотивировать интерес ребят к политическим проблемам. Наряду с теорией мы проводим практические занятия.

Примеры нескольких практических занятий мы приведем в данной работе. (см. Приложение 1).

Подданническая политическая культура личности заставляет эту личность верно служить политическим институтам, подчиняться государству, верить в лучшее будущее. [6,194]

Мы остановимся на характеристике политической культуры участия. Ей присуща высокая политическая активность личности, стремление ее воздействовать на политические процессы в стране, обладание достаточно большими знаниями о политической сфере общественной жизни. Многие политологи относят эти характеристики к понятию демократическая политическая культура.

Итак, политическая культура прежде всего основывается на знаниях. Политические знания - это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Научные политические знания отличаются от житейских представлений о политике тем, что являются результатом овладения основами политической науки. Это помогает человеку ориентироваться, оценивать политическую информацию. Его политическим сознанием становится трудно манипулировать. [14,294]

Ребята не только письменно, но и устно ответили, что в условиях российской действительности Сталина воспринимают как деятеля, который:

На практических занятиях в 10-х и 11-х классах была предложена анкета. Ответы 42 старшеклассников помогли познакомиться с их позицией по вопросам:

  • должен ли выпускник школы заниматься политическим самообразованием?
  • иметь активную гражданскую позицию? (приложение 2)

Например, среди десятиклассников был проведен письменный опрос (участвовало 26 человек), требующий сформулировать не менее пяти аргументов, объясняющих предполагаемый выбор тех или иных кандидатов во время голосования за Президента РФ. Высоко ценились аргументы, высказанные не только в пользу своего кандидата, но и в пользу его соперников. Многие выбрали Д.А. Медведева, Г.А. Зюганова, В.Ф. Жириновского. Материалы этого опроса приведены в приложении 3.

Позиция вторая - Россия вынуждена находиться в конфронтации с другими странами. За 90-ые годы ХХ столетия позиция и авторитет России пошатнулись; чтобы их восстановить, необходимо твердо и последовательно отстаивать интересы страны. Только тогда с мнением и позицией России будут считаться ее партнеры.

Завершающим итогом школьного форума стала стенная газета, где были опубликованы мнения ребят (см. приложение 4). Команда из трех одиннадцатиклассников со своими платформами приняла участие в городском форуме.

Что же мы получили в результате наблюдений, опросов, изучения мнений?

Старшеклассники смогли оценить роль общественно-политической практики для формирования собственной политической культуры.

Итоги опроса одиннадцатиклассников (30 человек), проведенного в декабре 2008 года, позволили познакомиться с результативностью политинформаций, с оценкой ребятами своего уровня политической культуры.

Они отметили, что возрос их интерес к формам и методам работы российского правительства, к работе администрации города; они не равнодушны к авторитету России на международной арене.

Их участие в общественно-политической жизни школы стало более насыщенным. Активность, по сравнению с 10-м классом возросла на 20,8%.

На вопрос, считаете ли Вы, что ваш уровень политической культуры возрос, выпускники ответили так:

Итак, самооценка выпускников позволяет сделать вывод, что организация политинформаций необходима, она способствует формированию политической культуры школьников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ.


Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребенка.

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Основные положения по организации работы классного руководителя.

Методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов с юношами 10-х классов общеобразовательного учреждения

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и.


Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта. Важнейшим п.

Читайте также: