Первичные средства пожаротушения в школе

Обновлено: 05.07.2024

Цели : знать противопожарные объекты в здании – пожарные щиты, огнетушители, запасные выходы; уметь ориентироваться по плану эвакуации на случай пожара; знать последовательность действий при пожаре .

Учитель .При чрезвычайной ситуации паниковать нельзя.

Нужно умело эвакуироваться, друзья

Будьте в общественных местах бдительны и наблюдательны,

К указательным знакам и выходам запасным внимательны.

Учитель. Как думаете, можно пожар потушить,

Если средства специальные не изучить?

Жду от вас дружный ответ:

Все вам известны средства пожаротушения? (Нет!)

Значит, готовьтесь средства эти узнать

Чтобы в нужный момент их уметь применять.

-А ещё, ребята, опыт показывает, как важно своевременно известить окружающих людей о пожаре. Узнать о нём можно по запаху гари, дыму,

другим характерным признакам.

2.Рассказ учителя по теме.

Для оповещения о пожаре в многоэтажных зданиях, театрах, Клубах, музеях, магазинах, школах устанавливаются системы оповещения.

Они подразделяются на звуковые, речевые и световые.

  • К звуковым относятся звонки, сирены, гудки и другие звуковые устройства.
  • К световым– табло, указатели и знаки.
  • К речевым – Микрофоны, магнитофоны, стационарные усилители.

Услышав или увидев сигнал Системы оповещения , сориентируйся и покинь горящее здание! Постарайся выбрать самый безопасный и быстрый способ.

В жилых зданиях автоматических систем оповещения практически нет, поэтому извещение окружающих о пожаре будет зависеть от тебя и твоих соседей.

Внимательный человек должен замечать дым, запах, горящую стену (дверь),

Завывание сирен специальных машин.

Помни! Телефон пожарной охраны 01.

Учти, что даже при своевременном оповещении пожарной охраны ей нужно время, чтобы добраться до места пожара. Поэтому очень важно самому уметь пользоваться средствами пожаротушения.

К первичным средствам пожаротушения (ПСПТ) относятся устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации или тушения пожара на начальной стадии его развития (огнетушители, песок, несгораемые ткани, ведра, лопаты и другие подручные средства). Ежегодно около 30 % очагов возгорания ликвидируется с использованием ПСПТ. Вид и количество ПСПТ зависят от пожарной опасности технологического процесса и площади помещения и выбираются в соответствии с нормами для различных объектов и помещений.

Наиболее широкое применение находят огнетушители - переносные или передвижные устройства для тушения очага пожара за счёт выпуска запасённого огнетушащего вещества. Использование огнетушителей для ликвидации горения при развитых пожарах малоэффективно и, как правило, они для этого не применяются.

Существует значительное многообразие огнетушителей, предназначенных для тушения пожаров различных классов. Все пожары условно подразделяются на пять классов (Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03).

Для каждого возможного и прогнозируемого класса пожара целесообразно использовать соответствующие ему типы огнетушителей. Отдельные огнетушители могут быть предназначены для тушения нескольких классов пожаров.

Огнетушители бывают переносные (до 20 кг) и передвижные (от 20 до 400 кг). В качестве огнетушащих веществ в огнетушителях применяют воду, водные растворы пенообразующих веществ, порошок, газ (углекислота, хладон), комбинированные составы (например, пена и порошок).

Водные огнетушители по виду выходящей водяной струи подразделяются на огнетушители с компактной струёй ОВ(К), с распылённой струёй ОВ(Р) и с мелкодисперсной распылённой струёй OB (M).

Химические пенные огнетушители (ОХП) предназначены для тушения твёрдых и жидких веществ и материалов. Заряд огнетушителя состоит из двух частей: щелочной и кислотной. Щелочная часть представляет собой водный раствор двууглекислой соды (бикарбоната натрия) с небольшим количеством вспенивателя. Кислотная часть представляет собой смесь серной кислоты с сульфатом железа (алюминия). При соединении щелочной и кислотной частей происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который интенсивно вспенивает щелочной раствор и выталкивает его через спрыск наружу. Химическая пена проводит электрический ток.

Воздушно-пенные огнетушители (ОВП) в качестве заряда содержат 6 %-й водный раствор пенообразователя, который выталкивается из корпуса углекислым газом, находящимся в специальном баллоне, в насадку, где перемешивается с воздухом, образуя воздушно-механическую пену. Предназначены для тушения твёрдых и жидких веществ и материалов.

Порошковые огнетушители (ОП) выпускаются с зарядом для тушения пожаров классов А,В,С,Е (основной компонент – фосфорно-аммонийные соли), с зарядом для тушения пожаров классов В,С,Е (основной компонент - бикарбонат натрия или калия, сульфат калия и т.д.), с зарядом для тушения пожаров класса Д (в качестве заряда применяются графит, хлорид калия и т.д.).

Комбинированные огнетушители имеют два различных огнетушащих вещества, находящихся в различных емкостях огнетушителя.

Углекислотные огнетушители (ОУ) предназначены для тушения небольших очагов горения веществ, материалов и электроустановок под напряжением. Данные огнетушители содержат жидкую углекислоту, которая при открывании крана расширяется и выбрасывается через раструб в виде углекислого снега температурой -55 °С.

Аэрозольные огнетушители закачного типа содержат либо только огнегасительное средство, либо ещё и дополнительный (рабочий) газ (например, азот). Они предназначены для тушения небольших очагов горения веществ, материалов и электроустановок под напряжением. Данные огнетушители малогабаритные, облегчённые с объёмом заряда от 0,25 до 1,0 литра.

Огнетушители следует располагать таким образом, чтобы они были защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность и т.д.). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Предпочтительно размещать огнетушители вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также - около выхода из помещения. Огнетушители не должны препятствовать эвакуации людей во время пожара. В помещениях, насыщенных производственным или другим оборудованием, заслоняющим огнетушители, должны быть установлены указатели их местоположения. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должно размещаться не менее двух ручных огнетушителей

Наиболее доступным из них являются огнетушители. Они различаются по назначению, объёму, виду огнетушащего вещества, способу применения.

На корпусе каждого огнетушителя есть инструкция по его использованию.

Обязательно прочти её и хорошенько запомни. Хранятся огнетушители в специально отведенных для этого местах.

Кроме того, в большинстве зданий существуют внутренние пожарные краны.

Запустить пожарные краны можно только при помощи взрослых.

- Напомните ещё раз, какие доступные средства пожаротушения нужно использовать, с помощью которых можно прекратить доступ кислорода к огню.

- Для чего в старину в центре деревень на столбе вешали кусок рельса?

- На какие таблички нужно обращать внимание в общественных зданиях? Для чего это нужно?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оксана Петровна Никипилая

преподаватель первой

квалификационной категории

Государственное профессиональное

образовательное учреждение

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы организации противопожарной безопасности в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: Противопожарная безопасность; безопасность учебного процесса; образовательное учреждение; первичные средства пожаротушения; противопожарный режим.

Одной из основных задач образовательных учреждений является обеспечение пожарной безопасности.

В системе образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, заболевания и отравления обучающихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

Особую опасность для учащихся и персонала образовательных учреждений представляют чрезвычайные ситуации с быстроразвивающимися поражающими факторами, например, пожары, аварии, взрывы.

Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.

На территории Донецкой Народной Республики в течение 2020 года произошло 23 пожара на объектах системы образования, которыми нанесен ущерб более 150 тыс. руб. (2019 - 24 пожара; 2018 году – 14 пожаров).

Основное количество – 16 из 23 пожаров произошли из-за неосторожного обращения с огнём, 7 – по другим причинам.

Пожарная безопасность - это комплекс мер, направленных на уменьшение разрушений, вызванных огнем. Меры пожарной безопасности включают те, которые предназначены для предотвращения возгорания неконтролируемого пожара, и те, которые используются для ограничения развития и последствий пожара после его возникновения.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, разработанный государственными органами, в которые добавляются правила, разрабатываемые администрацией каждого образовательного учреждения .

С целью недопущения случаев возникновения пожаров необходимо проведение профилактических мероприятий по пожарной безопасности среди населения, в особенности в общеобразовательных учреждениях. Профилактическая работа по пожарной безопасности в образовательном учреждении является важным разделом обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся и сотрудников, залогом спасения.

Пожарная профилактика - комплекс инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, ограничение его распространения, а также создание условий для успешного тушения пожара. Пожарно-профилактические мероприятия направлены на обеспечение пожарной безопасности.

В основе обеспечения безопасности лежат, прежде всего, организационные мероприятия, которые затем реализуются технически по четко разработанному плану противопожарной защиты объекта.

Противопожарная безопасность в образовательном учреждении будет более эффективной, если:

- будет организация обучения учащихся, преподавателей и персонала способам защиты и проведение учений и тренировок в соответствии с требованиями безопасности;

- будет нормативно-правовая база, т.е. положения, приказы, инструкции, возлагающие на должностных лиц обязанности по обеспечению безопасности людей;

- будут проводиться систематические профилактические меры;

- материальное и техническое обеспечение будет соответствовать нормам;

- будут в наличии подготовленные специалисты (кадры);

- будет проводится анализ возможных опасностей и обоснование принципов и способов защиты;

- оценка критического времени экстренной эвакуации.

Противопожарная безопасность в образовательном учреждении включает в себя следующие мероприятия:

1. Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее.

2. Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания учебного заведения в автоматическом режиме.

3. Монтаж системы тревоги, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.

4. Разработанный план и схема эвакуации из здания.

5. Наличие эвакуационных маршрутов и выходов. Последние всегда должны находиться в работоспособном состоянии.

6. Эвакуационные таблички, размещенные на всех этажах и выходах.

7. Стенды, на которых располагается информация о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.

8. Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в учебном заведении. Занятия проводятся и с учащимися, и с преподавателями по отдельности. Для этого разрабатываются инструкции, в основу которых ложатся стандартные правила.

9. Проводить учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания учебного заведения.

Противопожарный режим и защиту образовательного учреждения и невозможно обеспечить без разработки и применения соответствующих локальных актов. Для этого разрабатываются и утверждаются следующие документы:

- правила и инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении;

- приказы о назначении ответственных лиц;

- приказ о противопожарном режиме образовательного учреждения;

- должностные инструкции на сотрудников, где будут указаны обязанности по обеспечению пожарной безопасности;

- планы мероприятий по пожарной безопасности;

Система предотвращения пожара реализуется строгим исполнением инструкций о мерах пожарной безопасности, выполнением режимных (ограничительных) мероприятий. Инструкции о мерах пожарной безопасности – это документы, которые устанавливают противопожарный режим в образовательном учреждении, регламентируют требования пожаробезопасного поведения во время выполнения работ, а также определяют порядок действий работников при возникновении пожароопасной ситуации.

Разработку инструкций о мерах пожарной безопасности, как правило, осуществляет лицо, ответственное за пожарную безопасность в образовательном учреждении.

План эвакуации является важнейшим документом, от которого могут зависеть жизни сотен учащихся в случае возникновения экстренной ситуации. При эвакуации учащихся все мероприятия должны быть проведены в строго ограниченные сроки. Для этого разрабатывается детальный план эвакуации при пожаре.

Практическая отработка планов эвакуации входит в комплекс обязательных мероприятий по пожаробезопасности и должна проводятся совместно с представителями Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики. Представители МЧС ДНР предварительно объясняют, как должна проводиться эвакуация, на какие основные моменты должно быть обращено внимание, в какой очередности эвакуируются учащиеся и сотрудники учебного заведения.

Отработка планов эвакуации на практике преследует цель обучения учащихся, преподавателей и обслуживающего персонала эффективному поведению в условиях возникновения пожара. Она подготавливает персонал к быстрому и безопасному выходу из горящего здания, учит правильно принимать решения в экстремальных ситуациях. На занятиях изучают планы эвакуации, обучаются тушению пожаров, взаимодействию с пожарными подразделениями.

Одной из главных целей тренировок также является практическое освоение первичных средств пожаротушения.

Первичные средства пожаротушения – это устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и (или) ликвидации загорания на начальной стадии (огнетушители, внутренний пожарный кран, вода, песок, кошма, асбестовое полотно, ведро, лопата и др.). Эти средства всегда должны быть наготове.

Требования к планировке образовательных организаций, ее конструкциям и архитектуре. Нужно обеспечить:

- размещение классов и помещений начальной школы на первых или вторых этажах, не выше;

- в образовательном учреждении должны быть эвакуационные выходы на улицу, причем доступ и проход через них должен быть всегда свободен;

- при расстановки учебной мебели обеспечивается свободный проход к выходам, объектам и инфраструктуре пожарной защиты;

- для всех помещений в здании устанавливают двери с открыванием наружу, чтобы избежать проблем с быстрой эвакуацией в чрезвычайных условиях .

Правильная организация работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях требует неукоснительного выполнения требований нормативных документов, а значит нужно вести журналы по пожарной безопасности, которые должны быть в образовательном учреждении. В этом случае ведение отчетной документации дает возможность качественно планировать мероприятия и контролировать результативность их выполнения. Инструктажи, проверки и принятие зачётов по знаниям правил пожарной безопасности у сотрудников находят свое документальное отображение и фиксацию в заполненных формах отчетной документации .

Пожарная безопасность образовательных учреждениях должна устранить риски пожаров, обеспечить своевременное выявление возгораний, быструю эвакуацию всех учащихся и сотрудников.

В перечень мер по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений входит разработка документации, приобретение средств пожаротушения, установка систем сигнализации и оповещения, проведение инструктажей, другие мероприятия.

1.В общеобразовательных, профессиональных образовательных, образовательных организациях высшего профессионального образования и организациях дополнительного профессионального образования организуется обучение правилам пожарной безопасности, а также действиям на случай пожара. Программы такого обучения разрабатываются республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере образования и науки, и согласовываются с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

2.В дошкольных образовательных организациях проводится воспитательная работа, направленная на предотвращение пожаров от детских шалостей с огнем и воспитание у детей бережного отношения к народному богатству, а также приобретение навыков личной безопасности в случае возникновения пожара.

3.Все работники при принятии на работу и ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросам пожарной безопасности.

4.Лица, которые принимаются на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, а также должностные лица, деятельность которых связана с обеспечением пожарной безопасности, до начала выполнения своих обязанностей проходят обучение по вопросам пожарной безопасности.

5.Порядок организации и проведения инструктажей и обучения по вопросам пожарной безопасности определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

6.Запрещается допуск к работе лиц, которые не прошли обучение, инструктаж по вопросам пожарной безопасности.

Обучение пожарно-техническому минимуму работников образовательного учреждения организуется в течение месяца после приёма на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года.

Обязанности по организации обучения персонала пожарно-техническому минимуму возлагаются на руководителя образовательного учреждения.

Нормативная база по пожарной безопасности:

Приказ об установлении противопожарного режима в организации; НАПБ А. 01.001-04 ППБУ п.3.3.;

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации; НАПБ А. 01.001-04 ППБУ п.2.2, 3.2.;

Приказ (приказы) о назначении ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, участков и тому подобное, технологического и инженерного оборудования НПАПБ А. 01.001-04 ППБУ п.3.2.;

Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.5.1.38.;

Приказ о порядке проведения пожароопасных (огневых) работ НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.81.;

Приказ (инструкция) о порядке осмотра пожаробезопасного состояния помещений перед закрытием в конце рабочего дня НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.3.3.;

План мероприятий по противопожарной безопасности образовательного учреждения (на год);

Акт выполненных работ по огнезащитной обработке деревянных и металлических конструкций НАПБ А.01.001-2004 ППБУ п.4.2.6;

Акт проверки состояния огнезащитной обработки деревянных и металлических конструкций НАПБ А.01.001-2004 ППБУ п.4.2.6;

Планы (схемы) эвакуации людей на случай пожара НАПБ А.01.001-04 ППБ пю3.5.;

Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей прохождения работниками специального обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности НАПБ Б.02.003-04. НАПБ А.01.001-04 ППБУ п.3.18;

Перечень документации по организации пожарной безопасности в образовательном учреждении:

План противопожарных мероприятий на год;

Инструкция по пожарной безопасности для работников;

Инструкция по пожарной безопасности для учащихся, воспитанников (школ-интернатов и детских дошкольных учреждений);

Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности работников;

Журнал регистрации инструктажей учащихся, воспитанников;

Журнал учета первичных средств пожаротушения;

Акт технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов (оформляется ежегодно);

Акт замеров сопротивления изоляции электросети (в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно);

Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре;

Инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара во время учебного процесса для вахтеров и сторожей;

Инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара в ночное время для вахтеров и сторожей;

Поэтажные планы эвакуации (с обязательным приложением Инструкции к плану эвакуации);

Порядок действий при пожаре.

Ответственность за пожарную безопасность возлагается на руководителя образовательного учреждения, он организует работу по соблюдению правил пожарной безопасности сотрудниками, учащимися и воспитанниками:

- назначает ответственного за пожарную безопасность;

- подписывает и утверждает инструкции и приказы по пожарной безопасности;

- несет ответственность за обучение сотрудников мерам пожарной безопасности, прохождение пожарно-технического минимума;

- определяет финансирование мероприятий по пожарной безопасности.

Цель составленных документов – защита учащихся, преподавателей, технического персонала, имущества и других материальных ценностей от пагубного воздействия пожаров.

Таким образом, в образовательных учреждениях ведется большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья учащихся и работников.

Организация работы по противопожарной безопасности, помогает довести до сознания людей главную мысль – как важно изучать основы личной безопасности жизнедеятельности, насколько серьезно надо относиться к проблеме пожарной безопасности.

Список используемых источников

1. Анисимов, В.В. Общие основы пожарной безопасности : учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М. : Просвещение, 2006. - 574 с.

3. Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений: Справочник. - В 2 кн. - Кн. 1. - М.: Образование в документах, 2005. - 136 с.

4. Собурь, С.В. Пожарная безопасность: Справочник / С.В. Собурь. - М. : ПожКнига, 2007. – 420 с.

В любых образовательных учреждениях с 2012 года действует особый противопожарный режим. Это означает, что персонал школ, а также учащиеся обязуются соблюдать требования соответствующего Постановления Правительства, в котором прописано, чем и в каких объемах оснащаются классные кабинеты, лаборатории для предупреждения пожаров.

Отдельные стандарты указывают типы огнетушителей для школы, их технические возможности, способы размещения. Что касается эксплуатации и специального обслуживания устройств, то здесь отталкиваются как от законодательных норм, так и от рекомендаций производителя.


Пожарная безопасность в школе

На заметку. Для ознакомления МЧС издает ведомственные правила, разъясняющие требования ППБ для школ ППБ-101-89. Также общие нормы пожарной безопасности в образовательных учреждениях прописываются (с выдержками из законов) в сборнике рекомендаций МЧС (Приложение 1), действующим по состоянию на 2019–2020 гг.

Правила

ППБ для школ, базирующиеся на постановлении о противопожарном режиме – весьма объемный документ. В нем учтена каждая деталь: количество огнетушителей в здании, требования к автоматическим системам пожарной защиты, способы хранения легковоспламеняющихся материалов, порядок уборки помещений, содержание электрощитков и т. д. Об этих и других правилах информация приводится ниже.


Требования к зданиям и помещениям

Строительные нормы, как правило, учитываются при проектировании здания, коммуникаций. Однако, монтаж систем пожаротушения также считается формой реконструкции, поэтому школы проверяются на соответствие СНиП и ГОСТ.

По классу пожароопасности школы относятся к категории Ф4.1. Это значит, что на этаже должно находиться как минимум 2 пожарных выхода (эвакуационных), а число эвакуационных выходов на первом этаже должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания. Предел огнестойкости несущих конструкций рассчитывается поэтажно и не может быть ниже значения R45.

Здания школ оснащаются пожарными лестницами выдвижного типа. Отделка и облицовка стен кабинетов, путей эвакуации регламентируются, помимо вышеперечисленных актов, Техрегламентом РФ.

Система пожаротушения

Пожарная автоматика в обязательном порядке снабжается сигнализацией с подключением к диспетчерской МЧС (ЦУС).

Нормы для установок пожаротушения:

В общеобразовательных учреждениях используются установки водяного типа (спринклерные, дренчерные). При этом пожарный водопровод устанавливается только в школах-интернатах. Остальные учреждения обходятся наружными гидрантами, резервуарами, трубопроводами, которые обслуживаются администрацией города.

Допускается применение огнетушителей порошкового и газового типа в кабинетах информатики, технологии, химии, физики, а также технических помещениях и архивах (стационарные и автономные устройства).

Огнетушители в школе

Согласно противопожарному режиму, на каждом этаже школы устанавливается минимум 2 огнетушителя. Масса их заряда подбирается с учетом общей площади, пожарооопасности материалов (пластик, дерево, бетон). Однако, если на этаже находится помещение со взрывоопасной техникой или веществами, количество огнегасящих устройств увеличивается на столько единиц, чтобы заряда хватило на тушение одновременно всех возможных очагов.

Поэтому вопрос, сколько в школах должно быть огнетушителей, неуместен. Ведь пожароопасность объекта рассчитывается индивидуально.

В 2020 году уже действует ГОСТ о пожарных капсулах (0,5 кг), которые тушат пламя при их вбрасывании в огонь. Несмотря на низкую эффективность, одного такого огнетушителя хватит, чтобы вырваться из огненной ловушки или выиграть время при эвакуации. Поэтому качество оснащения школ средствами пожаротушения зависит только от руководства.

Общие требования к ним

Современные модели средств пожаротушения разнообразны по наполнению и возможностям. От того, какая установлена норма огнетушителей в школах, зависит порядок эксплуатации оборудования. Чем сложнее (опаснее) агрегат, тем чаще проводится техобслуживание и периодические проверки на работоспособность.

Все устройства соответствуют требованиям безопасности при правильной эксплуатации. Баллоны не срабатывают без срыва чеки и предохранителя, имеют прочную стальную конструкцию, о чем свидетельствует документация на испытания.

Виды и типы

Далее рассмотрим, какие огнетушители должны быть в школе. Виды – переносные (до 20 кг) и передвижные (до 450 кг), самосрабатывающие или ручные – определяются площадью помещений, их пожарным риском. Типы устройств – порошковые, газовые, пенные – классом пожара.

Важно. Школьные лаборатории и кабинеты (химии, информатики, технологии и т. д.) оснащаются как минимум одним огнетушителем объемом 3–5 л в зависимости от того, что в кабинете может загореться. Порошковые и углекислотные модели используются в СИЗ и очках, пенные и водные нетоксичны, но предназначены для тушения ограниченного списка веществ.

Места расположения и высота

Пожарные шкафы (стенды) размещаются в доступном и видном издалека месте. Как правило, в коридорах огнетушители располагаются вдали от арок, дверей и со стороны окон (опорная ниша). В кабинетах устройства размещаются у кафедры (доски).

Есть правило, на какой высоте вешать огнетушитель от пола в школе. Передвижные (от 15 кг) крепятся к полу или стене. Главное требование – чтобы высота установки не превышала 1 м. Переносные вешаются на высоте до 1,5 метра. Схема и расположение огнетушителей в школах отображаются в плане эвакуации.


Расчет количества

Чтобы произвести расчет того, сколько потребуется огнетушителей на всю школу, требуется знать технические параметры агрегатов (площадь тушения, масса заряда):

  1. Определяют класс пожароопасности помещений (с реактивами, электрооборудованием, ЛВЖ, техническими установками) – ст. 27 документа (в основном классы АБ).
  2. Рассчитывают площадь помещений, которые оснащаются огнетушителями в обязательном порядке, а также общую (по проекту БТИ). Это требуется для того, чтобы определить, сколько огнетушителей будет висеть в здании.
  3. Переходят к правилам противопожарного режима (Приложение 1, 2 Постановления Правительства №390), путем сопоставления данных определяют нужное количество. Для оборудования пожарных щитков используют отдельную таблицу.

Внимание! При расчете учитывают расположение огнетушителей (минимум 2 на этаж и по 1 во взрывоопасные кабинеты). Количество образцов может быть сокращено не более чем на половину – в школах действуют автоматические системы пожаротушения. Примеры подсчетов приводятся по ссылке (п. 2.4).

ТО устройств и проверка

Плановые проверки проводятся ежемесячно, поквартально, ежегодно ответственными за пожарную безопасность лицами. Специалистами проверяется давление в баллонах, вес заряда (утечки), целостность пломб.

ТО осуществляется на лицензированных станциях обслуживания (освидетельствование емкостей, перезарядка).


Периодичность

Каждый вид огнетушителей имеет разные сроки обязательного ТО (один раз в год, два, пять). На периодичность техосмотра также влияют условия эксплуатации – температура, агрессивная среда, влажность, осадки.

Срок годности и перезарядка

Период эксплуатации огнетушителей ограничивается сроком службы оборудования (5–15 лет) и заряженного ОТВ (1–5 лет). Перезарядка осуществляется в случае использования ОТВ, после окончания срока его годности, а также при повреждении баллона или механизма ЗПУ.

Законодательная база

Основные типы огнетушителей регламентируются нормативными актами:

Качество огнетушителей оценивается по ГОСТ СПКП.

Ответственный за ПБ

Помимо директора, за пожарную безопасность в школах отвечает ведущий специалист по ПБ. Он занимается ведением документации по огнегасящему оборудованию, заполняет акт проверки огнетушителей в школах, проводит инструктажи и учебные эвакуации.

Кстати. Сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям и нормам, изложенным в законе о пожарной безопасности №69-ФЗ, приказе МЧС №645, приказе Минтруда №814н.

Штрафы и наказание

За несоблюдение обязанностей по ППБ (ст. 37 №69-ФЗ) директора школ, собственники зданий, главы муниципалитетов несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Профилактика пожаров в школе

Процесс должным образом контролируется не только персоналом учреждения, но и ГПН МЧС.

Что понимается под профилактикой:

  1. Использование огнетушителей согласно инструкции.
  2. Контроль комплектности средств пожаротушения, их соответствия нормам.
  3. Своевременное ТО (закачка газа, порошка, раствора).
  4. Обучение персонала и школьников основам ПБ (эвакуация, эксплуатация огнетушителей).

Выводы

Оснащение образовательных организаций огнетушителями – трудоемкий процесс, основанный на анализе целого свода законов. Чтобы определить нужное количество устройств, необходимо взять за основу общую площадь учебного заведения. Ведь без этого беспорядочное размещение огнетушителей не будет соответствовать нормам пожарной безопасности.

Цель работы: изучить основные требования пожарной про­филактики в школе, научить пользоваться первичными средст­вами пожаротушения, определять нормы их запаса для школ и других объектов.

Общие сведения

Пожарная безопасность — это состояние объекта, при кото­ром исключается возможность пожара, а в случае его возник­новения предотвращается воздействие на людей опасных фак­торов пожара и обеспечивается защита.

1.1. Пожарная профилактика в школе.

В основе пожарной профилактики — исключение условий, необходимых для горения, и использование принципов обеспе­чения безопасности.

Противопожарное состояние учебно-воспитательных учреж­дений должно отвечать требованиям основных условий пожар­ной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденных Министерством просвещения СССР 3 января 1969 г. Ответственность за противопожарное состояние школы возложена персонально на ее директора. Однако каждый работ­ник школы обязан заботиться о соблюдении норм пожарной безопасности.

В школах организуются добровольные пожарные дружины из преподавателей и обслуживающего персонала, кроме этого, из числа учащихся — юношеские добровольные пожарные дружины (ЮДПД). Членов ЮДПД — школьников — к непо­средственной ликвидации огня привлекать нельзя, их ис­пользуют для организации порядка и в профилактической работе. С членами добровольных пожарных дружин не реже одного раза в квартал проводятся занятия по вопросам преду­преждения и тушения пожаров. Один раз в четверть с учащи­мися старших классов должны проводиться во внеурочное время специальные занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов — беседы по изучению пожарной безопасности в школе и дома.

В каждом классе, кабинете, лаборатории, мастерских и на других объектах на видном месте должны быть вывешены противопожарная инструкция и табличка с фамилией ответст­венного за пожарную безопасность. Все обучающиеся обязаны знать и неуклонно выполнять требования инструкций. Ответст­венность за противопожарное состояние кабинетов, лабора­торий, мастерских и других объектов возлагается приказом директора школы на учителей, лаборантов, заведующего учеб­ной частью и т.д.

Первичной обязанностью каждого работника школьного и детского учреждения при пожарах является спасение жизни детей.

В целях противопожарной профилактики в школах необхо­димо [9] иметь:

— запасы воды для тушения пожара;

— количество эвакуационных выходов из помещений любо го этажа — не менее 2;

— свободные от посторонних предметов эвакуационные выходы, проходы, коридоры, тамбуры;

— открывающиеся наружу двери эвакуационных выходов.

В период нахождения детей в зданиях двери выходов допус­кается запирать только изнутри с помощью легко открываемых запоров (задвижек, крючков);

— от двери каждого эвакуационного выхода должно иметься по два ключа (один у дежурной, второй — в определенном месте, известном всему обслуживающему персоналу);

— не разрешается устанавливать металлические решетки на окнах в классах, в учебных мастерских и кабинетах;

— в многоэтажных школьных зданиях на первых этажах следует располагать детей младшего школьного возраста;

— на территории школы запрещено разводить костры;

— запрещено оклеивать классы обоями, окрашивать стены и потолки масляными и нитрокрасками;

— в помещениях, где проводятся массовые мероприятия, запрещается: курить, загромождать и закрывать двери эвакуа­ционных выходов, закрывать окна ставнями, решетками, впус­кать в помещение людей, превышающих расчетное (вместимость зрительных и актовых залов рассчитывается, исходя из площади на одного зрителя не менее 0,7 м 2 );

— весь пожарный инвентарь (огнетушители, ящики с пес­ком, бочки с водой, лопаты, ломы, багры, топоры, лестница, кошма, внутренние пожарные краны) должен содержаться в исправном состоянии.

Преподаватели и обслуживающий персонал должны знать расположение пожарного инвентаря и уметь им пользоваться.

1.2. Действия преподавателя и лаборанта при возникновении пожара.

При возникновении пожара необходимо:

1) Немедленно вызвать пожарную помощь по телефону 01.

2) Подать сигнал пожарной тревоги — продолжительный прерывистый звонок.

3) Принять меры для эвакуации из помещения, где возник пожар, в первую очередь детей младшего возраста.

4) Проверить эвакуированных по количеству и по списку.

6), Одновременно приступить к тушению пожара своими силами и имеющимися средствами пожаротушения.

7) Для встречи вызванной пожарной части выделить из персонала школы ответственного, который должен четко ин­формировать начальника прибывшей пожарной части о том, в каких помещениях еще остались неэвакуированные.

На случай возникновения пожара и спасения людей в каждой школе должен быть разработан план эвакуации и распределены обязанности персонала.

1.3. Средства и способы тушения пожара.

Пожаром называется неконтролируемое горение, нанося­щее материальный ущерб и создающее угрозу жизни и здоро­вью людей. Горение, потушенное в самой начальной стадии без нанесения ущерба, называют возгоранием.

Горение представляет собой сложный химический процесс, сопровождающийся выделением большого количества тепла и свечением, в основе которого лежит реакция окисления горя­чих веществ, т.е. соединения их с кислородом воздуха или другими окислителями (фтор, бром, хлор, и др.). Для возник­новения и развития процесса горения необходимы горючее, окислитель и источник загорания. Горение прекращается, если нарушить какое-либо из этих условий. Обычно в воздухе содержится 20,95% кислорода. Для поддерживания реакций горения достаточно 16%, а при более низкой концентрации происходит тление горючих веществ, которое прекращается при содержании кислорода в воздухе менее 8%. Один из основных способов подавления горения — снижение концен­трации кислорода в воздухе путем введения в зону горения инертных газов, паров и аэрозолей негорючих веществ.

Прекратить горение можно также охлаждением зоны горе­ния ниже температур самовоспламенения, воспламенения; изоляцией очага горения от воздуха; ингибированием горе­ния, т. е. интенсивным торможением скорости химических реакций в пламени. В соответствии с этим все огнетушащие вещества делятся на:

— разбавляющие (инертные газы, водяной пар, диоксид углерода и др.);

— охлаждающие (вода, водяные растворы солей, твердый диоксид углерода, пена и др.);

— изолирующие (пена химическая и воздушно-механичес­кая или смесь их, вода с загустителями, порошковые состав, негорючие сыпучие вещества, листовые материалы и др.);

— химические, тормозящие реакцию горения (хладоны — галоидированные углеводороды, некоторые марки порошковых составов и др.).

Большинство огнетушащих веществ обладают комбиниро­ванным воздействием на горение. В табл.1 приведены рекомен­дации по выбору эффективных огнетушащих веществ в зависи­мости от характеристики горючей среды и класса пожара.

Рекомендуемые огнетушащие средства в зависимости от класса пожара (по классификациям МСИСО 3941—77)*

Класс пожара Характеристика горючей среды или объекта Огнетушащее средство
А Обычные твердые сгораемые вещества и материалы (дре­весина, бумага, текстиль, уголь, резина и др. Все виды огнетушащих средств и прежде всего вода
В Легко воспламеняющиеся и горючие жидкости и плавя- Вода распыленная, пены всех видов:
Класс пожара Характеристика горючей среды или обьекта Огнетушащее средство
щиеся при нагревании твер­дые вещества и материалы (бензин, спирт, мазут, лаки, краски, стеарин, каучук, синтетические материалы) газовые составы — хладоны, порошки
С Горючие газы (водород, аце­тилен углеводороды) Газовые составы — хладоны; инертные раз­бавители (СО2, Н2); порошки, вода для охлаждения
Д Металлы и их сплавы (каль­ций, калий, натрий, магний, титан, алюминий, цинк, гид­раты, карбиты и др.) Порошки
Е Электроустановки и оборудо­вание, находящееся под на­пряжением Газовые составы — хладоны, инертные раз­бавители, порошки

* МСИСО — международная система индивидуальных средств огнетушения

Самое распространенное средство тушения пожаров — вода. Она обладает большой теплоемкостью и отнимает тепло у горящего вещества. При испарении воды ее объем значительно увеличивается (в 1700 раз), образующийся пар вытесняет кислород воздуха из зоны горения. Компактная струя воды сбивает пламя и тормозит горение. Смоченные водой поверхнос­ти горючих веществ ограничивают доступ кислорода в очаг горения. Однако вода имеет невысокое смачивающее свойство, поэтому в нее добавляют мыло, синтетические растворы и др.; она замерзает при 0°С; электропроводка, поэтому ее нельзя использовать для тушения пожаров электроустановок, находя­щихся под напряжением. При попадании воды на карбит кальция образуется пожаро- и взрывоопасный газ — ацетилен, а при попадании ее на негашеную известь выделяется значи­тельное количество тепла, под действием которого могут вос­пламеняться находящиеся вблизи горючие материалы. Мало­эффективно тушение нераспыленной струей воды горючих жидкостей легче воды (бензин, керосин и т.п.), так как они всплывают на ее поверхности и увеличивают тем самым размер пожара. Из-за плохой смачиваемости ее нецелесообразно ис­пользовать для тушения хлопка и шерсти в тюках.

Для тушения электроустановок, находящихся под напряже­нием, используют углекислоту. Углекислый газ создает вокруг очага горения зону с пониженным содержанием кислорода. Углекислотой нельзя тушить этиловый спирт, в котором она растворяется; натрий; калий; бериллий; титан; горящие в атмосфере СО2; а также химические соединения, способные гореть без доступа воздуха (хлопок, целлулоид, кинопленка, термит).

Для ликвидации небольших очагов пожара при горении веществ, не поддающихся тушению другими средствами, при­меняют твердые инертные вещества в виде порошков (двуугле­кислая и углекислая сода, поташ, квасцы, твердая двуокись углерода, песок, земля и др.). Порошок своей массой или образующейся при плавлении пленкой изолирует зону горения от горючего вещества. Это единственное средство для тушения горения щелочных металлов, урана, тория, ураноорганических соединений. Порошок обычно хранят в ящиках или ведрах. Лопатой или совком порошок слоем в несколько сантиметров наносят на горящее вещество.

Для своевременной ликвидации загораний силами обслужи­вающего персонала все учебные помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответ­ствии с установленными нормами (см.разд.II).

К первичным средствам пожаротушения относятся огнету­шители, гидропомпы (небольшие поршневые насосы), внутрен­ние пожарные краны, ведра, бочки с водой, лопаты, ящики с песком вместимостью 0,5; 1 и 3 м 3 ; асбестовые палатки, войлоч­ные маты, кошмы (размер 1x1 м, 2x1,5 м, 2x2 м), ломы, пилы, топоры. Противопожарный инвентарь группируют на специальных щитках. Щиты располагают в видных и доступных местах вблизи объектов наиболее вероятного их применения. На каждом щите должно быть не менее 2 топоров, ломов, лопат, огнетушителей, железных багров, ведер, возле щита должен находиться ящик с песком емкостью не менее 0,5м 3 . Инвентарь окрашивают в красный цвет, надписи и щит делают белыми.

Кошмы (грубое шерстяное или асбестовое полотнище) под­вешивают в свернутом виде на стене в металлическом футляре в заметном и доступном месте, раз в месяц сушат и очищают от пыли. Их применяют для тушения загораний с малой площа­дью горения.

Рукава внутренних пожарных кранов должны быть сухими, скатанными, один конец рукава должен примыкать к стволу. Они располагаются в опломбированных шкафах на высоте 1,35 м от уровня пола. Каждые 6 месяцев необходимо осуществлять проверку кранов на работоспособность.

К размещению огнетушителей в помещении предъявляются следующие требования: высота подвески — не более 1,5м (или на полу) до нижнего торца огнетушителя; расстояние от крана двери при ее открывании — не менее 1,2; инструктивная подпись на его корпусе должна быть видна. Газовые огнетуши­тели необходимо предохранять от нагревания. Пенные в зимнее время необходимо переносить в отапливаемые помещения. Школы-интернаты с круглосуточным пребыванием учащихся

должны быть обеспечены пожарной мотопомпой, которую обслуживает специальное выделенное лицо.

Огнетушители служат для ликвидации небольших очага возгораний или пожаров в их начальной стадии. По способ! транспортирования огнетушители подразделяют на переносные или ручные, передвижные и стационарные. По вид огнетушащего средства на:

— химические пенные (водные растворы щелочи и кисло ты);

— воздушно-пенные (водные растворы пенообразователя рабочий газ — азот, углекислый газ или воздух);

— углекислотные (сжиженный углекислый газ);

— аэрозольные (парообразующие средства на основе галоидированных углеводородов);

— порошковые (сухие порошки различной рецептуры).

По способу выброса огнетушащего средства: выброс огнетушащего средства происходит под давлением рабочего газа, образующегося в результате химической реакции компонентов заряда; под давлением самого огнегасительного заряда или рабочего газа, находящегося над огнетушащим средством; под давлением рабочего газа, содержащегося в отдельном баллон­чике; при свободном истечении огнетушащего вещества; под давлением энергии направленного взрыва.

По количеству используемого огнетушащего вещества: объе­мы корпусов до 5 л, 10 л и более 10 л. Технические характеристики огнетушителей приведены в прил. 2. В табл. 2 приве­дены области эффективного применения различных огнетуши­телей.

Огнетушители автоматические УАП-А5, УАП-А8, УАГ1-А16, заполненные хладоном 114В2 или порошками ПФ, ПСБ-3, используют для защиты помещений.

Существует еще много других видов огнетушителей. Напри­мер, огнетушитель аэрозольный хладоновый (ОАХ-0,5), хладоновый (OX-3, OX-7), жидкостный (ОЖ-5, ОЖ-10)

Стационарные огнетушители устанавливаются вблизи по­жароопасных объектов и представляют собой обычно цилин­дрические сосуды большой емкости, снабженные катушкой с пожарным рукавом, который в случае пожара протягивается непосредственно к очагу пожара. Передвижные огнетушители имеют один или два баллона, располагающихся на тележке.

Рекомендуемые огнетушащие средства в зависимости от класса пожара (по классификациям МСИСО 3941—77)*

Читайте также: