Питер грей свобода учиться игра против школы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Свобода учиться. Игра против школы

Peter Gray

Free to Learn

Why Unleashing the Instinct to Play Will Make Our Children Happier, More Self-Reliant, and Better Prepared for Life

Издано с разрешения издательства Basic Books, an imprint of Perseus Books LLC при содействии Агентства Александра Корженевского

© 2013 by Peter Gray

Эту книгу хорошо дополняют:

Творческое воспитание

Кен Робинсон и Лу Ароника

Скотту, который меня вдохновил на написание книги, и Диане, благодаря которой я сделал это

Эту фразу произнес мой девятилетний сын Скотт в кабинете директора школы. Слова относились не только ко мне, а ко всем нам, семерым умным взрослым, выстроившимся перед ним в ряд. Там присутствовали и директор школы, и два учителя, и методист, и школьный психолог, и мать Скотта (моя покойная жена), и я. Мы единым фронтом наступали на сына, чтобы раз и навсегда доказать ему, что он должен посещать школу и слушаться учителей. Каждый из нас высказался со всей строгостью. Скотт посмотрел на нас честным взглядом, после чего и выдал ту самую фразу, от которой я остолбенел и тут же заплакал. В один миг я понял, что должен быть на стороне сына, а не против него. Жена тоже плакала. Мы посмотрели друг на друга и в мокрых от слез глазах разглядели, что думаем и чувствуем одно и то же. Мы оба понимали, что уже давно должны были выполнить просьбу Скотта – не просто перевести его из этой школы, но забрать из школы совсем. Школа для него была как тюрьма, а он не сделал ничего такого, за что сажают в тюрьму.

То собрание в кабинете директора стало апогеем нескольких лет собраний и совещаний в школе, на которых мы с женой выслушивали самые свежие отчеты о плохом поведении нашего сына. Если бы он просто не слушался, как все мальчики, в которых кипит энергия, то к этому учителя были готовы. Но его поведение особенно раздражало работников школы, потому что оно больше напоминало обдуманный и запланированный протест. Скотт систематически умышленно вел себя наперекор требованиям. Когда учитель давал задание решить задачку каким-то определенным способом, наш сын придумывал свои способы решения. Когда класс проходил пунктуацию и заглавные буквы, он писал как поэт э. э. каммингс[1], то есть ставил знаки препинания и заглавные буквы где хотел или не использовал их вообще. Если он не видел смысла в заданиях, то так об этом и говорил и отказывался их выполнять. Все чаще и чаще Скотт уходил из класса без разрешения и, если его никто не удерживал силой, шел домой.

В конце концов мы нашли подходящий вариант: эта школа разительно отличалась от школы в нашем обычном представлении. Позже я немного расскажу и о ней, и о том мировом образовательном движении, которое она вдохновила. Эта книга в целом не о конкретной школе – она о месте человека в образовании.

Способность к обучению закладывается генетически, приходящие в наш мир дети – это просто агрегаты, приспособленные к обучению, тяга к знаниям почти полностью овладевает ими. В течение примерно первых четырех лет жизни дети впитывают в себя неизмеримо огромное количество знаний и навыков, не имея никаких инструкций. Они учатся ходить, бегать, прыгать и лазать, понимать язык того общества, в котором живут. Учатся говорить на этом языке, выражать свои желания и спорить, задавать вопросы, веселиться, грустить и дружить. Дети любознательны и подвижны от природы, они получают невероятное количество знаний о физической и социальной составляющих мира благодаря инстинктам и врожденному стремлению. К пяти-шести годам эти природные инстинкты и врожденные способности никуда не деваются, но мы выключаем их, принуждая ребенка учиться в школе. Самый большой урок, который мы выносим из школы, заключается в том, что учеба – это работа, которой нужно избегать при первой возможности.

Э. Э. Каммингс (1894–1962) – американский поэт, писатель, художник, драматург. Предпочитал писать свою фамилию и инициалы с маленькой буквы; в своих произведениях экспериментировал с пунктуацией, синтаксисом и правописанием. Прим. перев .

Питер Грей - Свобода учиться. Игра против школы

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Свобода учиться. Игра против школы"

Описание и краткое содержание "Свобода учиться. Игра против школы" читать бесплатно онлайн.

Автор книги полагает, что все дети от природы наделены способностью к познанию окружающего мира, поэтому обучение должно проходить в максимально свободной, игровой форме и не навязываться взрослыми. Традиционная школьная система, напротив, не позволяет детям раскрыть свой потенциал и наносит им серьезный психологический ущерб. Необходимо отказаться от принудительного образования в пользу игры, которая сделает детей счастливее и лучше подготовит их к жизни.

Книга предназначена для родителей, воспитателей, учителей и всех, кто заинтересован в улучшении образования в нашем обществе.

На русском языке публикуется впервые.

Свобода учиться. Игра против школы

Peter Gray

Free to Learn

Why Unleashing the Instinct to Play Will Make Our Children Happier, More Self-Reliant, and Better Prepared for Life

Издано с разрешения издательства Basic Books, an imprint of Perseus Books LLC при содействии Агентства Александра Корженевского

© 2013 by Peter Gray

Эту книгу хорошо дополняют:

Творческое воспитание

Эмоциональный интеллект ребенка

Творческая мастерская

Ты можешь больше, чем ты думаешь

Школа будущего

Кен Робинсон и Лу Ароника

Скотту, который меня вдохновил на написание книги, и Диане, благодаря которой я сделал это

Эту фразу произнес мой девятилетний сын Скотт в кабинете директора школы. Слова относились не только ко мне, а ко всем нам, семерым умным взрослым, выстроившимся перед ним в ряд. Там присутствовали и директор школы, и два учителя, и методист, и школьный психолог, и мать Скотта (моя покойная жена), и я. Мы единым фронтом наступали на сына, чтобы раз и навсегда доказать ему, что он должен посещать школу и слушаться учителей. Каждый из нас высказался со всей строгостью. Скотт посмотрел на нас честным взглядом, после чего и выдал ту самую фразу, от которой я остолбенел и тут же заплакал. В один миг я понял, что должен быть на стороне сына, а не против него. Жена тоже плакала. Мы посмотрели друг на друга и в мокрых от слез глазах разглядели, что думаем и чувствуем одно и то же. Мы оба понимали, что уже давно должны были выполнить просьбу Скотта – не просто перевести его из этой школы, но забрать из школы совсем. Школа для него была как тюрьма, а он не сделал ничего такого, за что сажают в тюрьму.

То собрание в кабинете директора стало апогеем нескольких лет собраний и совещаний в школе, на которых мы с женой выслушивали самые свежие отчеты о плохом поведении нашего сына. Если бы он просто не слушался, как все мальчики, в которых кипит энергия, то к этому учителя были готовы. Но его поведение особенно раздражало работников школы, потому что оно больше напоминало обдуманный и запланированный протест. Скотт систематически умышленно вел себя наперекор требованиям. Когда учитель давал задание решить задачку каким-то определенным способом, наш сын придумывал свои способы решения. Когда класс проходил пунктуацию и заглавные буквы, он писал как поэт э. э. каммингс[1], то есть ставил знаки препинания и заглавные буквы где хотел или не использовал их вообще. Если он не видел смысла в заданиях, то так об этом и говорил и отказывался их выполнять. Все чаще и чаще Скотт уходил из класса без разрешения и, если его никто не удерживал силой, шел домой.

В конце концов мы нашли подходящий вариант: эта школа разительно отличалась от школы в нашем обычном представлении. Позже я немного расскажу и о ней, и о том мировом образовательном движении, которое она вдохновила. Эта книга в целом не о конкретной школе – она о месте человека в образовании.

Способность к обучению закладывается генетически, приходящие в наш мир дети – это просто агрегаты, приспособленные к обучению, тяга к знаниям почти полностью овладевает ими. В течение примерно первых четырех лет жизни дети впитывают в себя неизмеримо огромное количество знаний и навыков, не имея никаких инструкций. Они учатся ходить, бегать, прыгать и лазать, понимать язык того общества, в котором живут. Учатся говорить на этом языке, выражать свои желания и спорить, задавать вопросы, веселиться, грустить и дружить. Дети любознательны и подвижны от природы, они получают невероятное количество знаний о физической и социальной составляющих мира благодаря инстинктам и врожденному стремлению. К пяти-шести годам эти природные инстинкты и врожденные способности никуда не деваются, но мы выключаем их, принуждая ребенка учиться в школе. Самый большой урок, который мы выносим из школы, заключается в том, что учеба – это работа, которой нужно избегать при первой возможности.

Слова, произнесенные моим сыном в кабинете директора школы, коренным образом изменили мою жизнь и профессиональную деятельность. Я занимался биопсихологией, исследовал биологические принципы эмоций и мотивов поведения млекопитающих, был профессором. На тот момент я изучал роль определенных гормонов, модулирующих чувство страха у крыс и мышей, и только начал рассматривать механизмы мозга, формирующие материнское поведение у крыс. Тот день, когда я побывал в кабинете директора, положил начало череде событий, постепенно изменивших направление моих исследований в сторону изучения процесса образования с точки зрения биологии. Сначала меня интересовал только собственный сын, я хотел быть уверен, что мы не ошибаемся, не доверяя его образование профессионалам, а позволяя ему учиться самому. Но постепенно, убедившись в успешности самообразования Скотта, я начал исследовать биологические основы человеческого обучения в приложении к детям в целом.

Благодаря этой работе мне стало понятно, как детское стремление играть и открывать мир служит образовательным целям. И это касается не только эпохи охоты и собирательства, но верно и для нашей культуры. Я многое понял об окружающих условиях, которые оптимизируют способности детей к самообразованию посредством игры. А еще я увидел, как при наличии желания мы можем освободить детей от принудительного образования и позволить им обучаться в таких условиях, при которых они будут учиться сами и их не будут лишать радостей детства.

Вот об этом моя книга.

Что мы сделали с детством?

У меня были сотни прекрасных учителей, но если бы меня попросили выбрать самого великого, я назвал бы Руби Лу. Мы встретились летом, когда мне было пять, а ей – шесть. Наша семья только-только переехала в другой город, и мама предложила мне пройтись по нашей улице, зайти ко всем соседям и спросить, нет ли у них детей моего возраста. Так мы и познакомились – Руби Лу жила прямо через улицу от нас. Через несколько минут мы стали лучшими друзьями и оставались ими еще два года, пока я не уехал из города. Руби Лу была старше, умнее и бойчее меня, но не слишком, именно поэтому она стала для меня великим учителем.

В середине 1980-х вышел невероятно популярный сборник статей Роберта Фулгама All I Really Need to Know I Learned in Kindergarten[2]. В детский сад я не ходил: в том городке, куда мы переехали, когда мне было пять лет, их не было. Однако я думаю, если постараться, то и Фулгама можно бы убедить в том, что самые важные уроки человек получает не в детском саду и не в школе. Эти уроки преподает ему сама жизнь.

Питер Грей — психолог, профессор психологии в Бостонском колледже, автор известного учебника по психологии и популярной колонки на сайте журнала Psychology Today.

Родители, воспитатели, учителя, а также все, кто заинтересован в улучшении образования в нашем социуме.

В книге высказывается парадоксальное предложение об освобождении учеников от школы, которая убивает их любознательность на корню. Автор говорит о свободной игре как основном способе, который позволяет детям контролировать их жизнь, решать проблемы, дружить со сверстниками и быть эмоционально устойчивыми. И если взрослые хотят, чтобы дети преуспевали в стремительно меняющемся мире, они должны предоставлять им свободу учиться и раскрывать личные интересы.

Способность к обучению достается нам с генетикой, а детей можно считать агрегатами, приспособленными к нему. Первые четыре года жизни полностью посвящены впитыванию огромного количества знаний и навыков безо всяких инструкций. Дети обучаются ходьбе, бегу, прыжкам, лазанью, пониманию языка общества, в котором живут. Этот язык нужен им для выражения желаний, вопросов и споров, для веселья, грусти и дружбы. Инстинкты и врожденное стремление позволяют детям получать много знаний о физической и социальной части мира. К их пяти-шести годам мы словно выключаем эти инстинкты и заставляем детей учиться в школе, что впоследствии сказывается на нашем понимании об учебе как о работе, которой нужно избегать при первой же возможности.

Многие родители сожалеют о том, что современные дети имеют меньше свободы, чем было у них, когда они проводили время без взрослых или втягивались в настоящие приключения. От природы дети должны играть и самостоятельно познавать мир, а для этого им необходима свобода, без которой страдает любой ребенок. Он жаждет играть по его личному усмотрению, ведь это заложено биологически, и если присутствует дефицит свободных игр, будет страдать не столько тело, сколько душа.

Игры помогают детям дружить, преодолевать страхи, решать какие-то проблемы, применять знания и умения на практике. Но школа оказывается очень коварным учреждением и заставляет нас думать, что ребенок учится и добивается результатов, потому что выполняет задания, преподносимые и оцениваемые взрослыми. Все, что он делает сам по себе, является пустой тратой времени.

За последние несколько десятилетий молодые люди стали сильнее подвергаться психическим расстройствам, обусловленным стрессами. На уровень тревожности и депрессию серьезно влияет умение людей контролировать или не контролировать жизнь. И как раз-таки свободная игра является единственным способом обучения детей держать ситуацию под контролем и показывать отсутствие беспомощности. Она помогает им общаться с окружающими на равных.

Взрослые лишили детей времени ради образования и свободы ради безопасности. Без этого они с трудом учатся понимать, быть уверенными, мужественными, спокойно воспринимать опасности и трудности. Многие родители и учителя до их пор уверены, что потакание детским желаниям рождает избалованность и привередливость. Но здесь автор приводит в пример жизнь древних охотников-собирателей и их семей.

Принудительное образование, по мнению автора, содержит семь основных пороков:

  1. Система отказывается предоставлять свободу без законных оснований и судебного разбирательства.
  2. Она вмешивается в процесс развития личной ответственности и самоопределения.
  3. Система превращает учебу в работу, лишая ребенка внутренней мотивации.
  4. Она осуждает и тем самым дает зеленый свет гордыне, стыду, цинизму, желанию списывать.
  5. Система вмешивается и поддерживает издевательское отношение.
  6. Она подавляет критическое мышление.
  7. Она нацелена на уменьшение разнообразия знаний и умений, когда дети вынуждены учиться по стандартной программе.

Тем не менее, подросшие дети являются продуктивными приспособленцами, которые умеют преодолевать негативные школьные чувства и концентрироваться на положительных. Они вместе работают, играют, помогают окружающим справляться с чувством стыда и находить поводы для гордости. Школа уверенно гасит любознательность и энтузиазм в пользу того, чтобы ребенок своевременно выполнял задания.


Тяга к игре выступает дополнением к любознательности, что очень сильно помогает обучению. У автора есть личный список универсальных детских игр, в который включены подвижная, языковая, исследовательская, конструктивная, социальная игра и игра на воображение. Они выступают различными функциями игры в целом, и ее влияние можно свести к четырем умозаключениям:

  1. Если взрослые будут заставлять детей учиться хорошо, они помешают им учиться в принципе.
  2. Если заставлять их мыслить креативно, у них не будут развиваться творческие способности.
  3. Озорной настрой помогает лучше понимать суть решаемых задач.
  4. Игровое состояние разума оказывает детям содействие в решении логических задач.

Следует помнить о том, что все характеристики игры связаны с мотивацией и ментальными установками, и на это не влияет поведение. При игровом подходе люди могут обладать разными мотивами и разным отношением к делу. Игра не может быть четко определена как один опознавательный признак, она скорее объединяет несколько характеристик. В игре есть пять главных признаков:

  1. Люди сами выбирают игры.
  2. Игровые средства и процесс ценятся выше результата.
  3. Структуру и правила задают сами участники игры.
  4. В игре отсутствует буквальность, но есть воображение.
  5. Она предполагает активное, но совсем не напряженное состояние сознания.

Игры могут быть одновременно серьезными и несерьезными, реальными и нереальными, и ребенок в процессе игры не признает, что именно играет во что-то. Наиболее ценными уроками можно считать следующие:

  1. Для продолжения игры все должны быть довольны.
  2. Правила можно менять.
  3. Конфликты решаются в процессе обсуждения.
  4. Между командами игроков нет существенной разницы.
  5. Отличная игра и удовольствие от нее важнее победы.

Современным детям очень сложно объяснить, зачем нужно ходить в школу, и если мы будем чаще видеть взрослых людей, не посещавших средние учебные заведения или не отдавших туда детей, мы сможем увереннее принимать такое же решение в отношении наших чад.

Чему учит книга

— Современная образовательная система давно выглядит несостоятельной, и в ее ловушке оказались и дети, и взрослые.

— То, что ребенок хочет играть и открывать мир, служит образовательным целям в нашей культуре.

— Взрослые постоянно загоняют детей в рамки и заставляют приспосабливаться, жить в ненормальной обстановке, уделять все меньше времени играм и поиску чего-то действительно интересного.

Питер Грей - Свобода учиться. Игра против школы

Питер Грей - Свобода учиться. Игра против школы краткое содержание

Автор книги полагает, что все дети от природы наделены способностью к познанию окружающего мира, поэтому обучение должно проходить в максимально свободной, игровой форме и не навязываться взрослыми. Традиционная школьная система, напротив, не позволяет детям раскрыть свой потенциал и наносит им серьезный психологический ущерб. Необходимо отказаться от принудительного образования в пользу игры, которая сделает детей счастливее и лучше подготовит их к жизни. Книга предназначена для родителей, воспитателей, учителей и всех, кто заинтересован в улучшении образования в нашем обществе. На русском языке публикуется впервые.

Свобода учиться. Игра против школы - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Свобода учиться. Игра против школы

Peter Gray

Free to Learn

Why Unleashing the Instinct to Play Will Make Our Children Happier, More Self-Reliant, and Better Prepared for Life

Издано с разрешения издательства Basic Books, an imprint of Perseus Books LLC при содействии Агентства Александра Корженевского

© 2013 by Peter Gray

Эту книгу хорошо дополняют:

Творческое воспитание

Эмоциональный интеллект ребенка

Творческая мастерская

Ты можешь больше, чем ты думаешь

Школа будущего

Кен Робинсон и Лу Ароника

Скотту, который меня вдохновил на написание книги, и Диане, благодаря которой я сделал это

Эту фразу произнес мой девятилетний сын Скотт в кабинете директора школы. Слова относились не только ко мне, а ко всем нам, семерым умным взрослым, выстроившимся перед ним в ряд. Там присутствовали и директор школы, и два учителя, и методист, и школьный психолог, и мать Скотта (моя покойная жена), и я. Мы единым фронтом наступали на сына, чтобы раз и навсегда доказать ему, что он должен посещать школу и слушаться учителей. Каждый из нас высказался со всей строгостью. Скотт посмотрел на нас честным взглядом, после чего и выдал ту самую фразу, от которой я остолбенел и тут же заплакал. В один миг я понял, что должен быть на стороне сына, а не против него. Жена тоже плакала. Мы посмотрели друг на друга и в мокрых от слез глазах разглядели, что думаем и чувствуем одно и то же. Мы оба понимали, что уже давно должны были выполнить просьбу Скотта – не просто перевести его из этой школы, но забрать из школы совсем. Школа для него была как тюрьма, а он не сделал ничего такого, за что сажают в тюрьму.

То собрание в кабинете директора стало апогеем нескольких лет собраний и совещаний в школе, на которых мы с женой выслушивали самые свежие отчеты о плохом поведении нашего сына. Если бы он просто не слушался, как все мальчики, в которых кипит энергия, то к этому учителя были готовы. Но его поведение особенно раздражало работников школы, потому что оно больше напоминало обдуманный и запланированный протест. Скотт систематически умышленно вел себя наперекор требованиям. Когда учитель давал задание решить задачку каким-то определенным способом, наш сын придумывал свои способы решения. Когда класс проходил пунктуацию и заглавные буквы, он писал как поэт э. э. каммингс[1], то есть ставил знаки препинания и заглавные буквы где хотел или не использовал их вообще. Если он не видел смысла в заданиях, то так об этом и говорил и отказывался их выполнять. Все чаще и чаще Скотт уходил из класса без разрешения и, если его никто не удерживал силой, шел домой.

В конце концов мы нашли подходящий вариант: эта школа разительно отличалась от школы в нашем обычном представлении. Позже я немного расскажу и о ней, и о том мировом образовательном движении, которое она вдохновила. Эта книга в целом не о конкретной школе – она о месте человека в образовании.

Способность к обучению закладывается генетически, приходящие в наш мир дети – это просто агрегаты, приспособленные к обучению, тяга к знаниям почти полностью овладевает ими. В течение примерно первых четырех лет жизни дети впитывают в себя неизмеримо огромное количество знаний и навыков, не имея никаких инструкций. Они учатся ходить, бегать, прыгать и лазать, понимать язык того общества, в котором живут. Учатся говорить на этом языке, выражать свои желания и спорить, задавать вопросы, веселиться, грустить и дружить. Дети любознательны и подвижны от природы, они получают невероятное количество знаний о физической и социальной составляющих мира благодаря инстинктам и врожденному стремлению. К пяти-шести годам эти природные инстинкты и врожденные способности никуда не деваются, но мы выключаем их, принуждая ребенка учиться в школе. Самый большой урок, который мы выносим из школы, заключается в том, что учеба – это работа, которой нужно избегать при первой возможности.

Слова, произнесенные моим сыном в кабинете директора школы, коренным образом изменили мою жизнь и профессиональную деятельность. Я занимался биопсихологией, исследовал биологические принципы эмоций и мотивов поведения млекопитающих, был профессором. На тот момент я изучал роль определенных гормонов, модулирующих чувство страха у крыс и мышей, и только начал рассматривать механизмы мозга, формирующие материнское поведение у крыс. Тот день, когда я побывал в кабинете директора, положил начало череде событий, постепенно изменивших направление моих исследований в сторону изучения процесса образования с точки зрения биологии. Сначала меня интересовал только собственный сын, я хотел быть уверен, что мы не ошибаемся, не доверяя его образование профессионалам, а позволяя ему учиться самому. Но постепенно, убедившись в успешности самообразования Скотта, я начал исследовать биологические основы человеческого обучения в приложении к детям в целом.

Мы также считаем, что для хороших уроков важна геймификация. Поэтому на вебинарах часто проводим онлайн-викторины, в которых участвует 80% слушателей. Делимся с вами 3 важными мыслями из книги Грея:

🖇 Свобода — основа естественного развития ребёнка. Автор пишет о том, что дети получают нужные навыки во время самостоятельной деятельности:

🖇 Питер Грей считает, что игра — среда, в которой дети лучше всего учатся:

Советуем прочитать эту книгу и сторонникам, и противникам альтернативного образования для дискуссии.

Читайте также: