Писарев борьба за жизнь краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Критик Д. И. Писарев является автором знаменитой критической статьи о "Преступлении и наказании" под названием "Борьба за жизнь" (1867 г.). В этой статье Писарев проводит глубокий анализ образа Раскольникова, его теории и т.д.

В этой статье представлена критика Д. И. Писарева о романе "Преступление и наказание" Достоевского, анализ произведения и его персонажей.

Критика Д. И. Писарева о романе "Преступление и наказание" Достоевского, анализ произведения

Теория Раскольникова — один из важных элементов романа "Преступление и наказание". Критик Д. И. Писарев видит суть и значение теории Раскольникова в следующем:

"Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе.

В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим кармана.

Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться. "

"Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам нашему раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в пропасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление.

Теория Раскольникова сделана им на заказ. Сооружая эту теорию, Раскольников не был беспристрастным мыслителем, отыскивающим чистую истину и готовым принять эту истину, в каком бы неожиданном и даже неприятном виде она ему ни представилась. Он был кляузником, подбирающим факты, придумывающим натянутые доказательства . "

"Раскольников был расположен относиться к своей теории с крайним недоверием. Ближайшие последствия совершившегося убийства показали, до какой степени сильно и непобедимо было это недоверие.

Если бы Раскольников сколько-нибудь веровал сам в свою теорию, то он, конечно, сделал бы по крайней мере попытку просветить и обратить на путь истины таких людей, как Дуня и Разумихин, тем более что, открывшись им, убедивши их, он мог приобрести в их лице драгоценных союзников.

Но Раскольников после совершения убийства держал себя совсем не как фанатик, увлекшийся ложной идеей и дошедший в своих поступках до крайних пределов логической последовательности, а просто как мелкий, трусливый и слабонервный мошенник ежеминутно теряется от страха и на каждом шагу выдает себя встречным и поперечным своей лихорадочной суетливостью. "

Писарев считает, что Раскольников после преступления прежде всего боится уголовного наказания и осуждения со стороны близких:

". Раскольников принужден сознаться, что все это дело было сделано по-дурацки. Он даже сам не понимал, зачем он его сделал. Он видит только, что ему приходится так или иначе нести на себе все последствия этого дурацкого дела. Эти последствия оказываются очень мучительными.

Прежде всего Раскольников просто боится уголовного наказания, которое изломает всю его жизнь, выбросит его из общества честных людей и навсегда закроет ему дорогу к счастливому, респектабельному и комфортабельному существованию.

Словом, Раскольников был слишком хорошим критиком, чтобы быть хорошим актером. Превосходно понимая все мельчайшие недостатки своей игры, он требовал от себя с этой стороны такого идеального совершенства, которое, по всей вероятности, было недостижимо не только для него, но даже и для человека с воловьими нервами.

Кроме уголовного наказания, Раскольников боится еще того ужаса, негодования или отвращения, с которым посмотрят на его поступок все дорогие и близкие ему люди. Он думает, что он останется один в целом мире живых людей, когда преступление его сделается известным. Он думает, что открытие ужасной истины убьет его мать и заставит всех его друзей, начиная с его родной сестры, отшатнуться навсегда от погибшего и замаранного человека. Поэтому он не смеет никому открыться. "

". страх уголовного наказания, страх презрения со стороны близких людей, необходимость таиться и притворяться на каждом шагу в сношениях со всеми людьми без исключения и ясное предчувствие того обстоятельства, что все эти подвиги притворства окажутся рано или поздно совершенно бесполезными, - вот составные элементы тех душевных страданий, которые испытывает Раскольников. Под влиянием этих страданий в Раскольникове совершается с изумительной и ужасающей быстротой такой внутренний процесс, который можно назвать увяданием ума и характера. "

Это была критика Д. И. Писарева о романе "Преступление и наказание" Достоевского, анализ произведения, его главного героя и т.д.

Задачи:

¾ сравнить разные точки зрения критиков с авторской позицией.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Н. Н. Страхов уделяет большое внимание образу главного героя Родиона Раскольникова. Страхов видит в Раскольникове человека с задатками ума и сердца. По мнению критика, Раскольников - это человек, который страшно запутался, поддался юношескому малодушию, поверил в жуткую теорию и в результате совершил ужасное преступление:

По мнению Страхова, Достоевский сострадает Раскольникову, не смеется над ним и не обвиняет в молодой глупости, а скорее оплакивает ошибку Раскольникова:

Критик Страхов отмечает, что в лице Раскольникова Достоевский изобразил нигилиста, но нигилиста несчастного и страдающего. А сам нигилизм показан в романе как трагическое явление, которое становится причиной катастроф в жизни людей:

Страхов также выделяет замечательную особенность романа: объективность Достоевского по отношению к своим героям: писатель не оценивает и не обсуждает героев с читателями. Герои романа действуют, мыслят, чувствуют и таким образом сами раскрывают свой характер и интеллект перед читателями, а автор просто передает все это в деталях. Достоевский ведет себя особенно нейтрально по отношению к Раскольникову. В адрес главного героя автор не допускает лишних комментариев и оценок:

По словам Страхова, Достоевский мастерски описывает момент преступления. Писатель удивительно точно передает действия и мысли Раскольникова, его состояние и неспособность трезво мыслить:


Критик Д. И. Писарев видит суть и значение теории Раскольникова в следующем:

По мнению Писарева, Раскольников мало верит в свою теорию и относится к ней с недоверием:

Писарев считает, что Раскольников после преступления прежде всего боится уголовного наказания и осуждения со стороны близких:

По мнению Писарева, после совершения преступления Раскольников сам глубоко страдает:

Помогите пожалуйста написать краткий конспект статьи Писарева "Борьба за жизнь" (роман Преступление и Наказание).


1. Сюжет романа "Преступление и наказание", по всей вероятности, известен большинству читателей.

Образованный молодой человек, бывший студент, Раскольников, убивает старуху процентщицу и ее сестру, похищает у этой старухи деньги и вещи, потом в продолжение нескольких недель томится и терзается сильнейшей душевной тревогой и, наконец, не находя себе покоя, сам на себя доносит, после чего, разумеется, отправляется в каторжную работу.

2. Раскольников очень беден.

Отца у него нет.

Его мать получает после покойного мужа сто двадцать рублей пенсиона и из этих денег старается тратить как можно меньше на собственную особу.

Сестра Раскольникова живет в гувернантках.

Сам Раскольников кое - как перебивается уроками и разными грошовыми работами, получает изредка субсидию от матери, борется с нищетой, старается при этом учиться, напрягает все свои силы, наконец изнемогает в непосильной борьбе, выходит из университета по совершенному недостатку средств и погружается в то мучительное оцепенение, которое обыкновенно овладевает утомленными, измученными и окончательно побежденными людьми.

Роман начинается тогда, когда Раскольников совершенно задавлен обстоятельствами.

Он живет в крошечной каморке, более похожей на шкаф, чем на комнату ; он должен кругом хозяйке квартиры и при каждой случайной встрече с нею принужден выслушивать кротко и почтительно напоминания о платеже, жалобы и угрозы, на которые ему приходится отвечать извинениями, избитыми отговорками, стереотипными просьбами об отсрочке и торжественными, но неубедительными обещаниями уплатить сполна при первой возможности.

3. Существуют такие границы, за которыми бедность становится неприличной и невыносимой для глаз благовоспитанного и состоятельного человека ; кто имел несчастие или неосторожность перешагнуть через эти роковые границы, тот теряет право искать себе работу и являться серьезным претендентом на какое бы то ни было вакантное место.

4. Итак, Раскольников растерял свои насущные дела, и ему почти невозможно было обзавестись ими снова.

Почему и каким образом он их растерял, этого не сказано у Достоевского, но этот пробел очень легко может быть пополнен собственными соображениями читателя.

. 5. Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию ; нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление.

6. Преступление, описанное в романе Достоевского, выдается из ряда обыкновенных преступлений только потому, что героем его является не безграмотный горемыка, совершенно неразвитый в умственном и нравственном отношениях, а студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души, умеющий создавать для оправдания своих поступков целые замысловатые теории и сохраняющий во время самых диких заблуждений тонкую и многостороннюю впечатлительность и нравственную деликатность высоко развитого человека.

7. Никаких теорий тут, конечно, не могло бы быть ; никаких философских обобщений, никаких высших взглядов на отношения личности к обществу ; ничего, кроме тупого страдания и неясной тревоги.

Человек помешанный не может отвечать за свои поступки.

С него невозможно взыскивать за то зло, которое он делает себе и другим ; его нельзя ни судить, ни наказывать.

Этот принцип в настоящее время принят всеми уголовными кодексами образованного мира.

8. Его молодое самолюбие так глубоко изранено разнообразнейшими оскорблениями, что уже нет той формы дружеского участия, которая могла бы доставить ему приятное ощущение и которая не показалась бы ему выражением обидного и высокомерного сострадания.

Это чувство нравственного отвращения усиливается еще и доводится до своего апогея простым ощущением физической тошноты.

9. Раскольников замечает тотчас же, что этот поворот в его мыслях произошел от стакана пива, и это простое наблюдение заставляет его плюнуть и сказать : "Какое все это ничтожество".

Родион Романович Раскольников является простым студентом, приехавшим из глубинки в столицу Санкт-Петербург. Отец его скончался, остались лишь мать и сестра, продолжающие жить в родном городе.

После учебы и неудачной работы, которую герой бросил, Роде начали приходить в голову разные мысли о заработке, так как он был на грани бедности. У парня совсем не было средств к существованию и знакомых, которые могли бы помочь с работой. Раскольников после долгих терзаний решился на убийство престарелой процентщицы, состояние которой могло спасти от нищеты. Его преступление получилось двойным, так как случайно свидетелем стала сестра старухи, которая в тот же момент была убита. Это события, происходящие в самом начале книги. Далее Родион проходит через массу испытаний, включая угрызения совести. События происходят очень быстро и часто, что делает дальнейшее чтение захватывающим.

Герои романа

Роман преступление и наказание в оценке критики

Не теория Раскольникова, а социальные мотивы преступления привлекли внимание Писарева. Какие же причины преступления героя видит критик?

б) Сложные объективные противоречия русской жизни.

в) История нравственного падения Мармеладова.

Сила статьи

Писарева в том, что критик сосредоточился на анализе нравственных проблем. Он раскрыл духовные взаимосвязи между опустившимся Мармеладовым и Раскольниковым, попавшим в исключительное положение.

Критик рассматривает образ Раскольникова как жертву, социальной несправедливости, приглушив при этом его чувство индивидуального протеста. Подчеркивая в герое человека-жертву, критик обнажает слабость и беспомощность Раскольникова, его неспособность мстить за общественную несправедливость.

Писарев во многом определил принципы подхода к роману, его мысль о Достоевском, как гуманном изобразителе страданий, вошла в обиход русской критики и звучала как высшая похвала писателю.

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского Преступление и наказание

Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа — Родион Раскольников.

Родион Романович зарабатывал гроши, переводя различные статьи. Давящая обстановка грязного, душного Петербурга, убожество жилья, постоянное отсутствие денег — все это давило на бедного студента, вызывало ненависть ко всему окружающему.

Он решается не на убийство, а на акт самопознания. Но на самом деле свершилась страшная трагедия самообмана.

Он совершает два преступления. Первое преступление — перед Богом, второе — перед людьми. Характер Раскольникова очень противоречив. Мы видим в нем презрение, озлобленность к людям, но, с другой стороны, — чуткость и сострадание. Совершив преступление, он должен идти вперед, к власти.

Что же происходит с Родионом? Ум героя полностью подчинен его идее, а душа восстает, в душе пробуждаются новые чувства — назревает душевный бунт.

После убийства в Родионе начинают просыпаться чувства не сверхчеловека, а человека страдающего. Избранник превратился в изгоя.

Автор показывает, что Раскольников очень похож на них своими методами достижения цели.

Родион, переступив через законы морали, кровь, совершил преступление перед Богом и людьми, опускается на одну ступень с низкими циниками — Лужиным и Свидригайловым.

Свою теорию Раскольников создал в полном одиночестве, ему никто не был нужен в тот момент. Понять же истину случившегося самостоятельно было невозможно; он начинает искать живую душу, которая сможет его спасти от безумия. В появлении Сони заключается одна из важнейших идей Достоевского: преступление Раскольников совершает один, но один вернуться к людям он не может.

Противопоставляя бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдающей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не в состоянии вынести мучений совести: преступление его приводит к наказанию, которое к нему приходит с осознанием греха.

В христианском смирении Сони он видит путь к спасению и искуплению своей вины.

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Современники Достоевского приняли его новый роман с огромным интересом и любопытством. Некоторые из критиков осуждали новинку, отстальные — восхищались ею. В любом случае никто не остался равнодушен.

Читайте также: