Платный кружок в детском саду логопедия

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность. Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребёнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует чёткая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной речи.

В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевые нарушения, являются первичным дефектом, что влечёт за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной коррекционной помощи. И, как уже доказано, чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее.

В связи с тем, что на логопункт, в первую очередь зачисляются воспитанники старших групп, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы. Поэтому основной причиной создания логопедического кружка стала просьба законных представителей (родителей).

Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путём артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Формирование правильного речевого дыхания.

Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического восприятия.

Формирование словарного запаса.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

При планировании коррекционной работы кружка учитывались особенности детей :

индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

положительная мотивация выполнения заданий.

чередование различных видов деятельности.

В основу планирования занятий кружка положены следующие дидактические принципы:

принцип комплексности , воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.

принцип поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности.

принцип учёта зоны ближайшего развития , при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда.

принцип усложнения материала , с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.

принцип учёта объёма и степени разнообразия материала . Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребёнка возрастной норме. Учёт уровня речевого развития каждого ребёнка.

принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).

принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

Цель работы кружка : совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, посредством игровых технологий.

Коррекционно-образовательные:

Формирование слухового внимания, восприятия и фонематического слуха.

Формирование умения регулировать силу голоса.

Формирование правильного звукопроизношения.

Формирования понятия о грамматических категориях языка.

Развивающие:

Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.

Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать речь логопеда.

Воспитывать умение слушать друг друга.

Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.

Воспитывать самоконтроль за речью.

Здоровьесберегающие:

Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка.

Соблюдать правильную посадку ребёнка.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Соблюдать режим охраны зрения.

Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на базе МАДОУ детский сад № 29.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю (с октябрь по май ), всего 64 занятия.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Форма проведения занятия и методы:

составление описательных рассказов, сказочные путешествия;

дидактические подвижные игры на звукоподражание;

заучивание считалок, загадок и стихов;

использование ИКТ и т.д.

Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка Звуковичок, у которого много друзей и он знает всё о звуках. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой барьер, воспитывать чувство взаимопомощи.

Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.

В содержание занятий включены следующие виды работы:

упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;

упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений с музыкальным сопровождением;

игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;

лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительных логопедических услуг предназначена для организации коррекции фонетических речевых расстройств у детей 5-7 лет, имеющих дислалию или стёртую форму дизартрии, посещающих группы муниципального образовательного учреждения детского сада № 35.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №35

Заведующим Дудко Т.И.

на 2017-2018 учебный год

Разработчик программы: учитель - логопед: Грачева Э.В.

Планируемые результаты освоения программы…………..…. …..…. …..…. ……..8

2.1.Условия реализации программы …………………………………………………………9

2.2. Формы отчетности, образовательных результатов……………………………………..12

2.3. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов ………………12

№5 Журнал учета посещаемости №6 Итоговое речевое обследование

1.1. Пояснительная записка

Программа дополнительных логопедических услуг предназначена для организации коррекции фонетических речевых расстройств у детей 5-7 лет, имеющих дислалию или стёртую форму дизартрии, посещающих группы муниципального образовательного учреждения детского сада № 35.

Направленность программы: социально – педагогическая.

Исследования современной педагогической науки подтверждают необходимость своевременной коррекции речевых нарушений детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как у детей с отклонениями в речевом развитии выявляются значительные трудности в овладении программным материалом при обучении в школе; речевые нарушения в той или иной степени препятствуют общению, создают трудности в социальной адаптации ребенка. Своевременно не осуществленная коррекционно –логопедическая помощь приводит к школьной дизадаптации, расстройствам в эмоциональной и личностной сфере, в дальнейшем возникает фактор социальной депривации.

Поэтому по запросу родителей или воспитателей детей, которые нуждаются в дополнительных занятиях с узким специалистом по исправлению фонетических дефектов речи, проводится диагностика речевых возможностей детей и набираются группы (до 5 человек) с целью компенсировать имеющиеся у детей дефекты речи.

Комплектование группы для коррекции нарушения звукопроизношения и нормализации фонематического недоразвития речи детей 5 – 7 лет осуществляется учителем-логопедом МДОУ на основании диагностического обследования массовых групп МДОУ и только с согласия родителей (законных представителей).

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.

Речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, мягкого нёба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно, так, шипящие звуки могут быть усвоены только к шести годам. Помимо задержек в овладении правильным звукопроизношением, могут быть и нарушения формирования звуков. Встречаются нарушения дифференциации звуков, особенно если смешиваемые звуки присутствуют в слове одновременно или если в данном словосочетании много смешиваемых звуков. У некоторых детей движения губ, языка, мягкого нёба недостаточны, что требует активизации артикуляции как одного из условий исправления звукопроизношения.

Дети с нормальной речью и функциональной дислалией имеют достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией темп речи был убыстренным. У детей с легкой формой дизартрии активный словарь был несколько ограниченным, фраза - короткая, голос - у некоторых тихий, речь быстрая, неотчетливая. Характерным признаком как для детей с функциональной дислалией, так и с легкой формой дизартрии является нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявлялись виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткое искаженное произношение звуков. У детей с легкой формой дизартрии отмечается расхождение между умением произносить звуки изолированно и в речевом потоке. Изолированно звуки произносятся чище, правильнее, в речевом потоке - неясно, нечетко, так как слабо автоматизировались и недостаточно дифференцировались. У некоторых детей с легкой формой дизартрии, кроме нарушения согласных звуков, неясно произносятся и гласные звуки, с легким носовым оттенком. Фонематический слух у детей в большинстве случаев снижен. Поэтому требуется специальная работа по развитию фонематического восприятия. При легких формах дизартрий неврологическая симптоматика в речевой системе выявлялась негрубо: в виде стертых парезов, гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах. Нарушение со стороны вегетативной нервной системы особенно отмечалось у детей с легкой формой дизартрии, в меньшей степени при функциональной дислалии.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) В зависимости от сложности фонетического нарушения у ребенка программа может быть рассчитана на один год (50 – 67 занятий) По запросу родителей для более полной автоматизации поставленных звуков или в связи с частыми пропусками по объективным причинам занятий в течении первого года ребенок или группа детей могут продолжить заниматься второй год по специальному календарному плану с учетом возникших трудностей в ходе обучения на первом году занятий (предположительно еще 50 занятий)

Формы организации работы с детьми учителем - логопедом: подгрупповые, индивидуальные занятия и самостоятельная деятельность детей с учетом отработанного речевого материала. Подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения проводятся для каждого ребенка 2 раза в неделю с учителем – логопедом. В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения учитель - логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и др.)

3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.

07.45 – 08. 15. – ННОД с детьми 1 подгруппы

08. 20 – 08.50 - ННОД с детьми 2 подгруппы

07.45 – 08. 15. – ННОД с детьми 1 подгруппы

08. 20 – 08.50 - ННОД с детьми 2 подгруппы

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: скорегировать фонетические дефекты, максимально приблизив речь детей к речевым параметрам нормативно развивающегося ребенка дошкольника.

Выявлять детей, нуждающихся в коррекции неосложнённых речевых дефектов.

Проводить коррекционно-логопедическую коррекцию фонетических дефектов речи детей.

Оценивать результаты работы с детьми и определять уровень развития речи детей, с возможностью продлить логопедическую коррекцию фонетических дефектов речи до 2 лет.

Помогать сотрудникам ДОУ и родителям в создании полноценной речевой среды, координации усилий педагогов и родителей.

1.3. Содержание программы

Логопедическое обследование детей, определение речевых расстройств.

Оказание логопедической помощи детям от 5 до 7 лет (подгрупповые занятия группа до 5 человек):

а) коррекция недостатков звукопроизношения
б) развитие фонематического слуха.

Консультирование родителей по вопросам преодоления речевых недостатков детей.

Содержание программы опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизма, согласно которому дети, имеющие речевое недоразвитие, должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми.
2. Принцип научности предусматривает использование передовых современных технологий и методик коррекционной педагогики в процессе оказания детям логопедической помощи.
3. Принцип доступности предусматривает дифференцированный подход к детям с учетом индивидуального развития каждого ребенка и степени тяжести речевого нарушения.
4. Культурологический принцип, согласно которому ребёнок развивается в определённом социокультурном пространстве с учётом общенациональных ценностей региона и отношения ребенка к себе как целостной личности в условиях билингвизма (двуязычия).

Перспективное комплексно – тематическое планирование работы с детьми

Основное содержание работы 1 периода работы (сентябрь – декабрь)

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Закрепление навыка правильного произношения звуков, имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей)

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Выделение звука из ряда других звуков. Определение наличия звука в слове. Различение слов, близких по звуковому составу.

Основное содержание работы 2 периода работы (январь – март)

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления.

Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) в обратных слогах; в слогах со стечением

двух согласных; в словах и фразах; Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук.

Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости;

Основное содержание работы 3 периода работы (апрель – май)

Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация произношения вновь поставленных звуков в различных звукокомплексах: в прямых и обратных слогах; в слогах со стечением трёх согласных; в словах и фразах; в коротких текстах и стихах. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах;

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Основное содержание работы 1 периода работы (сентябрь – декабрь)

Постановка звуков нуждающихся в коррекции в зависимости от готовности артикуляционного аппарата ребенка. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в доступных для ребенка звукокомплексах. Дифференциация поставленных звуков во фразе. Учимся чётко произносить слоговые чистоговорки - попевки и самостоятельно подбирать картинки к каждой чистоговорки. Учить воспринимать и различать интонационные средства выразительности в чистоговорках.

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки. Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости.

Основное содержание работы 2 периода работы (январь – март)

Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Основное содержание работы 3 периода работы (апрель – май)

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в свободной речи в ходе беседы на заданную тему. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в ходе пересказа сказок и рассказов и в ходе составления рассказа из личного опыта.

Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости. Закрепление правильного произношения звуков на новом речевом материале. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Так же в приложении представлены вариативные образовательные маршруты (см. Приложение № 4)

1.4. Планируемые итоговые результаты освоения детьми рабочей программы:

Планируемый итоговый результат программы: речь детей максимально приблизится к параметрам речи нормативно развивающегося ребенка:

Ребенок не нарушает звукослоговую структуру слов. Звукопроизношение соответствует возрастной норме. Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные. Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована. Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками. Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них фонетических дефектов речи. В этом случаи проводится диагностическое обследование состояния речи с заполнением речевой карты.

2.1. Условия реализации программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов в кабинете учителя – логопеда в соответствии с программой обеспечивает:

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической и артикуляторной моторики;

- возможность самовыражения детей.

В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые занятия с детьми.

Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете:

проведение подгрупповых и индивидуальных занятий;

консультирование педагогов и родителей;

Кабинет оснащен всем необходимым для проведения коррекционной работы. Для формирования правильного звукопроизношения, подобран иллюстративный материал предметных и сюжетных картин, дидактические и настольно – печатные игры, схемы – модели, книги художественной и развивающей литературы и т.д. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики подобраны игрушки – помощники, опорные схемы на группы звуков. Для развития слухового и зрительного восприятия создана сенсорная зона, где подобраны игрушки и пособия, в том числе и для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, в кабинете есть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки, конструкторы, мозаики, настольно – печатные игры – пазлы, матрешки, сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания сказок.

В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

Для проведения логопедического обследования:

2. Обследование состояния словарного запаса;

3. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

4. Обследование слоговой структуры слова;

5. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;

6. Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения:

1.Артикуляционные упражнения (карточки);

2. Профили звуков;

3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;

4. Пособия для работы над речевым дыханием;

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;

6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:

1.Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;

2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;

4. Тексты на дифференциацию звуков.

Центр речевого развития в кабинете логопеда

1. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

3. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).

4. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.

5. Картотека словесных игр.

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете учителя- логопеда

1. Плоскостные изображения предметов и объектов.

2. Разрезные картинки и пазлы.

3. Массажные мячики разных цветов и размеров.

5. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.

6. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность материалами и средствами обучения и воспитания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Заведующий МАДОУ

протокол № 1 города Нижневартовска ДС № 78

_______________ Т. Н. Гаманистова

Приказ № 289 28.08.2015 год

Программа

по дополнительной платной услуге

проведение занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности, логопедический пункт, дошкольные образовательные учреждения

Составитель:

Учитель – логопед

Павлив Е.Р.

г. Нижневартовск

Наименование

Цели и задачи программы

Объем образовательной нагрузки

Проведение занятий по коррекции звукопроизношения

Наименование программы

Программа по дополнительной платной услуге

проведение занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности, логопедический пункт, дошкольные образовательные учреждения

Основание для разработки программы

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об

утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы

дошкольных образовательных организаций";

Заказчик программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 78 «Серебряное

Составитель программы

Учитель – логопед Павлив Елена Рудольфовна

Цель программы

Преодоление нарушений звукопроизношения, подготовка детей к школе и наряду с сохранением и укреплением здоровья, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.

Задачи программы

Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность.

Формировать и развивать артикуляционную моторику.

Постановка звуков в определённой последовательности.

Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи.

Развивать направленную воздушную струю, силу выдоха, повышать тонуса мышц грудной клетки, увеличивать объем легких.

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время актуальность проблемы профилактики и исправления речевых нарушений у дошкольников и детей младшего школьного возраста приобретает глобальный характер. Несмотря на прогрессивное развитие современного общества, на некоторые вопросы всё ещё не найдены ответы. На сегодняшний день наибольший интерес вызывает изучение преодолений нарушений звукопроизношения.

Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.

В данной программе нашла отражение индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения детей с речевыми диагнозами легкой и средней степени тяжести.

Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук (слабые мышцы; движения некоординированные, неловкие, неточные и медленные; налицо затруднения в выполнении прыжков, метании, лазании, а также в пользовании кистью, карандашом, ножницами, иногда в застегивании пуговиц, шнуровании ботинок и т.д.).

Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков:

- свистящие звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ (межзубно-боковые);

- шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ (межзубно-боковые);

- соноров: Р, РЬ (горловые или боковые), Л (носовой)

Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуковая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.

Система обучения построена на ведущих принципах логопедической науки:

Принцип системного подхода;

Принцип особого подбора речевого материала;

Принцип опоры на сохранные анализаторы.

Программа построена на использовании здоровьесберегающих технологий. (Е. Максимова, О. Рахматуллина, О. Травкина, А. Черных,

Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц, И.А. Подрезова).

1. Подвижные игры на развитие общей моторики, координации движений, координационных способностей детей, формирование навыков правильной осанки, снижение физической усталости;

2. Упражнения, способствующие развитию направленной воздушной струи, силы выдоха, повышение тонуса мышц грудной клетки, увеличения объема легких;

3. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие подвижности, силы, гибкости пальцев;

4. Упражнения для развития мимических мышц лица, для снятия эмоционально-психологического напряжения;

5. Упражнения, направленные на координацию речи с движением:

- как общеукрепляющие упражнения, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей;

- упражнения, направленные на формирование ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной речи, формирование правильного звукопроизношения;

- изображение пальцами фигур, предметов, букв направленных на развитие ловкости, гибкости пальцев рук;

1 этап – диагностический – СЕНТЯБРЬ (1 НЕДЕЛЯ)

- Обследование ребенка и заполнение речевой карты;

2 этап – планирование - СЕНТЯБРЬ (2 НЕДЕЛЯ)

- Составление индивидуального плана коррекционной работы с ребенком на учебный год;

3 этап – коррекционный – СЕНТЯБРЬ (3 – 4 НЕЛЕДЯ) - МАЙ

- Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения;

- Гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук;

- Индивидуальная тетрадь коррекционной работы с ребенком на учебный год.

Программой предусмотрено проведение двух индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по преодолению нарушенных звуков в неделю по 30 минут.

На индивидуальных занятиях используются разнообразные методические приемы.

3.1.Цели и задачи программы

Цель программы : преодоление нарушений звукопроизношения, подготовка детей к школе и наряду с сохранением и укреплением здоровья, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.

Задачи программы:

Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность;

Формировать и развивать артикуляционную моторику;

Постановка звуков в определённой последовательности;

Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи;

Р азвивать направленную воздушную струю, силу выдоха, повышать тонуса мышц грудной клетки, увеличивать объем легких;

Развивать фонематический слух;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Планируемые результаты

В ходе реализации программы ребенок научится:

Правильно и чётко произносить все звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях, скороговорках, связной речи.

Усвоение правильного звукопроизношения - необходимое условие успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодоление нарушения звукопроизношения через реализацию программы с использованием игр и игровых упражнений окажет неоценимую помощь в подготовке ребёнка к школе.

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.

3.3.Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации рабочей программы - 1 год.

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков. Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.

Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивидуальной форме обучения, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 2 человека.

Учитывая эффективность ранней логопедической помощи, возникла необходимость организовать дополнительную образовательную услугу, направленную на раннюю коррекцию и профилактику речевых нарушений для детей 3-5 лет, посещающих группы, общеразвивающей направленности.

Условия для введения данной услуги соответствовали требованиям законодательства к оказанию платных услуг, поэтому дополнительные услуги по профилактике и коррекции речевых нарушений были утверждены Постановлением мэрии города Архангельска, как платные.

3. На сегодняшний день МАДОУ оказывает три дополнительные образовательные услуги по данному направлению:

- индивидуальные логопедические услуги по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Предоставление услуг осуществляется в течение всего учебного года, по программам кружков. Авторские программы разработаны и имеют рецензии Архангельского педагогического колледжа. Руководителями кружков являются учитель – логопед, воспитатель группы компенсирующей направленности.

Зачисление в кружки осуществляется по заявлению родителя, на основании договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с расписанием во второй половине дня, длительность зависит от возраста детей. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

4. Программы кружков включает следующие разделы:

1) Развитие фонематического слуха - ознакомление ребенка с неречевыми и речевыми звуками, в развитии умений выделять звук на фоне других звуков, в слове из позиции начало-середина-конец; подбирать слова с определенным звуком; слышать последовательность звуков в слове.

2) Работа над звукопроизношением включает в себя подготовку артикуляционного аппарата посредством артикуляционной гимнастики, учитывая возрастные нормы.

3) Активизация и обогащение словаря включает в себя работу над лексикой, а также знакомство с синонимами, антонимами и многозначными словами. Игры со словами развивают интерес ребенка к родному языку.

4) Развитие и коррекция грамматического строя включает в себя работу по совершенствованию и коррекции употребления ребенком слов в их грамматических формах: образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, множественное число существительных (Согласование слов в роде, числе, падеже; согласование существительных с числительными; употребление глаголов в прошедшем, настоящем, будущем времени; изменение существительных по падежам и много другое).

5) Развитие психических процессов ребенка: мышления (обобщение, классификация, анализ и синтез, внимания (слуховое, зрительное, восприятия (слуховое, зрительное, памяти (слуховая, зрительная, воображения.

- способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

- способствовать развитию органов артикуляционного аппарата;

- развивать и обогащать активный словарь;

- учить детей изменять силу голоса, вырабатывать правильный темп речи;

- развивать чувство ритма;

- развить мелкую моторику кистей рук и крупную моторику;

- развивать фонематический слух (воспитывать внимание к звуковой стороне речи и слоговой структуре слова).

- оказание практической помощи в устранении недостатков звукопроизношения через систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами и словами;

- формировать понятия единиц языка: звук, слог, слово, предложение;

- развивать фонематический слух, возможности речевого анализа и синтеза;

- учить детей изменять силу голоса, вырабатывать правильный темп речи, работать над четкостью дикции;

- развивать мелкую моторику и графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму;

- способствовать овладению навыками чтения.

7. Занятия составлены в соответствии с лексическими темами групп, в игровой форме, с постоянной сменой деятельности. Во время занятий использую:

- упражнения на развитие речевого дыхания

- пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики

- игры и упражнения на развитие всех сторон речи.

При организации дополнительных услуг очень важным направлением является работа с родителями, как с Заказчиками. При этом используются разные формы работы: 12,13

- выступление на родительских собраниях;

- консультации для родителей: обучающие и по запросу (индивидуальные).

- использование информационных проспектов. После каждого занятия в уголок для родителей выставляются рекомендации по пройденной теме ("Чем можно заняться дома с ребенком").

- открытые занятия кружка 2раза в год (начало и конец обучения).

14. По результатам работы за несколько лет можно сделать вывод, что дополнительные образовательные услуги по профилактике и коррекции речевых нарушений способствует увеличению количества детей, охваченных логопедической помощью, и снижению количества детей, имеющих речевые нарушения к концу дошкольного образования.

Прикреплённые файлы:

Взаимодействие педагогов при осуществлении коррекции речевых нарушений у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС Управление образованием Администрации г. Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного.

Артикуляционная гимнастика, ее роль в коррекции речевых нарушений Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром.

Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников Поднялись туманы Над рекой и лугом. Стал Сергей Есенин Нашим близким другом. (П. Мерзляков) Согласно Федеральному государственному образовательному.

Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, "речевое развитие включает владение.

Организация дополнительных образовательных услуг в современном детском саду Попова Елена Михайловна Организация дополнительных образовательных услуг в современном детском саду. Актуальность данной темы обусловлена.

Организация работы воспитателя в группе детей младшего дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего.

Читайте также: