Перевод в другую школу адаптация

Обновлено: 05.07.2024

Переезд — непростое испытание для любого человека, и когда на него решаются семейные люди, то дети неизбежно следуют за родителями, покидая дом, к которому привыкли, расставаясь с друзьями и одноклассниками. Для них это— стрессовый период. Как же помочь юным переселенцам адаптироваться к новым условиям?

Для ребенка очень важна внешняя стабильность: многие родители замечают, как нужен детям ежедневный ритуал, как успокаивает их привычная обстановка. Новое место, даже более комфортное, невольно нарушает внутреннее равновесие, требует освоения и привыкания.

Детская реакция на изменения зависит от личностных особенностей. Как правило, интеллектуально и эмоционально развитые дети труднее переживают потерю стабильности. Тревоги, капризы и страхи могут стать реакцией на эти изменения.

В связи с этим необходимо максимально приблизить новое жилище к привычной ребенку обстановке, постепенно адаптируя ее к новым потребностям.

Советы родителям

1. Не отзывайтесь при ребенке плохо о новой школе и учителях. Не сравнивайте учебные заведения. Не говорите, что вас что-то настораживает или смущает — это поубавит в нем уверенности. Говорите с детьми о новых возможностях, связанных с переездом и новой школой.

4. Не акцентируйте внимание на успеваемости первое время после переезда, не требуйте от ребенка прежних результатов в учебе. Расспрашивайте об одноклассниках, учителях, кто ему симпатичен и почему, а кого он недолюбливает. Что интересного, смешного, необычного произошло за день.

6. Поговорите с родителями, у которых есть опыт перевода ребенка в другую школу, попросите поделиться лайфхаками. Не держите большую дистанцию с другими мамами и папами — это может негативно сказаться на ребенке.

Середина учебного года — самый неблагоприятный период для смены школы, так как ребенок часто вынужден адаптироваться не только к коллективу, но и к программе и требованиям. Этот период сложен независимо от возраста, особенно если ваш ребенок ощущал себя счастливым в прежней школе, был лидером и имел много друзей.

Как адаптация в новой школе зависит от возраста ребенка

Младшие школьники

Дети 7-10 лет вливаются в коллектив легче, чем новички старшего возраста, особенно если семья переехала до начала учебного года. В классе еще нет четко сформированных групп, явных лидеров и аутсайдеров. В сентябре появление в классе незнакомого ребенка вызовет меньше внимания, чем в середине четверти.

Ученики младших классов лояльно относятся к недостаткам сверстников, да и собственные комплексы у них выражены не так ярко, как в подростковом возрасте. Им легче идти на контакт, знакомиться.

Мнение учителя для учеников начальной школы авторитетно. Если педагог правильно представит новенького, попросит ребят показать ему школу, научить играм, то дети охотнее примут его.

Ученики средних классов

В классе, где учатся школьники 11-15 лет, уже успели сформироваться группы, и новичку потребуется время, чтобы примкнуть к одной из них. Сверстники будут присматриваться друг к другу, прежде чем завести разговор, и это нормально.

В этом возрасте имеет значение одежда, гаджеты, прическа. Первый день в новой школе как раз тот случай, когда встречают по одежке. Уделите внимание внешнему виду подростка, но не навязывайте своего мнения.

Научите ребенка показывать свои знания и при этом не выглядеть выскочкой или зубрилой в глазах одноклассников. Если за подростком в прежней школе закрепилась репутация двоечника или хулигана, то после переезда у него есть шанс, что ситуация изменится в лучшую сторону. Возможно, для восполнения пробелов в знаниях потребуются занятия с репетитором.

Старшеклассники

В старших классах подростки настроены на учёбу, на поступление в среднее или высшее учебное заведение. Социальные связи внутри коллектива сформированы, и новичку будет трудно обзавестись друзьями. Доброжелательные отношения с одноклассниками – неплохой вариант развития событий. Компанию для задушевных разговоров и прогулок ребенок может найти в кружке или секции.

Поддержка мама и папы, помощь в адаптации к новой школе бесценна. Трудности из-за переезда, пережитые вместе, укрепят детско-родительскую привязанность.


Смена школы — большой стресс для ребенка. Период адаптации может занять около двух месяцев, а иногда и больше, поэтому в этот сложный период как никогда нужна поддержка родителей.

Про адаптацию в разном возрасте

Психологи считают, что переход в новую школу в начальных классах наименее болезненный. Если родители будут чаще хвалить ребенка за любую, пусть и небольшую, победу и не сравнивать с другими учениками, то ему будет гораздо проще привыкнуть к новому месту. В этом возрасте вы можете помочь наладить коммуникацию со сверстниками — устройте домашнюю вечеринку, на которой ребенок в неформальной обстановке сможет обсудить с одноклассниками не только учебу, но и свои интересы.

Не требуйте отличных отметок от ребенка с 1 сентября. Ему нужно время, чтобы освоиться и найти плюсы в новом месте. Может быть, первое время школьник будет тяжело переносить разлуку со старыми друзьями (если вы переехали в другой город) и всем тем, к чему он привык.

Со старшеклассником важно разговаривать на равных. Если подросток не хочет менять школу, важно это учитывать. Обсудите плюсы и минусы новой школы, какие перспективы это даёт (поступление в хороший вуз, сильная языковая подготовка). Из-за подготовки к экзаменам и дополнительным занятиям у ребёнка может просто не остаться времени на адаптацию, поэтому поддержка родителя очень важна.

Как помочь ребенку пережить перемены

3. Будьте уверены и спокойны. Не транслируйте ребенку свои собственные страхи и сомнения. Покажите, что вы уверены, что в новом классе будет хорошо. Если вы видите, что ребенок чего-то боится, расскажите ему про свой опыт, как вы побороли свой страх. Если вы сами меняли школу, обязательно расскажите об этом.


Как понять, что ребёнку плохо в школе и надо перевести его в другую

4. Будьте рядом. Перед тем как ваш ребенок приступит к учебе, постарайтесь побывать в новой школе вместе. Лучше несколько раз, если получится. Сходите на экскурсию, познакомьтесь с учителем, поешьте в столовой, покатайтесь вокруг на велике. Пусть ребенок присвоит это новое для него пространство, разберется, как оно работает: где туалет и актовый зал, сколько стоит булочка с чаем, сильно ли злая уборщица. Новая школа в первый день занятий будет уже не такая и новая.

5. Предложите помощь. Спросите у ребенка, что сложного в новом месте? Дети очень разные, для каждого сложности свои: не знаю, что отвечать на расспросы других детей; страшно, что учителя часто вызывают; мне не с кем дружить. Ему правда сейчас требуется ваша помощь, будет здорово, если вы посоветуете ему, как вести себя в разных ситуациях, поделитесь своим опытом, проявите заинтересованность в его делах.

7. Важна стабильность. Постарайтесь сохранить как можно больше привычного в жизни ребенка. Новая школа — большое изменение (тем более, если причина в переезде), пусть хотя бы блинчики на завтрак, вечерняя прогулка с собакой и кафе-мороженое по субботам останутся неизменными.

Тема: «Адаптация учащихся при переходе в новую школу:

- формирование представлений о причинах трудностей адаптационного периода в новую школу

- проанализировать ожидания детей от перехода из одной школы в другую;

-наметить пути взаимодействия педагогов по преодолению трудностей периода адаптации в классе

-Переход ребенка в новую школу – это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем. Ребенка, пришедшего впервые в новую школу, встретит незнакомый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научится выполнять требования школьной дисциплины, которые отличаются от его прежней школы, новые обязанности, связанные с учебной работой.

Адаптация понятие широкое и включает в себя:

Адаптацию социальную – к социальной среде, к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса;

Адаптацию психологическую – построение взаимоотношений;

Адаптацию педагогическую – требования учителей, объем материала, учебный план, система построения урока и т.д.;

Адаптацию к эргономическим – рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др.

Школьная адаптация имеет две стороны:

  1. Приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
  2. Включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей. (интернализация- процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом)

-Рассмотрим трудности, возникающие в процессе адаптации.

Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

  • Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
  • Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т.д.

Дезадаптация, или нарушение адаптации выражается:

  • Неуспешность обучения;
  • Нарушение школьной дисциплины;
  • Конфликты с учителями и одноклассниками;
  • Асоциальное поведение ученика;
  • Эмоциональный дискомфорт (вспышки гнева, высокая тревожность, страхи, избегание, подавленное настроение, часто плачет, внутренняя напряженность);
  • Соматическая ослабленность организма (тошнота, головная боль, снижение иммунитета, ощущение усталости и т.д.).

Этот период достаточно сложный для ребенка и благодаря эмоциональному участию и внимательное отношение к ребенку позволит сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным.

  1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
  2. Не говорите ребенку, что он хуже всех;
  3. Честно и терпеливо отвечайте на его вопросы;
  4. Старайтесь каждый день общаться с ребенком;
  5. Найдите время провести его с ним;
  6. Подчеркивайте, что вы им гордитесь за его первые шаги к самостоятельности;
  7. Оценивайте его поступки, а не его личность;
  8. Ребенок относится к себе так, как относится к нему взрослый;
  9. Не сравнивайте ребенка с другими;
  10. Отмечайте самые маленькие достижения ребенка;
  11. Поддерживайте инициативу ребенка, его попытки преодолеть трудности;
  12. Давайте возможность ребенку высказаться!
  13. Интересуйтесь его взаимоотношениям с одноклассниками и учителями.

Признаки успешной адаптации

  • Ребенку нравится ходить в школу;
  • Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле;
  • У него появляются новые друзья.

Стоит помнить, что ребенку необходима Ваша помощь, в одиночку со стрессом справится очень сложно.

Одна из задач - способствовать гармоничному развитию учащихся, и поэтому стоит помочь ребенку адаптироваться к новым условиям вместе.

Подведение итогов мероприятия

-Всем педагогам необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины.

В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. Пусть они будут вам напоминанием о том, что мы не имеем права выпустить из своей большой ладони детскую, т. е. оставить ребёнка без поддержки, понимания.

Иногда в жизни ребенка возникает необходимость сменить место обучения. Перевестись в другую школу.

Потребность в этом может возникнуть из-за многих причин. Из-за неудобного расположения учебного заведения, предвзятого отношения учителей или конфликтов с одноклассниками.

Мы расскажем о том, как нужно поддерживать ребенка при переводе в другую школу.

Пообщайтесь с семьями, которые часто переезжают, и попросите совета у них



Наверняка у вас есть друзья или знакомые, которые часто переезжают из города в город. Это могут быть родители, которые работают на госслужбе. Например, судьи, полицейские или военные, которых после повышения переводят в более крупные города.

Спросите у них совета по поводу того, как они подготавливают своих детей к очередному переезду. Что они говорят, чтобы успокоить чадо. И как поступают для того, чтобы ему было легче вжиться в новый коллектив.

Примените полученные советы по отношению к вашему ребенку.

Проанализируйте несколько школ и определитесь с тем, где более дружный коллектив

На этапе подбора новой школы в обязательном порядке обратите внимание на будущий коллектив, в котором будет пребывать ребенок. Поговорите с классным руководителем. Узнайте, насколько дружная у него школа. Не гнобят ли в ней детей. Не обижают ли новеньких.

Вам нужно отдать ребенка в ту школу, в которой к каждому новенькому дети относятся уважительно. В ней ребенку будет комфортно учиться.

Если у вас мальчик, то отдайте его в класс, где большое количество девочек

Если у вас мальчик, то рекомендуем отдать его в класс, в котором учатся преимущественно девочки. Чтобы он был там единственным мальчиком. Существует вероятность, что благодаря этому ребенка гарантированно никто не будет унижать. С девочками он наверняка найдет общий язык. В отличие от представителей мужского пола.

Если вы найдете класс, в котором, к примеру, 5 мальчиков и 23 девочки, то в него тоже можно отдавать ребенка. Он сможет поладить с представителями мужского пола. Поскольку их довольно мало.

Если переживаете, что ребенок не может адаптироваться к новому коллективу, то ни в коем случае не отдавайте его в классы с обратной ситуацией. Те, в которых 23 мальчика и всего 5 девочек. Существует большая вероятность, что при общении с ними у ребенка будут возникать конфликты.

Помогите ребенку научиться вливаться в новые коллективы

Если ребенок тяжело входит в новые кампании и коллективы, то вам нужно помочь ему избавиться от коммуникативных проблем. Найдите в вашем городе тренинги, на которых учат общаться с новыми людьми. И становиться душой кампании.

Проинструктируйте ребенка о том, как вести себя в новом коллективе


Вливаться в новый коллектив ребенку предстоит постепенно. Сразу обзавестись друзьями ему будет довольно непросто. Однако, сделать это придется.

Мы рекомендуем попросить ребенка придерживаться следующей тактики:

  1. В первый же день подойти к какому-нибудь мальчику/девочке и завести с ним разговор. Попытаться поговорить о чем-либо. И подружиться.
  2. На следующий день ребенок может общаться с этим мальчиком. И постепенно переходить к знакомству с другими ребятами. Налаживать с ними отношения по тому же принципу, что и с первым мальчиком.
  3. К концу второй недели обучения ребенок должен познакомиться со всем классом. Выучить одноклассников по именам. А также влиться в какую-нибудь группу учащихся.

После того, как ребенок познакомится со всеми одноклассниками, он сможет выбрать для себя подходящую группу детей. Будь то обычные ребята, отличники, модники, дети, любящие ничего не делать на уроках и так далее.

Также, после знакомства ребенок сможет определиться, с кем ему комфортнее общаться - с мальчиками или девочками. Если с первыми, то пусть уделяет основное время им. Если со вторыми, то им.

Объясните ребенку, что в новой школе ему будет лучше, чем в старой

Расскажите ребенку, по какой причине вы покинули предыдущее учебное заведение. Объясните, почему новая школа будет для него лучше.

Если в прошлом учебном заведении у ребенка были плохие оценки из-за предвзятого отношения учителя, то объясните ему, чем это было чревато. Скажите, что недобросовестные педагоги могли испортить чаду аттестат. И, как следствие, не дали бы ему возможность успешно сдать ЕГЭ. А также поступить в престижный ВУЗ.

Если у ребенка были проблемы с одноклассниками в прошлой школе, то объяснять причину перехода из нее не нужно. Скорее всего, ребенок и сам был рад, что вы перевели его в другое учебное заведение.

Сделайте так, чтобы ребенок поддерживал общение со своими прежними друзьями

Если у ребенка есть друзья, то вам нужно сделать так, чтобы он поддерживал с ними связь во время занятий в новой школе. Ученик ни в коем случае не должен терять прежний круг общения. Это его очень расстроит.

Если у ребенка были хорошие отношения с бывшими одноклассниками, то проведите прощальную вечеринку

Если вы перевели ребенка из школы не из-за проблем с одноклассниками, то организуйте специальную вечеринку. На ней приятели и друзья вашего чада будут провожать его в новое учебное заведение. А также развлекаться, веселиться.

В зависимости от возраста ребенка, вечеринки могут быть разными:

  • Если он учится в начальной школе, то можете накрыть стол конфетами, едой и газировкой.
  • Если в средней или старшей, то можете организовать празднование в кафе или ресторане. Место проведения мероприятия зависит от того, сколько денег вы готовы потратить на этот процесс.

Помогите ребенку привыкнуть к тем правилам, которые действуют в новой школе

В большинстве российских школ правила и внутренний распорядок значительно отличаются друг от друга. Чтобы ребенку было легче влиться в новую обстановку, попросите у его классного руководителя правила поведения. Расскажите их ребенку. И попросите соблюдать.

Если в прошлой школе ребенка не заставляли носить переобувь, а здесь просят, то рекомендуем следовать этим правилам. То же самое может быть и с гардеробом. В одних школах требуют сдавать в него куртки. А в других - нет.

Правила новой школы нужно соблюдать. В противном случае, у ребенка могут появиться проблемы с учителями.

Если вы научите чадо следовать правилам школы еще до похода в нее, то ему будет очень просто свыкнуться с новыми установками.

Если вы отдаете ребенка в сильную школу, то запишите его на подготовительные курсы

Существуют сильные школы, которые дают более серьёзную базу знаний, чем в традиционных учебных учреждениях. Чтобы иметь хорошую успеваемость в них, недостаточно просто ходить на уроки. Помимо них, ребенку необходимо самостоятельно изучать материал дома. И эффективно выполнять домашнее задание.

Чтобы ребенку было легче учиться в сильной школе, рекомендуем записать его на факультативы по определенному предмету. Скорее всего, они проводятся прямо при школе. И недорого стоят.

Обновите гардероб ребенка перед походом в новую школу


Чтобы новый коллектив легче принял ребенка, рекомендуем обновить его базовый гардероб. Купить:

  1. Новый рюкзак.
  2. Красивую школьную форму.
  3. Модную одежду.
  4. Новые кроссовки, в которых ребенок будет ходить в школу.

Одеть ребенка на первое сентября нужно максимально красиво. Это необходимо для того, чтобы детям было легче принять его в новый коллектив. Поговорка "Встречают по одежке, а провожают по уму" в школе очень актуальна.

Отвлеките внимание ребенка от того, что он переходит в новую школу

Сделать это можно с помощью покупки какого-нибудь предмета, который ребенок очень давно хотел. Например, можете приобрести:

  1. Игровую приставку.
  2. Последнюю модель iPhone.
  3. Беспроводные наушники.
  4. Мощный компьютер.
  5. Красивые часы.

Или любой другой предмет.

Важно, чтобы он никаким образом не был связан со школой. В противном случае, ребенок вспомнит о том, что ему скоро идти в новый коллектив. И расстроится.

Читайте также: