Паустовский золотая роза краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Действительно, к старухе через год после отъезда Шамета из посёлка приехал из Парижа богатый и весёлый сын-художник. Шамет пообещал Сузи, что и ей кто-нибудь подарит золотую розу. Все свои годы однообразной нужды Шамет хотел приехать к Сузи в скучный дом её тётки.

Однажды на рассвете Шамет встретил на мосту Инвалидов Сузи, которую бросил возлюбленный, актёр. Она прожила у Шамета 5 дней до примирения с возлюбленным. На прощанье Сузи вспомнила о своей мечте получить в подарок золотую розу. С тех пор Шамет просеивал пыль из ювелирных мастерских и собирал золотые крупицы. Когда роза была готова, Шамет узнал, что Сузи уехала в Америку и след её потерялся. Шамет вскоре умер, а выковавший розу ювелир забрал её из-под подушки и продал старому литератору, который писал, что золотая роза Шамета – прообраз писательской деятельности. Из драгоценных пылинок писатель рождает живой поток литературы.

Надпись на валуне

Цветы из стружек

Писательство – душевное состояние, которое возникает раньше, чем человек начинает писать. Ещё в детстве проявляется дар поэтического восприятия жизни, её ощущения как непрерывной новизны.

В юности рассказчик писал пышные и нарядные, наполненные экзотикой стихи, похожие на мишуру, цветы из хорошо раскрашенных стружек, сусальную позолоту.

Первый рассказ

Рассказчик возвращался по Припяти из Чернобыля, около которого он прожил лето в имении отставного генерала Левковича в качестве домашнего учителя для его сына, готовящегося переэкзаменовкам.

На обратном пути рассказчик заночевал в Чернобыле на постоялом дворе, который держал пожилой еврей Кушер.

Утром пароход не пришёл, и рассказчик забрёл в парикмахерскую, где от жены парикмахера Мани узнал историю Йоськи, сына самой доброй женщины Песи, который должен был учиться на фельдшера в Киеве. Иудей Йоська полюбил православную Христю, дочь лесника Никифора из Карпиловки. Мать Йоськи приняла Христю. Йоська решил выкреститься, чтобы повенчаться с Христей. Отец Михаил отказался, требуя разрешения митрополита. А раввин проклял Йоську и Песю до 10 колена.

Исправник Сухаренко посадил Йоську в холодную и через 3 дня обещал отдать под суд, так как тот взбаламутил ему весь уезд. А Христя умерла от горя: в Йом Кипур (судный день) уснула и не проснулась. Йоську выпустили, но он сошёл с ума.

Молния

Замысел произведения подобен молнии, которая происходит после того, как атмосфера насытится электричеством до предела. Для появления замысла, как и молнии, нужен ничтожный толчок. Толчком может быть всё что угодно. У Толстого сломанный репейник родил замысел о Хаджи-Мурате. Молния – это замысел, а ливень – воплощение замысла, стройные потоки образов и слов, книга. Вдохновение – строгое рабочее состояние человека. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол.

Бунт героев

Большинство писателей пишет по более или менее подробному плану. И только единицы, обладающие даром импровизации, могут писать без плана (Пушкин, А.Н.Толстой, Чехов). Повествование может начаться со случайности, а затем возникнут мысли, сложные судьбы людей. Появившиеся в произведении люди начинают сопротивляться писательскому плану. Они действуют так, как соответствует их характеру, внутренней логике. А если вернуть их в рамки плана, они мертвеют, превращаются в схемы, роботов. Пушкина удивила вышедшая замуж Татьяна, Толстого – Анна Каренина. А.Н.Толстой следил за своими героями с удивлением. Подлинная жизнь заполняет писательскую схему и ломает её.

История одной повести

Девонский известняк

Вновь рассказчик столкнулся с пустыней в 1931 г. в городе Ливны Орловской области, где он писал свой первый роман. Рассказчик поселился в комнате на окраине в ветхом деревянном доме. У хозяев было 2 дочери: 19-летняя Анфиса и 17-летняя Полина. Анфиса была влюблена в 16-летнего Колю, который болел туберкулёзом. Однажды в грозу Анфиса, поругавшись с родителями, не позволявшими ей увезти Колю в Крым, утопилась в реке, её нашли на следующее утро. Рассказчик впервые оказался свидетелем безмерной женской любви, которая сильнее смерти. Рассказчик переехал с окраины на станцию в дом железнодорожного врача Марии Дмитриевны Шацкой.

Брат врача Василий Дмитриевич Шацкий был геологом, его труды были известны в Советском Союзе и Европе.

Шацкий с утра читал газеты и целый день писал, но это были просто слова на одну букву. Шацкий сошёл с ума, когда во время экспедиции в Среднюю Азию попал в плен к басмачам. Его несколько раз выводили на расстрел, но ни разу не пришла его очередь. Учёный писал письма в Совет Народных Комиссаров каждый вечер, но их возвращали его сестре. В письмах он сообщал, что Ливны стоят на толщах девонского известняка, в котором заключена злая психическая энергия, план освобождения которой разработан фашистами.

В ясные часы Шацкий рассказывал об изучении Кара-Бугазского залива Каспийского моря. Учёный боролся с пустыней, желал убить её и вырастить на её трупе влажный тропический рай. Так у писателя родился замысел романа.

Изучение географических карт

В Москве рассказчик достал подробную карту Каспийского моря и долго странствовал по ней в своём воображении. Таким странствиям по карте он научился с детства. Эта привычка помогает правильно увидеть места в действительности. Рассказчик читал много книг, научных докладов о пустыне. Он с трудом достал деньги на путешествие и доехал по волге из Саратова до Астрахани, где ему пришлось написать несколько очерков, съездив в Астраханскую степь и сплавав по Каспийскому морю на Эмбу, чтобы набрать денег и продолжить путешествие.

Из Астрахани рассказчик уехал в Махачкалу, Баку и Красноводск. Из Москвы он уехал на Северный Урал, где начал писать повесть в гостинице в Соликамске.

Зарубки на сердце

Писатели не собирают материал для книги нарочно. Они просто живут внутри этого материала. Подробности сами всплывают из памяти, когда они необходимы для работы. Одна из основ писательства – хорошая память.

Рассказчик поселился под Рязанью в усадьбе известного гравёра Пожалостина. Этот дом был мемориальным, в нём жила старушка Катерина Ивановна, дочь Пожалостина. Её дочь Настя жила в Ленинграде и совсем забыла о матери, только присылала ей раз в 2 месяца деньги. Темнело рано. В светлое время суток рассказчик бродил по осенним лесам, удил рыбу на протоках Оки. Он старался не запомнить приметы осени, но поймать её ощущение, не старался изучить угрюмый тихий старый дом со стуком ходиков и немногими оставшимися гравюрами на стенках.

Алмазный язык

Родник в мелколесье

Многие русские слова излучают поэзию, подобную блеску камней. Ощущение слов субъективно. Русский язык открывается только тому, кто любит и знает свой народ, чувствует сокровенную прелесть земли. Для всего, что существует в природе, есть множество слов и названий. Рассказчик вспоминает рассуждение лесника о родственности слов родник, родина, народ.

Язык и природа

Для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и с природой. У рассказчика случилось лето открытий, когда он узнал много известных, но непережитых слов. Среди них разные виды дождя.

Много слов для описания небесных явлений: зарницы, зори летние и осенние, утренние и вечерние. Пушкин описал соединение этих двух зорь, и в этих строках собраны необыкновенные качества нашей речи. Народ, создавший такой язык, великий и счастливый.

Груды цветов и трав

Рассказчик неожиданно нашёл объяснение слову свей, встречающемуся у Есенина. Писатель-краевед Юрин объяснил, что так называется рябь на песке. Село Есенина было за Окой. В этих лугах рассказчик наблюдал беседу трёх девочек, подражавших речи взрослых. Одна из них знала названия всех трав и цветов и учила этому маленького мальчика. Старик-корзинщик рассказал, что это Клавка, дочь колхозного конюха Карнаухова и внучка известной на всю область травницы.

Словари

Есть другие природные не лесные слова, связанные с весной, бабьим летом, осенними ненастьями, ранней и глубокой зимой. Много слов связано с туманами, ветрами, облаками и водами. Рассказчик учился русскому языку на паромах, заменяющих народные собрания и сборища колхозные.

Язык богат местными речениями и диалектами. Злоупотребление диалектами говорит о незрелости и недостаточной художественной грамотности. Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно. Для понятности оно должно впервые появиться в понятном контексте. Таковы слова окоём, стожары, льзя, сентябрит. Много местных слов знал житель села Солотчи дед Семён Васильевич Елесин. Можно найти изменения живого языка в составляющихся поколениями профессиональных книгах, например, в локациях моряков. Язык моряков крепок, свеж, полон спокойного юмора.

Случай в магазине Альшванга

Как будто пустяки

Писателям помогает работать множество обстоятельств и навыков. Пушкину лучше работалось осенью, каждую осень он расцветал вновь, молодел. Если ему не давалось какое-нибудь место, поэт возвращался к нему, когда приходило вдохновение.

Федин писал только строго обдуманную, выверенную следующую главу, чтобы проза была отработана до безошибочности и закалена до алмазной крепости.

Флобер перевоплощался в своих героев, даже болел с ними. Он писал медленно и мучительно.

Персонажи Бальзака были для него живыми и близкими людьми. Когда он описал юную монахиню Жанну, увлёкшуюся парижской жизнью и оказавшуюся на панели, настоятельница описанного монастыря велела своей молодой монахине Жанне (в монастыре такая оказалась) ехать к Бальзаку и добиться от него покаяния и опровержения. Но Бальзак велел Жанне сделать, как у него написано, ведь монахиня мешала ему работать.

Гоголь писал стоя за конторкой, Лев Толстой работал только утром, как Руссо и Диккенс, а Достоевский и Байрон – ночью. Кроме того, Достоевский страдал от безденежья и писал поэтому наспех, комкая замысел.

Чехов в молодости мог писать на подоконнике в квартире, в купальне.

Рассказчику доводилось писать в каюте парохода, в мезонине деревенского дома осенью.

Старик в станционном буфете

В Майори на Рижском заливе в буфет зашёл погреться старик с белой дрожащей собакой по имени Пети. Пети стала выпрашивать у посетителей бутерброд. Старик стыдил собачку и не позволил ей взять брошенный ей кусок колбасы. Посетители обвинили старика в нищенстве. Старик на последние деньги купил бутерброд для собаки.

Белая ночь

Животворящее начало

Золя считал, что воображение для писательства не нужно. Мопассан, напротив, очень дорожил воображением, животворящим началом искусства. Сердце, воображение и разум – среда, где зарождается культура.

Воображение заложено в натуре человека, но питается действительностью. К старому испанскому гидальго, давно потерявшему жену и красавицу-дочь, пришёл путешественник, вместе с Колумбом плававший на запад. Он рассказал о сиренах, море в синих цветах и подарил розовую раковину из страны Эльдорадо. В свете молний гидальго увидел в раковине волшебную страну и умолил короля снарядить каравеллу на её поиски. Так была открыта Флорида. Так воображение, рождённое жизнью, получило власть над жизнью. А цепь ассоциаций – путеводная нить воображения.

Писатель воображает своего читателя, хотя пишет для всех. Есть этапы писания: эмоциональный настрой, приход вдохновения, внешний толчок, возникновение первого образа и за ним – цепочки ассоциаций, занесение сказки на бумагу.

Ночной дилижанс

В Вероне влюблённый Андерсен пришёл к Елене Гвиччиоли, чтобы расстаться с ней навсегда, потому что он боялся, что потеряет способность сочинять сказки. Истинная любовь может длиться вечно лишь в воображении. Незадолго до смерти Андерсен признался, что заплатил за сказки отказом от счастья, не заместил воображение действительностью.

Давно задуманная книга

Рассказчик задумал книгу, состоящую из биографий замечательных людей, и хотел ввести туда биографии людей забытых. Таким был речной капитан Оленин-Волгарь, актёр, певец, учёный, переводчик. Таков увлечённый своей работой директор краеведческого музея в маленьком городке Средней России.

Чехов

У Чехова множество записных книжек, но он мало ими пользовался, полагаясь на память. Он был не только писателем, но и врачом. Его проза острая, как скальпель, аналитическая и точная.

Чехов всю жизнь выдавливал из себя по капле раба. В доме на Аутке живёт его сестра Мария Павловна, которую рассказчик видел последний раз в 1949 г.

Александр Блок

Блок создан из озарений. Рассказчик искал его дом на Пряжке, где поэт жил и умер. Там было тихо, как в провинции. Так Блок пытался вернуть спокойствие смятенному сердцу.

Ги де Мопассан

Максим Горький

Рассказчик не может себе представить Россию без Горького. Горький – полномочный представитель русского народа, ловец талантов. Его изящество соединено с уверенной силой. Рассказчик вспоминает о встрече с Алексеем Максимовичем в Горках. Горький говорил так, как сейчас не говорят, выпуклым сочным языком. Рассказчик обсуждал с Горьким книгу капитана Гернета, который предложил растопить льды Гренландии для возвращения в Европу субтропического климата. Горький хотел издать книгу в России, но вскоре умер.

Виктор Гюго

Михаил Пришвин

Александр Грин

Рассказы Грина опьяняли рассказчика, как душистый воздух. Сначала рассказчик принял Грина за иностранца. Писатель вёл тяжёлую жизнь отщепенца и бродяги, был замкнутым и избитым невзгодами человеком с мощным и сильным воображением. Грин писал все свои вещи в оправдание мечты, он учить мечтать и любить.

Эдуард Багрицкий

Искусство видеть мир

Каждый художник открывает нам новые черты действительности. При созерцании прекрасного возникает тревога, предшествующая внутреннему очищению.
Рассматривая классические здания Ленинграда, рассказчик пришёл к выводу, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры. Так же и в прозе.

В Эрмитаже рассказчик отдыхал от пышности красок в зале скульптуры, ведь скульптура – зов прекрасного к самому себе.

У подлинной прозы есть свой ритм. Вся фраза должна восприниматься без напряжения. Язык прозаика обогащает знание поэзии. Поэзия возвращает слову его первоначальную свежесть. Совершенная проза – подлинная поэзия. Об этом писали Чехов, Пришвин, Толстой. Самое высокое явление в литературе – проза, наполненная сущностью поэзии.

В кузове грузовой машины

В июле 1941 г. рассказчик ехал на военной машине из Рыбницы-на-Днестре в Тирасполь. Грузовик несколько раз обстреливали из воздуха. В момент опасности и рассказчик, и водитель вспоминали родные леса. На привалах в военное время рассказчик подробно воссоздавал в памяти свои путешествия по лесам. В разлуке черты родного пейзажа раскрывают свою захватывающую красоту. В пейзаж нужно погрузиться. Природу надо любить.

Напутствие самому себе

Работа над этой первой книгой заметок о писательском труде подобна путешествию по малознакомой стране, где новые дали ведут в неизведанное.

Спустя много лет мужчина вновь встречает Сюзанну, теперь уже взрослую женщину. У нее случилось несчастье – молодой человек предал ее, и теперь ей некуда идти. Несколько дней она живет в доме Шамета, но вскоре мирится с возлюбленным и покидает своего старого друга.

С этих пор Шамет перестает выбрасывать весь мусор, что остается после изготовления ювелирных украшений, и собирает оседающую в мастерских золотую пыль. Проходит немало времени, и ее накапливается столько, что хватает для создания золотой розы. Шамет просит ювелира сделать это замечательное украшение. Но передать розу Сюзанне так и не получилось. Она уехала в Америку, и найти ее было уже невозможно. После этого Шамет впадает в депрессию и через некоторое время умирает у себя дома в полном одиночестве. Роза предстает здесь как некое воплощение творческой мысли, которая подобно розе, появляется из золотых пылинок творческого труда писателя.

Первый рассказ. Здесь идет речь о судьбе одного еврея Йоськи, который влюбляется в прекрасную Христу. Они принадлежат к разной вере, их союз окружающие воспринимают враждебно. В итоге, общество их разлучает. Христя умирает, Йоська сходит с ума и живет в нищете.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

Золотая роза. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Преподаватель училища Василий Петрович Бачей и двое его сыновей отдыхали летом на даче. Но каникулы заканчивались, пора было возвращаться в Одессу. Старший из мальчиков, восьмилетний Петя, последний раз обошёл места, которые любил, и искупался в море.

С первых страниц рассказа перед нами предстают маленькие дети, живущие на планете Венера. Они стояли и ждали, когда же закончится дождь, который идет уже 7 лет, истребивший целые гектары леса

Маленький мальчик по имени Филипок жил деревне. Когда дети постарше разошлись на школьные занятия, ему тоже захотелось поучиться.

Главными героями рассказа являются злющая собачка Малька и конь по кличке Верный. Малька жила у одной одинокой пенсионерки тети Лидии. Лаяла собачка на всех и всяк проходящего мимо дома прохожего. И даже бывали случаи укусов.


Пересказ тезисно

Его повествование началось с легенды о золотой розе. Согласно поверьям, того, кто обладает такой розой, принято считать большим счастливчиком. Но для действия цветка его необходимо подарить любимой девушке. При попытке продать золотую розу человека ждут несчастья. Жан поведал, что лишь единожды видел этот цветок — в доме у одной бедной рыбачки. Женщина со временем стала счастливой, а ее жизнь кардинально изменилась.

На родине уставший от одиночества Жан решает сделать такую же розу. На эту мысль его натолкнула встреча с Сюзанной — девушкой, в которую он был уже давно влюблен. Та не ответила ему взаимностью и уехала прочь. Мужчина умирает, но все же счастье живет в его душе. Далее автор повествует о своих размышлениях, о писательском труде, встречах с разными людьми и личных наблюдениях.

Краткое содержание по главам

Драгоценная пыль
Жан Шамет служит во французском взводе. Внезапно он серьезно заболевает, и его отправляют в родные края. Командир поручает солдату проводить его восьмилетнюю дочь. Жан соглашается. В дороге попутчики едут молча, тишина нарушается лишь рассказом солдата о золотой розе, которая является символом счастья и благополучия.

На родине Жан встречает свою бывшую любовь — девушку по имени Сюзанна. Она рассказывает о своей ссоре с молодым человеком и селится в доме у Жана. Через неделю она снова сходится со своим возлюбленным и покидает солдата. Он не хочет так просто расставаться с Сюзанной и решает сделать для нее золотую розу. Однако девушка вскоре уезжает в Америку. Жан окончательно теряет здоровье и лежит в постели, в гости к нему приходит только ювелир, который делал ту самую розу. Спустя некоторое время солдат умирает. После его смерти мастер продает розу, рассказывая покупателю о трогательной истории Жана Шамета.

Надпись на валуне
В этой части мы знакомимся с образом самого автора. Он проживает в небольшом доме на берегу моря. Недалеко от этого места находится каменный валун с философской надписью. Писатель видит это послание эпиграфом к своему произведению об авторских возможностях. Писательство — это дар. Авторы пытаются передать в строках все свои мысли и переживания. Они могут стать настоящим героями, вынеся все народные испытания. В качестве примера автор приводит жизнь и творческий путь Эдуарда Деккера и Ван-Гога.

Цветы из стружек
Настоящий дар для человека — возможность воспринимать жизнь поэтически. Люди, способные сохранить эту особенность, со временем становятся величайшими писателями. В свои ранние годы сам Паустовский увлекается поэзией, однако со временем понимая — это лишь цветы из раскрашенных стружек. Так он погружается в написание своей первой повести.

Паустовский пишет свою повесть, находясь в Киеве. Перечитав ее, он понимает, что не смог до конца передать преданность бедной девушки. Писатель осознает, что его собственный опыт и познания о жизни ничтожно малы. Он оставляет рассказ и путешествует по стране на протяжении долгих лет, чтобы общаться и узнавать разных людей.

Молния
Замысел истории — это настоящая молния. Она приходит после осмысления некоторых события, переоценки ценностей. Чтобы замысел появился, необходим настоящий толчок в сознании. Постепенное появление идеи — это ливень.

Вдохновение — это душевный подъем, осознание собственных творческих возможностей.

Бунт героев
План повествования имеют практически все творческие личности. Без него могут творить лишь те, кто обладает особенным даром. Однако чаще всего все герои протестуют против установленного плана. Еще Толстой говорил, что его персонажи ведут себя так, как им заблагорассудится, живя собственной жизнью.

История одной повести. Девонский известняк
Автор снимает жилье у какой-то семьи, временно пребывая в пределах центральной России. У отца семейства две дочери. Одну из них, Анфису, автор как-то раз видит близ озера с парнем. Оказывается, девушка влюблена в мальчика, который болен туберкулезом. Не выдержав жизненных испытаний, она накладывает на себя руки.

Со временем Паустовский переезжает жить к врачу М. Шацкой, где начинает тесно общаться с ее братом, который сошел с ума, находясь в плену. Писатель находит его интересным собеседником. Именно в доме Шацких у него появляются идеи для произведения.

Изучение географических карт
Пребывая в Москве, автор постоянно изучает карту Каспийского моря, представляя, как проплывает вдоль берегов. Однако отец Паустовского надсмехается над его мечтаниями — они кажутся ему провальными. Писатель все же остается непреклонным, ведь именно представления о разных местах помогают ему глубже погрузиться в действительность.

Алмазный язык. Родник в мелколесье
Особые просторы своего языка могут увидеть только те, кто с теплотой и уважением относится к своему народу. Автор размышляет, как много в русском языке бесценных слов и определений, которые помогают описать все вещи и события, происходящие в мире.

Автор считает, что вдохновителем языка является сам русский народ. Он рассуждает о лексике, повествует о родстве некоторых слов.

Груды цветов и травы
В один из дней писатель ловит рыбу. Он садится на самый берег водоема, близ густых зарослей. Недалеко от него бегают дети, они срывают различные растения. Одна из пробегавших девочек поражает писателя знанием нескольких десятков названий трав. Немного позже автор узнает, что ее бабушка является лучше в районе травницей.

Словари
В этой главе Паустовский делится своей мечтой. Он хочет, чтобы в новых толковых словарях были обозначения различных природных явлений, местных и профессиональных диалектов, канцеляризмов и мусорных слов, которые употреблять в своей речи не стоит. Однако для создания таких словарей потребуется усердная работа многих людей. Ведь Россия богата местечковыми наречиями, профессиональной терминологией, разговорными и просторечными выражениями.

Как будто пустяки
Паустовский вдохновляется творчеством Стендаля. Автор уверяет читателя, что чаще всего именно незначительные факторы влияют на работу писателей. Например, Пушкину легче и интереснее всего было писать в осеннее время. Гайдар сочинял некоторые фразы, фиксируя их в записной книжке, а после доделывая. Ведется рассуждение о трудах великих писателей.

Старик в станционном буфете
Автор повествует о нищем старике, у которого не было возможности накормить своего любимого пса. Однажды он посетил местный буфет, где работяги распивали пиво. Собака, увидев колбасу, начала лаять, как бы выпрашивая угощение. Посетители кинули мясо псу, попутно оскорбив его хозяина. На это пожилой мужчина запрещает питомцу подбирать подачку и на последнюю мелочь приобретает для него бутерброд. Продавец не скупится и дает старику два бутерброда.

Паустовский дискутирует на тему отсутствия подробностей в современном творчестве писателей. Он считает, что нельзя опускать главные моменты, необходимо описывать жизнь героев максимально подробно. Это поможет читателям получить правильное представление о персонажах.

Животворящее начало
Автор высказывает мысль о том, что именно воображение помогает создавать людям образы, заполняя внутреннюю пустоту. Оно основывается на памяти человека. А память, в свою очередь, на реальной действительности. Способность постоянно представлять картинки и создавать образы говорит о богатом внутреннем мире человека.

Ночной дилижанс
Паустовский желает создать рассказ о силе человеческого воображения. Однако вскоре он повествует об одной любопытной поездке в ночном дилижансе. Писатель Андерсен едет в Верону ночным рейсом. Там он знакомится со своей попутчицей — женщиной в темном одеянии. Во время поездки Андерсен предлагает выключить свет. Он любит темноту, ведь именно она позволяет ему придумывать образы и картинки в своей голове.

Через какое-то время молодой человек окунается в действительность. Он видит, что дилижанс стоит на месте, а рядом с ним торгуются женщины, у которых не хватает денег для проезда. Андерсен доплачивает за них. Девушки интересуются, как же зовут их спасителя. Они подходят к нему и начинают общаться. Молодой человек предсказывает дамам светлое будущее. В знак благодарности те целуют его. По приезде в Верону одна из женщин приглашает Андерсена к себе домой, обещая обрести любовь и счастье.

Давно задуманная книга

Автор решает издавать короткие биографии известных и давно забытых людей. В своем творении он хочет упомянуть директора краеведческого музея, которого считал преданным своему делу человеком. Далее автор рассказывает о некоторых известных писателях.

Чехов
Автор называет произведения Чехова поучительными. Он ставит Антона Павловича в пример, ведь в течение всей своей жизни он пытался вытеснить из себя раба. Чувствуется, как Паустовский любит дом Чехова на Аутке, храня его частичку в своем сердце.

Ги де Мопассан
Судьба французского писателя Мопассана стремительна и насыщенна. Всю свою жизнь он олицетворял зло. А к ее концу прославлял любовные и радостные чувства. В последний день своего жизненного пути Мопассану казалось, что его мозг был отравлен ядом. Он искренне сожалел о том, что отвергал светлые чувства в своей бушующей юности.

Максим Горький
Для автора Горький был олицетворением всей России. Невозможно вообразить российскую реальность без его таланта. Он досконально знал менталитет русских людей, каждый уголок страны. По мнению автора, он определил развитие целой эпохи. От таких людей можно начинать летоисчисление.

Виктор Гюго
Автор называет Гюго неистовой и бурной личностью. Он любил свободу и являлся ее рыцарем. Виктор Гюго привил многим литературным деятелям любовь к Парижу. За это ему стоит быть благодарным.

Михаил Пришвин
Михаил Пришвин был рожден в старом русском городке Ельце, который был окружен живописной и загадочной природой. Ее красоты и лежат в основе многих произведений этого автора. Он завораживает читателя и покоряет его своим непомерным обаянием.

Александр Грин
Паустовский поражается биографией Грина. Полжизни он бродяжничал, но при этом сумел сохранить дар чистого воображения и любви к жизни. Автор называет Грина замечательным человеком.

Эдуард Багрицкий
Писатель утверждает, что Багрицкий всю жизнь любил сочинять о себе различные факты. При чтении его биографии сложно догадаться, где правда, а где ложь. Однако это не отменяет того факта, что Эдуард Багрицкий был отменным поэтом, который ушел из жизни непростительно рано.

Искусство видеть мир
Знание многих областей искусства делает писателей внутренне обогащенными. Живопись дает возможность увидеть краски мира. Архитектура не дает автору составить тяжелую композицию. Русский язык обогащает именно поэзия.

В кузове грузовой машины
В 1941 году писатель скрывается от немецких захватчиков. Он едет в грузовике. Попутчик спрашивает его о мыслях. Автор отвечает, что в самые трудные моменты думает о русской природе. Он считает, что именно она помогает человеку найти себя и обрети любовь.

Напутствие самому себе
Писатель заканчивает книгу о своем сложном творческом пути. Однако понимает, что этот рассказ еще не закончен. Паустовский считает, что существует немало тем, которые нужно обсудить со своими читателями.

В чем авторская идея

Автор хотел показать тяжесть писательского труда. Личные наблюдения, неожиданные встречи, частые переезды — все это составляет основу творческой деятельности писателей. Золотая роза из пыли — это всего лишь метафора. Она означает, что успех, любовь и жизненное счастье приходят в жизнь каждого человека постепенно.

Повесть заставляет задуматься о человеческом счастье, о жизни простых людей.

Она хотела себе розу счастья. Из золотой пыли с пола мастерских ему выковали такую. Но девушка уже была далеко. Шамет умер. Его роза попала к писателю. Он рассказал эту историю всем. Взгляд, чувство – пылинки золота для писателя. И его роза из слов дарит счастье, учит добру.

Надпись на валуне

Цветы из стружек

Первый рассказ

Молния

Замысел книги – это молния, вспышка. Конечно, он зреет в душе, а не берется из ниоткуда. Вдохновение – это не мечта, восторг, а работа.

Изучение географических карт

Алмазный язык

Старик в станционном буфете

Животворящее начало

Искусство видеть мир

Природа в жизни и на картинах одинаково много говорит писателю. Музыка, звукопись есть и в литературе. В прозе есть поэзия. Все виды искусства связаны между собой.

В кузове грузовой машины

В войну во время бомбежки автор вспоминал любимую природу, лес, сельскую Россию. От вида самых простых мест сжимается сердце. Потому так важна роль пейзажа в литературе.

Напутствие самому себе

Автор попытался приоткрыть тайны мастерства, совершенства, труда над книгой. Но эта тема неисчерпаема.

Сюжет

Паустовский рассказывает о тайнах писательского мастерства. Лучшие книги пишутся, чтобы сделать мир добрее, научить состраданию, умению чувствовать красоту в обычной жизни. Как мусорщик Шамет из золотых пылинок создал для безответно любимой Сюзанны розу счастья, так и автор из впечатлений, чувств, судеб людей создает прекрасное произведение искусства. Книги говорят о том, что понятно всем: о времени, Родине, природе, радости и печали. Книга важна не только сюжетом, но и полетом воображения, языком, детальностью, музыкой, светом.

Отзыв

Золотая роза – символ настоящей литературы, дар добра и счастья читателю от писателя. Автор утверждает, что вдохновение в труде, честности, неравнодушии, любви к слову и людям. Рассказы учат любить и понимать искусство, видеть прекрасное в обычной жизни, сострадать, становиться лучше.

Читайте также: