Пелевин спи краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 164
  • КНИГИ 669 703
  • СЕРИИ 25 792
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 009

В самом начале третьего семестра, на одной из лекций по эм-эл философии Никита Сонечкин сделал одно удивительное открытие.

Дело было в том, что с некоторых пор с ним творилось непонятное: стоило маленькому ушастому доценту, похожему на одолеваемого кощунственными мыслями попика, войти в аудиторию, как Никиту начинало смертельно клонить в сон. А когда доцент принимался говорить и показывать пальцем в люстру, Никита уже ничего не мог с собой поделать – он засыпал. Ему чудилось, что лектор говорит не о философии, а о чем-то из детства: о каких-то чердаках, песочницах и горящих помойках; потом ручка в Никитиных пальцах забиралась по диагонали в самый верх листа, оставив за собой неразборчивую фразу; наконец он клевал носом и проваливался в черноту, откуда через секунду-другую выныривал, чтобы вскоре все повторилось в той же самой последовательности. Его конспекты выглядели странно и были непригодны для занятий: короткие абзацы текста пересекались длинными косыми предложениями, где шла речь то о космонавтах-невозвращенцах, то о рабочем визите монгольского хана, а почерк становился мелким и прыгающим.

Сначала Никита очень расстраивался из‑за своей неспособности нормально высидеть лекцию, а потом задумался: неужели это происходит только с ним? Он стал приглядываться к остальным студентам, и здесь-то его и ждало открытие.

Оказалось, что спят вокруг почти все, но делают это гораздо умнее, чем он, – уперев лоб в раскрытую ладонь, так что лицо оказывалось спрятанным. Кисть правой руки при этом скрывалась за локтем левой, и разобрать, пишет сидящий или нет, было нельзя. Никита попробовал принять это положение и обнаружил, что сразу же изменилось качество его сна. Если раньше он рывками перемещался от полной отключенности до перепуганного бодрствования, то теперь эти два состояния соединились – он засыпал, но не окончательно, не до черноты, и то, что с ним происходило, напоминало утреннюю дрему, когда любая мысль без труда превращается в движущуюся цветную картинку, следя за которой можно одновременно дожидаться звонка переведенного на час вперед будильника.

Выяснилось, что в этом новом состоянии даже удобнее записывать лекции – надо было просто позволить руке двигаться самой, добившись, чтобы бормотание лектора скатывалось от уха прямо к пальцам, ни в коем случае не попадая в мозг, – в противном случае Никита или просыпался, или, наоборот, засыпал еще глубже, до полной потери представления о происходящем. Постепенно, балансируя между этими двумя состояниями, он так освоился во сне, что научился уделять одновременно нескольким предметам внимание той крохотной части своего сознания, которая отвечала за связи с внешним миром. Он мог, например, видеть сон, где действие происходило в женской бане (довольно частое и странное видение, поражавшее целым рядом нелепостей: на бревенчатых стенах висели рукописные плакаты со стихами, призывавшими беречь хлеб, а кряжистые русоволосые бабы со ржавыми шайками в руках носили короткие балетные юбочки из перьев), и одновременно с этим мог не только следить за потеком яичного желтка на лекторском галстуке, но и выслушивать анекдот про трех грузин в космосе, который постоянно рассказывал сосед.

Просыпаясь после философии, Никита в первые дни не мог нарадоваться своим новым возможностям, но самодовольство улетучилось, когда он понял, что может пока только слушать и писать во сне, а ведь тот, кто в это время рассказывал ему анекдот, тоже спал! Это было ясно по особому маслянистому блеску глаз, по общему положению туловища и по целому ряду мелких, но несомненных деталей. И вот, уснув на одной из лекций, Никита попробовал рассказать анекдот в ответ – специально выбрал самый простой и короткий, про международный конкурс скрипачей в Париже. У него почти получилось, только в самом конце он сбился и заговорил о мазуте Днепропетровска вместо маузера Дзержинского. Но собеседник ничего не заметил и басовито хохотнул, когда за последним сказанным Никитой словом истекли три секунды тишины и стало ясно, что анекдот закончен.

Конец ознакомительного фрагмента.

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Виктор Пелевин по праву считается одним из лучших российских писателей наших дней. Он родился осенью 1962 года. Юношеские годы и детство проходили в городе Долгопрудый.

Уже в конце восьмидесятых годов Пелевин зарекомендовал себя как писатель фантаст, поскольку многие рассказы были написаны на грани реальности. Несмотря на это, содержание книг Пелевина заставляет читателей задумываться о смысле жизни.

Множество небольших рассказов были опубликованы в различных газетах и журналах, но это не принесло автору известности. Многие критики были категоричны в своей отрицательной оценке творчества автора. Но оригинальность текстов и стиля написания все-таки помогли создать достаточно широкий круг поклонников творчества Пелевина.

В течение последующих лет стала проявляться стабильность. Произведения Пелевина стали появляться с промежутками в один, два года.

Работы Виктора Пелевина издаются на разных языках по всему миру. Они по праву считаются популярными произведениями современной литературы.

На одной из лекций по марксистско-ленинской философии, Никита Сонечкин сделал одно открытие. Стоило маленькому доценту войти в аудиторию, как Никиту начинало клонить в сон. А когда доцент принимался говорить и показывать пальцем в люстру, Никита засыпал. Оказалось, что спят вокруг почти все. Говорить во сне было трудно, но возможно, как показывал пример лектора. Спящие пассажиры метро ухитряются переругиваться и удерживать на весу тяжелые сумки. Все скандалы и непонимания ничего не стоит предотвратить, если засыпать в самом начале беседы. Глядя на фигурки людей, Никита с тоской думал, что до сих пор не знает ни содержания их сновидений, ни отношения, в котором для них находятся сны и явь, и что ему совсем некому пожаловаться на приснившийся кошмар или поговорить о снах, которые ему нравятся.

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Manowar76, 19 февраля 2019 г.

Почему: прочитал отзыв на фантлабе, решил перечитать

В итоге: сюр эпохи позднего застоя. Метафора последней советской эпохи.

Ближе к концу рассказа главный герой оказавшись на перекрёстке, встречает похожих на ангелов дружинников Михаила и Гаврилу, выпивает с ними водки, потом несётся куда-то ввысь. Вроде бы всё прозрачно — героя сбили, его приняли ангелы. Но потом почему-то герой уже в возрасте, у него жена и дочь, взрослые скучные проблемы.

С одной стороны концовка со взрослой жизнью лишняя, с другой — возможно в тот момент на перекрёстке душа покинула тело, а тело осталось жить, уже не просыпаясь.

Короче, сплошная неясность, как и должно быт в сюрреализме.

Написано замечательно, хорошим литературным языком.

Ведь можно начать притчей. О бабочке, которая снится мудрецу, которая спит и представляет себя этим философом. Или вспомнить всё о Филипе Дике с его погружением в нереальность, когда не знали герои, что считать настоящим, а что плодом и созданием воображения, блуждая в лабиринте или обрабатывая вокруг баллончиком.

Мне же вспомнился мультфильм Роберта Саакянца. Да не про рыбу говорящую и не про Масленицу. Сюрный таинственный непонятный “Ветер”, где может произойти что угодно. То ли сон, то ли явь, то ли есть, то ли мерещится.

Ироничное и угнетающее полотно, с просыпанной хлюпающей икрой и овчарками, люстрами и поднятыми вверх пальцами, метро и водкой, другое, но философское или нет?

martinthegod9, 17 января 2016 г.

Этот рассказ, как видно из названия, больше о сне, нежели любой другой у Пелевина.

ivan2543, 1 января 2012 г.

Идея рассказа хороша, но вот воплощение… На мой взгляд, он получился неровным, сумбурным – особенно его вторая половина. Неуместный элемент абсурда украсил произведение, но при этом сделал его каким-то смутным, небрежным.

нечеткость идеи, ближе к концу рассказа автор явно увлекся и начал терять линию рассуждений;

Итог: неплохой рассказ о том, что зачастую мы живем, не замечая самой жизни. Но, что характерно для Пелевина, главная мысль иногда теряется в посторонних рассуждениях и неожиданных образах.

Kriptozoy, 8 сентября 2008 г.

Когда я первый раз начал читать этот рассказ, меня пронзило чувство глубокой, светлой ностальгии. Ностальгии по студенческим годам. Это были такие тяжелые и бессонные ночи (занятия были разные, например попытки заработать себе на жизнь не в ущерб занятиям, или многочисленные вечеринки, затягивающиеся обычно до позднего утра), что, казалось бы несложное дело, отсидеть три пары за партой, казалось чем-то равным геройскому поступку, или великому свершению. Соответственно, многие из студентов спали, причём спали не нарочно, не умышленно, а просто дремота сменялась глубоким, сладким сном. Причём туловище часто оставалось в вертикальном, сидячем положении. Конспекты потом восстанавливались по кусочкам, по крупицам.

Paganist, 31 октября 2009 г.

Очередной пелевенский дзэн-буддизм. Читал и видел в описываемых людях и явлениях окружающий меня мир: родных, друзей, незнакомых. Ну и себя, конечно. Становилось не то что не по себе, а как-то грустно. Увы, жаль что автор не показывает путей выхода из сна. Булавка — не то.

ssotis, 14 сентября 2007 г.

Одно из самых моих любимых пелевинских произведений.

Сходу вводит в измененное состояние сознания

Yazewa, 18 января 2008 г.

Ощущение полной ирреальности. Занятно!

А некоторые фрагменты рутинной жизни неплохо было бы проводить во сне. :rolleyes:

Vendorf, 18 апреля 2006 г.

Произведение из ранга тех, которое заставляет задуматься и оглядеться. По-моему, так и должно быть.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 22 стр.
  • Жанр:с овременная русская литература
  • Теги:и роничная проза, р ассказы, с тановление героя, с юрреализмРедактировать

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Главный герой, студент Никита, обнаруживает у себя невероятную способность – он может комфортно функционировать, находясь в состоянии сна. И есть, и учиться, и общаться с людьми, и передвигаться по городу. А вскоре Никита начинает замечать, что жизнь во сне – естественное состояние почти для всех жителей СССР…

«В самом начале третьего семестра, на одной из лекций по эм-эл философии Никита Сонечкин сделал одно удивительное открытие.

Читайте также: