Погоня за верой краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Проблема прочтения текста является одной из центральных в филологическом образовании. Она становится все более актуальной, поскольку в обществе заметно снижается уровень общегуманной культуры.

Анализ эпизода требует от читателя большой творческой работы. Он должен воссоздать в своем воображении картины той действительности, которую рисует автор с помощью поэтического слова, но при этом все время чувствуется присутствие автора, понимать его отношение к изображаемому, его мысли, чувства, нравственные оценки, то есть он должен воспринимать художественный образ как единство формы и содержания.

На это и направлен урок литературы по анализу отрывка из романа “Герой нашего времени”.

  • понаблюдать, как раскрывается характер Печорина в данном эпизоде;
  • отметить, какие языковые единицы участвуют в создании образа героя, его переживаний;
  • воспитывать любовь к родному языку, художественному слову.

1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем работу над образом главного героя.

2. Чтение эпизода “В погоне за Верой”.

(со слов “Солнце уже спряталось в вечерней туче. ” до слов “. нам только труднее буде расстаться”)

3. Беседа по прочитанному отрывку.

- Чем объяснить порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры?

- О каких сторонах личности героя говорит искренность этого героя?

- Как особенности языка отрывка помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?

На последний вопрос учащиеся смогут ответить лишь частично.

4. Комментированное чтение отрывка.

“Я скакал, задыхаясь от нетерпения. ” до слов “..дороже жизни, чести, счастья”

Вот теперь можно раскрыть содержание вопроса.

Любовь Печорина к Вере большое и искреннее чувство. Сознание того, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать “погибшее счастье”. Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня, определяют характер повествования. Здесь все – движение!

- Обратимся к тексту. Есть ли описания природы в этом отрывке?

Нет. Печорин торопится, волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы.

- Что только волнует его?

Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру.

- Посмотрим, какие языковые средства помогают передать это стремление.

Нет описания нет и прилагательных. Есть действие – значит, есть глаголы.

- Посчитайте, сколько глаголов использует автор?

Текст максимально насыщен глаголами: на пять предложений – тринадцать глаголов со значением движения.

- Обратимся к синтаксису.

Общий синтаксический строй отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин, спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций. Многие предложения оканчиваются восклицательными знаками.

- Проанализируем и лексическую сторону отрывка.

Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: “. одну минуту, еще одну минуту видеть ее..”, “Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья”.

Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания. Таковы существительные: “нетерпение”, “беспокойство”, “отчаяние”, “счастье” и глаголы “проклинал”, “задыхался”, “плакал”, “смеялся”.

- Найдите выразительные средства, используемые в этом эпизоде.

Их нет. Кроме метафорического сравнения: “Мысль. молотком ударяла мне в сердце”.

Эта сцена очень важна для понимания Печорина.

Печорин – не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье.

Сочинение анализ отрывка “В погоне за Верой” (со слов “Солнце уже спряталось в черной туче.. .” до слов “. . .нам только труднее будет расставаться”). Здесь, помимо выяснения чувства, испытываемого героем, и причин его искреннего горя, возможно раскрыть, как характер мыслей и настроений, передаваемых автором, определяет особенности языка повествования.

Любовь Печорина к Вере – большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать “погибшее счастье”. Искренний порыв

Здесь – все движение!

Печорин торопится, волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы. Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру. Отбор слов и характер предложений выражает это стремление. Печорин действует, движется и ничего не описывает, и поэтому в тексте нет определений-прилагательных, но он максимально насыщен глаголами (на пять предложений здесь тринадцать глаголов).

Так как герою некогда раздумывать, естественным

оказывается общий синтаксический строй разбираемого отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин, спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций, многие предложения оканчиваются восклицательными знаками. Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: “.. .одну минуту, еще одну минуту видеть ее. . .”, “.. .Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья”, Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания.

Таковы существительные “нетерпение”, “беспокойство”, “отчаяние”, “счастье” и глаголы “проклинал”, “плакал”, “смеялся”, “скакал, задыхаясь”. Выразительность этого отрывка велика, хотя здесь почти нет эпитетов, метафор, сравнений, кроме очень убедительного и веского метафорического сравнения: “Мысль… молотком ударяла мне в сердце”.

Описание скачки, отчаяния героя, его слез – одно из самых волнующих мест в повести. И как много значит эта сцена для понимания Печорина! Не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье – таков здесь герой.

Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина. Часто его рассматривают неверно, якобы здесь герой последовательно доводит до конца жестокую игру, наслаждается возможностью еще раз помучить свою жертву. Действительно, Печорин говорит Мери безжалостные слова, объясняется “откровенно и грубо”. Но, если вдуматься, разве лучше было бы для Мери, если б он, не считая возможным жениться, оставил у девушки сомнение в том, была ли она любима.

В этом случае Мери было бы много труднее побороть свою любовь к Печорину, потому что он остался бы в ее глазах загадкой, благородным героем, вступившимся за ее честь, но по каким-то неизвестным ей причинам отказавшимся от ее руки. Жестокая правда скорее способна излечить ее, чем добрая ложь. Может быть, Печорин и понимает это? Едва ли случайны его слова:

“Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать”. А можно ли с полной верой отнестись к фразе героя: “Княжна. . . вы знаете, что я над вами смеялся! . .”

Ведь смеялся-то он над Грушницким, в отношениях же с Мери был расчет, была сознательная игра, часто увлекавшая и самого Печорина, но не насмешка. Противоречит этой внешней жестокости чувство жалости и волнения, овладевшее Печориным, когда он увидел бледненькую, исхудавшую Мери, “…еще минута, и я бы упал к ногам ее”,- пишет герой, О мощи говорит и следующая запись: “Итак, вы сами видите,- сказал я сколько мог твердым голосом и с принужденной усмешкой.. .”

Человечность, душевная тонкость и благородство Печорина проглядывают здесь, где он на первый взгляд кажется действительно бессердечным, сознательно разбивающим человеческие сердца и губящим жизни. Этот эпизод лучше прокомментировать, потому что психологически он труден для самостоятельного анализа восьмиклассников, которые не всегда могут сами понять оттенки сложных человеческих чувств. От подготовленности класса зависит, следует ли останавливаться на прощании Печорина и Мери или достаточно анализа двух других сцен.

Может быть, учитель выберет другие отрывки, например бал в ресторации или сцену у Елисаветинского источника. Важно показать, как проявляет себя герой в том или ином эпизоде, и обратить внимание на противоречивость поведения Печорина, на сложность его характера, на сочетание в нем противоречивых особенностей (эгоизм и человечность, хладнокровное обдумывание поступков и искренние сердечные порывы, жестокость и способность к жалости, отзывчивость и т. д.)

Вот примерный план к анализу этого отрывка:

Чем объяснить порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры? О каких сторонах личности героя говорит искренность этого порыва? Как особенности языка отрывка помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?

Печорин приезжает на воды. Там отдыхает юная княжна Мери с матерью и родственниками. Среди них Вера — бывшая возлюбленная Печорина, которая сейчас замужем. Чувства между бывшими любовниками вспыхивают вновь.

Чтобы отвлечь внимание от своего романа с замужней Верой, Печорин начинает ухаживать за Мери. Девушка отвечает ему взаимностью. Это приводит к ссоре Печорина с юнкером Грушницким, который тоже увивается за княжной.

Грушницкий и Печорин сражаются на дуэли. Противники Печорина подсовывают ему незаряженный пистолет. Грушницкий стреляет первым, но лишь едва ранит Печорина. Печорин, зная о хитрости врагов, велит перезарядить свое оружие и убивает Грушницкого.

Вера тем временем уезжает из города. Печорин мчится за ней, но лишь загоняет коня и в бессилии плачет, повалившись на землю. Вернувшись в город, он признается княжне Мери, что никогда ее не любил.

11 мая

Печорин прибывает в курортный Пятигорск, где на водах отдыхают армейские офицеры и приезжие дворяне. У Елизаветинского источника он встречает юнкера Грушницкого, с которым ранее участвовал в боях с горцами. Печорин презирает Грушницкого:


Мери и Грушницкий. Иллюстрация Михаила Врубеля

13 мая

16 мая

Увидев, как княжна торгуется в магазине за чудесный персидский ковер, Печорин перекупает этот ковер и провозит на лошади мимо окон княжны. Та раздосадована.

У колодца Печорин застает Веру, свою давнюю любовь.

— Мы давно не видались, — сказал я.

— Давно, и переменились оба во многом!

— Стало быть, уж ты меня не любишь.

— Я замужем! — сказала она.

— Опять? Однако несколько лет тому назад эта причина также существовала, но между тем…
Она выдернула свою руку из моей, и щеки ее запылали.

21 мая

Печорин второй раз встречает Веру у источника. Она просит его познакомиться с Лиговскими, потому что только в их доме они смогут видеться.

22 мая

Княгиня Лиговская — мать Мери — благодарна Печорину и приглашает его заходить в гости. Знакомство состоялось.


Печорин и Мери на балу. Иллюстрация Д.А. Шмаринова

23 мая

Обиженная невниманием Печорина, княжна Мери проводит время с Грушницким. Печорин изображает обиду, но на самом деле наслаждается возможностью спокойно поговорить с Верой о былых временах.

29 мая

3 июня

Грушницкий произведен в офицеры и наконец может сменить солдатскую шинель на мундир. А пока не будет нового мундира, он не хочет показываться на глаза княжне.

4 июня

Вера ревнует Печорина к княжне. Она с мужем собирается уезжать в Кисловодск. Вера зовет Печорина приехать туда же через неделю и поселиться в соседнем доме, чтобы они могли видеться. Тот соглашается.

5 июня

6 июня

Вера с супругом уезжает в Кисловодск. В ее прощальном взгляде Печорину — упрек. Он же надеется, что ревность к Мери заставит Веру быть с ним нежнее.

7 июня

По городу разносятся слухи, что Печорин намерен жениться на княжне. Печорин уверяет Вернера, что женитьба в его планы не входит, и на следующий день уезжает в Кисловодск.

10 июня

В Кисловодске Печорин каждый день видится с Верой. Но каждый раз, заслышав карету, он невольно ждет приезда княжны Мери. Постепенно в город перебираются и другие отдыхавшие в Пятигорске, в их числе Грушницкий.

11 июня

12 июня

Праздная публика возвращается после любования закатом в горах. Печорин и Мери едут рядом верхом. Когда они переезжают вброд неглубокую горную речку, у девушки начинает кружиться голова. Печорин поддерживает ее, обняв за талию. Княжне становится лучше, но он не выпускает ее из объятий и целует в щеку.


В.А. Поляков. Печорин и княжна Мери

Печорин едет верхом по горам, чтобы развеяться. Возвращаясь в ночи в город, он видит в окне одного из домов пирушку. Гуляют военные, среди них драгунский капитан и Грушницкий.

Оказывается, они замыслили посрамить Печорина, выставив его трусом. Капитан предлагает Грушницкому вызвать Печорина на дуэль. Пистолеты будут заряжены холостыми, а стреляться будут с шести шагов — так страшнее.

14 июня

15 июня

Пока все ушли на представление заезжего фокусника, Печорин приходит на тайное свидание к Вере в дом Лиговских. Он уверяет Веру, что не намерен жениться на княжне. Они расстаются глубокой ночью.

Поднимается шум: кто-то решил, что ночью на город напали черкесы.

16 июня

Собравшиеся не могут поверить этому рассказу, и тогда в подтверждение своих слов Грушницкий называет имя: тайным любовником был Печорин. Он поднимает глаза и видит, что Печорин стоит здесь же.

Печорин просит доктора Вернера быть своим секундантом. Дуэль договариваются устроить на следующее утро в ущелье возле города. Стреляться будут на шести шагах. В смерти погибшего обвинят черкесов.

Вернер предупреждает, что первоначальный план заговорщиков мог измениться: вероятно, они зарядят пулей лишь пистолет Грушницкого, а Печорину дадут оружие с холостым зарядом. Печорин просит держать это в секрете — у него есть свой план.

Ночь он проводит без сна, размышляя на страницах дневника:


Печорин перед дуэлью. Иллюстрация Д.А. Шмаринова

Следующая запись в журнале сделана полтора месяца спустя — после дуэли Печорин сослан служить в крепость за Тереком. Он вспоминает окончание истории.

На рассвете Печорин едет с Вернером на дуэль. Грушницкий с двумя секундантами уже на месте. Вернер предлагает им примириться. Печорин готов, если услышит публичные извинения. Грушницкий отказывается.

Печорин предлагает стреляться на краю обрыва: при любом попадании раненый погибнет, упав в пропасть. Грушницкий принимает эти условия, хотя и с видимым смущением. Похоже, его гложет совесть и он почти готов отказаться от обмана с холостым зарядом, но капитан убеждает продолжать.

Бросают монету, Грушницкому достается право первого выстрела. Печорин ждет, что соперник откажется стрелять или выстрелит в воздух (пистолет Грушницкого правда заряжен). Тот колеблется и действительно опускает оружие:

— Не могу, — сказал он глухим голосом.

— Трус! — отвечал капитан.

Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края.

Печорин делает последнюю попытку примириться, но тщетно. Тогда он убивает Грушницкого.

— Грушницкий! — сказал я, — еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; — вспомни — мы были когда-то друзьями…

Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.

— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.


Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация Михаила Врубеля

Печорин прыгает на коня и бросается в погоню за Верой. Он гонит коня изо всех сил, тот дышит все тяжелее. Наконец конь не выдерживает, падает на землю и умирает. Печорин сдается:


Объяснение Печорина с княжной Мери. Иллюстрация В.А. Серова

Сцена погони за Верой показывает прежде всего противоречивость и сложность натуры Печорина. С одной стороны, герой искренне привязан к этой женщине и не хочет ее терять, потому что понимает - она едва ли не единственный человек, который истинно любит его. При этом не будем забывать, что он сам же и оттолкнул ее своей холодностью. С другой стороны, он гонится за ней из эгоистического чувства собственника. Как говорит пословица: что имеем - не храним, потерявши - плачем. Печорин не готов расстаться не только с Верой, но и со своей властью над ее любящим сердцем. Это суть Печорина - соединение высокого и низкого, благородного и мстительного , великодушного и эгоистического начал.

Читайте также: