Пламя парижа балет краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Действующие лица

  • Гаспар, крестьянин
  • Жанна и Пьер, его дети
  • Филипп и Жером, марсельцы
  • Жильбер
  • Маркиз Коста де Борегар
  • Граф Жофруа, его сын
  • Управляющий имением маркиза
  • Мирейль де Пуатье, актриса
  • Антуан Мистраль, актер
  • Амур, актриса придворного театра
  • Король Людовик XVI
  • Королева Мария-Антуанетта
  • Церемониймейстер
  • Тереза
  • Оратор-якобинец
  • Сержант национальной гвардии
  • Марсельцы, парижане, придворные, дамы,офицеры королевской гвардии, швейцарцы, егеря

Либретто

Музыкально-сценическое развитие по актам. Действие происходит во Франции в 1791 году.

Пролог

Первое действие открывается картиной марсельского леса, где крестьянин Гаспар и его дети Жанна и Пьер собирают хворост. Под звуки охотничьих рогов появляется граф Жофруа — сын владельца местных земель. Увидев Жанну, граф оставляет своё ружьё на земле и порывается обнять девушку, на крик встревоженной дочери прибегает отец. Он хватает брошенное ружьё и направляет его на графа. Слуги графа и егеря хватают невинного крестьянина и уводят с собой.

Первый акт
Второй акт
Третий акт

Ночной Париж, на площадь стекаются толпы людей, вооружённые отряды из провинций, в их числе марсельцы, овернцы, баски. Готовится штурм дворца. Вбегает Мирейль де Пуатье, она рассказывает о заговоре против революции. Народ выносит чучела королевской четы, в разгар этой сцены на площадь выходят офицеры и маркиз. Жанна дает пощечину маркизу. Звучит "Карманьола", выступают ораторы, народ нападает на аристократов.

Четвёртый акт

Грандиозное празднование "Триумфа республики", на трибуне у бывшего королевского дворца новое правительство. Народное празднество по поводу взятия Тюильри.

Действие I
Картина 1
Предместье Марселя — города, именем которого назван великий гимн Франции.
Через лес движется большая группа людей. Это батальон марсельцев, направляющийся в Париж. Об их намерениях можно судить по пушке, которую они везут с собой. Среди марсельцев — Филипп.

Именно возле пушки Филипп знакомится с крестьянкой Жанной. Он целует ее на прощанье. Брат Жанны Жером полон желания присоединиться к марсельцам.

Вдали виднеется замок владетельного Маркиза Коста де Борегара. К замку возвращаются охотники, среди которых Маркиз и его дочь Аделина.

Жером избит охотниками из свиты Маркиза и брошен в подвал тюрьмы. Аделина, наблюдавшая эту сцену, освобождает Жерома. В их сердцах зарождается взаимное чувство. Зловещая старуха Жаркас, приставленная Маркизом следить за дочерью, доносит о побеге Жерома своему обожаемому хозяину. Тот дает дочери пощечину и приказывает сесть в карету в сопровождении Жаркас. Они едут в Париж.

Па де де Ринальдо и Армиды.
Появление призрака невесты Ринальдо. Ринальдо бросает Армиду и плывет на корабле за призраком. Армида вызывает заклятиями бурю. Волны выбрасывают Ринальдо на берег, его окружают фурии.
Танец фурий. Ринальдо падает мёртвым к ногам Армиды.

Действие II
Картина 3
Площадь в Париже, куда прибывают марсельцы, среди которых Филипп, Жером и Жанна. Выстрел пушки марсельцев должен подать сигнал к началу штурма Тюильри.

Вдруг на площади Жером видит Аделину. Он бросается к ней. За их встречей следит зловещая старуха Жаркас.

Между тем, в честь прибытия отряда марсельцев на площадь выкатили бочки с вином. Начинаются танцы: овернский сменяется марсельским, за ним начинается темпераментная пляска басков, в которой принимаютучастие все герои — Жанна, Филипп, Аделина, Жером и капитан марсельцев Жильбер.

В толпе, разгоряченной вином, там и тут возникают бессмысленные драки. Кукол, изображающих Людовика и Марию-Антуанетту, рвут на куски. Жанна под пение толпы танцует карманьолу с копьем вруках. Пьяный Филипп поджигает фитиль — гремит пушечный залп, после которого вся толпа бросается на штурм.

Картина 4
Народ заполняет площадь, украшенную огнями. На трибуну поднимаются члены Конвента и нового правительства.

Народ ликует. Знаменитые артисты Антуан Мистраль Мирей де Пуатье, раньше развлекавшие короля и придворных, теперь танцуют для народа танец Свободы. Новый танец мало чем отличается от старого, только теперь в руках у актрисы знамя Республики. Художник Давид зарисовывает празднество.

Возле пушки, из которой прозвучал первый залп, Председатель Конвента соединяет руки Жанны и Филиппа. Это первые молодожены новой Республики.

Звуки свадебного танца Жанны и Филиппа сменяются глухими ударами падающего ножа гильотины. Выводят приговоренного Маркиза. Увидев отца, Аделина бросается к нему, но Жером, Жанна и Филипп умоляют ее не выдавать себя.

Чтобы отомстить за Маркиза, Жаркас предает Аделину, назвав ее истинное происхождение. Разъяренная толпа требует ее смерти. Вне себя от отчаянья, Жером пытается спасти Аделину, но это невозможно. Ее ведут на казнь. Опасаясь за свою жизнь, Жанна и Филипп, удерживают рвущегося из их рук Жерома.

Балет в 4 актах (6 картинах с прологом).

Премьера состоялась 7 ноября 1932 года в Ленинградском государственном театре оперы и балета (Мариинский театр).

Действующие лица:

  • Гаспар, крестьянин
  • Жанна, его дочь
  • Пьер, его сын
  • Филипп, марселец
  • Жером, марселец
  • Жильбер, марселец
  • Маркиз Коста де Борегар
  • Граф Жофруа, его сын
  • Мирейль де Пуатье, актриса
  • Антуан Мистраль, актер
  • Амур, актриса придворного театра
  • Король Людовик XVI
  • Королева Мария-Антуанетта
  • Управляющий имением маркиза, Тереза, церемониймейстер, оратор-якобинец, сержант национальной гвардии, марсельцы, парижане, придворные дамы, офицеры королевской гвардии, актеры и актрисы придворного балета, швейцарцы, егеря

Действие происходит во Франции в 1791 году.

Лес в имении маркиза Коста де Борегара невдалеке от Марселя. Старый крестьянин Гаспар и его дети Жанна и Пьер собирают хворост. Услышав звуки охотничьих рогов, Гаспар и Пьер уходят. Из-за кустов появляется сын Маркиза, граф Жофруа. Он кладет на землю свое ружье и пытается обнять Жанну. На крики дочери возвращается Гаспар, чтобы помочь Жанне, он поднимает ружье и угрожает Графу. Граф в испуге отпускает Жанну. Появляются охотники во главе с Маркизом. Граф обвиняет крестьянина в нападении. По знаку Маркиза егеря избивают крестьянина. Никто не желает слушать его объяснений. Напрасно дети просят Маркиза, отца уводят. Маркиз с семьей удаляются.

Внутренние лестницы королевского дворца. Напряженная атмосфера, слышно приближение толпы народа. После колебаний швейцарские солдаты обещают выполнить свое обязательство и защитить короля. Двери распахиваются, и врывается народ. После ряда стычек швейцарцы сметены, и бой перемещается во внутренние покои дворца. Марселец Жером убивает двух офицеров, но гибнет сам. Граф пытается убежать, Жанна преграждает ему дорогу. Граф пытается ее задушить, но храбрый Пьер всаживает нож в горло Графа. Тереза с трехцветным знаменем в руках сражена пулей одного из придворных. Бой затихает, дворец взят. Офицеров и придворных ловят и обезоруживают. Дамы в панике бегут. Среди них одна, закрывающая лицо веером, кажется Гаспару подозрительной. Это переодетый Маркиз, его связывают и уводят. Гаспар с веером в руках пародирует Маркиза и под триумфальные фанфары радостно танцует на лестнице взятого штурмом дворца.

Народный праздник победителей. Общие танцы перемежаются сатирическими сценками, высмеивающими побежденных аристократов. Ликующее па-де-де Жанны и марсельца Марльбера. Финальная карманьола доводит танец до высшей степени напряжения.

Мало того, что премьера состоялась 7 ноября 1932 года и в ней были заняты лучшие силы театра, включая главного дирижера Владимира Дранишникова, на этот, единственный, раз изменившего опере, накануне, 6 ноября, после торжественного заседания Ленсовета, посвященного пятнадцатилетию Октябрьской революции, присутствующим был показан третий акт нового балета — подготовка и взятие Тюильри. В этот же день в Москве после соответствующего заседания был показан тот же акт в той же постановке, наспех разученный труппой Большого театра. Не только избранные участники совещания, но и рядовые зрители должны были знать историю Французской революции, ее сложные этапы, значение даты 10 августа 1892 года, когда происходят основные события балета.

Музыка балета является органичной реконструкцией музыкальной культуры Франции XVII и XVIII веков. Основным материалом явилась придворная опера, французская уличная песня и танцевальные мелодии, а также профессиональная музыка эпохи Французской революции. Немалое место в музыкальной структуре балета уделено вокальному, хоровому началу. Вступления хора нередко активно двигают драматургию спектакля. Частично использованы произведения композиторов Жана Люлли, Кристофа Глюка, Андре Гретри, Луиджи Керубини, Франсуа Госсека, Этьена Мегюля, Жана Лесюра.

Как уже было сказано, в премьере 1932 года участвовали лучшие силы: Жанна — Ольга Иордан, Мирейль де Пуатье — Наталья Дудинская, Тереза — Нина Анисимова, Жильбер — Вахтанг Чабукиани, Антуан Мистраль — Константин Сергеев, Людовик — Николай Солянников. Вскоре, почему-то, героя Чабукиани стали именовать Марльбером.

А. Деген, И. Ступников


История создания


Пламя Парижа

Сюжет (первоначальная редакция)

Действующие лица: Гаспар, крестьянин. Жанна и Пьер, его дети. Филипп и Жером, марсельцы. Жильбер. Маркиз Коста де Борегар. Граф Жофруа, его сын. Управляющий имением маркиза. Мирейль де Пуатье, актриса. Антуан Мистраль, актёр. Амур, актриса придворного театра. Король Людовик XVI. Королева Мария-Антуанетта. Церемониймейстер. Тереза. Оратор-якобинец. Сержант национальной гвардии. Марсельцы, парижане, придворные, дамы. Офицеры королевской гвардии, швейцарцы, егеря.

Лес близ Марселя. Гаспар с детьми Жанной и Пьером собирают хворост. Слышны звуки охотничьих рогов. Это сын владельца округи граф Жофруа охотится в своём лесу. Крестьяне спешат скрыться. Появляется граф и, подойдя к Жанне, хочет её обнять. На крик Жанны прибегает отец. Егеря, слуги графа избивают и уводят с собой старого крестьянина.

Площадь Марселя. Вооружённая стража ведёт Гаспара. Жанна рассказывает марсельцам, за что отца отправляют в тюрьму. Возмущение народа ещё одной несправедливостью аристократов растёт. Народ штурмует тюрьму, расправляется с охраной, взламывает двери казематов и выпускает на волю пленников маркиза де Борегара.

Версаль. Маркиз де Борегар рассказывает офицерам о событиях в Марселе.

Ночь. Площадь Парижа. Сюда стекаются толпы парижан, вооружённые отряды из провинций, в их числе марсельцы, овернцы, баски. Готовится штурм королевского дворца. Вбегает Мирейль де Пуатье. Она рассказывает о заговоре против революции. Народ выносит чучела, в которых можно узнать королевскую чету. В разгар этой сцены на площадь приходят офицеры и придворные во главе с маркизом. Узнав маркиза, Жанна дает ему пощёчину.

Защитники старого режима сметены восставшим народом. На площадях Парижа под звуки революционных песен танцует и веселится победивший народ.

Дмитрий ЖВАНИЯ

Премьерные спектакли пройдут в Михайловском театре 22, 23, 24, 25, 26 июля

Об истории спектакля, авторах и тех, кто занимается его воссозданием сегодня, подробнее смотрите на специальном сайте.

Читайте также: