Первая буква диагностика готовности к школе

Обновлено: 06.07.2024

Всем привет! Тема готовности к школе актуальна для многих. Я решила пройтись, так сказать, по некоторым тестам и опросникам готовности к школе, чтобы мы могли просто познакомиться с ними, чтобы понять, чему нужно научить детей. Я думаю, всем ясно, что при подготовке к к школе дело не в заучивании заданий, а в том, чтобы ребенок овладел теми мыслительными операциями, приемами, навыками, которые помогли бы ему эти задания выполнить не только при тестировании, но и в учебном процессе и в жизненных ситуациях.
Начну я с теста, применяемого одним из первых в практике школьного тестирования.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасека (Їрасика) обновленный.

Возраст: Дошкольный 5-7 лет.
Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

Тест Керн-Йирасек (Ирасек) состоит из 4-х частей:

а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);
б) копирование фразы из письменных букв;
в) срисовывание точек;
г) опросник.

Краткая история.

Данный тест был предложен Я. Йирасеком как модификация и обновление существующей методики А. Керна и получил объединенное название "Обновленный тест Керна-Йирасека". В 1978 г. графический тест Керн—Йирасек впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.

Некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я. Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации.

О чем расскажет тест Керна—Йирасека и для кого он предназначен?

Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста). Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. Первая страница чистая. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп, или Ей дан чай, или I am sitting.

Внизу вы рисуете группу точек. Правая половина листа – для задания по срисовыванию.

Сидеть ребенок должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.

а) Тест “Рисунок человека”.

Задание. “Здесь (показывается где) нарисуй какого-либо дядю, (мужчину) как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает. Если ребенок спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит, и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину. В таком случае не настаивайте – это вам информация на размышление. (Такой отказ, предположительно, может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления (Но не делайте сразу поспешных выводов - причиной может быть плохое настроение или предшествующее напряжение).

Оценивание

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

По поводу интерпретации Я. Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. Дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок в принципе схематично рисует человека, что сказывается лишь на общей сумме баллов.

б) Копирование фразы из письменных букв

Задание. “Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.

Оценивание
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

в) Срисовывание точек.

Задание. “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – это у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – вполне средний уровень;
13-15 баллов – так и быть, низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительных занятиях, исследованиях и т. п. (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок! Всё получится, но, нужно быть внимательнее!)

Лист для двух заданий выглядит так.


(Точки справа (вертикально) обозначают линию сгиба листа бумаги).

г) Опросник.

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:


Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)


Утром мы завтракаем, а днем.
(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)


Днем светло, а ночью.
(темно = 0; неправильный ответ = -4)


Небо голубое, а трава.
(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)


Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1; еправильный ответ = -1)


Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т. д. = 0;
неправильный ответ = -1)


Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)


Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)


Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это. маленькая овечка – это.
(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)


Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)


Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т. д. = 1;
одна причина = 0; неправильный ответ = -1)


Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)


Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)


Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)


Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это.
(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)


Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)


Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т. д.) = 4;
одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0


Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т. д.) = 4;
одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т. д.) = 0)


Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)


Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От - 1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование и дополнительные занятия.


Теперь тонкости: не спешите с выводам из серии "Все дети - вон какие, а мой. " А Ваш - супер! Результаты данного тестирования - не основные, не последние, а промежуточные. И знакомство с тестом проводится не для того, чтобы ребенок научился ставить именно эти точки и рисовать именно эти буквы. Повторюсь - знакомиться нужно для того, чтобы понять: какие мыслительные операции необходимо развивать, чтобы ребенок не только выполнял задания теста, но потом задания школьного учебника, а в дальнейшем решал и жизненные задачи.
Успехов Вам.

На основании рекомендаций Министерства образования Российской Федерации по организации приёма детей в первый класс от 21.03.2003 . №03-51-57 ин 13-03 . все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком проводится с целью планирования учебной работы с каждым учащимся.

1 этап диагностики:

Проверка функциональной готовности ребёнка к обучению (тест Керна – Йирасека).

Время проведения - при приёме в школу.

2 этап - предметная диагностика.

Выделение звука в слове, знание букв, чтение слогов и слов, знание геометрических фигур и цифр, счёт и сравнение чисел в пределах 10.

Время проведения - 1, 2 неделя сентября.

3 этап – стартовая диагностика УУД.

Методический комплекс для оценки сформированности УУД.

Время проведения - 3, 4 неделя сентября.

Предварительный просмотр:

ФИ ребёнка __________________________ Дата _____________

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Попробуй прочитать слоги и слова

СОМ МАМА ЛУНА КОШКА

ДА ЛЯ ЗЕ ГИ БУ СО РЮ ТЫ

Назови первый звук в словах: АИСТ МАК КРАН

Назови последний звук в словах: ДОМ РУКА

Напиши любое слово (слова): _______________________________________

Запиши под диктовку буквы: _______________________________________

Предварительный просмотр:

ФИ ребёнка __________________________ Дата _______________

Счёт и сравнение чисел в пределах 10

Сколько всего грибов? У кого больше всех грибов?

У кого меньше всех? У кого поровну?

У кого больше – у Пети или Маши? На сколько грибов больше?

Назови и покажи цифры

Нарисуй геометрические фигуры: круг, треугольник, четырёхугольник, овал.

Предварительный просмотр:

Выявление уровня умственного и речевого развития

Понимание грамматической конструкции.

Изменение существительных по числам.

Далее учитель называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, город, окно, стул, брат, флаг, ребёнок.

Если, изменяя первое слово, ребёнок обнаруживает недостаточно чёткое понимание инструкции, следует вновь дать ему образец ответа:

Оценка : если допущено не более двух ошибок – высокий уровень,

3-6 ошибок – средний уровень,

7 и более ошибок – низкий уровень развития мышления.

Рассказ по картинкам

Перед ребёнком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определённая, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – завтракает, на четвёртой – идёт в школу). Учитель просит ребёнка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Итоговая оценка уровня умственного и речевого развития ребёнка :

В промежуточных случаях оценивается как средний.

Предварительный просмотр:

Тест школьной зрелости Керна - Йирасека


Возраст: Дошкольный 5-7 лет. Готовность к школе.
Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.
Содержание: тест Керна-Йирасека состоит из 4-х частей:

  • а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);
  • б) копирование фразы из письменных букв;
  • в) срисовывание точек;
  • г) опросник.
    Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Методика проведения
Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп .

Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.

1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: He eats soup .
3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.
После окончания теста не забудьте похвалить ребенка .

Рекомендации детского психолога
Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.

По поводу интерпретации Я.Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.
Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чаще занимайтесь с ним всеми играми и упражнениями, которые развивают мелкую моторику, память и мышление.

ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ ТЕСТА КЕРНА-ЙИРАСЕКА:

а) Тест “Рисунок человека”
Задание
“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.
Оценивание
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища. Голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши. На лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок) Фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).
2 балла : выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла : фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем. Руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

б) Копирование фразы из письменных букв
Задание
“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная : Он ел суп.
Оценивание
1 балл : хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов : неразборчивые каракули, чирканье.

в) Срисовывание точек

Задание
“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу. Допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.
Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – это высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13-15 баллов – т низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок!)

г) ОПРОСНИК. Последняя часть теста Керн-Йирасик
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.

Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?
    (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
  2. Утром мы завтракаем, а днем.
    (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
  3. Днем светло, а ночью.
    (темно = 0; неправильный ответ = -4)
  4. Небо голубое, а трава .
    (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
    (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
    (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
    (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
    (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это. маленькая овечка – это.
    (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
    (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)
  11. Почему во всех автомобилях тормоза?
    (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
    (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
    (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
    ( у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это.
    (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)
  16. Какие ты знаешь транспортные средства?
    (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
    (3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0
  18. Почему люди занимаются спортом?
    (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
    (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
    (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От - 1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего ,
необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе включает пять методик:

1. Рисунок человека

2. Графический диктант

3. Образец и правило, 1-й лист

4. Образец и правило, 2-й лист

Обследование проводится в одном из первых классов каждого образовательного учреждения, участвующего в исследовании.

Описание процедуры проведения обследования дается ниже.

Работы первоклассников оцениваются учителями школы, ведущими соответствующие классы. Рекомендации по оцениванию выполнения заданий даются ниже.

При проведении работы в образовательном учреждении необходимо строго соблюдать конфиденциальность информации, получаемой в результате исследования.

После завершения всех работ в школе материалы собираются и передаются региональному координатору.

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Все предлагаемые методики проводятся фронтально, со всем классом. Надо следить, чтобы дети работали самостоятельно, не заглядывая друг к другу.

Тесты проводятся двумя проверяющими. Желательно, чтобы это были учительница и школьный психолог. Учительница дает инструкции, а психолог ходит по рядам, наблюдает за детьми, подбадривает чересчур робких и т.п.

Проведение тестов занимает два урока: на каждом уроке дается по два теста. Между двумя тестами делается короткий перерыв (на 1-2 минуты), во время которого с детьми проводится физическая разминка.

За исключением тех случаев, когда это специально указано в инструкции к проведению теста, время выполнения жестко не ограничивается. Второй проверяющий (психолог), ходя по классу, следит за тем, кто из детей закончил работу, и предлагает им отложить тестовый лист на край стола (парты). Отстающих ободряют и поторапливают, но очень доброжелательно, чтобы это не вызвало у ребенка напряжения и огорчения.

Учащиеся выполняют задания на специальных листах. Каждый лист подписывается, указывается фамилия и имя ученика, школа и класс. На всех листах в левом верхнем углу стоят номера:

1. Рисунок человека

2. Графический диктант

3. Образец и правило, 1-й лист

4. Образец и правило, 2-й лист

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА

Этот тест впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследования общего уровня умственного развития ребенка. Для его выполнения требуются: лист нелинованной бумаги формата А4, карандаш и резинка.

Проведение теста

Перед каждым ребенком кладется лист для выполнения задания в вертикальном положении (лист № 1). Если кто-либо из детей его в дальнейшем поворачивает, то его НЕ поправляют.

Проверяющий сосредоточивает на себе внимание детей и дает инструкцию:

Бывает, что кто-то из учеников отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо сказать ему, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам (проверяющему) интересны любые детские рисунки; что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого.

2. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками (лист № 2). Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям.

Проведение теста

Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно. После того как детям розданы карандаши и листы (подписанные, как и при выполнении предыдущего задания), учитель дает предварительные объяснения:

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:

Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор.

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы.

Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее – самостоятельно) второй проверяющий ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается; второй проверяющий следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и чтобы они начинали каждый следующий узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, но никаких конкретных указаний не дает.

По окончании времени, отведенного для самостоятельного продолжения тренировочного узора, учитель говорит:

Предоставив детям полторы-две минуты на продолжение узора, проверяющий говорит:

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора:

3. ОБРАЗЕЦ И ПРАВИЛО

Проведение теста

Детям раздаются карандаши и задания. Каждый лист должен быть подписан (как и в предыдущих случаях). Резинками детям пользоваться не разрешается. Их просят все убрать со стола, кроме карандаша и задания. Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно.

Учитель, держа в руках такой же лист с заданиями, как у детей, говорит:

«У вас у всех такие же листы, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного в верхней левой части листа). Для наглядности можно изобразить треугольник с точками на доске или показать большой треугольник, изображенный на отдельном листе бумаги (рис. 5).

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно, они разные. Одни точки – как маленькие квадратики, другие — как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя соединять одинаковые точки. Нельзя соединять два кружка или два треугольника, или два квадратика. Линией можно соединять только две разные точки. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющие), мы сотрем ее резинкой (В отличие от рисунка человека, не следует разрешать детям стирать неправильные линии самостоятельно. Иначе потом бывает трудно понять, которую из линий ребенок считает окончательной.)

4. ПЕРВАЯ БУКВА

Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова. Материалом служит лист с рисунками коровы, мышки, тигра, лисы и слона (лист № 5).

Проведение теста

Детям раздаются карандаши и задания. Каждый лист должен быть подписан. Как и в предыдущих заданиях, нужно иметь перед собой текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно. Проверяющий говорит:

«Теперь я назову вам последнее животное, а вы поставьте кружок на мячике у того животного, которое называется на ту же букву (на доске рисуется кружок: O ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

дает информацию, необходимую для организации индивидуальной работы с учащимися, позволяет своевременно оказать необходимую помощь в обучении является основой для оценки динамики образовательных достижений

Что оценивается?

Познавательная сфера (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков у ребенка)

Цель : получить начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в начальной школе которая позволит на основе проведенных обследований определить индивидуальные траектории для учащихся и разработать рекомендации для учителей и родителей по поддержке детей в процессе их адаптации к школьной жизни.

Цель : получить начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в начальной школе которая позволит на основе проведенных обследований определить индивидуальные траектории для учащихся и разработать рекомендации для учителей и родителей по поддержке детей в процессе их адаптации к школьной жизни.

Задачи:

  • Определить оптимальный набор показателей, позволяющий осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе.
  • Выстроить индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.
  • Обеспечить комплексную систему сопровождения адаптационного процесса первоклассника на этапе вхождения в школьную жизнь с максимальным использованием имеющихся в школе ресурсов оказания помощи ребенку.

Проверяемые позиции

Практический результат

В ыстр аивание педагогическо го

взаимодействи я с ребенком,

опираясь на его потребности,

независимо от уровня его

Результаты , полученные в ходе диагностики, могут быть использованы: *учителями для определения общего уровня развития учащихся и построения взаимодействия с каждым ребенком, минимизирующем имеющиеся риски и усиливающем индивидуальные ресурсы первоклассников; *родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе; *психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником;

Результаты , полученные в ходе диагностики, могут быть использованы: *учителями для определения общего уровня развития учащихся и построения взаимодействия с каждым ребенком, минимизирующем имеющиеся риски и усиливающем индивидуальные ресурсы первоклассников; *родителями для оказания поддержки своим детям в обучении в школе; *психологами для проведения при необходимости детальных индивидуальных обследований ребенка и определения рекомендаций учителю или разработки программы коррекционной работы с учеником;

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе проводится на 3-4 неделе учебного года и включает в себя пять методик:

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе проводится на 3-4 неделе учебного года и включает в себя пять методик:

используется для исследования общего уровня умственного развития ребенка.

Наибольшую трудность в рисовании человека у детей вызывают: рисование шеи, 5 пальцев, ушей, динамика позы, пластичность фигуры .

Наибольшую трудность в рисовании человека у детей вызывают: рисование шеи, 5 пальцев, ушей, динамика позы, пластичность фигуры .

  • направлена на выявление умения внимательно слушать указания взрослого
  • правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии
  • самостоятельно действовать по указанию взрослого
  • определяет способность точно выполнять указания взрослого
  • возможность самостоятельно выполнять задания по образцу
  • способность к ориентации

в пространстве

Графический диктант

Образец и правило

Первая буква выявляет готовность к овладению грамотой (овладение навыком вычленения звука в слове).

Первая буква

выявляет готовность к овладению грамотой (овладение навыком вычленения звука в слове).

Первая буква

Первая буква

(тревожность), то есть

те ситуации, которые наиболее

трудны по какой-то причине

ребенку. Процедура теста

предполагает раскрашивание,

как выражение личностного

Тревожность Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми.

Тревожность

Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью

Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно

работать в классе, строить

отношения с другими детьми

Тревожность

Тревожность

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе: Первая группа показателей- рассмотрение общего развития ребенка (определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы) Вторая группа показателей - внутриличностные особенности ребенка (позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе, ситуации школьного общения, взаимодействию со сверстниками и взрослыми)

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе:

Первая группа показателей- рассмотрение общего развития ребенка (определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы)

Вторая группа показателей - внутриличностные особенности ребенка (позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе, ситуации школьного общения, взаимодействию со сверстниками и взрослыми)

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.

Ребенок к школе готов , если он умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме

Ребенок к школе

если он не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.


Группа риска включает в себя учащихся, чьи показатели наиболее отличаются от средних показателей, статистической нормы. Эти дети нуждаются в повышенном внимании, требуют сбора дополнительной информации, консультации психолога. Их количество составляет:

Группа риска

включает в себя учащихся, чьи показатели наиболее отличаются от средних показателей, статистической нормы. Эти дети нуждаются в повышенном внимании, требуют сбора дополнительной информации, консультации психолога. Их количество составляет:

Группа риска

Группа риска

Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог.

Соответственно по уровню готовности:

Вывод: На основании проведенных диагностик можно сделать вывод, что социально-психологическая адаптация учащихся 1 классов проходит успешно. В классах и школе созданы педагогические и социально-психологические условия для оптимального развития личности учащихся. Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с одноклассниками, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

На основании проведенных диагностик можно сделать вывод, что социально-психологическая адаптация учащихся 1 классов проходит успешно. В классах и школе созданы педагогические и социально-психологические условия для оптимального развития личности учащихся. Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с одноклассниками, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Читайте также: