Песнь соломона краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Песнь Песней Соломона (евр. Шир-га-Ширим), библейская книга Ветхого Завета, принадлежит к числу учительных книг.

По свойству еврейского языка название книги означает превосходную степень песни; в значении превосходной степени употребляются также следующие выражения: раб рабов, Святая Святых, суета сует. Таким образом Песнь Песней - значит: превосходнейшая песнь, возвышеннейшая песнь.

Авторство

Предание приписывает ее Соломону, который выступает в ней главным действующим лицом.

Содержание

Эта небольшая по объему книга занимает совершенно исключительное положение среди других книг Св. Писания, будучи такой же загадкой в Ветхом Завете, какой является Апокалипсис в Новом Завете. Мнения о ней чрезвычайно разнообразны. По внешности это как бы совершенно светская поэма — настолько светская, что в ней ни разу не встречается даже имени Бога. Немало было, вследствие этого, попыток заподозрить ее духовный, канонический характер.

С древнейших времен, однако, Песнь Песней составляла непременную часть ветхозаветного канона, откуда перешла и в Церковь христианскую. Как в синагоге еврейской, так и в церкви христианской она всегда пользовалась общим признанием и высоким уважением. По свидетельству раввина Акибы, "никто в Израиле никогда не сомневался в каноничности Песни Песней, ибо течение веков не может соперничать с той древностью, когда дана была эта книга; все кетувимы (учительные книги) священны, но Песнь Песней есть святая из святых". Того же мнения держались и древнейшие христианские экзегеты, как, например, Ориген, который говорит: "когда ты пройдешь все библейские песни, то должен подняться еще выше, чтобы воспеть с женихом Песни Песней".

Но и с признанием канонического характера книги не устраняются связанные с нею затруднения. В ней можно различать отдельные действующие лица, но они говорят и действуют настолько не по правилам искусственной драмы, что прилагать к ней это последнее название, значило бы злоупотреблять термином.

По своему содержанию Песнь Песней имеет двухсторонний характер. С одной стороны она изображает исторический факт из жизни счастливейшего и мудрейшего из царей — Соломона, в лучший период его жизни. Здесь именно изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте — одну из его жен, называемую в Песни Песней Суламитой (Песн. 7, 1) — дочь Фараона. Но видеть в Песни Песней только этот буквальный смысл невозможно. Если бы в ней изображалась только одна плотская любовь, хотя бы самая возвышенная, то было бы непонятно, почему она внесена была в канон священных книг и пользовалась великим уважением даже у строжайших аскетов. Необходимо видеть в ней и другую, таинственную сторону. И действительно, изображаемая в ней любовь так чиста, глубока и возвышенна, что никакое человеческое сердце неспособно воплотить ее всецело. Такая любовь во всей ее полноте возможна только для Божества, и христианские толкователи недаром усмотрели в Песни Песней пророчественный образ любви Христа к Церкви, Божественного жениха — к Его земной невесте.

Изображение союза Бога с людьми под видом супружеских отношений весьма обычно в Ветхом Завете; "как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой", говорит пророк Исаия Иерусалиму (Ис. 62, 5), а пророки Иеремия, Иезекииль и Осия в сильных выражениях упрекают свой народ в том, что он не сохранил верности своему Небесному Супругу (Иер. 3, 1; Иез 16, Иез 23; Ос 2 и др.). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа женихом, а себя — другом жениха (Ин. 3, 29; ср. Мф. 9, 16 и др.).

Святитель Филарет (Дроздов) в своей Церковно-Библейской Истории замечает следующее:

"Сие описание жениха-брата и невесты-сестры, царя, пасущего стада, и царицы, стригущей виноград, опаленной солнцем, ограбленной и израненной стражами города, страшной в самой красоте своей, поелику не может быть брачною песнью Соломона, то, без сомнения, есть изображение таинственного союза Мессии-Христа с Церковью, неоднократно представленного в Свящ. Писании под таковым символом".

Песнь Песней

Песнь Песней. Картина Г. Моро, 1893

Однажды, гуляя по долине, она ушла далеко от бывших с нею на прогулке, они тревожатся за нее. Ей встречается царь Соломон, который с большою свитою ехал тогда в свой загородный дворец, Ваал-Гамон. Очарованный красотою девушки, на лице которой загар от солнца, он увозит ее с собою; он и женщины его свиты поют песни о её красоте. В своем великолепном сельском дворце Соломон убеждает девушку принять его любовь, старается подействовать на её сердце прославлением её красоты, обещаниями; но она остается верна своему милому. Напрасно упрашивает ее царь, уговаривают придворные дамы. Соломон говорит, что дает ей сан первой из цариц, – все напрасно, она непоколебима в верности своему милому. Царь отпускает ее, и она соединяется со своим милым.

Песнь Песней имеет высокое нравственное значение. Женщины на востоке живут под стражею; когда они выходят из гарема, они должны закрывать лицо. При такой отчужденности от общественной жизни, женщина остается существом неразвитым умственно; самостоятельность отнята у неё. Восточная жизнь имеет своим характером гаремный быт, унижающий, убивающий душу. Потому должно призвать великою нравственною заслугою автора Песни Песней идею его поэмы: его суламитянка отвергает гаремную жизнь. Она не хочет быть владычицею в гареме, всем почестям она предпочитает свободу.


  • Вы здесь:
  • Еврейство и иудаизм
  • Песнь Песней Соломона – краткое содержание

Смысл книги

Смысл книги

Песнь песней Соломона — одна из частей Ветхого завета и еврейской Библии. Написана она на еврейском иврите, а авторство ее приписывают царю Соломону. Сегодня книгу рассматривают как сборник обрядов для свадьбы, не имеющий общих сюжетных линий. В различных источниках интерпретируется по-разному: либо как история любви самого Соломона, либо как история любви Суламиты, которая влюблена в пастуха, но является частью гарема Соломона. По некоторым источникам, книга была написана более чем 2,5 тысячи лет назад.

Вообще в мире существует два варианта понимания данного произведения — буквальный и мистико-аллегорический. Второй из них более всего актуален для священников иудаизма. В таком случае все образы можно трактовать как религиозные — Церкви, Христа, Народа, Слова Божья. Но иногда такой метод все-таки вклинивается и в обычный буквальный вариант трактовки. Буквальное трактование является нормой для ознакомления впервые с любым произведением. Тем более, что в этом случае сам текст дает основания полагаться на более художественную трактовку. Таким описанием может служить любое описание или неестественное явление — движение гор, сравнение с агнцами и прочее.

В книге присутствуют два основных персонажа — Невеста и Жених. Но помимо их реплик в тексте присутствуют и другие, их принято относить к репликам хора. Несколько раз в книге упоминается и царь Соломон, который со временем в истории стал автором всего произведения. Но это не жених, ведь об этом персонаже упоминается как о третьем лице. К тому же, в книге достаточно много факторов, которые доказывают несоотнесение времени Соломона со временем действия в книге. Главный фактор — название столицы Израиля. В книге она названа Фирца, а во времена царя ее название было Самари. Имя невесты в книге — Суламита. Но, вероятнее всего, это не имя, а принадлежность к этому населенному пункту. Именно таким словом называли жительниц Сунема, города, который славился красивыми женщинами.

Очевидно, что Песнь песней Соломона раньше чаще всего использовалась в каких-либо свадебных обрядах и мероприятиях. До приобретения нынешней формы, книга претерпела массу изменений. И развитие шло именно в рамках свадебной традиции. Этим и обусловлено присутствие некоторых сцен, актуальных для молодоженов, нежели тех, кто только собирается вступить в брак.

Книгу рекомендует доктор философских наук, профессор кафедры философии МГИМО МИД России Алексей Шестопал

Книга Песни песней царя Соломона: величайшая книга о любви

Автор и время написания

Место книги в Ветхом Завете

О чем книга?

Книга Песни песней царя Соломона: величайшая книга о любви

Толкование

Интересные факты

Книга Песни песней царя Соломона: величайшая книга о любви

Книга Песни песней царя Соломона: величайшая книга о любви

Книга Песни песней царя Соломона: величайшая книга о любви

Книга Песни песней царя Соломона: величайшая книга о любви

Книга Песни песней царя Соломона: величайшая книга о любви

Марк Шагал. Песнь песней III

Книга Песни песней царя Соломона: величайшая книга о любви

Читайте также: