Полеты во сне и наяву краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

У него есть жена и маленькая дочка, есть молодая любовница Алиса, есть коллега, бывшая любовница Лариса Юрьевна, он пользуется ее машиной и без всякого стеснения кредитуется. Коллегу-любовницу играет Людмила Гурченко. В Ларису Юрьевну влюблен начальник, а по совместительству и друг Макарова — Николай Павлович (в исполнении Олега Табакова).

Казалось бы, совершенно незаслуженное внимание, внимание к человеку, который за поиском потерял сам предмет этого поиска. Он не способен любить, ему чужды и другие человеческие чувства. Будто испытывает близких на прочность, постоянно провоцируя. Но это провокация себя через них, словно стремится достигнуть собственного дна, стремится исчезнуть, но исчезнуть красиво — в полете.

Почему этот человек обладает такой манкостью, таким притяжением? Вытянутый серый свитер, который он не снимает все время действия, подчеркнутая стертость образа, и только глаза — в которых какой-то иной блеск, а может, просто жизнь?

В чем смысл фильма

Смысл фильма

Главный герой фильма, Сергей, находится на пороге сорокалетия. Он переживает кризис среднего возраста. Жизнь ему кажется запутанной, бессмысленной и непонятной. У героя есть жена и дочка, молодая красивая любовница, а также коллега по работе, влюбленная в него и помогающая финансово. И работа архитектором в бюро. Но он не ценит то, что имеет.

В фильме показаны два дня перед днем рождения главного героя и собственно его юбилей. Вероятно, все остальные дни своей жизни герой проживает примерно также: попадает в нелепые ситуации, обманывает, врет и мечется из стороны в сторону.

Сергей очень тоскует по матери, но не может (или не хочет) навестить ее, пытается написать ей письмо, но не получается: мучается, комкает листы бумаги. За этим занятием его застает жена, с которой он ссорится. На работе врет, отпрашивается, чтоб увидеться с любовницей. В итоге, жена застает героя в машине с любовницей, происходит скандал, супруга забирает у Сергея ключи.

Далее Сергей пытается поехать к матери, но волею случая оказывается избитым и выброшенным из поезда, работница железнодорожной станции жалеет его и помогает добраться до дома. Но Сергея не пускает домой обиженная жена, поэтому он приходит с бутылкой к своему начальнику и другу, они засиживаются за разговорами до поздней ночи.

Юбилей Сергея весь коллектив решает отметить на природе. Люди веселятся, выпивают, танцуют, общаются. Сергей ревнует любовницу Алису (которая тоже приехала на праздник) к ее новому знакомому и делает вид, что бросился с качелей в реку ( на улице — поздняя осень). Коллеги напуганы, бегут на помощь, но оказывается, что Сергей пошутил — он выходит из-за дерева, живой-здоровый. Обиженные гости быстро расходятся, а главный герой сворачивается калачиком в стоге сена, одинокий и несчастный.

Характеристика главного героя

Кризис среднего возраста главного героя показан в фильме очень явно: Сергей, почти дожив до 40 лет, мечется, сомневается в себе и окружающих, обесценивает для себя все то, что ранее было нажито им: семью, знакомых женщин, коллег, друзей. Герой словно бунтует (взрослый мужчина бунтует словно подросток) против окружающей его серости и обыденности. Решения его спонтанны, он словно потерял голову. Поэтому и попадает в сомнительные истории в течении фильма.

Сергей эгоистичен, его беспокоят только собственные чувства, собственный кризис. Чувства людей, которых он обманывает или использует в своих целях, его не волнуют. Он не переживает, что предал жену и дочь, что разочаровал начальника и обидел коллег. Не хочет нести ответственность за свою жизнь, за семью, за работу. И неизвестно, кризис ли это сорока лет или мужчина всегда был таким.

Смысл фильма

Фильм учит тому, что надо нести ответственность за свои поступки. Даже кризис среднего возраста рано или поздно перестал быть оправданием поступкам, которые совершал Сергей.

Глупое и противоречивое поведение главного героя фильма режиссера Романа Балаяна " Полёты во сне и наяву " часто принято объяснять кризисом средних лет.

"Кризис средних лет" — это возраст, когда человек начинает переоценивать свой жизненный путь, осознавать свои ошибки, сожалеть об упущенных моментах. Депрессия, опустошенность, понимание, что жизнь к нему несправедлива — вот что чувствует человек, согласно научным исследованиям.

Сергей Макаров, которого гениально сыграл (да, да, не побоюсь этого слова!) Олег Янковский, вызвал яростные споры среди критиков и зрителей. В этой статье я постараюсь высказать свое мнение на этот фильм и поведение главного героя.

На мой взгляд, поможет нам в этом другой фильм, о котором я уже писал на своем канале — "Жил певчий дрозд" Отара Иоселиани, снятый им в 1970 году.

Оба фильма построены по одному принципу — камера следует за главным героем и исследует его жизнь с величайшим вниманием. Оба эти герои чем-то похожи друг на друга: если "певчий дрозд" Гия никак не может написать музыкальное произведение, то Сергей Макаров никак не напишет письмо матери. Если в конце фильма Гия попадает под машину, то Сергей по первоначальному сценарию Виктора Мережко, также должен был погибнуть.

Этих героев также объединяет бесполезность их метаний по жизни. Но, если метаниями Гии Агладзе управляет сама Судьба и он всегда появляется там, где может помочь друзьям, утешить их, создать комфорт, хотя бы маленький и незаметный, то Сергей только разрушает ткань бытия.

Сергей Макаров создан для того, чтобы приносить неприятности своим близким: жене, любовнице, коллегам по работе, всем тем, кто его любит и уважает.

Я спрашиваю себя, а причем тут "кризис среднего возраста"? Что переоценивает в своей жизни Сергей Макаров? Он — поэт, писатель, ученый, которого не оценили, мешали работать? Он не смог воплотить себя, как человека, отца, полезного члена общества? Он не смог летать? Но что, простите, ему мешало? Система? Общество? Друзья? Да только он сам себе и мешал, лень мешала. Избалованный большой ребенок.

Может быть, ему и удался бы полёт о котором он мечтает как 15-летний пацан, полетел бы как птица в небе. Но пока он бегает по полю, как заяц.

И таких, к сожалению, достаточно много на земле, бесцельно прожигающих свою жизнь, не думающих о последствиях своих поступков, но готовых обвинять "несправедливую жизнь" и "кризис среднего возраста".

Если после ухода "певчего дрозда" Гии Агладзе в жизни его друзей сразу его не будет хватать, то уход из жизни Сергея Макарова никто не заметит. Может быть, поэтому Роман Балаян изменил концовку фильма?

Да, если кому станет интересно, что такого я написал в статье про фильм Отара Иоселиани, то вот вам ссылка Напрасно ли жил певчий дрозд? Размышление о фильме Отара Иоселиани

постер фильм Полеты во сне и наяву

События картины происходят в канун сорокалетия Сергея Макарова, сотрудника архитектурного бюро. Сергей просыпается рано утром. Он пытается написать письмо матери, но бросает. Повздорив с женой Наташей из-за того, что разбудил раньше времени дочь, Сергей уходит из дома. Оказавшись на работе, Сергей отпрашивается якобы для встречи на вокзале матери, приезжающей на его юбилей. На самом деле он отправляется на свидание с любовницей Алисой. Случайно в его машину садится и оказавшаяся поблизости Наташа. Сергей ссорится с обеими женщинами. Наташа забирает его ключ от дома.

На следующий день Сергей продолжает свое бесцельное путешествие: навещает свою подругу Ларису Юрьевну, попадает к старому знакомому на свадьбу, встречает на детской площадке дочь. Собирается поговорить и с Алисой, но та, оказывается, проводит время с новым другом. Второй день заканчивается примирением с Николаем и дружеским застольем до ночи за бутылкой водки. Николай признается, что в молодости был безнадежно влюблен в Ларису и завидовал Сергею.

Впрочем, попытка создать картину по мотивам дневников Шевченко не получила одобрения, ему предлагали снимать только на производственную тематику. Замысел будущей картины возник у Романа в начале 1981 года, и сначала он поделился им со своими знакомыми. Предчувствуя трудности в прохождении сценария со сложной социальной проблематикой, Балаян советовался со своим учителем Тимофеем Васильевичем Левчуком, и тот ничего крамольного в сценарии не увидел. Картина попала в портфель киностудии на следующий год. Правда, сомнения высказывал председатель Госкомитета по кинематографии УССР Юрий Олененко, но сценарный план уже был утвержден в Москве.

Балаян выслал актеру сценарий. Янковский всегда был очень востребован в кино и театре. Имя режиссера ему тогда ничего не говорило, а съемки планировались на периферийной студии, так что особого энтузиазма от предложения актер не испытывал. Весной 1981 года, отправляясь с Никитой Михалковым в Таллин на очередные съемки, Олег в купе поезда прочитал сценарий. Михалков всячески расхвалил Балаяна, тактично умолчав о том, что сам был первой кандидатурой на главную роль. Так актер принял предложение. По взаимной договоренности Янковского и Балаяна было решено, что роль Наташи исполнит супруга актера в жизни - актриса Людмила Зорина. Это должно было придать особый колорит сценам общения героев. В дальнейшем эта роль осталась единственной заметной работой театральной актрисы в кино.

Жанровая принадлежность картины осталась неопределенной. Автор сценария картины назвал ее трагикомедией, с чем соглашались современники. В более позднем анализе ленту приводили как один из редких примеров артхауса в советском кинематографе, относили и к экзистенциальной драме. Критик журнала Punch отметил, что картина создана вне рамок национального кино и что работу Романа Балаяна даже можно спутать с американской новой волной.

кадры из фильма "Полеты во сне и наяву"

кадр Полеты во сне и наяву 2

кадр Полеты во сне и наяву 3

кадр Полеты во сне и наяву 4

кадр Полеты во сне и наяву 5

кадр Полеты во сне и наяву 6

кадр Полеты во сне и наяву 7

кадр Полеты во сне и наяву 8

кадр Полеты во сне и наяву 9

кадр Полеты во сне и наяву 10

кадр Полеты во сне и наяву 11

Олег Янковский - Сергей Иванович Макаров;
Людмила Гурченко - Лариса Юрьевна Кузьмина, коллега и бывшая возлюбленная Сергея;
Олег Табаков - Николай Павлович, начальник и друг Сергея;
Елена Костина - Алиса Суворова, любовница Сергея (озвучивает Елена Коренева);
Людмила Иванова - Нина Сергеевна, коллега Сергея;
Людмила Зорина - Наташа, жена Сергея;
Олег Меньшиков - новый друг Алисы;
Любовь Руднева - Света, коллега Сергея;
Александр Адабашьян - скульптор (озвучивает Юрий Богатырев);
Никита Михалков - режиссер на ночных съемках (камео);
Елена Михайлова - стрелочница (в титрах Е. Черняк);
Алена Одинокова - Маша, дочь Макаровых;
Сергей Иванов - актер на ночных съемках (камео);
Валерий Панарин - друг Сергея

Режиссер: Роман Балаян;
Сценарист: Виктор Мережко;
Оператор: Вилен Калюта;
Композитор: Вадим Храпачев;
Художник: Виталий Волынский;
Страна: СССР;
Производство: Киностудия им. А.Довженко;
Год: 1982;
Премьера: 17 января 1983

Главный герой фильма инженер одного из провинциальных КБ Сергей Макаров (актер Олег Янковский) отмечает свое 40-лите и внезапно понимает, что его жизнь прошла бессмысленно и все то, что чего он достиг, больше не представляет для него никакой ценности.

Серега терзается сомнениями, как продлить неумолимо уходящую молодость и пытается подвести итоги молодости.

Ни красивая любящая жена, ни красивая юная любовница, ни друзья, ни работа не приносят ему удовлетворения.

На дворе 80-е годы и внешний вид Сергея свитер, джинсы вызывают у окружающих непонятное отношение к нем – вроде уже солидный человек, а одевается, как пацан.

Долгие годы, прожитые с супругой, охладили их чувства и он думает, что живет в семье только из-за долга и чтобы заполнить пустоту Макаров начинает встречается с молодой девушкой Алисой, а на работе его добивается коллега Лариса Юрьевна.

В результате всего страдания Макарова приносят боль и мучения не только ему, но и всем окружающим вокруг.

Читайте также: