Первая помощь в школе актуальность

Обновлено: 07.07.2024

Линченко С.Н. 1 Колодкин А.А. 1 Старченко В.И. 1 Арутюнов А.В. 1 Щимаева И.В. 1 Бондина В.М. 1 Сальников В.А. 1


Статистика чрезвычайных ситуаций (ЧС) свидетельствует о том, что в начале третьего тысячелетия человек нередко становится жертвой бедствий как природного, так и социального, техногенного характера. При этом, если частота стихийных бедствий в среднем мало меняется на протяжении истории человечества, то опасность явлений антропогенного характера неуклонно нарастает по мере развития научно-тех­нического прогресса, привлечения слож­ных технологий и все более мощных источников энергии. Так, только на территории Краснодарского края в период с 2002 по 2015 гг. произошло пять случаев масштабных наводнений, что потребовало задействовать силы и средства Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая службу медицины катастроф. Актуальную проблему современности составляет транспортный травматизм.

Логическим завершением изученияданной дисциплины является прохождение в конце семестра учебной практики по уходу за больными.Практика по хирургическому уходуосуществляется на базе кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф. Это дает возможность закрепить освоенные практические навыки, для чего используются ролевые игры с применением табельных (дыхательных масок и мешка, кровоостанавливающих жгутов, пакета перевязочного индивидуального, спасательного покрывала, шин для фиксации, в том числе шейного отдела позвоночника и др.) и подручных (картонных коробок, одеял, деревянных дощечек, поясных ремней) средств, манекенов с комплектом имитации травм. По окончании занятий проводится оценка результатов и разбор ошибок.

Кафедра располагает учебными аудиториями и материально-техническим оснащением. Кроме того, для занятий по учебной практике используются возможности центра практических навыков и клинических баз КубГМУ, расположенных в лечебно-профилактических учреждениях г. Краснодара.

Одной из форм внеаудиторной работы со студентами стали занятия в ССО. На протяжении трех лет члены ССО организуют и проводятзанятия, одновременно проходя дополнительную подготовку в качестве инструкторов первой помощи и безопасности на массовых мероприятиях. Занятия охотно посещают студенты различных факультетов университета. В проведении этих занятий участвует профессорско-препо­давательский состав кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф и других клинических кафедр университета.Члены ССО в качестве инструкторов проводят занятия по базовой сердечно-легочной реанимации. Широко используются постеры и обучающие видеофильмы, материалы Европейского совета по реанимации в редакции 2015 г, рассматриваются вопросы психологического обеспечения участников ликвидаций ЧС и пострадавших. Члены ССО выполняют научно-исследовательские работы по оценке стрессоустойчивости студентов-спасате-лей. Изучение данной тематики способствуетподготовке студентов к преодолению профессиональных и психологических трудностей, возникающих в процессе практической деятельности в штатных и экстремальных условиях.

Более 500 педагогических работников Краснодарского края прошли обучение под руководством инструкторов-членов ССО в течение трех лет на двухдневных курсах первой помощи по программе Российского союза спасателей и почти 200 человек - повторный однодневный практический курс для поддержания полученных навыков. Ведется работа по подготовке инструкторов курса первой помощи. В настоящее время уже подготовлено 20 инструкторов-преподавателей.

Обобщая полученный опыт, следует обратить внимание на ряд методологических проблем. Учитывая актуальность обучения первой помощи различных категорий населения и профессиональных работников, необходимо создание строй­ной единой методологии подготовки. Для начала законодательно определить категории слушателей курсов обучения с ориентировкой на цели и задачи обучения, исходный уровень знаний, выделив профессиональные контингенты спасателей и работников специальных служб. Во-вторых, назрела потребность в создании единой базовой программы первой помощи для каждой из категорий с учетом возможности поддержания (подтверждения) квалификации для профессиональных категорий. В-третьих, целесообразно разработать единый подход к подготовке инструкторов по обучению первой помощи, регламентировать требования к их базовому образованию и дополнительной подготовке. Наконец, остается открытым вопрос объема оказания первой помощи, который требуется дифференцировать на основе квалификации субъекта ее оказания, представив представителями профессиональных категорий (спасатели, сотрудники ГИБДД и др.) выполнять больший объем оказания помощи.


Основы безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) — практико-ориентированный школьный курс. Специфика учебного процесса по ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. К числу таких важных практических умений относятся умения оказывать первую помощь пострадавшим.

Примерное тематическое планирование раздела учебной программы по ОБЖ

Кол-во часов

Общая характеристика кровотечений. Оказание первой помощи при различных видах кровотечений

Средства оказания первой помощи

Ожог кожи. Солнечный ожог

Обморожение и общее охлаждение организма. Беда на воде

Закрытые травмы. Способы переноски пострадавших.

Повязки. Общая характеристика. Отработка практических навыков наложения повязок на руку, на ногу

Правила оказания первой помощи при переломах верхних и нижних конечностей. Способы переноски пострадавших

Воздействие химических веществ на человека. Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

Первая помощь при поражении метаболическими ядами. Первая помощь при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка

Первая помощь при ожогах химическими веществами

Первая помощь при отравлениях бытовыми химикатами и минеральными удобрениями

Таким образом, несмотря на небольшое количество уроков ОБЖ в 5–8 классах (1 час в неделю), на обучение учащихся основам медицинских знаний и оказанию первой помощи отводится существенное количество учебного времени. Вместе с тем следует отметить, что некоторыми умениями по оказанию первой помощи учащиеся овладевают и на уроках биологии. Так, в курсе биологии 8 класса на изучение этих вопросов отводится не менее 8 часов.

Для повышения уровня подготовки учащихся необходимо уйти от формализма в учебном процессе, создать для ученика ситуацию, близкую к реальной. Обучение в школе на уроках ОБЖ должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий — отработать тактику и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем.

Для проведения занятий не обязательно использовать традиционные аудитории — такие занятия могут быть проведены и в школьном дворе, и в спортзале, и в рекреации. Достаточно условно имитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение весь класс, создать условия для возможности каждому учащемуся принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий.

Обучение школьников практическим умениям оказывать первую помощь пострадавшим требует адекватного материального оснащения учебного процесса. Школьные кабинеты ОБЖ, аптечки и здравпункты должны быть оснащены жгутами, шинами, средствами щадящей иммобилизации и транспортировки, реанимационными тренажерами и т. д. Причем комплектация аптечки должна соответствовать задачам оказания первой помощи. Определяющим в составе аптечек должны быть средства оказания помощи при травмах (перевязочные средства, шины для иммобилизации конечностей, кровоостанавливающие жгуты и т. д.).

Известно, что одним из методов формирования умений и навыков учащихся является метод упражнения — целенаправленного повторения действия с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения. По дидактическому назначению упражнения могут быть вводными, основными и тренировочными. Вводные упражнения выполняются после практического показа, чтобы обеспечить медленное правильное выполнение учащимися разучиваемых действий; основные — направлены на формирование умений в пределах требований; тренировочные упражнения представляют собой сознательное многократное повторение усвоенного действия с целью его закрепления.

При проведении практических занятий целесообразно использовать групповые методы (работу в парах, в группах). Такая организация учебного процесса позволит рационально использовать время занятия (одновременно включить в процесс всех учащихся) и содействовать повышению познавательного интереса школьников. Безусловно, любое задание для практической работы учащихся должна предварять демонстрация того или иного способа действия. При демонстрации желательно использовать не только изобразительные средства или слайды, но и проводить показательное выполнение практического действия с помощью учеников-статистов.

Внеклассная деятельность должна быть направлена на расширение и углубление знаний учащихся, на формирование и развитие их практических умений оказания первой помощи пострадавшим. Формы организации внеклассной работы различны: кружки, факультативы, игры-соревнования, оказание помощи учителям в работе с младшими школьниками и т. д. Важно, чтобы внеклассная работа со школьниками носила практико-ориентированный характер и была направлена на достижение планируемых образовательных результатов.

Методические идеи по проектированию внеклассной работы со школьниками с целью формирования их практических умений реализуются и в содержании профессиональной подготовки педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности, что нашло отражение в работах В. Ю. Абрамовой, Г. А. Костецкой, Р. И. Поповой и др. [1, 3, 4].

Отмечается, что успешное проведение практических занятий возможно при выполнении следующих дидактических условий: качественная разработка плана, четкая формулировка учебных целей и задач, тщательная подготовка мест занятий и учебно-материального обеспечения; подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности; оценка действий каждого учащегося при подведении итогов занятия. Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью. Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения того или иного действия, использованием подготовительных упражнений, учетом индивидуальных возможностей обучаемых [1, 4].

Проверка практических умений и навыков может производиться индивидуально и по группам. Во время проверки учащиеся должны продемонстрировать выполнение действия от начала до конца. При этом необходимо убедиться в правильности выполнения обучаемым каждого элемента действия и при серьезной ошибке учащегося следует остановить и указать на недостаток. Если ошибка свидетельствует о полном непонимании данного действия, необходимо показать, как правильно выполнять его, и предоставить обучаемому дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Результаты проверки освоения учащимися практических действий позволяют вносить коррективы в обучение путем перераспределения времени на решение отдельных частных задач, применения дополнительных средств, более эффективных приемов и методов.

Формирование и развитие практических умений и навыков — важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в процессе обучения. Применение школьниками практических умений и навыков стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.

4. Попова Р. И., Силакова О. В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися // Мир науки, культуры, образования, 2011. — № 5. — С. 63–66.

5. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: Просвещение, 2010. — 40с.

Основные термины (генерируются автоматически): помощь пострадавшим, помощь, учебный процесс, умение, внеклассная работа, действие, занятие, знание, учебная деятельность, учебная программа.


События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей. В области оказания неотложной помощи особое внимание уделяется совершенствованию системы спасения жизни, сохранения здоровья и защиты населения [1].

В условиях современного общества угроза для здоровья может возникнуть у любого человека вследствие внезапно проявившегося острого заболевания, несчастного случая или отравления. Именно такая, внезапно возникшая ситуация предполагает оказание больному первой помощи.

Первая помощь - это простейшие, срочные и целесообразные меры для спасения жизни человека, избегания ухудшения состояния пострадавшего, которые следует предпринять на месте происшествия до прибытия медработника скорой помощи или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Чаще всего первую помощь любой человек, оказавшийся рядом. От его правильных и своевременных действий часто зависит жизнь и здоровье пострадавшего. Готовность окружающих в критической ситуации не растеряться, оказать моральную и физическую поддержку пострадавшему и как можно скорее вызвать необходимую помощь, чрезвычайно велика.

Очевидцу несчастного случая необходимо запомнить, как все произошло, последовательность действия причины и развития симптомов, угрожающих жизни, для чего он должен внимательно наблюдать за пострадавшим. Не маловажно принять меры предосторожности в зависимости от причины угрожающей ситуации во избежание новых несчастий. Отключить электрический ток, прекратить действие огня, при автоаварии срочно установить знаки, предупреждающие водителей встречных машин, по возможности изолировать пострадавшего от толпы предотвращая панику. Прежде, чем приступать к оказанию помощи пострадавшему, необходимо обеспечить и личную безопасность.

Оказывая первую помощь необходимо действовать по плану:

Выяснить причины возникшей ситуации: Что произошло? Почему произошло несчастье? Сколько пострадавших?

Составить план помощи: Какая главная угроза пострадавшему на месте происшествия? Насколько серьезны повреждения? Какие функции организма нарушены?

Осуществить действия: Устранить причины, вызвавшие поражение. Удалить пострадавшего из неблагоприятных условий. Остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, придать телу необходимое положение, выполнить массаж сердца, предотвратить возможные осложнения. Поддерживать нарушенные функции организма [2].

Оказание первой помощи действительно может стать принципиальным в вопросе жизни и смерти пострадавшего. Поэтому очень важно чтобы люди, умеющие оказывать первую помощь, должны быть в каждой семье, среди соседей в каждом доме, в каждом учебном заведении, в трудовых коллективах. Можно говорить о десятках миллионов человек потенциальных участников первой помощи (практически это все дееспособное население страны). Проблема оказания первой помощи затрагивает людей разных слоев общества, профессий, возраста. Для большинства из них первая помощь - это непрофессиональные знания, навыки и соответственно действия. В связи, с чем встает проблема правового регулирования вопросов оказания первой помощи.

Дежурный Л.И. в своих работах проанализировал более 200 документов имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме оказания первой или других видов медицинской помощи на догоспитальном этапе. Проведенный анализ выявил, что практически во всех документах отсутствует стройное и комплексное указание на то, что должно конкретно быть сделано для оказания первой помощи. Большая часть документов лишь упоминает о необходимости оказания первой помощи и носят рекомендательный характер. 62 документа содержали рекомендации для организаций и граждан о необходимости готовности к оказанию первой медицинской помощи. Сделано это либо в виде указания о необходимости обучения правилам оказания первой помощи, либо в виде декларации, что человек должен быть подготовлен, либо в других формулировках. Ни о том, в чем заключается готовность к оказанию первой помощи, каков объем подготовки, как проводится обучение, кто его может проводить, по каким программам, на каком основании, как часто и т.д. нет ни информации, ни ссылок. Действующая нормативная база содержит большое количество документов, как федерального, так и местного уровня, касающихся проблемы оказания первой помощи. Среди них важнейшие Федеральные документы, такие как Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Закон о милиции, Закон о пожарной безопасности, и др. Однако неконкретность формулировок и отсутствие комплексности в нормативных документах приводит к неэффективности самого пункта, касающегося первой помощи. Автор выявил следующие основные существенные недостатки нормативной базы:

2. Ни в одном нормативном документе нет четкого определения того, что включает в себя понятие первая помощь, в каком объеме она оказывается, каков порядок ее оказания.

3. Ни в одном документе нет определения прав человека, оказывающего помощь по ее оказанию. Не определена ответственность, как за оказание первой медицинской помощи, так и за ее неоказание.

4. В документах нет указаний, должен ли человек, оказывающий первую медицинскую помощь на месте происшествия, быть обучен на специальных курсах и иметь соответствующий документ или он в определенном объеме может оказывать помощь и без наличия подготовки и документа. Не указан механизм обучения (средства массовой информации, курсы, публичные лекции и др.; на каких условиях, в каком объеме, какой документ об обучении).

Отсутствие юридически определенного объема первой помощи и порядка ее оказания приводит к целому ряду проблем:

- невозможно оценить качество оказания первой помощи (в полном объеме она была оказана или нет);

- различные программы обучения составляются на основании собственного видения автора (авторов) об объеме первой помощи. Это приводит к разной информации в учебниках и пособиях, изданных различными организациями.

- разрабатываемые перечни аптечек для первой помощи и программы обучения и учебные пособия в случае составления их разными авторами могут не соответствовать друг другу. В результате в оснащение могут входить средства, которыми человек не умеет пользоваться и наоборот, учебники и программы бывают перегружены информацией о средствах и методиках первой помощи, для выполнения которых пользователь не имеет материального оснащения;

- невозможно определить права гражданина по оказанию помощи[]. Помощь может быть оказана в недопустимо большом и опасном объеме или в неэффективно малом [2].

Дежурный Л.И. Основные принципы создания системы первой помощи в Российской Федерации/ Л.И. Дежурный, Б.Ц. Ганжурова, В.И.Назаров// Здравоохранение Российской Федерации, - 2008, - №5, - С. 13-16.

Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений / под ред. А.Т.Смирнова. М.: Просвещение, 2007 – 107с.


События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей. В области оказания неотложной помощи особое внимание уделяется совершенствованию системы спасения жизни, сохранения здоровья и защиты населения [1].

В условиях современного общества угроза для здоровья может возникнуть у любого человека вследствие внезапно проявившегося острого заболевания, несчастного случая или отравления. Именно такая, внезапно возникшая ситуация предполагает оказание больному первой помощи.

Первая помощь - это простейшие, срочные и целесообразные меры для спасения жизни человека, избегания ухудшения состояния пострадавшего, которые следует предпринять на месте происшествия до прибытия медработника скорой помощи или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Чаще всего первую помощь любой человек, оказавшийся рядом. От его правильных и своевременных действий часто зависит жизнь и здоровье пострадавшего. Готовность окружающих в критической ситуации не растеряться, оказать моральную и физическую поддержку пострадавшему и как можно скорее вызвать необходимую помощь, чрезвычайно велика.

Очевидцу несчастного случая необходимо запомнить, как все произошло, последовательность действия причины и развития симптомов, угрожающих жизни, для чего он должен внимательно наблюдать за пострадавшим. Не маловажно принять меры предосторожности в зависимости от причины угрожающей ситуации во избежание новых несчастий. Отключить электрический ток, прекратить действие огня, при автоаварии срочно установить знаки, предупреждающие водителей встречных машин, по возможности изолировать пострадавшего от толпы предотвращая панику. Прежде, чем приступать к оказанию помощи пострадавшему, необходимо обеспечить и личную безопасность.

Оказывая первую помощь необходимо действовать по плану:

Выяснить причины возникшей ситуации: Что произошло? Почему произошло несчастье? Сколько пострадавших?

Составить план помощи: Какая главная угроза пострадавшему на месте происшествия? Насколько серьезны повреждения? Какие функции организма нарушены?

Осуществить действия: Устранить причины, вызвавшие поражение. Удалить пострадавшего из неблагоприятных условий. Остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, придать телу необходимое положение, выполнить массаж сердца, предотвратить возможные осложнения. Поддерживать нарушенные функции организма [2].

Оказание первой помощи действительно может стать принципиальным в вопросе жизни и смерти пострадавшего. Поэтому очень важно чтобы люди, умеющие оказывать первую помощь, должны быть в каждой семье, среди соседей в каждом доме, в каждом учебном заведении, в трудовых коллективах. Можно говорить о десятках миллионов человек потенциальных участников первой помощи (практически это все дееспособное население страны). Проблема оказания первой помощи затрагивает людей разных слоев общества, профессий, возраста. Для большинства из них первая помощь - это непрофессиональные знания, навыки и соответственно действия. В связи, с чем встает проблема правового регулирования вопросов оказания первой помощи.

Дежурный Л.И. в своих работах проанализировал более 200 документов имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме оказания первой или других видов медицинской помощи на догоспитальном этапе. Проведенный анализ выявил, что практически во всех документах отсутствует стройное и комплексное указание на то, что должно конкретно быть сделано для оказания первой помощи. Большая часть документов лишь упоминает о необходимости оказания первой помощи и носят рекомендательный характер. 62 документа содержали рекомендации для организаций и граждан о необходимости готовности к оказанию первой медицинской помощи. Сделано это либо в виде указания о необходимости обучения правилам оказания первой помощи, либо в виде декларации, что человек должен быть подготовлен, либо в других формулировках. Ни о том, в чем заключается готовность к оказанию первой помощи, каков объем подготовки, как проводится обучение, кто его может проводить, по каким программам, на каком основании, как часто и т.д. нет ни информации, ни ссылок. Действующая нормативная база содержит большое количество документов, как федерального, так и местного уровня, касающихся проблемы оказания первой помощи. Среди них важнейшие Федеральные документы, такие как Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Закон о милиции, Закон о пожарной безопасности, и др. Однако неконкретность формулировок и отсутствие комплексности в нормативных документах приводит к неэффективности самого пункта, касающегося первой помощи. Автор выявил следующие основные существенные недостатки нормативной базы:

2. Ни в одном нормативном документе нет четкого определения того, что включает в себя понятие первая помощь, в каком объеме она оказывается, каков порядок ее оказания.

3. Ни в одном документе нет определения прав человека, оказывающего помощь по ее оказанию. Не определена ответственность, как за оказание первой медицинской помощи, так и за ее неоказание.

4. В документах нет указаний, должен ли человек, оказывающий первую медицинскую помощь на месте происшествия, быть обучен на специальных курсах и иметь соответствующий документ или он в определенном объеме может оказывать помощь и без наличия подготовки и документа. Не указан механизм обучения (средства массовой информации, курсы, публичные лекции и др.; на каких условиях, в каком объеме, какой документ об обучении).

Отсутствие юридически определенного объема первой помощи и порядка ее оказания приводит к целому ряду проблем:

- невозможно оценить качество оказания первой помощи (в полном объеме она была оказана или нет);

- различные программы обучения составляются на основании собственного видения автора (авторов) об объеме первой помощи. Это приводит к разной информации в учебниках и пособиях, изданных различными организациями.

- разрабатываемые перечни аптечек для первой помощи и программы обучения и учебные пособия в случае составления их разными авторами могут не соответствовать друг другу. В результате в оснащение могут входить средства, которыми человек не умеет пользоваться и наоборот, учебники и программы бывают перегружены информацией о средствах и методиках первой помощи, для выполнения которых пользователь не имеет материального оснащения;

- невозможно определить права гражданина по оказанию помощи[]. Помощь может быть оказана в недопустимо большом и опасном объеме или в неэффективно малом [2].

Дежурный Л.И. Основные принципы создания системы первой помощи в Российской Федерации/ Л.И. Дежурный, Б.Ц. Ганжурова, В.И.Назаров// Здравоохранение Российской Федерации, - 2008, - №5, - С. 13-16.

Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений / под ред. А.Т.Смирнова. М.: Просвещение, 2007 – 107с.

Читайте также: