Площадь кабинетов лабораторий в школе должна быть

Обновлено: 05.07.2024

Часть II, раздел Л

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ

Дата введения 1964-04-01

Глава СНиП II-Л.4-62 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" разработана НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР совместно с Министерством просвещения РСФСР, НИИ школьной гигиены и физического воспитания и НИИ теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР, Институтом гигиены детей и подростков и Институтом питания Академии медицинских наук СССР, Гипропросом Госстроя РСФСР, Гипроторгом Государственного комитета по торговле при СНХ СССР, Центральным советом Союза спортивных обществ и организаций СССР при участии ЦНИИЭП жилища и НИИ архитектуры сооружений (Киев) Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, НИИ строительной физики Госстроя СССР, Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института Государственного комитета по электротехнике при Госплане СССР, Московского НИИ санитарии и гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР.

С введением в действие главы СНиП II-Л.4-62 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" с 1 апреля 1964 г. утрачивают силу § 6 главы II-В.11 СНиП издания 1958 г. и "Нормы и технические условия проектирования зданий общеобразовательных школ" (СН 22-58).

Редакторы: инж. В.Д.Несов (Госстрой СССР); арх. Д.В.Кулаков (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР); арх. Г.Д.Леладзе (НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР).

ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом по делам строительства СССР (Госстроем СССР) 30 декабря 1963 г.

ВЗАМЕН § 6 главы II-В.11 СНиП (издания 1958 г.) и СН 22-58

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование зданий общеобразовательных школ (в том числе школ с продленным днем) и школ-интернатов.

Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных, для слепых, глухонемых, умственно отсталых детей и др.), а также на проектирование зданий учебно-производственных цехов и мастерских средних школ с производственным обучением.

Примечания: 1. При реконструкции зданий школ и школ-интернатов допускаются отдельные отступления от настоящих норм при надлежащем обосновании и согласовании с госстроями и министерствами просвещения союзных республик, а также с местными органами государственного пожарного и санитарного надзора.

2. При проектировании зданий школ и школ-интернатов надлежит дополнительно пользоваться другими главами II части СНиП и нормативными документами, содержащими требования по проектированию конструкций, отдельных помещений, санитарно-технического, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными (согласованными) Госстроем СССР или его органами.

1.2. Здания общеобразовательных школ и школ-интернатов следует проектировать типовыми, причем здания общеобразовательных школ должны быть, как правило, универсальными для размещения в них школ различного назначения (неполных средних, средних и др.).

Примечания: 1. Для каждого универсального здания типы школ, размещаемые в нем, устанавливаются в зависимости от вместимости и организационно-педагогической структуры школ.

2. Примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура школ, размещаемых в универсальных зданиях, приведены в приложении 1, номенклатура школ-интернатов - в приложении 2

Здания вместимостью, не указанной в приложениях 1 и 2, следует проектировать по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и согласованным с органами Госстроя СССР в установленном порядке

3. Общеобразовательные школы следует проектировать с учетом возможности устройства при них веранд для дневного сна учащихся - при использовании зданий для школ с продленным днем, пристроек спальных корпусов - при организации интерната для части учащихся школы, а также пристроек к зданиям школ на 16 классов и более и к зданиям школ-интернатов на 16 классов дополнительных гимнастических залов (по расчету).

1.3. Количество ученических мест в типовых проектах зданий школ и школ-интернатов следует принимать не более:

в школах-интернатах - 560.

1.4. Здания школ и школ-интернатов должны быть, как правило, II класса. Здания III класса допускаются вместимостью не более 320 ученических мест.

1.5. Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности следует принимать согласно табл.1.

Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности

Степень огнестойкости (не ниже)

Здания школ и учебные корпуса школ-интернатов

V (при вместимости до 320 ученических мест)

III (при вместимости более 320 ученических мест)

Спальные корпуса школ-интернатов

Примечания: 1. Здания школ, учебных корпусов и отдельных спальных корпусов школ-интернатов рекомендуется проектировать не выше трех этажей. В стесненных условиях городской застройки или при специальных обоснованиях допускается проектировать четырехэтажные здания школ вместимостью не менее 960 ученических мест.

2. Степень огнестойкости пристраиваемых веранд должна соответствовать степени огнестойкости зданий школ. Веранды V степени огнестойкости должны быть вместимостью каждая не более 50 учащихся и расположены в первом этаже.

3. Ограждающие конструкции зданий школ и спальных корпусов школ-интернатов V степени огнестойкости следует защищать изнутри от возгорания.

4. Допускается проектировать двухэтажные спальные корпуса вместимостью не более 140 спальных мест и здания школ вместимостью не более 320 ученических мест деревянные рубленые и брусчатые V степени огнестойкости при защите стен и перегородок изнутри от возгорания.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

2.1. Площадь земельных участков для школ и школ-интернатов следует принимать согласно табл.2.

В соответствии со ст.28 этого Закона в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, по организации питания и выполняться требования саниатрных правил и норм.

На основании ст. 34 Закона № 52 от 30.03.99г. все работники школ обязаны проходить предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры и получать врачебный допуск, согласно ст.36 Гигиеническое обучение с аттестацией при поступлении на работу.

Использование помещений школ для других целей запрещается.

Требования к размещению и территории школ.

1. Ограждение забором всей территории школы.

2. Озеленение 50% территории школы.

3. Не допускается высаживать ядовитые растения.

4. Должны быть выделены: зона отдыха, физкультурно-спортивная зона,

хозяйственная и учебно-опытная.

5. Хозяйственная зона оборудуется контейнерными площадками.

6. Наружное искусственное освещение обязательно при нормативе 10 люкс на земле.

Требования к зданию.

1. Ранее построенные здания эксплуатируются в соответствии с проектом. Реконструкция

согласовывается с Управлением Роспотребнадзора по Калужской области.

2. Не допускается использовать цокольные и подвальные помещения под учебные помещения,лаборатории, мастерские, медпункты,спортивные и актовые залы.

3. Площадь на 1 учащегося в учебных кабинетах должна быть не менее 2,5 кв.м., высота-не менее 3,6 кв.м..

4. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть лаборантские.

5. В спортивных залах должны быть снарядные и раздевальные для мальчиков и девочек раздельные.

6. Площадь библиотеки -0,6 кв.м. на 1 ученика, рекреации – 0,6кв.м.при ширине 4 кв.м. при одностороннем расположении классов.

7. На первом этаже должен быть предусмотрен медпункт в составе: кабинет врача-14 кв.м.,длиной не менее 7кв.м., процедурный кабинет (прививочный)-14 кв.м.

8. На каждом этаже должны быть туалеты для мальчиков и девочек: 1 унитаз на 20 девочек,1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз , 1 писсуар, 1 умывальник на 30 мальчиков. Должна быть организована подводка холодной и горячей воды. Для персонала- отдельный санузел, на 20 человек 1 унитаз.

9. Необходимо иметь помещение для хранения уборочного инвентаря.

10. В помещениях начальных классов, кабинетах домоводства, мастерских, помещениях медицинского назначения устанавливаются раковины.

11. Рядом с умывальником должно быть мыло, полотенце, туалетная бумага.

12. Используемые отделочные материалы должны быть бзвредными для здоровья.

Требования к оборудованию.

1. В школах могут быть использованы: школьная парта, столы, конторки, стулья.

2. Размеры учебной мебели должны соответствовать росту учеников и иметь цветовую маркировку.

3. Кабинеты физики и химии оборудуются вытяжными шкафами.

Требования к микроклимату.

1. Температура в учебных помещениях должна быть от 18 до 24 градусов, в спортзале-17-20 градусов Ц., в медпункте-20-22гр., относительная влажность-40-60%, скорость движения воздуха-0,1 м. в сек.

2. Ограждение батарей из древесно-стружечных плит запрещается.

3. Для отопления не допускаются переносные обогреватели с инфракрасным излучением.

4. Для контроля микроклимата устанавливают бытовые термометры.

5. Сквозное проветривание проводят до начала и после занятий.

6. Окна оборудуются фрамугами. Площадь фрамуг- 1/ 50 от площади окна.

7. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских, в помещениях кухонь.

Требования к освещению.

1.Все помещения должны иметь естественное освещение.

2.В учебных помещениях должно быть левостороннее освещение.

3.Коэффициент естественного освещения-1,5 %. Световой коэффициент-отношение площади стёкол к площади пола 1:6.

4.Запрещается закрашивать стёкла, расставлять цветы.

5.Очистку стёкол необходимо проводить не реже 2 раз в год.

6.Необходимо обеспечивать нормативные уровни искусственного освещения за счёт потолочных светильников. Цветоизлучение белое, теплобелое. Предусматривается люминисцентное освещение. Уровни освещённости от 300 до 500 люкс.

7.Очистка осветительной арматуры не реже 2 раз в год.

8. Непригодные лампы собирают и сдают на демеркуризацию

Требования к водоснабжению и канализованию

1.Школы оборудуются холодным и горячим водоснабжением.

4. Система канализации столовой должна быть отдельной.

Медицинское обслуживание.

1. Должно быть организовано медицинское обслуживание детей.

2. Лицензирование медицинской деятельности обязательно.

3. Организация медицинских осмотров учащихся обязательно.

4. Все работники должны пройти обязательный медицинский осмотр и получить врачебный допуск при приёме на работу и в дальнейшем периодически согласно приказа МЗ РФ № 302 Н от 12.04.2011 г., получить медицинскую книжку,

Санитарное содержание.

1. Все помещения школ и территории должны содержаться в чистоте и порядке.

2. Уборку территории проводят ежедневно до прихода учеников.

3. Мусороприёмники после освобождения должны быть очищены и обработаны дезсредствами.

4. Сжигание мусора запрещается.

5. Все помещения школ подлежат ежедневной влажной уборке с применением

моющих и дезинфицирующих средств.

6. 1 раз в месяц проводят генеральную уборку.

7. Туалеты, душевые, буфеты,медпункты,столовые моют ежедневно с применением дезсредств

8. Уборочный инвентарь маркируется.

9. При появлении насекомых,грызунов проводят дезинсекцию и дератизацию силами специализированных организаций.

Контроль за выполнением обязательных требований организует руководитель школы.

Государственный контроль проводит Управление Роспотребнадзора по Калужской области.

Исчерпывающие обязательные требования изложены в Санитарных нормах и правилах,часть из которых представлена в прилагаемом перечне.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

7.2.1.1 Архитектурно-типологическую структуру здания следует формировать в соответствии с функциональной моделью. Рекомендуются следующие варианты пространственной организации здания:

- блоки учебных помещений, дифференцированных по уровням образования, и блок (блоки) общешкольных помещений, сгруппированные вокруг рекреационного центра;

- учебная группа помещений, дифференцированная на начальный основной и средний уровень образования с технологическими группами помещений, обслуживающими эти возрастные группы.

7.2.1.2 Учебные помещения включают в себя рабочие зоны обучающихся (учебные столы) и учителя. Рекомендуется предусматривать дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, в том числе технического оборудования рабочего места учителя. По заданию на проектирование допускается предусматривать дополнительное пространство для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности. Зоны как сумма пространств должны обеспечивать оптимальные условия обучения.

- не более трех учебных помещений со спальнями и игровыми (а также при наличии в задании на проектирование комнатами отдыха) и санузлами - для 1-х классов;

- не более шести учебных помещений с рекреациями и санузлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня - для 2-4 классов;

- учебные классы-кабинеты, лаборатории, соответствующие рекреационные помещения и санузлы (допускается размещать вне учебной секции, но в группе помещений для обучающихся) - для 5-11 классов.

Учебные секции-блоки 1-4 классов должны быть обособленными и непроходными для обучающихся других возрастных групп.

Состав помещений принимается по заданию на проектирование, размеры площадей - в соответствии с таблицей 5.2 СП 118.13330.2012.

7.2.1.4 Учебные помещения не следует располагать смежно, над и под помещениями, являющимися источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные, актовые и зрительные залы, пищеблок и др.).

7.2.1.5 При организации образовательного процесса с использованием фронтальной формы ведения занятий рекомендуется проектировать учебные помещения прямоугольной формы. При этом парты учащихся следует располагать таким образом, чтобы естественный свет из оконных проемов падал на рабочую поверхность слева направо.

7.2.1.6 Двери в учебные помещения надлежит предусматривать из рекреационных помещений или коридоров. Наиболее удобное расположение входов при фронтальных формах занятий - со стороны передних столов или парт.

7.2.2 Учебные помещения в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования (1-4 классы)

7.2.2.1 Ученики начальных классов, как правило, обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Состав учебных помещений на один класс: учебное помещение площадью, соответствующей принятой форме занятий, рекреация зального типа, санузлы.

7.2.2.2 Для обучающихся, посещающих группу продленного дня, дополнительно предусматривается игровая комната площадью не менее 2,5 м2 на одного обучающегося. Для группы продленного дня 1-го класса дополнительно рекомендуется предусматривать два спальных помещения (для девочек и мальчиков) площадью не менее 4,0 м2 на одного ребенка.

Допускается совмещение функций спальни и игровой при оборудовании спальни детскими раздвижными кроватями (или другими нестационарными спальными местами). Площадь спальни-игровой определяется из расчета 2,5 м2 на одно место. Для организации отдельных спален для мальчиков и девочек в общем пространстве спальни-игровой рекомендуется использовать трансформируемые перегородки.

7.2.2.3 В состав выделенного БНК также рекомендуется включать учительскую - методический кабинет для учителей начальной школы из расчета 4,5 м2 на одно рабочее место учителя (разрешается размещать за пределами учебной секции) и одну универсальную студию (комнату труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы), площадью не менее 90 м2.

7.2.2.4 При проектировании БНК в обособленном здании, размещенном на общем участке с основным зданием ОО, допускается предусматривать сокращенный набор общешкольных помещений. По заданию на проектирование возможно исключить административные помещения, сократить число помещений медблока, физкультурно-оздоровительной группы, информационного центра.

7.2.2.5 Если выделенный в отдельное здание БНК соединен с основным зданием отапливаемым переходом, допускается совместное использование общешкольных помещений при условии их достаточной мощности.

7.2.3 Учебные кабинеты основного общего и среднего общего образования (5-9 классы)

7.2.3.1 Обучение школьников по программам основного общего образования осуществляется по классно-кабинетной системе.

7.2.3.2 Набор помещений должен обеспечивать условия для изучения обязательных учебных дисциплин государственного образовательного стандарта (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух (двух-трех) предметов. Требования к учебным кабинетам представлены в разделе V СанПиН 2.4.2.2821-10.

7.2.3.3 Площадь и внутренняя среда кабинетов информатики и иных помещений, оборудованных персональными компьютерами, должна соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340 и СанПиН 2.4.2.2821. Необходимо предусматривать выход локальной компьютерной сети здания в сеть Интернет.

7.2.3.4 Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся при фронтальной форме занятий зависят от угла видимости, связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт, а также типа и характеристик используемой доски - меловой, маркерной, интерактивной. Угол видимости для меловой доски должен составлять не менее 35° для обучающихся 8 лет и старше и не менее 45° для обучающихся 6-7 лет. При использовании электронных интерактивных досок угол видимости должен определяться по их техническим характеристикам. При использовании электронных интерактивных досок на окнах должна быть предусмотрена возможность затемнения.

7.2.3.5 При каждом кабинете или группе из двух-трех кабинетов по заданию на проектирование может быть организована лаборантская (наличие лаборантской обязательно при кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе). Площадь лаборантской рекомендуется принимать не менее 18 м2.

7.2.3.6 Лаборантские следует располагать смежно с соответствующими лабораториями и соединять с ними дверями.

7.2.3.7 В лаборантских при лабораториях химии и физики предусматриваются встроенные вытяжные шкафы. Лаборантская при лаборатории химии должна быть расположена со стороны классной доски, из нее также следует предусматривать второй выход в коридор, на лестницу, в рекреационное или другое смежное помещение.

7.2.4 Специализированные учебные кабинеты основного общего и среднего общего образования

7.2.4.1 Каждый учебный блок предназначен для углубленного изучения отдельного предмета (дисциплины), связанного с профилизацией в гуманитарной, естественнонаучной или технической сферах.

7.2.4.2 В состав учебного блока по заданию на проектирование могут входить следующие помещения: специализированный кабинет, лаборатория, практикумы, а также лаборантские и помещения подсобного назначения (ресурсный центр, комната хранения и т.д.).

7.2.4.3 Площади лабораторий - специализированных учебных кабинетов, практикумов следует принимать не менее 3,5 м2 на одно место (без учета специализированной мебели и оборудования) из расчета проведения на его площади групповых форм работы. Площадь лаборантских - не менее 18 м2 на одно помещение.

7.2.4.4 Состав и площади специализированных учебных кабинетов основной и старшей школы приведены в таблице 7.1.

Грядущий учебный год запомнится не только разрешенными после пандемии торжественными линейками на свежем воздухе, но и новыми санитарными требованиями. На этот раз под пристальным вниманием государства оказались школьные кабинеты. В статье расскажем, как грамотно и безопасно организовать учебное пространство. А чтобы вы самостоятельно смогли провести ревизию, в статье указана ссылка на листы контроля с подробной информацией.

1. Мебель

А промежуток между учительским столом и стеной, а также последней партой и находящейся за ней стеной, теперь может быть любым.

2. Доска


  • освещение меловой доски;
  • расположение и диагональ интерактивной доски;
  • угол видимости остался таким же, однако, в связи с последними обновлениями, эта норма относится не только к трехметровым доскам.

3. Условия

Чтобы сделать процесс обучения максимально комфортным и безопасным, важно уделить время и условиям пребывания в классе. Естественное и искусственное освещение должно быть достаточным, лампы — исправны, а окна защищены от яркого солнечного света шторами из ткани или жалюзи.

  • целые и хорошо вымытые окна;
  • полы, стены, парты, стулья, шкафы не должны иметь сколы и иные повреждения;
  • полки шкафов, поверхности оборудования, а также книги нужно протереть влажной тряпкой, чтобы по возможности исключить вероятность возникновения аллергии у детей и педагогов.

4. Оборудование


5. Оборудование, используемое в учебном процессе

Правила, относящиеся к кабинетам физики и химии, изменены не были. А кабинет технологии теперь должен быть оборудован по-новому, но пока не уточняется, каким именно образом.

Читайте также: