Подготовка младшего обслуживающего персонала в коррекционной школе 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

В состав учебно-методического комплекта по математике для 8 класса входит рабочая тетрадь автора Т.В. Алышевой.

Учебник составляет учебно-методический комплект с рабочими тетрадями по русскому языку для 5-9 классов авторов Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской.

Содержание текстов и методического аппарата направлено на решение образовательных, и коррекционно-воспитательных задач с учетом познавательных и личностных особенностей учащихся с нарушением интеллекта.

Учебник составляет методический комплект с рабочей тетрадью автора А.И. Никишова.

Цель учебника – дать учащимся 8 класса элементарные, но научные и систематические сведения о географическом положении, климате, формах земной поверхности и водоёмах, разнообразии растительного и животного мира, населении земного шара. Методический аппарат представлен вопросами и заданиями, которые размещены до и после каждой статьи и предполагают разную степень сложности. В настоящем издании обновлен картографический материал..

Учебник составляет учебно-методический комплект с рабочей тетрадью по географии для 8 класса автора Лифановой Т.М.

Галина А. И., Головинская Е. Ю.

Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала Учебник для 8 класса для учащихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам /А.И. Галина, Е. Ю. Головинская. - Самара: Современные образовательные технологии, 2019. - 112 с.

Технология. Штукатурно-малярное дело : учебник для 8 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образова­ния обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / [С.В. Бобрешова, Я.Д. Чекайло] — М. : ВЛАДОС, 2017. — 216 с. : ил., табл. — (Коррекционная педагогика).

Для закрепления полученных знаний в учебном пособии по штукатур­но-малярному делу содержатся контрольные вопросы и практические за­дания.

Пособие

Изображение материала

Наименование, аннотация

Функционал

В тетрадь включены все необходимые материалы для организации дифференцированной индивидуальной и групповой работы школьников с разными уровнями интеллектуального недоразвития.

Работа с тетрадью будет способствовать развитию у школьников интереса к из­учаемой профессии. Самостоятельно выполняя работу в тетради, учащиеся закре­пляют и проверяют приобретенные знания, что содействует развитию их умений и навыков.

Галле А. Г., Кочетова Л.Л.

Рабочая тетрадь по обслуживающему труду предназначена для работы в классе. Она содержитрисунки, схемы, контрольные вопросы и проверочные задания, дающие возможность учащимсязакрепить пройденный на уроках труда теоритический материал и общеучебные навыки.

Рабочая тетрадь входит в состав учебно-методического комплекта по географии для 8 класса.

Рабочая тетрадь предназначена для закрепления знаний, выполнения проверочных работ и практических заданий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обслуживающему труду ( подготовка младшего обслуживающего персонала) и календарно-тематическое планирование для 8 класса в корекционной школе VIII вида на 2016-17 учебный год.

на заседании методического объединения учителей

Рабочая учебная программа

по подготовке младшего обслуживающего персонала

Составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ В. В.Воронкова. - М. : Просвещение, 2013 – 190с.

учитель трудового обучения

Кривич Ирина Ивановна

г. Новокузнецк, 2016

Пояснительная записка

Подготовка младшего обслуживающего персонала

Настоящая программа разработана и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл., 1 сб. /Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г., /автС.Л.Мирский.

Настоящая программа составлена на 350 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой 8 классов для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

Образовательная: подготовка учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, подсобных рабочих, совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, формировать знания и умения бытового труда.

Коррекционная: формировать знания и умения, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся, практически знакомиться с предприятиями, организациями и других учебных заведений, в которых придется обращаться учащимся.

Воспитательная: способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке трудовых навыков и общения с людьми.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

Преподавание курса тесно связано с другими предметами: социально-бытовая ориентировка, растениеводство, развитие речи и письма, математика и опирается на их содержание.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

уборка помещений на производственном предприятии;

машинная стирка белья;

влажно-тепловая обработка изделий из ткани;

5)подкрахмаливание и антиэлектростатическая обработка ткани;

личная гигиена медицинского персонала;

изготовление перевязочного материала;

общие требования к уходу за больными.

Содержание, система и объем рас­положения материала в курсе по подготовке младшего обслуживающего персонала для специальной школы VIII вида имеют значительное своеобразие, так как школьники с нарушением интеллекта усваивают новые знания медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени. К каждой теме программы предлагается примерный перечень изделий. Учитель, выбирая объекты работы, руководствуется интересами учащихся, особенностями, но конструкция выбранного изделия должна отвечать содержанию изучаемой темы. Особое внимание при проведении уроков по подготовке младшего обслуживающего персонала обращается на соблюдение правил ТБ и гигиены труда при проведении практических работ.

В целях ознакомления старших школьников с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии по профилю обучения.

Учитывая, что школьники с нарушением интеллекта склонны к медленному запоминанию, быстрому забыванию, программа предусматривает изучение нового материала небольши­ми порциями постоянное закрепление, повторение изученного и практических занятий. Учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление у школьников с нарушением интеллекта развито слабо, что подвести подростков к определенным обобщениям, выводам, правилам, установлению за­кономерностей, сформировать то или иное понятие возможно толь­ко на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, прак­тических действий с конкретными предметами, программа нацели­вает учителя на широкое использование наглядности, дидактиче­ского материала. Школа ставит одной из основных задач - подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профес­сиями, к посильному участию в труде. Поэтому в программе боль­шое место отводится практическим уме­ниям и навыкам. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство подростков с теоретическими знаниями, которые они приобретают индук­тивным путем, т. е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических действий с предмет­ными множествами. Учитывая неоднородность состава, разные возможности школьников в усвоении знаний, программа указывает на необходимость дифференциа­ции учебных требований к разным категориям детей, их обучаемости и привития уважения к ручному труду и рабочим профессиям.

При работе с хозяйственным инвентарём учащимся, помимо работы с опорой на план выполнения, уточнять соответствие качества выполнения работы у учителя; ознакомление с профессиями: уборщик помещения, разнорабочий, рабочий по обслуживанию зданий, что немало важно для школьников VIII вида коррекционных школ.

Работа в пищеблоке направлена на совершенствование и развитие мелких движений кистей и пальцев рук; формирование простых не сложных умений, необходимых при уборке и мытья помещения, стола кухонного, посуды, а также первичной обработки, чистки и нарезки овощей, хлеба; ознакомлениями условиями труда с профессией кухонный рабочий.

Работа в школьном огороде позволяет развивать умения по уходу за овощами и фруктами, ягодами и растениями; пространственное, конструктивное мышление, создает необходимые предпосылки для воспитания любви к природе; происходит более близкое знакомство с профессиями труда и их уважительное отношение к профессиям: садовод, овощевод, растениевод, цветовод.

Работа учащихся на пришкольном участке прививает трудовые навыки и умения, освоение простейших трудовых операций по уходу за различными поверхностями, помогает узнать степень ответственности за качество выполненной работы профессии дворник, что может пригодиться в дальнейшем выборе профессии по окончании школы.

Работа со стиральной машиной автомат предусматривает подготовку учащихся к жизнедеятельности в современном мире, так как знания и умения по машинной стирке белья нужны и необходимы школьникам VIII вида; прививает уважение к профессии прачка, так подростки самостоятельно под руководством учителя выполняют ручную стирку мелкого белья: носовых платочков, носков и т.д.

Отличительными чертами данного курса являются:

- учёт психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- использование индивидуального и дифференцированного подхода;

- реализация системных коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению учащихся, устранение преодоление специфических индивидуальных нарушений в развитии;

- коррекционная работа по адаптации и социализации детей в общество.

Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля в следующих формах: контрольный опрос, практическая работа, тест.

Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности.

В 5 – 9 классах школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на уборщиков разных помещений и дворников.

Практическое обучение осуществляется в школе и на пришкольном участке.

Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:

- Обслуживание себя (домашний труд).

- Обслуживание других, профессиональный труд.

Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)

Воспитание уважения к рабочему человеку;

Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

Формирование у школьников эстетического отношения к труду.

Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).

Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры.

При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.

Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, дворником, прачкой, рабочим по кухне и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.

К концу обучения учащиеся должны

а) как младший обслуживающий персонал:

-знать и соблюдать правила личной гигиены;

-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;

-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;

-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;

-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;

-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;

-мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке;

-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими).

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках. Она предназначена для обучения учащихся 8 класса, которые в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не могут заниматься производительным трудом, овладевать профессиями столяра, слесаря, швеи и подобных по уровню сложности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:

а) как младший обслуживающий и медицинский персонал:

-знать и соблюдать правила личной гигиены;

-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;

-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;

-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;

-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;

-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;

-овладеть элементарными приёмами общего ухода за больными людьми, маленькими детьми;

-мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке;

-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими).

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) в 8 классе разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 - 9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г.

Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, введены коррекционно-развивающие занятия, уроки по этике поведения. Практическое обучение осуществляется в школе, в медицинском блоке, на пищеблоке, на пришкольном участке.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На изучение данного предмета в 8 классе отводится 10 часов в неделю, ________ часов в год.


Конспект урока для коррекционных школ 8 вида ознакомит с назначением рабочей одежды и уборочного инвентаря, хранением и уходом.

Описание разработки

Цель: ознакомить с назначением рабочей одежды и уборочного инвентаря, хранением и уходом.

Задачи:

- образовательная: показать функциональную значимость одежды и уборочного инвентаря ; уметь подбирать рабочую одежду в зависимости от назначения.

- развивающая: развивать внимание, мышление, связную речь через умение вести диалог;

- воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи и самостоятельность;

- здоровъесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения.

Наглядные пособия: Набор спецодежды, средства по уходу за спецодеждой, карточки – задания, уборочный инвентарь.

Ход урока:

2. Актуализация знаний:

Назовите виды половых покрытий?

Назовите схему мытья полов.

Заполните пустые места:

  1. Сначала возьми … и … пол.
  2. Собери мусор в … .
  3. Возьми … и протри ….
  4. Вымой батареи с помощью ….
  5. Для мытья полов налей воду в и добавь ….
  6. Протри пол….

Сегодня на уроке мы рассмотрим назначение рабочей одежды и уборочного инвентаря во время уборки.

3. Новая тема:

Главное назначение рабочей одежды – защита организма.

Рассмотрим на странице 14 учебника, какие погодные условия и вредные воздействия могут влиять на человека во время работы.

Младший обслуживающий персонал использует рабочую одежду общего назначения. Её делают из прочных и удобных материалов. Рисунок стр. 14 учебника.

Виды рабочей одежды:

3. Куртка и брюки.

- Во время работы должны, защищены все части тела.

Головные уборы выбирают с учётом времени года, погоды и места работы.

(рисунок на стр. 16)

Руки должны быть защищены перчатками и рукавицами.

(рисунок на стр. 16)

Одежда и обувь должны быть удобны для выполнения служебных обязанностей.

Рассмотреть рисунок на стр. 15.

- Почему нельзя одеваться для работы?

Одежда и обувь для мытья полов должны быть удобны и практичны. Уборочный инвентарь для уборки используют разный. Рассмотреть рисунок стр. 80 и выписать названия уборочного инвентаря.

Весь инвентарь помечают (маркируют) разными цветами, чтобы не путать. Желтый – внутренние поверхности помещений (стены, двери, окна, мебель)

Красный – самые грязные места (туалеты, лестницы, полы, входы)

Рассмотреть рисунок стр. 81

- Какие ошибки в подписях и цветовой маркировке вёдер для уборки ты видишь? Исправь ошибки.

4. Физкультминутка:

5. Практическая работа: протирка полов шваброй.

1. Вводный инструктаж.

Давайте подумаем, какую технику безопасности нужно соблюдать при выполнении практической работы? (Беречь руки от порезов и моющих средств, одеть резиновые перчатки. Осторожно ходить по сырому полу).

Запомните, чистота зависит не от количества использованной воды, а от качества сделанной работы.

2. Текущий инструктаж. (Проводится по мере выполнения работы). Следить за выполнением техники безопасности.

3. Заключительный этап. По окончании работы каждая бригада должна отчитаться за проделанный фронт работы перед учителем.

6. Закрепление темы урока:

Работа с карточками – заданиями

- Какая одежда и обувь не подходит для уборки полов?

- Пользуясь условными знаками, назовите, какие защиты применяют при уборке помещений.

- Расскажите по картинкам правила мытья полов.

7. Подведение итогов урока:

Я предлагаю вам высказать мнения о том, что вы узнали сегодня на уроке.

Попробуйте оценить практическую работу, которую вы выполняли. Назовите положительные и отрицательные моменты уборки.

8. Подведение итогов урока: Подведение итогов, оценки и информация о домашнем задании (читать учебник стр. 14 - 16, стр. 88 - 90).

Читайте также: