Пиляр пять часов до бессмертия краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

(1924 - 1987 г.г.)

Юрий Евгеньевич Пиляр (из рода баронов Пилар фон Пильхау (14-е колено) родился 14 октября 1924 года в Великом Устюге в семье сельского учителя (жили в Аристове - отец заведовал учебно-опытным хозяйством при сельхозтехникуме и там же преподавал).

В 1926 году семья переехала в село Троице-Енальское (ныне Марьино) Вожегодского района, а затем в Явенгу Вожегодского района. Юра рос пытливым, любознательным мальчиком, очень много читал, имел большие способности к математике и литературе, любил писать сочинения на свободную тему. Все пять лет, пока Юра учился в школе в Явенге, он был редактором общешкольной газеты.

По окончании школы документы и аттестат отличника Юрий Пиляр отослал в Ленинградский институт журналистики. Но был 1941 год. Юрий Евгеньевич добровольцем уходит на фронт. В июле 1942 года ранен и контужен и в таком состоянии взят в плен. Юрий Пиляр испытал все ужасы фашистского плена, находясь в лагере Маутхаузен (Австрия).

Скоропостижно, в возрасте сорока девяти лет, умирает от сердечного приступа Марио Кальядо. После него остаётся большая семья — жена Кармен и пятеро детей. Принимая соболезнования и потом, сидя без сна у тела мужа, Кармен молча ведёт с ним бесконечный разговор. Из этого внутреннего монолога постепенно вырисовывается история знакомства и взаимоотношений Марио и Кармен, их — столь разные — характеры и взгляды на жизнь — вся история семьи, история двух людей, которые прожили бок о бок много лет, но всегда были чужими друг Другу.

Кармен выросла в обеспеченной буржуазной семье, где был приличный достаток и несколько человек прислуги. Отец работал в отделе иллюстраций крупной консервативной газеты, а мать вела дом. Марио и Кармен знакомятся сразу после войны — память о ней ещё очень свежа. У Марио на стороне республиканцев погибли два брата, а семья Кармен — открыто профранкистская. Политические взгляды будущих родственников беспокоят родителей Кармен, но они все же решают выдать дочь за Марио, делая ставку на его способности, которые, по их мнению, должны обеспечить юноше блестящее университетское будущее.

В своём бесконечном монологе у гроба Кармен все время спорит с мужем, упрекает его, высказывает старые затаённые обиды, о которых, возможно, никогда не говорила ему при жизни. Они происходят из очень разных семей и из разных социальных кругов, и прожит рядом годы не сгладили этих различий. Для Кармен по-прежнему идеалом остаётся её отец, которого она считает великим писателем, хотя на самом деле он был журналистом средней руки и весьма консервативного толка. Мать, без конца изрекавшую банальности, женщина воспринимает как кладезь житейской мудрости. Но к родным и друзьям мужа она относится с открытым пренебрежением: если её собственная семья воплощает для неё нравственные устои, традиционную, старую Испанию, то близкие Марио сочувствовали республиканцам, чего Кармен стыдится. Она не выносит ни его сестру Чаро, ни невестку Энкарну, вдову одного из погибших братьев Марио. Ей непонятна — а значит, вызывает презрение — самоотверженность, с которой Энкарна ухаживала за парализованным и впавшим в детство отцом Марио: Кармен видит в этом лишь показное и не подозревает, что женщина вполне искренне, так же как искренне она, оплакивает Марио. Точно так же непонятно Кармен и внешнее спокойствие Марио на похоронах его матери, она не чувствует за его поведением большого горя, поскольку ценит лишь внешние проявления.

Очень разные, Кармен и Марио по-разному относятся и к воспитанию детей: то, что кажется существенным жене, совсем не беспокоит мужа, и наоборот. Так, Марио очень близко к сердцу принимает то, что его дочь Менчу плохо учится, а Кармен, которая видит единственное предназначение женщины в замужестве, это совсем не беспокоит, поскольку она считает учение бессмысленным занятием. Она не одобряет и чрезмерного увлечения старшего сына, названного в честь отца, учёбой. Марио-младший для неё такая же загадка, как Марио-старший. Кармен не понимает, почему сын стоит у гроба отца в голубом свитере, не потрудившись переодеться в чёрный костюм, почему ему безразлично, по какому разряду будут проведены похороны. Однако она уже твёрдо решила, что теперь, когда она остаётся хозяйкой в доме, те, кто останется жить с ней под одной крышей, должны будут разделять её взгляды — вопрос о том, чтобы не зада вить в ребёнке личность, так тревоживший её мужа, перед ней даже не возникает.

В таких воспоминаниях и размышлениях проводит ночь Кармен, ночь у гроба мужа. Перед её глазами проходит вся их жизнь — жизнь очень разных и чужих людей, так и не ставших близкими за долгие годы, прожитые бок о бок. Утром приходит Марио; он пытается отвлечь мать от тяжёлых мыслей, но она не понимает его точно так же, как не понимала Марио-старшего. И только когда на вопрос матери, спал ли он, юноша отвечает, что не мог заснуть, потому что ему все время казалось, что он тонет в матрасе, Кармен вспоминает, что именно так говорил её муж во время приступов депрессии. И ей становится страшно. Но её отвлекают голоса. — собираются знакомые: скоро должны выносить гроб. В последние минуты прощания с мужем Кармен думает лишь об одном — чёрный свитер слишком обтягивает её фигуру и это не очень прилично.

Автор краткого содержания: Н. А. Матяш. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Пять часов до бессмертия

Автор: Пиляр Юрий
Издательство: Советская Россия
Место издания: М.
Тип переплёта: твёрдый
Год издания: 1974
Формат: Уменьшенный
Состояние: Хорошее.
Количество страниц: 208
Код хранения:

Аннотация:
Две повести о Великой Отечественной войне. Повесть "Начальник штаба" повествует о советском офицере - волевом, отлично знающем свое дело. Повесть "Пять часов до бессмертия" рассказывает о последних часах жизни генерала Дмитрия Михайловича Карбышева.

Читайте также: