Педсовет по музейной педагогике в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Цимбалюк Елена Николаевна
Должность: Заместитель заведующего по ВР
Учебное заведение: МДОБУ "Чернореченский ДСКВ"
Населённый пункт: Сертолово, мкр. Чёрная речка
Наименование материала: статья
Тема: "Музейная педагогика в ДОУ
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Автор: Цимбалюк Елена Николаевна – заместитель заведующего по ВР

Тема: «Музейная педагогика как средство познавательного и речевого

ФГОС ДО подчеркивает, что преобразования в дошкольном образовании

должны быть прежде всего направлены на модернизацию, на изменение

принципов, целей, педагогических действий, методических и дидактических

подходов. Наиболее значимой проблемой модернизации образования

является повышение его качества. В системе дошкольного образования оно

обеспечивается и реализуется с помощью многообразия организационных

форм и средств, учитывающих образовательные потребности детей,

специфику и ценности дошкольного детства. Одним из организационных

средств, обеспечивающих познавательное и речевое развитие ребенка

дошкольного возраста, является музейная педагогика как отрасль

педагогической науки, направленная на передачу культурно-исторического

опыта и гуманных ценностей воспитанникам в условиях музейной среды.

Музейная педагогика возникла на стыке таких наук как педагогика,

психология и музееведение, следовательно, ценностное значение ее

использования в практике работы ДОО возрастает.

Музей рассматривают как образовательную систему, направленную на

оптимизацию образовательного процесса и на формирование у ребенка

ценностного отношения к культуре и окружающему миру. Именно поэтому

сегодня происходит интенсивное обновление образовательного процесса

направленного на создание условий, в которых ребенок смог бы максимально

самореализоваться, то есть установить собственные взаимоотношения с

обществом, историей, культурой человечества. Музейная педагогика в

образовании рассматривается как инновационная педагогическая технология,

направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к

«Музей в детском саду является интерактивным образовательным

пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с

учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать

выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми

Музей как хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему

остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры,

а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить

воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике

важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития

окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь

В последние годы дети дошкольного возраста испытывают большие

трудности в разговорной речи. Мало кто из дошкольников, приходя в школу,

и связно выражать смысл произносимого, но и вызывать интерес к

сказанному, т.е. передавать содержание выразительно, ярко, эмоционально.

Специалисты определяют умение ребёнка составлять связный рассказ как

задачу развития связной монологической речи. Существует две основные

формы связной речи – диалог и монолог. Диалог первичная форма языкового

речью двух или более лиц. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о

чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывании,

поэтому речь в нём бывает неполной, сокращённой, обрывистой. Более того,

существенную помощь при ведении диалога оказывают мимика и жесты.

Монологическая речь более сложная, поскольку это связное логическое

последовательное высказывание, выражающее мысль одного человека,

неизвестную слушателю. В монологе необходимы внутренняя подготовка,

предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на

главном. Для монолога характерны: литературная лексика, развёрнутость

высказывания, закономерность, логическая завершённость, связность речи

(обеспечивается одним говорящим).

Диалог и монолог тесно взаимосвязаны: часто монолог переходит в

диалог и наоборот. Обучая детей связной речи, важно учитывать, что навыки

и умения диалогической речи – основа овладения монологом. Поэтому,

правильного ведения диалога. Ребёнок, вступающий в диалог, как правило,

имеет развитый словарь, относительно грамотную речь и может произносить

её так, чтобы она была понятна сверстнику или взрослому.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования

познавательного развития, речевой деятельности и личности в целом. В силу

возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и

опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Поиск

разнообразных эффективных, инновационных форм проведения совместной

деятельности взрослого и ребенка привели педагогов к идее создания музея и

средствами музейной педагогики повысить познавательно - речевое развитие

«Музейная педагогика как средство познавательного и речевого развития

Цель проекта: создание системы методического обеспечения и организации

работы по познавательно - речевому развитию дошкольников на основе

Основная идея работы нашего педагогического коллектива по внедрению

музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это воспитание и

обучение детей ведению экскурсий, с помощью которых дошкольники будут

получать познавательную информацию и активно использовать связную речь

(монолог, полилог, диалог). Современные дети живут в эпоху

информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно

познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном

объёме представлений о предметах, явлениях окружающей действительности

и не способствуют речевому развитию детей.

Дошкольный возраст является решающим периодом для развития и обучения

ребенка. Все, что узнал ребенок в эти годы, ощутимо отразится на его

дальнейшем развитии, а школьное обучение не всегда может компенсировать

пробелы развития. Поэтому значимой задачей для воспитателей является

познавательно - речевое развитие дошкольников.

Формирование основы интеллектуальных способностей детей,

познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной

среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с

ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном

возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно

как средством общения.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей,

делает ее более целенаправленной и осознанной, обогащает игры,

способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной,

музыкальной, литературной деятельности.

Для проведения работы по познавательно-речевому развитию детей

посредством музейной педагогики используются следующие средства

1. Общение взрослых и детей

2. Культурная языковая среда.

3. Обучение родной речи и языку на занятиях.

4. Художественная литература.

5. Различные виды искусства.

Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к

концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных

сторон речи во всех возрастных группах:

2.3 Основные задачи проекта

Создание музея в детском саду – это новая форма работы, которая решает

1.Обогащение предметно-развивающей среды.

2.Формирование у дошкольников представлений о музее.

3.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

4.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

5.Развитие связной речи и расширение словарного запаса.

6.Воспитание нравственно-патриотических чувств.

7.Воспитание культуры поведения.

В соответствии с тематикой музеев и представленных в них экспонатов,

все задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются

комплексно, с учетом возрастных особенностей детей, требованиями

Основной образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС

Развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности.

Применительно к детям дошкольного возраста ведущей является игровая и

предметная деятельность. Центром внимания работы с дошкольниками

должна быть организация общения с детьми в процессе игровой и

предметной деятельности с предметами.

Большое значение в речевом развитии дошкольников имеет игра. Для

речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В работе по данному направлению мы используем:

— русские народные подвижные игры – для обогащения словаря детей и

воспитания звуковой культуры речи;

— игры драматизации – для развития речевой активности, интереса к

художественному слову и выразительности речи;

— дидактические игры – для закрепления и уточнения словаря, навыка

быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования

Общение с детьми в быту помогает детям усвоить бытовой словарь,

развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе трудовой деятельности помогает обогатить содержание

детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и

предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.

Одной из самых важных составляющих познавательно – речевого развития

является грамотная речь педагога. И это неслучайно, поскольку именно

педагог закладывает основы культуры детской речи, приобщает их к культуре

устного высказывания, т.е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками.

подготовила: Старший воспитатель

Цель:
Актуализация среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками.
Задачи:
-содействовать обогащению педагогических умений воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования.
- способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
- активизировать интерес к России и с. Первомайскому , их географическим, архитектурным достопримечательностям.
- формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.
- развивать гражданственность и национальное самосознание

Форма проведения: интерактивное общение, мастер-класс.

Повестка дня.

1.Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.

Ответственный: заведующая МБДОУ

Ответственный: ст. воспитатель

Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барье­ров общения.

Задание: приветствие участников оформить в виде по­желания.

Инструкция: сегодняшний педагогический совет начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, жела­тельно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Сле­дим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кру­гу, и тогда ваше приветствие будет относиться к соседу.

Вступительное слово:

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.

Патриотизм (согласно словарю С. И. Ожегова) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Для воспитания юных патриотов в своей работе мы используем разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике.

Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, надо внедрять инновационные приёмы, которые позволят добиться положительных результатов.

Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании: это музейная педагогика, квест-игра, интерактивная технология, проектные технологии.

Значимость мини-музеев достаточно высока, эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии: технология коллективных творческих дел, технология проблемного и индивидуального обучения.

Квест- технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.

Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:

– активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

-развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

-эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Сегодня я познакомлю вас с приемом интерактивного голосования.

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Данный приём позволяет решить сразу несколько задач:

• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

• провести мониторинг знаний и интересов детей;

• эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

Этот прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Орг. момент.

Нельзя построить будущее, без прошлого!

Для начала, я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который, по-вашему мнению, уже в мире считают символом России.

Консультация для педагогов ДОУ поможет им организовать в группах мини-музеи и проводить с детьми работу в направлении музейной педагогики.

Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
  • Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
  • Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  • Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
  • Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • вызывать уважение к другим культурам;
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

  • родительские собрания;
  • консультации
  • индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

  • оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
  • наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
  • соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.

Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

Тематика мини-музеев.

Может быть разнообразной:

При определении содержания необходимо:

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.

Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Приложение 1

Схема описания экспонатов в каталоге.

Автор: Мезенцева Наталья Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 3, г. Бийск, Алтайский край.

Автор: Давыдова Лариса Валентиновна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

Задачи:

- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

Оборудование: проектор, ноутбук, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры.

Ход семинара

И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования.

Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.

Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.

Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Тема моего семинара - «Организация мини-музея как одна из форм освоения

Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.

Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

А сейчас нам нужно понять, целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Ваши предположения коллеги.

Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

  • Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции.

Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;

- небольшие размеры экспозиции;

- определенная ограниченность тематики;

- участие в их создании детей и родителей;

- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы организации детской деятельности в мини-музее:

-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)

-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)

-Беседы, чтение художественной литературы

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.

И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности : дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции . Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять

ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности — при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.

Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:

1.Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап.

непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;

разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,

разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;

3. Заключительный этап

подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.

Исходя из определённых условий, хочется определить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т.е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите!

(Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев)

(Представление мини-музеев, созданных педагогами.)

Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду.

Читайте также: