Педсовет по музейной педагогике в доу
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Цимбалюк Елена Николаевна
Должность: Заместитель заведующего по ВР
Учебное заведение: МДОБУ "Чернореченский ДСКВ"
Населённый пункт: Сертолово, мкр. Чёрная речка
Наименование материала: статья
Тема: "Музейная педагогика в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Автор: Цимбалюк Елена Николаевна – заместитель заведующего по ВР
Тема: «Музейная педагогика как средство познавательного и речевого
ФГОС ДО подчеркивает, что преобразования в дошкольном образовании
должны быть прежде всего направлены на модернизацию, на изменение
принципов, целей, педагогических действий, методических и дидактических
подходов. Наиболее значимой проблемой модернизации образования
является повышение его качества. В системе дошкольного образования оно
обеспечивается и реализуется с помощью многообразия организационных
форм и средств, учитывающих образовательные потребности детей,
специфику и ценности дошкольного детства. Одним из организационных
средств, обеспечивающих познавательное и речевое развитие ребенка
дошкольного возраста, является музейная педагогика как отрасль
педагогической науки, направленная на передачу культурно-исторического
опыта и гуманных ценностей воспитанникам в условиях музейной среды.
Музейная педагогика возникла на стыке таких наук как педагогика,
психология и музееведение, следовательно, ценностное значение ее
использования в практике работы ДОО возрастает.
Музей рассматривают как образовательную систему, направленную на
оптимизацию образовательного процесса и на формирование у ребенка
ценностного отношения к культуре и окружающему миру. Именно поэтому
сегодня происходит интенсивное обновление образовательного процесса
направленного на создание условий, в которых ребенок смог бы максимально
самореализоваться, то есть установить собственные взаимоотношения с
обществом, историей, культурой человечества. Музейная педагогика в
образовании рассматривается как инновационная педагогическая технология,
направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к
«Музей в детском саду является интерактивным образовательным
пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с
учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать
выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми
Музей как хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему
остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры,
а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить
воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике
важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития
окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь
В последние годы дети дошкольного возраста испытывают большие
трудности в разговорной речи. Мало кто из дошкольников, приходя в школу,
и связно выражать смысл произносимого, но и вызывать интерес к
сказанному, т.е. передавать содержание выразительно, ярко, эмоционально.
Специалисты определяют умение ребёнка составлять связный рассказ как
задачу развития связной монологической речи. Существует две основные
формы связной речи – диалог и монолог. Диалог первичная форма языкового
речью двух или более лиц. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о
чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывании,
поэтому речь в нём бывает неполной, сокращённой, обрывистой. Более того,
существенную помощь при ведении диалога оказывают мимика и жесты.
Монологическая речь более сложная, поскольку это связное логическое
последовательное высказывание, выражающее мысль одного человека,
неизвестную слушателю. В монологе необходимы внутренняя подготовка,
предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на
главном. Для монолога характерны: литературная лексика, развёрнутость
высказывания, закономерность, логическая завершённость, связность речи
(обеспечивается одним говорящим).
Диалог и монолог тесно взаимосвязаны: часто монолог переходит в
диалог и наоборот. Обучая детей связной речи, важно учитывать, что навыки
и умения диалогической речи – основа овладения монологом. Поэтому,
правильного ведения диалога. Ребёнок, вступающий в диалог, как правило,
имеет развитый словарь, относительно грамотную речь и может произносить
её так, чтобы она была понятна сверстнику или взрослому.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования
познавательного развития, речевой деятельности и личности в целом. В силу
возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и
опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Поиск
разнообразных эффективных, инновационных форм проведения совместной
деятельности взрослого и ребенка привели педагогов к идее создания музея и
средствами музейной педагогики повысить познавательно - речевое развитие
«Музейная педагогика как средство познавательного и речевого развития
Цель проекта: создание системы методического обеспечения и организации
работы по познавательно - речевому развитию дошкольников на основе
Основная идея работы нашего педагогического коллектива по внедрению
музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это воспитание и
обучение детей ведению экскурсий, с помощью которых дошкольники будут
получать познавательную информацию и активно использовать связную речь
(монолог, полилог, диалог). Современные дети живут в эпоху
информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно
познают окружающий мир, но компьютер и телевидение не дают в полном
объёме представлений о предметах, явлениях окружающей действительности
и не способствуют речевому развитию детей.
Дошкольный возраст является решающим периодом для развития и обучения
ребенка. Все, что узнал ребенок в эти годы, ощутимо отразится на его
дальнейшем развитии, а школьное обучение не всегда может компенсировать
пробелы развития. Поэтому значимой задачей для воспитателей является
познавательно - речевое развитие дошкольников.
Формирование основы интеллектуальных способностей детей,
познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной
среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с
ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном
возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно
как средством общения.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей,
делает ее более целенаправленной и осознанной, обогащает игры,
способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной,
музыкальной, литературной деятельности.
Для проведения работы по познавательно-речевому развитию детей
посредством музейной педагогики используются следующие средства
1. Общение взрослых и детей
2. Культурная языковая среда.
3. Обучение родной речи и языку на занятиях.
4. Художественная литература.
5. Различные виды искусства.
Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к
концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных
сторон речи во всех возрастных группах:
2.3 Основные задачи проекта
Создание музея в детском саду – это новая форма работы, которая решает
1.Обогащение предметно-развивающей среды.
2.Формирование у дошкольников представлений о музее.
3.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
4.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
5.Развитие связной речи и расширение словарного запаса.
6.Воспитание нравственно-патриотических чувств.
7.Воспитание культуры поведения.
В соответствии с тематикой музеев и представленных в них экспонатов,
все задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются
комплексно, с учетом возрастных особенностей детей, требованиями
Основной образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС
Развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности.
Применительно к детям дошкольного возраста ведущей является игровая и
предметная деятельность. Центром внимания работы с дошкольниками
должна быть организация общения с детьми в процессе игровой и
предметной деятельности с предметами.
Большое значение в речевом развитии дошкольников имеет игра. Для
речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В работе по данному направлению мы используем:
— русские народные подвижные игры – для обогащения словаря детей и
воспитания звуковой культуры речи;
— игры драматизации – для развития речевой активности, интереса к
художественному слову и выразительности речи;
— дидактические игры – для закрепления и уточнения словаря, навыка
быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования
Общение с детьми в быту помогает детям усвоить бытовой словарь,
развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
Общение в процессе трудовой деятельности помогает обогатить содержание
детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и
предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.
Одной из самых важных составляющих познавательно – речевого развития
является грамотная речь педагога. И это неслучайно, поскольку именно
педагог закладывает основы культуры детской речи, приобщает их к культуре
устного высказывания, т.е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.
Актуализация среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками.
подготовила: Старший воспитатель
Цель:
Актуализация среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками.
Задачи:
-содействовать обогащению педагогических умений воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования.
- способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
- активизировать интерес к России и с. Первомайскому , их географическим, архитектурным достопримечательностям.
- формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.
- развивать гражданственность и национальное самосознание
Форма проведения: интерактивное общение, мастер-класс.
Повестка дня.
1.Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.
Ответственный: заведующая МБДОУ
Ответственный: ст. воспитатель
Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барьеров общения.
Задание: приветствие участников оформить в виде пожелания.
Инструкция: сегодняшний педагогический совет начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день. Они должны быть краткими, желательно в одно слово. Адресовать пожелания участникам тренинга мы будем с помощью мяча. Выберем форму игры: можно бросать мяч любому из участников и при этом говорить пожелание. Следим, чтобы мяч побывал у всех, а можно передавать мяч по кругу, и тогда ваше приветствие будет относиться к соседу.
Вступительное слово:
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.
Патриотизм (согласно словарю С. И. Ожегова) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Для воспитания юных патриотов в своей работе мы используем разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике.
Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, надо внедрять инновационные приёмы, которые позволят добиться положительных результатов.
Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании: это музейная педагогика, квест-игра, интерактивная технология, проектные технологии.
Значимость мини-музеев достаточно высока, эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии: технология коллективных творческих дел, технология проблемного и индивидуального обучения.
Квест- технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.
Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:
– активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
-развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
-эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.
Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Сегодня я познакомлю вас с приемом интерактивного голосования.
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Данный приём позволяет решить сразу несколько задач:
• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
• провести мониторинг знаний и интересов детей;
• эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.
Этот прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Орг. момент.
Нельзя построить будущее, без прошлого!
Для начала, я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который, по-вашему мнению, уже в мире считают символом России.
Консультация для педагогов ДОУ поможет им организовать в группах мини-музеи и проводить с детьми работу в направлении музейной педагогики.
Актуальность
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
- Наглядность.
- Доступность.
- Динамичность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
- Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
- учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- вызывать уважение к другим культурам;
- развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Организация мини-музея в детском саду
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.
Принципы создания мини-музея
Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- Размещение материала на настенных полочках;
- Использование ширм;
- Использование стендов;
- Использование мобиле;
- Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
Тематика мини-музеев.
Может быть разнообразной:
При определении содержания необходимо:
Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.
Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Приложение 1
Схема описания экспонатов в каталоге.
Автор: Мезенцева Наталья Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 3, г. Бийск, Алтайский край.
Автор: Давыдова Лариса Валентиновна
Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.
Задачи:
- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).
Оборудование: проектор, ноутбук, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры.
Ход семинара
И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования.
Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.
Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.
Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Тема моего семинара - «Организация мини-музея как одна из форм освоения
Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.
Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.
А сейчас нам нужно понять, целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Ваши предположения коллеги.
Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:
- Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
- Формирование у дошкольников представлений о музее;
- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
- Расширение кругозора дошкольников;
- Социализация ребёнка;
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- Развитие творческого мышления и воображения;
- Формирование активной жизненной позиции.
Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;
- небольшие размеры экспозиции;
- определенная ограниченность тематики;
- участие в их создании детей и родителей;
- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы организации детской деятельности в мини-музее:
-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
-Беседы, чтение художественной литературы
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.
И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.
Принцип доступности : дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;
Принцип интеграции . Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.
Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять
ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу
Принцип природосообразности — при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.
Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.
Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и
Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:
Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.
Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:
1.Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;
разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,
разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
3. Заключительный этап
подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.
Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.
Исходя из определённых условий, хочется определить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т.е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.
В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.
Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.
Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимы материалы. Пожалуйста, творите!
(Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев)
(Представление мини-музеев, созданных педагогами.)
Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду.
Читайте также: