Перечень показателей которые могут быть использованы для оценки достижения поставленной цели в школе

Обновлено: 05.07.2024

Разработчиками ФГОС впервые предлагается осуществлять оценку на основе критериально-ориентированного подхода. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.

Требования к результатам образования, представляющие собой ведущий элемент стандарта и сформированные на основе системно-деятельностного подхода, являются интегральным описанием целевых установок общего образования, реализуемых посредством соответствующих образовательных программ. Они не дифференцированы по отдельным образовательным областям, а отражают результаты их освоения в целом. К ним относят:

  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;
  • коммуникативные и информационные умения;
  • умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
  • способность к контролю и самоконтролю;
  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

Критериально-ориентированное оценивание позволяет сделать вывод о достижении или отсутствии у обучающегося определенных знаний и умений, заданных в требованиях к результатам образования, а также распределить обучающихся по состоянию их подготовки на различные группы в соответствии с тем, достигли ли они определенного уровня подготовки или не достигли его.

В соответствии с критериально-ориентированным характером оценки в качестве главного основания при отборе оценочного задания должна служить его содержательная валидность по отношению к проверяемому им требованию к уровню подготовки обучающихся. При этом приоритет отдается проверке и оценке овладения учеником теми знаниями и умениями, на которые можно опереться при организации последующего обучения, его дальнейшей дифференциации и специализации. Это позволит получить информацию о ходе учебного процесса, без которой он ныне недостаточно эффективен. Данные об успешности (или не успешности) овладения этими знаниями и умениями позволят усилить обратную связь, способствуют их своевременной коррекции.

Для получения объективной и полной картины об освоении основной образовательной программы необходимо разработать такую систему промежуточных и итоговых аттестаций, распределенную по годам и включающую различные формы оценки, результаты которой были бы полезны для пользователей на различных этапах образовательного процесса. Данная система должна включать стартовую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностику проблем в образовании, а также итоговую аттестацию. Дополнительно для выявления тенденций изменений в образовании должно быть предусмотрено проведение мониторинговых исследований по специальным направлениям. На основании результатов оценки принимаются разного рода решения и, прежде всего, об освоении образовательной программы (учебной программы, раздела или темы курса и т.д.), об определении образовательной траектории учащегося, об оказании необходимой помощи в обучении и т.д.

Система промежуточной и особенно итоговой аттестации образовательных достижений обучающихся, на основе которой принимаются серьезные решения о продолжении образования или аттестации образовательного учреждения, должна давать объективные и надежные результаты. Основное ее назначение при реализации всех ее функций – способствовать развитию образовательной системы образовательного учреждения, основными субъектами которой являются учащиеся и педагоги. В связи с этим основным критерием эффективности создаваемой системы оценки образовательных достижений должно стать обеспечение развития обучающихся и всей системы в целом.

· сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

· сориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

· обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

· представить свою систему оценки достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования), позволяющую осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

2. Построение единой оценочной политики образовательного учреждения

Ведушим смыслом формирования комплекса универсальных учебных действий у младших школьников выступает развитие их учебной самостоятельности. Центром развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе является контрольно-оценочная самостоятельность. Для ее формирования необходим радикальный пересмотр действующей в образовательном учреждении оценочной политики.

Построние единой оценочной политики школы предполагает:

Смысл безотметочного оценивания состоит в том, чтобы научить младших школьников контрольно-оценочным действиям. При этом следует соблюдать ряд рекомендаций:

- шкалы и критерии оценки не передаются ученикам в готовом виде, а строятся вместе с детьми;

- поддержка права ребенка на сомнение и незнание (оформляется как устно, так и через систему специальных заданий, направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного) [2] .

Г.А.Цукерман вводит следующие принципы безотметочного оценивания:

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться – ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3. Оцениваться должно только достижение учащегося, предъявленное им самим для оценки.

4. Содержательное оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

5. Учащиеся должны иметь право на свободный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий – специальным предметом работы учителя становится соотношение уровня притязаний и уровня достижений учащегося.

6. Оцениваться должна динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, должна быть специальная система заданий, направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.

Ученики начальной школы способны:

а) выделять отлельные умения, необходимые для успешного выполнения каждой учебной работы (дифференцировать оценку);

б) определять эталон совершенства в каждом умении;

в) соотносить свою работу с эталоном, при этом самостоятельно назначая после того как работа проверена учителем тот параметр оценки, по которому ученику или его однокласснику можно поставить самую высокую оценку.

Своеобразной формой пропедевтики осовения форм контроля и оценки, специфичных для основной школы (в частности рейтинговой оценки) может служить рейтинговая контрольная работа. Данная форма оценивания включает: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Рейтинговая контрольная работа может проводиться в конце изучения большой темы или в коце четверти. Рейтинг является анонимным: на доске демонстрируется столбик индивидуальных сумм баллов с указанием максимально возможного результата. Дети имеют на руках свою работу с набранной суммой баллов и по ней могут найти свое место в рейтинге. Аналогично действуют и родители на собрании или при индивидуальном собеседовании.

Универсальным способом сведения всех оценочных шкал к общему знаменателю является перевод в проценты, что позволяет сделать наглядной динамику усвоения. Ниже приведен пример оценок ученика за словарные диктанты:

Читайте также: