Подготовка детей с овз к школе в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования Мостовский район

Районный интегрированный семинар

Выступление с докладом по теме:

высшей квалификационной категории

Еремкина Наталья Александровна

п.г.т. Псебай 2017 г.

Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы опираемся на федеральные документы в области образования, это:

- ФГОС НОО приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (вступил в силу с 01.01.2010)

- ФГОС ДО приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 (вступил в силу с 01.01.2014)

- ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ приказ Минобрнауки РФ

от 19.12.2014 г. № 1598 (вступит в силу с 01.01.2016)

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
(одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003)

Федеральный государственный образовательный стандарт дает возможность детям с ОВЗ:

- обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования;

- обеспечить механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;

- обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое.

Реализация ФГОС для детей с ОВЗ напрямую связана с

- выявлением особых образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья,

- разработкой адаптированных образовательных программ и индивидуального учебного плана,

- организацией сопровождения специалистами помогающего профиля,

- обеспечением доступности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, как посещающих, так и не посещающих образовательные учреждения.

Под обеспечением доступности образования мы подразумеваем преемственность между предыдущими и последующими образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего
опыта в последующем.

Основными задачами преемственности детского сада и школы является:

- обеспечение безболезненного перехода детей к школе;

- обеспечение условного уровня готовности детей к школьному обучению;

- воспитание у дошкольника эмоционально-положительного отношения к школе;

- обеспечение непрерывности в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка.

Для реализации задач по преемственности дошкольного и школьного обучения необходимо учитывать следующие условия:

- сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребёнка;

- для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;

- согласованность программ ДОУ и начальной школы;

- сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);

- в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно – творческой деятельности и пр.);

- создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребёнка;

- дошкольное образование должно стать обязательным и общедоступным.

По данным мониторинга выпускников нашего детского сада за 2014-2015 учебный год дети с ОВЗ составляют 36%. В 2015-2016 году примерно составит 34%. Предполагаемый процент в 2016-2017 учебном году составит 43% детей. Мы предполагаем, что эти дети пойдут в СОШ №4, №5, №6, №20 и возможно в коррекционную школу №8 города Лабинска.

Модель №1 предполагает включение одного-двух детей с ОВЗ, детей-инвалидов в обычную группу и отработку индивидуального подхода к обучению по основной образовательной программе ДОУ . (Пример - ребенок-инвалид с диагнозом: ренолаллией ).

Модель №2 предполагает открытие комбинированной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, обучающихся как по основной образовательной программе ДОУ, так и по индивидуальным программам.

Основные задачи ДОУ

сотрудничество со специалистами;

разработка и корректировка индивидуальных инклюзивных маршрутов на основе адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ на основе изучения его особенностей, ресурсов и ограничений;

обобщение опыта и результатов образования на более ранних этапах.

Комплексное сопровождение детей с ЗПР по подготовке к обучению в школе осуществляется всеми специалистами ДОУ.

СЛАЙД 14

У детей с ЗПР замедлен процесс формирования общей способности к учению: для них характерны снижение интереса к занятиям, трудности в осознании предъявляемых требований, в прогнозировании характера выполнения задания, низкая самокритичность в оценке своих действий и результатов работы.

В реализации индивидуальных образовательных маршрутов принимают участие все специалисты детского сада: педагог-психолог, музыкальный руководитель СЛАЙД 19 , инструктор по физической культуре СЛАЙД 20 , педагог дополнительного образования по изодеятельности СЛАЙД 21 .

Одной из главных задач при организации коррекционно-развивающей работы для детей с ЗПР по подготовке к школе является вовлечение родителей в образовательную деятельность, сопровождение разъяснительной работы среди родителей, о задачах и специфике коррекционной работы.

Модель № 3 – предполагает открытие специализированной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным адаптированным программам и индивидуальным образовательным маршрутам.

Основной задачей открытия группы является - обеспечение доступности дошкольного образования и подготовки к обучению в школе детей - инвалидов, не посещающим дошкольные образовательные учреждения.

Каждый участник коррекционно-образовательного процесса работает над своей задачей:

учитель - дефектолог – развивает познавательные процессы;

педагог – психолог - всестороннее развивает личность, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки и умений;

учитель - логопед – развивает речь и правильное звукопроизношение;

инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования по хореографии и изодеятельности - развивают крупную и мелкую моторику, восприятие, воображение и сенсорные эталоны.

СЛАЙД 39 - 41

Развитие ребенка-инвалида неразрывно связано с активным участием в этом процессе родителей, поэтому присутствие близкого человека на занятиях обеспечивает состояние комфорта и безопасности, необходимое для полноценного развития и успешного его обучения. В ходе совместных занятий, специалисты создают положительную эмоциональную атмосферу, вселяя в родителей уверенность - их ребенок самый лучший.

Мы с родителями встречались с директором этой школы, познакомились с условиями организации обучения в ней. Одним из важных моментов, является то, что на базе этой школы дети старших классов получают профессионально - трудовую подготовку по профилям: столярное и швейное дело. Школа работает в тесном контакте со спецучилищами города Лабинска и Армавира.

Благодаря вышеперечисленным моделям, коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья по подготовке к обучению в школе является эффективной.

Свое выступление хочется закончить такими словами:

Не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Отсутствие специальной подготовки к школе тормозит процесс интеграции детей с ОВЗ в образовательные учреждения.

У детей с ОВЗ часто отмечаются сочетания двигательных, речевых нарушений, нарушений познавательной деятельности и личностного развития. Множество и выраженность этих нарушений существенно затрудняют социальную адаптацию таких детей, не позволяют им своевременно включиться в образовательное пространство, что обуславливает необходимость проведения коррекционной работы по подготовке их к школе. Это побуждает педагога к постоянному поиску коррекционных программ, направленных на максимальное развитие и реализацию интеллектуальных возможностей каждого ребенка.

Подготовка к школе ребенка с ОВЗ осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить не­обходимые знания, умения и навыки, способы учебной ра­боты и адаптироваться к системе обучения.

В задачи коррекционного обучения детей с ОВЗ входят: развитие и совершенствование общей моторики; развитие и совершенствование ручной моторики, развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статистической, динамической организации движений, переключением движений), развитие слухового восприятия, внимания, развитие зрительного восприятия, памяти, развитие темпо-ритмической стороны речи, формирование произносительных умений и навыков; коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация нарушений звукослоговой структуры, совершенствование лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи, обогащение коммуникативного опыта.

Этапы коррекционной работы по подготовке к школе детей с ОВЗ

1. Развитие артикуляционной моторики

На данном этапе обращается внимание на объем артикуляционных движений, точность выполнения, способность к переключению и удержанию артикуляционной позы.

Для подготовки губ и языка включаются элементы самомассажа и логопедический массаж органов артикуляции, основными задачами которого являются: нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата, подготовка к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

2. Развитие дыхания

В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т.к. у многих детей с ОВЗ оно часто бывает поверхностным, резким, неспокойным, причем нередко слова произносятся ребенком на вдохе.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономичный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.

Целью данного этапа работы является развитие глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.

3. Работа над звукопроизношением

4. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

Работа по формированию фонематического слуха начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

В усвоение звуковой стороны речи входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

5. Обучение грамоте

Подготовка к обучению грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых ребенком. Основной единицей обучения в это время является отдельный звук и звук, выделенный из слова. В процессе постановки, уточнения, а затем закрепления правильного произношения звуков проводятся упражнения с целью развития слухового восприятия. При этом дети учатся различать звуки, происходит развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти. С опорой на подготовленный таким образом звуковой фонд дети упражняются в звуковом анализе и синтезе. Теперь на первый план выдвигается новая задача-научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность.

6. Нормализация лексико-грамматических навыков

У детей с ОВЗ отмечаются различные нарушения лексико-грамматического строя речи: бедность словаря, недостаточное умение пользоваться способами словообразования и т.д. ряд ошибок, несвойственных детям с нормально развитой речью, допускается детьми при грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений. Особенно часто нарушается согласование и управление. Отмечается неправильное употребление предлогов. Также наблюдается бедность синтаксических конструкций, отставание в развитии связной речи.

Поэтому основная задача – это обогащение и активизация словаря, т.к. в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя языка направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

В процессе специально подобранных игровых упражнений, коррекционная работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных.

7. Развитие связной речи

Большое значение для развития связной речи имеет мотивация. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает ее более целенаправленной, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

При подготовке детей к школе особое внимание уделяется формированию связной монологической речи. К основным приемам обучения детей связной монологической речи относятся: рассказ по демонстрируемым действиям; рассказ по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления; описание, рассказ по картинке; составление рассказа по серии картинок; сравнительное описание картинок; пересказ.

8. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук

Научные исследования убедительно доказывают, что развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимо при письме, рисовании. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка четкой и правильной.

Развитие мелкой моторики следует начинать пассивной гимнастики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Многим первоклассникам, особенно с ОВЗ совсем непросто выполнять школьные требования, для этого им нужно значительное напряжение. Поэтому важно заранее, еще до школьного обучения выяснить, насколько психические и физические возможности ребенка соответствуют требованиям школы и исходя из личностно-ориентированного подхода к детям проводить коррекционную работу.

Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается число дошкольников, которые имеют нарушения речи и это не может не тревожить. Преодоление трудностей, связанных с подготовкой к школьному обучению в рамках ДОУ чрезвычайно важно, так как речевое развитие является одним из основных направлений, без которого невозможно дальнейшее обучение в школе.

Для того чтобы дети могли успешно усваивать школьные знания, необходимо, чтобы они приходили в школу не только с подготовленными познавательными процессами (мышлением, памятью, восприятием), с достаточно сформированными ведущими мыслительными операциями, но и достаточно развитым уровнем речи. Если же ребенок приходит в школу без этого багажа, он обречен на неуспеваемость в учении. Исследования, проведенные Е.П. Конюшковой и А.В. Ястребовой (1974) указывают на четкую связь между выраженностью нарушений речи и успеваемостью школьников. Младшие школьники с общим недоразвитием речи (III—IV уровни ОНР) оказываются неуспевающими по одному-двум предметам. Они с трудом овладевают грамотой, при чтении и письме допускают большое количество ошибок, обусловленных недостатками их устной речи. А при более выраженных речевых нарушениях усвоение ребенком общеобразовательной программы становится практически невозможным без специальной коррекционной помощи педагогов и специалистов.

Работа учителя-логопеда логопедического пункта строго регламентирована. Основным контингентом детей, зачисляемых на логопедические занятия, являются дети, имеющие:

общее недоразвитие речи, преимущественно 3 уровня;

Основной формой организации коррекционно-педагогической работы при ДОУ являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Подгруппы комплектуются детьми с однородными нарушениями речи. Срок коррекционного обучения определяется тяжестью нарушения и варьируется от 1 года до 2 лет.

В настоящее время логопедические пункты при ДОУ являются наиболее массовой формой помощи детям с нарушениями речи. Содержание коррекционно-педагогического направления логопедический помощи ориентировано на преодоление речевого недоразвития, предупреждение нарушений письменной речи, формирование полноценной речевой деятельности, развитие основных сторон личности. Центральное место занимает работа над лексико-грамматической стороной речи, над связной речью, работа над развитием фонетико-фонематической стороны речи, подготовка к обучению грамоте. Эти занятия проводятся учителем-логопедом и направлены на преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала в школе. На индивидуальных логопедических занятиях преодолеваются специфичные для каждого учащегося речевые нарушения.

В обучении и воспитании детей с ОВЗ, имеющих нарушения речи, немаловажную роль играет реализация принципа комплексности коррекционного воздействия, который предполагает взаимосвязанную, слаженную работу специалистов психологического, педагогического и медицинского профиля, а также родителей. Это становится возможным благодаря деятельности в ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), объединяющего воспитателей, психолога, учителя-логопеда, медицинского персонала с целью сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. При этом под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической работы с дошкольниками с ОВЗ, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания, социализации детей с нарушениями речи.

Коррекционная работа – это сложный вид деятельности взрослых. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии. Известно, что эффективность усвоения речевых навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому логопедическая работа должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом, родителями, педагогами. Такое сотрудничество осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума.

На своих консультациях логопед подробно знакомит педагогов со спецификой и видами речевых нарушений, обращает внимание коллег на необходимость дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями речи, знакомит педагогов с методами и приемами логопедической работы, которые они могут успешно использовать на своих занятиях. Для более подробного ознакомления со спецификой логопедической работы логопед приглашает их на открытые занятия, разрабатывает памятки, посвященные вопросам диагностики и коррекции речевых нарушений.

Поскольку эффективность усвоения речевых навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь и требует постоянного закрепления, то работа по преодолению речевых нарушений должна осуществляться при активном участии и поддержке не только воспитателей, но и родителей. Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учащихся, которые имеют нарушения звукопроизношения. В связи с этим работа с родителями составляет еще один важный блок логопедического сопровождения детей с речевой патологией. В этот блок входят такие формы работы, как индивидуальное и групповое консультирование, выступления на родительских собраниях, размещение материалов на информационном стенде для родителей, проведение открытых занятий, мастер-классов, разработка рекомендаций на летний период.

Немаловажное значение в организации целенаправленной работы учителя-логопеда имеет правильное ведение документации (речевой карты, планов индивидуальной работы, тематического планирования). Наличие четкого планирования работы учителя-логопеда является залогом хороших результатов коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта. Учитель-логопед составляет годовой план, в котором предусматривает все разделы работы, перспективный план работы по преодолению лексико-грамматический стороны речи, связной речи, перспективный план индивидуальной работы с детьми по развитию фонетико-фонематической стороны.

В основе перспективного планирования логопедической работы лежат результаты обследования речи учащихся. Перспективный план коррекционной работы для каждой группы учащихся составляется после комплектования групп, которое осуществляется в соответствии с учетом логопедических заключений по итогам обследования речи детей в начале учебного года. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. В перспективном плане необходимо отразить основную последовательность работы и ориентировочные сроки ее реализации.

Содержание коррекционной работы с целью обеспечения комплексного коррекционного воздействия на детей с речевой патологией необходимо соотнесение содержания перспективного плана логопедической работы с перспективным тематическим планированием воспитателей.

Таким образом, учитель-логопед в ДОУ – основное действующее лицо, которое проводит коррекционно-педагогическую работу с детьми С ОВЗ большую часть времени, тем самым содействуя подготовке детей к успешному школьному обучению.

Эффективная помощь детям с общим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта при дошкольных образовательных учреждениях возможна лишь в случае систематической, последовательной и взаимосвязанной работы в нескольких направлениях:

• обогащение лексического запаса;

• овладение синтаксическими конструкциями;

• развитие навыков анализа звукового состава слова;

• развитие связной речи.

Исправляя и развивая все компоненты речевой системы ребенка, учитель-логопед способствует формированию нужных предпосылок для усвоения письма и чтения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Басангова Б.М., Танцюра С.Ю., Мартыненко С.М. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ. Методические рекомендации / Редактор: Цветкова Т. В. - Издательство: Сфера, 2017 г.

3. Дубровина И. В. Психо-коррекционная и развивающая работа с детьми. // Учебное пособие для студентов. М., 1999.

4. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2003.

6. Микляева Н.В., Головчиц Л.А., Виноградова С.И.: Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения. Методические рекомендации. ФГОС/Редактор: Микляева Н.В., Головчиц Л.А. - Издательство: АРКТИ, 2019 г.

7. Танцюра С.Ю., КурышинаЕ.Ю.: Сопровождение ребенка 5-7 лет с ОВЗ в условиях коррекционно-образовательного процесса/Редактор: Танцюра С. Ю. - Издательство: Сфера, 2019 г.

8. Фуреева Е. П., Шипилова Е. В., Филиппова О. В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе/ Е. П. Фуреева и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

9. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999

Автор: Фофанова Любовь Александровна
Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) к школьному обучению.

Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.

Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.

Так же известно, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7-8 лет.

Для того, чтобы начало школьного обучения детей с отклонением в развитии стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования.

Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.

В настоящее время модель деятельности педагога-психолога в МКДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому обучению выглядит следующим образом:

Работа с детьми.

Этот блок содержит три направления.

В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу (как индивидуальную, так и подгрупповую).

Дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации, выбираются новые ориентиры в работе, проводится оптимизация работы подготовки ребенка к школе.

В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время.

2. Развивающая работа с детьми.

С детьми, имеющими отклонения в развитии проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием игрового комплекса. Также проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

3. Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, составляются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Занятия направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом; коррекцию и развитие познавательных процессов

ü элементов социологического мышления

ü овладение способами и приемами познавательной деятельности

ü зачатками учебной работы

ü развитие перцептивно-моторных функций

ü а также произвольности поведения и деятельности.

Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом. Для активизации положительного результата в познавательной деятельности (например, помощь сказочному герою или мотив выигрыша). Использование соревнований и игр по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.

Чтобы развивать способность ребенка и корригировать проблемы в его развитии применяется:

ü кинезиология (развитие умственных способностей через двигательные упражнения), также каждое занятие включает в себя различные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор и словарный запас, связную речь, элементы логического мышления);

ü игры, развивающие внимание и память;

ü упражнения, развивающие и укрепляющие общие движения, и мелкую моторику;

ü психогимнастические, релаксационные упражнения.

В практике нередки случаи, когда дети с отклонение в развитии здоровья испытывают серьезные трудности в учебе и адаптации к школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, нерешительность, импульсивность, слабое развитие произвольности, демонстративность и другое).

Следовательно, в коррекционную работу по подготовке детей к школьному обучению следует включать специальные занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

Помимо фронтальных занятий (подгрупповые) проводятся индивидуальные коррекционные занятия.

Работа с родителями.

Этот блок содержит три направления.

1. Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.

В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детсадом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению.

У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Одной из основных задач является:

ü вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.

Родителей наших детей важно, заинтересовать работой в детском саду, показать, что сможет детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараться организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям должны быть конкретными, выполнимыми, легко укладывающимися в семейный стиль взаимодействия с ребенком.

2. Индивидуальное консультирование.

Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначать и проводить после предварительной диагностики готовности ребенка к школе.

ü в ходе таких консультаций освещать итоги диагностики конкретного ребенка;

ü дать родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины советовать обратиться к другим специалистам.

Автор: Фофанова Любовь Александровна

Комплексное сопровождение процесса подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) к школьному обучению.
Общеизвестно из опыта разных стран, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.
Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.
Так же известно, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7-8 лет.
Для того, чтобы начало школьного обучения детей с отклонением в развитии стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования.
Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.
В настоящее время модель деятельности педагога-психолога в МКДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому обучению выглядит следующим образом:
I блок
Работа с детьми.
Этот блок содержит три направления.
1. Диагностика.
В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу (как индивидуальную, так и подгрупповую).
Дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации, выбираются новые ориентиры в работе, проводится оптимизация работы подготовки ребенка к школе.
В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время.
2. Развивающая работа с детьми.
С детьми, имеющими отклонения в развитии проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием игрового комплекса. Также проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
3. Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.
Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, составляются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Занятия направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом; коррекцию и развитие познавательных процессов
восприятия
внимания
памяти
элементов социологического мышления
овладение способами и приемами познавательной деятельности
зачатками учебной работы
развитие перцептивно-моторных функций
а также произвольности поведения и деятельности.
Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом. Для активизации положительного результата в познавательной деятельности (например, помощь сказочному герою или мотив выигрыша). Использование соревнований и игр по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.
Чтобы развивать способность ребенка и корригировать проблемы в его развитии применяется:
кинезиология (развитие умственных способностей через двигательные упражнения), также каждое занятие включает в себя различные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор и словарный запас, связную речь, элементы логического мышления);
игры, развивающие внимание и память;
упражнения, развивающие и укрепляющие общие движения, и мелкую моторику;
психогимнастические, релаксационные упражнения.
В практике нередки случаи, когда дети с отклонение в развитии здоровья испытывают серьезные трудности в учебе и адаптации к школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, нерешительность, импульсивность, слабое развитие произвольности, демонстративность и другое).
Следовательно, в коррекционную работу по подготовке детей к школьному обучению следует включать специальные занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.
Помимо фронтальных занятий (подгрупповые) проводятся индивидуальные коррекционные занятия.
II блок
Работа с родителями.
Этот блок содержит три направления.
Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.
В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детсадом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.
Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению.
У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.
Одной из основных задач является:
вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.
Родителей наших детей важно, заинтересовать работой в детском саду, показать, что сможет детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараться организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям должны быть конкретными, выполнимыми, легко укладывающимися в семейный стиль взаимодействия с ребенком.
Индивидуальное консультирование.
Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначать и проводить после предварительной диагностики готовности ребенка к школе.
в ходе таких консультаций освещать итоги диагностики конкретного ребенка;
дать родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины советовать обратиться к другим специалистам.
HYPER13PAGE HYPER15
4

Читайте также: