Первобытному человеку жилось очень трудно сжатое изложение

Обновлено: 08.07.2024

Часть первая КОГДА — ТО ОЧЕНЬ И НЕ ОЧЕНЬ ДАВНО..

Первобытному человеку жилось очень трудно.Сейчас антропологи установили, что из сотни неандертальцев — людей, населявших землю примерно 100000 лет назад,— до сорокалетнего возраста доживал лишь один. Большинство гибло или умирало, не прожив и 20 лет.

Кроманьонцам, населявшим нашу планету 20–30 тысяч лет назад, жилось немного лучше: до сорока лет доживали уже 12. Но большинство гибло или умирало очень молодыми.Плохо было первобытному человеку. Его мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери — могучие. и многочисленные. А он — слабый, незащищенный, крошечная песчинка в бушующем океане природы. Ему все непонятно: солнце и звезды, луна и радуга, разливы рек и дожди, гром и молния. Но еще непонятнее живые существа, их голоса, их хитрость, их жизнь. Животных, как все непонятное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.

…Бескрайняя водная гладь, абсолютный мрак и абсолютная тишина — таким представляли себе древние жители Египта мир в первоначальном его виде. Но вот над этой водной гладью поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. С этого все и началось [1]. Из яйца вывелся гусь — Великий гоготун. И сразу исчезла тишина — гусь закричал. Сразу стало светло —. гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг. Потом гусь начал создавать обитателей земли — людей и животных.

Предание о сотворении мира птицей существует и у других народов.

Некоторые народы считают, что землю сделали не птицы, а звери. Например, у эвенков есть легенда о том, что мир создали мамонт и фантастический змей — дябдяр.

Дело было так: среди безбрежного водного пространства находился крошечный островок. Чтоб увеличить его, мамонт стал хоботом и бивнями доставать со дна землю и бросать ее на островок, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.

Животные сотворили землю, они же усовершенствовали окружающий их мир. Вот как, например, происходило создание дня и ночи по представлению индейцев племени крик.


Собрание зверей, на котором решался вопрос о дне и ночи, проходившее под председательством медведя Нокози, было очень бурным. Одни животные требовали, чтоб все время была ночь, — это их вполне устраивало, другие, наоборот, хотели, чтоб все время был день. Неизвестно, чем кончился бы этот спор, не подай свой голос бурундук Чу — тлок — чу. Он указал на енота Вытко, точнее, на его хвост. И все звери увидели, что на красивом пушистом хвосте енота чередуются белые и черные полосы. Бурундук сказал, что как кольца на хвосте Вытко сменяются одно другим, так и день должен сменяться ночью, а ночь — днем.

Звери подивились мудрости Чу — тлок — чу и постановили, чтоб день следовал за ночью, а ночь — за днем через одинаковые промежутки времени.А председательствующий медведь Нокози позавидовал мудрости Чу — тлок — чу и царапнул его когтями по спине. Вот почему у всех бурундуков до сих пор полосатые спинки.

Индейцы из племени алгонкинов знают другой, не менее важный момент в истории земли.Оказывается, вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Это было очень плохо. Но тут нашелся добрый зверек ласка, которая прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Стало тепло. Растаяли льды и снега. А ласка открыла клетки и выпустила на свободу птиц. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.

Ну, раз животные создали землю, освободили ее от вечных льдов, упорядочили день и ночь, то уж к созданию людей они имеют безусловное отношение!

Так и считали, наверное, первобытные люди. Они выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. И прародители эти, конечно, были животными.

Например, австралийцы считали, что их прародители — змеи Минди и Волунку, ящерица Мильбили и индюк Кипара. Американские индейцы считают, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…

Естественно, эти животные были священны для племен, якобы ведущих от них свой род. Им поклонялись, их просили о помощи, на них запрещалось охотиться. А уж если убивали, то это сопровождалось особыми церемониями, ритуалом.

Так появились первые священные животные, первые обряды, связанные с ними. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом[2]

Отношения человека с животными были не только мистическими, но и вполне реальными: ведь животные являлись основной пищей людей. Но в те времена, при всем обилии дичи, удача далеко не всегда сопутствовала охотнику, вооруженному дубинкой и дротиком. Часто не помогали ни ловкость, ни сила. Значит, дело не только в них! Обезьяночеловеки, питекантропы и синантропы, не могли этого понять — они были слишком примитивны. Но неандертальцы уже умели смотреть на окружающий мир иначе, они уже понимали, что мир наполнен злыми и добрыми силами. И с теми и с другими надо как‑то ладить; чтобы охота была удачной, надо прибегать к каким‑то хитростям.

На большинстве рисунков животные либо убиты, либо ранены. Может быть, художник хотел нарисовать то, что он видел накануне? Нет, то, что рисовал художник, на самом деле еще не произошло. Но, выбивая на скале рисунок, художник очень старался: он верил, что нарисованное им сегодня, завтра произойдет в жизни! Вот почему животные изображались лежащими на земле, с вонзенными в них копьями. Первобытные люди верили, что рисунок поможет осуществиться их желанию. Так появился новый вид поклонения животным — охотничья, или производственная, магия.

Ученые, проводившие раскопки в Баварии, Силезии, Швейцарии, находили множество черепов медведей. Несомненно, первобытные люди, жившие в этих местах, поклонялись медведю. Поклонение медведю было вообще широко распространено.

Но медведю не только поклонялись — часто он был одним из важнейших промысловых зверей, поэтому с ним связывали обряды охотничьей магди. Так, например, манси, убив и съев медведя, ставили череп его на почетное место в своих жилищах, украшали его лентами и цветными тряпочками, надеясь этим задобрить дух медведя.

Эвенки очень уважали медведя, считали его своим далеким предком и называли дедушкой. И в то же время они охотились на него. Чтобы как‑то искупить свою вину, около туши убитого медведя охотники совершали торжественные обряды, у животного просили прощения, потом тушу не менее торжественно доставляли в селение, где обряды и просьбы прощения повторялись. Затем мясо съедали, а кости предавали земле.

А вот австралийцы, охотившиеся на страусов, не надеялись получить прощение у убитой ими птицы. Тем не менее они нашли способ избавиться от ее разгневанного духа.Убив страуса, охотники что есть силы бегут к своей деревне, бросая по пути пучки перьев из хвоста убитого страуса. Охотник уверен, что бегущий за ним дух то и дело останавливается, разглядывает перья и решает: весь ли это страус или только часть его? Сообразив наконец, что это только часть птицы, он бежит дальше, снова останавливается у другого пучка перьев, опять думает…Охотник тем временем успевает прибежать в деревню, куда дух уже не осмеливается явиться.

А бразильские индейцы племени бороро перед охотой на ягуаров всю ночь поют песни о том, какой хороший зверь ягуар, какую он приносит людям пользу.

Рано утром они собираются перед нарисованным на земле ягуаром и начинают плясать. Затем в ягуара летят копья. И только когда кто‑нибудь попадает в глаз нарисованного зверя копьем, индейцы отправляются на охоту. Теперь они уверены — охота будет удачной: то, что произошло с нарисованным зверем, повторится с настоящим.

Подобный же обычай был, да и сейчас еще остается, у коренных жителей Австралии. Именно австралийцы своими танцами помогли ученым разгадать тайну быков, нарисованных в пещерах первобытными людьми.

Можно рассказать еще о множестве различных праздников, обрядов, ритуалов. Есть и очень схожие, хоть и возникли они на разных материках; есть и сильно отличающиеся, хоть и родились близко. Но все сводятся к одному: обеспечить удачную охоту.

Постепенно люди становились разумней, сильней, учились подчинять природу. Тогда стали появляться мифы, легенды, в которых первое место уже занимает человек — победитель. Таков миф майори о Ту — Матауэнги — отце свирепых людей, — который начал ловить рыб сетями и зверей силками за то, что они испугались бури, бросили своего дядюшку и сбежали — одни в море, другие в леса.

Да, человек уже умел плести сети, делать силки и ловушки. Он уже начал приручать животных, занялся земледелием.

Древний человек рисовал убитого оленя, исполняя свой магический танец, произносил заклинания, задабривал злых духов и умолял добрых помочь ему.

И все для того, чтоб принести в свою пещеру тушу убитого на охоте животного.Со временем охота перестала играть в жизни людей такую важную роль. На первый план выдвинулись земледелие и скотоводство.

И многие народы вместо диких животных стали поклоняться домашним. Из диких продолжали обожествлять лишь тех, кто, по убеждению людей, приносил большую пользу. Возможно, в самом начале поклонения животным, в момент зарождения культа, это было своеобразной защитой, охраной полезных животных.

Однако постепенно истинная причина забывалась, и поклонение животным превратилось в самоцель, приобрело исключительно религиозное значение, суеверие.

В 1851 году недалеко от Каира французские археологи нашли глубоко под землей колоссальный склеп. К нему вел длинный коридор, начинавшийся около разрушенного храма, а в самом склепе в многотонных саркофагах из черного и красного гранита находились мумии священных быков. В течение полутора тысяч лет хоронили их здесь жрецы священного Аписа.

Свои храмы и своих жрецов в Египте имели и коровы, и бараны, и овцы, и козлы. Широко был распространен и культ собаки,накануне ежегодного разлива Нила на небе обычно появляется яркая звезда. Своим появлением она как бы предупреждает о предстоящем разливе. Египтяне, конечно, не могли понять связи между появлением звезды и предстоящим разливом реки. Но в их сознании образовалась другая связь: звезда своим появлением предупреждает о разливе, а собака своим лаем предупреждает о приближении постороннего. Поэтому звезда была названа Сириус (гончая собака), а сама собака стала священным символом бдительности.

Египтяне почитали птиц, в частности ибисов. Ибис был символом победы. К тому же считалось, что эти птицы могут поедать в огромных количествах вредных насекомых, от которых очень страдали египетские земледельцы, и даже змей. Коршуна, который также являлся символом победы, уважали как санитара, уничтожающего падаль.

Среди многочисленных священных животных особое место занимал навозный жук скарабей.Египтяне заметили интересную деталь в жизни жуков. В определенное время года они скатывают шарики и упорно катят их в какое‑нибудь укромное местечко. Это нелегкая работа: ведь шарик часто гораздо больше самого жука.

Однако не только это привлекало внимание египтян, хотя и сыграло немалую роль в том, что скарабея признали священным. Жрецы обратили внимание, что жуки не рождают своих детенышей. Детеныши их появляются из малопривлекательных комочков, Конечно, жрецы, приди им в голову изучить комочек, многое бы поняли. Они бы увидели, что в шарики жуки откладывают яички, из них появляются личинки и, наконец, из личинок — жуки. Но в те времена никто не занимался изучением жизни насекомых и появление жуков из комочков считалось чудом, совершить которое могли лишь священные животные. Тем более, что у жуков этих имелись все основания быть священными: жрецы насчитывали у них на каждой ноге по тридцать пальцев — по числу дней месяца. Шарики их, похожие на солнце, олицетворяли великого бога Ра. А появление молодых жуков из шарика? Жрецы считали, что жуки собирают отбросы, нечистоты и создают будущего жука из праха земного. Как тут не поверить в его священность!

Скарабей быстро занял одно из почетных мест среди священных животных Египта. Его изображали на памятниках и стенах храмов, его мумифицировали и клали вместе с мумиями умерших. Постепенно настоящих жуков стали заменять искусственными, сделанными из золота и драгоценных камней, на них вырезались имена фараонов и слова молитв, заклинаний.

Мангуста почти везде в Египте считалась священной — она ловко истребляла змей, от которых очень страдали люди. Крокодилов же считали вредными и опасными животными. Но были районы, где крокодилов не преследовали, не уничтожали. Напротив — их всячески почитали. Почитали крокодилов там, куда благодаря искусственным сооружениям пришли воды Нила и превратили бесплодные пустыни в цветущие долины. Крокодилы, пришедшие с водами Нила, стали символом плодородия. А мангусты, которые, по преданию, уничтожали яйца крокодилов, были объявлены здесь вредными.

Первобытному человеку жилось очень трудно. Его мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали дикие звери – могучие и многочисленные. А он – слабый, незащищенный, крошечная песчинка в бушующем океане природы. Ему все непонятно: солнце и звезды, луна и радуга, разливы рек и дожди, гром и молния. Но еще непонятнее живые существа, их голоса, их хитрость, их жизнь. Животных, как все неизведанное, первобытный человек окружал легендами, наделял их необыкновенными качествами, считал всемогущими. Даже создание мира нередко приписывал животным.

…Бескрайняя водная гладь, абсолютный мрак и абсолютная тишина – таким представляли себе древние жители Египта мир в первоначальном его виде. Но вот над этой водной гладью поднялся холм с сидящей на его вершине лягушкой и лежащим рядом яйцом. Из яйца вывелся гусь – Великий гоготун. И сразу исчезла тишина – гусь закричал. Сразу стало светло – гусь, подобно солнцу, осветил все вокруг. Потом гусь начал создавать обитателей земли – людей и животных.

Некоторые народы считают, что землю сделали не птицы, а звери. Например, у эвенков есть легенда о том, что мир создали мамонт и фантастический змей – дябдяр. Дело было так: среди безбрежного водного пространства находился крошечный островок. Чтоб увеличить его, мамонт стал хоботом и бивнями доставать со дна землю и бросать ее на островок, а змей ползал по островку и, разравнивая землю, увеличивал его площадь.

Индейцы из племени алгонкинов знают другой, не менее важный момент в истории земли. Оказывается, вначале вся земля была покрыта глубоким снегом, все воды скованы льдом. Это было очень плохо. Но тут нашелся добрый зверек ласка, которая прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули теплые ветры и солнечные лучи. Стало тепло. Растаяли льды и снега. А ласка открыла клетки и выпустила на свободу птиц. Много добрых дел совершила ласка, но жители небесной страны очень рассердились на нее и убили.

Ну, раз животные создали землю, освободили ее от вечных льдов, упорядочили день и ночь, то уж к созданию людей они имеют безусловное отношение! Так и считали, наверное, первобытные люди. Они выдумали себе прародителей, живших на земле еще тогда, когда людей на ней не было. И прародители эти, конечно, были животными.

Например, австралийцы считали, что их прародители – змеи Минди и Волунку, ящерица Мильбили и индюк Кипара. Американские индейцы считают, что происходят от волков, оленей, ягуаров, медведей, воронов…

Первобытному человеку жилось трудно. Его мучили холод, болезни, на каждом шагу подкарауливали звери. Животных первобытный человек окружал легендами, считал всемогущими. Создание мира приписывал животным.

Древние жители Египта представляли себе мир как абсолютный мрак и бескрайнюю водную гладь.

Народы считали, что землю сделали не птицы, а звери.

Племя алгонкинов знают важный момент в истории земли. Вся земля была покрыта снегом. Но нашелся зверек ласка, которая прогрызла небесный свод, и из отверстия на землю хлынули солнечные лучи. Снег растаял, а ласку убили озлобленные небесные жители.

Раз животные создали землю, то к созданию людей они имеют отношение. Так считали первобытные люди.

Некоторые животные были священны для племен, им поклонялись. Ученые такое представление о родстве людей и животных назвали тотемизмом

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Русский язык.doc

Русский язык

повторить пройденный материал;

научиться сжимать текст;

научиться создавать вторичный текст на основе исходного.

1. Повторение.

- Проекция текста на экране:

Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к искусству. Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. Встреча с произведением искусства – это также встреча с его создателем. Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника! (107 сл.)

- Самостоятельное чтение текста.

- Вопросы после чтения для повторения:

Фрагмент чего перед вами? Текст

Докажите, что это текст. Есть смысловая (пр-я объединены общей темой) и грамматическая связь ( местоим. указательное это,1пр.: подлинник, мы; 2пр.: репродукции картин, познакомиться; 3 пр.: картинные галереи, люди стремятся)

О чем этот текст, т.е. какова его тема? Правильное отношение к искусству

Из скольких микротем текст состоит? 2 микротемы, абзац = микротема

Определите тип речи текста. Рассуждение

Определите стиль текста. Публицистический стиль, т. к. есть риторические восклицания и вопросы, отрицание- нет, вводные слова, книжные обороты речи ( важны для формирования, правильное отношение), слова в переносном значении (встреча с произведениями искусства), личное мест мы, четкая авторская позиция (репродукция и подлинник – не 1 и то же)

Какова задача текста публицистического стиля? Передать важную общественную информацию, убедить в чем- либо, призвать.

Как это отражается в данном тексте? Убеждает в том, что важно видеть разницу между репродукцией и подлинником. Подлинник- не только отражение внешней красоты, но и души создателя

Может ли текст сохранить свои особенности, если его сжать? Нет.

Тогда зачем это делать? Чтобы выделить самую суть из большого объема информации.

Где этот навык может пригодиться? При подготовке доклада, реферата и т.д., но так, чтобы сохранились основные свойства текста.

Подготовка к работе с текстом.

- Для того чтобы выделить из текста самую важную информацию, отделить ее от вторичной, необходимо выделить опорные (ключевые) слова. Главная роль в выборе таких слов зависит от типа речи:

Описание передает детали

- показ слайда

- Для достижения цели необходимо сделать определенные шаги. Работаем с алгоритмом:

2. Находим микротемы (микротема + абзац)

3. Находим опорные слова

4. Строим предложения, используя опорные слова ( использовать не только лексику текста)

5. Соединяем микротемы, образуя текст

6. Редактируем текст ( приводим в соответствие с нормами русского языка)

Работа с текстом

- Работаем с 1 абзацем текста по выявлению ключевых слов. 1-е пр. – учитель, 2-е – вместе.

Ответим на вопросы:

- О чем говорится в тексте?

- Как об этом говорится?

- Слайд с выделенными словами:

- Обязательно ли должно остаться столько же предложений? Нет

- Строим пр. с использованием ключевых слов. 1-е пр.– учитель, 2-е - вместе

- Слайд с вариантом сжатого 1 абзаца:

Картину и скульптуру уважительно называют подлинником. С творчеством художников можно познакомиться по репродукциям, но люди стремятся в музеи. (18сл. – 39 сл.)

- Так же работаем со 2 абзацем в парах.

- Выявление ключевых слов:

1.Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к искусству. 2.Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. 3.Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. 4.Встреча с произведением искусства – это также встреча с его создателем. 5.Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника! (67 сл.)

- Слайд с выделенными словами:

1.Этот вопрос очень важен для формирования правильного отношения к искусству. 2.Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. 3.Нет, в картину он всегда вкладывает свое отношение к тому, что изображает: свои переживания и мысли, нечто неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. 4.Встреча с произведением искусства – это также встреча с его создателем. 5.Даже самая совершенная копия не в силах передать очарование подлинника!

- Строим пр. с использованием ключевых слов.

- Слайд с вариантом сжатого 2 абзаца:

Важно формировать правильное отношение к искусству. Художник не просто рисует, он вкладывает свое отношение к изображаемому. Встреча с произведением искусства – это встреча с создателем. Копия не передает очарование подлинника.

(29 сл. – 67 сл.)

- Обращаем внимание на кол-во слов до и после сжатия абзацев.

- Соединяем 1 и 2 абзацы. Следим за средствами связи между абзацами.

Картину и скульптуру уважительно называют подлинником. С творчеством художников можно познакомиться по репродукциям, но люди стремятся в музеи.

Важно формировать правильное отношение к искусству. Художник не просто рисует, он вкладывает свое отношение к изображаемому. Встреча с произведением искусства – это встреча с создателем. Копия не передает очарование подлинника.

- Обращаем внимание на кол-во слов до и после сжатия текста.

- Сравниваем исходный и сжатый тексты. 107 и 47 слов

- Делаем вывод о том, что сохранилось: вид текста, микротемы, но изменилось: тема стала более четкой, лаконичной, текст утратил стилистические приметы, стал нейтральным по стилю.

- Как этого достигли? Исключили лишнее и соединили части.

Домашнее задание.

Написать текст сжатого изложения, используя материал исходного текста №2

Исходный текст №2

Многие говорят о любви к Родине. Это очень важные слова, и надо заслужить право на них. Оно завоевывается своей жизнью, своим трудом, своей учебой.

Любить Родину – жить ее жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

Для человека должно быть все дорого на своей Родине: ее народ, ее земля, ее история, ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом. Ваши отцы доверяют вам самое священное - Родину. Любите ее как мать! (119 сл.)

Подводим итоги.

Научились выделять главную и второстепенную информацию в тексте.

Научились сжимать текст.

Убедились в том, что сжатый текст частично утратил основные свойства исходного текста.

Ниже предлагаются тексты для изложений с творческими заданиями.

1. Сжатое изложение

Задание. Озаглавьте текст, напишите сжатое изложение по вариантам:

I вариант – описание ранней вишни;
II вариант – описание поздней вишни.

2. Изложение с продолжением

ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ

Из кустов, всего лишь шагах в тридцати от меня, бесшумно выскользнуло нечто серое, похожее на большую собаку, и с опущенной головой затрусило мимо меня под гору. Я не сразу узнал волка. Уж очень он был худым и облезлым. Шерсть висела клочьями. На боках проглядывали лысины.
Я встал во весь рост. Не поднимая головы, волк продолжал бежать. Он не заметил меня. Но, попав на мой след, он сразу остановился и принюхался. Потом сделал несколько шагов по моему следу в обратную сторону и, поняв, что ошибся направлением, повернулся. Не отрывая носа от земли, он подходил ко мне. Я стоял не шевелясь. Он нюхал довольно долго, наконец поднял большую лобастую голову, и мы – худой, голодный зверь и сытый любопытный человек – встретились глазами.
Мы находились друг от друга шагах в сорока, не больше.

Задание. Почему автор не сразу узнал волка?
Придумайте свое окончание текста.
Интересно ли вам узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть, вариант, придуманный кем-то из вас, совпадает с тем, что задумал автор?

Продолжение

3. Изложение, близкое к тексту

Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит посылка, которую занес в школу какой-то мужик.
Дядя Ваня, конечно, наш шофер, – какой еще мужик! Наверное, дом у нас был закрыт, а ждать меня с уроков дядя Ваня не мог – вот и оставил в раздевалке. Я с трудом дотерпел до конца занятий и кинулся вниз. Тетя Вера, школьная уборщица, показала мне на стоящий в углу белый фанерный ящичек, в каких снаряжают посылки по почте. Я удивился: почему в ящичке? Мать обычно отправляла еду в обыкновенном мешке. Может быть, это и не мне вовсе? Нет, на крышке были выведены мой класс и моя фамилия. Видно, надписал уже здесь дядя Ваня – чтобы не перепутали, для кого. Что это мать выдумала заколачивать продукты в ящик?! Глядите, какой интеллигентной стала!
Нести посылку домой, не узнав, что в ней, я не мог: не то терпение. Ясно, что там не картошка. Для хлеба тара тоже, пожалуй, маловата, да и неудобна. К тому же хлеб мне отправляли недавно, он у меня еще был. Тогда что там? Тут же, в школе, я забрался под лестницу, где, помнил, лежит топор, и, отыскав его, оторвал крышку. Под лестницей было темно, я вылез обратно и, воровато озираясь, поставил ящик на ближний подоконник.
Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны. Вот это да! Длинные желтые трубочки, уложенные одна к другой ровными рядами, вспыхнули на свету таким богатством, дороже которого для меня ничего не существовало. Теперь понятно, почему мать собрала ящик: чтобы макароны не поломались, не покрошились, прибыли ко мне в целости и сохранности. Я осторожно вынул трубочку, глянул, дунул в нее и, не в состоянии больше сдерживаться, стал жадно хрумкать. Потом таким же образом взялся за вторую, за третью, размышляя, куда бы мне спрятать ящик, чтобы макароны не достались чересчур прожорливым мышам в кладовке моей хозяйки. Не для того мать их покупала, тратила последние деньги. Нет, макаронами я просто так не попущусь. Это вам не какая-нибудь картошка.

Задание. Напишите изложение, близкое к тексту.
Почему герою не терпелось дождаться окончания урока?
Что мальчик ожидал увидеть в посылке?
Оправдались ли его ожидания?
Почему главный герой хотел получше спрятать посылку?

4. Изложение с продолжением

Осень приползла в дождях, в пасмурной мгле. По утрам степь, как лошадь коростой, покрывалась туманом. Солнце, конфузливо мелькавшее за тучами, казалось жалким и беспомощным. Лишь леса, не зажженные жарою, самодовольно шелестели листьями, зелеными и упругими, как весной.
Часто, один за другим, длинной вереницей в скользком и противном тумане шли дожди. Дикие гуси почему-то летели с востока на запад, а скирды, осунувшиеся и покрытые коричневатой прелью, похожи были на захворавшего человека.
В предрассветной дреме замирала непаханая земля. Луга цветисто зеленели отавой, но блеск их был обманчив.

Задание. Напишите изложение с продолжением. Продолжите размышления об осени в эмоциональной тональности автора.
Найдите в тексте различные виды переносного значения слов.
Разберите по составу слова: зажженные, предрассветной.
Перед написанием изложения рекомендуется провести словарный диктант: конфузливо, зажженные, самодовольно, шелестели, вереница, коричневатая.

5. Изложение с творческим заданием

(Из энциклопедии)

Задание. Почему болота долгое время внушали людям страх? Пофантазируйте, напишите о жизни смельчаков, которые строили дома на болотах.
Что делали на болотах колдуны?
Выпишите из текста все однокоренные слова существительного болото.

6. Выборочное изложение

(Из энциклопедии)

Задание. Напишите выборочное изложение о зарождении географии.
Перед написанием изложения рекомендуется написать словарный диктант: письменность, географические открытия, территория, расселялись, тысячелетия, многодневные походы, кочующие стада, скотоводы, земледельцы, протяженность, первобытная народность, ориентироваться.

7. Изложение с продолжением

Яшку принес на пароход высокий араб с вытекшим глазом. Он долго таскал его по всему пароходу, держа на голом плече, прижимая к нему свою курчавую голову. Яшка сидел спокойно, по-человечьи держась за хозяина руками, печально поглядывая на рассматривавших его людей. И то ли, что опоздал араб к разгару торговли или не умел соперничать со своими крикливыми земляками, – до позднего вечера он бродил по пароходу, и вышло так, что перед самым отходом Яшку купил у него я. Это был крупный самец шимпанзе, обросший густой шерстью, с серебряной – в виде полумесяца – серьгой в левом ухе, с поседевшею грудью, с черными ладонями маленьких рук, которыми он осторожно и цепко брал даже самые хрупкие предметы, со старушечьим лицом, на котором умно и печально глядели вертевшиеся в глазных впадинах недобрые темные глазки. Араб торговался долго, показывал на обезьяну, колотя себя в грудь, закатывая единственный глаз и жалобно скаля зубы. И мне показалось, что он жалеет продавать своего зверька.

(И.Соколов-Микитов)

Задание. Озаглавьте текст, напишите подробное изложение с продолжением. Подумайте, почему арабу было жаль расставаться с шимпанзе.

8. Изложение-описание

Если в погожий весенний день вы выйдете из дома, свернете за угол, пройдете около десяти тысяч километров на восток, пересечете Тихий океан, достигнете японских островов, то увидите на улицах ближайшего, самого же первого города процессию молодых девушек и детей с ветками цветущей вишни в руках. Но не удивляйтесь! Вы прямиком попали на Праздник любования сакурой.
Он приходится на время, когда готовятся грядки, чтобы высадить в них проросшие зерна. В это же время вспахивают рисовые поля и ведут борьбу с вредными насекомыми. Так что забот у трудолюбивых японцев в это время очень много.
Цветок сакуры символизирует совершенство и безупречность. Вишневое дерево цветет очень недолго, и поэтому цветок сакуры в представлении японского народа связан с ощущением мимолетности самой жизни.
А еще цвет вишни считается символом доблестного средневекового рыцарства. Ведь в те времена жизнь японского воина, служившего своему господину не за страх, а за совесть, была столь же недолгой, как и период цветения сакуры.
Сакурой в Японии любуются повсюду. Различные ее виды радуют взгляд японцев в прекрасных парках Нары, Киото и Каманури. В этих городах она считается самой красивой. И именно здесь особой прелестью отличаются процессии девушек и детей с вишневыми ветками в руках.
В Киото в это время во многих храмах проходят Праздники сакуры, во время которых танцовщицы исполняют замысловатый танец вишен. Лепестками вишневых цветов осыпаны их плечи, волосы и одежда, так что девушки сами похожи на деревца цветущей сакуры.
В это время во всех домах Японии стоят в вазах веточки сакуры, которые еще несколько дней напоминают их обитателям о Празднике.

Задание. Что нового вы узнали о японцах? Напишите изложение – описание сакуры.
С чем связан Праздник цветения сакуры в представлении японцев? Почему?
Напишите о своем понимании слов совершенство, безупречность.

9. Изложение с продолжением

По-весеннему высокое солнце сияло в мартовском безоблачном небе, но наперекор ему беспрестанно дули пронзительные ветры. От жестокого единоборства солнца и ветра страдало все существующее. Люди, радуясь весеннему солнцу, распахивали пальто, ветер тут же прохватывал насквозь, и гриппы свирепствовали в городе.
Город сковало льдом. Снега, едва успев оттаять, тотчас покрывались коркой ноздреватой наледи. Люди скользили по льдистым тротуарам. Машины буксовали на обледенелом асфальте и на крутых поворотах порой начинали странно кружиться в танце, от которого бледнели шоферы и пассажиры. Сосульки на крышах достигали небывалых размеров. Причудливые наросты свешивались с карнизов, рушились и дробились на осколки, пронизанные солнцем. По ночам крепко морозило, а днем где-нибудь за ветром, в тихом закоулке, в сухости согретого солнцем кусочка земли, в запахе пыли и горячего кирпича вдруг маячила настоящая весна.

Задание. Напишите изложение с продолжением. Продолжите размышления о приходе весны.
Почему от жестокого единоборства солнца и ветра страдало все существующее?
Перед написанием изложения рекомендуется провести словарный диктант: свирепствовали, пронзительный, беспрестанно, ноздреватая, асфальт, причудливые, маячить.

10. Изложение с продолжением

Я люблю воробьев; этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Стоит поярче посветить и пригреть солнышку, как на крышах, и возле оттаявших луж, и на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать веселые воробьи.
Живя в городе, я часто любуюсь воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по дорожкам бульвара, клюют крошки, которые я вынимаю из кармана.
Нет такого большого или малого селения, где бы не видели воробьев. Они смело скачут по улицам, по которым проезжают шумные машины, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Громкое их чириканье можно слышать в центре больших городов. Поймать воробья – дело нелегкое. Приметливые, умные и осторожные, они редко попадаются в лапы кошек. Воробьи очень чистоплотны. Весной и летом они любят купаться в маленьких лужицах, обдавая себя брызгами воды. Чистоплотность воробьев, веселый и бодрый их нрав, привязанность к своему подрастающему потомству, смелость, умение самостоятельно добывать себе пищу, польза, которую они приносят, уничтожая вредных насекомых, заслуживают уважения.

(И.Соколов-Микитов)

Задание. Напишите подробное изложение, продолжите текст своими размышлениями о воробьях.
Подберите синонимы к наречию смело.
Как вы понимаете значение слова приметливые?

Читайте также: