Петр великий технологическая карта 4 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Планируемые результаты

Знать понятия: император,

Санкт-Петербург. Какие главные перемены произошли в России при ПетреI Великом? Почему для России был так важен флот?

Когда был основан Санкт-Петербург?

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Р. - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Использовать речь для регуляции своего действия

К. - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные результаты

Основные понятия и определения

понятия: император, Санкт-Петербург. Перемены в России при ПетреI Великом? России флот.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о преобразованиях Петра Первого. Найдём на карте и опишем облик новой столи­цы России — Санкт-Петербурга. По фотографиям познакомимся с памятниками истории и культу­ры. Будем учиться составлять рассказ о выдаю­щемся человеке.

Вспомни, когда в России появился счёт лет от Рождества Христова. Что такое Кунсткамера?

Изучение нового материала

Пётр Великий



В истории России царь Пётр остался под именем Великий (правил с 1682 по 1725 год). Царь неустанно заботился о пользе Отечества.

Пётр не походил ни на одного из европейских государей. Во время путешествия в Европу Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь — простой мастеровой — это было в диковинку.

Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, нави­гацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.

Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жес­токая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться.

ЦАРЬ-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ

Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской стари­ны. Много нового появилось в России при Пет­ре. Мы празднуем Новый год 1 января — это он ввёл новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова. Пётр упростил аз­буку-кириллицу, открыл новые типографии, вы­пустил первую печатную газету, основал первый музей — Кунсткамеру — и первую доступную всем библиотеку, подписал указ о создании Акаде­мии наук.

В России появился морской флот, возникли новые заводы, были основаны новые города (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Ека­теринбург). В ту пору наладилось более тесное общение с другими странами Европы. Жители России стали быстрее узнавать о последних но­винках техники, достижениях науки, культуры. Стране требовались специалисты. Для их подго­товки были открыты школы


Пётр Первый и его Летний дворец в Санкт-Петербурге



Памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге

Царь пытался приохотить знатных людей, куп­цов, зажиточных горожан к европейским обы­чаям. Пётр запретил знатным людям носить бо­роду и русское платье. Русскую одежду с длин­ными рукавами он считал очень неудобной.

Царь перестал созывать Боярскую думу и Зем­ские соборы. Были созданы новые органы управ­ления. В 1721 году Пётр Первый был провозгла­шён императором1. Россия стала империей.

Осмысление и понимание полученных знаний

Работа с исторической картой

Найдите на карте (с. 92 — 93) города, основанные Петром Первым.

Прочитай текст. Используй полученную инфор­мацию при рассказе о Петре Первом.

Эти слова принадлежат Петру Первому. При нём Россия превратилась в морскую державу. В то время стране пришлось вести длительную войну со Швецией (с 1700 по 1721 год). Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю.

А начиналось всё так. Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии по приказу его деда — царя Михаила Фёдоровича. Он был спущен на воду в Москве на реке Яузе. 16-лет­ний Пётр, увлечённый своей новой затеей, пе­ребрался на более глубокое Плещёево озеро (близ города Переславля-Залёсского). Здесь на­чалась постройка первых судов.

С этого времени царь утвердился в мысли, что России необходим собственный морской флот. И закипела работа. Верфи работали без устали. Иностранцам, жившим в то время в России, быстрота, с которой строились корабли, казалась невероятной.

Триста лет назад, 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный град Петров — Санкт-Петербург. Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости. Пётр сам выбрал место для её закладки. При Петре было начато строительство Петропавловского со­бора с золочёным шпилем. Собор долгое время считался самым высоким зданием России.

Новый город строился по чёткому плану. Про­кладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известные зодчие. Горожане и гости любовались прекрас­ными дворцами знати, домами зажиточных лю­дей, чудесными парками. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов.

Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В его честь в Петербурге была вы­строена Александро-Невская лавра. По преданию, на месте, где стоит лавра, и произошла знаме­нитая битва со шведами. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга — Невский проспект.

Но всё это великолепие создавалось тяжким трудом людей. Болотистая местность была мало­пригодна для житья. От голода, холода и непо­сильного труда погибли тысячи людей. Но несмот­ря ни на что город рос.

В 1713 году город на Неве стал столицей России.

Самостоятельное применение знаний

1.Заслуженно ли Пётр Первый получил про­звание Великий? Выскажите своё мнение.

2.Почему для России был так важен флот?

Опиши по фотографиям памятники истории и культуры


Проверь себя 1. Расскажи о детстве Петра Первого. 2. Какие главные перемены произошли в России при Пет­ре? 3. Когда был основан Санкт-Петербург?

Преобразования Петра Первого помогли даль­нейшему развитию страны. В России появил­ся свой флот, возникли новые города, новая столица — Санкт-Петербург.

Задания для домашней работы

С помощью дополнительной литературы, Ин­тернета подготовь рассказ о Петре Первом. Используй факты, которых нет в учебнике.

Придумай беседу о строительстве Санкт- Петербурга между: а) Петром Первым и масте­ровым — строителем города; б) Петром Первым и иностранцем.

Если тебе приходилось бывать в Санкт-Пе­тербурге, приготовься рассказать об увиденных тобой памятниках истории и культуры.

Реформы Петра I

10 ФАКТОВ О ПЕТРЕ 1

Петр Первый - Жизнь замечательных людей -

Социально экономические преобразования

Предыстория Петербурга

Основание Петербурга

РУССКИЙ ФЛОТ БЫЛ ДО ПЕТРА.

Модернизация в эпоху Петра

Модернизация в эпоху Петра

Морской флот России времен Петра Первого

История России. Создание русского морского флота История. Россия в XVIII веке

Источники информации:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока окружающего мира №50

Дата проведения:12.03.2019г.

Учитель: Довга Ольга Александровна

Тип : изучение нового материала.

формировать представления учащихся о времени прав­ления Петра I , рассказывать о реформах Петра I ; понимать роль деятельности Петра I в истории России; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; знать год основания Санкт-Петербурга; оценивать исторические события.

Планируемые результаты

Формируемые УУД:

рассказывать о реформах Петра I ; понимать роль деятельности Петра I в истории России; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; знать год основания Санкт-Петербурга; оценивать исторические события.

Метапредметные:

познавательные — самостоятельно выде­лять и формулировать познавательные цели, осознанно и про­извольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные — развитие умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала.

Личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Основное содержание темы

Петр I , его реформы

Технологии, методы и формы работы

Урок спланирован с использованием мультимейдийных технологий и частичным использованием технологии развития критического мышления

Фронтальная, индивидуальная и групповая

Оборудование , информационное обеспечение

Презентация к уроку, материал для работы групп, портрет Петра Первого.

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I . Организационный момент.

Настрой на урок

Личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II . Актуализация опорных знаний .

- Прежде чем перейти к новой теме, вспомним ранее изученные темы. Я буду читать небольшие стихи и задавать к ним вопросы, а вы должны будете на них ответить. Для этого вам надо быть очень внимательными.

О каком городе идёт речь? В каком году он был основан? 3 слайд

Пращур Юрий Долгоруков

Строил древний городок;

Послужил ему порукой

Перекрёсток всех дорог. 4 слайд

О каком событии идёт речь? В каком году оно произошло? 5 слайд

По глухим лесным дорогам,

По лесам и перелогам

Хан Батый к Москве спешит-

Скачут тысячи копыт. 6 слайд

О каком Московском князе идёт речь? Что он сделал для Руси? 7 слайд

Чтобы княжествам отдельным

От набегов не пропасть, Князь Иван князьям удельным

Объявил единой власть.

Тут и стала мать Москва

Всем уделам голова! 8 слайд

О каком событии идёт речь? В каком году оно произошло? Кто возглавлял русские войска? 9 слайд

Словно сто голов дракона

Растянулись возле Дона,

Разлеглась Мамая рать, стала русских поджидать.

Дмитрий-князь об эту пору

По степному по простору

Тоже к Дону подошёл,

Рать могучую привёл. 10 слайд

Летописцы в толстых книгах

Записали в этот год:

«Нет над нами больше ига,

О каком правителе идёт речь? 13 слайд

Сиротою стал он рано,

Был он внуком князь-Ивана,

Сам Иваном назван был

И на деда походи.

(За ребёнка –государя

Русью правили бояре,

А меж ними с давних пор

Были смуты да раздор). 14 слайд

О каком событии идёт речь? Кто был первым книгопечатником? При како м царе на Руси было основано книгопечатание? 1 5 слайд

Царь Иван учёным был,

Книжки царь Иван любил,

И надумал царь суровый

На Руси ввести печать,

Чтоб народ по книжке новой,

По печатной, обучать. 1 6 слайд

Какой храм приказал построить мастерам Иван Грозный? 17 слайд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Петр Великий. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: формирование у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменениявсех форм общественной и государственной власти с применениемтехнологии учебного сотрудничества.

Технологическая карта открытого урока

окружающего мира в 4 классе

Учитель: Кузнецова Л.А.

Дата проведения: 3 марта 2017 г.

Тип: изучение нового материала.

формирование у учащихся образа преобразований (реформ) Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.

Планируемые результаты

- знать о преобразованиях Петра I, связанных с его правлением

- передавать содержание текста о реформах Петра I

- выделять главную мысль абзаца, составлять план прочитанного текста

- уметь ассоциативно соотносить иллюстрацию с реформами Петра 1

Метапредметные:

познавательные — самостоятельно выде­лять и формулировать познавательные цели, осознанно и про­извольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные — развитие умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе.;

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала.

Личностные - - сотрудничать с учителем и сверстниками через решение проблемных

вопросов, активно работать в малой группе

- творчески подходить к заданиям урока

- выражать в интерес к истории страны .

Основное содержание темы

Петр I, его реформы

Технологии, методы и формы работы

Урок спланирован с использованием мультимейдийных технологий и технологии развивающего обучения.

Фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы

Оборудование:

электронное приложение к учебнику, материал для работы групп, портрет Петра Первого.

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Организационный момент.

Познание – великая страна

Как бесконечность глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит

Настрой на урок

Личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II. Актуализация опорных знаний.

Расскажите, какие опасности угрожали России в начале XVII в.

Что такое народное ополчение?

Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дми­трий Пожарский?

В каком году первый из династии Романовых был избран на царство?

Кто создал народное ополчение и повел его на борьбу с врагом?

а) царь Федор Иванович

б) торговый человек Кузьма Минин

в) князь Дмитрий Иванович Пожарский

В каком году польские захватчики были разгромлены и из­гнаны из Москвы?

а) в 1612 г. б) в 1613 г. в) в 1818 г.

Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 г.?

а) День России - 12 июня

б) День народного единства — 4 ноября

в) День Конституции — 12 декабря

а) в 1564 г. б) в 1612 г. в) в 1613 г.

Работа в парах

Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 30. Чье описание памятника вам понравилось больше других?

Выполнение задания 3 на с.31

Ученики приводят свои примеры патриотизма.)

Предлагает учащимся вопросы для обсуждения.

Предлагает учащимся тест в рабочих тетрадях с.86-88

Организует работу в парах

Предлагает зачитать текст-рассуждение, высказать своё мнение.

Фронтальная работа: отвечают на вопросы учителя.

Выполняют тест с последующей проверкой.

Работают в парах: актуализируют имеющиеся знания.

Зачитывают свои тексты-рассуждения.

Высказывают своё мнение.

познавательные — осознанно и про­извольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Самоопределение к деятельности

- Что вы можете сказать, глядя на это портрет? Каков чело­век, изображенный здесь? (Высказывания учеников.)

Перед вами портрет Петра Великого. Что мы уже знаем о нем?

- А что вы хотели бы узнать?

(Где родился и вырос Петр? Долго ли жил? Чем прославился? Была ли у него семья? Как закончи­лась его жизнь? и т.д.)

- Сегодня мы познакомимся с одним из самых известных русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее в одну из великих держав мира.

Преобразователь - тот, кто коренным образом изменяет, преобразует что-либо.

Учитель показывает репродукцию портрета Петра Первого.

Организует постановку целей урока учащимися.

Учитель записывает вопросы на доске. Уточняет лексическое значение новых слов.

Высказывают и объясняют свое мнение о герое репродукции портрета . Формулируют цели урока.

познавательные — самостоятельно выде­лять и формулировать познавательные цели, осознанно и про­извольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

IV. Открытие нового знания.

Работа в группах.

Вопрос для первой группы

Кто такой Петр Первый (из какой семьи, детство, характер, увлечения)? (В ранней юности Петр поражал красотой: был высок ростом, выделялся в любой толпе. Шагал громадными шагами так, что спутники еле поспевали за ним. Это была личность деятельная, энергичная. Он не знал усталости, все­гда работал.)

Вопрос для второй группы

Какие преобразования произошли в России при Петре Первом? (Новый календарь, первые печатная газета, музей, библиотека, новые заводы и города, школы, военно-морской флотидр.)

Вопрос для третьей группы

Вопрос для четвёртой группы

Какой город на Неве построил Петр Первый и зачем? (Петр вошел в историю России многими славными делами. Это был царь-преобразователь, царь-труженик. Он хотел, чтобы Рос­сия ни силой, ни богатством не уступала ведущим державам мира. Для успешного развития большой торговли с зарубежными странами России был нужен выход в Балтийское и Черное моря.)

Работают в группах: самостоятельно читают текст в учебнике; готовят ответы на предложенные вопросы.

коммуникативные —развитие умения слушать и понимать устную речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия

V. Первичное закрепление.

Почему Петра Первого прозвали Великим? (Ответы детей.) Петр Первый был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу.

В 1721 г. Сенат за выдающиеся заслуги торжественно при­своил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.

Представляют результаты работы (отвечают на вопросы).

Предметные: рассказывать о реформах Петра I; понимать роль деятельности Петра I в истории России; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; знать год основания Санкт-Петербурга; оценивать исторические события.

VI. Физкультминутка

Организует отдых учащихся

Работа по новой теме.

Выполнение заданий в рабочей тетради

(Работая в группах, ученики обсуждают и выбирают верные ответы задания 2 на с. 32. Коллективная проверка.)

Какие две ошибки вы нашли в тексте в задании 3? (Ошибки: Грановитая палата в Москве, Новый год отмечали 1 января.) Выполните задание 5 на с. 33. О чем идет речь? (О строи­тельстве города Санкт-Петербурга.)

Практическая работа: работа с исторической картой. (Учебник с.92-93, рабочая тетрадь с.34-35 №6-7)

Мозговой штурм

Какой титул получил Петр I в истории России? (Великий.)

Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.)

Как назывался его полк? (Потешный.)

Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.)

Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьезное увле­чение Петра военными науками.)

Чем отличался Петр I от европейских государей своего вре­мени? (Он мог трудиться плотником, постигал премудрости корабельного дела.)

Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.)

Что нового появилось в России при Петре I? (Новый кален­дарь, первые газета, музей, библиотека.)

Какие дела Петра I вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, нача­лось тесное общение со странами Европы.)

Зачем надо было устанавливать контакты с Европой? (Что­бы узнавать о последних достижениях культуры и науки.)

Когда был заложен город на Неве? (300лет назад.)

С чего началось строительство города? (С Петропавловской крепости.)

Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтей­ства и верфь для строительства судов.)

Краткое описание: Великий Петр, царь – реформатор,Строитель, плотник, мореход.С его на троне воцареньяРоссия славный путь ведет.Он был тогда горяч и молодСтремился Русь преобразить,Чтоб никогда ни враг, ни голодЕе не смели поразить.Ему на страшны были войны:Играя, строил он полки,Чтоб, воз

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

"Петр Великий"

способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого

продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения

способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране

формирование представления учащихся о времени правления Петра

Основные понятия, изучаемые на уроке

Патриот, патриотизм, Москва, Санкт - Петербург, реформы, флот, Российская империя

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Доска, проектор, компьютер

Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, Википедия

изучение нового материала и первичного закрепления

учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

У нас урок истории и мы будем путешествовать по страницам истории. Наша дорога лежит в Российское государство.

«Умом Россию не понять, Слайд 1

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

Перед вами портрет известного деятеля. Посмотрите внимательно, вы его узнаете.

А кто такой Петр Первый? Прочитаем в учебнике на странице 94.

Деятельность учащихся

Энергичный, скорый на расправу.
В книгах всё, как есть, отражено.
Он любил по-своему державу,
И в Европу прорубил окно.
Петербург на память нам оставил,
Флаг Российский- гордый триколор. Много сделал, изменил, исправил,
Но и дров немало наломал.

2. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

- Итак, тема нашего урока "Петр Первый". Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание "Великий". А что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

* Почему Петр Первый получил прозвание "Великий"?

* Узнаем о детстве Петра.

* Каким правителем был Петр Первый?

* Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?

- В конце урока попытаемся ответить на эти вопросы.

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

3. ЭТАП"Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Я предлагаю поработать сегодня в группах. У каждой группы на столе лежит стихотворение. Внимательно прочитайте и поделитесь с нами информацией - кто такой Петр Первый?

Царем Петр Первый стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр - слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол. Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовывал "потешные полки". На реке Яузе была построена "потешная крепость" Плесбург - там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.

Великий Петр, царь - реформатор,

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему на страшны были войны:

Играя, строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что там шведы, Карл, Полтава -

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

Баллада о Петре 1

История страны велика,

И много можем мы не знать,

Но Петр 1, это имя

Что каждый должен уважать.

А кто не знает, объясняю:

Санкт - Петербург он заложил,

Известное окно в Европу

Царь русский этот прорубил.

Но были также неудачи,

А без потерь мы никуда,

Провал под Нарвой был указкой,

Что армия Руси слаба.

Провал под Нарвой был жестокий,

Потери очень велики:

6 тысяч только лишь погибших,

но русские не дураки.

И Петр понял, без железа

Вся артиллерия бедна.

Заводы нужно мигом строить-

Тогда наполнится казна.

Демидов - друг Петра великий,

Что на Урале пушки лил,

Как Петр работы не боялся,

Всегда Руси помочь спешил.

И пушки ружья, пистолеты,

Уральский мастер делала так,

Что мощь России возрастала,

И падал замертво наш враг.

А после начались победы:

Полтава, Каспия поход,

Война со Швецией, что длилась.

Так долго 21 год.

Россия стала вновь могучей.

Принес ту славу русский флот.

Он как величественна сила,

И против недругов оплот.

Но Петр знал, что без науки

Россию просто не поднять,

Для этих целей волонтеров.

Стал за границу отправлять.

Школ стало больше открываться,

Наука движется вперед,

А экспедиция ученых

Края Сибири познает.

Атласов описал Камчатку,

Открылись залежи угля,

Картографы создали карты,

Нарисовали все моря.

Заслуг Петра перед Россией.

Так много, что не сосчитать

И я сегодня попытался.

Частицу только рассказать.

Ну вот, рассказ я свой закончил:

Еще хочу совет всем дать,

Должны мы предков своих помнить

Историю России знать.

Пётр - великий русский царь.

Был он смел, красив, умён

И Европой покорён.

Ездил он туда учиться

И, конечно, поделиться

Жаждал знанием с народом.

Тот не знал такого сроду,

Чтоб рядиться в парики.

Ох, ворчали старики.

Флот отстроил он отличный.

Много делал сам он лично.

Вёл в Европу он Россию,

Чтоб была страна красивей.

Захотел - и сразу вмиг

Боярам бороды отстриг.

У историков - вопрос:

Он стране добро принёс?

Как всегда, и плюс, и минус

В каждом деле поселились.

4 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Сколько себя помнил царь Пётр - его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Пётр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи. Потом перевезли парусное судно на Плещеево озеро. Слайд 5 Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди.

Эту дату и считают днем рождения российского военно-морского флота. А "дедушка русского флота" - неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день и хранится в музее. Слайд 8

Рабочий день царя Слайд 9 Петр Первый любил говорить: "Я царь, а у меня мозоли на руках". Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор, ведь корабельное дело знал до тонкостей. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое очень любил. За свою жизнь Петр освоил 14 ремесел.

В 11 часов Петр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых непременно подавали любимый Петром студень. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Вечером Петр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. "Делу время, потехе - час", - напоминал Петр окружающим.

5 Физкультминутка Слайд 10

А сейчас о каком городе пойдёт речь? Кто основал этот город?

Давайте полюбуемся видом этого удивительного города, воспетого в граните и стихах. Слайд 11, 12

Слайд 19 Город растёт и хорошеет Новый город хорошел год от года. Вслед за государем сюда стали переселяться вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе была основана Александро-Невская лавра, и в неё, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи Святого Александра Невского. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру. Слайд 20

Послушайте колокольный звон Александро-Невской лавры.

Слайд 21При Петре первом Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур - промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников, ввёл новый календарь и мы празднуем Новый год, открыл первый музей. Слайд 22 Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей")

Слайд 23 Открыл первую библиотеку, построил новые города ( Петрозаводск, Тагонрок, Екатеренбург). В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.

Строительство города на Неве

«Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, но только не в свою честь, а в честь ангела-хранителя царя - святого апостола Петра. В начале 20 века город был переименован и получил название Ленинград, в честь великого вождя революции Владимира Ильича Ульянова (Ленин его псевдоним), а в конце 20 века город вновь был переименован в Санкт-Петербург. В отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот городевропейский. В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Слайд13, Слайд 14, Слайд 15 Дата её основания - 16 мая 1703 года - считается днем рождения города. Адмиралтейство - вторая крепость на берегах Невы. Слайд 16 Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью - Кронштадтом. Слайд 17

Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре - на вечерней и утренней заре, отмечая подъём и спуск флага. А ещё извещала людей о наводнении. А позднее - с середины прошлого века - ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время. В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла - усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. Слайд 18

В 1722 году в Петербурге - напротив Летнего сада, на Фонтанке - заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц.

Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.

6 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

1.Прозвище Петра I

2.Как назывался его полк?

3.Что перевезли из Владимира в лавру?

4.Фамилия Петра I

5.В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт?

6.Как называлась первая газета при Петре I

8.Кто занимался государственными делами, когда юный

9.Что было в округе той местности, где начали строить Санкт - Петербург?

Деятельность учащихся

Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Работа в тетрадях на печатной основе

Работа в парах. Собери мозаику

7 ЭТАП Домашнее задание

Вы бы хотели узнать больше об этом Человеке? А где вы можете взять информацию? (Можно посмотреть материал в энциклопедиях, в Интернете, спросить у взрослых)

Попробуйте найти новую информацию о Петре Первом, о которой мы сегодня на уроке не говорили.

Читайте также: