Перечень кабинетов повышенной опасности в школе
Обновлено: 07.07.2024
Пока дети находятся дома, в гостях у бабушки или гуляют во дворе, за их безопасность отвечают родители.
Но когда они на учебе или в детсаду — ответственность за их жизнь и здоровье несет образовательное учреждение. Так говорит закон об образовании.
Рассказываем, на что смотреть в образовательном учреждении и на какие законы ссылаться, чтобы по-настоящему обезопасить ребенка в детском саду или школе.
Что за безопасность такая
Безопасность образовательной организации — это такие меры, при которых детям и работникам ничего не угрожает извне. Это значит, что здание не загорится, на территорию не попадет посторонний человек, а ребенку на детской площадке ничего не упадет на голову. Эти меры обеспечивает как сама организация, так и государство.
Кто отвечает за безопасность
За безопасность в учебном заведении отвечают местные власти и администрация образовательного учреждения. А перед открытием школы или садика специальная комиссия решает, соответствует учреждение всем требованиям или нет. Если не соответствует — оно не откроется, пока все недостатки не устранят.
В каждом учебном заведении есть должностное лицо, которое отвечает за антитеррористическую защиту, противопожарную безопасность и безопасность детей в целом. Как правило, это заведующий или директор. Имя ответственного должно быть в специальном приказе, с которым родители имеют право ознакомиться.
Бывает, что администрация не считает нужным знакомить родителей с такими приказами. Но я рекомендую все же настоять на своем: так вы будете знать, что предъявлять претензии нужно не учителям и воспитателям — у них нет полномочий устранять недостатки в обеспечении безопасности, — а сразу ответственному лицу.
Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах
Что должно быть в учебном заведении
Забор. Территорию образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений — если у школы и детского сада есть собственная территория.
Многие образовательные учреждения до сих пор ограждены заборами высотой 1,5—1,6 метра , как предписывали старые и уже не действующие нормативы. Родители, конечно, могут попросить сделать забор выше. Но не факт, что администрация согласится: высота ограждения нормативами не установлена.
Если забора нет вообще — жалуйтесь в прокуратуру. Если прокурорское представление на директора или заведующего не подействует, прокуратура сможет добиться восстановления ограждения через суд.
Освещение. Территории детских садов и школ должны иметь наружное электрическое освещение — уличные фонари или мощные лампы. Уровень освещенности на земле должен быть не менее 10 люкс. Это можно сравнить с тем освещением, которое дают ночью уличные фонари на тротуаре.
Просто установить светильники во дворе недостаточно. Родители могут контролировать, своевременно ли включается освещение. А если это делать забывают и на территории темно — требовать включения светильников.
Охрана, тревожная сигнализация и видеонаблюдение. В России все образовательные учреждения делятся на три категории опасности и в зависимости от категории могут по-разному обеспечить охрану.
Причем, чтобы признать садик или школу объектом первой категории, должно выполняться хотя бы одно условие, а не все сразу — например, если учеников и сотрудников больше 500 человек.
Категория опасности | Теракты за последний год в регионе | Сколько людей может пострадать | Возможный материальный ущерб |
---|---|---|---|
Первая категория | 3 и более | более 500 | более 50 млн рублей |
Вторая категория | менее 3 | от 100 до 500 | от 5 до 50 млн рублей |
Третья категория | нет | менее 100 | менее 5 млн рублей |
Школы и детские сады первой и второй категории обязаны заключить договор с частными охранными организациями. Но так делают не всегда.
Объекты третьей категории могут охранять собственными силами, например нанять сторожа и вахтера. Но в любом случае там должен быть организован пропускной режим и установлены технические средства охраны, например сигнализация и видеонаблюдение.
То есть в любом образовательном учреждении независимо от категории должна быть охрана , а дети должны быть в безопасности. При этом собирать деньги на охрану с родителей нельзя.
Посмотреть, к какой категории относится учебное заведение, можно в его паспорте безопасности. Этот документ есть в каждом садике и школе, и родители имеют право с ним ознакомиться. А еще в этом паспорте можно узнать следующую информацию:
Что делать, если требования безопасности не выполняются
Жаловаться в прокуратуру. Прокурор проверит, все ли в порядке с охраной, и, если сочтет, что права детей нарушены, обратится в суд.
Такая практика является обычной. Вот пример: школа в Мурманской области должна была заключить договор с охранным предприятием, но вместо этого организовала охрану собственными силами. Прокуратура сочла, что права учащихся на безопасность нарушены, и обратилась с иском в суд.
Представитель школы в суде заявила, что никаких нарушений на самом деле нет. Есть методические рекомендации, но это только рекомендации и обязанности исполнять их у школы нет. Да и деньги на охрану в бюджет не заложены. А принудить заключить договор с охранным предприятием нельзя. И вообще, школа за свой счет поставила целых две видеокамеры снаружи и еще четыре внутри — что еще нужно для безопасности?
Но суд с представителем школы не согласился. Он изучил документы и увидел, что с 8 до 14 часов школу охраняет уборщик. Он же пропускает посетителей на территорию. И этот вахтер, уборщик и охранник — женщина пенсионного возраста. Значит, школу охраняет человек, не прошедший специального обучения.
Поэтому суд решил требования прокуратуры удовлетворить. И обязал городскую администрацию выделить деньги школе, чтобы та уже заключила договор с охранным предприятием. Так что родителям платить за охрану не пришлось.
Кабинеты физики, химии и производственные мастерские
Из всех школьных помещений наиболее опасны в пожарном отношении кабинеты физики и химии, производственные мастерские, т.к. именно здесь помещаются горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т.д.
Классные доски, парты, шкафы, столы устанавливаются с таким расчетом, чтобы выходы из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских были свободны.
В школьных столярных и механических мастерских должен строго соблюдаться противопожарный режим. Прежде чем приступить к работе в мастерских, где есть электрооборудование, необходимо изучить инструкции и выполнять установленные правила эксплуатации электрооборудования. Уборку мусора и отходов необходимо проводить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое требуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, окрашивать изделия нитрокрасками.
После занятий следует тщательно убрать помещение, а промасленные тряпки и ветошь собрать в специальный металлический ящик с плотной крышкой. Во избежание самовозгорания в конце дня содержимое ящика должно удаляться за пределы здания.
Преподаватель химии (лаборант) перед началом занятий должен включить вентиляцию; убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. В начале занятий в кабинетах физики и химии учащихся следует проинформировать о пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться пожароопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя запрещено.
В химических лабораториях загорание может произойти даже без участия человека. Многие из применяемых химических веществ и реактивов обладают пожаровзрывоопасными свойствами, являются сильными окислителями, восстановителями или неустойчивыми при хранении веществами.
Требуется соблюдать правила хранения таких веществ и материалов, иначе могут быть нежелательные последствия: взрыв, воспламенение и т.п. Опасные вещества должны храниться раздельно, в соответствующей упаковке и в допустимых количествах. Необходимо следить за тем, чтобы на всех реактивах имелись четкие этикетки.
В лабораториях и других помещениях допускается хранение ЛВЖ и ГЖ в количествах, не превышающих сменную потребность. Доставка жидкостей в помещения должна производиться в закрытой безопасной таре.
Эфиры, спирты, бензин, керосин являются крайне опасными в обращении жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички. Поэтому этими жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, использовать их в строго ограниченных количествах. Не разрешается учащимся заправлять ими нагревательные приборы.
Категорически запрещается тушение водой ряда веществ и жидкостей (натрий, бензин, керосин), а также электрооборудования, находящегося под напряжением. Поэтому в химических и физических лабораториях, в производственных мастерских должны быть соответствующие средства тушения огня, например такие, как порошковый огнетушитель, асбестовая кошма, песок. Ответственными за пожарную безопасность лабораторий и мастерских должны быть соответствующие компетентные специалисты.
Соблюдение указанных мер обеспечит нормальные, с точки зрения пожарной безопасности, условия занятий в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.
Кабинет химии: требования и паспорт
Требования к кабинету химии включают санитарно-гигиенические нормы, правила по оснащению учебным оборудованием, мебелью и техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями, по организации рабочих мест учителя и обучающихся, по размещению и хранению оборудования, оформлению интерьера, а также указания по помещениям кабинета.
Паспорт кабинета химии (основной набор документации):
сведения о заведующем кабинетом,
сведения о работающих в кабинете учителях,
график работы кабинета по дням (уроки, кружки, факультативы),
материалы по охране труда и технике безопасности,
акт-разрешение на работу в кабинете,
характеристика помещения кабинета,
список печатных пособий в кабинете и лаборантской,
список таблиц в кабинете,
список ТСО используемых в кабинете,
наличие разработок по классам,
дополнительные материалы по предмету,
списки реактивов (с местом хранения и расположением),
перспективный план развития кабинета химии.
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, изучающих химию по учебнику авторов Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гары. Она содержит разнообразные по форме и по уровню сложности задания, расположенные в соответствии с темами, отражёнными в учебнике. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.).
Инструкции необходимо представить как минимум в двух экземплярах: один набор нужно вложить в паспорт кабинета, а второй — вывесить на специальном стенде. Во второй набор можно включить не все инструкции, а только основные: главное, чтобы присутствовали правила для учащихся. Каждая инструкция заверяется в двух инстанциях: профсоюзным комитетом школы и директором образовательного учреждения (с печатью).
Виды инструкций
По охране труда для работников при аварийных ситуациях и способы оказания первой (до врачебной) помощи пострадавшим.
По пожарной безопасности в школе.
По охране труда для учителя, для лаборанта, для учащихся в кабинете.
По охране труда при работе в кабинете.
По охране труда при проведении лабораторных и практических работ.
Порядок действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся и сотрудников школы.
Порядок действия участников образовательного процесса в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также в ситуациях, связанных с терроризмом.
Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки кабинета.
Требования по охране труда и технике безопасности к кабинету химии.
Перечень документации по охране труда в кабинете.
Инструкции по охране труда (в соответствии с видом производимых работ и наличия оборудования):
Правила по электробезопасности в кабинете химии и химической лаборатории, по оказанию первой медицинской помощи в кабинете химии, по пожарной безопасности в кабинете химии, по работе с вытяжным шкафом.
Инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии, при уничтожении отработанных ЛВЖ и ГЖ в кабинете химии, при работе с веществами и растворами, при собирании приборов и их креплении, при хранении химических реактивов, при хранении горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, при проведении факультативов, химических кружков.
Правила техники безопасности при работе с формальдегидом, с хлоридами, с жидкими углеводородами, с хлорзамещенными алканами, с анилином и нитробензолом, с металлической пылью, с щелочными металлами, с галогенами, с нитратами, со щелочами, с кислотами, с красной и желтой кровяными солями, роданидами, сульфидами, фторидами, с соединениями меди, с соединениями бария, со спиртовками и сухим горючим, с соединениями марганца, с соединениями свинца, с соединениями хрома.
Правила техники безопасности при проведении демонтажа приборов, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 классов опасности.
Правила по безопасной работе со стеклянной посудой и ампулами.
Правила техники безопасности при работе с фенолом, с эфирами и ацетоном, со спиртами, с муравьиной и уксусной кислотами, уксусным ангидридом.
Также необходим журнал инструктажа по технике безопасности для учащихся. Подпись школьника в журнале регистрации инструктажа обязательна при достижении им 14 лет.
Инструктажи по охране труда для учащихся:
Вводный инструктаж (в начале занятий в кабинете, в сентябре, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
Повторный инструктаж (в начале второго полугодия, в январе, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
Текущий инструктаж (перед сменой вида деятельности, перед лабораторными и практическими работами, перед новым разделом, с регистрацией в лабораторных тетрадях).
Внеплановый инструктаж (при несчастном случае с учащимся в кабинете, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательных учереждений, изучающих химию по учебнику авторов Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гары. Она содержит разнообразные по форме и по уровню сложности задания, расположенные в соответствии с темами, отражёнными в учебнике. В пособии приводятся задания, которые способствуют подготовке выпускников основной школы к ГИА по химии.
Прекурсор — вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества. Подлежат строгому учету: ацетон, красный фосфор, перманганат калия, серная кислота (исключая соли), соляная кислота (исключая соли), толуол, этиловый эфир.
Журнал прекурсоров заводится каждый учебный год. Все страницы нумеруются, прошиваются и заверяются директором. Журнал является для кабинета химии документом строгой отчетности. Ведется заведующим кабинетом, раз в месяц. Если какого-то вещества из подлежащих учету в кабинете нет — то страницу с этим веществом в журнал можно не добавлять.
Реактивы: правила хранения и ухода
Реактивы, обладающие свойствами взрывчатых веществ. В перечень не входят.
Реактивы, выделяющие при взаимодействии с водой легко воспламеняющиеся газы.
Легко воспламеняющиеся жидкие реактивы (ЛВЖ).
Легковоспламеняющиеся твердые реактивы.
Воспламеняющие (окисляющие) реактивы.
Вещества, физиологически активные в сравнительно малых дозах.
Прочие вещества, малоопасные и практически безопасные.
В паспорте кабинета обязательно должны быть инструкции по утилизации в кабинете реагентов (тех, которые можно утилизировать в школьной лаборатории):
утилизация растворов кислот,
утилизация отработанных растворов щелочей,
утилизация отработанных растворов соединений бария,
утилизация щелочных металлов.
Пожарная безопасность и аптечка
Правила безопасности предусматривают наличие и легкодоступность предметов пожаротушения и медикаментов:
Два вида огнетушителей, углекислотный и порошковый.
Ведро с песком и совок.
Ткань, пропитанная специальным огнеупорным составом или специальная огнеупорная ткань.
Аптечка, в состав которой входят раствор йода 5%, раствор перекиси водорода 3% (в новых списках состава аптечек его нет), спирт медицинский 70% (часто заменяют на антисептические салфетки), раствор аммиака 10%, глицерин, гидрокарбонат натрия раствор 2%-200 мл, раствор борной кислоты 2%-200мл, клей БФ-6, сульфацил натрия (раствор), пинцет, бинт стерильный 5×10, вата стерильная 50 г., салфетки стерильные, пипетка.
Инструкция по использованию медикаментов в различных ситуациях.
Необходимо проверять срок годности медикаментов, а также периодически проводить мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.
Читайте также: