Перечень сведений ограниченного доступа в школе

Обновлено: 06.07.2024

Перечень конфиденциальной информации на предприятии — это список закрытых от посторонних сведений. В их число, как правило, входят коммерческая информация, персональные и профессиональные данные (последние два вида определены федеральными законами).

Какие сведения входят

  • тайна судопроизводства и следствия;
  • персональные данные;
  • служебная, профессиональная и коммерческая тайна;
  • известия об изобретении (до публикации);
  • материалы из личных дел осужденных.

Как утвердить перечень

Реестр в большинстве случаев состоит из двух разделов — коммерческой тайны и информации, доступ к которой ограничен законодательно.

1. Официально утвержденного перечня конфиденциальных сведений в области коммерческой тайны не существует. Каждая организация сама устанавливает, к каким материалам следует ограничить доступ третьих лиц. Чаще всего закрывают данные о:

  • планируемых сделках и контрагентах;
  • маркетинговых исследованиях, анализы рыночной конъюнктуры;
  • научно-технических и технологических решениях;
  • производственных секретах (ноу-хау);
  • механизмах ценообразования;
  • хозяйственной деятельности;
  • бухгалтерской отчетности.

2. Информация, доступ к которой ограничивается законом. Сюда относятся персональные данные, материалы профессионального характера, налоговая, банковская, адвокатская, нотариальная, врачебная, аудиторская и прочие виды тайн.

Чтобы понять, какое назначение имеет перечень конфиденциальных сведений предприятия, необходимо руководствоваться практическими соображениями и требованиями закона:

  1. Коммерческая тайна призвана повысить доходы и (или) сократить расходы, обеспечивать прибыль ее владельцу как раз вследствие сокрытия от третьих лиц — значит, ее необходимо охранять от конкурентов.
  2. Ст. 9 закона №149-ФЗ в п. 2, 4, 9 регламентирует обязательность соблюдения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательно.
  • определяются и систематизируются данные, требующие защиты от неправомерного использования;
  • устанавливается порядок ограничения доступа, взаимодействия и надзора;
  • учитываются лица или должности, получившие допуск;
  • устанавливаются требования к сотрудникам и контрагентам, получившим допуск в ходе выполнения должностных обязанностей или по соглашению;
  • документы, составляющие коммерческую тайну, грифуются.

Мероприятия, устанавливающие режим конфиденциальной информации, регламентируются положением, инструкцией или регламентами. Документационное оформление зависит от установленных в организации правил документооборота. Для введения в действие документа издается приказ об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. С его содержанием надо ознакомить всех причастных к тайне сотрудников.


Кто имеет доступ

Работников, получивших доступ, знакомят с реестром и мерами, обеспечивающими режим конфиденциальности, под роспись. Лиц, допущенных к информации, относящейся к перечню конфиденциальности, определяет руководитель. Обычно это список должностей, который оформляется приложением к приказу или отдельным пунктом в инструкции или положении. Сотруднику обеспечиваются условия для сохранения тайны: специальная мебель, запирающиеся шкафы и пр. Допуск к сведениям ограниченного доступа, если он не предусмотрен трудовым договором, предоставляется с согласия служащего.

Ответственность за нарушение

Работники или контрагенты, разгласившие перечень информации, относящейся к конфиденциальной информации, несут ответственность:

от 30 декабря 2010 года N 2233

(с изменениями на 10 августа 2012 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях упорядочения обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство) и в соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1233,

2. Руководителям структурных подразделений Министерства:

- организовать изучение Инструкции работниками;

- обеспечить строгое соблюдение требований Инструкции.

3. Руководителям подведомственных Министерству Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) (Глебовой Л.Н.) и Федерального агентства по делам молодежи (далее - Росмолодежь) (Белоконеву С.Ю.) при подготовке:

инструкций в Рособрнадзоре и Росмолодежи принять за основу Инструкцию и организовать ее изучение всеми подчиненными работниками;

совместных с Министерством документов строго руководствоваться Инструкцией.

4. Административному департаменту (Шевченко А.А.) осуществлять периодические проверки выполнения требований Инструкции в структурных подразделениях Министерства.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра М.А.Камболова.

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации
от 30 декабря 2010 года N 2233

Инструкция о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве образования и науки Российской Федерации

(с изменениями на 10 августа 2012 года)

I. Общие положения

1.1. Инструкция о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее соответственно - Инструкция, Министерство) определяет порядок обращения со служебными документами, содержащими служебную информацию ограниченного доступа (распространения), с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1233.

1.2. Настоящая Инструкция определяет порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации (фото-, кино-, видео- и аудиопленки, машинные носители информации и др.), содержащими информацию ограниченного распространения в Министерстве и подведомственных Министерству организациях.

Настоящая Инструкция не распространяется на порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

1.3. К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности Министерства, а также подведомственных Министерству организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

1.4. Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан, а также производственных объектов;

описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан и юридических лиц;

решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

сведения об исполнении бюджета, использовании государственных ресурсов, состоянии экономики и потребностях населения;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

1.5. На документах (в необходимых случаях - и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка "Для служебного пользования".

1.6. Установлены следующие категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения:

по Министерству - Министр образования и науки Российской Федерации, его заместители, руководители структурных подразделений;

по подведомственным организациям - руководители организаций и их заместители.

Указанные должностные лица наделены полномочиями по снятию пометки "Для служебного пользования" с документов, необоснованно отнесенных к категории ограниченного распространения подчиненными им должностными лицами.

Право снятия пометки "Для служебного пользования" имеют:

Министр образования и науки Российской Федерации - с документа, которому присвоена эта пометка заместителем Министра, руководителем структурного подразделения Министерства, руководителем или заместителем руководителя подведомственной организации;

заместитель Министра - с документа, которому присвоена эта пометка руководителем структурного подразделения Министерства, руководителем или заместителем руководителя подведомственной организации;

руководитель структурного подразделения - с документа, которому присвоена эта пометка руководителем или заместителем руководителя подведомственной организации.

1.7. Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения, за соблюдение ограничений, предусмотренных п.1.4 настоящей Инструкции.

1.8. Директор Административного департамента и начальник Отдела защиты государственной тайны вправе вносить предложения должностным лицам, уполномоченным относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения (п.1.6 настоящей Инструкции), о внесении или снятии пометки "Для служебного пользования" по разрабатываемым или уже действующим документам.

1.9. Должностные лица, уполномоченные относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения (п.1.6 настоящей Инструкции), устанавливают перечень лиц, организаций, которым направляется документ с пометкой "Для служебного пользования".

1.10. Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица, принявшего решение о присвоении документу пометки "Для служебного пользования", не подлежит разглашению (распространению).

1.11. При изменении объективных обстоятельств, вследствие чего дальнейшая защита служебной информации ограниченного распространения нецелесообразна, по решению должностного лица в пределах его компетенции (п.1.6 настоящей Инструкции) с них снимается пометка "Для служебного пользования".

Предложения и обоснования о снятии с документов пометки "Для служебного пользования" вносятся:

по Министерству - руководителями структурных подразделений, подготовившими эти документы, а также директором Административного департамента и начальником Отдела защиты государственной тайны;

по подведомственным организациям - руководителями подразделений подведомственных организаций, подготовивших эти документы, а также лицом, ответственным за работу службы делопроизводства.

1.11_1. К служебной информации ограниченного распространения допускаются работники Министерства на основании решения руководителя структурного подразделения Министерства, оформляемого в соответствии с приложением N 1 к Инструкции. Данное решение доводится до указанных работников под роспись. Ответственность за своевременное внесение изменений в указанное решение несет секретарь структурного подразделения Министерства.

Создание и передача документов, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, другим работникам, кроме указанных в абзаце первом настоящего пункта, запрещается.

Создание документов, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, в структурных подразделениях Министерства осуществляется на специально выделенном автоматизированном рабочем месте с закрытым доступом в общую информационную систему Министерства, определенном решением руководителя структурного подразделения Министерства (далее - АРМ). Создание иных документов на нем запрещается. Учет созданных документов со служебной информацией ограниченного распространения осуществляется в журнале учета по форме согласно приложению N 2 к Инструкции.

За АРМ закрепляются работники из числа лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения. Данные работники несут ответственность за правильное использование АРМ, осуществляют допуск к нему и контроль за правильным оформлением разрабатываемых документов.

АРМ обозначается табличкой размером 297*120 мм следующего содержания: "Место для разработки документов с пометкой "ДСП". Табличка устанавливается на видном месте.

1.12. За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также за нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственные гражданские служащие Министерства и работники подведомственных организаций могут быть привлечены к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.

1.13. Контроль за соблюдением установленных правил и порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве возлагается на директора Административного департамента, в подведомственных организациях - на их руководителей.

1.14. В случае ликвидации (прекращения деятельности) Министерства или подведомственных организаций, в том числе вследствие ликвидации или реорганизации, решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия.

II. Порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения

2.1. Необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам, в соответствии с требованиями пункта 1 приложения N 9 к Инструкции по делопроизводству в Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2917 (далее - Инструкция по делопроизводству).

2.2. Прием, учет (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляются работниками Министерства, указанными в пункте 3.3.4 Инструкции по делопроизводству.

2.3. Документы с пометкой "Для служебного пользования":

создаются на АРМ. Разрешается хранение на АРМ созданных проектов документов с пометкой "Для служебного пользования" в электронном виде. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа в соответствии с пунктом 10.2 приложения N 9 к Инструкции по делопроизводству исполнителем указываются количество отпечатанных экземпляров, кому они направляются, фамилия и дата печатания документа. При наличии приложений к документу отметка о них оформляется в соответствии с пунктом 6.6 приложения N 9 к Инструкции по делопроизводству. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты документа с пометкой "Для служебного пользования" на бумажном носителе уничтожаются его исполнителем с отражением факта уничтожения в журнале учета документов со служебной информацией ограниченного распространения (их черновиков), подлежащих уничтожению, по форме согласно приложению N 3 к Инструкции. Уничтожение документов осуществляется с использованием бумагорезательной машины;

учитываются отдельно от несекретной информации. При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. При регистрации указанных документов к регистрационному индексу документа добавляется пометка "ДСП";

передаются работникам структурных подразделений Министерства под расписку. Передача документов работникам в структурном подразделении Министерства осуществляется секретарем структурного подразделения Министерства по журналу учета документов со служебной информацией ограниченного распространения по форме согласно приложению N 4 к Инструкции. Передача работником структурного подразделения Министерства, получившего документ, другому работнику структурного подразделения Министерства осуществляется только через секретаря структурного подразделения Министерства. Передача документов между структурными подразделениями Министерства осуществляется через Административный департамент на основании рассылки, формируемой секретарем соответствующего структурного подразделения Министерства или секретариатом соответствующего заместителя Министра образования и науки Российской Федерации по форме согласно приложению N 5 к Инструкции. После получения документов в экспедиции Административного департамента рассылка с росписью работников структурных подразделений Министерства возвращается исполнителю для отчетности. В исключительных случаях передача документов между структурными подразделениями Министерства может осуществляться нарочным, минуя экспедицию Административного департамента, но только через соответствующего секретаря структурного подразделения Министерства;

пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями, а также могут быть переданы нарочным;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Директор МУ ДО «Центр

Сведения в области защиты информации

Сведения, раскрывающие организацию, силы, средства и методы защиты информации в органе (организации)

Приказы, положения, инструкции, определяющие порядок защиты информации

Сведения о границах контролируемых зон объектов в информатизации

Акты, приказы об установлении границ контролируемых зон

Сведения о правилах обращения со служебной информацией ограниченного распространения, в том числе устанавливающих порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим организациям

Инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения

Обобщенные сведения о состоянии защиты информации ограниченного доступа в органе (организации)

Отчетные документы по вопросам защиты информации. Информационные письма, приложения к ним. Акты проверок.

Сведения об организации разграничения доступа к информационным ресурсам органа (организации), паролях, закрытых ключах электронной подписи, ключах шифрования информации

Документы, устанавливающие или содержащие значения паролей, ключевую информацию

Сведения об основных направлениях деятельности органа(организации), сведения в области экономики, науки и техники

Письма, справки, отчеты, информации, перечни, проекты документов

Сведения, полученные при выполнении совместных работ с органами исполнительной власти и другими организациями, содержащие информацию конфиденциального характера и другого ограниченного использования

Документация, образуемая в процессе выполнения работ

Сведения в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны

Сведения о количестве забронированных граждан и пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации с числом менее 300 человек, и работающих в данном органе (организации), а также выписки из перечней должностей и профессий, из Инструкции по бронированию граждан, из постановлений и распоряжений МВК по бронированию граждан

Отчеты о численности работающих граждан, пребывающих в запасе.

Перечни предприятий, организаций и учреждений

Сведения в области безопасности, противодействия терроризму и экстремизму

Сведения о системе охраны объекта (территории), о системах безопасности, раскрывающие расположение технических средств охраны, их технические характеристики с указанием фактических параметров их функционирования и областей применения, а также сведения о местах установки средств тревожной сигнализации

Сводная информация об имеющихся недостатках в антитеррористической защищенности органа и его подведомственных организаций, те же сведения по организациям

Информации, справки, акты, проверок, акты обследований

Сведения, детально отражающие состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) органа (организации)

Акты обследования и категорирования

Сведения, раскрывающие содержание планируемых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) органа (организации)

Перечни мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности

Планы работ по обеспечению антитеррористической защищенности

Сведения, раскрывающие содержание и временные параметры мероприятий по реализации дополнительных мер по обеспечению безопасности при установлении уровней террористической опасности

План мероприятий органов или вышестоящих организаций по реализации дополнительных мер по обеспечению безопасности при установлении уровней террористической опасности

Приказы об организации работы по принятию дополнительных мер по обеспечению безопасности, а также соответствующие протоколы заседаний рабочих и совещательных органов

Сведения в области делопроизводства, о работе кадровых и финансовых служб, иные сведения

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные)

Личные дела, личные карточки

Трудовые договоры, служебные контракты

Приказы по кадрам

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемые муниципальными служащими органами, а также руководителями подведомственных им учреждений и организаций

Справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Кроме сведений, подлежащих обязательному опубликованию в соответствии с законодательством РФ

Существуют различные признаки, по которым классифицируется информация. С точки зрения защиты информации наиболее интересной является классификация по категории доступа.

В соответствии с Федеральным заком РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В зависимости от порядка предоставления или распространения информация так же подразделяется на:

  1. информацию, свободно распространяемую;
  2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Общедоступная информация

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. То есть, если журнал публикуется в Интернете и находится в открытом доступе по решению его создателей, они вправе требовать ссылки на источник в случае использования информации из него где-либо еще.

К общедоступной также относится информация, доступ к которой нельзя ограничить. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в ст.10 Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ :

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах

Информация ограниченного доступа

Информация ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне , и сведения конфиденциального характера.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Отнесение информации к г осударственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О г осударственной тайне ". Перечень сведений, отнесенных к г осударственной тайне определяется ст. 5 указанного Закона. Существует три степени секретности такой информации:

  • Особой важности
  • Совершенно Секретно
  • Секретно

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". К видам такой информации относятся:

Читайте также: