Пикеринг новые онтологии краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

2. Субъектно-объектная онтология (Декарт, Кант)

3. Поворот к материальному

Первое основание для противопоставления работ Мондриана и де Кунинга.
Как философские объекты картины де Кунинга представляют иную онтологию,
нежели картины Мондриана. Если картины Мондриана предполагают
дуалистическое движение отстранения человека от мира, то полотна де
Кунинга говорят об основополагающей вовлеченности в него. У Мондриана –
отстраненность связана с асимметричным человеческим господством над
пассивной материальностью, у де Кунинга – симметричное взаимодействие
человеческого и нечеловеческого. Живопись де Кунинга — неразделимо
совместный продукт человеческого и нечеловеческого: де Кунинг, краски
и холст. Это децентрированное производство, в котором де Кунинг был
одновременно и автором, и исследователем, и активным, и пассивным.
Второе основание касается временности.
Картины Мондриана не затрагивают тему времени. Живопись Мондриана –
материализация почти безвременного платонического образа — образа,
который можно ясно представить в уме и в любой момент запустить
в реальность. Напротив, представить себе произведения де Кунинга можно
лишь появляющимися в реальном времени телесной практики. Конечная
точка такого появления ни в коем случае не была предзадана — ни в мозге
де Кунинга, ни в его тюбиках краски, ни где-либо еще. Картины де Кунинга
показывают нам, как подлинная новизна подлинно возникает во времени,
в гуще вещей, на пересечении человеческого и нечеловеческого, в открытом
поиске путем проб и ошибок. Это и есть онтология становления.

Основная мысль заключается в том, что онтология, которая ассоциируется с де
Кунингом, напоминает нам, каким существование в мире всегда было
и будет, в то время как мондриановский стиль приходится рассматривать
как изображающий определенную позицию в потоке становления. Это
определенная тактика существования в потоке, которая, пытаясь выйти за его
пределы, сопротивляется его признанию и которую можно ассоциировать
с дуалистическими проектами отрицания временности и доминирования над
материей. Вместо того чтобы видеть дуалистическое разделение
и господство как движение, тактику, ухищрение, своеобразный способ
жизни в потоке становления, мы склонны путать его с миром самим
по себе.
Мы живем в гуще вещей, в симметричном, децентрированном процессе
становления человеческого и нечеловеческого. Но это скрыто от нас тактикой
дуалистического разделения и господства, удвоенного и усиленного наукой,
выступающей нашим гарантированным способом познания.
Вопрос: возможно ли устранить завесу и жить в присутствии децентрированного
становления? И если да, то что изменится? Ответ на первый вопрос,
очевидно, да, мы можем убрать завесу, де Кунинг сделал это. А ответ
на второй вопрос — такое действие привело бы к заметным изменениям
(картины де Кунинга сильно отличаются от мондриановских).
Эндрю Пикеринг. Новые онтологии // Логос. Т. 27. №3. 2017 г. С. 153-172.

9. ERROR! Метафизика человеческого доступа

10. Что значит действовать для материального объекта?

12. Гиперреляционизм Акторно-сетевая теория (АСТ) (Латур, Каллон, Ло)

1)
Люди и материальные объекты лишаются онтологического статуса самостоятельных акторов
(деятелей); сущностные различия между ними стираются. Таким статусом наделяются их отношения,
привычные же сущности (материальные или человеческие) упраздняются.
2) Исчезает специфически человеческая и специфически не-человеческая агентности, которые
сталкиваются друг с другом, или друг другу противостоят. Сам по себе статус человека или вещи
ничего не значит вне тех отношений, в которые он вовлечен.
3) Агентность понимается как эффект взаимодействия людей и материальных объектов и является
агентностью, распределенной в сети отношений между ними, что позволяет рассматривать
действие как способ данности гибридных акторов (человеческого и не-чловеческого).
4) Действуют не люди или объекты, а гибридные акторы (части сетей отношений человеческого и нечеловеческого). Чтобы обнаружить деятелей (гибридных акторов) следует начинать не с привычного
набора сущностей (людей и вещей), а с самого акта распределения и трансляции агентности
(способности к действию).
5) Любое действие осуществляется посредством огромного числа элементов общей сети отношений.
Субъективность людей – такая же иллюзия, как и объективность материальных объектов, потому что
они не могут существовать раздельно, вне сети связывающих их отношений. Взятые вместе люди и
щи составляют акторов – действующих гибридов (квази-субъектов и квази-объектов).
6) Материальные объекты рассматриваются не только как действующие(обладающие агентностью), но и
как равноправные деятели по отношению к человеку. Гибридные акторы могут различаться по их
способности к действию, но эти различия проистекают не из внутренне присущих им характеристик
(сущностных свойств – например, интенциональности), а из текущей конфигурации распределенной
агентности в общей сети отношений.
7) Нет единичных независимых акторов, есть только акторы-сети. Каждый может быть частью действия
каждого. Реально в этом смысле все, что угодно, если оно действует.

14. Объектно-ориентированные онтологии (ООО) (Мейясу, Харман)

15. Дилеммы АСТ и ООО

Эндрю Пикеринг социолог, философ, историк науки Эксетерский университет. Он был профессором социологии и руководителем исследований науки и технологий в Иллинойсский университет в Урбана-Шампейн до 2007 г. Имеет докторскую степень по физике Лондонский университет, а также докторскую степень в области естественных наук Эдинбургский университет. [1] Его книга Конструирование кварков: социологическая история физики элементарных частиц [а] это классика в области социология науки.

Содержание

Карьера


Освещая некоторые социологические факторы, преобладающие в физике элементарных частиц, Пикеринг также написал ряд статей для журналов и конференций. [2] [3] [4] [5] По словам Пикеринга, теория и эксперимент входят в пакеты, и традиции эксперимента генерируют именно такие данные, которые будут способствовать дальнейшему теоретизированию, в то время как традиции теории порождают новые проблемы для дальнейшего развития. [6]

Он является автором Катастрофа практики: время, свобода выбора и наука (University of Chicago Press, 1995), где он развивает перформативную концепцию научной практики, уделяя особое внимание нечеловеческой деятельности и внося значительный вклад в постгуманистическое направление исследований науки и технологий. Его последняя книга, Кибернетический мозг: зарисовки другого будущего прослеживает историю британской кибернетики после Второй мировой войны. Пикеринг считает Кибернетика как тип кочевой науки, которая вместо того, чтобы стремиться доминировать над реальностью как ее современный аналог (таким образом, приводя к процессам обрамления, следуя Хайдеггеру), скорее развивает онтологический театр между людьми и нечеловеческими существами. В этой книге Пикеринг исследует проекты, в которых переплетаются, например, технологии, психиатрия, духовность, образование и, конечно же, науки о мозге.

Избранные публикации

Книги

  • Пикеринг, Эндрю (1995). Увечья практики: время, свобода действий и наука. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN9780226668031 .
  • Пикеринг, Эндрю (1999). Конструирование кварков: социологическая история физики элементарных частиц. Чикаго, Иллинойс, Чичестер: Издательство Чикагского университета Вайли. ISBN9780226667997 .
  • Пикеринг, Эндрю; Гузик, Кейт (2008). Увечье на практике: наука, общество и становление. Дарем, Северная Каролина: издательство Duke University Press. ISBN9780822390107 .
  • Пикеринг, Эндрю (2010). Кибернетический мозг: зарисовки другого будущего. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN9780226667898 .

Главы в книгах

журнальные статьи

Примечания

а. ^ Видеть Далитц (1985) за критический обзор этой книги. [8]

Эндрю Пикеринг социолог, философ, историк науки Эксетерский университет. Он был профессором социологии и руководителем исследований науки и технологий в Иллинойсский университет в Урбана-Шампейн до 2007 г. Имеет докторскую степень по физике Лондонский университет, а также докторскую степень в области естественных наук Эдинбургский университет. [1] Его книга Конструирование кварков: социологическая история физики элементарных частиц [а] это классика в области социология науки.

Содержание

Карьера


Освещая некоторые социологические факторы, преобладающие в физике элементарных частиц, Пикеринг также написал ряд статей для журналов и конференций. [2] [3] [4] [5] По словам Пикеринга, теория и эксперимент входят в пакеты, и традиции эксперимента генерируют именно такие данные, которые будут способствовать дальнейшему теоретизированию, в то время как традиции теории порождают новые проблемы для дальнейшего развития. [6]

Он является автором Катастрофа практики: время, свобода выбора и наука (University of Chicago Press, 1995), где он развивает перформативную концепцию научной практики, уделяя особое внимание нечеловеческой деятельности и внося значительный вклад в постгуманистическое направление исследований науки и технологий. Его последняя книга, Кибернетический мозг: зарисовки другого будущего прослеживает историю британской кибернетики после Второй мировой войны. Пикеринг считает Кибернетика как тип кочевой науки, которая вместо того, чтобы стремиться доминировать над реальностью как ее современный аналог (таким образом, приводя к процессам обрамления, следуя Хайдеггеру), скорее развивает онтологический театр между людьми и нечеловеческими существами. В этой книге Пикеринг исследует проекты, в которых переплетаются, например, технологии, психиатрия, духовность, образование и, конечно же, науки о мозге.

Избранные публикации

Книги

  • Пикеринг, Эндрю (1995). Увечья практики: время, свобода действий и наука. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN9780226668031 .
  • Пикеринг, Эндрю (1999). Конструирование кварков: социологическая история физики элементарных частиц. Чикаго, Иллинойс, Чичестер: Издательство Чикагского университета Вайли. ISBN9780226667997 .
  • Пикеринг, Эндрю; Гузик, Кейт (2008). Увечье на практике: наука, общество и становление. Дарем, Северная Каролина: издательство Duke University Press. ISBN9780822390107 .
  • Пикеринг, Эндрю (2010). Кибернетический мозг: зарисовки другого будущего. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN9780226667898 .

Главы в книгах

журнальные статьи

Примечания

а. ^ Видеть Далитц (1985) за критический обзор этой книги. [8]

Платон и Аристотель

Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

Что такое онтология?

Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Что изучает онтология?

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

Формирование онтологической мысли

В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.

К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.

Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.

В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.

Онтология у Платона

Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

  • Идея, существующая в идеальном мире. Идея не возникает и не исчезает, не меняется со временем, ничего не впитывает и сама не становится частью чего-либо. Идея никак не ощущается и существует только в мысли.
  • Материальный объект, подобный идее. Он существует в физическом мире, создан на основе идеи и носит её имя. Объект движется, меняется и не может существовать вечно. Он воспринимается через ощущения.
  • Пространство или физический мир. Пространство вечно и служит местом для материальных объектов, но само находится за пределами ощущения и воспринимается через умозаключения.

Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

Онтология у Аристотеля

Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

Читайте также: