Перевал в середине пути краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Чудесная книга о развитии личности! Как проходит путь встречи с собой истинным, и о важности кризиса середины жизни. Каким можно подойти к этому моменту, и каким обновленным можно выйти из него. Психологам и коучам к прочтению обязательно; и очень рекомендую прочитать хоть одну книгу Холлиса вообще всем для развития.

Прекрасно.
Я нашла нового автора. Хочется читать его всего. Чем и займусь

Я люблю читать бумажные книги, предпочитаю их электронным вариантам. Однако данное издание читать не смог. Мелкий шрифт. Как будто издатели решили сэкономить. На читателе? На его удобстве? Да за такую цену. Очень странно.
Пожалуй, в данном случае скачаю книгу в электронной библиотеке и сделаю шрифт таким, какой мне будет комфортен.

Не мы выбираем книги, а они нас. Так случилось и с книгами Джеймса Холлиса, которые появились в моей жизни именно тогда, когда я остро в них нуждалась. В книгах "Обретение смысла во второй половине жизни" и "Перевал в середине пути" я нашла ответы, на давно терзавшие меня вопросы. Я получаю наслаждение, каждый раз соприкасаясь с его мыслью, облаченную в прекрасный слог. Большое удовольствие, перечитывать его книги, каждый раз открывая в них новую глубину и мудрость суждения. Автор - удивительный, глубокий человек. Единственное, что хотелось бы иметь возможность приобрести издание и в твердом переплете.

Одна из лучших книг про кризис среднего возраста. Автор, в отличие от многих своих коллег, не пытается успокоить читателей, переживающих этот кризис, говорит с ними откровенно и прямо. Только такой разговор на эту тему и может быть по-настоящему продуктивным.

Очередная книга Д. Холлиса. Автора целого ряда книг по психологии ориентированной на юнгианское направление. Другие его книги изданы тем же издательством в таком же оформлении. Мягкая обложка. Белая бумага.

Книга обладает достоинствами и недостатками других книг этого автора. Берется общая психологическая проблема. В данном случае кризис середины жизни и описывается с разных сторон, начиная с мыслей К.Г. Юнга по данному вопросу и заканчивая литературными произведениями. Написано все литературно интересно. Плюс можно познакомиться с цитатами из других авторов по данной тематике. В целом напоминает философский трактат, нежели научное исследование. Или литературное упражнение. Но за красотой формы часто стоит довольно известное содержание: есть кризис и он порождает такие проблемы . (см. книгу). Ну и главный недостаток - мало что сказано, что с этим делать.

Вывод: хорошее литературное произведение по данной тематике. Можно воспринимать как большую беседу или цикл лекций автора перед читателями.
Научные исследования, конкретные инструкции, как преодолеть кризис и новизну взглядов на данный вопрос книга не содержит.

Этой книгой можно или восхищаться (особенно, если лично Вам она очень помогла), или зашвырнуть ее подальше в книжный шкаф, параллельно жалея о бесцельно потраченных деньгах. Какие отношения с ней сложатся лично у Вас, до первой главы не угадаете. Если Вы находитесь в той самой середине, того самого перевала, то эта книга, которую Вы так долго ждали и искали, и Вы будете от нее в полном восторге (даже несмотря на то, она буквально "пропитана" специфическим языком профессиональных психологов, и кое-где ее просто трудно читать). Если же Вы еще только на пути к своему перевалу, то книга покажется Вам пустой и занудной (это потому, что Ваши 1000 шагов в гору еще просто не пройдены). Мне помогла, я от нее в восторге. Моей подруге "не пошла", даже до 2-й главы не дочитала, сказала:"Замудренный бред". Каждому, как говорится, свое.

Мне 40 лет, и то, что говорится в этой книге о кризисе среднего возраста, сверхактуально для меня. Когда я читал эту книжку, иногда было так грустно, что хотелось выкинуть ее и забыть всё, что в ней написано. Не всякому ведь понравится выявить и осознать, что в своей жизни ты наломал немало дров, или жил так, потому что тебя таким хотели видеть ДРУГИЕ люди. Но, как ни странно, процесс осознавания своих недостатков и странных, непонятных черт личности (своей "Тени") ведет не только к грусти, а еще и к пониманию, что ты МОЖЕШЬ измениться. Да, даже в 40 и в 50 лет. Можешь! Жизнь не кончается на "Перевале", не катится вниз. Всё то, что я сказал выше, достаточно подробно разъясняется в книге. Очень рекомендую ее людям, которые стремятся прожить свою жизнь ПОЛНО, а не просто потому что родились. Вы даже сумеете понять, как начать жить СВОЕЙ жизнью, а не тем существованием, которым вы (быть может) довольствовались прежде. После прочтения данной книги я понял, что надо купить еще одну работу Джеймса Холлиса: "Почему хорошие люди совершают плохие поступки?"

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 219
  • КНИГИ 669 845
  • СЕРИИ 25 798
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 077

Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни

James Hollis

The Middle Passage

From Misery to Meaning in Midlife

Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни - i_001.jpg

Перевод с английского:

В.И.Белопольский, В.В. Мершавка

Печатается с разрешения City Books

ISBN 0-919123-60-0 (англ.)

Предисловие автора к российскому изданию

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу.

Наши сердца переполнены новой агонией, новой похотью и молчанием… Таинство стало более диким, а Бог – более великим. Власть темных сил тоже возросла, ибо их стало больше, и вся человеческая обитель испытывает великое потрясение.

Жизнь следует запоминать как события прошлого, но жить, устремившись в будущее.

Иисус сказал: Когда вы рождаете это в себе, то, что вы имеете, спасет вас. Если вы не имеете этого в себе, то, чего вы не имеете в себе, умертвит вас.

В течение многих лет своей психотерапевтической деятельности я слышу, как мои клиенты с разной с биографией и исполняющие самые разные роли в жизненной драме, рассказывают мне самые разные истории, но при этом у них у всех есть нечто общее: оказывается, они осознали, что их прежнее представление о смысле жизни и прежняя стратегия их поведения перестали быть для них эффективными. У одних людей эта необходимость осознания стала следствием возникающих затруднений в их отношениях с окружающими; у других пропал энтузиазм, который помогал им делать карьеру; третьи стали чаще болеть и ощущать депрессию или приступы необъяснимой тревоги. Я понял, что каждый из них находится в особом состоянии сложного психологического перехода, помочь которому не может никакая социальная служба, за исключением психотерапии. Ведь выбирая в молодости карьеру, мужа или жену и даже систему ценностей, разве мы не считали, что выбираем их на всю жизнь? Так на какую поддержку может рассчитывать человек, когда ему станет ясно, что он совершил ложный выбор?

Джеймс Холлис,

Хьюстон, Техас, США

октябрь 2005 года

Почему в среднем возрасте многим из нас становится так плохо? Почему именно в этот период нашей жизни? Почему мы называем его кризисом? В чем заключается смысл этого кризиса?

Последние десять лет психоаналитической практики моими пациентами в основном были люди среднего возраста, и я снова и снова сталкивался с одним и тем же хорошо узнаваемым психологическим паттерном. Перевал в середине пути открывает поразительную, хотя зачастую и болезненную, возможность пересмотра представления о самом себе. Именно поэтому в данной книге поднимаются следующие вопросы:

Каким образом мы обретаем изначальное ощущение своего Я? Какие именно изменения предвещают Перевал в середине пути? Как образом мы можем перестроить ощущение своего Я? Какая связь между теорией индивидуации Юнга и нашими обязательствами по отношению к окружающим? Какие установки и изменения в поведении движут нами и поддерживают процесс индивидуации при переходе через этот Перевал, от таинства к обретению смысла жизни?

Деятельность состоит из трех стадий: инсайта, предварительной внутренней работы и самого действия. Психология требуется только на первой стадии, а на второй и третьей стадиях основную роль играет нравственная сила[1].

z4_oEzBKNDg

Парадокс заключается в том, что, только отбросив все, что нашли, мы выйдем за пределы иллюзорной гарантии безопасности и идентичности; прошлое должно быть забыто. Самое странное, что после этого наше сердце переполнится ощущением полноты бытия. Тогда мы совершим шаг от знаний, наполняющих нашу голову, к мудрости сердца. Тайна, которая открывается нам с помощью узкого проблеска бытия, называемого сознанием,— это еще не вся тайна. Мы никогда не придем к тому, чтобы однажды окончательно и определенно понять, в чем заключалось наше душевное странствие. Мы можем лишь постараться, насколько это получится, совершить его максимально осознанно. В течение второй половины жизни, когда бы она ни наступила, старый мир Эго может по прежнему требовать сохранения верности себе. Однако чувство реальности зависит от него уже гораздо в меньшей степени. Разумеется, потерю социальных ролей можно сравнить со смертью, но осознанное расставание с ними может положить начало процессу трансформации, и мы поступим мудро, если будем поддерживать этот процесс, а не препятствовать ему. Когда мы выйдем из этого духовного тупика, многие прежние потребности Эго нам больше не покажутся такими же важными, как раньше.

Признаком того, что человек еще не прошел через Перевал, является его сохраняющаяся тяга к типичным для стадии первой взрослости видам деятельности, связанным с укреплением собственного Эго. Он еще не понял, что эти деятельности представляют собой проекции на временные и мнимые иконы. Это иллюзорные идолы, которые необходимы во время взросления, но впоследствии они только сбивают нас с нашего пути. Разумеется, само по себе наше странствие является символическим; это образ движения, развития, отношений эроса и танатоса, усилия, необходимого для воплощения смысла. Наша задача в среднем возрасте состоит в том, чтобы стать достаточно сильными для того, чтобы отказаться от порывов Эго, свойственных первой половине жизни, и открыть для себя широкое поле новых интересов.

После перехода через Перевал середины жизни никто не может сказать, куда дальше занесет нас наше странствие. Мы лишь знаем, что должны взять на себя ответственность за свою жизнь, что путь, которым пошли другие, не обязательно нам подходит, и что то, что мы ищем, в конечном счете находится внутри, а не вне нас. Только изнутри мы воспринимаем побуждения души; и именно повышенное внимание к внутренней, а не внешней истине отличает вторую стадию взрослости от первой. Личностью становится только тот, кто сознательно следует зову внутреннего голоса. Акт осознания имеет главенствующее значение; в противном случае мы окажемся во власти комплексов. Герою, живущему в каждом из нас, необходимо ответить на призыв к индивидуации. Нам следует отвлечься от какофонии внешнего мира, чтобы прислушаться к своему внутреннему голосу. Если мы позволим себе жить устремлениями души, то станем независимой личностью. Мы можем стать чужими для тех, кто считал, что нас знает, но, по крайней мере, мы больше не будем чужими по отношению к самим себе.

Осознание перехода через Перевал требует отделения представления о самом себе от совокупности интериоризированных нами знаний. При этом наше мышление постепенно совершает переход от магического к героическому, а затем — к человеческому. Наши отношения с другими людьми становятся менее зависимыми; мы меньше спрашиваем окружающих, а больше — самих себя. Наше Эго получает синяки, и нам следует сформировать иное отношение к внешнему миру: карьере, отношениям с людьми, источникам эмоциональной поддержки и удовлетворения. Задавая вопросы себе, мы тем самым избавляем себя от разочарования, что не получили от других чего-то того, чего у них просто не было; мы признаем, что их прямая ответственность, равно как и наша,— совершить свое собственное странствие. Мы все больше приходим к осознанию конечности телесного и хрупкости, присущей всему человеческому. Если у нас хватит мужества, переход через Перевал после своего завершения в конце концов снова вернет нас к жизни. Странно, ибо вместе с тревогой рождается трепетное ощущение свободы. Мы даже можем прийти к такой установке сознания: совершенно неважно, что происходит вовне, пока сохраняется жизненно важная связь со своим Я. Вновь обретенная связь со своей внутренней жизнью оказывается более ценной, чем нарушение баланса во внешней жизни. Оказывается, что богатство, которое приносит душевное странствие, значит ничуть не меньше, чем награды, полученные в результате социальных достижений.

Либо мы привносим в свою жизнь нечто существенное, либо она оказывается потраченной впустую. Огромная мистическая энергия, которая сосредоточена в зачатии, на какое то время сохраняется у нас внутри и затем перетекает дальше. Давайте будем благодарными гостями на этой земле, давайте сознательно примиримся с этой лучезарной энергией – жизнью.


Помню как в 25 я ощутила на себе кризис молодости. На тот момент я не осознавала что это. Да и сдвиги в жизни были небольшие. И при игнорировании уже в 28 я ощутила это сильнее. С того момента я и начала задавать себе вопросы: Кто я? Что я за личность? А какие мои сильныеслабые стороны?


luba_an аватар




Вторая книга Милы, которую я купила: так ли много повторений с общедоступной информацией? Какие моменты мне понравились? +ФОТО основных цитат

Всем привет-привет! Кто не знает Милу? Милу знают все Мой сегодняшний отзыв будет посвящен новой книге Милы Левчук под провокационным названием "Как познакомиться с достойным мужчиной и всё не испортить." Кстати, уверена, что многие купят эту книгу именно из-за такого названия, но я купила ее…


Мир психологии и психотерапии сегодня очень разнообразен. Разобраться обычному человеку в нем сложно. Юнгиниаская психология в списке психологических школ и направлений стоит особняком. Ее основатель, Карл Густв Юнг, попытался соединить восточную философию и западную науку в одно целое.


alenaflygirl аватар




Убираем второй подбородок и восстанавливаем овал лица! Это не так сложно как вам кажется. Гимнастика для лица творит чудеса!

Думаю, что каждая девушка, присутствующая на "Айреке", хочет быть красивой и как можно дольше оставаться молодой и привлекательной (другие здесь просто не сидят). Я не исключение.


Таша888 аватар




С удовольствием хочу рассказать вам о книге Ольги Жук "Энергетическая матрица судьбы. Как открыть каналы здоровья, счастья и благоденствия. Книга 1" Хочу сказать, что Книгу 2 - я так и не нашла, но, если бы получилось, то с удовольствием бы её почитала. Первая книга пришлась мне по душе .


Ева Литвин аватар

Всем кто заглянул, здравствуйте! Иногда нам трудно понять почему находясь в той или иной ситуации мы поступили именно таким образом. А все потому, что на наше поведение могла повлиять какая-то малозаметная деталь, которой мы не придаем большое значение. И зря.


CinemaStrange аватар

На эту книгу я наткнулась, модерируя отзывы на айреке. Уже исходя из названия я поняла, что эта книга — как раз то, что мне нужно. Свою инфантильность я начала осознавать не так давно, а вот что с ней делать — непонятно.


Fuite аватар




Отвечают ли дети за поступки своих родителей? - увы, да. Берт Хеллингер ДОКАЗАЛ, что причина неудач в судьбе человека может к нему не иметь никакого отношения, а быть тенью событий давно минувших лет.

Когда я начинала писать этот отзыв, то моему удивлению не было предела. Да, бывает, ты пишешь отзыв на книгу, и есть ветка с автором, но нет самого произведения. Но тут! Хеллингер вообще отсутствует в разделе "книги". Как же так? Ведь он создал революцию в психоанализе.

Читайте также: