Первая школа практической социологии появилась в конце xix века в

Обновлено: 06.07.2024

История социологии — наука о социологии как дисциплине и отрасли гуманитарного знания, процессе её становления и развития.

Содержание

Донаучный этап

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон)

Средние века

Человек выступает как гражданин мира, речь идет о человечестве в целом. Мир — это большое государство. Человечество в нём едино. Доминировала идея регресса: человек изначально грешен.

Эпоха Возрождения

Начали появляться утопические идеи: Томас Мор (1478—1538), Томмазо Кампанелла (1568—1639), Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Макиавелли знаменует переход от социального утопизма к политическому реализму. Создал теорию разделения государства и гражданского общества.

Новое время

Джон Локк (1632—1704). Естественное состояние по Локку — это равенство, где господствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естественность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.

Тюрго (1727—1781) создал идею социального прогресса, далее она разрабатывалась Кондорсе (1743—1794). Прогресс — основной закон жизни человечества. Всё ведёт к прогрессу. Разные народы по-разному развиваются, так как в них разное количество талантливых людей. Просвещение ведёт к прогрессу. Скорость прогресса зависит от обстоятельств.

Первые попытки описания общества

Впервые в научный оборот термин социология ввёл Огюст Конт (1798—1857), став (в 1842 году) основоположником позитивной философии. Огюст Конт создавал свои труды будучи личным секретарём знаменитого философа-утописта Клода Сен-Симона (1760—1825), учение которого оказало сильное влияние на формирование научных взглядов раннего Огюста Конта.

Под социологией Конт понимал всю совокупность знаний об обществе. По его мнению, социология должна взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику. Социология по Конту исследует законы исторического развития, так как сущность общественных явлений в их историчности. Огюст Конт считается основоположником социологии, так как он первым поднял вопрос о необходимости создания обобщающей науки об обществе, однако реальный фундамент этой науки был заложен ранее другими исследователями.

Натурализм в социологии XIX века

Среди первых социологов также следует назвать Герберта Спенсера (1820—1903). Его можно считать основоположником социалорганицизма и эволюционизма. Слабость идей органицизма в том, что аналогии подменяли конкретный анализ (органицисты пытались устанавливать закономерности в обществе по аналогии с закономерностями в живых организмах). Спенсер сформулировал независимо от Дарвина свою теорию эволюции. Социальная эволюция по Спенсеру — это часть всеобщей эволюции. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор). Он выделял две стороны процесса эволюции — интеграция и дифференциация: от неустойчивости к устойчивости; и три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая. Социальная эволюция — это часть надорганической, которая отличается уровнем сложности, темпами изменения и важностью следствий.

Идеи эволюционизма развивались во многих странах независимо, одной из ветвей эволюционизма был социальный дарвинизм:

Психологизм в социологии на рубеже XIX—XX веков

На рубеже веков психологизм в социологии выступает общей тенденцией. Это связано с тем, что психологи стали учитывать социальные факторы, а не только психологические, а социологов не удовлетворяли биологические аналогии в социологии.

Психологический эволюционизм разрабатывал Франклин Гиддингс (1855—1931) — основатель первой в США кафедры социологии. Позже он встал на позиции позитивизма и бихевиоризма.

Основополагающие социологические теории

Социология Карла Маркса

Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввёл в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.

Концепция Фердинанда Тённиса

Формальная социология Георга Зиммеля

Эмиль Дюркгейм — социологизм

Вильфредо Парето — теория элит

Особенность институционализации социологии в США в том, что социология сразу получила доступ на университетские кафедры. Особенность американской социологии — ориентация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода — отсутствие теоретической и методологической базы. Две главные характеристики — эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете в 1892 г.

Чикагская школа

Флориан Знанецкий (1882—1958). Считал, что социология — наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — приспособление и оппозиция.

Уильям Огборн (1886—1959). Оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию. Использовал теории неврозов Фрейда и индустриальных психозов К. Паркера. С него началась концепция технологического детерминизма. В социологии стали разрабатываться вопросы адаптации, урбанизации, порядка и контроля.

Особенности Чикагской школы социологии: 1) методика- анализ личности 2) государственный заказ 3) конкретика и прагматизм

Колумбийская школа

Пауль Лазарсфельд (1901—1976). Разрабатывал качественные и количественные методы в социологии. Социологи изучают человека вообще, а методолог — социолога в работе. Лазарсфельд полагал, что такая методология может возникнуть только при развитии социологии. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику.

Якоб Леви Морено (1892—1974). Основоположник нового направления на стыке социологии, психологии и философии — социометрия (исследование малых групп). Социометрию можно назвать антипозитивизмом. Это особая школа социальной науки и практики, новый, особый подход к изучению социальных явлений. Свою процедуру Морено противопоставляет психоанализу. Социальная реальность по Морено — это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы.

Современная социология

Структурно-функционалистская парадигма

Альфред Рэдклифф-Браун (1881—1955) первым применил системный подход к изучению обществ. Общество по нему — это суперорганизм, который имеет необходимые условия существования, из-за которых и возникают социальные институты. Функция социальных явлений — создавать и поддерживать солидарность. Бронислав Малиновский (1884—1942) уточняет понятия функции и применяет функциональный подход к изучению культуры. То есть каждый элемент культуры первобытного общества выполняет важную функцию.

Толкотт Парсонс (1902—1979). Классик мировой социологии, основоположник системно-функциональной парадигмы. Разработал метатеорию — теорию действия, на её основе — теорию систем. Предложил структуру элементарного акта действия:

Основные черты функционализма для самого общества таковы:

  1. Общество рассматривается как система.
  2. Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей.
  3. Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ).

Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе:

  1. Адаптация — система адаптируется к условиям.
  2. Достижение цели — достижение конкретных целей и мобилизация средств для получение результатов.
  3. Интеграция — связь между элементами.
  4. Воспроизводство образца (латентность) — запас внутренней прочности (для социальных систем) и возможность выдерживать напряжение между элементами.

Бихевиоризм

Концепцию разработал Б.Скиннер (1904—1990). Скиннер полагал, что элементарные принципы поведения животных характерны и для человеческого поведения. Поведение индивида обуславливается и контролируется окружающей средой (язык, обычаи).

Дж. Хоманс (1910—1989) на этой основе разработал теорию обмена. Основная проблема социологии по Хомансу: решить, как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплачивается для образования и поддержания устойчивых социальных структур. Хоманс концептуализировал человеческое поведение как обмен вознаграждениями и наказаниями. Оперантное поведение — подкрепление.

Символический интеракционизм

Феноменологическая социология.

Альфред Щюц (1899—1959). Феноменология — наука о феноменах, которые существуют в сознании непосредственно и не связаны с умозаключениями. Основные понятия в феноменологической социологии Щюца: жизненный мир и естественная установка. Первое — это все, на что направлено сознание. Второе — дорефлексивная точка зрения. Предметом феноменологии является процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Взаимопонимание людей происходит благодаря процессами типизации и идеализации.

Общество по Бергеру-Лукману включает два основных момента: существует как субъективная, так и объективная реальность. Общество — непрерывный диалектический процесс. Во взаимоотношениях вырабатываются общие значения, а взаимодействия типизированы. Общество как объективная реальность строится на экстернализации и объективации (включающую институционализацию). Для передачи знания его нужно объективировать. Для поколения которое его создаёт впервые оно субъективно, для следующего уже объективно. Важно понятие роли, так как оно показывает институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации — интернализация. Человек — социальный продукт, общество и объективная реальность, и человеческий продукт.

Неомарксизм Франкфуртской школы

Франкфуртская школа была основана в 1930. В 1933 переехала в США. Основные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм. Методологические принципы:

  1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле).
  2. Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.
  3. Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.

Направленность трудов ученых Франкфуртской школы — в основном на критику капиталистического общества.

Теория интегрального синтеза.

Разрабатываются с 70-х годов XX века.

Конструктивный структурализм Пьера Бурдье

S: Первая школа практической социологии появилась в конце XIX века в:

S: Социология как наука оформилась в:

-: в начале XX века

-: в период античности

-: в конце XVIII века

+: в середине XIX века

S: Закон интеллектуальной эволюции человечества, согласно которой человечество проходит три стадии развития разума – теологическую, метафизическую и позитивную - сформулировал:

S: Античный философ, которого можно назвать одним из предшественников социологии:

S: Аристотель считал опорой стабильности и порядка:

S: Первая школа практической социологии появилась в Чикаго:

S: Христианская религия видит развитие человеческого общества как:

-: развитие по спирали

S: В период классической античности развитие человеческого общества виделось как:

-: развитие по спирали

S: В XIX веке в европейской философской и социальной мысли преобладал взгляд на развитие человеческого общества как на:

-: развитие по спирали

S: Философ XIX века, утвердивший в социологии постулат о единстве развития законов природы и общества и применивший принцип эволюционизма в изучении общества:

S: Э.Дюркгейм проанализировал следующие виды солидарности:

+: механическую и органическую

-: органическую и природную

-: естественную и искусственную

-: искусственную и родственную

S: Позитивизм опирается на два принципа:

+: законы развития природы и общества едины, и их возможно изучать сходными методами

-: законы общества отличаются от законов развития природы

+: основным орудием познания окружающего мира для человека является разум

-: познание человеком мира основывается на интуиции и вере

S: Две из предпосылок, создавших острую потребность в институционализации общественных наук в (в том числе и социологии) XIX веке:

+: бурное развитие капитализма привело к ускорению процессов развития общества и сопутствующему социальному кризису

-: крушение колониальных империй

-: две мировые войны вызвали желание избежать повторения подобных катастроф, поэтому возникли науки, изучающие общество

+: религия и философия были более не способны удовлетворять потребность общества в самопознании, в обществе уменьшалась вера в бога и укреплялась вера в разум.

S: Основоположник теории конфликта в социологии:

S: Возрождение советской (российской) социологии произошло:

-: в 1930-е гг. ХХ в.

+: в 1960-е гг. ХХ в.

-: в 1980-е гг. ХХ в.

-: только в постсоветский период

Q: Философские и социальные концепции, лежащие в основе взглядов ученых на общество возникали в следующем хронологическом порядке:

S: Первая школа практической социологии появилась в Чикаго:+: конце XIX в.

S: Христианская религия видит развитие человеческого общества как:+: линейное регрессивное

S: В период классической античности развитие человеческого общества виделось как: +: линейное регрессивное

S: В XIX веке в европейской философской и социальной мысли преобладал взгляд на развитие человеческого общества как на:

S: Философ XIX века, утвердивший в социологии постулат о единстве развития законов природы и общества и применивший принцип эволюционизма в изучении общества:+: Герберт Спенсер

S: Э.Дюркгейм проанализировал следующие виды солидарности: +: механическую и органическую

S: Позитивизм опирается на два принципа:+: законы развития природы и общества едины, и их возможно изучать сходными методами+: основным орудием познания окружающего мира для человека является разум

S: Две из предпосылок, создавших острую потребность в институционализации общественных наук в (в том числе и социологии) XIX веке:

+: бурное развитие капитализма привело к ускорению процессов развития общества и сопутствующему социальному кризису

+: религия и философия были более не способны удовлетворять потребность общества в самопознании, в обществе уменьшалась вера в бога и укреплялась вера в разум.

S: Основоположник теории конфликта в социологии: +: Карл Маркс

S: Возрождение советской (российской) социологии произошло:+: в 1960-е гг. ХХ в.

Q: Философские и социальные концепции, лежащие в основе взглядов ученых на общество возникали в следующем хронологическом порядке:1 : позитивизм 2 : марксизм 3 : цивилизационная теория 4 : постмодернизм

I:*
S: Объектом социологии является:
-: внешняя политика Российской Федерации
+: отдельная социальная группа (семья, рабочий коллектив ит.д)
-: общественное мнение
-: психологическое состояние личности

I:*
S: Особенность методологического подхода социологии к предмету исследования:
-: гелиоцентризм
-: антропоцентризм
+: социоцентризм
-: позитивизм

I:*
S: Предметом социологии является:
-: российское общество
-: мировое сообщество
-: отдельная социальная группа (семья, рабочий коллектив и т.д.)
+: изменение образажизни людей

I:*
S: Предметом социологии является:
+: взаимодействие различных социальных групп
-: международная политика
-: общество
-: экономика

I:*
S: Объектом социологии является:
-: общественное мнение
-: социальные взаимоотношения между разными слоями общества
-: экономическая политика
+: городское население

I:*
S: Сопоставьте науку и ее основной предмет исследования
L1:социология
L2: психология
L3: социальная психология
R1: взаимодействие социальных групп
R2: взаимодействие индивидов
R3: взаимодействие группы и индивида

V2: Особенности научного знания

I:*
S: Признаки научного знания (три варианта ответа):
-: нормативностью
+: передаваемостью
-: частным характером
+: объяснительным характером
-: вневременностью
+: эмпирической проверяемость

I:
S:Признак, не присущий научному знанию:
-: передаваемость
+: нормативность
-: эмпирическая проверяемость
-: временность

I:
S: В междисциплинарную матрицу социологии входят две науки, из перечисленных ниже:
+: политология
-: математика
+: психология
-: статистика

I:
S: Социология молодежи в структуре социологического знания относится к:
-: общим социологическим теориям
+: теориямсреднего уровня
-: эмпирической социологии
-: социологии образования

I:*
S: Совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации относятся к:
+: эмпирической социологии
-: микросоциологии
-: макросоциологии
-: общей социологической теории

I:
S: Общие для научного и религиозного знания черты (два варианта ответа):
-: эмпирическая проверяемость
+:общность
+: объяснительный характер
-: временность

I:*
S: Знание, основанное на наблюдении и опыте называется:
-: нормативным
+: эмпирическим
-: практическим
-: объяснительным

V2: Становление социологии как науки

I:*
S: Первая школа практической социологии появилась в конце XIX века в:
-: Лондоне
-: Нью-Йорке
-: Берлине
+: Чикаго

I:*
S: Социология как наука оформилась в:
-: вначале XX века
-: в период античности
-: в конце XVIII века
+: в середине XIX века

I:
S: Закон интеллектуальной эволюции человечества, согласно которой человечество проходит три стадии развития разума – теологическую, метафизическую и позитивную - сформулировал:
-: Макс Вебер
+: Огюст Конт
-: Талкот Парсонс
-: КарлМаркс

I:
S: Античный философ, которого можно назвать одним из предшественников социологии:
+: Аристотель
-: Сенека
-: Демокрит
-: Левкип

I:
S: Аристотель считал опорой стабильности и порядка:
-: земледельцев
-: богатых людей
-: рабов
+: средний класс

I:*
S: Первая школа практической социологии появилась в Чикаго:
-: начале XIX в.
+: конце XIX в.
-: середине XIX в.
-: начале XX в.

I:*
S: Христианская религия видит развитие человеческого общества как:
-: линейное прогрессивное
+: линейное регрессивное
-: циклическое
-: развитие по спирали

Theocracy & Sinergy

На рубеже XIX-XX вв. завершился классический теоретический период развития европейской социологии и начался новый этап, который означал становление прикладной социологии, изучение социальных фактов в конкретных ситуациях, т.е. на эмпирическом уровне. Наиболее значимые фигуры в социологии этого периода — Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Знанецкий, В. Парето, П. Сорокин.
Идет бурный процесс институционализации социологии как науки. В 1882 г. в Чикагском университете учреждена кафедра социологии, в 1895 г. образовано Американское социологическое общество, в 1903 г. — Английское социологическое общество; в 1909 г. — Немецкое. В России социологию как предмет начали преподавать в 1901 г. Первая кафедра социологии открыта в 1908 г. в Частном психоневрологическом институте; в 1916 г. создано Русское социологическое общество им. М. Ковалевского.

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Христофор Трапезников

Читайте также: