Педсовет по одаренным детям в школе

Обновлено: 08.07.2024

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современного образования и образовательной практики, которую начинаем проводить уже в дошкольном возрасте на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:

ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;

требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.

Главной целью моего выступления является показать, какие существуют условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Осознавая значимость данного направления, поставила следующие задачи:

создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.

Введение в терминологию,

основные понятия (регламент выступления 2 минуты)

Что такое одарённость и одарённые дети?

Из сказанного можно сделать вывод, что говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем одаренность проявляется в успешности деятельности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности.

это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние пред

Обучение одарённых детей в системе
дополнительного образования (регламент вступления 3 минуты)


Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора
образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды
деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер
образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования —
выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков
завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития
одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным
расчленением содержания образования.

Наш век – век полиглотов. Это означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в обществе.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.

При организации традиционных занятий дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу.

При работе над решением данной проблемы необходимо обратиться к некоторым современным образовательным технологиям организации обучения и применять их на занятиях в рамках дополнительного образования с учетом того, что в группах есть одаренные дети.

Информационно-коммуникационная технология (презентации)

Технология развития критического мышления ( представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.

Для того, чтобы обозначить название тех продуктов, которые в общем плане занятия в рамках активной базовой лексики намеренно не были озвучены педагогом.

Технология проблемного обучения

Цель проблемного обучения — чтобы обучающийся не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска.

Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Заключение (регламент выступления 1 минута)

В своём выступлении мною был отражен целостный подход к сложному и многоаспектному явлению
детской одаренности.

В предлагаемом определении удалось отойти от ставшего житейским
представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к
пониманию одаренности как системного качества психики, развивающегося на протяжении всей
жизни.

Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не
только на уровень достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу.

К данному выступлению создана Презентация в Power Point , состоящая из 12 слайдов.


Полный текст материала Статья "Одаренные дети как мощный ресурс общественного развития" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Создание целостной системы с одарёнными детьми (вступительное слово, выступление учителей-предметников)

Василий Александрович Сухомлинский.

Нашу встречу я хочу начать словами: “Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись – у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Мы знаем, что с сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Цели педсовета:

Проанализировать сложившийся опыт работы педколлектива с обучающимися, имеющими повышенный интеллектуальный потенциал;

Акцентировать внимание педколлектива на необходимость отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей личности;

Выявить наиболее важные проблемы, с которыми сталкивается коллектив, определить возможные пути их преодоления.

Задачи:

- Выявление одаренных детей и обеспечение условий развития одарённости,

- Обеспечение непрерывности процесса развития одаренных детей,

- Совершенствование учителя в познании самого себя и корректировке своей деятельности в работе с одаренными детьми.

- Прежде чем перейти к обсуждению вопроса, предлагаю выполнить упражнение "Разрушители легенд". (Работа в группах)

Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах.

1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.

2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь.

3. Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности?

4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.

Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях. Мы с вами обсудили 4 стереотипа, хотя их гораздо больше. Исходя из этого мы можем сказать, что при работе с одаренными детьми возникают определенные стереотипы, которые зачастую не позволяют учителю более тесно работать с учеником, помогая ему развиваться.

- Но что же такое одаренность вообще?

(ответы педагогов)

Мы определили следующее понятие одаренности, так как считаем, что оно наиболее емко отражает показатель одаренности –

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Признаки одаренности ребёнка неоднозначны:

Так блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей может сочетаться со слабостью кратковременной памяти. Недостатки кратковременной памяти могут быть связаны с тем, что им требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запоминание происходит с трудом.

Одаренные дети с легкостью осваивают компьютер, но часто не могут научиться писать разборчиво. Ученик из профильного физико-математического класса пишет так, что читать его эссе по гуманитарным дисциплинам приходится на два раза, первый, чтобы разобрать, из каких именно слов состоит предложение, второй, чтобы понять идею. В силу специфичности почерка ученик работы не подписывает, они узнаваемы учителями.

Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи, тогда как письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи менее способных учеников. Как правило одаренные дети просят сдать зачет устно, даже в том случае, когда сдают огромные объемы. Им понятна суть вещей и не интересна формально поставленная в письменных вопросах задача.

Одаренные дети всегда любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Рутина не для них. Интересно сделать что-либо глубоко и осмысленно, сформулировать выводы, которые нужны другим людям и применимы на практике. Помимо рекомендованной литературы по программе такие дети как правило читают что-то еще, они с интересом читают информацию об одних и тех же событиях по разным источникам, часто противоречащим друг другу.

Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны. Обладая хорошими знаниями по предмету, плохо пишут тесты, ошибаясь в простейших вопросах.

Часто, обладая острым слухом, они имеют слабую слуховую память и (или) не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям. Такие дети часто восстанавливают незнание деталей по общей логике изучаемого процесса.

Они имеют блестящее чувство юмора, находчивы, умеют манипулировать людьми, поэтому часто находят изобретательные способы избегать тех областей, в которых не сильны. В таком случае можно перевести разговор на смежную тему, зацепившись за деталь или подробность.

Одаренные дети больше способны предвидеть последствия своих действий, чем их сверстники, они дают лучшие результаты на экзаменах и олимпиадах, потому что легко отделяют главное от второстепенного, материал в их памяти связан какими-нибудь лично-значимыми ассоциациями и выстроен по определенному принципу.

- Выделяют разные виды одаренности:

Одарённость в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная, организационная.

Одарённость в познавательной деятельности: интеллектуальная

Одарённость в художественно-эстетической деятельности; хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная.

Одарённость в коммуникативной деятельности: лидерская, аттрактивная (установка на другого человека в совместной деятельности).

Одарённость в духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, одаренность в служении людям.

Мы сегодня более подробно поговорим об одаренности в познавательной деятельности.

Работа в группах

Давайте попробуем создать образы интеллектуально одаренного ученика (1 группа) и учителя, работающего с одаренным ребенком (2 группа).

Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися:

мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися,

знание психологии одарённых учащихся,

знание всех областей человеческой жизни,

увлечённость своим делом,

желание работать нестандартно.

Посмотрим, какая картинка у нас получилась. Мы можем отметить, что некоторые качества схожи у одаренного ребенка и учителя. И это правильно, ведь только тогда, когда качества учителя и ученика схожи (хотя бы некоторые), работа будет наиболее плодотворной.

- Но есть такие качества у учеников, которые нам, учителям, не всегда нравятся.

Даны личностные и деловые качества учеников. Предлагаю вам отметить знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся:

2. Неровно успевающий.

4. Выбивающийся из общего темпа.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей:

Выбивающийся из общего темпа.

Странный в поведении, непонятный.

Занятый своими делами (индивидуалист).

Не умеющий общаться, конфликтный.

Иногда тугодум, не может понять очевидного.

Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Вывод. Выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка.

Также психологи отмечают проблемы одаренных детей:

Неприязнь к школе.

Конформность (отрицание стандартных требований)

Погружение в философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Стремление к совершенству.

Потребность во внимании взрослых.

Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991).

Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988).

В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

- В работе с интеллектуально одаренными детьми учитель решает определенные задачи. Подумаем, какие?

создавать ситуацию успеха – необходимое условие для развития одаренности.

Предложите, пожалуйста, формулировки этих задач.

учить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми,

повышать интеллектуальную нагрузку, развивать познавательную активность,

организовать внеурочную деятельность ребенка, развивать социальные и коммуникативные компетенции,

стимулировать ребенка к участию в интеллектуальных играх и т.д.

- По каким же принципам строится обучение интеллектуально одаренных учащихся?

Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Принцип учёта возрастных особенностей.

- В любой общеобразовательной школе, в частности и в нашей, используют разные формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей:

индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;

активные формы обучения

дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

участие в олимпиадах;

проектная деятельность обучающихся;

научно-исследовательская деятельность обучающихся;

посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;

конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

создание детских портфолио.

Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся:

Углубление обучения (курсы с углубленным изучением предметов).

Обогащение обучения (исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; элективные курсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)

Проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

- Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Мне хочется предоставить слово учителям –предметникам, классным руководителям, чтобы рассказать о приемах работы с одаренными детьми, которые применяются на уроке и внеурочной деятельности.

Выступление учителей (обмен опытом)

Делая вывод по сегодняшней встрече, хочется сказать, что одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то очень умный сказал: “Судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей”. На самом деле работа с одаренными или талантливыми детьми диктует определенные требования, которым мы должны соответствовать и стремиться идти в ногу со временем, не боясь меняться, не страшась новых вершин.

- Притча “О переменах”.

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

– Что изменилось? — спросил Учитель.

– Ничего. — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

– Что изменилось? — опять спросил Учитель.

– То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке, — ответил Ученик.

– Это лишь поверхностный взгляд на вещи, — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат.

“Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо “непреодолимые внешние обстоятельства”.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно “деревья” показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг “твердеют” и упорно преодолевают “внешние обстоятельства”.

- А как же кофе? — воскликнул Ученик.

“О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!” — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих”.

– Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.

Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что реализация требований новых стандартов образования позволит выявить одаренных детей и работать с ними. Главное! Каким бы одаренным не был ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!

Заслушав и обсудив доклады и выступления учителей по указанным вопросам, педагогический совет отмечает, что коллектив имеет объективные предпосылки для организации целостной системы работы по данной проблеме, и принимает решение

Создать базу данных способностей и результатов деятельности одарённых детей;

Разработать систему диагностики по выявлению одарённых детей.

Развивать одаренность учащихся школы через оптимальное сочетание и совершенствование основного и дополнительного образования используя индивидуально-дифференцированный подход;

Повышение качества внеурочной работы по предметам

Продолжать внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме “портфолио”;

Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.

Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.

  • Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.
  • Расширить понятие о стратегиях и формах организации обучения интеллектуально одаренных обучающихся.
  • Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе.

Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация, бланки тестов, распечатки заданий.

  1. Актуальность темы.
  2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми.
  3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок".
  4. Структура детской одаренности.
  5. Специфика детской одаренности.
  6. Классификации детской одарённости.
  7. Психофизиологическая основа одаренности.
  8. Проблемы одаренных детей.
  9. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся.
  10. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся.
  11. Подведение итогов.

Ход педагогического совета

1. Актуальность темы.

Выступление с использованием материала презентации.

Слайды 1-4. Сегодня мы поговорим о психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей и подростков в условиях нашей школе. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Государство в последние годы уделяет вопросу одаренности большое внимание. В разделе "Развитие системы поддержки талантливых детей" Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" говорится следующее: "В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей."

2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми.

(Все педагоги разбиты на группы по 5-7 человек, все предлагаемые задания выполняются в группах.)

Анкета "Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми" (подсчет баллов, выбор группы для общего подведения итогов). Слайд 5. Приложение 1.

3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок"

Задание 1: Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие:

____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант.

4. Структура детской одаренности.

Все одарённые учатся легко и быстро! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни).

Признаки одаренности охватывают 2 аспекта поведения ребенка: мотивационный и инструментальный. Поговорим об этом подробнее.

Структура детской одаренности: инструментальный аспект (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

- Специфические стратегии познавательной деятельности.

- Индивидуальный стиль познавательной деятельности.

- Особый стиль систематизации знаний.

Особая характеристика знаний.

- Своеобразный тип обучаемости.

Структура детской одаренности: мотивационный аспект (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

- Повышенная избирательная чувствительность к предметной, физической, познавательной, художественно-выразительной и другим видам деятельности.

- Повышенная потребность в познавательной деятельности.

- Высокая требовательность к результатам собственного интеллектуального труда.

- Устойчивая склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам.

5. Специфика детской одаренности.

Слайды 12-13. Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте:

1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создает видимость одарённости (т.е. "маску" одарённости, под которой - обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить "угасание" признаков детской одарённости.

3) Своеобразие динамики формирования детской, одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития.

В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим - как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия "одаренный ребенок" следует использовать понятие "признаки одарённости ребёнка" (или "ребёнок с признаками одарённости").

Слайды 14-15. Предложить педагогам выделить из перечисленных на слайде личностные и деловые качества учеников, которые им импонируют и те, что не нравятся. Проанализировав ответы, подвести аудиторию к выводу о том, что выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка (чаще творческой).

6. Классификации детской одарённости.

Обратить внимание педагогов на разнообразие классификаций детской одаренности. Познакомить с некоторыми из них подробнее (Юркевич В.С., Хеллер К.А., (Богоявленская Д.Б).

Классификация детской одаренности (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

- Широта проявлений в различных видах деятельности.

- Особенности возрастного развития.

Используя материал презентации подробно разъяснить каждый критерий.

Слайды 23-24. Привести примеры развития одаренности у известных людей.

7. Психофизиологическая основа одаренности.

Психофизиологической основой одаренности является межполушарная ассиметрия мозга.

Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того "вклада", который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и равнополушарные учащиеся).

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей - пространственной и математической.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга (разъяснить, на материале презентации).

  • Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей:
  • Неприязнь к школе.
  • Игровые интересы.
  • Конформность (отрицание стандартных требований).
  • Погружение в философские проблемы.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
  • Стремление к совершенству.
  • Ощущение неудовлетворенности.
  • Нереалистические цели.
  • Сверхчувствительность.
  • Потребность во внимании взрослых.
  • Нетерпимость.
  • Низкая продолжительность сна.

Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991). Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988). В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

9. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся. Слайды 30-32

Подробнее поговорим о принципах и стратегиях обучения интеллектуально одаренных учащихся..

Принципы: индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее и воспитывающее обучение, учет возрастных особенностей.

Стратегии: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация обучения (подробное разъяснение на материале презентации).

10. Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся. Слайды 33-35

Остановимся подробнее на активных формах организации обучения.

Активные (групповые) формы организации обучения (от латинского слова "aktivus" - деятельный) - формы, направленные на развитие у учащихся самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные задачи, формирование у них эффективных моделей социального поведения.

Дискуссионные формы организации обучения: сократическая (сократовская) беседа, интеллектуальная разминка, групповое интервью, групповая дискуссия, дельфийский метод, круглый стол, мозговой штурм, сеть ассоциативных связей (САС).

Игровые формы организации обучения: ролевая игра, имитационная игра, деловая игра, организационно - деятельностная игра, психодрама, социодрама.

Смешанные формы организации обучения: метод ХОБО, индивидуальный практикум, метод деловой поездки (метод "Выездной семинар"), психогимнастическое упражнение, метод разбора документов (метод "Баскетбольная корзина"), метод инцидента, метод "Лабиринта действий", метод анализа конкретных ситуаций (case-study, гарвардский метод).

Комплексные формы организации обучения: социально-психологический тренинг.

Некоторые из них вам хорошо знакомы, а с некоторыми мы сейчас познакомимся:

Интеллектуальная разминка. Данный метод применялся для приведения обучаемых в активное "стартовое" состояние путем актуализации знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Преподаватель имеет возможность определить уровень готовности учеников к активной мыслительной деятельности на занятии.

"Интеллектуальная разминка" позволяет при быстром темпе обращаться с тем или иным вопросом к ученикам. Если отвечающий затрудняется с ответом, преподаватель обращается с тем же вопросом к другому ученику, к третьему и т.д. За короткое время (5-10 мин.) в учебной аудитории достигается понимание исходных категорий, тех или иных теоретических положений, ученики включаются в активную поисковую работу. Достоинство метода состоит в том, что каждый ученик на занятии находится в зоне активной мыследеятельности.

Игры-социодрамы (психодрамы) помогают педагогам отработать умение "чувствовать" ситуацию. При подготовке к таким играм желательна консультация педагога-психолога. Текст игры заранее не пишется, необходима импровизация в соответствии с выбранной ролью.

Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади), метод конкретных ситуаций) - техника обучения, при который обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

Задание группам: (метод кейсов) В вашем классе учится девочка Лена. Ее успеваемость оставляет желать лучшего. Психолог утверждает, что интеллектуальные способности девочки в норме. Что вы будете делать?

Слайды 36-39. Задание 5: Определите основные формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Проанализируйте, что в школе по данной проблеме уже сделано, а что еще предстоит.

Формы работы по обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;

- активные формы обучения

- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

- участие в школьных и районных олимпиадах;

- проектная деятельность обучающихся;

- научно-исследовательская деятельность обучающихся;

- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;

- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

- создание детских портфолио.

11. Подведение итогов.

Огласить общие итоги анкеты "Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми".

Я рада, что наш коллектив готов работать с одаренными детьми. Значит, каждый учитель соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с одаренными. Это прежде всего:

- желание работать нестандартно

- увлеченность своим делом

- потребность в научной и творческой деятельности,

- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися,

- знание всех областей человеческой жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Василий Александрович Сухомлинский.

Актуальность: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.

Педагогический совет

Эпиграф

Василий Александрович Сухомлинский.

Актуальность: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.

С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях страны введен ФГОС. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Цели педсовета:

Проанализировать сложившийся опыт работы педколлектива с обучающимися, имеющими повышенный интеллектуальный потенциал;

Акцентировать внимание педколлектива на необходимость отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей личности;

Выявить наиболее важные проблемы, с которыми сталкивается коллектив, определить возможные пути их преодоления.

Задачи:

- Выявление одаренных детей и обеспечение условий развития одарённости,

- Обеспечение непрерывности процесса развития одаренных детей,

- Совершенствование учителя в познании самого себя и корректировке своей деятельности в работе с одаренными детьми.

Ход педагогического совета

Какого ребёнка считать одарённым?

Вообще существует две крайние точки зрения:

1. Все дети являются одарёнными.

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

Задание: Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие (талант, одаренность, задатки способностей, способности):

___задатки способностей___________- анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Они носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.

______способности___________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

_____талант____________ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

______одарённость__________ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

Выделяют следующие виды одарённости:

Одарённость в практической деятельности;

Одарённость в познавательной деятельности;

Одарённость в художественно-эстетической деятельности;

Одарённость в коммуникативной деятельности;

Одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Один из наших стереотипов: Все одарённые учатся легко и быстро! Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни).

Признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка:

(характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности)

Повышенная потребность в познавательной деятельности;

Предпочтение неопределенной информации;

Высокая требовательность к результатам

Инструментальный (характеризует способы его деятельности)

Индивидуальный стиль познавательной деятельности;

Особый стиль систематизации знаний;

Особая характеристика знаний;

Своеобразный тип обучаемости.

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
В то же время в детском возрасте одаренность имеет свою специфику:

1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

Дошкольники: усвоение языков, высокий уровень любознательности, яркость фантазии;

Старшие подростки: различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.

3) Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития (т.е. наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.)

В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Перед вами перечень качеств ученика. Какие качества, по вашему мнению, характеризуют одарённых детей.

2. Неровно успевающий.

4. Выбивающийся из общего темпа.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей

Выбивающийся из общего темпа.

Странный в поведении, непонятный.

Занятый своими делами (индивидуалист).

Не умеющий общаться, конфликтный.

Иногда тугодум, не может понять очевидного.

Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.

Психологи отмечают проблемы одаренных детей:

Неприязнь к школе.

Конформность (отрицание стандартных требований)

Погружение в философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Стремление к совершенству.

Потребность во внимании взрослых.

Принципы обучения интеллектуально одарённых учащихся

Принцип развивающего и воспитывающего обучения;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Принцип учёта возрастных особенностей.

Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся

Углубление обучения (курсы с углубленным изучением предметов).

Обогащение обучения (исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; элективные курсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)

Проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

Виды активных форм организации обучения интеллектуально одаренных учащихся:

Дискуссионные формы организации обучения;

Игровые формы организации обучения;

Смешанные формы организации обучения;

Комплексные формы организации обучения.

- Каким должен быть учитель, работающий со способными и одарёнными учащимися?

Считается, что учитель должен иметь следующие качества:

Желание работать нестандартно

Увлечённость своим делом

Мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися

Знание психологии одарённых учащихся

Знание всех областей человеческой жизни

Давайте проанализируем, склонности педагогов к работе с одарёнными детьми в нашей школе.

Предлагаю ответить на несколько вопросов.

49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас

есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать

творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности

От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного

саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный

выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато.

соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе

в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой

«Если не хотим серой и мрачной жизни,

убогости человеческой души, то мы обязаны

Один из российских учителей.

Простроить систему диагностики склонностей обучающихся.

Ответственные: заместители директора по УВР и ВР, руководители методических объединений, психологи.

Формировать положительную мотивацию к обучению как условие проявления способностей.

Создать систему работы с одаренными детьми. Начать работу по формированию электронного банка данных по направлениям работы с одаренными детьми. Ответственные: администрация, руководители методических объединений.

Читайте также: