Платон теэтет краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Евклид рассказывает своему другу Терпсиону о написанной много лет назад книге по мотивам того, что Сократ поведал ему о разговоре с Теэтетом, когда Теэтет был ещё очень молод. Евклид вспоминает об этой книге, когда Терпсион спрашивает, где он был. Выясняется, что Евклид заходил в гавань Мегары и встретил там Теэтета, которого привезли туда по пути из Коринфского лагеря в Афины. Теэтет болен дизентерией и страдает от ран, полученных на войне. Евклид поражается проницательности Сократа, предрекавшего Теэтету большую славу. Мальчик-раб читает рукопись Евклиду и Терпсиону.

Протагор утверждает, что критерием истины является человек, он мера всех вещей. Сократ не соглашается с Теэтетом и Протагором, вопрошая, почему именно человека берет в качестве меры Протагор, а не свинью и не кинокефала, тем более что сами люди берут считают авторитетом, критерием не любого человека, а только специалиста в своем деле.

Далее, если знание есть чувственное восприятие, тогда непонятно такое явление, как память, потому что если мы что-то вспоминаем, то в данный момент не ощущаем и, следовательно, не имеем знания об этом предмете. Но факт памяти говорит, что знание у нас есть даже и в отсутствии чувственного восприятия, что также противоречит высказыванию Теэтета и Протагора. Далее Сократ спрашивает, можно ли одновременно знать какую-то вещь и не знать ее. Теэтет отвечает, что это невозможно. На это Сократ говорит, что если закрыть один глаз, то одним глазом вещь видна, а другим — нет, значит мы ее знаем и не знаем. Или если смотреть на предмет вблизи, то его можно видеть хорошо и поэтому знать, а если издалека - то видеть плохо и поэтому не знать.

Далее, если, согласно Протагору, все ощущения истинны и, таким образом, все истинно, то истинно и утверждение о том, что положение Протагора ложно. И еще один аргумент, основывающийся на теории Гераклита о том, что все чувственное постоянно изменяется. Если так (а для Платона это действительно так), то каждая вещь является одной и уже другой, находясь в постоянном изменении. Если вещь была белой, а потом стала черной, то в какой-то момент она была и белой, и черной. Потому о вещи, которая изменяется в каждый момент, мы не можем иметь какого-нибудь знания, не можем даже сказать, чем она является, и тем не менее мы это знание имеем.

Эти аргументы действуют на Теэтета, он соглашается с Сократом и говорит, что, по всей видимости, знание не есть чувственное восприятие, а есть истинное мнение. На это Сократ говорит, что это высказывание должно иметь под собой некоторую почву, а именно критерий отличия истины от лжи. Мы должны уметь отличать истинное мнение от ложного, и, значит, должны уже иметь в себе некоторое знание. Значит, это высказывание также не является истинным.

Тогда Теэтет говорит, что знание — это истинное мнение с доказательством. Но и на это Сократ замечает, что часто мы знаем вещи, не умея их доказывать, а наоборот, доказательства совсем даже не важны. Если мы, читая какое-нибудь слово, будем смотреть только на составляющие его буквы, то мы слова не поймем. Слово понимаем, когда видим его целиком, поэтому и это мнение Теэтета не является истинным. Что же является истинным знанием, в этом диалоге ни Сократ, ни Теэтет не говорят, и о том, какова точка зрения Платона по этому поводу, мы можем сделать вывод из других его диалогов. Для этого Платон и строит свое учение об идеях.

Резюме

Аргумент

Платон хочет продемонстрировать важность Форм : без них мы не можем определять, а наука становится невозможной; без них диалектика отрицательна, опровергнута (по- древнегреческому : ἔλεγχος , опровержение), а вытекающая из нее философия не производит ничего, что можно было бы назвать наукой.

Презентация

Дата составления

Майевтика и ее роль

Датировка и хронология диалога

Рамка

Сократ обсуждает с молодым Theetetus Афин , в современной математике Платона и ученика Феодора Кирены , в определении от науки .

Символы

  • Персонажи пролога
  • Евклид из Мегары : основатель мегарической школы , именно он записал диалог между Теететом и Сократом (согласно тому, что ему сообщил Сократ).
  • Персонажи диалога читают
    • Теодор : Родом из Кирены ; сюрвейер ; друг Протагора . Теодор смог разглядеть в Теетете особенно одаренного ученика, похожего на Сократа своим физическим безобразием .
    • Теэтет : родом из Афин , одаренный математик, восхищающийся наукой Теодора и Протагора . Он похож на Сократа в своем уродстве.

    Краткое содержание пролога

    Этот диалог рассказывается в прямом стиле, который сам Платон подчеркивает в образе Евклида. Этот, по сути, указывает в конце пролога, что он будет относиться к прямому стилю диалога Сократа с Тетет и спрашивает Терпсиона, одобряет ли он такую ​​процедуру до начала. Терпсьон соглашается, говоря, что не видит ничего отталкивающего.

    Из различных рассказчиков, используемых Платоном, Евклид - единственный, кто записал диалог в письменной форме с помощью Сократа. Сам факт, что Евклид обращается к письменному слову вместо того, чтобы обладать живым знанием в своей душе, возможно, является признаком того, что его нельзя рассматривать как подходящего кандидата для философии.

    Пролог

    Краткий пролог объясняет условия, при которых будет прочитана дискуссия между Сократом и Теэтетом. В этом прологе встречаются Евклид и Терпсион. Терпсион удивлен, что не встретил Евклида раньше. Последнее объясняется тем, что он сопровождал Тетет, раненую на войне и жертву дизентерии , в Эринос. Это повод для двух персонажей вспомнить, что Теетет, по общему мнению , человек столь же красивый, как и добро , - два качества, которые определяют греческое превосходство, и что именно там Сократ считал себя незадолго до него. Суд и его смертный приговор были вынесены , когда Фетет был еще подростком.

    Однако мы могли видеть в описании этих обстоятельств форму иронии, которая контрастирует с лестным портретом Тетет. Мы действительно можем установить связь между дизентерией, которой Теетет был бы подвержен во время его репатриации, и вопросом Сократа, чтобы узнать, будет ли молодой Тетет испускать только ветры , пытаясь дать определение науке. Основываясь на этой связи, мы можем предположить, что Платон предполагает, что Фетет на самом деле не подтверждал суждение Сократа о нем.

    Как бы то ни было, похвала Теетета заставляет Терпсиона и Евклида вызвать дискуссию, которая когда-то имела место между еще юным Теететом и Сократом. Евклид, который не присутствовал на этом диалоге, сообщил о нем Сократу и записал его в письменной форме, исправляя в соответствии с инструкциями Сократа. Раб Евклида прочтет для Терпшена; диалог написан прямым изложением слов главных героев.

    Обычно его изображают в образе веселого, но крайне некрасивого старика с плоским носом, тяжелыми чертами лица, пузатым животом. Socrate сравнивали с Силеном в симпозиуме по Платону (215 б) и симпозиум по Ксенофонта ; сравнение уродства в то же время служит Сократу для пробуждения мудрости, красоты - в данном случае - полностью внутренней.

    Вступление

    Сократ спрашивает Теодора, встречал ли он в Афинах молодого человека, о котором стоит поговорить. Затем Феодор вызывает в воображении мальчика, который безобразно напоминает Сократа и наделен удивительно добрым характером, способным учиться, скромным и мужественным. Теодор вызывает к себе мальчика, Теэтета, и Сократ тут же начинает расспрашивать его о конкретных навыках, которые нужно проявить, чтобы судить в манере, достойной внимания. Если что касается сходства между Сократом и Теэтетом, суждение Теодора не заслуживает доверия, потому что он не знает о рисовании , с другой стороны, что касается похвалы души , необходимо исследовать то, что является объект и что последний полностью поддается демонстрации . Следовательно, Теэтет должен согласиться на то, чтобы его исследовал Сократ, чтобы проверить суждение Теодора. Удивляться особенностям деятельности философа, и в этом ее принцип и ее происхождение. Эта идея присутствует в Critias (110 a), где Платон пишет, что люди начали сочинять мифологии и интересоваться прошлым через исследования.

    Метафизический

    Когда люди мечтают, они обычно не осознают, что спят. Это заставило философов задуматься, не спим ли мы постоянно, вместо того, чтобы находимся в бодрствующей реальности, как мы думаем; или, по крайней мере, чтобы заметить, что мы не можем быть уверены, что мы не спим (158 bd).

    Исследование Теэтета

    Определение науки

    Первый ответ: примеры

    Сократ продолжает расспрашивать Фетета и просит его сказать, что он думает о науке . Подобно нескольким другим собеседникам Сократа в диалогах, Теетет не понимает, что от него спрашивают, и отвечает перечислением на вопрос, требующий определения : таким образом, он предлагает список примеров того, что считается наукой. Для Теэтета то, чему он учится у Теодора (как и геометрия ), это науки, к которым, по его мнению, следует добавить ремесла мастеров ; последние фактически также обладают компетенцией (146 a-151 d).

    На этот ответ Сократ с иронией отмечает щедрость Теэтета, который дает несколько вещей, когда от него просят только одно. Теетет все еще не понимает, и Сократ, чтобы просветить его, предлагает ему дать определение сапожному делу и столярному делу . Теэтет соглашается с Сократом, когда он называет обувь наукой о производстве обуви , а плотничество - наукой изготовления предметов из дерева . Каждая из этих наук определяется своим объектом или, точнее, техникой, которая там применяется, техникой, владение которой означает обладание компетенцией. Рассуждения Сократа здесь в первую очередь сильно эллиптический и должны восстановить его из примеров он дает сразу понять , почему он использует эти определения объекта Теэтет , что вопрос не в том , сколько есть науки. Если каждая наука определяется своим объектом, то: 1 ° существует столько же объектов, сколько и наук; 2 ° наука - это наука о чем-то; 3 ° поэтому наука есть не что иное, как перечисление объектов каждой науки. Но, заключает Сократ, это не ответ, который отвечает на поставленный вопрос, а именно знать, что такое наука; Теперь все, что пытается сделать Фетет, - это показать объекты наук, которые он перечисляет, и, следовательно, ответить на вопрос: сколько наук существует?

    Но Сократ не останавливается на этом опровержении, и в оставшейся части своего вопроса он покажет, что возражение, которое он представляет Тетету, все еще недостаточно, чтобы понять неадекватность первого ответа своего собеседника . Фактически Сократ покажет, что ответ Теэтета возможен только из-за непонимания вопроса, что делает невозможным любой адекватный ответ. Для того, чтобы Théétète понять это, Сократ берет пример из глины: есть глина из гончаров , что каменщиков и т.д. Если мы определяем глину, перечисляя профессии, в которых она используется, мы не знаем, что такое глина, которая, однако, определяется просто как земля, замешанная с жидкостью . Но, не зная, что такое глина, мы больше не знаем, из чего она состоит для каждой из перечисленных сделок. То же самое и с наукой: не зная, что такое наука, мы не знаем, что такое конкретные науки, и поэтому невозможно составить список наук. Следовательно, если Теетет думает, что может определить науку с помощью перечисления, то это потому, что, не замечая этого, он уже считает, что знает, что такое наука, и, следовательно, проблема определения науки в том виде, в каком ее понимает Сократ, не может показаться ему. .

    Таким образом, результат обсуждения первого ответа Тетет двоякий:

    Остается вопрос "что такое наука?" Суть в том, чтобы спросить, что такое сама наука, и тогда ответ должен свести воедино все науки под одним определением, даже если оно не перечисляет их. Однако владение этим уникальным определением должно позволить узнать, что конкретная наука действительно является наукой. Собирая множественность в единицу, это то, что теперь понимает Фетет, и он предлагает Сократу проиллюстрировать этот метод на примере, взятом из математики .

    Комментаторы обычно не классифицируют первый ответ Фетета в определениях, исследованных Сократом: мы видели, что этот ответ не был, в глазах Сократа, определением и что его рассмотрение в основном позволило подготовить формулировку истинного определения ( 151 д-187 а).

    Поэтому Тетет предлагает новое определение: «Наука - это ощущение. Исследование этого первого истинного определения - самое длинное из трех определений, проверенных в ходе диалога; одна эта часть даже длиннее двух следующих. По мнению комментатора Майлса Бурньята , эта разница в длине не предрешает сложности каждой части: напротив, диалог во время чтения становится все труднее и труднее . Это различие можно объяснить тем , что Платон Желающие исследовать и опровергать подробно два тезиса , которые непосредственно выступают против его собственной теории познания : релятивизм Протагоры , и мобилизм из Гераклита .

    Отмечая, что Теэтет, предлагая такое определение науки, становится учеником Протагора , Сократ противопоставляет ему несколько аргументов:

    • Зачем платить Протагору за то, чтобы он научил вас тому, что вы чувствуете, - это правда?
    • Мечты реальны, правда ли они?
    • Если то, что мы считаем правдой, правы ли те, кто думает, что Протагор неправ?

    Окончательное опровержение определения можно свести к следующей формулировке, предложенной Дэвидом Седли, профессор философии в Кембриджском университете :

    • Знание подразумевает доступ к истине
    • Доступ к истине подразумевает доступ к тому, что есть ( сущность )
    • Восприятие доступа может что (что подтверждается опровергая тезис Протагора и Гераклита)

    Таким образом, получается, что:

    • Восприятие не может получить доступ к истине;
    • Восприятие и знание - это не одно и то же.

    3. Упоминание того, что отличает этот объект от других, привело бы к неполному определению, потому что мы не знаем, что отличает Фетета и Феодора.

    Сократ заканчивает объяснением науки: это знать, а знать - значит быть уверенным в науке; наука - это искреннее мнение, сопровождаемое наукой о том, что отличается по своему объекту; наука - это нигде, ни в коем случае не может быть праведного мнения, сопровождаемого наукой, предметом которой отличается. [не ясно]

    Физический

    Логотипы Сократа в Теэтете

    Поэтическое воззвание

    • Илиада , из Гомера : «Должен ли я положить штрихи к этим доказательствам, заставляя вас признаться , что, золотую цепочку , о которой говорит Гомер, он не намерен назначить ничего, кроме солнца. "
    • Гомер упоминается еще раз , когда Сократ делает связь между воском , который забивает уши и сердце от Улисса к песням сирен : Платон объединяет стоит слова κήρ и κηρός , слова , которые в древнегреческом означают соответственно сердце и воск.

    Кавычки

    Из понятия технических знаний

    Знание

    • Идея основы, чего-то, что делает это убеждение надежным, внятной связи, объяснения.
    • Идея истины, надежности и воспроизводимости которой является демонстрацией, поскольку природа проверяет эту рациональность.
    • Даже идея веры , то есть того, которая относится к категории лжи и которую необходимо рассматривать, чтобы определить отношение к объекту.

    Для Мишеля Маффесоли , знание основано на объект , к которому оно относится, так что в ЗНАНИЕ сек специальные s , которые отличаются тем , что они применяются

    Примечание

    Приведенные отрывки взяты из издания Джона Бернета , Опера Платониса , Оксфорд, том I, 1903 г. ( читать онлайн ).

    Редакции

    О других проектах Викимедиа:

    • Босток, Д., Теэтет Платона , Оксфорд, Clarendon Press, 1988
    • Платон, Полное собрание сочинений , трад. рассказ и заметки Леона Робена , Париж, Галлимар, Bibliothèque de la Pléiade, 1940-42
    • Платон, Теетет , пер., Введение и примечания Мишеля Нарси , Париж, GF-Flammarion, 2- е изд. исправлено, 1995

    Библиография

    libking

    Платон - Теэтет краткое содержание

    Теэтет - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

    ТЕЭТЕТ. Другие числа стоят между первыми, например три, пять и всякое другое число, которое нельзя получить таким способом, а лишь взяв большее число меньшее число раз или взяв меньшее число большее число раз. Эти другие числа мы назвали продолговатыми, представив большее и меньшее число как стороны продолговатого четырехугольника.

    СОКРАТ. Прекрасно. А что же дальше?

    ТЕЭТЕТ. Всякий отрезок, который при построении на нем квадрата дает площадь, выраженную равносторонним числом, мы назвали длиной, а всякий отрезок, который дает разностороннее продолговатое число, мы назвали [несоизмеримой с единицей] стороной квадрата, потому что такие отрезки соизмеримы первым не по длине, а лишь по площадям, которые они образуют. То же и для объемных тел. Сократ. Выше всяких похвал, дети мои. Так что, я полагаю, Феодор не попадет под закон о лжесвидетельстве.

    ТЕЭТЕТ. И все же, Сократ, на твой вопрос о знании я не смог бы ответить так же, как о стороне и диагонали квадрата, хотя мне и кажется, что ты ищешь нечто подобное. И поэтому Феодор все-таки оказывается лжецом. Сократ. Что же получается? Если бы, похвалив с тебя за быстроту в беге, кто-то сказал, что не встречал никого столь же быстрого среди юношей, а ты бы в состязании уступил другому бегуну, в расцвете сил и более резвому, - то скажи, разве меньше правды стало бы в его похвалах?

    ТЕЭТЕТ. Не думаю.

    СОКРАТ. А исследовать знание, как я только что здесь говорил, - это, по-твоему, пустяк и не относится к самым высоким предметам? Теэтет. Клянусь Зевсом, я думаю, что к высочайшим.

    СОКРАТ. А поэтому возьми на себя смелость и не думай, что для слов Феодора не было оснований. Лучше постарайся всеми возможными способами добраться прежде всего до смысла самого знания - что же это такое. Теэтет. Если бы дело было в одном старании, Сократ!

    СОКРАТ. Итак, вперед! Ведь только что ты прекрасно повел нас. Попытайся же и множество знаний выразить в одном определении, подобно тому как, отвечая на вопрос о [несоизмеримых с единицей] сторонах квадрата, ты все их многообразие свел к одному общему виду. Теэтет. Признаюсь, Сократ, до меня доходили те вопросы, что ты задаешь, и я не раз принимался это рассматривать, но ни сам я никогда еще не был удовлетворен своим ответом, ни от других не слышал такого истолкования, какого ты требуешь. Правда, я еще не потерял надежды.

    СОКРАТ. Твои муки происходят оттого, что ты не пуст, милый Теэтет, а скорее тяжел. Теэтет. Не знаю, Сократ. Но я рассказываю о том, что испытываю.

    СОКРАТ. Забавно слушать тебя. А не слыхал ли ты, что я сын повитухи очень опытной и строгой повитухи, Фенареты? Теэтет. Это я слышал.

    СОКРАТ. А не слышал ли ты, что и я промышляю тем же ремеслом?

    ТЕЭТЕТ. Нет, никогда.

    СОКРАТ. Знай же, что это так, но только не выдавай меня никому. Ведь я, друг мой, это свое искусство скрываю. А кто по неведению не разумеет этого, те рассказывают тем не менее, что-де я вздорнейший человек и люблю всех людей ставить в тупик. Приходилось тебе слышать такое? , Теэтет. Да.

    СОКРАТ. А сказать тебе причину?

    СОКРАТ. Поразмысли-ка, в чем состоит ремесло повитухи, и тогда скорее постигнешь, чего я добиваюсь. Ты ведь знаешь, что ни одна из них не принимает у других, пока сама еще способна беременеть и рожать, а берется за это дело лишь тогда, когда сама рожать уже не в силах. Теэтет. Конечно.

    СОКРАТ. А виновницей этого называют Артемиду , поскольку она, сама не рожая, стала помощницей родов. с Однако нерожавшим она не позволила принимать, ибо человеку не под силу преуспеть в искусстве, которое ему чуждо. Поэтому повитухами она сделала женщин, неплодных уже по возрасту, почтив таким образом в них свое подобие. Теэтет. Это правильно.

    СОКРАТ. А разве не правильно, что распознавать беременных тоже должны не кто иные, как повитухи? Теэтет. Разумеется, правильно.

    СОКРАТ. Притом повитухи дают зелья и знают заговоры, могут возбуждать родовые муки или по желанию смягчать их, а ту, что с трудом рожает, заставить родить, ii или если найдут нужным, то выкинуть. Теэтет. Это так.

    СОКРАТ. А ты не заметил за ними вот чего: ведь они же и сватать горазды, поскольку умудрены в том, какой женщине с каким мужем следует сойтись, чтобы родить наилучших детей. Теэтет. Нет, я этого не знал.

    СОКРАТ. Тогда знай, что этим они гордятся больше, чем отсечением пуповины. Ибо - заметь: будет ли, по- твоему, это одно и то же искусство выхаживать и собирать плоды земли и, с другой стороны, знать, в какую землю какой саженец посадить или какое семя посеять? Теэтет. Бесспорно, одно и то же.

    СОКРАТ. А для женщины, друг мой, разные будут ремесла повитухи и свахи?

    ТЕЭТЕТ. Похоже, что нет.

    СОКРАТ. В том-то и дело. Однако у нас часты случаи неправильного и неумелого сватовства мужчины и женщины, имя которому сводничество. Вот из-за него-то повитухи, как особы священные, избегают сватовства, опасаясь навлечь на себя вину, тогда как, по существу, одним повитухам уместно и подобает сватать. Теэтет. Очевидно.

    СОКРАТ. Таково ремесло повитухи, однако моему делу оно уступает. Ибо женщинам не свойственно рожать иной раз призраки, а иной раз истинное дитя, а вот это распознать было бы нелегко. Если бы это случалось, то великая и прекрасная обязанность - судить, истинный родился плод или нет, стала бы делом повитух. Или ты не находишь? Теэтет. Нахожу.

    Читайте также: