Платон является представителем школы объективного

Обновлено: 05.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Интеллектуальная атмосфера ранней юности Платона была пронизана не только антидемократическими, но и антитираническими тенденциями. Платон презирал аристократические тюрьмы, смертную казнь и изгнание.

В возрасте 20 лет Платон встретил Сократа и оставался с ним до смерти своего учителя — около 8 лет. Под влиянием Сократа он предположил, что выход из потрясений своего времени возможен только в том случае, если вместо борьбы интересов на первый план выйдет нравственное воспитание общества.

В возрасте сорока лет Платон вернулся в Афины и открыл философскую школу, Академию, названную в честь героя Академа. Эта знаменитая Платоновская академия просуществовала в Афинах до конца античности, почти 1000 лет. Руководство этой школой стало самым дорогим делом в жизни Платона. Академия заменила Платону семью, которой у него не было, а также общественную деятельность, от которой он отказался. Образование Платона было основано на методе математики. С 367 года до н.э. его ученик Платон становится Аристотелем. В кругу Академии и заканчивается жизнь Платона. Согласно легенде, Платон умер в 347 году, в день своего рождения, в возрасте 80 лет. Он был похоронен в Академии.

Работы Платона до сих пор находятся в центре внимания исследователей разных направлений. Исследователи выделяют три периода в творчестве Платона:

Платон — единственный философ древности, чьи произведения сохранились практически полностью: 34 диалога и Апология Сократа. Помимо диалогов, сохранились также некоторые письма Платона. Главным героем большинства диалогов является Сократ, которого Платон описывает как идеального учителя морали и философии.

Диалоги Платона имеют особую ценность: с одной стороны, он излагает свои научные концепции, с другой — новое мировоззрение. Однако философа нельзя назвать изобретателем литературной формы диалога — тогда это был довольно распространенный художественный прием в литературном кругу, находившемся под влиянием Сократа. Это может объяснить преобладающее положение Сократа в диалогах. Ведь именно он ведет разговор, и именно в его уста вкладываются самые важные выводы. В течение полувека, что писал Платон, характер диалога много раз менялся в ту или иную сторону. Диалоги более драматичны в его ранних работах и более уравновешенны и спокойны в работах более позднего периода.

Социально-политические истоки идеализма заключаются в социальной заинтересованности определенных классов и сословий воспроизводить неадекватные идеалистические построения, поддерживать их в научном обороте. Этот интерес обусловлен онтологическими функциями идеализма, которые часто дезориентируют идеологический и социальный процесс и служат эгоистичным групповым интересам. С точки зрения генезиса и реального статуса идеализм внутренне связан с фидеистическим сознанием. Возникнув как теоретическая и логическая разработка, отражение последней, идеализм функционирует как средство обоснования, оправдания веры в сверхъестественное. Основными формами идеализма являются объективный и субъективный. Человек принимает безличный универсальный разум, безличную супраиндивидуальную психику как первооснову бытия. Другой отрицает любую реальность вне человека: реальность — это продукт его ментального творчества.

Объективный идеализм Платона — общее представление

Опираясь на эти аргументы как на неоспоримые, Платон строит достаточно логически стройную систему объективного идеализма, включающую учение о бытии, обществе и человеке.

Сущность идеи в понимании Платона

Платоновская идея является родовым понятием, то есть обобщением отдельных вещей и их групп, и поэтому имеет отношение не к вещам, а к логическим абстракциям. Однако этого недостаточно.

Более того, эта идея никогда не мыслилась как простая и чисто мозговая абстракция. Платон и все платоники всегда вносили в нее художественный элемент, и она обладала тонко развитой художественной структурой. Для этого в самом царстве идей была придумана отдельная материя, тоже идеальная, оформление которой позволяло понять эти идеи художественно. Об идеальной материи даже сам Платон не делает никаких намеков.

Платоническая идея всегда мыслилась как полная жизни. Это было царство мечты и предмет всех жизненных надежд. Сама любовь мыслилась платониками как восхождение к идеальному миру и как отражение последнего на людях, их поведении, их чувствах, на различных событиях и всех обстоятельствах жизни.

Эта жизненность платоновской Идеи зашла так далеко, что сама Идея мыслилась не только как объект, и не только как принцип того или иного объекта, но и как субъект, как мысль, то есть как сама мысль. Тогда Идея оказалась тождеством субъекта и объекта, или нус-разумом, космическим разумом. В платонизме она оказалась бесконечным конечным состоянием жизни, самой жизнью. Платонизм называет эту живую систему самосознающих, саморазмышляющих и самосозерцающих идей, то есть все то, что живо само по себе и служит причиной, источником, принципом и архетипом всех живых существ и всей жизни в целом, nous-mind.

Из этого также следует, что платоновские идеи в их полном логическом совершенстве оказываются ничем иным, как богами, но не богами той первоначальной народной религии, которая была для платоников скорее объектом уважения, чем философского интереса, а логически построенными богами. В результате такие логические построения богов часто не соответствовали или лишь частично соответствовали богам народной религии. В этом отношении платонизм как философия Реставрации особенно поразителен.

Знаменитой была платоновская теория воспоминаний — теория прекрасная, как сон, но не более реальная, чем они сами. Живые архетипы чувственных вещей — идеи — живут в надзвездной сфере и образуют особый мир. Чистые, без цвета, без формы, без протяженности, они сидят там, как божества, сияющие вечной красотой и истиной, недоступные никому, кроме бессмертного духа. Но души также обитали с ними до того, как они были ниспосланы в наши смертные оболочки. Тогда, обитая в небесном царстве, они созерцали эти суверенные идеи в тихом восторге, впитывали их свет и формировали для себя точные понятия истины и бытия; теперь же они заключены в свои физические оболочки, как в темницу, и омываются стремительным потоком жизни, имея перед глазами не вечность, не совершенство, не неизменность, а мимолетные видимости, наполненные лишь уродством и мимолетностью. В то же время эти явления являются бледными копиями вечных идей, и перед мысленным взором впечатлительной души открывается другой, лучший мир, в котором она когда-то жила и который был ей так дорог, — сначала смутно, но затем все яснее и яснее. Она начинает вспоминать, как мы начинаем вспоминать свои лица, когда смотрим на их фотографии, даже если они поблекли от времени: фотографии пробуждают память, и постепенно душа, напрягая все свои силы, начинает замечать знакомые формы идей в шумном и бессвязном вихре вещей и явлений. Чем полнее он отрезан от влияний внешнего мира, чем глубже вглядывается в пеструю игру явлений, тем ярче оживают в нем воспоминания, тем ярче возникают образы давно забытых идей. Он все больше и больше поднимается над чувственными восприятиями, которые чужды ему с рождения, и постепенно начинает создавать концепции, соответствующие его воспоминаниям, — концепции, которые становятся все более и более сложными, все более и более возвышенными.

Заключение

В своих трудах великий мыслитель подвел как бы итог всему предшествующему научному и философскому развитию в Древней Греции. Они затрагивают широкий круг тем, которые сегодня изучают астрономия, механика, физика, биология, зоология, политическая экономия, эстетика и другие науки.

В его учении не было четкой системы именно благодаря этому факту, благодаря подвижности мысли философа, наследие Платона актуально уже несколько веков.

Список литературы

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва: Проспект, 2000.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон ("широкоплечий") – прозвище, которому он обязан своим мощным торсом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа. Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.

Основные философские труды Платона

Философия Платона

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

Теория идей

Мир идей Платона

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

  • вечность
  • неизменность
  • объективность
  • безотносительность
  • независимость от чувств
  • независимость от условий пространства и времени

Структура идеального мира.

Мир идей и мир вещей

Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.

Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.

Диалектика Платона.

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  • 1. крестьяне, ремесленники, купцы
  • 2. стражи
  • 3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, Бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека.

Одной из основных мыслей Платона является известное утверждение о том, что видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Эта идея является одной из веч­ных в философии.

Душа человека состоит, говорит Платон, из трех частей: разумной, аффективной, или эмоциональной и вожделеющей. Это сочетание в каждом случае неравномерное. Если преобла­дает разумная часть души, то человек — философ, если эмо­циональная, он — воин, а если вожделеющая, то — земледе­лец или ремесленник

Пер­вый принцип, на котором должно строиться идеальное государ­ство, — это разделение труда между сословиями, из которого вытекает полное отрицание демократии. Ведь она — это вы­борность руководящих государством людей. Как можно выби­рать руководителя, недоумевает Платон. Ведь управлять дол­жен тот, кто умеет это делать, а не тот, кто симпатичен нам и которого мы поэтому выбираем, чтобы он управлял нами. Вторым принципом идеального общественного устройства должно быть отсутствие частной собственности, так как она — источник всех бедствий. Если все равны, то кому придет в голо­ву позавидовать ближнему оттого, что у него чего-то больше, и кому надо будет бояться соседа, который может что-либо от­нять. Равенство исключает и зависть, и страх, и вражду. Из-за чего людям ссориться и обижаться друг на друга, если все оди­наковые по своему имущественному положению? Общество и государство, построенные на естественном разделении труда и отсутствии частной собственности, будут процветающи­ми и счастливыми. Так должно быть, но в действительности все иначе: каждый делает не свое дело; руководители не умеют управлять, ввергая народ в пучину страданий, воины скверно защищают его, а земледельцы не трудятся; любой преследует личный интерес, раскалывая общественное единство; все враж­дуют со всеми, а в результате на земле множатся бедствия и несчастья. Нарисованная Платоном картина — идеал, к кото­рому следует стремиться и по которому должно преобразовы­вать нашу жизнь. Но поскольку — это всего лишь образец и мечта, то его учение о совершенном обществе называется уто­пией.

Аристотель и его система философских взглядов

Эллинистическая философия: основные направления и представители

Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Прославил Антисфена его ученик Диоген. Сохранилось множество преданий, легенд и забавных случаев, связанных с этим философом. Считается, что жил Диоген в бочке. Он, как и его учитель, ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Разум для киников был единственной ценностью. Диогена считают первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека — высшим благом. Мир, по Диогену, очень плох, поэтому необходимо научиться жить отдельно от него, избавившись от всего наживного.

Скептицизм

Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Эпикуреизм

Стоицизм

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: она упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

Основные идеи стоиков.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира.Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

К характерным чертам стоической философии также относятся:

• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

• признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

• определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

• высокий эстетизм в мыслях и поступках;

• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

• признание стремления к счастью высшей целью человека.

Философия скептиков.

Скептицизм (от греческого скептикос, буквально — рассматривающий, исследующий) возникает как направление в философии, очевидно, в связи с крушением у некоторой части образованных людей надежд на прежние претензии философии. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Акцентируя внимание на относительности человеческого познания, скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма. В рамках скептицизма был поставлен ряд проблем диалектики познания. Однако скептицизм имел и другие последствия, так как безудержное сомнение в возможностях познания мира вело к плюрализму в понимании социальных норм, к беспринципному приспособленчеству, угодливости, с одной стороны, и пренебрежению человеческими установлениями, с другой.

Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему невежеству и аморализму.

Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 — 270 гг. до н. э.). Философия скептиков дошла до нас благодаря трудам Секста Эмпирика. Его труды дают нам представление об идеях скептиков Пиррона, Тимона, Карнеада, Клитомаха, Энесидема.

Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:

1. из чего состоят вещи;

2. как следует к ним относиться;

3. какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.

Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Это объясняется тем, что наши чувственные восприятия хотя и являются достоверными, но не могут быть адекватно выражены в суждениях. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства.

Усилия скептиков Пиррона, Энесидема и Агриппины, направленные на то, чтобы сковать человеческую любознательность сомнением и затормозить движение по пути прогрессивного развития знаний, были тщетными. Будущее, которое представлялось скептикам как ужасное наказание за веру во всесилие знания, все же пришло и остановить его никаким их предостережениям не удалось.

Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По мнению великого мыслителя, вся философия вмещает в себе принцип трепетного стремления к высшей истине, а не сухое абстрактное знание. Только тот, кто испытал тягу к высочайшему умственному благу, может назвать себя философом и мудрецом.

  • Краткая биография
  • Платоновский мир форм и идей
  • Представление Души у Платона
  • Учение о познании и диалектике
  • Любовь и Красота
  • Государство Платона
  • Место семьи в идеальном Государстве

Краткая биография

Будущий великий философ родился в 428 году до н.э. в Афинах в знатной семье. В юности он заводит дружбу с учеником Гераклита - Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку родственники юноши занимались политикой, то и он хотел себя посвятить этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе.

Рис. 1. Платон - копия бюста работы Силаниона, создана для Платоновой Академии Уже в двадцать лет Платон знакомится с Сократом и становится его учеником. До последних лет жизни учителя он остается верным адептом Сократа и его преданным другом. После смерти учителя и долгих странствий (Платон бежал из Афин и много путешествовал) философ возвращается и открывает школу, где он живет и работает до глубокой старости. Умер великий мыслитель в 347 году до н.э., а эта школа существовала еще на протяжении многих веков.

Важно! Сократ называл свою школу “Академия” - в честь мифического Академа. Считалось, что на месте, где великий мыслитель с учениками построил свою школу, похоронен древнегреческий герой.

Платоновский мир форм и идей

Главное место в своем учении Платон выделяет размышлениям об эйдосах - идеях. Согласно его философии, Вселенная разделена на две части: измерение эйдосов и мир форм (вещей). Идеи являются прообразами всего и лежат в основе всех вещей, которые созданы из бесформенной материи. При этом сама материя не в состоянии что-либо породить без движущей силы эйдосов. Измерение эйдосов находится вне пространства и времени, но имеет четкую иерархию, во главе которой находится идея Блага. Она становится обязательным условием для познаваемости всех остальных эйдосов и играет важную роль в распознавании людьми высших ценностей.

Представление Души у Платона

  • Разумной, находящейся в голове.
  • Волевой, находящейся в груди и состоящей в союзе с разумом.
  • Страстной, расположенной в желудке и служащей низшим инстинктам.

Важно! В каждой нации, согласно Платону, преобладает какая-то одна составляющая Души. У греков - разумная, у северных народов - мужественная, у египтян - тяга к наживе и обману.

Учение о познании и диалектике

Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры. Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи. Сама же идея является истинной сутью вещей.

Любовь и Красота

Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Государство Платона

  • Разумная - к мудрости;
  • Волевая - к смелости и отваге;
  • Чувственная - к воздержанию.

Мудрецы-правители

Они не в способны на безнравственные поступки, обладают высшим знанием и принимают решения по логике мира идей. Правители с малых лет получают философское образование и учатся управлять. Эгоистический интерес искореняется еще в младенчестве, и это распространяется даже на семейные отношения: имущество и жены общие с народом. Правитель контролирует все - от произведений умственного труда, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.

Защитники-воины

  • Гимнастическое, где они учились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разумному началу;
  • Мусическое, где они тренировались укрощать свою ярость, трансформируя ее в ощущение гармонии с окружающим миром.

Рис. 4. Статуя Платона в Дельфах

Каста трудящихся

Платон называл их еще производителями. Ими являются все остальные люди, они не обладают Душой и живут в мире физических потребностей. Все наработанные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.

Важно! Только то Государство может достигнуть Справедливости, в котором четко соблюдаются границы между кастами, где каждое сословие занимается своим делом и не вмешивается в работу людей другого уровня. Покидать свою касту, переходя в другую, можно только после прохождения серьезного испытания.

Место семьи в идеальном Государстве

Стоит отдельно отметить отношение к семье в таком обществе. Нормальная семья, как мы привыкли ее представлять, отсутствовала. Все внутрисемейные отношения регулировались главой Государства. Дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети - родителей.

Важно! Платон сам жил по законам своего идеального Государства. Истории неизвестны ни его жены, ни его дети.

Читайте также: