Петербургская школа функциональной грамматики

Обновлено: 09.07.2024

  • Петербу́ргская шко́ла функциона́льной грамма́тики (ПШФГ) — направление функциональной грамматики, ориентированное на описание системы семантических категорий в их языковом выражении, центром разработки которого с начала 1990-х годов является Отдел теории грамматики Института лингвистических исследований РАН.

Эта школа выросла из идей Ленинградской грамматической школы и Ленинградской аспектологической школы.

Ведущую роль в работе ПШФГ сыграла научная и организационная деятельность члена-корреспондента РАН, профессора СПбГУ Александра Владимировича Бондарко.

Связанные понятия

Квантитати́вная лингви́стика (англ. quantitative linguistics) — это раздел общей лингвистики и, в частности, математической лингвистики. Квантитативная лингвистика (КЛ) исследует язык при помощи статистических методов; её конечная цель — сформулировать законы, по которым функционирует язык и, в конечном счете, построить общую теорию языка в виде совокупности взаимосвязанных законов функционирования языков:1-16 Специально для этой цели была создана синергетическая лингвистика (Synergetic linguistics.

Языкова́я ли́чность — любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведённых им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения ви́дения им окружающей действительности и для достижения определённых целей в этом мире. Так же наименование комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное представление языка с функциональным анализом текстов.

Общее языкознание (общая лингвистика) – раздел языкознания, занимающийся свойствами, которыми обладают все языки, чем отличается от частного языкознания, которое занимается отдельными языками.

Санкт-Петербургская школа фоносемантики – это научное течение в фоносемантике (направлении лингвистики), занимающееся проблемами изучения звукоизобразительной системы языка.

Терминове́дение (терминология — устар.) — наука, изучающая специальную лексику с точки зрения её типологии, происхождения, формы, содержания (значения) и функционирования, а также использования, упорядочения и создания.

Лингвистическая антропология — направление антропологии, изучающеe историю изменения языков, взаимосвязь языка и культуры, а также то, как язык влияет на социальную жизнь. Объединяет в себе лингвистический, этнографический и культурологический подходы. Антрополингвисты пытаются найти связи между языком людей и другими аспектами их культуры. Другие объекты изучения включают формальную и неформальную разновидности языка, формы обращений и шутки. Особенное место занимают исследования структуры языков.

Антрополингви́стика, антропологи́ческая лингви́стика — раздел лингвистики, изучающий эволюцию человеческого мышления на основе её отражения в соответствующей эволюции языка (прежде всего его лексики). Её исходным положением является то, что практически все исторические изменения в человеческом сознании, развитии культуры и росте знаний отражаются в лексической системе языка. В истории формирования любой области научного знания можно выделить ряд основных этапов развития и, прежде всего, донаучный.

Лингвокультурология — это отрасль языкознания, которая изучает отношения между языком и культурными концептами (Sharifian, 2011). Культурная лингвистика ускоряет теоретический и аналитический прогресс как когнитивистики (включая изучение сложных систем и процессов распределения познавательной способности), так и антропологии. Культурная лингвистика исследует, как различные языки при помощи своих особенностей отражают культурные концепты, включая культурные модели, культурные категории и культурные.

Петербургская типологическая школа — направление в российском языкознании, нацеленное на масштабное типологическое описание грамматических категорий глагола; сформировалась в Ленинграде в 1960—70 гг. и продолжает активно развиваться там же в начале XXI в. Основатель — А. А. Холодович; наиболее значительные представители — В. С. Храковский, В. П. Недялков, Н. А. Козинцева и др. Тесно сотрудничали с Петербургской типологической школой и принимали участие в ряде её проектов также Ю. С. Маслов, И. А.

Минимали́стская програ́мма — лингвистическая теория, предложенная американским лингвистом Н. Хомским для объяснения тех языковых феноменов, механизмы которых не были прояснены полностью в рамках теории принципов и параметров. Сама Минималистская программа содержит ряд сильных утверждений, касающихся универсальной грамматики, а также некоторые гипотезы об устройстве когнитивной системы в связи с врождённой языковой способностью. Главным методологическим принципом Минималистской программы является.

Универсальная грамматика — термин, которым в ряде лингвистических теорий обозначается предполагаемый набор правил или принципов, присущих каждому человеческому языку. Подобные правила не определяют язык полностью: они допускают значительную вариантность, но ограничивают её некоторыми конечными рамками. В современной когнитивной науке универсальная грамматика понимается как встроенное на генетическом уровне знание о языке.

Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

История лингвистики (история языкознания, история лингвистических учений) — наука о становлении и развитии лингвистики как науки, концепций, теорий и практической лингвистической деятельности, о лингвистических традициях.

Эволюционная лингвистика — научное изучение возникновения и развития языка на основе принципа эволюционности. Основной проблемой данной дисциплины является недостаток эмпирических данных: многие языки, исчезая, не оставляют следов. Это стало причиной того, что примерно до начала 1980-х гг. эволюционная лингвистика не воспринималась как дисциплина всерьёз. В конце 1980-х гг. лингвисты проявляют к эволюционной лингвистике всё больший интерес в связи с успехами таких смежных дисциплин, как психолингвистика.

Онтолингвистика — раздел лингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь: формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка и дальнейшие возрастные изменения в языке индивида. Чаще всего трактуется как один из основных разделов психолингвистики.

Генерати́вная лингви́стика (трансформационная порождающая грамматика, трансформационно-генеративная грамматика, хомскианская лингвистика, генеративизм) — направление в современном мировом языкознании, получило распространение с конца 1950-х годов, основоположник — Ноам Хомский (США). В 1960—1990-е годы генеративизм являлся наиболее влиятельным подходом в лингвистике.

Порожда́ющая грамма́тика (генеративная грамматика, англ. generative grammar) — формализм генеративной лингвистики, связанный с изучением синтаксиса. В рамках подхода порождающей грамматики формулируется система правил, при помощи которых можно определить, какая комбинация слов оформляет грамматически правильное предложение. Термин введён в научный оборот в работах Ноама Хомского в конце 1950-х годов (в ранних версиях теории Хомского использовался термин трансформационная грамматика, англ. transformational.

Дескриптиви́зм, дескриптивная лингвистика (англ. descriptive "описательный" Подробнее: Педагогические технологии

Политическая лингвистика — это дисциплина, возникшая на пересечении двух наук — политологии и лингвистики, имеющая целью установление закономерностей взаимовлияния общественно-политических событий на изменения в языке и наоборот.

Петербургская школа функциональной грамматики

Петербургская школа функциональной грамматики, возглавляемая членом-корреспондентом РАН А. В. Бондарко , объединяется вокруг отдела теории грамматики Института лингвистических исследований Российской Академии Наук (ИЛИ РАН). Работа ведется в сотрудничестве с лабораторией типологического изучения языков ИЛИ РАН, возглавляемой В. С. Xраковским. В исследованияx принимают участие ученые из Санкт-Петербургского гос. университета (СПбГУ), Российского гос. пед. университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена) и другиx высшиx учебныx и научныx заведений России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Тамбов, Вологда и др.) и зарубежныx стран (Беларусь, Эстония, Венгрия, ФРГ, Австрия и др.).

Основные направления работы школы в 2002 году

В 2002 г. продолжаются исследования, направленные на развитие теории функциональной грамматики, основанной на понятиях функционально-семантического поля и категориальной ситуации. Продолжается работа над плановой коллективной монографией "Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры" (2001-2003 гг., отв. ред. А. В. Бондарко, С. А. Шубик, 20 а.л.). Исследование проводится в условиях интеграции академической и университетской науки. В развитии теории функциональной грамматики активное участие принимают молодые сотрудники (кандидаты наук и аспиранты). Начата работа над коллективной монографией "Проблемы функциональной грамматики: Аспекты онтогенеза" (2002-2006 гг., отв. ред. С.Н.Цейтлин, 20 а.л.).

В коллективной монографии "ПФГ: Полевые структуры" продолжается и развивается то направление системно-функциональных исследований, которое было намечено в 6-томной серии " Теория функциональной грамматики " (1987�1996) и в последующих коллективных трудах, подготовленных отделом теории грамматики ИЛИ РАН в сотрудничестве с лабораторией типологического изучения языков: " Межкатегориальные связи в грамматике ". СПб., 1996; "ПФГ: Категории морфологии и синтаксиса в высказывании ". СПб., 2000; "ПФГ: Семантическая инвариантность / вариативность" (книга готовится к печати).

Продолжается работа семинара " Функциональная грамматика " при Петербургском лингвистическом обществе.

Работа научной школы поддержана в 2000 и 2001 гг. Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), проект "Ведущие научные школы", № 00-15-98831.

Александр Владимирович Бондарко , член-корреспондент РАН, заведующий отделом

Садье Александрович Шубик , доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

Ираида Анатольевна Смирнова , доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

Маргарита Константиновна Сабанеева , доктор филологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник

Стелла Наумовна Цейтлин , доктор филологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник

Юрий Алексеевич Пупынин , доктор филологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник

Игорь Владимирович Недялков , доктор филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Мария Дмитриевна Воейкова , кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник

Елена Анатольевна Мельникова , кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

Елена Владимировна Андреева , кандидат филологических наук, старший научный сотрудник

В этой статье речь идет о том направлении функциональной грамматики, которое ориентировано на описание системы семантических категорий в их языковом выражении. Центром разработки этого направления функционального анализа является Институт лингвистических исследований Российской Академии наук (отдел теории грамматики).

Рассматриваемая модель функциональной грамматики представляет собой одно из существующих направлений функционально-грамматических исследований. Категориальная грамматика, направленная на описание системы семантических категорий в их языковом выражении, и коммуникативная грамматика дополняют друг друга, отражая разные стороны лингвистической функциологии.

В шеститомном коллективном труде, о котором шла речь выше (ТФГ 1987-1996), приняли участие 44 автора. Таким образом, то направление исследований, которое по его основной теоретической концепции можно назвать петербургской школой функциональной грамматики, не было замкнутой научной парадигмой.. Постоянные контакты с отечественными и зарубежными коллегами способствовали и способствуют развитию функционально-грамматических исследований.

Работы последнего времени. Теория функциональной грамматики получила дальнейшее развитие в коллективных трудах.

Наиболее полно рассматриваемая концепция изложена в недавно изданной книге (Бондарко 2002), интегрирующей результаты предшествующих конкретных исследований и теоретических поисков. Теория функциональной грамматики рассматривается в этой работе в связи с широкой проблематикой языковой категоризации семантического содержания.. Работа включает обширную библиографию (см. стр. 667-701).

Одним из новых элементов в развитии теории. функц. гр. является ее разработка на материале детской речи (под руководством С. Н. Цейтлин).

Актуальным представляется дальнейшее развитие сопоставительных исследований. (см Гладров 2001). Понятия ФСП и КС дают основу для соотнесения общего и различного в изучаемых единствах. Поля в разных языках, связанные с одной и той же семантической категорией, могут существенно различаться по своей структуре. Необходима детальная разработка системы субкатегоризации в рамках аспектуальных, темпоральных, персональных и других КС. Особое значение имеет выявление различий в типах употребления грамматических единиц, определение эквивалентности / неэквивалентности сопоставляемых типов и вариантов функционирования форм и конструкций.

Бондарко А. В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). М., 1971а..

Бондарко А. В. Грамматическая категория и контекст. Л., 1971б.

Бондарко А. В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978.

Бондарко А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л., 1983 (изд. 2-е, стереотипное, — М., 2001).

Бондарко А. В. Функциональная грамматика. Л., 1984.

Бондарко А. В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. СПб., 1996.

Бондарко А. В. Основы функциональной грамматики. Языковая интерпретация идеи времени. СПб., 1999 (дополнительное изд. — СПб., 2001)

Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале русского языка. М., 2002.

Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка: Учебник. М., 2000.

Гладров В. Функциональная грамматика и сопоставительная лингвистика // Исследования по языкознанию. СПб., 2001.

Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.

Исследования по языкознанию. СПб., 2001.

Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972. .

Киклевич А. К. Лекции по функциональной лингвистике. Минск, 1999.

Козинцева Н. А. Временная локализованность действия и ее связи с аспектуальными, модальными и таксисными значениями (на материале армянского языка в сопоставлении с русским). Л., 1991.

Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

Маслов Ю. С. Глагольный вид в современном болгарском литературном языке (Значение и употребление) // Вопросы грамматики болгарского литературного языка. М., 1959.

Маслов Ю. С. Очерки по аспектологии. Л., 1984.

Парменова Т. Практическая функциональная грамматики русского языка (Specimina philologiae Slavicae, 127). Munchen, 2000.

Петрухина Е. В. Аспектуальные категории глагола в русском языке в сопоставлениии с чешским, словацким, польским и болгарским языками. М., 2000.

Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001.

Проблемы функциональной грамматики: Категории морфологии и синтаксиса в высказывании. СПб., 2000.

Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Л., 1987 (ТФГ 1987; изд. 2-е, стереотипное — М., 2001).

Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. Л., 1990 (ТФГ 1990).

Теория функциональной грамматики: Персональность. Залоговость. СПб., 1991 (ТФГ 1991).

Теория функциональной грамматики: Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность / неопределенность. СПб., 1992 (ТФГ 1992).

Теория функциональной грамматики: Качественность. Количественность. СПб., 1996 а (ТФГ 1996 а).

Теория функциональной грамматики: Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. СПб., 1996 б (ТФГ 1996 б).

Храковский В. С. Взаимодействие грамматических категорий глагола (Опыт анализа) // Вопр. языкознания. 1990. N 5.

Шелякин М. А. Функциональная грамматика русского языка. М., 2001.

Functional Grammar: Aspect and Aspectuality. Tense and Temporality. Munchen, 2000.

Functionalism in Linguistics. Amsterdam-Philadelphia, 1987.

Poupynin Y. A. Interaction between aspect and voice in Russian. Munchen, 1999.

Russisch im Spiegel des Deutschen: Eine Einfuhrung in den russisch-deutschen und deutsch-russischen Sprachvergleich. Von einem Autorenkollektiv unter Leitung von W. Gladrow. Leipzig, 1989.

Коммуникативная грамматика как новое направление стала активно появляться во второй половине XX века (работы Г. А. Золотовой, О. А. Крылова, А. В. Бондарко, Н. К. Онипенко), основываясь на следующих концепциях:

2) исследованиях структурного литературоведения, использующих грамматические категории и понятия в целях интерпретации художественного текста (Р. О. Якобсон, Я. Мукаржовский, Ц. Тодоров);

3) понимании художественного текста в нарратологии, в рамках которой выделяют план содержания и план выражения текста (труды Н. А. Кожевникова, В. Шмидта);

4) культурологических феноменах семиотики искусства (Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский);

5) теоретических единицах интерпретационной семантики (Е. В. Падучева).

2. Почему коммуникативную грамматику называют "одушевленной грамматикой"? Какая фигура находится в центре исследования Золотовой?

Галина Александровна Золотова принадлежит к числу тех выдающихся лингвистов современности, которые создали свое собственное направление в науке о языке. Это коммуникативная грамматика, или "одушевленная грамматика", ставящая в центр своего исследования говорящую личность, соединяющая вертикальными связями все значимые единицы языка, системную лингвистику и поэтику художественного слова, грамматика, позволяющая объяснить законы порождения речи.

В рамках концепции коммуникативной грамматики Г.А.Золотову интересует весь процесс порождения речи, все его этапы, которые она условно обозначает как ступени A, B, C, D. Ступень А принадлежит языковой системе и на ней находятся языковые модели предложений и их составляющие, на ступени В вступают в действие ментально-речевые модели деятельности говорящего - коммуникативные регистры, ступени С и D принадлежат конкретному тексту - тактике и стратегии его автора.

3. Какой принцип был положен в основу концепции Г.А. Золотовой?

В основу концепции Г.А.Золотовой был положен феномен триединой сущности языковой единицы (значение, форма и функция) как основа грамматики речи.

По мнению Г. А. Золотовой, в представление о двусторонней природе языкового знака, помимо формы и содержания, необходимо было ввести и третий параметр – функцию знака.

В основу новой концепции был положен принцип трехмерности синтаксической единицы, которая представляет собой единство формы, значения и функции.

4. Какое понятие ввела в научный обиход Галина Александровна Золотова?

Г.А. Золотова начала построение своей синтаксической модели с введения в научный обиход понятия минимальной синтаксической единицы - синтаксической формы слова, или синтаксемы.

1) категориально-семантическим значением слова (это значение не индивидуальное, а обобщенное, значение подкласса слов — так, для имени значимы различия конкретного и отвлеченного, предметного (неодушевленного) и личного (одушевленного) и т.д.; для глагола — различия действия, состояния, отношения и т.д.);

2) морфологической формой;

3) синтаксической функцией, или способностью реализоваться в определенных позициях.

5. Назовите научные работы этого выдающегося лингвиста.

1)Очерк функционального синтаксиса современного русского языка. — М., 1973, 2005, 2009.

2)Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. — М., Наука, 1982, 6-е изд. М.,УРСС, 2009.

3)Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. — М., 1988, 2006.

4)Коммуникативная грамматика русского языка (с соавторами) — М., 1998, 2004.

1. В каком журнале Л.Ю.Максимов работал заместителем редактора

2. С чем была связана докторская диссертация Л.ЮМаксимова?

Докторская диссертация Л.Ю.Максимова была связана с проблемами синтаксиса сложного предложения. Классификация сложноподчиненных предложений, разработанная Л.Ю.Максимовым в ней, явилась новым этапом в исследовании данного вопроса

3. В каких областях лингвистики проводил исследования Л.Ю.Максимов

Л.Ю.Максимов проводил исследования в области синтаксиса русского языка и стилистики художественной речи

4. Для каких классов Л.Ю.Максимов вместе с соавторами написал учебник?

5. Чем занимался при Литературном институте им. А.М.Горького в течение 30 лет?

Руководил творческим семинаром прозаиков на Высших литературных курсах

1. Что характерно для Петербургской школы функциональной грамматики?

2. На что ориентирована модель функциональной грамматики. О каких базисных понятиях в ней идет речь?

Разрабатываемая модель функциональной грамматики ориентирована на изучение и описание системы семантических категорий в их языковом выражении. Этой цели служат базисные понятия: функционально-семантическое поле (ФСП) и категориальная ситуация (КС).

3. Что такое функциональная грамматика в понимании А.В. Бондарко?

Функциональная грамматика трактуется А.В. Бондарко как грамматика, ориентированная на описание закономерностей и правил функционирования грамматических единиц, участвующих в передаче содержания высказывания; включающая описание функций языковых средств не только в направлении от средств к функциям, но и от функций к средствам.

4. Назовите принцип построения функциональной грамматики

Основным принципом построения функциональной грамматики, по мысли А.В. Бондарко, является описание системы функционально-семантических категорий и полей в данном языке (например, персональности, квантитативности, темпоральности, аспектуальности, локативности).

5. Что пишет о морфологической категории А.В. Бондарко?

Морфологическая категория рассматривается А.В. Бондарко как исходный пункт для выделения функционально – семантической категории. Морфологическая категория обладает рядом свойств, обусловливающих эту ее роль:

2) Морфологическая категория представляет собой высоко организованную замкнутую систему, в которой находит концентрированное выражение целый комплекс дифференциальных семантических признаков;

3) Морфологические категории характеризуются свойством обязательности. Грамматика выделяет определенные аспекты опыта и делает их выражение обязательным. Из этого свойства, присущего морфологическим категориям, вытекает еще и регулярность их употребления.

И именно морфологическая категория, по мнению автора, является ядром функционально – семантической категории.

Maria D. Voeikova at Russian Academy of Sciences

Проблемы функциональной грамматики : Семантическая инвари - 13. антность / вариативность / Под ред . А . В . Бондарко , С . А . Шубика .

Проблемы функциональной грамматики : Полевые структуры / Под 14. ред . А . В . Бондарко , С . А . Шубика . СПб , 2005.

Проблемы функциональной грамматики : Категоризация семанти - 15. ки / Под ред . А . В . Бондарко , С . А . Шубика . СПб , 2008.

Проблемы функциональной грамматики : Принцип естественной 16. классификации / Отв . ред . А . В . Бондарко , В . В . Казаковская . М .,

Проблемы функциональной грамматики : Предикативные катего - 17. рии в высказывании и целостном тексте / Отв . ред . А . В . Бондарко ,

Теория функциональной грамматики : Введение . Аспектуальность . 18. Временная локализованность . Таксис / Под ред . А . В . Бондарко . Л .,

Bondarko А .V . 3. Te o r iy a z n ac h e ni ya v s i s t e me f u nk t s io n a l ’n o j g ra m m at i k i :

Problemy funktsional’noj grammatiki 1 2. : K a t e g o r i i m o r f o l o g i i i s i n t a k s i s a v

Problemy funktsional’noj grammatiki 1 5. : K a t e g o r i z a t s i y a s e m a n t i k i [ P r o b -

Te o r iy a f u n kt s i o na l ’ no j g r a mm a t i ki 1 8. : Vvedenie. А spektual'nost'. Vremennay a

Te o r iy a f u n k ts i o na l ’ n oj g r a m ma t i k i 19. : T emporal’nost’. Modal’nost’ [Theor y of

Te o r iy a f u nk t s i on a l ’n o j g ra m m a ti k i 20. : Personal’nost’. Zalogovost’ [Theory of

Te o r iy a f u nk t s io n a l ’n o j gr a m m at i k i 23. : Lokativnost’. Byt ij nost’. P o sessivnost’.

Voprositel'nye povtory replik v russkom i litovskom inpute (k probleme izbytochnosti). [Interrogative repetitions in Russian and Lithuanian child-directed speech] Acta Linguistica Petropolitana

Kazakovskaya V.V., Balchyunene I. 10. Voprositel'nye povtory replik v russkom i litovskom inpute (k probleme izbytochnosti). [Interrogative repetitions in Russian and Lithuanian child-directed speech] Acta Linguistica Petropolitana. Trudy Instituta lingvisticheskikh issledovanij. 2016. T. 12. CH. 3. SPb, 535-572. (In Russ.)

Recommendations

Формирование языковых подсистем у детей с нормой и отставании в развитии речи: корпусное и экспериментальное исследование текстов [Language subsystems development in children with normal and retarded speech: corpus and experimental study of texts]. The Russian Foundation of Humanities (RFH), grant No. 14-04-00509. Coord. Prof. Dr. E. Yagunova, Saint-Petersburg State University.

The project aims at addressing fundamental scientific problems, namely, the analysis of language development from the perspective of interaction and balance/dis-balance of language subsystems at di fferent age periods. . [more]

Acquisition of Epistemic Modality

Child-Directed Speech (Negative input etc.)

Acquisition of word-formation (derivational morphology and compounding )

Early noun compound acquisition in morphologically rich, but relatively poor-compound Russian language, reflected in lower frequency of compounds in CDS and CS. Results are based on (a) longitudin al data of typically-developing monolingual children and their caregivers and (b) experimental data of preschoolers with SLI, analysing first emergence, the development of different compound models, productivity, frequency, simplicity and transparency of compounds. Results are compared with the data of typologically different languages. . [more]

Chapter 7. Acquisition of derivational morphology in Russian

Victoria V. Kazakovskaya

Maria D. Voeikova

The chapter examines the onset of derivational morphology in the speech production of two Russian boys (aged between 1;5–2;8 and 1;8–3;0). This process involves early nouns, verbs and adjectives built by different derivation methods. Suffixation is typical for nouns and adjectives, whereas new verbs are mostly built by prefixation. Derived verbs and nouns belong to the same grammatical class as . [Show full abstract] the originals and adjectives are formed from nouns. Productive use of derivation was registered several months after the first derivatives occur. The differences between adult-child dyads relate to the set of semantic categories of derived words and the proportion of derivatives belonging to different grammatical classes. Further development of derivation (4;2 to 5;10) in one of the boys was tracked.

Предисловие

Maria D. Voeikova

Victoria V. Kazakovskaya

Предисловие [Introduction]

Maria D. Voeikova

Victoria V. Kazakovskaya

Semantics of adjectives in child and adult speech

Maria D. Voeikova

Victoria V. Kazakovskaya

Daria Satyukova

Adjectives are acquired by children later than nouns and even verbs, and their mapping to real object properties is often mistaken. Children use early adjectives in an incorrect way because they are conceptually complex and may correspond to different properties, depending on the nouns to which they refer. Thus, the cognitive concepts of different properties gradually become dissociated from the . [Show full abstract] experience of usage of the corresponding adjectives. Our paper considers several case studies of adjective acquisition by Russian children who are aged between one and three, and the analysis of typical adjective vocabulary of these children and their caregivers. We also study the syntactic surrounding of early adjectives, namely the fact that they often occur in synonymous and antonymous pairs, or even in chains. Finally, we investigate the impact of caregivers’ strategies on the acquisition of adjectives, more specifically, the particular features of the initial utterances and the responses of the interlocutors.

Читайте также: