Пастырь ерма краткое содержание

Обновлено: 09.07.2024

Единственный рус. перевод выполнен прот. Петром Преображенским (с лат. Vulgata и последующей сверкой с Palatina и греч. текстом по афонской рукописи и копии Симонидиса) в 1861 г., еще до публикации Синайского кодекса, с вытекающими отсюда отдельными (порой значительными) неточностями. Наибольшее распространение в России в посл. четв. XX в. получило переиздание 1895 г. с издания 1861 г. без к.-л. изменений, но с новыми опечатками. Поскольку издание 1895 г. неоднократно воспроизводилось репринтно, в наборном переиздании ПМА (2003, 2008р) разбивка текста по страницам совпадает (с редкими и незначительными расхождениями в сносках) с изданием 1895 г. (прежняя пагинация сохранена в качестве верхней).

Содержание

Е., живущий в Риме благочестивый вольноотпущенник, видит во время купания свою бывш. хозяйку и, хотя относится к ней как к сестре, мечтает о подобной жене вместо своей неправедной супруги. Восхищенный в фантастическую местность, он получает от своей хозяйки укор за мысли о земном. Затем ему неск. раз является старица, к-рая обличает его семью и др. верующих в грехах и показывает ему видение башни-Церкви, строящейся из камней-верующих. Появления старицы чередуются с посещениями ангела, изъясняющего Е. смысл видений, в частности, что старица - это Церковь. Видения и наставления Е. должен записать для Римской Церкви. Наконец, Е. видит чудовище, к-рое явившаяся ему Дева-Церковь изъясняет как образ грядущих гонений. Затем Е. препоручается ангелом пастырю, к-рый велит ему записать 12 нравственных Заповедей, касающихся веры, добродетелей, борьбы с пороками, страха Божия, различения духов, молитвы, а также церковных вопросов: брака и пророков. Пастырь также велит записать 8 Подобий: притчи о Небесном Граде и посте, аллегорические толкования природы как человеческих взаимоотношений и видения наказания грешников. Последняя тема продолжается и в 9-м Подобии, представляющем собой расширенный вариант прежнего видения башни-Церкви. В конце Е. получает последние наставления от пастыря и принимает в свой дом дев-добродетелей.

Личность автора и датировка сочинения

Жанр и композиция, проблема авторства

Часто дискутируются сюжетные повторы в тексте памятника: дважды описывается одинаковое видение башни-Церкви, во 2-й раз неск. подробнее (I 3; III 9). Cхожая по содержанию картина описывается и в видении о ветвях (III 6). Более подробное изложение 2-й картины с башней соответствует новому состоянию Е., просвещенного старицей и пастырем и усовершенствовавшегося в добродетелях. Такое же соотношение наблюдается при сравнении зачина и финала текста: если вначале Е., видя девушку, думает о земной жене, то в конце в его доме поселяются девы - небесные добродетели; 1-е видение башни-Церкви (I 3) он получает на Кумской дороге, близ Рима, а 2-е (III 9) - в далекой Аркадии, символе идиллического мира.

Менее изучены повествовательные приемы Е. (новейшее исследование: Wudel. 2005). Он охотно пользуется принципом формального чередования: основные видения дополняются краткими видениями-пояснениями, в Заповедях четко чередуются диалоги и монологи, Подобия в виде лит. притчей (1, 5, 7) сменяются аллегорическими толкованиями картин растительного и животного мира (2-4, 5-6, 8). Е. активно использует распространенные античные философские мотивы.

Учение

Элементы триадологии, христологии и сотериологии

В 5-м Подобии излагаются представления Е. о Троице и таинстве Спасения (учение это неск. запутанно, т. к. притча и ее толкование совпадают не во всех деталях): Отец поручает людей Сыну, Который показывает им закон Отца и исправляет их; также Отец посылает Св. Духа в плоть (подразумевается человечество Иисуса), и через это плоть очистилась и обожилась. Имя Иисуса Христа Е. не упоминает (говорит только о Сыне Божием), хотя у него имеется намек на земную жизнь Спасителя ( Herm. Pastor. III 9. 12. 3).

Церковь и таинства

Все люди-камни относятся к 12 различным типам-горам, одни из к-рых входят в Церковь, другие - нет, а прочие - только через покаяние; стать частью Церкви невозможно без крещения и вхождения в нее. Церковь устрояют ангелы, а надзирают за ней добродетели. Перефразировкой этого видения является образ верующих-ветвей, соответствующий образу гор: награда сохранившим свои ветви-души зелеными и сделавшим их плодоносными - венцы от ангела.

Нравственное учение

С этими представлениями в свою очередь неразрывно связано учение о посмертном воздаянии. В 3-й гл. Подобий подчеркивается, что на земле узнать о буд. воздаянии невозможно, в 4-й гл. говорится о том, что оно будет справедливым. Главный путь к исправлению - покаяние: вероятно, Е. допускал возможность некоего исправления после смерти (по крайней мере в момент написания Видений), но, несомненно, призывал к покаянию при жизни.

Источники

Указатель: Concordantia in Patres Apostolicos. Hildesheim, 1999. Pars 5: Hermae Pastoris concordantia / Cur. Á. Urbán. (Alpha-Omega. R. A: Lexika, Indizes, Konkordanzen zur klassischen Philologie; 191).


диакон Павел Сержантов

диакон Павел Сержантов

Апокалипсис Иоанна и апокалипсис Ерма роднит то, что авторы не свидетельствуют о важнейших событиях прошлого, как, например, в Евангелии от Луки. И не предлагают духовнического наставления по волнующим паству вопросам, как в Посланиях к коринфянам. Иоанн и Ерм получают свыше некое высокое духовное откровение и его записывают. Подобное встречалось у ветхозаветных пророков.

Библейский Апокалипсис запечатлел, как к апостолу Иоанну обращается Христос и ангелы Божии. Ерм тоже общается с небесными существами ангелами. Они открывают Ерму некие мистические видения, ведут с ним духовные беседы. Не так-то просто человеку понять их, даже пророку непросто.

Так, задолго до появления монашеской аскетики мы наталкиваемся на вполне подвижнические рассуждения у Ерма. Это аскетические записи древнехристианского пророка. Ангел открывает Ерму, что страсти приманивают людей через удовольствие и губят их. Ангел перечисляет основные человеческие страсти: гнев, блуд, сребролюбие… Названия страстей мы уж приведем в соответствие с более поздней аскетической традицией. Противоположностью болезнетворных страстей являются добродетели. От добродетелей человек тоже может получать удовольствие, и это на пользу.

Любому понятно, что чревоугодие приносит человеку сладость. Но не будем забывать, оно же приносит и горесть (проблемы со здоровьем). Чревоугодию противостоит церковный пост. В нашем посте, прежде всего, бросается в глаза неприятный момент (утомительная борьба с желанием есть больше и лучше, чем необходимо). Однако присутствует в посте и момент явно приятный (чувство физической легкости и легче дается молитва, что особо важно).

Аналогично дело обстоит со страстью гнева и добродетелью кротости, со страстью блуда и добродетелью целомудрия, со страстью сребролюбия и добродетелью благотворительности ближним. Это понятно и без дальнейших объяснений.


Во времена раннего христианства книга Ерма имела большой авторитет, и даже изначально была включена в Библию, как составная часть, но позже не вошла в окончательный вариант Священного Писания и стала апокрифической.

Книга начинается с того, что Ерма любуется купающейся в Тибре девушкой. Затем, в молитве эта девушка является к Ерме с небес и начинает обличать его нечистые помыслы ( 1-е видение ).

Затем он видит старую женщину за кафедрой и с книгой, которая оказывается олицетворением Церкви, которая существовала прежде создания мира ( 2-е видение ).

Дальше Ерма видит строительство Великой Башни на водах, составляемой из блестящих квадратных камней ( 3-е видение ). Это также метафора Церкви, так как воды при основании означают крещение. Шесть юношей, приносящих камни, это ангелы. Сами камни - это люди. Те кто кладутся в основание - праведники, те кто отбрасывается - грешники. Вокруг башни стоят 7 женщин: Вера, Воздержание, Простота, Невинность, Скромность, Знание, Любовь. При завершении строительства башни наступит конец света.

Первую часть книги завершает видение кита, длинной 100 футов ( 4-е видение ). Из пасти кита выходила огненная саранча. Зверь лежал на земле, а его голова имела четыре цвета: черный, красный, золотистый и белый. Церковь в виде женщины объяснила Ерме, что этот зверь означает грядущие бедствия.

Видение 5-е есть собственно введение во вторую часть произведения, т.е. в Заповеди .

4-я Заповедь повелевает соблюдать целомудрие в помыслах и определяет правила относительно развода и второго брака. Когда жена-христианка будет замечена мужем в прелюбодеянии, то он должен отпустить ее, если она не покается, но сам оставаться один, не вступать в другой брак; и если грешница покается, то муж должен опять принять ее, но не при частом повторении того же греха. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. К этому присовокупляет ангел, что по смерти мужа или жены другой половине дозволяется вступить в другой брак, но лучше оставаться вне брака.

5-я Заповедь учит великодушию и терпению; от них радуется живущий в человеке дух Божий, тогда как гнев стесняет его и заставляет удалиться; гнев напа- дает на людей, коих вера неполна и кои привязаны еще к земным благам.

6-я Заповедь примыкает к первой и раскрывает учение о двух духах (ангелах), существующих при каждом человеке, — добром и злом: первый мирен и кроток и внушает чистоту, целомудрие, любовь; другой исполняет душу смятением, завистью, гордостью и пр.

7-я Заповедь внушает бояться. Бога и не бояться диавола, который не имеет никакой силы, над боящимися Бога; должно только бояться дел диавола.

9-я Заповедь касается молитвы: должно молиться с полной уверенностью в исполнении просимого и без сомнения. Кто очистил сердце от всего суетного, получит то, о чем просит без сомнения, и если не скоро исполняется прошение, то должно приписать это или испытанию Божию, или какому-либо незнаемому греху, но не переставать молиться.

10-я Заповедь предостерегает от печали, как сестры сомнения и гнева: мирская печаль оскорбляет Духа Святого, помрачает смысл, препятствует исполнению молитвы, ибо печальная молитва не восходит к Престолу Божию.
11-я Заповедь излагает признаки истинного и ложного пророчества.

12-я Заповедь внушает избегать всякого худого пожелания, будет ли оно относиться к чужой жене или богатству, или чувственному наслаждению.

От Заповедей Ангел покаяния непосредственно переходит к Подобиям , которые от простых образов восходят к пространным притчам, которые учат о покаянии и милостыне, и заканчиваются полными видениями.

Таково в общем содержание этого произведения, написанного Ермом.

Высокое значение Ерм придает посту и молитве, рассматривая их как дела, заслуживающие особенной награды. Наряду с воздержанием, постом, отречением от мира общей чертой, отличающей поведение христианина в мире, является сила духа, терпение, простодушие, бодрость, правдивость, единодушие, любовь и т.п. Характерен призыв к единодушию - то есть единству верующих, очень важному в условиях, когда среди христиан появилось множество различных богословских воззрений, имеющих в своем основании не евангельские истины, а гностические учения. Также Ерма отвечает и на вопрос: допустимо ли иметь богатство? Осуждая стремление к роскоши и мирским наслаждениям, он призывает к благотворительности. Необходимо отдавать часть своего состояния беднякам, тогда можно стать угодным Богу. Бедные, в свою очередь, помогают богатым спастись, вознося, к примеру, молитвы за своих благодетелей. Взаимоподдержка богатых и бедных, провозглашенная в видениях Ермы, помогала представителям всех социальных слоев становиться христианами.

Вершиной духовного совершенства автор считает мученичество за Христово имя. С этого начинается проповедь старицы при построении башни (Вид. III I, 9).

Можно сказать, и поныне эта книга не устарела. Даже если забыть обо всем остальном в её содержании, то проблемы, на преодолении которых она фокусируется, будут чрезвычайно актуальны для христианства во все времена.

Пастырь Гермы, Эрмы — раннехристианская книга, встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета. Традиционно датируется II веком. Перевод на русский язык был осуществлён в 1862 году протоиереем Петром Преображенским.

Содержание

Раннее упоминание

Пастырь Гермы упоминается в Мураториевом каноне — древнейшем перечне христианских писаний. Там сказано:

Язык текста

Долгое время было известно о существовании текста только на латинском языке. Однако уже Пётр Преображенский отмечает в комментариях к первому изданию:

В издании Миня Пастырь Гермы отнесён к Patrologia Graeca и входит во второй том.

Наконец, в 50-ых годах XIX века Тишендорф обнаруживает в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове древнейший кодекс Нового Завета, который помимо новозаветных текстов содержит обширные фрагменты Пастыря Гермы на греческом языке.

Авторство

Разные взгляды на авторство книги существовали уже в первые века. Существует три версии:

  • Герма есть апостол от семидесяти 70, упомянутый в послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16:14). В этом случае Климент, так же упоминаемый в книге, идентифицируется с Климентом Римским, одним из первых епископов Рима (умер в 101 году). Впервые это мнение высказано Оригеном. Подобного же мнения придерживался и Иероним Стридонский.
  • Взгляд на авторство книги, зафиксированный в приведённой выше цитате из канона Муратори: Герма — брат епископа Пия (годы епископства с 142 по 157).
  • Компромиссный вариант — Герма, брат Пия, дополнил или перевёл на латинский язык текст написанный апостолом Гермой.

Состав

Книга разделена на три части:

  • Видения (Visiones), состоит из 4 глав (видений).
  • Заповеди (Mandata), состоит из 12 глав (заповедей).
  • Подобия (Similitudines), состоит из 10 глав (притч-подобий).

Перевод и издания на русском языке

Источники

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Пастырь Ерма" в других словарях:

Пастырь Гермы — Добрый Пастырь, 3 й век, Катакомбы Рима. Пастырь Гермы, Эрмы раннехристианская книга, встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета. Традиционно датируется II веком. Перевод н … Википедия

ЕРМА — Ерм, римский христианин конца 1 в., которому приписывается Пастырь одно из апокалиптических сочинений раннехристианской литературы … Большой Энциклопедический словарь

Ерма — ÉРМА (Ерм), рим. христианин кон. 1 в., к рому приписывается Пастырь – одно из апокалиптич. соч. раннехрист. лит ры … Биографический словарь

Ерма — – в детстве был в Риме рабом. Сделавшись свободным, честным трудом, обрабатывая поле возле Рима по дороге в Кумы, приобрел большое состояние и женился. Здесь он получил откровения, побуждавшие Е. написать книгу Пастырь , которая имела целью… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Ерм — римский христианин конца I в., упоминаемый апостолом Павлом в послании к римлянам (XVI, 14). Климент александрийский, Ориген, Евсевий, а вслед за ними и большинство новейших ученых приписывают ему замечательнейшее литературное произведение… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Христианство — всемирная религия, первая в настоящее время по числу последователей (около 494 милл.) и по культурно историч. значению своему и принявших ее народов, признающая себя откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читайте также: