Плот алексея андреевича краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения

Пробудить интерес к произведениям, посвящённых Великой Отечественной войне;

Способствовать развитию творческих наклонностей учащихся;

Учить лаконично выразить свой ответ на поставленный вопрос;

Развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность;

Воспитывать вдумчивого читателя.

Цифры для дорожек: красная, жёлтая, зелёная;

Музыкальные заставки голоса Левитана;

Карточки со словами: агон, теоретик, ареопаг;

Организационный момент.

(Дети построены для литмонтажа. Отвести специальное место для жюри, гостей)

Вступительная беседа.

- Какую знаменательную дату отмечаем в мае нынешнего года?

- Ежегодно 9 Мая в каждом доме нашей страны отмечают великий праздник – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День Победы – это радостный и горький праздник. Да он и не может быть иным! В эти дни, когда оживает природа, мы чувствуем как прекрасна жизнь! Как дорога нам она! И понимаем, что мы живём благодаря всем, кто воевал, погибал, выживал, когда , казалось, невозможно было выжить.

Звучит фонограмма о капитуляции германских вооружённых сил.

(дети рассаживаются по местам)

(чтение про себя и вслух)

- Хорошую память оставил о прошлом Л.А. Кассиль, советский русский писатель. Рассказы, многие из которых, посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомы Кассилю по собственному опыту военного корреспондента.

Лев Абрамович Кассиль (1905 – 1979 г.) родился в семье врача и учительницы музыки в Саратовской губернии, ныне это г.Энгельс. С детства неуёмный фантазёр, в юности активный общественник.

- Какие произведения Л.Кассиля вы самостоятельно прочитали?

- Кто является главными героями прочитанных рассказов.?

Постановка цели урока.

- Дети изо всех сил помогали в годы войны взрослым во всех делах. Об этом вы читали книги и рассказы.

Знакомство с правилами и условиями игры.

Чтобы в “Умников и умниц” нам играть
Надо очень много знать!
Почему бежит река? Как летают облака?
Что ест на ужин крокодил?
Зачем Балда веревки вил?
Какие праздники сейчас?
Чем потчуют гостей у нас,-
Всю живность на родной планете.
Какие есть цветы на свете?
Все буквы в алфавите знать,
Уметь из них слова слагать.
Все то и многое другое
Огромный мир для вас откроют.

Красная – самая короткая, нужно ответить на 2 вопроса, самых трудных, ошибок допускать нельзя.

Жёлтая - состоит из трёх квадратов, допускается одна ошибка.

Зелёная – можно ошибиться два раза.

Агон заканчивается, когда один из агонистов пересекёт границы своей дорожки.

- Назовите дату начала и окончания войны.

- Сколько лет прошло со дня Победы над Фашистской Германией? (65)

Выбраны три игрока. Определить свою дорожку.

(Зелёная) – Какую должность выполнял А.А.? (заведующий переправой)

(красная) – Что означали белые и чёрные камешки, верёвочка с узелками и щепочки в кармане босого мальчишки? (семь миномётов, пять танков, четыре орудия, три пулемёта)

(Зелёная) – Сколько лет было А.А.? (13 - 14)

(жёлтая) – Для чего мальчишки пришли в партизанский отряд? (забрать раненых)

(красная) – Кем был Валёк при А.А.? (порученец)

(Зелёная) – Где были спрятаны раненые? (в лесу, река сделала промоину и корни деревьев переплелись, образуя шалаш)

(жёлтая) – - Как получилось, что немцы не замечали, что мальчишки путешествуют на плоту по реке, да ещё добывают важные сведения? (под бережком, через изгиб реки)

Зелёная) – Сколько немецких винтовок передали пионеры – плотогоны красноармейцам? (80)

Определить победителя 1 агона.

- В котором часу нужно было явиться командиру для передачи винтовок? (0 часов 15 мин.)

- Где отмечал бухгалтер– счетовод Колька переданные винтовки? (записная книжка)

- Как была отмечена работа мальчишек командиром отряда? ( список к награде №1)

Выбраны игроки, определяют дорожку.

Зелёная – Как звали учительницу? (Ксения Андреевна)

Жёлтая – Почему в школе не шли занятия? (Было лето)

Красная – Где стояла школа? (в стороне от села, на пригорке, у обрыва реки)

Зелёная – Колхозники ушли в ближайший лес за село. Для чего? (организовали партизанский отряд)

Жёлтая – Назовите школьников, которые находились вместе с К.А.? (Костя Рожков, Шура Капустина, Сеня Пичугин)

Красная – Какую помощь каждый из ребят оказывал партизанскому отряду? ( Костя – доставлял донесения. Шура – делала перевязки, Сеня – разведчик)

Зелёная – На чём приехали немецкие разведчики к школе? (мотоцикл)

Жёлтая – Что хотели узнать фашисты от ребят ? (где прячутся партизаны)

Зелёная – Как Костя Рожков сообщил партизанам о захвате школы? (ударил немца доской)

Определить победителя 2 агона

Стихотворение читает Катя Комарова.

- Почему командир не сел на стул, принесённый Сеней Пичугиным? (залит чернилами)

- Сколько лет работала в школе К.А.? (32)

- Почему К.А. всегда находилась в школе, даже летом? (там жила)

Выбраны игроки, определяют дорожку.

Зелёная – Почему немецкий офицер остановил отряд в конце деревни? (услышал пение птицы)

Жёлтая – Где сидел мальчик? (на краю канавы)

Красная - Чем был занят мальчик? (строгал деревяшку, уперев в грудь)

Зелёная – Сколько лет было мальчику? (13)

Жёлтая – Мамальчик подал лейтенанту деревянную штучку. Что это было? (берёзовая дудочка)

Зелёная - Что обещал лейтенант мальчику, если он буде провожатым? (зажигалку).

Жёлтая –Куда просили проводить немцы мальчика? (через лес на Сурмонтай)

Зелёная – Зачем Соловушка вернулся обратно на своё обычное место у канавы? (поджидать новый отряд)

- Чем он занимался, поджидая отряд? (насвистывал чудесные мелодии)

Определить победителя 3 агона.

Вывод: простые мальчишки, проявившие храбрость и мужество. Мы даже не знаем их имён.

При чтении рассказов проявили наблюдательность, внимание, чётко отвечали на мои вопросы.

Подведение итогов.

Победителей трёх агонов наградить благодарностями.

Всем участникам в память георгиевские ленточки.

Чёрный – оранжевый цвет- дым и пламя, знаки личной доблести солдата на поле боя.


Командир поначалу считал, что Алексей Андреевич – это взрослый мужчина, но он ошибался. И сам Алексей Андреевич и его помощники были подростками. У ребят все действия были продуманы. Каждый из них хранил только часть добытых сведений, которые были зашифрованы весьма своеобразным образом. Минометы ребята отмечали белыми камушками, танки – черными, орудия – узелками на веревочке, а пулеметы – щепочками.

Кроме наблюдения за врагом пионеры занимались еще и спасением раненых бойцов Красной Армии, которых они переправляли с вражеского берега на нашу сторону с помощью плота, построенного своими руками.

Благодаря информации, полученной от ребят, наши войска сумели разгромить немецкий батальон и два взвода мотоциклистов. После боя командир представил Алексея Андреевича к боевой награде.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа заключается в том, что успех серьезного дела зависит не от возраста человека, а от его сознательности и гражданской позиции. Алексей Андреевич и его помощники по возрасту были детьми, но они решили помочь Родине победить врага и успешно справились со взрослым делом – разведкой в тылу противника и спасением раненых бойцов.

Рассказ учит относиться ко всем делам ответственно, быть сознательным и инициативным человеком, любить свою Родину и уметь защищать ее от врагов.

В рассказе мне понравились главные герои, отряд пионеров, возглавляемый мальчиком по имени Алексей Андреевич. Ребята проявили сметку и сообразительность и помогли Красной Армии разгромить врага.

Смекалка на войне помогает вдвойне.
Смекнешь да схитришь — врагов победишь.
За правое дело стой смело.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: