Под сенью старого сада краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Вдалеке глухая, заброшенная усадьба незатейливого вида. Ветхий домик из красного кирпича. Он пошелушен ветром и промочен дождём. На нижней части его фасада хозяйничает мох, от которого уже никто давно не избавлялся. Зданию не хватает ремонта. Вокруг дома различимы осколки прочих некогда целых надворных построек. Огромным прямоугольником ограда опоясывает сад. Избалованный добросовестным присмотром прежде, осиротев, почти без боя он уступил место новым обитателям. И сейчас на месте вишнёвых и сливовых деревьев растут клёны, которые быстро заполоняют периметр усадьбы.

Уже четвёртый год подряд я поселяюсь в этом доме на всё лето. Мне сдаёт комнату одна милая старушка. Она хозяйка этого волшебного уголка и наследница древней дворянской усадьбы, выстроенной её далёкими предками ещё в первой четверти XIX века. Комнату она сдаёт за живое присутствие. Денег не берёт совсем. Говорит, что отец её гостеприимным был, так и всем детям завещал. Спорить не получается, поэтому каждую неделю покупаю свежие пряники и конфеты, привожу запас сахара и ароматный чайный лист.

Мне в её доме хорошо. За год так намотаешься по заседаниям и конференциям, что от суеты голова кругом. Вот и вырываюсь воздуха хлебнуть, пожить на природе, воспрянуть духом, услышать себя.

Из комнаты моей есть сквозной проход на уличную террасу. К ней примыкает крылечко, так что хозяйку можно не тревожить, если захочется прогуляться ночью. Вниз от террасы ведут четыре ступеньки, а от них начинается дорожка в сад. Утро в этой части усадьбы особенно прекрасно. Достаточно только ступить на тропинку, и ты оказываешься на пороге в настоящий сказочный лес. Густые и широкие листья клёнов неохотно пропускают яркий свет к подножию стволов. Царит сырость и прохлада. На огромных листьях лопуха расселись улитки. То и дело слышно стрекот и трель птиц. В полумраке под кронами легко спрятаться от палящих лучей полуденного солнца и короткого дождя.

Шла середина отпуска. Настроение было такое, что предвещало добрый сюрприз.

Еле дождался вечера. Хозяйка уже спала. Весь день она стирала, время от времени присаживаясь отдохнуть на скамью со светлой стороны дома, куда клён ещё не разросся. Только одна раскидистая ветла создавала там приятную тень. Меня же разбирало любопытство: что это за гость приходил днём? Накинув тёплую кофту, я вышел на крылечко со своей стороны террасы. Потянуло вечерним холодком. С кружкой горячего чая я присел за летний столик, рядом положил фонарь.

Настало время, и я, собрав походный чемодан, откланялся. У калитки топтались ежи.

На прощание Прошка выказал мне своё уважение: на этот раз он не свернулся и позволил себя погладить. Мерный стук состава напоминал мне о том, что пройдёт всего лишь год, и я снова увижу этот сказочный лес, средневековый замком, благородную хозяйку, колючих друзей и купола старинной церкви в лугах вправо от станции.

Но в жизни получается так, что не всегда наши планы согласуются с обстоятельствами. Следующее лето целиком я провёл в экспедиции на Камчатке.

На этот раз мне удалось подсмотреть, как ужинают два крупных ежа и три мелких игольчатых комочка. Наша совместная трапеза прошла легко и романтично, под луной.

Елена Якушина (рассказ публикуется в сокращении)

Раздел доступен только после регистрации и оценивания нескольких произведений.

    выходит регулярно, сюда пишут и сами издательства персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика регулярные сводки по новинкам от одного из админов сайта тут всё о новшествах сайта, в т.ч. технических

Авторы по алфавиту:

24 февраля 2022 г.

22 февраля 2022 г.

20 февраля 2022 г.

18 февраля 2022 г.

17 февраля 2022 г.


2022

2017

2002

Рейтинг: 8.01 (621)

Это очень необычная книга, в какое время жизни ее не читай. Конечно, 30 лет назад на первый план вышел приключенческий сюжет, но даже тогда было ясно - в этой книге все необычно, хотя словами, что же необычно, я бы тогда объяснить не смогла. Чувствовала-. >>

Вечер позднего лета понемногу начинал вступать в свои права. Еще совсем недавно горящее оранжево-золотистым светом солнце скрылось за старыми деревьями, растущими вдали, и небо начало приобретать насыщенный темно-синий оттенок. На округу опустилась умиротворяющая тишина, не стал исключением и сад, обустроенный возле дома лорда Эрингтона.
Что это было за место! Созданный еще в минувшую эпоху Просвещения, он, тем не менее, был лишен всяких строгих форм и классических пропорций, ныне это было слегка запущенное, но вместе с тем очаровательное место, с высокой травой и разросшимися кустами роз и камелий. Последние, впрочем, уже отцвели, зато первые продолжали будоражить окружение своим ароматом и крупными цветками, обильно покрывающими все кусты без исключения, словно росли не где-то в пригороде, а в самом райском саду.
Тишина продолжала царить, только редкие кузнечики время от времени ее нарушали своим негромким стрекотанием. Впрочем, надо отметить, такое происходило лишь в ближайшей к забору части сада, в глубине же царила несколько иная картина.
Пользуясь тем, что темнота пока еще не наступила, под старым большим дубом в самом сердце сада находились юноша и девушка. Точнее, она сидела на прикрепленных к дереву же качелях, а он ее раскачивал, словно воспроизводя картину Жана Оноре Фрагонара.
Девушка, очевидно, была чрезвычайно счастлива, с ее губ не сходила радостная улыбка, что весьма шло к ее внешности. Это была леди Идалия Эрингтон, единственная дочь лорда и хозяина дома. В свои двадцать лет она казалась еще совсем юным и хрупким созданием: тонкие белые руки, высокая стройная фигура, светло-каштановые волосы, никак не желающие завиваться, и большие сине-зеленые глаза придавали ей своеобразную и необычную красоту. И только едва заметные морщинки в середине лба свидетельствовали о том, что леди Эрингтон способна не только легкомысленно забавляться, но также думать и порою впадать в глубокую, хотя и затаенную печаль.
Насчет молодого человека, находящегося возле нее, можно было сказать следующее: с первого взгляда он мог показаться совсем невзрачным, даже больше того, чахлым и нездоровым, словно деревце, выращенное в темноте. Невысокий (почти на голову ниже Идалии), худой, бледный, все время прячущий лицо падающими на правую сторону волосами, часто прихрамывающий на одну ногу, он не мог считаться красивым. Однако если вглядеться получше, можно было заметить, что и в его не соответствующей классическим канонам внешности есть привлекательные черты. И прежде всего это были глаза, обрамленные длинными и густыми темными ресницами. Карие, часто подернутые некоей поволокой, они невольно притягивали к себе внимание. И несмотря на поверхностную мрачность его облика, почти всегда находящегося в тени задумчивой меланхоличности или просто желчной язвительности, этот юноша обладал прекрасным чувством юмора и умел искренне смеяться. Его звали Артур Четтерфилд, он был на год моложе леди Эрингтон, однако уже числился младшим лейтенантом в армии, что было крайне важно, поскольку за две недели до настоящего вечера началась война.

Это не могло не тревожить обоих молодых людей и, сойдя наконец с качелей, леди Эрингтон начала гораздо более серьезный разговор.
- Так странно, верно? - нарушил тишину ее голос, - Здесь так спокойно и хорошо, а где-то там, всего в нескольких сотнях километрах, происходят битвы, сражения и гибнут люди. Я уже читала известия о первых потерях нашей армии. Это ужасно.
- Что делать, таковы принципы всякой войны. - пока еще спокойно ответил Артур, опуская глаза.
- Но при всем этом. Я. - девушка повернулась к нему лицом. - Я не хочу, чтобы и ты присоединился к ним, я так боюсь за тебя. Если с тобой что-то случится.
- Ида, ты же знаешь, я не обязан идти на фронт, это мое добровольное решение. И пока что я взял время для себя подумать. В конце концов, я являюсь лейтенантом лишь благодаря принадлежности к семье военных, но сам еще никогда не был в армии. Да я и не вышел лицом, чтобы маршировать в строю на самом деле.
Когда юноша перешел к более язвительному тону, выражение лица леди Эрингтон изменилось. Едва сдерживая улыбку, она взяла его за руку.
- Значит, ты не уедешь? Правда? Ты останешься здесь? Ах, разве это не замечательно!
Мрачное выражение, тем не менее, не сходило с лица Артура.
- Я сказал, что я не намерен уезжать на фронт, однако здесь оставаться я тоже не имею желания. Я хочу начать странствовать по свету, в свои девятнадцать я еще ничего не видел, и мне бы не хотелось так и закончить свою жизнь, не повидав мира.
С губ Идалии сорвался тяжелый вздох.
- Что ж, значит, ты уедешь, и я здесь останусь одна. Моего отца почти никогда не бывает дома, и этот сад снова сделается одиноким и пустынным. в нем уже не будут звучать наши голоса, как прежде. Ах, Артур, неужели нельзя отложить отъезд? Что-то придумать?
Молодой человек был непреклонен.
- Нет. Я должен ехать. Так будет лучше.
Сильно закусив губы, девушка попыталась перевести свое внимание на что-то другое, чтобы отвлечься и не заплакать. Она увидела розы, чьи стебли лежали после недавнего дождя прямо на траве, а цветки и вовсе касались темной влажной земли.
- Так лежат. словно уже отмучились и теперь спят. - чуть слышно проговорила она. - Их время прошло.
- Да, цветы не вечны, как и мы сами, Ида. Однако наша жизнь зависит от нас, в отличие от всех прочих существ.
Словно для подтверждения своих слов, Артур взял в руку стебель одной из упавших роз, пытаясь сорвать самый большой цветок, но внезапно зажмурился и вздрогнул, выпуская его из пальцев руки.
- Ай, я совсем забыл, что у этих роз такие острые шипы.
- О, ты поранился? Можно я посмотрю? - не скрывая тревоги, Идалия подбежала к юноше и дотронулась до его руки. Тот мягко отстранил ее от себя.
- Не стоит. Ты прекрасно знаешь, что такие царапины заживают на мне в считанные минуты, ничего серьезного не случилось. - негромко произнес Артур. - А теперь мне нужно идти.
Юноша собрался покинуть сад, но девушка вновь ухватилась за его запястье.
- Артур, прошу. Не уходи, не оставляй меня одну. Даже если ты будешь мне писать - письма ведь приходят не скоро, а теперь из-за войны их можно вовсе не дождаться. Послушай, без тебя каждый день будет проходить для меня в постоянном волнении, я так буду беспокоиться, постоянно воображать, что с тобой случилось что-то дурное. О, это будет для меня самой худшей пыткой, какая только возможна в мире!
Юноша не смотрел на нее, но глухо ответил:
- Я ничем не могу тебе помочь. Это все.
На глаза леди Эрингтон навернулись слезы, голос стал глуше и дрожал.
- Нет, не все. Я думала, ты понимаешь, знаешь. или ты должен был догадаться, что я. За все это время, что знаю тебя. Я надеялась, ты сам это осознаешь, увидишь, почувствуешь, что. Что я люблю тебя.
Артур некоторое время промолчал, а затем сказал совсем неожиданное.
- Я знаю это. И уже давно. Точнее, мне рассказали.
- Кто? - не поняла Идалия.
- Даже у стен есть уши. - мрачно пояснил юноша.
У девушки затряслись руки.
- И зная это, ты теперь просто так уйдешь? Нет, нет, такого не должно быть! Артур! Я знаю, ты в последнее время часто хочешь казаться для людей не тем, кем являешься, ты напускаешь на себя такую язвительность, леденящий холод и важность, надеясь тем самым оттолкнуть от себя тех, с кем не намерен поддерживать общение. Но я не отношусь к ним! И я знаю настоящего тебя, каким ты бываешь на самом деле, я знаю, что весь этот лед в твоем сердце - напускное, это твоя невидимая маска, которую ты надеваешь, чтобы защититься от новой боли и разочарований. О, мне известно, что твоя первая любовь, которая была несколько лет назад, вселила в тебя мрачность, недоверчивость и подозрительность, но я. Я другая! И ты другой, я же помню, как всего неделю назад мы сидели здесь в беседке вместе, я держала твою голову на своей груди, когда ты немного задремал, и она у тебя сама собой так опустилась. Нас никто не видел и ничего не мог подумать непристойного. А позавчера? Помнишь? Мы разыгрывали сценку из романтического спектакля: ты упал на траву, притворившись мертвым, а я бросилась к тебе и пыталась вернуть к жизни. А сейчас. я не узнаю тебя! Неужели ты такой эгоист, что считаешь, со мной можно лишь поиграть и бросить, точно надоевшую куклу? Нет, нет, ты не бросишь меня, не убьешь своим уходом и напускной холодностью. я смогу тебя отогреть, я знаю, что ты не бессердечен!
Опустившись рядом с юношей на колени, Идалия приложила руку к его груди, а другой стремилась обнять, но тот снова лишь качал головой и убирал их от себя.
- Ида. не нужно. уходи. - глухо говорил он.
- Но Артур. - сквозь слезы молила она.
- Иди домой. меня все равно здесь ничто не удержит.
- Даже то, что я сейчас здесь стою на коленях и умоляю тебя остаться? Ах, лучше в таком случае возьми пистолет и выстрели в меня в упор, это будет гораздо менее жестоко, чем то, что ты сейчас делаешь! Можешь не верить мне, но клянусь чем угодно, что я одного тебя любила и люблю, как никого больше в целом свете! И твой отъезд. он убьет меня. не дай свершиться страшному. А впрочем. Хорошо же: скажи тогда прямо сейчас и здесь мне в глаза, что не любишь и тебе абсолютно безразлична моя жизнь и судьба! Говори же! Посмотри на меня в последний раз!

Артур медленно повернул к Идалии свое лицо, больше напоминающее каменное изваяние или восковую маску.
- Мне все это абсолютно без-раз-лич-но. - раздельно повторил он. - Теперь ты удовлетворена? Что же еще?
Словно уже неживая, леди Эрингтон медленно поднялась с колен и ответила бесцветным голосом.
- Ничего. Ты все сказал. Значит, так тому и быть. Но знай, запомни это раз и навсегда: только что ты убил меня. Без всякого оружия, одной лишь жестокой фразой. И уже никто больше не сможет вернуть меня к жизни, если только ты сам не одумаешься.
Юноша ничего не ответил на последние слова несчастной и лишь бросив вполголоса "Прощайте!", устремился к калитке сада. Идалия еще несколько секунд провожала его полным боли и страдания взглядом, а затем закрыла лицо руками и опустилась на землю, не скрывая уже рыданий.

Под сенью старого сада., Л. А. Чарская - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Художественная литература для детей

Детям и родителям

О книге

Краткое содержание

Повесть замечательной русской писательницы Лидии Чарской - одна из самых светлых и одухотворенных страниц в детской литературе начала XX века. С сердечной теплотой и любовью в книге рассказывается о жизни воспитанниц Павловского института благородных девиц, выпускницей которого была и сама писательница. Кажется, многое нам знакомо: здесь есть отличницы и двоечницы, любимые и нелюбимые учителя. Ученицы шалят, ссорятся, у них есть свои секреты и тайны, они волнуются на экзаменах и с нетерпением ждут каникул. Но как высоки и непреложны понятия чести, дружбы, Родины и веры у этих одиннадцатилетних девочек! Как возвышены их души и благородны переживания! Их сердца отрыты Богу, их детская вера горяча и беззаветна.




Худ.Kathy Fincher


В моих глазах лишь улица пустая,
В моих глазах тоска,
И взгляд, бессмысленно блуждая,
Скользит по фонарям слегка,
По гаражам, по белому забору.
Скрывающему стадион.
Какая темень! Вору в пору
Пойти на промысел. Вон он!

С тобою долгими ночами
Я мыслью часто говорю,
Ты, ветками чуть-чуть качая,
Мне напеваешь песнь свою.
Наш век с тобой давно измерен,
Немного нам осталось жить,
И к счастью путь давно потерян,
И стало некого любить.

Живи, живи, мой друг хороший,
В миру жестокости людской.
Опять под зимнею порошей
Ты будешь освящать дом мой,
И осенью кружиться листопадом,
Роняя свет, твой будет лист.
Живи, живи со мною рядом
И небу за меня молись. (с)




чаще всего, о прошлом.. . вспомнился роман Вяч. Костикова "Последний пароход" об эмигрантах 1-й волны эмиграции.. . Или Бунинские - "Темные аллеи", "Антоновские яблоки". Кстати, у эмигрантов образ дерева становится и символом старой России, которую они потеряли, которую у них отняла революция.

Читайте также: