Поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов школа
Обновлено: 05.07.2024
1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:
а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;
б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;
в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;
г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования..
Этапы предмета экономической теории
а) учение о справедливости: экономия и хрематистика;
б) схоластика: первый опыт систематизации категорий;
б) классическая политическая экономия;
в) марксистская политическая экономия;
а) неоклассическое направление;
б) кейнсианство и его эволюция;
в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожидании;
г) новая политическая экономия — теория общественного выбора;
д) критика экономикс — институционализм и неоинституционализм.
3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А — политическая экономия богатства и Б — политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого — к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к:
б) теории физиократов;
в) взглядам классиков английской политической экономии.
5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:
б) теория физиократов;
6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись:
а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли;
б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности;
в) реформы С.Ю. Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению;
е) НЭП, обоснованный В.И. Лениным (20-е годы);
з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.;
и) реформы А.Н. Косыгина 1965 г.;
к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг.
7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:
8. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.
9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;
б) экономическое поведение отдельных фирм;
в) отношения между отдельными представителями разных классов.
10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике;
б) глобальные тенденции экономического развития человечества;
в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.
11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:
а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;
б) цены на хлеб должны быть низкими;
в) бедные не должны платить налоги;
г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;
д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;
е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;
ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.
12. Верны ли следующие утверждения:
а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);
б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?
13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:
а) расчленение исследуемого явления на составные части;
б) переход мышления от конкретного к абстрактному;
в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;
г) переход от абстрактного к конкретному.
14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от воли людей;
в) имеют значительную продолжительность существования;
г) имеют ограниченное время существования;
д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.
15. Разберитесь в ситуации.
Парадокс обеих теорий заключается в том, что они стремились ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение.
Проанализируйте обе концепции применительно к экономической и политический ситуации современной России.
II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
В данном Задании № 1 в разделе III предлагаются графические задачи. Чтобы их решить, необходимо иметь элементарное представление о графиках.
ГРАФИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (НАПРИМЕР, МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ОСАДКОВ В МЕСЯЦ И ПРОДАЖЕЙ ЗОНТИКОВ).
Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) — на вертикальной оси. (Справедливости ради следует сказать, что принятый порядок иногда меняется.)
Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии.
Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей — отрицательным.
Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон.
Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (см. рис. 1-4).
На рис. 1-4 показаны простейшие зависимости, выраженные прямой линией.
В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми (см. рис. 5-6). Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот (см. рис. 7-8).
Графическое изображение простейших (линейных) зависимостей
Определение наклона кривых
1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:
а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;
б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;
в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;
г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования..
Этапы предмета экономической теории
а) учение о справедливости: экономия и хрематистика;
б) схоластика: первый опыт систематизации категорий;
б) классическая политическая экономия;
в) марксистская политическая экономия;
а) неоклассическое направление;
б) кейнсианство и его эволюция;
в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожидании;
г) новая политическая экономия — теория общественного выбора;
д) критика экономикс — институционализм и неоинституционализм.
3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А — политическая экономия богатства и Б — политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого — к группе Б: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к:
б) теории физиократов;
в) взглядам классиков английской политической экономии.
5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:
б) теория физиократов;
6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись:
а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли;
б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности;
в) реформы С.Ю. Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению;
е) НЭП, обоснованный В.И. Лениным (20-е годы);
з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.;
и) реформы А.Н. Косыгина 1965 г.;
к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг.
7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:
8. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.
9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;
б) экономическое поведение отдельных фирм;
в) отношения между отдельными представителями разных классов.
10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике;
б) глобальные тенденции экономического развития человечества;
в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.
11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:
а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;
б) цены на хлеб должны быть низкими;
в) бедные не должны платить налоги;
г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;
д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;
е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;
ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.
12. Верны ли следующие утверждения:
а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);
б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?
13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:
а) расчленение исследуемого явления на составные части;
б) переход мышления от конкретного к абстрактному;
в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;
г) переход от абстрактного к конкретному.
14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от воли людей;
в) имеют значительную продолжительность существования;
г) имеют ограниченное время существования;
д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.
15. Разберитесь в ситуации.
Парадокс обеих теорий заключается в том, что они стремились ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение.
Проанализируйте обе концепции применительно к экономической и политический ситуации современной России.
II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
В данном Задании № 1 в разделе III предлагаются графические задачи. Чтобы их решить, необходимо иметь элементарное представление о графиках.
ГРАФИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (НАПРИМЕР, МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ОСАДКОВ В МЕСЯЦ И ПРОДАЖЕЙ ЗОНТИКОВ).
Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) — на вертикальной оси. (Справедливости ради следует сказать, что принятый порядок иногда меняется.)
Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии.
Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей — отрицательным.
Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон.
Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (см. рис. 1-4).
На рис. 1-4 показаны простейшие зависимости, выраженные прямой линией.
В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми (см. рис. 5-6). Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот (см. рис. 7-8).
Читайте также: