Пьеро и коломбина краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

А сами персонажи – нечто архетипическое. Эти образы встречаются в разных видах искусства. Иногда их характеры меняются, однако герои узнаваемы (хотя порой не без труда). Имена их стали нарицательными. Но любопытно вспомнить, откуда они произошли.


Трусливый, как заяц

Началось всё с итальянской комедии дель арте и площадных представлений. Известен этот театр с XVI века. Спектакли были весьма своеобразными. Актёры импровизировали по ходу представления. Точного, заранее написанного текста не было – была лишь общая схема действия.

Персонажи делились на господ, слуг и влюблённых. За каждым героем были закреплёны особый костюм и маска. А интрига была весьма запутанной. Господа – надменный купец Панталоне, болтун Доктор – олицетворяли старый мир. Молодые влюблённые – нечто новое. А слуги воплощали народный юмор. Самые известные из них – Арлекин, Коломбина, Пульчинелла, Бригелла, Педролино. Они активно участвовали в перипетиях сюжета.

Арлекин первоначально был одним из слуг. Крестьянский юноша-простачок постоянно попадал в нелепые, комичные ситуации, вызывая смех зрителей. Костюм из разноцветных лоскутов говорил о его бедности и скупости хозяина. А на шляпе Арлекин носил заячий хвост – символ трусости.

Однако образ Арлекина на протяжении веков менялся. Комедия дель арте стала популярна и во Франции. Постепенно Арлекин превратился в центрального персонажа, а от его трусости не осталось и следа. Даже костюм его изменился. Из покрытого заплатами одеяния превратился в элегантный наряд из правильных ромбов. Облагорожены внешний облик и характер персонажа во многом по причине того, что представления стали достоянием знати.


Мельник, ставший плачущим поэтом

Прототипом Пьеро послужил Педролино – снова персонаж итальянской комедии дель арте. Первоначально, как и Арлекин, это был один из слуг. Педролино стремился пробраться на верхушку общество, для чего использовал показное добродушие. А на деле персонаж был ловким, изворотливым, хитрым. Лицо актёра было напудрено мукой, а выступал он без маски. Было это по причине необходимости работать с мимикой. Но ещё он олицетворял мельника – отсюда и набелённое лицо.

Пересмотрел образ французский актёр Батист Дебюро в начале XIX века. Под именем Пьеро выступал в роли несчастного влюблённого, отвергнутого дамой сердца (Коломбиной). Именно как меланхоличный поэт образ и стал популярен. Но на картине Сезанна персонаж не выглядит особенно печальным – напротив, кажется замышляющим что-то. Заставляет вспомнить о прототипе – плуте Педролино.

Шаловливая Пьеретта, жена Пьеро, выманивает у незадачливого супруга ключ и отпирает двери. Теперь Коломбине никто не помешает пойти на свидание! Недотёпа Пьеро же, похоже, сам не знает, кого слушаться, а кому помогать.

А вот и Арлекин. Он поёт серенаду Коломбине. Радости влюблённых нет предела! Но…

Трусливый Пьеро привёл Кассандра! Бедолагу Арлекина бьют и выбрасывают бездыханным с балкона! Того самого, где Коломбина ждала возлюбленного на свидание.

Но что это? Появляется волшебное видение! Это добрая фея. Не из стихов ли Пьеро она возникла? Он при всей своей трусости был поэтом.

Фея возвращает Арлекина к жизни и дарит ему волшебную палочку, которая не раз поможет нашему герою.

Тем временем приходит Леандр – жених, ненавистный Коломбине. Он, кажется, готовится петь серенаду? Кассандр насильно приводит свою воспитанницу на балкон.

Но тут появляется Арлекин – живой и невредимый! С помощью волшебной палочки он опускает на землю высокий балкон, где стоит Коломбина. Девушка оказывается в объятиях возлюбленного! Они устремляются на весёлый карнавал.

Вот только туда же Кассандр приводит Леандра – не без помощи Пьеро. И тут уже всё готово к бракосочетанию. Вдруг на месте нотариуса оказывается фея. Кассандру ничего не остаётся, как благословить Арлекина и Коломбину. Счастливые влюблённые радостно танцуют свой свадебный дуэт.

… В искусстве персонажи комедии дель арте возникают постоянно. Характеры их меняются, появляются новые нюансы. Создатели произведений импровизируют с этими героями – порой трудно угадать, в какой ипостаси они предстанут в очередной раз. Но часто бывает и так, что каждый зритель видит в них нечто своё, неизвестное другим. Они будят фантазию. И заставляют видеть мир по-новому.

Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре).


Paul Cezanne (1839-1906) ."Pierrot i Arlekin", 1888

Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.

Giovanni Domenico Ferretti . "Arlekin and Colombina "

Cамые популярные маски: Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин,
Пульчинелла, Коломбина и другие.
Первые известные гастроли во Франции были отмечены в 1571 г., когда труппа актёра Джан Ганассы в течение полугода давала представления при дворе короля Карла IX.И больше, как во Франции, нигде влияние комедии не было столь велико. Французские актёры часто не носили маски, а только белили лицо мукой (это были так называемые барбулье́), и даже игравшие классических персонажей актёры парижского Театра итальянской комедии предпочитали иногда играть без масок.

Philipe Mercier. "Pierrot and Harlequin"

Некоторые персонажи итальянской комедии были изменены; так, Пульчинелла превратился в Полишинеля, а Педролино — в Пьеро .
Этот персонаж представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху - он ловкий, изворотливый, однако часто попадающий впросак.

Comerre, Leon (1850-1916) ." Pierrot", 1884

Арлекин - слуга. Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками — кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов — зелёный, голубой, красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень легкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как другие и должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.

Сlaude Verlinde. "Arlekin"

Коломбина - традиционный персонаж итальянской народной комедии масок , служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д. Большую популярность получила во французском театре. Крестьянская девушка, в городе чувствующая себя неуверенно и непривычно, служанка, как правило при Панталоне или Докторе, маску не носит, первоначально это деревенская дурёха, по характеру схожая с маской Арлекина; подчёркивается её честность и порядочность, а также всегда хорошее настроение. Во французском театре крестьянские черты Фантески стёрлись, маска приобрела характер типичной французской субретки.

Sand Maurice. "Colombina", 1683

В России итальянские труппы начали гастролировать с 1733 года. Это стало популярной забавой, и к концу XVIII в. в московских и петербургских домах периодически устраиваивались венецианские карнавалы с разными куриозными и чудесными масками. С приходом к власти императора Павла эти карнавалы ушли из жизни горожан, что совпало по времени с упадком комедии дель арте в самой Италии.
Новая волна интереса к наследию комедии дель арте началась уже в начале XX века, когда к ней обратилась целая плеяда русских артистов и художников.

Джованни Доменико Тьеполо. "Влюбленный Пульчинелла", 1797

Watteau, Jean-Antoine ( 1684-1721). "Arlequin, Pierrot and Scapin"

Гийом Сеньяк." Объятия Пьеро", 1895

Auguste Toulmouche (1829-1890)


Longo Mancini, Francesco (1880-1954) ."Pierrot guitariste"


Бальдомеро Ромеро Рессенди."Arlekin"

Пабло Пикассо. "Арлекин с бокалом", 1905

Пабло Пикассо. "Задумчивый Арлекин", 1901

Эваристо Валле. "Пьеро", 1909

Зинаида Серебрякова." Автопортрет в костюме Пьеро", 1911

Зинаида Серебрякова. "Портрет Таты в костюме Арлекина", 1921

Кларенс К. Чаттертон. "Арлекин", 1918

"Pierrot and Arlekin"

Тома Кутюр. "Арлекин и Пьеро", 1857

Василий Шухаев, Александр Яковлев. "Автопортреты (Арлекин и Пьеро)", 1914

Александр Шевченко . "Пьеро и Арлекин (Братья-жонглеры Сирано)", 1920

Маттейс Нево (1647-1726). "Освещенная комната"

Константин Сомов. "Арлекин и дама", 1910

Константин Сомов. "Влюбленный Арлекин", 1912

Константин Сомов. "Итальянская комедия", 1914

Константин Сомов. "Пьеро и дама", 1910

Константин Сомов. "Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой", 1909

Константин Сомов. "Язычок Коломбины", 1915

Szantho, Maria (1897-1998)



Geiger, Richard (1870-1945) ." Pierrot and Columbine"

Stieborsky, Georg Willy (1881-1966) ." Harlequin and Columbine"

Эдгар Дега. "Арлекин и Коломбина"

Однажды нас снимет в кино Тарантино.
Ты будешь Пьеро,
а я Коломбина.

Мы будем кататься на новой машине,
мой пьяный Пьеро,
и я - Коломбина.

Станет шедевром эта картина,
где ты - как Пьеро,
влюбленный в Мальвину.

Я сброшу с обрыва нашу машину,
уйду к Арлекино,
прикончу Мальвину,
смешаю коктейль - мышьяк и текилу,
себе только треть, тебе - половину..

Мы будем вдвоем шататься по Риму.
мой мертвый Пьеро.
и я. Коломбина. (c)

Geiger, Richard (1870-1945) - Pierrot and Columbine.

Эмиль Нольде. Женщины и Пьеро. 1917.

Ludovic Alleamu. Оседланный Пьеро.

Auguste Toulmouche (1829 - 1890).

Бегма Оксана. Пьеро флиртует с Коломбиной.

Federico Beltran Masses (1885-1949).

1888. Пьеро щекочет Коломбину до смерти. Adolphe Willette (1857–1926).

Pierrot`s Embrace by Guillaume Seignac.

ПЬЕРО:
Хай! Как дела? Как твое настроенье?
(смайлик в конце строки)
КОЛОМБИНА:
Ем абрикосовое варенье.
В чате одни дураки.

ПЬЕРО:
Хочешь, тебе принесу тортик с кремом?

КОЛОМБИНА:
Прости, не хочется врать.
Но ты как-то снова, дружок, не в тему.
Мне очень хочется спать.

Доброе утро. Как поживаешь?
(рисунок – солнце, цветы)
КОЛОМБИНА:
Как поживаю? Отлично. А знаешь:
Может, пошел бы ты?

Грустный Пьеро вновь вино наливает,
А за окном – рассвет.
Сердце на сотню кусков разрывает
Бесчувственный Интернет.

Здравствуй, ты снишься уже мне три ночи.
Хотела вот поболтать.
АРЛЕКИН:
Я на свиданье спешу сильно очень.
Найди чем себя занять.

Милый, пойдем погуляем по крышам.
Будем созвездья считать.

АРЛЕКИН:
Я это тысячу раз уже слышал.
А ты с предложеньем опять.

Доброе утро. Как поживаешь?
(рисунок – солнце, цветы)

АРЛЕКИН:
Как поживаю? Отлично. А знаешь:
Может, пошла бы ты?

Пьеро не нравилось быть Арлекином.
Смеялась над ним детвора.
Но все еще нравилась Коломбина
И продолжалась игра.

Charles Lеandre. Pierrot Et Colombine.

Вы - милая, нежная Коломбина,
Вся розовая в голубом.
Портрет возле старого клавесина
Белой девушки с желтым цветком!

Нежно поцеловали, закрыв дверцу
(А на шляпе желтое перо).
И разве не больно, не больно сердцу
Знать, что я только Пьеро, Пьеро.

Вс.Князев
The Serenade - Leon Francois Comerr.

Pierrot si Colombina Iosif Iser.

Ильин Глеб Александрович (1889-1968).

Pierrot et Colombine. Pablo Picasso 1900.

Жером, Жан-Леон (1824-1904). Дуэль после маскарада. 1857. фрагмент.

Дуэль Пьеро и Арлекина -
Простой классический сюжет.
Ну, хватит плакать, Коломбина!
Поверь, он умер, как Поэт.

Дитя, ведь ты не виновата!
Нельзя винить за красоту.
Пьеро погиб. Какая плата
За то, что выбрал он мечту!

А победитель? Что с ним стало?
Теперь в плену. Совсем один.
Пьеро низвергнув с пьедестала,
В тюрьму был брошен Арлекин!

Не плачь. Не лей напрасно слёзы.

Но пой! Пляши! За серебро.

Ах, Коломбина! Слишком поздно.

Нет Арлекина. Нет Пьеро.
(с) Рина Кова

Thomas Couture (1815-1879).

Арлекин и Пьеро

Снимает маску Арлекин. Окончен карнавал.
Под утро дождь испортил грим, и шут смешить устал.
Рассветом наступает день - уже на полпути.
Разносит ветер с площадей цветное конфетти.
Погасла рампа, нем оркестр, и пуст огромный зал.
Усталый мим смывает грим. Он все, что мог, - сказал,
Он заигрался так всерьез всем тем, что не сбылось,
Но зал не видел этих слез и хохотал - до слез.
Стирает краску Арлекин, кривя усмешкой рот -
Так много рядом Коломбин, а он влюблен в Пьеро,
Чей грустный взгляд несовместим со звоном бубенцов.

И снова прячет Арлекин под маскою лицо.

@ Геннадий Нейман

Шухаев В.И. и Яковлев А.Е. (автопортреты "Арлекин и Пьеро", 1914).

Пабло Пикассо. Пьеро и Арлекин. 1970.

Watteau, Jean-Antoine ( 1684-1721) Arlequin, Pierrot and Scapin.

Рябчиков Владимир. Арлекин и Пьеро.

1927 Harlequin and Pierrot, double self-portrait - Сергей Судейкин.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин 1888.

О.Домье. Отдых комедиантов. 1860-е годы.

Montenegro, Roberto. Skull Pierrot (1945).

Монолог Пьеро:

Что ж ты сломана балерина,
Чьи шаги были ветра мягче?
Эх, разбилась моя Коломбина,
Жаль, она не могла иначе.

А она жила – полным вдохом…
А она была – редкой птицей…
Для меня она стала крахом,
Возрождением, тьмой, божницей.

Заведут уголовное дело
Об атласе и нежности кожи…
Я в шкафу ее спрячу тело,
Чтобы череп ласкать до дрожи…(c)


Сюжет любовного треугольника популярен на все времена, особенно если роли его участников динамичны и многовариантны.

Такой динамичный треугольник – три самых популярных героя старинной итальянской уличной пантомимы: грустный клоун Пьеро, веселый клоун Арлекин и клоунесса Коломбина.

Пьеро влюблен в Коломбину, а она любит Арлекина, причем иногда это взаимно, и тогда Арлекин с Коломбиной вместе потешаются над наивным Пьеро.


А иногда Коломбине приходится принимать ухаживания Пьеро, но вздыхает она по Арлекину, который пользуется ее влюбленностью точно так же, как она использует Пьеро.


А иногда Коломбина понимает, что только Пьеро любит ее по-настоящему, а Арлекин насмехается, в общем, вариантов этой пантомимы можно придумать массу, и в этом один из секретов популярности театрального трио.


Не случайно три эти маски – частые герои картин художников, ведь изобразив этих героев в какой-то ситуации, художник сразу раскрывает зрителям и предысторию и текущий ход событий. И можно буквально в нескольких деталях показать творящуюся на полотне драму или любовное приключение.


Интересно, что известные нам характеристики этих масок сложились довольно недавно и были, в общем-то, авторским изложением одного из множества вариантов уличного театрального действа.



Открытка-иллюзия, Франция, 1905 год

В итальянском уличном театре масок, который был популярен с 16 века, очень много героев, насчитали до сотни. Причем, Пьеро, Арлекин и Коломбина вовсе не были главными действующими лицами, это герои второго плана.


Пьеро и Арлекин – бедняки, из простых людей. Цветные ромбы на костюме Арлекина были изначально многочисленными заплатами, а широкие штаны Пьеро – традиционной крестьянской одеждой. Оба они играли плутоватых, ловких и комичных слуг или провинциалов в городе и очень украшали собой незамысловатые сюжеты рыночных театров.


Коломбина – тоже просто служанка, интриганка, хитрая плутовка, которая крутит любовь с другими персонажами пьес и смешно водит их за нос.


Популярность этих второстепенных героев росла от того, что именно они веселили публику своими трюками и шутками. Так что вскоре Пьеро, Арлекин и Коломбина стали просто обязательным элементом пьесы с любым содержанием – зрители требовали своих любимых персонажей.


В 19-м веке самые популярные герои уличных масок перекочевали на профессиональную сцену, и роли любимцев публики Пьеро и Арлекина достались известным актерам, которые по своему раскрыли характеры этих героев.



Актер Поль Легран в образе Пьеро, снимки 1855-1857 гг

Именно профессиональные актеры, такие как Поль Легран и Жан-Гаспар Дюборо создали те образы масок, которые мы сейчас считаем типовыми и привычными. Белый гофрированный воротник, большие пуговицы, помпоны на туфлях и шапочка Пьеро – все это находки родом из 19-го века, ставшие стандартом образа грустного клоуна.

Картин, где затронуты герои треугольника Пьеро, Арлекин и Коломбина, очень много, а вам, друзья, какая-то понравилась?

Читайте также: