Педсовет по краеведению в доу
Обновлено: 05.07.2024
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
2. Обобщить опыт работы воспитателей по формированию у дошкольников патриотических чувств, в рамках использования проектной деятельности.
Продолжительность педсовета: 1 час 40 минут.
Ход педсовета:
- Выполнение решений предыдущего педагогического совета старший воспитатель.
2. Вступительное слово старшего воспитателя, актуальность темы педсовета.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из годовых задач ДОУ. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое.
Мы с вами знаем, что важным фактором в экологическом воспитании патриотизма является природа, поэтому мы учим детей заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми.
Культурное направление заключается в знакомстве детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями русского народа.
Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни.
Трудовое воспитание – направлено на формирование положительного отношения к трудовой деятельности.
Несколько месяцев мы с вами работали по второй годовой задаче: формировали у детей нравственно-патриотические чувства через различные образовательные области.
Презентации уголков краеведения (уголков социально- нравственного развития) (воспитатели групп).
4.Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее современных технологий в нашем ДОУ стала технология проектирования.
Использование технологии проектирования помогает в работе с детьми, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Метод проектов ещё и актуален, потому что даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
- Земля, где ты родился? (Родина.)
- Древнее название России? (Русь.)
- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
-Население определенной стороны? (Народ)
- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
-Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
-Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)
- Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)
- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
2 задание: «Собери пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова)
- Золоту – старости нет, Родине – цены нет.
- Всякому мила своя сторона.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
- Человек без Родины – что соловей без песни.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Когда в семье лад, не нужен и клад.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Каждый педагог получает фото какого-либо объекта города Тейково. Нужно описать этот объект, не называя его. Все должны угадать, что изображено на фото.
7. Подведение итогов и вынесение решения педагогического совета.
1. Продолжить систематически планировать воспитательно-образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и виды деятельности.
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно
2. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой,
историей родного края.
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Г БОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск структурное подразделение детский сад № 5 "Зернышко"
Педагогический совет – краеведческая игра-квест
Автор: старший воспитатель Е. С. Мартынова
В данной методической разработке представлен опыт организации и проведения педагогического совета в рамках годового плана педагогического коллектива ДОО в новой форме игры-квест .
Использование данной формы проведения педагогического совета является актуальным на современном этапе времени, так как она позволяет провести педагогический совет, способствующий объединению коллег в совет единомышленников по одной из проблем воспитания дошкольников. Это парад идей, проходящий в атмосфере сотрудничества и сотворчества. Это источник новых знаний и практических рекомендаций для педагогов ДОО.
Обоснование использования формы игры-квест для проведения педагогического совета:
позволяет организовать творческую мыслительную деятельность педагогов в целях решения поставленной проблемы, что затруднительно при чисто традиционной форме проведения педагогического совета, когда педагоги – слушатели;
способствует активизации педагогической работы, раскрытию личностных качеств педагогов ДОО, повышению их профессионализма;
использование интересных практических заданий, тренингов, интеллектуальных соревнований способствует усвоению основ педагогики, теории, изучению различных видов и форм организации образовательной деятельности с дошкольниками с учетом реализации ФГОС ДО, пониманию их места в педагогическом процессе;
наглядно показывает педагогам, как использовать при организации
методических мероприятий интерактивные формы и мультимедийные средства.
Я использую в своей методической работе различные нетрадиционные формы организации и проведения педагогических советов:
Сценарий п едагогического совета – краеведческая игра-квест
Цель: совершенствование работы в ДОО по созданию условий для развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и любознательности через ознакомление с родным краем.
Команда участников: педагоги детского сада
Ведущий игры: старший воспитатель
Ход краеведческой игры-квест :
Старший воспитатель вручает команде карту - маршрут игры-квест и объявляет первую станцию игры.
1 станция - Наши зеленые друзья
Задание 2. В какой совместной деятельности с детьми могли бы вы практически способствовать преумножению флоры родного края?
2 станция - Наши пернатые друзья.
3 станция - Ребятам о зверятах.
4 станция - Течёт река…
Задание 1. Как мы с воспитанниками можем помочь в решении экологической проблемы Волги?
5 станция - Хоровод дружбы. Золотые руки мастеров.
6 станция - Как человек использует богатства природы?
Задание 1. Какую опытно-экспериментальную деятельность можно организовать с дошкольниками, изучая природные ресурсы земли Самарской?
7 станция - Самарская Губерния космическая.
Заключительное слово ведущего игры-квест:
Используемая литература и материалы Интернет сайтов:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
Детский сад №23
г. Калининград, ул.Тельмана, дом 15
В период с 01 декабря 2015 года по 25 февраля 2016 года проводилась работа по подготовке к педагогическому совету по воспитанию нравственной личности ребенка через формирование представлений об особенностях родного края.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национально-региональному компоненту.
Готовность педагогов в вопросах воспитания нравственной личности ребенка через формирование представлений об особенностях родного края, была проанализирована через анкетирование.
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие Калининградской области, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _____________________________________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города, края? _________________________________________________________________________________________________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить? _________________________________________________________________________________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?____________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе, области?
_____________________________________________________________________________
7. Какая методическая помощь вам необходима для реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников в вашей группе? _________________________________________________________________________________________________________
8. Возникают ли у вас трудности в создании развивающей среды группы, стимулирующей формирование социокультурных ценностей дошкольника? Назовите их. _________________________________________________________________________________________________________
9. Если бы Вам представилась возможность выбора тематики исследовательско-экспериментальной деятельности, в каком из них Вы приняли бы участие?
• Методика ознакомления с историей города, края (разработка конспектов занятий) ;
• Переработка теоретических материалов и составление адаптированных познавательных рассказов для детей;
• Создание предметно-развивающей среды, разработка новых дидактических игр;
• Разработка и систематизация материалов по ознакомлению с культурно-историческим наследием родного края во взаимодействии с родителями.
Благодарим за ответы!
Педагог донесла информацию о том, что предполагает использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников , озвучила условия, необходимые для эффективной реализации регионального компонента , остановилась на возрастных особенностях усвоения программного материала дошкольниками , предложила практические формы работы по тематическим блокам.
В се участники и победители награждены Дипломами и грамотами.
Конкурс презентаций: "Край родной, навек любимый…".
Родители и дети представили материалы в виде видеопрезентаций, альбомов, газет о достопримечательностях Калининградской области, знаменитых земляках, природном мире и т.д.
(Все участники конкурса награждены почетными грамотами и дипломами об участии)
В рамках подготовки к педагогическому совету, проектной деятельности для детей и родителей старших групп был организован конкурс рисунков и поделок с использованием янтаря, ракушек и другого природного материала.
Все участники порадовали своей богатой фантазией и оригинальностью.
Повестка дня педагогического совета:
1.Выполнение решений предыдущего педсовета
2.Результаты работы по воспитанию нравственной личности ребенка через формирование представлений об особенностях родного края.
Сценарий педагогического совета по повышению компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент. Задачи, стоящие перед педсоветом:
- формирование понимания у воспитателей актуальности работы по внедрению регионального компонента в практику педагогической деятельности;
- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;
- активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема: «Региональный компонент
Составила: С. И. Никитенко,
заместитель заведующего
Участники: педагоги ДОУ: заведующий, заместитель заведующего.
Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.
- формирование понимания у воспитателей актуальности работы по внедрению регионального компонента в практику педагогической деятельности;
- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;
- активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.
Предварительная работа:
Повестка педагогического совета:
Вступительное слово зам.заведующего
Самоанализ и обсуждение НОД
Решение педагогического совета
Ход педагогического совета
Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.
Использование регионального компонента в образовательном процессе ДОУ предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка. На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных качеств личности.
Приобщение маленького ребенка к истокам национальной культуры должно начинаться с ознакомления с культурным наследием родного края. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.
Региональный компонент реализуется через все направления основной образовательной деятельности в ДОУ. Содержание направления осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности с историей, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируются представления о символике края, о творчестве поэтов, писателей и художников.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, ФГОС активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры; для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства; для усвоения конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
(Воспитатели делятся на 3 группы)
- Сейчас мы с вами попытаемся выяснить насколько коллектив нашего детского сада готов к работе по новому направлению.
В каком году основан город Алейск?
Основан в 1914 близ села Мало-Панюшево как железнодорожная станция Алейская на магистрали Новониколаевск—Семипалатинск. С 1924 — районный центр. С 1932 — рабочий поселок Алейск, с 1939 — город районного, с 1965 — краевого подчинения.
Что изображено на гербе г. Алейска?
Назовите улицы города, названные в честь героев ВОВ?
Давыдова – герой гражданской войны; Гаврилина, Олешко, Балицкого – герои ВОВ, Проезд Олимпийский назван именем Героя Советского Союза, алейчанина Севрикова И.Т. Это звание он получил в 1943 году за героизм и мужество при переправе через Днепр.
5. Назовите учреждения культуры нашего города.
• Следующее задание для команд:
- Сейчас выделяют несколько направлений работы в рамках национально-регионального компонента. Предлагаю вам сформулировать названия данных направлений по описанию, предложенному на карточках. А затем придумать 3 темы по каждому из этих направлений.
Карточка 1 – экологическое направление
Природа окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения увидеть красоту родной природы начинается формирование чувства родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Любовь к родной природе – сложное чувство, включающее в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивую мотивацию к ее познанию, а также желание охранять и приумножать природные богатства.
Карточка 2 – историко-краеведческое направление
Карточка 3 – культурное направление
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современном мире.
• Следующее задание для команд:
Давайте все вместе подумаем, как, в какой последовательности мы будем реализовывать новое направление в образовательной практике детского сада.
Расставьте по порядку те мероприятия и обстоятельства, которые будут способствовать введению регионального компонента в детском саду.
Слайд Итак, весь процесс должен выглядеть следующим образом:
1 Создание специальной образовательной программы
2 Соответствующая коррекция всей организации пребывания ребенка в ДОУ
3 Соответствующая подготовка (знания, владение информацией) педагогов ДОУ
4 Создание условий для разнообразного включения ребенка в получение информации о фактах и событиях малой Родины
5 Введение в образовательный процесс занятий с соответствующим содержанием
6 Участие родителей в организации и проведении мероприятий, связанных с информацией (факты, события) о малой Родине
Итак, прежде всего, нужна сама программа.
Далее любая значимая новация должна повлечь за собой определенную коррекцию всей организации пребывания ребенка в ДОУ, поскольку появляются новые занятия и мероприятия, уточняется план методической работы, с учетом этого проектируется работа с детьми и родителями.
С введением нового содержания многим педагогам потребуется соответствующая подготовка (знания, владение информацией).
После того как воспитатели узнали о специфике содержания и формы вводимого направления, вы сами должны продумать те условия, которые способствуют разнообразному включению ребенка в информацию (факты, события) о малой Родине: экскурсии, беседы, конкурсы, тематические праздники и т. д. Чтобы провести такие мероприятия, необходимо подготовить к ним детей, для чего понадобится введение в образовательный процесс занятий с соответствующим содержанием.
И только тогда, когда общая картина реализации программы по новому направлению сложится в вашем сознании как ведущих участников, стоит обратиться к формам включения родителей в организацию и проведение мероприятий, связанных с информацией о малой Родине.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что готовность нашего коллектива носит в большей степени эмоциональный характер. И впереди нас ждет большая работа, по внедрению в практику детского сада программы по формированию у детей чувства эмоциональной сопричастности к малой Родине.
Результаты тематического контроля.
6. Из опыта работы: показ проектов.
7.Решение педагогического совета
Пополнить материалами по региональному компоненту методический кабинет.
Срок : до конца учебного года
Ответственные: зам.заведующего, педагоги ДОУ
Ответственные: педагоги групп, зам.заведующего
Проводить итоговые мероприятия по этой теме.
Сток: до конца учебного года
Ответственные: зам.заведующего, педагоги.
Карточка 1 –
Природа окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения увидеть красоту родной природы начинается формирование чувства родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Любовь к родной природе – сложное чувство, включающее в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивую мотивацию к ее познанию, а также желание охранять и приумножать природные богатства.
Карточка 2 –
Карточка 3 –
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современном мире.
Читайте также: