Перебранка локи краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Краткое содержание мифа таково. Рагнареку предшествуют три зимы, не сменяющиеся летом, а перед ними были три зимы, в течение которых были попраны самые священные устои – брат будет убивать брата, отец – сына, войны и кровосмешение царили на земле. Против Асгарда выступают великаны (ётуны), обитатели Хель и хтонические чудовища – Волк Фенрир, Пес Гарм и Мировой Змей Ёрмунганд. Их предводитель – Локи. Отдельным войском выступают обитатели Муспелльхейма. После того как Хеймдалль трубит в рог, начинается битва. Один сражается против Волка и погибает, но его сын Видар разрывает пасть Волку. Тор и Ёрмунганд, Хеймдалль и Локи, а так же Тюр и Гарм сражают друг друга в бою. Фрейр погибает в поединке с Суртом, после чего Сурт сжигает весь мир.

После этого оставшиеся в живых (младшее поколение богов) строят свой собственный мир, а оставшиеся в живых люди – Лив и Ливтрасир – дают начало новому поколению людей.

Для удобства анализа мифа я выделил три группы существ, противостоящих в Рагнарек асам: обитатели Хель, сражающиеся с эйнхериями; великаны и хтонические чудовища, сражающиеся с богами; Сурт и сыны Муспелля, уничтожающие мир. С моей точки зрения, мотивы развязать Последнюю Битву сильно разнятся для каждой из этих групп. Соответственно, и психологическая интерпретация противостояния будет различной.

Поскольку миф о Рагнарёке является развязкой всего скандинавского цикла, для его понимания я привлеку материал, заимствованный из мифов и саг, до сих пор не использованных в книге.

Психологическая интерпретация

Перебранка Локи

На пир к Эгиру собрались асы (перечисляются: Один, Браги, Тюр, Ньёрд, Фрейр, Видар, а так же слуга Фрейра Брюггвир) и асиньи (Фригг, Сив, Идун, Скади, Фрейр и Фрейя, а так же служанка Фрейра Бейла). Локи не смог стерпеть похвал в адрес слуги Эгира и убил его. За это он был изгнан в лес, но возвратился с намерением внести раздор. Его появление вызвало возмущение асов.

Войдя, Локи ставит асов перед выбором, принять его или прогнать. Ему отвечает Браги, говоря, что его не пустят. Локи обращается к Одину и напоминает ему, что они побратимы. Один усаживает Локи на место своего сына Видара.

Видар уступает Локи свое место и подносит ему кубок. Локи поднимает здравницу за всех асов и асинь, но отказывается пить за Браги.

Браги предлагает Локи откупиться конем, мечом и драгоценностями, лишь бы тот не начинал с ним ссоры, и грозит гневом богов. Локи не верит в то, что Браги готов откупиться, и называет его самым трусливым из присутствующих. Браги говорит, что если бы дело происходило не на пиру богов, он снял бы Локи голову. Локи отвечает, что такой трус может только грозиться.

Гевьон пеняет обоим в том, что они ссорятся, и говорит, что асы любят и ценят Локи как шутника.. Локи обвиняет Гевьон в связи с каким-то юнцом.

Один советует Локи не гневить Гевьон, поскольку ей ведомы судьбы людей и богов, так же, как и самому Одину. Локи обвиняет Одина в том, что тот нечестно делил удачу в бою и присуждал победу трусам. Один соглашается (!) с обвинением Локи, но обвиняет того в женовидности, вспоминая случай, когда Локи доил коров. Локи также обвиняет Одина в женовидности и вспоминает, что тот колдовал, как женщина.

Фригг высказывается в дом духе, что нечего ворошить прошлое. Локи обвиняет ее в том, что она изменила Одину с его братьями Вили и Вё. Фригг отвечает, что, если бы Бальдр был жив, Локи не ушел бы с пира живым. Локи, сам отмечая свою дерзость, говорит, что именно благодаря ему и погиб Бальдр.

Фрейя удивлена дерзостью Локи, рассказывающего Фригг о своем злодействе, ведь ей известны все судьбы людей и богов. Локи отмечает тот факт, что Фрейя переспала со всеми богами. Фрейя обвиняет его лжи и угрожает гневом богов и богинь. Локи напоминает ей, что ее однажды застали в постели с ее братом.

Тюр выступает в поддержку Ньёрда и говорит, что Фрейр, действительно, самый лучший всадник, никогда не обижал женщин и отпускал пленных. Локи обвиняет Тюра в том, что тот не умел мирить врагов и потерял руку, обманывая Волка Фенрира. Тюр отвечает, что они оба потеряли в этом деле: у Тюра нет руки, но и сын Локи, Фенрир, скован. Локи говорит, что прижил сына с женой Тюра и тот стерпел оскорбление.

Вступает сын Ньёрда Фрейр и говорит, что Волк должен быть скован, а если Локи не заткнется, то закуют и его. Локи напоминает, что Фрейр отдал свой меч, чтобы получить жену, и ему нечем будет биться с сынами Муспелля.

Хеймдалль констатирует, что Локи пьян и поэтому несет всякую ахинею. Локи парирует, что Хеймдалль аж вспотел, защищая богов.

Скади пророчествует, что Локи прикуют к скале кишками сына. Локи ставит себе в заслугу гибель ее отца, великана Тьяцци. Скади обещает ему отомстить. Локи призывает ее вспомнить, что когда-то они были любовниками.

Сив подносит хрустальный кубок меда и просто просит его выпить. Локи выпивает и говорит, что не стал бы порочить Сив, если бы доподлинно не знал, что однажды она изменила мужу с ним самим.

Бейла (служанка Фрейра) отмечает, что прибыл Тор.

Локи обращается к Бейле (!), говорит, что она – грязная скотница, и своим присутствием позорит почтенное собрание, и обещает снести ей голову с плеч.

но напрасно старался;

пусть все, чем владеешь,

в пламени сгинет,

огонь тебе спину!

После этого Локи, в образе лосося, спрятался в водопаде фьорда Франангр. Там асы поймали его. Он был связан кишками сына своего Нарви, а сын его Вали превратился в волка. Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над лицом Локи. Из змеи капал яд. Сигюн, жена Локи, сидела там и подставляла чашу под капающий яд. А когда чаша наполнялась, она ее выносила, и в это время яд из змеи капал на Локи. Тогда он корчился так сильно, что вся земля дрожала. Теперь это называется землетрясением.

Локи приходит на пир с целью устроить дебош, возможно, внести разлад в спаянные ряды асов. Зачем это нужно? Локи является посредником, между богами и обитателями Хель, с одной стороны, и между асами и ётунами – с другой, и с моей точки зрения, он – единственный, кто способен предотвратить Рагнарёк. Асы предстают как единый коллектив, который объединяют в первую очередь родственные связи, при этом каждый участник пира олицетворяет ту или иную силу, на которой основывается власть асов. Своими обвинениями, большинство из которых асы не пытаются опровергнуть, трикстер Локи демонстрирует зыбкость существующего миропорядка.

Кажется, что оскорбления Локи не балуют нас разнообразием, мужчин он обвиняет в основном в трусости, женщин – в распутстве, однако присмотревшись повнимательнее, можно обнаружить, что это не так.

Каждое обвинение Локи индивидуально, он апеллирует к конкретным событиям, некоторые из которых нам известны из мифов. Кроме того, тут важно не столько само обвинение, сколько факт дискредитации того или иного бога. К примеру, давайте разберем, как Локи разделывается с Браги.

Перебранка начинается с того, что Браги берет на себя труд от имени асов объявить Локи персоной non grata . Локи игнорирует его, обращается к Одину и напоминает ему, что они побратимы. Один признает этот факт, принимает сторону Локи и отводит ему место, которое раньше занимал его сын Видар. Браги, таким образом, лишен права говорить от имени асов – локальная победа Локи, если его целью действительно является внести разлад в ряды асов. Тут же следует атака на Браги, заканчивающаяся победой Локи – Браги сначала пытается откупиться от Локи, затем капитулирует, поскольку ему нечего возразить на обвинение в трусости, вступить в поединок с Локи он опасается.

На защиту Браги выступает его жена, Идунн. Она, с одной стороны, пытается поднять самооценку Браги, с другой – апеллирует к единству асов. Локи разрушает этот союз, обвиняя Идунн в связи с убийцей брата. Идунн отступает. Таким образом, посрамлены бог поэзии и хранительница молодости асов.

Из мифа о Меде Поэзии мы знаем, что Мед, которым теперь распоряжается покровитель поэзии Браги, был добыт Одином у великанов незаконно – Один попросту выкрал его. Унижение Браги может служить указанием на то, что баланс сил здесь нарушен, что Мед Поэзии находится в руках недостойного и может быть утрачен. То же относится и к Идунн, хранящей яблоки, дарующие асам молодость – унижая ее, Локи предрекает асам скорую утрату молодости (в мифе о похищении Идунн Локи уже продемонстрировал асам зыбкость их благополучия, поучаствовав как в похищении, так и в возвращении сокровища). Нужно так же отметить, что Локи обвиняет Идунн не просто в измене мужу (хотя и это важно, таким образом Локи вбивает клин между Идунн и Браги), а в связи с убийцей брата, что является непростительным посягательством на родовые ценности.

Выступившего на защиту Гевьон Одина Локи обвиняет в том, что тот

не делил справедливо:

не воинам храбрым,

но трусам победу

нередко дарил ты

Подобным образом Локи дискредитирует Фрейю (богиню любви), Фрейра (бога богатства), Тюра (бога справедливой войны), Ньёрда (покровителя рыбаков и мореходов). Таким образом, Локи указывает, что патронаж над всеми значимыми для человека сферами жизни находится в руках богов недостойных.

Психологическое значение заточения Локи состоит в искусственной изоляции фактора, угрожающего душевному спокойствию.

mr trickster bring me schemes

Скандинавская мифология в переводе Бати.

У Геймана на всю Локасенну вообще один абзац без подробностей, ну как так можно.

Мария Белянина

Просто деревенская свадьба: городские и деревенские гости, а Локи просто папу невесты косплеит, который по закону жанра напился ещё вчера.



Как Один повелевает миром, Ньёрд - ветрами, а Тор - грозовыми тучами, так могучий бог Эгир и его жена, богиня Ран, властвуют над морскими просторами и глубинами. Они не принадлежат к роду Асов и не живут.в Асгарде, но тоже ведут непрерывную борьбу с великанами Гримтурсенами, стремящимися сковать вечным льдом мировое море, и в этой борьбе им часто помогает бог грома.

Есть у Эгира на одном из островов к югу от Мидгарда прекрасный дворец, а под ним - обширный грот, в котором лежат тела утонувших людей. Их собирает там богиня Ран, ежедневно забрасывающая в море свою огромную сеть.

Эгир любил бога весны, приход которого заставлял ледяных великанов отступать на север, и, когда минул год со дня его смерти, он устроил в память о нем роскошный пир, пригласив на него не только всех Асов вместе с их женами, но и светлых эльфов.

Пир у Эгира затянулся до самой зимы. Боясь, что в его отсутствие великаны захватят Асгард и Мидгард, Тор уже давно снова умчался на восток, но все остальные Асы и эльфы остались во дворце повелителя морей; пили пиво из привезенного богом грома котла и слушали Браги, который рассказывал Эгиру многочисленные истории о подвигах богов.

Слуги морского бога, Фимафенг и Эльдир, были так ловки и так хорошо угощали гостей, что, казалось, пиво само переливается из котла в стоящие на столе чаши. Искусство обоих слуг вызвало восхищение у Асов, которые осыпали их похвалами. Это сейчас же возбудило злобу завистливого бога огня. Охмелев от выпитого пива, он не смог, как обычно, сдержать себя и, придравшись к тому, что Фимафенг нечаянно задел его локтем,, ударом меча убил его на месте.

Возмущенные его поступком, Асы в негодовании вскочили со своих мест.
- Ты заслуживаешь наказания, Локи! - воскликнул Один. - Но из уважения к нашему хозяину мы не станем проливать в его доме твою кровь. Уходи от нас и не смей больше сюда возвращаться.

Испугавшись гнева богов, Локи вышел и долго бродил вокруг дворца Эгира. Его злоба не унималась, а росла с каждым часом. Когда же до его ушей долетел голос Браги и он услышал веселый смех Асов, бог огня не выдержал и снова направился в пиршественный зал.
- Напрасно ты идешь туда, Локи, - остановил его Эльдир, которого бог огня встретил по пути. - Боги и так уже сердиты на тебя, не вызывай же понапрасну их гнев.
- Я ничего не боюсь! - гордо отвечал бог огня. - Посмотри, как я сейчас испорчу им их веселье.
- Ох, не миновать тебе беды! - воскликнул верный слуга Эгира.

Но Локи, оттолкнув его, смело вошел в зал. При виде его бог поэтов и скальдов умолк, а остальные гости перестали смеяться.
- Почему ты не рассказываешь дальше, Браги? - спросил его Локи, дерзко подходя к столу. - Или ты меня испугался? Я знаю, что говорить ты умеешь, но ты трус и боишься битв и сражений.
- Когда мы выйдем отсюда, я тебе покажу, какой я трус, - отвечал Браги, краснея от гнева, но его жена, нежная Идунн, уняла его гнев. Фрейя повернулась к Локи и упрекнула его за то, что он произнес на пиру обидные слова.
- О праведная Фрейя, - сказал Локи, - где же была твоя добродетель, когда ты нарушала супружескую верность ради того, чтобы выклянчить у великанш блестящую побрякушку?

Столько желчи было в речах и взорах Локи, что все застыли от изумления. Тюр и Ньёрд поднялись со своих мест. Но тут раздался голос Одина, и все замерли, внимая словам Всеотца.
- Перестаньте ссориться в чужом доме! - сурово сказал Один. - Ты, Локи, наверное, потерял рассудок, если пришел сюда, чтобы затеять с нами ссору!
- Я бы, пожалуй, послушался тебя, Один, если бы ты был действительно мудр и справедлив, - насмешливо возразил владыке мира бог огня. - Но ты не лучше нас всех. Вспомни, сколько раз ты нарушал свои клятвы и обещания; вспомни, сколько раз, решая дела и споры между людьми, ты присуждал победу не тем, кто ее достоин, а тем, кто тебе больше нравился. Ты первый пролил кровь Ванов, ты обманул Гуннлёд, похитив у нее "поэтический мед". Нет, Один, больше я не буду тебя слушаться.
- Молчи, дерзкий! - закричал Тир, поднимаясь со своего места. - Как смеешь ты разговаривать так со старейшим и мудрейшим из нас! Молчи, или ты дорого расплатишься за каждое свое слово!
- Вспомни о руке, которую тебе отгрыз мой сын, и перестань мне грозить, - ответил Локи, - а не то потеряешь и вторую.
- Успокойся, Локи, и уходи домой, - примирительно произнес Ньйёдр. - Потом ты и сам пожалеешь обо всем, что здесь сказал.
- Никуда я не уйду, - промолвил бог огня, садясь за стол. - Ты, Ньйодр, наш заложник и не имеешь права так со мной разговаривать.
- Пускай мой муж заложник, но зато он не ходил целый год в образе кобылы и не рожал жеребят, - вмешалась Скади.- Уходи, Локи. Боги изгнали тебя, и здесь тебе больше нечего делать!
- Скади, - обратился к ней Локи, - помни, что выкуп за смерть твоего отца еще не уплачен. Ты ухватила себе здесь мужа и на радостях обо всем позабыла. Вспомни, кто убил твоего отца-великана. Это был я, Локи. И ты не рассчиталась со мной, хотя за этим явилась в Асгард. Я не боюсь ни тебя, ни богов и останусь здесь.

Потом Локи обратил взгляд на Фрейра, и все поняли, что он готов излить свою желчь на него. Но Тюр, отважный меченосец, поднялся и сказал.
- Ты не смеешь оскорблять Фрейра, о Локи. Фрейр великодушен. Он щадит побежденных и дарует свободу пленным.
- Фрейр, они думают, я не скажу правду о тебе, но не ты ли послал Скирнира в жилище Помира усмирять его строптивую дочь? Не ты ли уступил ему свой булат, чтобы он застращал её до того, что она согласилась выйти за тебя, убившего, говорят, ее брата? Да, Фрейр. Ты расстался с волшебным мечом, который должен был сохранять для битвы. И тебе уже пришлось пожалеть об этом, когда у озера ты встретил Бели.

Тут все ваны вскочили, угрожающе глядя на Локи.
- А вы, ваны, остыньте, - продолжал Локи. - Если асам суждено сдерживать натиск главных сил Ётунхейма и Муспелльсхейма на Асгард, то ваш удел - выстоять или пасть в долине Вигрид. Но вы уже проиграли свою битву, ибо оружие, вложенное в руки Фрейра, он променял на великаншу Герд. Ха! Сурт победит вас из-за вожделения Фрейра.

В ужасе взирали боги на того, кто позволил себе со злорадством говорить о торжестве Сурта. Они готовы были наброситься на Локи, но их остановил грозный голос Одина.
- Тебе придется уйти! - воскликнул Хеймдалль. - Ты слышишь вдали раскаты грома? Это возвращается Тор. Беги, пока не поздно.
- Если бы ты сопровождал нас в Йотунхейм и видел, как ваш прославленный бог грома прятался в рукавице великана Скримира, ты бы не стал меня им пугать, - отвечал Локи.

Но в этот момент в дверях зала показался Тор и, услышав последние слова бога огня, затрясся от гнева.
- Уходи, Локи! Ступай прочь отсюда, или мой Мйольнир заставит тебя замолчать навеки! - загремел он, подымая молот.
- Хорошо, я уйду, - уже спокойнее сказал Локи. - Я знаю, что в битве никто не может устоять против тебя, а все-таки, - добавил он, доходя до дверей, - я еще не сказал вам то, что хотел. Знайте же, что из-за меня погиб Бальдр и из-за меня он не вернулся от Хель, потому что это я вложил в руки Ходу стрелу из омелы и в образе великанши Токк не стал о нем плакать. Прощайте!

Эгир, который иначе назывался Гюмир, наварил асам пива, когда получил огромный котел, о чем только что было рассказано. На этот пир пришли Один и Фригг, его жена. Тор не пришел, потому что он был в то время на востоке. Сив была там, жена Тора, Браги и Идун, жена его. Тюр был там, он был однорукий, Волк Фенрир откусил ему руку, когда Волка связывали. Там был Ньёрд и жена его Скади, Фрейр и Фрейя, Видар, сын Одина. Локи был там и слуги Фрейра — Бюггвир и Бейла. Много там было асов и альвов. У Эгира было двое слуг — Фимафенг и Эльдир. Светящееся золото освещало палату. Пиво само лилось в кубки. Все должны были соблюдать там мир. Гости с большой похвалой говорили, какие у Эгира хорошие слуги. Локи не стерпел этого и убил Фимафенга. Тогда асы стали потрясать щитами и кричать на Локи. Они прогнали его в лес, а сами сели пировать.

Локи вернулся и встретил Эльдира. Локи обратился к нему:

Эльдир [сказал:]

Локи сказал:

Эльдир сказал:

Локи сказал:

После этого Локи вошел в палату. Но когда сидевшие внутри увидели, кто вошел, они все замолкли. Локи сказал:

6 «Я, Лофт, издалека,
жаждой томимый,
в палату пришел,
асов прошу я,
чтоб кто-нибудь подал
мне доброго меда.

Бра[ги сказал:]

[Локи сказал:]

[Один сказал:]

Тогда Видар встал и налил кубок Локи, но тот, прежде чем выпить, обратился к асам:

[Браги] сказал:

[Локи] сказал:

[Браги] сказал:

[Локи] сказал:

[Идун] сказала:

[Локи] сказал:

[Идун] сказала:

[Гевьон] сказала:

[Локи] сказал:

Один [сказал:]

[Локи] сказал:

[Один] сказал:

[Локи] сказал:

[Фригг сказала:]

[Локи сказал:]

[Фригг сказала:]

[Локи сказал:]

[Фрейя сказала:]

[Локи сказал:]

[Фрейя сказала:]

Локи [сказал:]

Ньёрд [сказал:]

Локи [сказал:]

Ньёрд [сказал:]

Локи [сказал:]

Локи [сказал:]

Локи [сказал:]

Фрейр [сказал:]

Локи [сказал:]

Бюггвир [сказал:]

Локи [сказал:]

[Бюггвир сказал:]

[Локи сказал:]

[Хеймдалль сказал:]

[Локи сказал:]

[Скади сказала:]

[Локи сказал:]

[Скади сказала:]

[Локи сказал:]

Тогда вышла вперед Сив, налила Локи в хрустальный кубок меду и сказала:

Он взял рог и выпил.

[Бейла сказала:]

[Локи сказал:]

Тут вошел Тор и сказал:

[Локи сказал:]

[Локи сказал:]

[Локи сказал:]

[Локи сказал:]

64 «Я высказал асам,
я высказал асиньям
все, не таясь,
тебе ж уступлю
и отсюда уйду, —
ты станешь сражаться.

О Локи

После этого Локи, в образе лосося, спрятался в водопаде фьорда Франангр. Там асы поймали его. Он был связан кишками сына своего Нари, а сын его Нарви превратился в волка. Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над лицом Локи. Из змеи капал яд. Сигюн, жена Локи, сидела там и подставляла чашу под капающий яд. А когда чаша наполнялась, она ее выносила, и в это время яд из змеи капал на Локи. Тогда он корчился так сильно, что вся земля дрожала. Теперь это называется землетрясением.

Примечания

На востоке — в стране великанов.

Бюггвир и Бейла. — Предполагают, что первый был покровителем посевов, а вторая — покровительница скотоводства.

6. Лофт — Локи.

9. …кровь мы смешали с тобою — заключили побратимство.

10. Отец Волка — Локи. Он породил волка Фенрира с одной великаншей.

13. Локи хочет сказать, что у Браги не может быть коня и кольца, потому что сокровищами владеет только смелый.

16. …родных и приемных — Родные дети Одина — асы, приемные его дети — Локи и ваны (т. е. Ньёрд, Фрейр и Фрейя).

17. О том, в чем Локи обвиняет Идунн, ничего не говорится в других источниках. То же относится и к его обвинению Гевьон в строфе 20, Фрейи в строфе 32 и Скади в строфе 52.

20. Гевьон — богиня, о которой известно из датского сказания, что она отпахала от Швеции остров Зеландию плугом, запряженным четырьмя ее сыновьями, превращенными в быков.

23. То, в чем Один обвиняет Локи, неизвестно из других источников.

26. Видрир — Один.

Вили и Ве — братья Одина, сыновья Бора и Бестлы. Снорри Стурлусон рассказывает, что однажды во время долгого отсутствия Одина Фригг была женой Вили и Ве.

35. …сына родил я — Фрейра.

36. …с сестрою родной… — О том, что Фрейр и Фрейя родились у Ньёрда от его брака с родной сестрой, рассказывают и другие источники, и это, вероятно, объясняется тем, что культ ванов — древних богов плодородия — восходит к эпохе матриархата.

38. …что Фенрир отгрыз… — Тюр положил свою руку в пасть волку Фенриру в залог того, что боги не обманут и отпустят Фенрира, но они его не отпустили, и он откусил руку Тюру. Таким образом, Тюр заплатил своей рукой за обман, необходимый для обуздания злых сил. Миф этот имеет ряд параллелей и, возможно, восходит к эпохе индоевропейской общности.

40. От меня родила жена твоя сына… — О жене Тюра ничего не известно.

44. За жерновом — на рабьей работе.

55. Хлорриди — Top.

57. Скала плеч — голова.

…с Волком сражаясь, что Одина сгубит — с волком Фенриром во время гибели богов.

61. Гибель Хрунгнира — молот Тора. Хрунгнир — имя великана, которого убил Тор.

Перевод А. И. Корсуна, примечания М. И. Стеблин-Каменского.

Источник: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. — М.: Художественная литература, 1975. — (Библиотека всемирной литературы, т. 9).

Читайте также: