Подросток в школе и дома родительское собрание

Обновлено: 05.07.2024

Цель мастер-класса : показать одну из форм проведения родительского собрания с использованием современных технологий.

План работы мастер-класса:

а) Вступительное слово классного руководителя о целях и задачах родительского собрания, плане проведения и создании рабочих групп из присутствующих: 1 гр. – родители, 2 гр. – дети, 3 гр. – эксперты. Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

Просмотр видеофрагментов конфликтных ситуаций:

д) Подведение итогов. Рефлексия. Распространение памяток для родителей.

3. Подведение итогов работы мастер-класса.

Ход мастер класса.

Общая цель родительского собрания состоит в установлении, а в дальнейшем совершенствовании правильных взаимоотношений учащихся класса, педагогов, родителей и администрации школы для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения.

Главное назначение родительских собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний:

оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и

неудачи детей в учёбе;

тема должна учитывать возрастные особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер – разбор ситуации, тренинги, дискуссии и т.д.;

собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

По содержанию родительские собрания могут быть:

Организационные – это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;

Тематические – это собрания, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;

Итоговые – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время.

А по форме самые разнообразные:

педагогические ринги (столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю);

родительская конференция по обмену опытом воспитания;

итоговые совместные собрания детей и родителей;

презентация семейного воспитания;

Откуда берутся трудные дети?

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли.

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Цель: научиться понимать внутренние мотивы ребёнка, помочь в построении нормальных отношений, оказание помощи родителям в общении с подростком.

Задачи :

помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций;

побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка, научить некоторым правилам и приёмам, облегчающим общение с подростком;

тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций;

обратить их внимание на собственное поведение в этот период.

а) Вступительное слово классного руководителя о целях и задачах родительского собрания, плане проведения и создании рабочих групп из присутствующих: 1 гр. – родители, 2 гр. – дети, 3 гр. – эксперты: инспектор по делам несовершеннолетних, врач , психолог школы.

Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются родители при достижении их детьми переходного возраста, часто без особого повода появляется страх и настороженность.

Но что же делать родителям, чтобы предотвратить или смягчить особенности подросткового возраста для самого ребенка и всех, кто его окружает. Этим вопросом занимаются многие психологи, но до сих пор нет однозначного сценария поведения подростков и перечня мер, которые помогут преодолеть кризис взросления.

Родители начинают проявлять первое беспокойство, после того, как дома начинаются первые конфликты и ссоры, свойственные любой семье.

Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребенка прежде всего родители должны понять, что они - люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Часто возникает мнение, что конфликты переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплескивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами.

Помните : мы не ищем, кто прав, это может быть бесконечно. Мы ищем эффективное решение. Обсуждаем возможные последствия хороших и плохих решений.

Действие происходит дома у подростка.

Мать: Ты опять не прибрал в своей комнате.

Сын: Сейчас уберу ( сам не встаёт с места )

Отец: Ты не заполнил дневник? В чем дело? Это же твоя обязанность.

Сын: Успею. Дайте мне посмотреть фильм.

Мать: Ты опять получил двойку по контрольной работе. Опять Вера Ивановна будет вызывать нас в школу. Как все это мне надоело! Иди, учи уроки.

Сын: Ну, началось… Я уже взрослый и сам решу, когда мне надо убираться, когда учить уроки. Мне тоже всё это надоело. Всё вам не так, да не эдак. Лучше уйду жить к бабушке, если вам мешаю.

Вопросы для обсуждения ситуаций.

Какой конфликт был показан в данном видеофрагменте?

Назовите причину конфликта.

Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?

Действия происходят на уроке математики.

Учитель: Данил, ты сегодня опять забыл учебник?

Данил: Я думал, что сегодня алгебра.

Учитель: А домашнюю работу сделал?

Данил: Но я же сказал, что принёс алгебру.

Учитель: А по алгебре сделал домашнюю работу?

Данил: Но сегодня же геометрия. Вы же сами только сейчас сказали.

Учитель: Подай, пожалуйста, дневник.

Данил: Один раз забыл и уже – дневник. Я его дома забыл.

Учитель: Завтра пусть родители придут в школу.

Данил: Зачем? Эта школа мне поперёк горла встаёт! Как всё надоело! Быстрее бы школу закончить.

Собирает вещи, хлопает дверью и уходит.

Вопросы для обсуждения ситуаций.

Какой конфликт был показан в данном видеофрагменте?

Назовите причину конфликта.

Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?

Распространение памяток для родителей. Информационный стенд (советы профессора Валентины Зайцевой).

Подведение итогов работы мастер-класса. Карагызова Л.К.

На доску прикрепляется изображение солнышка. Всем присутствующим раздаются смайлики (грустные и смешные), они выбирают смайлик, соответствующий результатам увиденного мастер-класса и отдают его ведущему. Все смайлики прикрепляются к солнышку.

Приложение 1.

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Часто спорит со взрослыми

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Имеет отсутствующий взгляд

Выполняет требования взрослых

Не может адекватно оценить свое поведение

Обладает разнообразными интересами

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Послушен и исполнителен дома

Ведёт активный образ жизни

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Приложение 2.

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время

в кругу своей семьи

2. Чувствовал ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать свои вопросы с друзьями, чем с родителями?

3. Чье внимание для тебя важнее всего независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?

Бабушек и дедушек

4. Случались ли в твоей жизни конфликты с окружающими тебя людьми?

5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?

6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

7. Как ты ведёшь себя в конфликтной ситуации?

Предпочитаешь, чтобы ответственность за разрешение конфликта брал кто-то другой

Настойчиво стремишься добиться своего

Пытаешься найти компромиссное решение

8. Нужно ли людям учиться разрешать конфликтные ситуации?

9. С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?

Приложение 3.

Какие проблемы чаще всего возникают в семьях, где есть подростки?

Допускаете ли Вы, чтобы взгляды Вашего ребёнка отличались от Ваших собственных?

Был ли в вашей жизни конфликт с Вашим ребёнком и как Вы вышли из этой ситуации?

Влияет ли улица на поведение детей? Вредна ли свобода для подростка?

Приложение 4.

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям
при взаимодействии с подростком

Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком.

Как нежелательно вести себя с агрессивным ребенком.

- Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов

- Пересмотреть стиль воспитания ребенка. Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.

- Не применять никакие формы физического наказания по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Доказано, что чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.

- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями

- Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

- Пытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

- Учите выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами, переводя физическую агрессию в вербальную., чтобы уменьшить нервно – психическое напряжение ребенка (можно даже разрешить закрыть дверь в комнате и кричать в ней, можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть негативные эмоции, физическая нагрузка – от игры в мяч до соревнований в беге)

- При драчливости ребенка главное – не разъяснять, а предотвратить удар.

- Научите сочувствовать другим людям.

- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку ребенка и затрудняет его общение.

Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.

- Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей.

- Оскорблять достоинства подростка грубыми словами.

- Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.

- Когда нет видимых причин для агрессии ребенка, обратитесь к психологу и психоневрологу.

ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ.

Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей. Изд-во: У-Фактория, 2004 г.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М., ВАКО, 2006.

Залунина Л. М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов Издательство: ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ , 2004 г.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2000.

Подростковый конфликт / Авт.-сост. С.Г. Кожарская . — Минск: Красико-Принт, 2006.

Родители глазами подростка. Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО , 2004 г.

Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. — М.: Школьная пресса, 2003.

Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста / Пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 1998.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Особенности подросткового возраста Расцвет эмоциональной сферы, появление вз.

Особенности подросткового возраста Расцвет эмоциональной сферы, появление взрывных реакций; Действие идет сразу за эмоцией, без промежутка на размышление; Учеба отходит на второй план, на первый выходят межличностные отношения; Развивается чувство взрослости, желание делать все по-своему

Подростку неуютно в этом мире, и он вынужден бежать из него, когда мы: Не зн.

Подростку неуютно в этом мире, и он вынужден бежать из него, когда мы: Не знаем, за что его можно похвалить; Запрещаем или осуждаем его чувства; Обвиняем его в своих неудачах и проблемах; Предъявляем к нему противоречивые требования; Постоянно контролируем и не даем возможности выбирать; Ограждаем от трудностей, а не учим их преодолевать

Понимание и внимательное отношение родителей к проблемам своего ребенка, к е.

Понимание и внимательное отношение родителей к проблемам своего ребенка, к его поведению поможет пережить трудности этого возраста и избежать непоправимых ошибок.


Подростковый синквейн Подросток Вспыльчивый, общительный Критикует, ругается.

Подростковый синквейн Подросток Вспыльчивый, общительный Критикует, ругается, оценивает Самый трудный период жизни Ребенок 12-16 лет

 Не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка

Не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка

НЕОБХОДИМО воспитывать в ребенке чувство ответственности за то, что он делае.

НЕОБХОДИМО воспитывать в ребенке чувство ответственности за то, что он делает Чувство ответственности - залог успеха в учебе и жизни

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца

Объективные трудности Желание привлечь к себе внимание взрослых Избалованнос.

Объективные трудности Желание привлечь к себе внимание взрослых Избалованность Страх неудачи ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ РЕБЁНОК НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ

ЧТО ДЕЛАТЬ, если заставить трудиться крайне сложно Нужно найти такую мотивац.

ЧТО ДЕЛАТЬ, если заставить трудиться крайне сложно Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен

1. Утром я просыпаюсь с мыслью: А) «Ура! Сегодня будет история (математика, л.

2. Я прихожу в школу, чтобы… А) узнать что-то новое; Б) заниматься такими инт.

2. Я прихожу в школу, чтобы… А) узнать что-то новое; Б) заниматься такими интересными предметами, как ______ В) встретиться с такими хорошими учителями, как _______ Г) пообщаться с дузьями; Д) весело провести время; Е) не огорчать родителей.

3. Домашнее задание я делаю так: А) совершенно самостоятельно; Б) обращаюсь з.

3. Домашнее задание я делаю так: А) совершенно самостоятельно; Б) обращаюсь за помощью ко взрослым; В) под контролем родителей; Г) от случая к случаю; Д) не делаю никогда.

4. Для того, чтобы хорошо учиться, нужно: А) иметь интерес к предмету; Б) име.

4. Для того, чтобы хорошо учиться, нужно: А) иметь интерес к предмету; Б) иметь способность к предмету; В) хорошо работать на уроке; Г) иметь хорошие отношения с педагогом; Д) уметь списывать.

6. Какова причина получения неудовлетворительных оценок? А) лень; Б) отвлекаю.

6. Какова причина получения неудовлетворительных оценок? А) лень; Б) отвлекают друзья, телевизор; В) не хватает времени; Г) не понимаю предмет.

7. В чём причины нехватки времени? А) долго гуляю; Б) занимаюсь в спортивной.

7. В чём причины нехватки времени? А) долго гуляю; Б) занимаюсь в спортивной секции, кружке; В) не умею планировать время; Г) долго смотрю телевизор; Д) медленно делаю уроки.

Результат Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучны.

Результат Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными. От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние. Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что к.

НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй

СКАЖИТЕ ТАК Я все понял. Это очень неприятно, но не стоит расстраиваться. В.

СКАЖИТЕ ТАК Я все понял. Это очень неприятно, но не стоит расстраиваться. В следующий раз ты так подготовишься, что тебе не будут нужны никакие подсказки

НЕЛЬЗЯ ставить какие-либо условия Это приучает ребенка заниматься только рад.

НЕЛЬЗЯ ставить какие-либо условия Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Ребёнка нужно учёбой заинтересовать Ненавязчиво повторя.

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Ребенок в процессе учебы должен укрепляться в мысли о т.

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Ребенок в процессе учебы должен укрепляться в мысли о том, что его умственные способности не ограничены

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Призывайте ребенка размышлять, когда он выполняет домаш.

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Призывайте ребенка размышлять, когда он выполняет домашнее задание, это стимулирует мыслительную деятельность, вырабатывает интерес к определенному знанию

ХВАЛИТЕ РЕБЁНКА Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его.

ХВАЛИТЕ РЕБЁНКА Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы Исключите из своего общения с ребенком оскорбления

Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, ес.

Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе Родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке Это залог успеха!

Краткое описание документа:

Цель: Интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

  • Познакомить родителей с особенностями поведения подростков;
  • Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
  • Предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.

(сл. 3) Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников.

(сл. 4) В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего она требует от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.

(сл. 5) Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил поведения в обществе.. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:

(сл. 6) Как показало изучение этого вопроса (было проведено анкетирование среди учащихся 6 – 11 классов), главным образом, были выделены следующие формы нарушения школьной дисциплины.

  • 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;
  • 2 место – опоздание на уроки;
  • 3 место – игры с телефоном;

– прогулы уроков;
– драки;
– порча школьного имущества и оборудования;

Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?

Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.

Прости меня, сынок!

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.

Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”

Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме – нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”

“Это наркоманы!” – прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире – сидеть просто так не было сил.

Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы.

“Разбил. Разбил!” – вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, – спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла – нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость. тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.

Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку – и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” – услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

– Что же ты, сыночек?

Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:

– Я знаю, сынок, – ответила она. – Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!

Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня. ”, а поцеловала в щёку и сказала:

Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин – пожарил картошку.

С тех пор она запретила себе вообще говорить с ним о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?

Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник – там не было никаких двоек.

Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

…История, которую я рассказала, подлинная. Может быть; она окажется для кого-то поучительной.

Нина Ивановна Варакина.

Поселок Виноградский Краснодарского края

Я рассказала эту историю не для того, чтобы упрекнуть кого-либо в неправильном отношении к своим детям, просто хотела показать, как много зависит от нас, родителей и учителей. И что для этого нужно – просто быть человеком.

И воспитывая в наших детях нравственные качества, взрослым следуем помнить, что нравственными должны быть они сами, иначе они не имеют права, что – либо требовать от детей. Ведь у взрослых больше жизненного опыта, практики. Человеческие детеныши в отличие от животных потому и находятся с родителями так долго, что процесс развития человека, приобретения ими практических и теоретических знаний умений и навыков происходит всю жизнь, чтобы, наконец, человека назвать человеком. И дают практические знания чаще всего взрослые, исходя из собственного опыта, приобретенной годами мудрости, сделанных и исправленных ошибок.

И в заключении я хочу сказать, что тема, которую мы подняли на данном собрании, несет в себе здоровую идею всем нам встряхнуться, обратить внимание на себя и заняться собственным развитием.


Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.

Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность…

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…

Ход собрания.

Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Но прежде, чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий.

По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

Давайте обратимся к результатам исследования по классу. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания.

Анализ результатов анкетирования детей.

Статистика для родителей

Папы и мамы! Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. Вот статистика, которую полезно знать:

Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворительности своей внешностью.

В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

60% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.

Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.

По материалам статистики опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.

В это период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

С этими данными, конечно, связаны и некоторые вопросы воспитания, которые необходимо рассмотреть. (раздаю вопросы для обсуждения)

Полезная информация.

Дети и свобода.

Вредна ли свобода для подростка?

Ничем неограниченная свобода безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она также вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем – не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.

Влияние улицы на поведение ребенка.

Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.

3. Подросток дома.

Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых, и он не рвался из-под контроля.

4.Компания ребенка.

Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы его друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в людях и их поступках.

Тест для родителей

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений.

Шкала суждений: 1 – категорически не согласен, 2- мне трудно с этим согласиться, 3 – может быть, это и верно, 4 – совершенно верно. Я с этим согласен.

Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.

Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей

Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы

Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути

Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям

Воспитание ребенка – труд тяжелый и зачастую неблагодарный

У ребенка не должно быть тайн от родителей

Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально

Любовью родителей ребенка не испортить

Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни

Главное, чем должен заниматься ребенок – это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.

Мать – главное лицо семьи

Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.

Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей

40 баллов и выше – Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за них.

25-40 баллов – Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявить свою независимость и свою взрослость

Меньше 25 баллов – Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

Взаимоотношения между родителями и детьми

Взаимоотношения между родителями и детьми – тема, как известно, открытая. Научиться убирать противоречия и находить взаимопонимание между родителями и детьми — наука и искусство. Не всегда родители помнят, что ответственность за овладение ими несут именно.

Статистика - упрямая вещь, а в данном случае еще и достаточно неприятная. Согласно ей среди подростков в возрасте от 10 до 14 лет:

самый большой процент суицида;

каждый 4-й пробовал наркотики и имел секс;

95% подростков пробовали курить, многие курят;

30% уходят или уходили из дому.

Возможно ли это изменить?

Постараемся найти альтернативу такому экстремальному познанию мира. Очевидно, что причина вышеуказанного - недостаточное или, так сказать, некачественное внимание, которое уделяется ребенку. И каждый родитель может привести множество доводов в свое оправдание: нагрузка на роботе, неизбежность "уличного" воспитания, которое трудно поддается контролю, в конце концов, куда смотрят учителя в школе… Тем не менее мы ставим перед собой задачу искать не оправдания, а пути решения. Главная задача и ответственность родителей – научить ребенка жить, взаимодействовать с окружающим миром. Естественное удовлетворение физических потребностей в еде и одежде далеко не единственное, хотя и важно. Кроме того, сразу оговорим: если ребенка воспитывает один родитель, это не значит, что он не сможет дать ему полноценное воспитание. Главное – осознать это как возможность роста для себя и ответственность перед ним, младшим. Важно передать ребенку ощущение полноты и щедрости окружающего мира, а также научить ставить и достигать цели, маленькие и большие.

Родителями не рождаются, родителями становятся, не нужно бояться того, что этому придется учиться.

Родители могут сказать: "Рассуждать каждый умеет… Что делать, если ребенок не слышит того, что ему говорят?". Как брать нужный настрой на взаимодействие с ребенком?

Рассмотрим взаимодействие родители – дети с точки зрения не только психологии, но и энергии.

Энергетика человека, его мысли, слова создают вокруг него определенное биополе. Оно может быть разрушительное и созидательное, сильное и слабое. Это зависит в основном от сознания человека. Знает человек об этом или нет, но энергия играет важную роль при взаимодействии людей. Энергетическая связь родители – ребенок очень тесная и мощная. Между ними должен происходить взаимообмен энергиями. Если родители добровольно не дают эту энергию (мало уделяют внимания, не дают энергию любви), дети берут ее сами, это закон самосохранения. Они просто "вампирят" через привлечение к себе внимания, пытаются разозлить, выводят родителей и учителей из себя, всячески "вырывают" их из зоны комфорта. Дети получают свое, как умеют, часто вредя себе.

Когда ребенку дается жизнь, в него и в его родителей закладываются энергии любви, благодарности, уважения. Задача родителей - помочь раскрыть этот кладезь энергии внутри ребенка, создать условия для пробуждения позитивной энергии. Если условия негативные, то и энергия пробуждается негативная. Если в доме царят уважение, доверие, любовь, такая же энергия пробуждается и в ребенке, становится доминантной при общении ребенка с окружающим миром. Если в доме преобладают недоверие, обиды, агрессия, такая же энергия пробуждается в ребенке, он ею "пахнет". Он и ведет себя соответствующим образом, по-другому не может. Ему сложно жить, и с ним нелегко.

Энергию не видно, но ее можно ощутить. И родители, учителя хорошо ее чувствуют. Чувствительность к ней легко проверить выполняя следующее задание: один человек думает о чем-то хорошем, приятном, а затем – о чем-то неприятном. Второй человек настраивается на первого, ощущает его энергию, фиксирует комфорт/дискомфорт. Затем можно поменяться ролями.

У посторонних людей нет кровных связей друг с другом. У родителей и детей эти связи прочнее, они более остро чувствуют как любовь, так и нелюбовь. Поэтому так ценна любовь родителей и так больно ранят проявления нелюбви.

Позитивная модель взаимоотношений в семье — это комфортная жизнь сейчас, это будущее ваше и ваших детей. В это стоит вкладывать время и силы. У родителя всегда есть возможности для расположения ребенка и обретения его доверия. Это либо энергетическая притягательность — любовь, душевное тепло в доме, либо интеллектуальный потенциал (мудрый родитель — учитель и друг). В идеале и то, и другое. Взрослые, дело за вами!

Памятка для родителей по теме

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как вы воспринимали.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

В период полового созревания мальчика важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочки – со стороны пап.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.


-75%

Читайте также: