Плих и плюх краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Глава первая

Хоп! — взлетел щенок дугой,
Плих! — и скрылся под водой.
Хоп! — взлетел за ним другой,
Плюх! — и тоже под водой.

Шлих ушел, куря табак.
Шлиха нет, и нет собак.

Вдруг из леса, точно ветер,
Вылетают Пауль и Петер
И тотчас же с головой
Исчезают под водой.

Не прошло и двух минут,
Оба к берегу плывут.
Вылезают из реки,
А в руках у них щенки.

Петер, Пауль, Плих и Плюх
Мчатся к дому во весь дух.

Глава вторая

Папа Фиттих рядом с мамой,
Мама Фиттих рядом с папой
На скамеечке сидят,
Вдаль задумчиво глядят.

И к столу детей ведет.
Плих и Плюх бегут вперед.

Что такое?
Что такое?
Где похлебка?
Где жаркое?

Две собаки, Плюх и Плих,
Съели всё за четверых.
Каспар Шлих, куря табак,
Увидал своих собак.

Глава третья

Ночь.
Луна.
Не дует ветер.
На кустах не дрогнет лист.
Спят в кроватях
Пауль и Петер.
Слышен только
Храп и свист.

Плих и Плюх
Сидели тихо,
Но, услыша
Свист и храп,
Стали вдруг
Чесаться лихо
С громким стуком
Задних лап.

Почесав
Зубами спины
И взглянув
С тоской вокруг, На кровати
Под перины
Плих и Плюх
Полезли вдруг.

Тут проснулись оба брата
И собак прогнали прочь.
На полу сидят щенята.
Ах, как долго длится ночь!

Скучно без толку слоняться
Им по комнате опять, —
Надо чем-нибудь заняться,
Чтобы время скоротать.

Плих штаны зубами тянет,
Плюх играет сапогом.
Вот и солнце скоро встанет,
Посветлело все кругом.

Светит солнце
Дует ветер.
А в саду,
Среди травы,
Стали рядом
Пауль и Петер.
Полюбуйтесь, каковы!

Грустно воют Плюх и Плих,
Не пускают цепи их.
Плих и Плюх в собачьей будке
Арестованы на сутки.

Глава четвёртая

Мчатся псы и лают звонко,
Ловят быстрого мышонка,
А мышонок не сдается
Прямо к Паулю несется.

По ноге его полез
И в штанах его исчез.
Ищут мышку Плюх и Плих,
Мышка прячется от них,
Вдруг завыл от боли пес,
Мышь вцепилась Плюху в нос!

Плих на помощь подбегает,
А мышонок прыг назад.
Плиха за ухо хватает
И к соседке мчится в сад.

А за мышкой во весь дух
Мчатся с лаем Плих и Плюх.

Мышь бежит,
За ней собаки.
Не уйти ей от собак.
На пути
Левкои,
Маки,
Георгины
И табак.

Псы рычат,
И громко воют,
И ногами
Землю роют,
И носами
Клумбу роют,
И рычат,
И громко воют.

В это время Паулина,
Чтобы кухню осветить,
В лампу кружку керосина
Собиралась перелить.

Гибнет роза,
Гибнет мак,
Резеда и георгин!
Паулина на собак
Выливает керосин.

Керосин
Противный,
Жгучий,
Очень едкий
И вонючий!

Воют жалобно собаки,
Чешут спины
И бока.
Топчут розы,
Топчут маки,
Топчут грядки табака.

Глава пятая

Но известно, что собаки
Не умеют жить без драки.
Вот в саду под старым дубом
Разодрались Плих и Плюх.
И помчались друг за другом
Прямо к дому во весь дух.

В это время мама Фиттих
На плите пекла блины.
До обеда покормить их
Просят маму шалуны.

Вдруг из двери мимо них
Мчатся с лаем Плюх и Плих.

Драться в кухне мало места.
Табурет, горшок и тесто,
И кастрюля с молоком
Полетели кувырком.

Пауль тоже рассердился,
Быстро к брату подскочил,
В волоса его вцепился
И на землю повалил.

Папа Фиттих на ходу
Вдруг схватил сковороду
И на Шлиха блин горячий
Нахлобучил на ходу.

Глава шестая

Очень, очень, очень, очень
Папа Фиттих озабочен…
«Что мне делать? — говорит.—
Голова моя горит.

Бокельман учил мальчишек
Палкой по столу стучал.
Бокельман ругал мальчишек
И как лев на них рычал.

Если кто не знал урока,
Не умел спрягать глагол,
Бокельман того жестоко
Тонкой розгою порол.

Впрочем, это очень мало
Иль совсем не помогало,
Потому что от битья
Умным сделаться нельзя.

Кончив школу кое-как,
Стали оба мальчугана
Обучать своих собак
Всем наукам Бокельмана.

Били, били, били, били,
Били палками собак,
А собаки громко выли,
Но не слушались никак.

И собаки в самом деле
Поумнели в две недели.

Глава седьмая и последняя

Англичанин мистер Хопп
Смотрит в длинный телескоп.
Видит горы и леса,
Облака и небеса.

Но не видит ничего,
Что под носом у него.
Вдруг о камень он споткнулся,
Прямо в речку окунулся.

Плих и Плюх помчались сразу,
Громко лая и визжа.
Видят: кто-то долговязый
Лезет на берег дрожа.

Каспар Шлих, куря табак,
Увидал своих собак.
«Ну и ну! — воскликнул он
Сон ли это иль не сон?

Каспар Шлих ногою топнул,
Чубуком о землю хлопнул.
Каспар Шлих рукой махнул.
Бух!
И в речке утонул.

Трубка старая дымится,
Дыма облачко клубится.
Трубка гаснет наконец.
Вот и повести
Конец.

Содержание

Сюжет

Произведение включает семь глав и заключение:

1) Каспер Шлих несёт топить двух щенков. Он бросает их в пруд и уходит, однако туда тут же ныряют сидящие в зарослях на берегу мальчишки, братья Пауль и Петер. Они берут щенков домой и называют их Плих и Плюх.

2) Родители братьев, супруги Фиттиг, сидят возле дома. Мальчики прибегают со щенками и просят оставить их. Фрау Фиттиг уговаривает мужа согласиться. Семья идёт в дом и обнаруживает, что вбежавшие первыми Плих и Плюх уже забрались на стол и съели весь обед.

3) Ночью Плих и Плюх пытаются залезть в кровати к Паулю и Петеру, однако те пинками выпроваживают их. Тогда щенки принимаются за одежду мальчиков и разрывают штаны и башмаки. Утром их поселяют в конуре на улице.



4) Мальчики натравливают щенков на пойманную мышь, однако та вырывается, кусает Плюхи и Плиха, а потом убегает в соседний сад. В погоне за ней щенки перерывают клумбу фрау Кюммель, которая обливает их за это керосином для лапмы.

5) Мимо дома Фиттигов проходит еврей Шмульхен Шивельбайн, которого щенки хватают за полы пальто, а потом за брюки под пальто. Он угрожает Фиттигу судом, и тот вынужден оплатить убыток.

6) Засмотревшись на комнатную собачку, Плих и Плюх устраивают свару, которая продолжается на кухне Фиттигов. Из-за того, что Петер бьёт Плиха хлыстом, Пауль начинает с ним драться, в результате готовящуюся на кухне еду они используют как оружие в драке. Достаётся и Шлиху, который пришёл посмеяться над происходящим.

7) В надежде хоть как-то усмирить мальчиков, Фиттиг посылает их учиться. Учитель благодаря усиленной порке розгами добивается того, что Пауль и Петер становятся примерными мальчиками. Они в свою очередь пробуют те же методы на Плихе и Плюхе.

В Заключении некий мистер Пиф, прогуливаясь возле пруда, падает в него, а Плих и Плюх вытаскивают оттуда его шляпу и подзорную трубу. Поражённый способностями собак, Пиф покупает их у Фиттига за сто марок. От расстройства Каспер Шлих тонет в пруду.

Переводы



Как и другие стихи Буша, история Плиха и Плюха была переведена на множество языков.

Хармс "Плих и Плюх", какое краткое содержание для читательского дневника ?

Хармс "Плих и Плюх", какая главная мысль ?

Даниил Хармс в 1936 году сделал перевод стихотворения немецкого поэта-юмориста Вильгельма Буша (1882).

Перевод был несколько сокращенный и достаточно вольный. Но основной смысл сохранен: некто Каспар Шлих топит двух щенков, братья Петер и Пауль видят это, вытаскивают их из реки и приносят домой.

Спасенные щенки постоянно носятся по дому, играют, не дают спать, топчут сад у соседки Паулины, они приносят, естественно, много хлопот мальчикам и их родителям.

Правда, мама Фиттих защищает животных и все время восклицает в рифму: "Не надо бить их!".

Папа Фиттих отдает сыновей в школу, где учитель воспитывает детей розгами. Братья считают, что так и надо учить и тоже начинают бить своих щенков. Но толку мало. Без битья Плюх и Плих обучаются всему за две недели.

Проходит год. Мистер Хопп падает в реку и теряет в воде свой шлем и телескоп. Плюх и Плих достают вещи англичанина, чему он страшно рад и предлагает Фиттихам 100 рублей за собак. Щенки проданы, а Каспар Шлих, видя такую выгодную сделку, не может этого пережить и тонет в той самой реке, на том же месте. где он когда-то топил щенков.

Главная мысль стихотворения: надо относиться и к животным, и к людям по-доброму. Когда-то ты выручишь живое существо, а потом оно поможет человеку. И учить уму-разуму надо тоже по-доброму, а не битьем.


Не будем рыскать по интернету и запишем сами краткое содержание этой сказки, которое будет таким:

  • Живет одна семья: дед с бабкой и три их дочери. Две старшие - страшные завистницы и ленивицы, а младшенькая - рукодельница и скромница. Вздумалось как-то деду поехать на ярмарку. Спрашивает он у дочерей - каких гостинчиков им привезти. Старшие шелка и бархата для обновок попросили, а младшенькой и наливного яблочка на серебряном блюдечке достаточным было. На смех ее подняли сестрицы, да Машенька все оно на своем стоит.
  • Привез дед из города подарочки дочерям. Младшая сразу стала яблочко по блюдечку катать, а сестрицы только дивятся тому, какую красоту блюдечко показывает, вся Русь-матушка, как на ладошке, видна. Вздумали они отобрать у Машеньки ее подарочек, начали в лес заманивать.
  • Девушка не чуя беды пошла с ними по ягоды. Пришли девушки в лес, а ягод никак найти не могут. Тогда Маша снова свой подарочек достала и стало видно на блюдечке на какой полянке ягоды искать. Тут уж сестрицы и вовсе не смогли свою зависть и злость усмирить, взяли они палку и убили сестрицу. Под березкой схоронили, яблоко с блюдечком забрали и домой воротились.
  • Дед с бабкой расстроились. Отец велел принести яблоко, чтобы оно показало что с его младшей дочерью стало. Старшие дочки испугались, но перечить отцу не посмели. Да только не показало ничего блюдечко, помертвел подарочек.
  • Тем временем по лесу пастушок ходил, искал овечку от стада отбившуюся. Да заприметил тростиночку, что посреди лазоревых цветов выросла около березоньки. Сделал он себе из травушки дудочку и не успел к губам поднести, как дудочка Машиным голоском запела.
  • Испугался пастушок, в деревню прибежал и стал рассказывать сельчанам, что с ним случилось. Услыхал отец Машин о дудочке, сам решил на ней поиграть. Тут уж дудочка рассказала, как Машу сестрицы убили. Повинились старшие дочки, в ноги отцу упали. А дудочка тем временем снова запела и сказала, чтобы отец за живой водой к царю отправлялся.
  • Дед к царю пришел, о беде своей рассказал. Тот, понятно дело, разрешил из колодца живительной водицы набрать. Взбрызнули водицей Машеньку, та и ожила. Увидал царь какая красавица-дочь у старика и замуж ее за себя позвал. На радостях и по просьбе Маши старших сестриц простили и на волю отпустили. А сказка честным пиром на весь мир завершилась.

Теперь немного о главных героях и злодеях этой сказки:

  • главной героиней выступает младшая дочь Маша, сюда же можно отнести ее отца, который и подарки привез и в конце произведения спас свою дочь, оживив хрустальной водой из царского колодца;
  • злодеек две - это старшие сестрицы, наполненные гневом и завистью по отношению к своей младшей сестре.

Главная тема, чему учит сказка?

  • Не завидовать другому, ибо это чувство разрушает человека и способно довести его до ужасного поступка, что мы увидали на примере старших дочерей.
  • Не хвалиться, не показывать лишний раз свои богатства, дары посторонним, дабы не вызывать у них зависть. Не надо было Машеньке свое яблочко с блюдечком так открыто сестрам показывать, ведь никто не знает когда и почему у человека возникает чувство зависти по отношению к вам, т.е. не надо и самим провоцировать это качество у других.
  • И, конечно, основной лейтмотив сказки - это победа Добра над Злом (злодеяниями), когда по заслугам и вознаграждение приходит главному герою.

Пример отзыва для читательского дневника

  • В сказе про серебряное блюдечко и наливное яблочко мы узнаем о том, как зависть двух старших сестер приводит к гибели их младшенькой сестрицы. Им страсть, как захотелось отнять у нее наливное яблочко с блюдечком, и они лишили ее жизни. Благодаря пастушку и дудочке вся деревня узнала о гибели Маши. Отец сумел достать живой воды и оживить свою дочку. Маша стала царской невестой и простила своих неразумных сестер.

Человек страдает, думает о своей возлюбленной Леноре. В это время он слышит стук. За дверью никого нет. Стук идет из окна. Астор открывает его и впускает ворона. На вопрос об имени ворон отвечает :" Никогда ". На другие вопросы он отвечает тоже самое. Становится понятно, что ворон умеет говорить только это слово. На вопросы о том будет ли автор вместе с лббимой и о том, будут ли они вместе после смерти ворон отвечает никогда. Человек злится. Вот и всё.

Стихотворение говорит нам о мимолётности всего происходящего. О том, что всё проходит и это пройдёт.

Рассказ "Тротуарный клуб" разделен автором на три части. В первой из них мы узнаем про лошадь, которая горела 18 раз, и которой снова предстоит стать объектом внимания малышни уже в 19-й. Во второй части произведения нам предлагается сцена взаимодействия студента, окно которого выходит на улицу, с детьми, играющими во дворе. И в третьей части показан вечер, когда участники тротуарного клуба расходятся по домам, чтобы следующий день с новыми силами опять начать с тушения лошади. Это если кратко передавать содержание данной сказки (?).

Главными героями становятся все участники событий, ибо они единомышленники этого клуба. Т.е. Черный рисует отдельно взятый двор, в котором установлены свои правила, обязанности, нормы, привычки. Там где заканчивается клуб - на углу, проходит граница, разделяющая владения этого общества от другого государства (квартала), поэтому члены нашего тротуарного сообщества предпочитают шалить на своей территории, не вторгаясь в чужое пространство.

  • Мальчик выволакивает старую симпатичную лошадь на улицу и свистком объявляет о начале тушения пожара.
  • Малышня на самокатах лихо подкатывает к лошади и воображаемыми мощными струями воды тушит ее в 19 раз.
  • Негр-денщик ласково смотрит на детей, которым в очередной раз удалось спасти животное.
  • В окне нижнего этажа дома начинают появляться забавные картинки. Дети знают, что это студент-медик, скучающий дома, решил с ними поиграть.
  • Они с интересом разглядывают представление, а затем самые маленькие подхватываются руками студента и переносятся через окно в его дом, откуда еще некоторое время звучат звуки мандолины, на которой "играют" малыши.
  • Перед заходом солнца во двор стекаются мамы кукол и мальчишки с машинками, родители загоняют детей по домам.
  • Студент обнаруживает на полу оторванную ручку куклы, она возвращается дочке консьержки, в ответ студент слышит сонное: "мерси".

Главная мысль? На мой взгляд, это произведение показывает наличие взаимоотношений между детьми, несмотря на их малый возраст. Даже 5-ти летний карапуз уже имеет свой список правил и норм поведения в социуме. Уже являясь членом квартального, уличного, дворового клуба он подчинен определенным требованиям и должен им соответствовать. Вопрос: ну и как спасти ребенка от "улицы"? Только нравственными разговорами и своим примером.

Содержание

Сюжет

Произведение включает 7 глав и заключение.

Глава 1

Каспер Шлих несёт топить двух щенков. Он бросает их в пруд и уходит, однако туда тут же ныряют сидящие в зарослях на берегу два брата, Пауль и Петер Фиттиг. Они берут щенков домой и называют их Плихом и Плюхом.

Глава 2


Родители братьев, супруги Фиттиг, сидят возле дома. Мальчики прибегают со щенками и просят оставить их. Фрау Фиттиг уговаривает мужа согласиться. Семья идёт в дом и обнаруживает, что вбежавшие первыми Плих и Плюх уже забрались на стол и съели весь обед.

Глава 3

Ночью Плих и Плюх пытаются залезть в кровати к Паулю и Петеру, однако те пинками выпроваживают их. Тогда щенки принимаются за одежду мальчиков и разрывают штаны и башмаки. Утром собак поселяют в конуре на улице.

Глава 4

Мальчики натравливают щенков на пойманную мышь, однако та вырывается, кусает Плюха и Плиха, а потом убегает в соседний сад. В погоне за ней щенки перерывают клумбу фрау Кюммель, которая обливает их за это керосином для лампы.

Глава 5

Мимо дома Фиттигов проходит еврей Шмульхен Шифельбайнер, которого щенки хватают за полы пальто, а потом за брюки под пальто. Он угрожает Фиттигу судом, и тот вынужден оплатить убыток.

Глава 6

Засмотревшись на комнатную собачку, Плих и Плюх устраивают свару, которая продолжается на кухне Фиттигов. Из-за того, что Петер бьёт Плиха хлыстом, Пауль начинает с ним драться. В результате готовящуюся на кухне еду они используют как оружие в драке. Достаётся и Шлиху, который пришёл посмеяться над происходящим.

Глава 7


В надежде хоть как-то усмирить мальчиков, Фиттиг посылает их учиться к строгому учителю Бокельману. Благодаря усиленной порке розгами последний добивается того, что Пауль и Петер становятся примерными мальчиками. Они в свою очередь пробуют те же методы на Плихе и Плюхе.

Заключение

Некий мистер Пиф, прогуливаясь возле пруда, падает в него, а Плих и Плюх вытаскивают оттуда его шляпу и подзорную трубу. Поражённый способностями собак, Пиф покупает их у Фиттига за 100 марок. От расстройства Каспер Шлих тонет в пруду.

Переводы

Как и другие стихи Буша, история Плиха и Плюха была переведена на множество языков.

Экранизации

Пародии

Напишите отзыв о статье "Плих и Плюх (книга)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Плих и Плюх (книга)


Не топи ближнего своего, и не копай яму. Он угробит себя сам. К чему лишние движения рукой.

Есть истории как истории. Красивые издательства, прямой и простой смысл, который поймет даже маленький ребенок. А есть.

Истории, которые не то, чтобы ломают и искривляют поток твоей реальности и сознания. Но ты озадаченно смотришь на книжку, свесив набок голову, и пытаешься понять - что это?

Наверное, все дело в том, что я просто не люблю поэзию. Да, наверное в этом все дело.



От производителя

Замечательная стихотворная повесть талантливого писателя Даниила Хармса (настоящая фамилия Ювачев Даниил Иванович) представляет собой вольное изложение повести для детей известного немецкого поэта и художника-иллюстратора Вильгельма Буша. Думается, что не только дети, но и взрослые с радостью встретят переиздание этой веселой и забавной книжки о двух проказливых щенках, давно ставшей библиографической редкостью.

На самом деле, книга может быть и неплохая. История про то, как доброта к младшему брату твоему окупается сторицей спустя некоторое время. Иногда нужно лишь немного подождать, и награда тебе явится обязательно. Как и то, что воздаяние за твои поступки также обязательно явится за тобой. Здесь уже проси не проси, а некуда скрыться. Разве что только искреннее покаяние поможет тебе. Да и то не факт.

Все-таки грех есть грех.

В общем, что-то я запутался малость в этой повести, написанной еще и стихами. Немцы такие немцы. Им лишь бы запутать голову честному человеку своим прагматизмом, и рациональным подходом к миру.

Но история понравилась.

А вот иллюстрации сломали мозг.












Не знаю почему. Вроде бы красиво все нарисовано. Но когда ты листаешь книгу, то прямо чувствуешь, как начинает скрипеть твое подсознание, просясь наружу. Чтобы высказаться. Хотя бы разик. А то все в тени, да в тени. И слова сказать не дают Ироды окаянные.

Впрочем. Почему бы и нет.

Насчет возраста "сказочки" я бы еще подумал. Самым маленьким детишкам подобное читать явно рановато. А вот уже немного постарше можно смело. Да то и дать книжку. Пускай сами читают. Ну или картинки рассматривают.

Все одно получится занять ребенка хотя бы не надолго.

В целом рекомендую. Но история чисто немецкая)

Читайте также: