Период адаптации детей к школе считается благоприятным если прогностический коэффициент
Обновлено: 05.07.2024
Аннотация. В статье раскрыты основные проблемы адаптации детей к школьному обучению, рассмотрены различные трактовки понятия, освещены уровни процесса адаптации. Представлены результаты исследования по выявлению уровня адаптации младших школьников к образовательному процессу.
Социально-политические изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние на развитие современного образования. Расширение информационного пространства диктует новый подход к определению содержания обучения и способов обучения, являясь источником интенсификации учебного процесса, усложнения и увеличения объёма учебных знаний и умений, которыми должен овладеть школьник. Поступление в школу и начальный период обучения является переломным в развитии подрастающего младшего школьника. Новая образовательная среда задаёт совершенно иную систему требований, взаимоотношений. В силу индивидуальных психофизиологических особенностей обучающиеся по-разному справляются с усвоением новой социальной роли, овладением навыками учебной деятельности, включением в детский ученический коллектив. Психологическая адаптация к школе является сложным процессом приспособления первоклассников к образовательному учреждению и, наоборот, школьных условий к потребностям и интересам ученика.
Ф.Б. Березин определяет адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей его среды в ходе свойственной человеку деятельности, которая позволяет удовлетворить личные потребности. А.Д. Слоним утверждает, что процесс адаптации заключается в совокупности физиологических особенностей, которые обусловлены уравновешиванием организма с постоянными или изменяющимися условиями окружающей среды. Н.И. Сарджевеладзе определяет адаптацию как процесс приспособления, разделения убеждения социальной группы, а затем воздействию на неё и изменение.
Процесс адаптации к школьному обучению Т.В. Дорожевец рассматривает с разных сторон, выделяя академическую, социальную и личностную адаптацию. Академическая адаптация характеризуется степенью принятия и соответствия учащихся нормам и правилам школьной жизни. Социальная адаптация отражает уровень межличностных отношений в группе, успешность овладения новым социальным статусом, степень решения социальных трудностей в ученическом коллективе. Личностная адаптация отражает уровень принятия себя, части социума. На протяжении долгого периода времени считалось, что главным критерием готовности дошкольника к школе является его уровень интеллектуального развития. Л. С. Выготский утверждал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
Первоклассники, включаясь в новую образовательную среду, по-разному переживают период адаптации. А.Л. Венгер [2] выделил три уровня адаптации ребёнка к школьному обучению: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень адаптации отмечается у обучающихся с положительным отношением к школе; адекватным восприятием и своевременным выполнением требований, предъявляемых взрослыми (учителем, родителем и т.п.), благоприятным статусным положением в классе; самостоятельная деятельность приветствуется, не нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых; адекватно воспринимает критику.
Средний уровень адаптации прослеживается у учащихся с положительным отношением к школе, как и на высоком уровне; усваивается основное содержание учебной программы; посещение школы не вызывает отрицательных переживаний, сконцентрирован исключительно на предметах, интересующих его; полученные задания выполняет добросовестно; присутствует частичная самостоятельность; хорошее социальное положение.
Низкий уровень адаптации характеризуется отрицательным отношением младших школьников к образовательному процессу. На данном уровне у первоклассника возникают частые жалобы на самочувствие; доминирует подавленное состояние, появляются проблемы с дисциплиной; материал, рассказываемый учителем, воспринимается фрагментарно или вовсе не усваивается, самостоятельная работа ученика вводит в затруднение; нуждается в контроле со стороны взрослых, а также в систематических напоминаниях и побуждениях; работоспособность сохраняется при длительных паузах для отдыха; отмечается низкое социальное положение в классе.
На рис.1 представлены обобщённые данные диагностики адаптации детей к школьному обучению.
По результатам исследования высокий уровень адаптации был отмечен у 35% первоклассников, средний уровень показали 43%, низкий уровень – 22% учащихся. У 15% процентов обучающихся было отмечено положительное отношение к школе по внешней мотивации, у 10% испытуемых преобладание игровой мотивации. Полученные результаты позволяют говорить о том, что не у всех первоклассников процесс адаптации прошёл успешно.
Рисунок 1 Результаты диагностики адаптации детей к школьному обучению
Своевременная психолого-педагогическая диагностика позволяет выявить детей со средними и низкими показателями уровня адаптации, превентируя у них развитие школьной дезадаптации. Овчарова Р.В. определяет понятие школьной дезадаптации как образование неадекватных механизмов приспособления обучающегося к школе в форме нарушений учёбы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности и искажений личностном развитии.
Немаловажное значение в системе предупреждения школьной дезадаптации играет определение сферы трудностей, с которыми сталкивается школьник в процессе адаптации, причины их возникновения. К основным трудностям адаптации на начальном этапе обучения Т.В. Костяк относит следующие показатели:
– трудности в усвоении программы по всем предметам или по отдельным учебным дисциплинам;
– отсутствие внимания (неспособность длительно сосредоточиться на какой-либо деятельности или быстро переключаться с одного предмета на другой, отвлекаемость);
– нарушение норм поведения в школе (нарушения дисциплины: выкрики во время уроков, хождение по классу, конфликты с одноклассниками, фамильярное отношение к учителю);
– страх и запредельная напряженность;
– неуверенность в своих способностях [5].
Трудности адаптации детей к школьному обучению можно разделить на три группы: физиологические, организационно – педагогические и социально – психологические. Каждая группа включает в себя ряд проблем, с которыми сталкивается практически каждый первоклассник.
Физиологические трудности характеризуются степенью напряженности функциональных систем детского организма. Антропова М.В. и Кольцова М.М. исследовали данную группу трудностей [6]. То, как именно происходит функционирование внутренних систем, какие изменения и проблемы могут встретиться в процессе адаптации первоклассника к школе. Рассматривали нарушения высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, сердечно – сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, гигиенических требований и т.д.
Организационно-педагогические трудности возникают при проявлении предыдущих двух групп трудностей. К данной группе причисляют такие проблемы как несформированность навыка самообслуживания, навыка организации своего рабочего места, не соблюдение правил, установленных учителем и взрослыми, нарушение режима дня, неаккуратное отношение к своим личным вещам, а также вещам одноклассников и т.д.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить то, что адаптация первоклассников к школьному обучению, представляет собой процесс перестройки эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сфер обучающегося, протекающий в сугубо индивидуальном режиме, обусловленном психофизиологическими особенностями младших школьников, внешними социально-педагогическими факторами. Соответственно в процессе развития новых адаптивных механизмов, обучающиеся сталкиваются с разными трудностями физиологического, социально-психологического и педагогического характера. Поэтому работа по адаптации детей к школе должна начинаться ещё с дошкольного возраста, носить характер преемственности. Реализация комплексного подхода к организации учебной деятельности младших школьников, предполагающего включение в образовательный процесс одновременно педагогов, психологов и родителей для создания оптимально – комфортных условий полноценного развития младшего школьника во всех его сферах, будет способствовать успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.
1. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2002. – 512 с.
2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников М.: Владос , 2001.
3. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учеб. -метод. пособие / Н. Г. Лусканова. - М.: Фолиум, 1999.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 240 с.
5. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. – М., 2008. – 176 с.
6. Антропова М.В. и Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1983.
Исследование посвящено прогнозированию риска возникновения нарушений здоровья детей при адаптации к школьному обучению с позиции конституционального подхода. Методом последовательного анализа Вальда составлена прогностическая таблица для определения вероятности неблагоприятной адаптации к школе первоклассников центровертивного, экстравертивного и интровертивного типов психосоматической конституции. Для экстра- и интровертов установлено большее число факторов риска, чем для центровертов. Показано, что большинство одних и тех же факторов имеют различную информативность и прогностическую значимость для детей с разной психосоматической организацией. Также выявлен ряд прогностических критериев, имеющих значение для неблагоприятной адаптации к школе детей отдельных конституциональных типов. Представленная прогностическая таблица, учитывающая тип конституции ребенка, позволит индивидуализировать подход к оценке прогноза успешности адаптации будущего первоклассника к обучению и своевременно осуществить комплекс медико-социальных мероприятий по устранению либо уменьшению влияния выявленных факторов риска.
1. Бобошко И. Е. Характеристика психосоматического статуса детей трехлетнего возраста: Автореф. дис… канд. мед. наук. – Иваново, 2001. – 20 с.
2. Жданова Л. А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению: Автореф. дис… д-ра мед. наук. – Москва, 1990. – 41 с.
3. Медико-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к образовательным учреждениям / Л. А. Жданова [и др.]. – Иваново, 2008. – 60 с.
4. Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста: пособие для врачей / Л. А. Жданова [и др.]. – Иваново, 2005. – 91 с.
5. Формирование психофункциональной готовности детей к обучению в школе: учеб.-метод. пособие / Л. А. Жданова [и др.]. – Иваново, 2000. – 48 с.
Актуальность. Исследователями установлено влияние ряда биологических и социальных факторов на процесс адаптации детей к школе. Разработаны прогностические алгоритмы, позволяющие оценить степень их вклада в возникновение нарушений адаптивного процесса [2, 5]. Не вызывает сомнения тот факт, что успешность приспособительной деятельности во многом определяется индивидуальными особенностями организма ребенка. Одним из комплексных вариантов их учета является выделение психосоматических конституциональных различий [1]. Можно предположить, что влияние одних и тех же биологических и социальных факторов на процесс адаптации к школе может быть разным в зависимости от типа психосоматической конституции ребенка.
Цель настоящего исследования заключалась в разработке прогностических алгоритмов оценки риска возникновения нарушений адаптации детей к обучению в школе в зависимости от их конституциональной принадлежности.
Контроль за адаптацией первоклассников к образовательному учреждению осуществлялся по общепринятым критериям [3]. При этом в каждой группе детей (центровертов, экстравертов, интровертов) было выделено две подгруппы с четко определенным типом адаптации, которые сравнивались между собой: подгруппа с благоприятным и подгруппа с неблагоприятным течением адаптации. При составлении прогностической таблицы был использован последовательный анализ Вальда.
У всех школьников проводилось изучение факторов социального и биологического анамнеза. При составлении прогностической таблицы учитывались только те факторы, частота встречаемости которых достоверно различалась в сравниваемых подгруппах каждой группы. Для каждой градации значимого фактора рассчитывался прогностический коэффициент (ПК), а для оценки информативности градаций определялся коэффициент информативности Кульбака (КИ). Выявленные факторы риска были проранжированы в порядке уменьшения значимости в зависимости от величины суммы КИ градаций фактора.
Результаты исследования. Установлено, что наиболее успешно адаптировались к образовательному учреждению первоклассники-центроверты. Благоприятный исход адаптации выявлен у них в 42,6 % случаев против 26,7 % (p
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.
Трудности школьного адаптационного периода
Адаптация к школе - это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.
Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:
- нового распорядка дня;
- ограничения на подвижные игры в школе;
- необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
- новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:
- Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
- Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
- Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.
Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного - привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Факторы адаптации ребенка к школе
В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:
- организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
- учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
- психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
- социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.
Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.
Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.
Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:
- особенности характера;
- уровень сложности образовательной программы;
- обстановка в семье;
- наличие сторонних стрессовых факторов;
- степень подготовленности малыша к школе и пр.
В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.
Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?
Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.
На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:
- Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
- Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
- Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
- Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
- У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.
Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой - застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.
Продолжительность привыкания к учёбе в школе
Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:
- Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
- Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.
Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:
- Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
- Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
- К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.
Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.
Проблемы адаптационного периода
Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.
Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:
- Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
- Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
- Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
- Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
- Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.
Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.
Трудности адаптации к школе у первоклассников
Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.
Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.
Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых трудностей:
- Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
- Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
- Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
- Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
- Не предъявлять повышенных требований.
- Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.
Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.
По данным опроса Homeschool Report 2017 респонденты назвали основные причины перехода на домашнее обучение.
Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.
Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.
Комментарий психолога:
Очень часто невысказанные переживания отражаются на физическом здоровье ребёнка. Многим известна ситуация, когда у школьника перед контрольной вдруг поднимается температура и это отнюдь не симуляция. В адаптационный период важно наладить хорошие контакты с учителем, и это то, на что родители вполне в состоянии повлиять. Прийти. Познакомиться, пообщаться, объяснить особенности будущего ученика и попросить отнестись к ним с пониманием.
Важна поддержка со стороны матери – разъяснения, что всё хорошо и всё образуется. Их можно повторять день за днём, и в конце концов это даст свой позитивный результат. Вера родителей отражается на ребёнке.
Переходный период – как указано в статье – может длиться шесть месяцев. Если же и после этого очевидно, что хорошо далеко не всё и улучшений не предвидится, стоит подключать учителя или классного руководителя.
Содержание:
Адаптационный период
Этапы адаптации
Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.
Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.
Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.
Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.
Длительность: около двух-трёх недель.
Длится последний этап от пяти-шести недель до года.
Особенности адаптации первоклассников
Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.
Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.
Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.
Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)
Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену
Любого школьника, переходящего из начальной в среднюю школу, ждёт ещё один период – адаптация к новым условиям уже привычной школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребёнок больше не младший школьник, он становится подростком. В это время начинает активно формироваться личностное новообразование – обретение чувства взрослости и обретение себя, как личности. Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребёнок начинает отгораживаться от близких, которые до этого времени играли важнейшую роль в его жизни. Проявляется это в том, что подросток противостоит любым вмешательствам в его жизнь и зачастую идёт наперекор чувствам и желаниям взрослых.
Теперь подросток готов выстраивать новые отношения со сверстниками. Именно через дружеские отношения у ребёнка формируются модели социальных взаимоотношений, моральные ценности и т.д.
В этот период претерпевает изменения и самооценка ребёнка. Раньше она была напрямую связана с учебной деятельностью, с уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Теперь главным критерием самооценки становится уровень общения со сверстниками. Ведущей деятельностью становится общение.
На данном фоне снижается учебная мотивация, успеваемость падает, случаются конфликты с учителями.
Родителям стоит помнить о том, что умственная активность подростков в этот период довольно высокая. Но её развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые испытывает ребёнок во время обучения.
То есть, когда ребёнок переходит из начальной ступени школьного обучения в среднее звено, он подвергается не только внешним изменениям, но и глубинным, внутренним.
Виды адаптации
Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:
Социально-психологическая адаптация
Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.
Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:
Познавательные способности
Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.
Креативное мышление
Самоорганизация
С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.
Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.
Физиологическая адаптация
На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.
Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители
Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:
Проблема утреннего пробуждения
Опасные домашние задания
Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.
Условия для успешной адаптации
К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:
- наличие полной семьи;
- высокий уровень образования родителей;
- адекватные методы воспитания;
- уважение прав ребёнка;
- готовность ребёнка к школе;
- положительное отношение в семье к статусу школьник.
Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворённость от процесса обучения
Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.
2. Освоение программы
Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.
3. Степень самостоятельности
Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.
4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками
Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.
Общие рекомендации для родителей
Советы психолога
Похвала
Каждая мама, помогая делать уроки своему ребёнку, замечает его ошибки. А ведь так хочется, что бы ребёнок писал и выполнял все задания правильно! В этот момент мамин внутренний критик, исключительно из любви к ребёнку, начинает придираться, указывая на ошибки…
Родителю важно подмечать то, что у ребёнка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности – у ученика появится желание и стремление сделать лучше!
График работоспособности при подготовке домашнего задания
Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребёнком и ответить на несколько вопросов:
Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.
Не требуйте слишком много!
Ставка на уверенность
Помогая ребёнку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чём он силён.
Всегда должна быть возможность успокоиться
Многие родители не знают, как правильно успокаивать ребёнка в случае его огорчения, разочарований и слёз. Очень важно в такие моменты разделить чувства ребёнка и позволить ему их выразить.
Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:
Медицинские рекомендации
- Стабильный режим дня. Важно подводить ребёнка к этому режиму не сразу, а постепенно.
- Полноценный сон.
- Удобное рабочее место. Важно правильно выбрать мебель (соответствующую росту ребёнка), источник освещения должен быть слева от ребёнка.
- Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
- Отдых после уроков (желательно со сменой деятельности).
- Рационально здоровое питание.
- Позитивное отношение к окружающим людям.
- Стремление к успеху.
- Исключить просмотр ТВ и компьютерных игр перед сном.
Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.
Читайте также: