Пищевая цепочка рисунок для школы 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Реки, ручьи, озера, пруды, болота – всё это пресноводные водоёмы. На их долю от общего количества всех вод планеты проходится всего 0,5%! Вода и обилие растительности по берегам водоёмов даёт пищу и кров многим живым организмам: насекомым, рыбам, земноводным, пресмыкающимся, млекопитающим и птицам, а также растениям. Всех этих живых организмов объединяет приспособленность к жизни в пресной воде. Вместе они образуют пресноводное природное сообщество.

Отражением взаимоотношений между различными группами живых организмов в пресноводном сообществе будут являться пищевые цепочки, которые показывают процесс питания одних организмов другими. Любая пищевая цепочка включает организмы из разных групп. Всего существует 4 группы живых организмов:

1 группа – растения и бактерии

2 группа – растительноядные животные

3 группа – плотоядные животные (хищники)

Плотоядные животные – это хищники, по-другому. Есть хищники, которые употребляют в пищу растительноядных животных. Например, лиса охотится на зайцев и мелких грызунов. Однако есть также и крупные сильные хищники, для которых пищей будут являться более слабые хищники. Например, бурый медведь иногда охотится на лис, а пищей для ястребов служат ласки, хорьки и другие мелкие хищники.

Таким образом, 4 группа живых организмов – сильные хищники

Представители первой группы живых организмов пресноводного сообщества – такие растения, как водоросли, осока, ряска, элодея, кубышка, тростник, рогоз.

Ко второй группе относятся всевозможные насекомых и их личинки, а также пресноводная улитка, беззубка, прудовик, катушка и другие моллюски. Карась, плотва, сазан, лещ и другая растительноядная рыба, а также бобр, питающейся корой и побегами растений – также представители второй группы.

Третья и четвертая группа состоит из амфибий – лягушек и тритонов; рептилий – ужа водяного, ужа обыкновенного, гадюки, а также хищных рыб – сома, щуки, окуня, судака, налима и хищных птиц – зимородки, цапли, аиста. К этой же группе отнесём хищных млекопитающих – выдру и норку.

Составим пищевые цепочки, характерные для пресноводного сообщества

водоросли -> личинки комаров -> жук-плавунец -> щука

Очень необычный представитель пресных водоёмов – жук-плавунец. Этого жука не интересует растительная пища, он питается насекомыми, амфибиями и даже нападает на рыбу, которая превосходит его по размерам. Размеры жука-плавунца составляют около 4,5-5 см, однако он обладает мощной челюстью. Особенно агрессивны личинки жуков. Отличительная особенность плавунца заключается в том, что он может жить как под водой, так и летать. При угрозе он выбрасывает едкое вещество, которое отпугивает врагов. Жук-плавунец является пищей для крупных хищных рыб, например, щуки.

ряска -> личинки мух -> личинки стрекоз -> лягушка -> аист

Личинки комаров и мух питаются растениями водоёмов, например, ряской и являются пищей для жуков-плавунцов, амфибий, тритонов и, конечно, хищных личинок стрекоз. В свою очередь, личинки стрекоз становятся добычей лягушек. Лягушки имеют длинный язык, который выбрасывают, видя добычу. Язык лягушки липкий, поэтому, соприкоснувшись с языком лягушки, насекомое уже не может выбраться.

Аисты, цапли и другие хищные птицы охотятся в основном на амфибий и рептилий.

элодея -> тритон -> уж обыкновенный -> цапля

Пресноводные водоёмы богаты моллюсками. В них обитают пресноводные улитки, беззубки, прудовики, катушки.

водоросли -> прудовик –> окунь —> налим

Прудовик – это моллюск. Он питается водорослями, а также гниющими остатками животных и растений. Прудовик специально заглатывает песок, который, попадая в желудок, помогает измельчать ему твёрдую и жесткую пищу. Прудовик – пища для многих пресноводных рыб.

На небольших как растительноядных, так и хищных рыб ведут охоту более крупные хищники: сом, налим, судак, щука, большой окунь.

Похожая пищевая цепочка

водоросли –> улитка катушка–> ёрш -> судак

Катушка, как и прудовик, питается водорослями, растениями, гниющими остатками. Моллюски – пища для многих небольших хищных рыб, к ним можно отнести и ерша.

Другая пищевая цепочка:

водоросли —> рачки —> ондатра —> выдра

Ондатра – грызун, проводящий в воде значительную часть своей жизни. Ондатра питается как растительной пищей, так и моллюсками, мелкой рыбой и рачками. Враги ондатры: выдра, норка, а также крупные хищные рыбы. Норка и выдры – мелкие хищники, которые очень шустро передвигается в воде, ловко проникая в норы ондатры.

ряска –> личинки мух –> кряква –> выдра

Дикая утка или дикая кряква – эта птица, которую можно встретить рядом с прибрежными зонами. Кряква употребляет как растительную пищу, так и мелкую рыбу, моллюсков, лягушек, личинок комаров и других насекомых. Враги диких уток: хищные птицы и мелкие хищники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экологические цепочки и пирамиды. Вот на зеленый стебелек садится пестрый мот.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экологические цепочки и пирамиды. Вот на зеленый стебелек садится пестрый мот.

Экологические цепочки и пирамиды. Вот на зеленый стебелек садится пестрый мотылек, попил нектар со всех цветов, Их опылил – и в путь готов. Но тут попался – Боже мой! – На завтрак птице луговой. А у нее гнездо в траве И куча птенчиков в гнезде. И уж, конечно, их помет Питание траве дает.

Пищевая цепь – это цепь питания организмов в котором каждое предыдущее звено.

Пищевая цепь – это цепь питания организмов в котором каждое предыдущее звено служит пищей для последующего.

Примеры пищевых цепей: Трава ––> заяц ––> волк. Кора дерева ––> жук-короед –.

Примеры пищевых цепей: Трава ––> заяц ––> волк. Кора дерева ––> жук-короед ––> дятел Нектар ––> муха ––> паук ––> землеройка ––> сова. Листьями––> дождевой червь ––> дрозд ––> ястреб. растение––> травоядное животное ––хищник Что объединяет эти цепи?


Экологическая пирамида- графические изображение пищевой цепи.

Экологическая пирамида- графические изображение пищевой цепи.





Правило экологической пирамиды (10%): масса организмов каждого следующего пищ.

Правило экологической пирамиды (10%): масса организмов каждого следующего пищевого уровня всегда меньше предыдущего в 10 раз.


Задание: постройте экологическую пирамиду и рассчитайте сколько жуков-короедо.

Задание: постройте экологическую пирамиду и рассчитайте сколько жуков-короедов должен съесть дятел массой 300г. Дана пищевая цепь: Кора дерева ––> жук-короед ––> дятел 30кг коры - 3кг жуков - 300г дятел

Экологическая задача На основе правила экологической пирамиды (правила 10%).

Экологическая задача На основе правила экологической пирамиды (правила 10%) определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг? Пищевая цепь: планктон → моллюски →хищная мелкая рыба → дельфин. 400000кг планктона- 40000кг моллюсков – 4000кг рыбы – 400кг дельфин



Краткое описание документа:

Презентация разработана для учащихся 4-5 классов по естествознанию.

Материалы презентации показывают разнообразие пищевых связей в природе, а также научать составлять пищевые пирамиды.

Рисунки презентации можно использовать на уроках окружающего мира и биологии, а также использовать их при составлении и решении задач.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 347 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого 15

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.11.2017 6047
  • PPTX 2.4 мбайт
  • 174 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Федорова Наталья Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В презентации рассматриваются понятия "пищевая цепь", "пищевое звено", "пищевая сеть"; приводятся примеры пищевых цепей и более сложных пищевых связей; называются трофические уровни. Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 5-х классах.

ВложениеРазмер
tsepi_pitaniya.pptx 2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цепи питания Биология 5 класс

Примеры пищевых цепей Растения → кузнечик → ящерица → ястреб Растения → кузнечик → лягушка → цапля Растения → гусеница → синица → сокол Растения → антилопа → лев → грифы Растения → заяц → лиса

Сложные пищевые связи

Трофические уровни Производители – растения Потребители – животные Разрушители – микроорганизмы

Вывод Природа представляет собой единое целое, в котором между растениями, животными, грибами, микроорганизмами, человеком и окружающей средой происходит обмен веществ и энергией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Электричсекие цепи" (8 класс)

Составление электрических цепей. Последовательные и параллельные соединения.

Презентация по физике "Электрические цепи. Работа тока"

Презентация содержит материал по последовательному, параллельному соединению проводников. Рассматривается закон Ома для участка цепи.


Презентация "Поток энергии, цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем."

Раскрываются основные понятия темы. Даются задания на закреплени материала.

Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART Notebook на уроках физики.


Методическая разработка "Электрическая цепь. Электрическая схема. условные обозначения элементов электрической цепи"

Методическая разработка ориентирована на изучение электротехники в 5-х классах и содержит основные знания по устройству электрической цепи.

Каждому организму нужна энергия чтобы выжить. К примеру, растения заряжаются солнечной энергией, а вот некоторой живности нужно съесть другую живность для получения положительного результата. Все перечисленные примеры как нельзя, кстати, характеризуют трофическую цепь, или пищевую цепочку в природе – последовательность тех, кто кем питается в экосистеме с целью получения полезных веществ и силы для поддержания своей жизнедеятельности.

  • Автотрофы
  • Гетеротрофы
  • Деструкторы
  • Уровни пищевой цепи
  • Виды
  • Движение энергии в пищевой цепи

Автотрофы

Автотрофы, или же продуценты - это живые существа, производящие собственную пищу. Или же иными словами, это органические вещества из простых составляющих, например, двуокиси углерода.

Важно! Автотрофы – главная основа любой экосистемы во всем мире. Они являются составляющими большинства пищевых структур. А их энергия, полученная в результате фотосинтеза либо же хемосинтеза, поддерживает жизнедеятельность всех остальных живых организмов.

  • Фотоавтотрофы. К данному виду относятся существа, участвующие в фотосинтезе – растения, преобразующие солнечную энергию в сложные комбинации. То есть сахара, полученные из углекислоты вследствие работы фотосинтеза. По подобному принципу живут и водоросли с цианобактериями.
  • Хемоавтотрофы. Благодаря химическим взаимодействиям неорганических соединений, происходит поступление органических веществ в организмы экосистемы. Этот процесс носит название “хемосинтез”.

Гетеротрофы

Гетеротрофы носят второе название “консументы”. Они так же, как и автотрофы, являются потребителями, но с отсутствием возможности использования солнечной или же химической энергии для изготовления личного сырья, полученного из углекислоты. В данном случае энергия поступает за счет потребления консументами других организмов или же их оставшихся продуктов. Люди, звери, грибы и почти все бактерии – все это гетеротрофы, играющие свою определенную роль в пищевой последовательности. Все виды гетеротрофов выполняют свою единую функцию: поедают других живых существ.

Деструкторы

Нельзя не упомянуть еще одних представителей, которые не всегда, но появляются в структуре пищевого взаимодействия. Данную группу составляют редуценты, перерабатывающие неживые органические соединения и отходы для превращения их в неорганические. Деструкторы занимают нишу отдельного трофического этапа в природе. Им присуща переработка разлагающихся растений, тела недоеденной хищным животным белки или же остатков уже погибшего орла. Активными представителями редуцентов выступает класс грибов и бактерий, играющих, в свою очередь, большое значение в деятельности экосистем. С их помощью почва получает питание и воду, используемую представителями продуцентов.

Уровни пищевой цепи

Пищевая цепочка – линейная серия живых существ, передающая питание и энергию от автотрофов к высшим животным (рис.2). Определенное положение, занятое организмом в тот или иной момент пищевой цепи, носит название трофический уровень.

Первый

Данной трофической стадии характерно начало питания с продуцента, вырабатывающего собственную еду из солнечной энергии (фотосинтезирующие растения) или же энергии гидротермального происхождения океанических угодий (архей и бактерий).

Второй

Сюда относятся особи, выживающие за счет автотрофов. В природе подобных животных называют травоядными из-за употребления зеленых растений. Например, к первичным потребителям можно отнести овцу, зайца, насекомых и даже дикий скот.

Третий

Следующее звено в пищевой цепи принадлежит животным, поедающих других травоядных зверей. Представители этой трофической стадии считаются плотоядными животными вторичной переработки первичного сырья. К данному классу относится, например, змея, питающаяся как зайцами, так и грызунами.

Четвертый

Возникает тогда, когда животного (змею) из третьей трофической стадии поедает более крупный зверь (например, сова).

Пятый

Любая пищевая цепочка финиширует на хищнике или же суперхищнике – животном, не имеющего “врагов” с соответствующей силой (медведь, крокодил, акула). Таких представителей относят к “хозяевам” своих природных условий существования. После смерти какой-либо особи она употребляется детритофагами (стервятниками, крабами, червями и т.д.). Остальная ее часть разлагается редуцентами (бактериями, грибами), вследствие чего и продолжается процесс энергетического обмена. Поток энергии в периодичности цепи указан стрелками от солнца либо гидротермального начала до класса высших существ. В зависимости от того, как и от кого передается энергия, она имеет свойство “потери” на каждой трофической стадии пищевой цепи. Пищевая сеть – объединение большого количества пищевых цепочек в одной экосистеме. Некоторые живые организмы могут занимать разное положение в пищевой цепи в силу изменения их рациона питания. К примеру, медведь, который ест ягоды, считается травоядным животным, а вот когда он же съест грызуна, употребляющего в пищу растения – он станет первичным хищником. А вот когда медведь съест рыбу, он будет относиться уже к группе суперхищников. Это объясняется тем, что рыба, например, лосось – первичное животное. Оно питается мелкой рыбой, которая ест простейший зоопланктон, он же – фитопланктон, отдающий энергию в процессе своего фотосинтеза.

Рис. 3. Схема пастбищной пищевой цепи

В природе существуют две разновидности пищевого взаимодействия: пастбищное и детритное, каждое из которых мы разберем дальше.

Пастбищное

Этой пищевой цепи характерно наличие живых зеленых растений - полноценных источников питания для травоядных существ, которые в будущем поедаются хищниками (рис.3). Подобная деятельность экосистемы имеет солнечную зависимость. Из этого всего можно сделать обобщение: пастбищный тип пищевой схемы зависит от автотрофной передачи силы с последующим ее переходом по ее трофическим этапам. Многие экосистемы нашей планеты существуют по пастбищным особенностям выживания.

Детритное

Начальным разлагающимся органическим веществом для данного вида цепи выступает детрит, употребляемый детритофагами, которые впоследствии едят хищники. Из этого следует выделить то, что детритной пищевой цепочке требуется меньше солнца, в отличие от предыдущих представителей. Детритам характерно получение органических веществ, выработанные другой экосистемой.

Читайте также: