Парсифаль опера краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Постановка Тони Палмера (1997)
Режиссер возобновления спектакля – Марина Мишук (2003)
Сценография Евгения Лысыка
Художник адаптации – Андрей Войтенко
Художник по костюмам – Надежда Павлова
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Художник по адаптации света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов
Ответственный концертмейстер – Марина Мишук
Хормейстер детского хора – Ирина Яцемирская

Краткое содержание

Через страдание к знанию, от знания к состраданию, через сострадание – к любви.

Благочестивый король Титурель получил в дар от ангелов две великие чудотворные святыни: святой Грааль (чашу, из которой пил Иисус во время Тайной вечери и куда Иосифом Аримафейским была собрана кровь, пролитая Им на Голгофе) и копье, пронзившее распятого на кресте Господа. Святыни хранятся в замке Грааля, где поселились рыцари, принадлежавшие основанному Титурелем братству, посвятившие жизнь борьбе за добро и справедливость. Сила святого Грааля чудесным образом покровительствует воинам в их славных подвигах. Рыцарь Клингзор пытался вступить в братство, но не смог соблюсти обет целомудрия и оскопил себя, дабы умертвить чувственные желания. Но Титурель отказался посвятить его в рыцари Грааля. Обуреваемый желанием отомстить, Клингзор силою волшебства создал в пустынных окрестностях замка цветущий сад, населенный обольстительными красавицами. Он надеется, что рыцари Грааля не устоят перед женскими чарами и встанут на путь греха. Один за другим падают рыцари жертвами соблазна.
Амфортас, сын Титуреля, унаследовавший от отца власть в королевстве, выступил, вооруженный священным копьем, на бой с волшебником. Но и его обольстила волшебная дева по имени Кундри. Клингзор завладел копьем и ранил Амфортаса. Рана, нанесенная священным оружием, не заживает, причиняя Амфортасу невыносимые страдания.

Действие третье
Весна
Гурнеманц, живущий в лесу отшельником, находит лежащую в зарослях Кундри, погруженную в тяжелый сон. Очнувшись, девушка принимается прилежно и кротко служить ему. Появляется рыцарь в доспехах с опущенным забралом. В ответ на упреки Гурнеманца, говорящего, что такое одеяние не подобает для Страстной пятницы, рыцарь поднимает забрало. Это Парсифаль, который после долгих странствий нашел наконец замок Грааля.
Гурнеманц с радостью узнаёт святое копье и приветствует Парсифаля как спасителя. Он рассказывает Парсифалю, что Амфортас отказывается совершать священный обряд открытия чаши, жизнь братства замерла, а Титурель, лишенный созерцания животворной святыни, скончался. Амфортас, терзаемый раскаянием, решил сегодня совершить обряд открытия Грааля на погребении старого короля. Кундри омывает ноги Парсифаля и осушает их своими волосами. Водой из священного потока Гурнеманц окропляет рыцаря. После чего совершает обряд помазания и приветствует его как нового короля Грааля. Первым деянием короля становится крещение Кундри. Парсифаль восхищается красотой цветущих лугов. Гурнеманц говорит, что природа празднует Страстную пятницу – день всепрощения. Слышен полуденный звон колокола, возвещающего о начале погребальной церемонии. Взяв копье, Парсифаль следует за Гурнеманцем и Кундри к замку Грааля.
Рыцари Грааля собираются в храме замка. Амфортас, потрясенный смертью отца и мучимый совестью, молит покойного о заступничестве перед Господом, но опять отказывается совершить обряд и просит рыцарей убить его. В этот момент входит Парсифаль. Прикосновением копья он исцеляет рану Амфортаса. Амфортас, Гурнеманц и рыцари воздают новому повелителю Грааля королевские почести. Кундри обретает покой и прощение. Парсифаль приступает к священному обряду. Искупление свершилось.

О спектакле

Мировая премьера: 26 июля 1882 года, Фестшпильхаус, Байройт
Российская премьера: 21 декабря 1913 года, Народный дом императора Николая II, Санкт-Петербург, силами Музыкально-исторического общества графа Шереметева (на русском языке, перевод Виктора Коломийцова)
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 11 мая 1997 года

Продолжительность спектакля 5 часов 25 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Парсифаль (Вагнер)

Первая сцена разворачивается вблизи замка. Это святилище со святым Граалем на горе Монсальват в северной части Испании. В лесу, который окружает замок, в тени огромного дерева дремлет старый рыцарь Гурнеманц. Начинает рассвет. Гурнеманц встает и начинает будить юных рыцарей. Они встают на колени и начинают молиться. Все они прибыли для помощи королю Грааля Амфортасу, который совершает омовение каждый день в озере. Они верят, что это поможет излечить его рану. Колдунья Кундри останавливает молитву рыцарей. Находясь одновременно на службе рыцарей и их врага Клингзора, она привезла лечебный бальзам Амфортаса. Короля приносят, и он хочет поблагодарить колдунью, хоть и уже утратил надежду исцелиться.

После ухода Амфортаса, Гурнеманц делится с рыцарями историей о Граале. Отец Амфортаса Титурель, имел два больших сокровища. Одно из них - Грааль, из которого пил Иисус во время тайной вечере. Второе – Копье, которым его пронзили на кресте. Для сохранения сокровищ, Титурель построил святилище и собрал преданных рыцарей для охраны. Когла Титурель состарился эта миссия перешла к Амфортасу. Но поблизости проживает Клингзор. Он был грешником, но раскаивается и хочет стать рыцарем Грааля. Но Титурель не посвятил его в рыцари, потому что он не смог до конца побороть грехи. Клингозор был колдуном и смог собрать врагов Грааля. Благодаря красавицам в садах он заманил Амфортаса, которой увлекшись очаровательной Кудри упустил Копье. Колдун взял Копье и ранил короля из-за чего тот и страдает. Помочь королю может лишь безгрешный юноша, который отберет Копье у Клингзора.

Когда Гурнеманц завершает рассказ слышится крик у озера. У ног старого рыцаря оказывается подстреленный лебедь. В этот момент перед Гурнеманцем оказывается молодой юноша. Рыцарь упрекает его за убийство птицы и говорит, что это зло. В ответ юноша говорит, что не знает про зло. Молодой юноша по имени Парсифаль ничего не помнит о своих родителях. Но Кундри, зная больше юноши рассказывает о смерти его матери. Гурнеманц думает, что именно Парсифаль является тем, кто спасет Амфортаса. Он ведет юношу в замок.

Сцена 2. Замок. Зал Грааля, где находятся рыцари. Амфортас не может продолжить церемонию, потому что его мучает рана. Но тут все видят Грааль. Происходит причащение хлебом и вином. Амфортас страдает от потери крови. Когда он видит священную чашу его рана каждый раз открывается. Парсифаль смотрит на муки Амфортаса. Юноша никак не сострадает раненому. Видя это Гурнеманц прогоняет Парсифаля и говорит, что тот не достоин стать одним из рыцарей Грааля.

Первая сцена второго действия происходит во владениях колдуна Клингзора. Он зовет Кундри помочь ему. Девушка под действием колдовства подчиняется. Колдун требует, чтобы она вновь стала красавицей и соблазнила Персифаля.

Вторая сцена происходит в саду Клингзора. Парсифаль стоит в победоносной позе убив несколько рыцарей Клингозора. Его укоряют девы, которые любили рыцарей, но юноша кажется настолько невинным, что они проникаются к нему любовью. Возникает Кундри, которая оставшись с юношей вдвоем рассказывает Парсифалю о его родителях. Кундри соблазняет юношу и целуя его в Персифале рождается страсть и сострадание. Он понимает, что именно он должен помочь излечиться Амфортасу. Персифаль отталкивает Кундри и та зовет на помощь Клингозора. Колдун пытается поразить юношу Копьем, но то зависат над его головой. Песифаль осеняет его крестным знамением и замок колдуна превращается в руины, сад в пустыню, а Кундри лишается чувств. Клингозор теряет свою власть. Персифаль подходит к Кундри и говорит, что они еще увидятся, после чего уходит.

Сцена 1. С момента событий второго действия прошло несколько лет. Персифаль никак не может найти путь в святилище с Граалем, а Амфортас из-за раны не может выполнить священную миссию.

Начинается утро страстной пятницы. Старый Гурнеманц появляется из хижины, где доживает последние годы. Спустя много лет он снова видит Кундри, которая лежит без сознания. Появляется рыцарь с закрытым лицом и с копьем в руке. Гурнеманц убеждает рыцаря снять доспехи в страстную пятницу в священном месте. Когда он открывает лицо Кундри и Гурнерманц узнают в нем Персифаля. Он говорит им о борьбе с Клингозором и о полученных ранах, пока не нашел Монсальват. Гурнеманц в ответ говорит о страдающих рыцарях и о смерти Титуреля. Персифаль теряет сознание, но Гурнерманц осеняет его крестными знамением, а Кундри омывает ноги. Персифаль просит Гурнерманца помазать его голову и после помазанья Персифаль становится новым королем Грааля. Персифаль крестит Кундри. После этого Гурнеманц, Кундри и Парсифаль уходят чтобы совершить обряды над телом Титуреля.

Сцена 2. Зал Грааля. Амфортасу всходит на трон. От сильной боли от раны он обессилел и молит лишь о смерти. Но появляется Парсифаль. Он касается Копьем раны Амфортаса и тот тут же излечивается. Затем Персифаль преклоняется перед Граалем в молитве. Кундри взглянув на священный сосуд умирает. В смерти она нашла покой и отпущение грехов. Персифаль возносит Грааль и оркестр играет финальные такты оперы.

Действующие лица:

Время действия: средние века.
Место действия: Испания.
Первое исполнение: Байрёйт, "Фестшпильхаус", 26 июля 1882 года.

Религиозные и философские идеи либретто представляют собой смесь христианства и буддизма, притом что символизм Чаши и Копья еще более древний. Но поскольку все красоты поэмы Вольфрама, которая вдохновила Вагнера на создание этой оперы, являются, по существу, христианскими, стоит напомнить, что благословенный Грааль — это та Чаша, из которой Иисус пил на тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский, согласно традиционным представлениям, собрал Его кровь, а Копье — это то самое Копье, которым Иисус был пронзен на кресте.

УВЕРТЮРА

Увертюра, медленно разворачивающаяся звуковая поэма, полная религиозного чувства, основана на темах, которые порой именуют темами праздника Любви, Копья, Грааля и Веры. Вагнер собственноручно создал версию увертюры, в которой она имеет заключение, необходимое для того чтобы она могла звучать как законченное оркестровое произведение в симфонических концертах, но когда она исполняется в оперном театре, занавес поднимается на диссонирующем аккорде.

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1 происходит неподалеку от замка — святилища, где хранится святой Грааль — на горе Монсальват на севере Испании. В священном лесу, окружающем замок Грааля, под тенью большого раскидистого дерева спит старый рыцарь Гурнеманц. Медленно расцветает заря. Гурнеманц просыпается и будит спящих вместе с ним молодых рыцарей-оруженосцев. И вот они в молитвенном экстазе падают на колени. Они здесь, чтобы помочь Амфортасу, королю Грааля, совершить его ежедневное омовение в водах озера. Все надеются, что таким образом уменьшится боль от имеющейся у него неизлечимой раны. Кундри, колдунья, прерывает эту их молитву. Она, служа одновременно и рыцарям Грааля, и их врагу Клингзору, принесла бальзам из далекой Аравии, чтобы помочь излечить Амфортаса. Король, которого теперь вносят на носилках, хочет отблагодарить женщину, хотя он уже утратил веру во всякую помощь.

Когда Амфортас удалился, Гурнеманц рассказывает своим оруженосцам кое-что из истории Грааля. Старый Титурель, отец Амфортаса, получил два священных сокровища — Чашу, или Грааль, из которой Иисус пил на тайной вечере, и Копье, которым Он был пронзен на кресте. Чтобы хранить их, Титурель выстроил святилище (реликтарий) и собрал преданных рыцарей, чтобы охранять эту священную реликвию. Теперь Титурель слишком состарился, чтобы исполнять эту свою великую миссию, и королем стал Амфортас. Но здесь живет некий Клингзор. В прошлом он раскаявшийся грешник и желал стать рыцарем Грааля. Но темные страсти продолжали обуревать его, и Титурель отказался посвятить его в рыцари Грааля. Клингзор, будучи колдуном, собрал вокруг себя врагов Грааля. С помощью красавиц, которыми он заселил волшебные цветущие сады, разбитые им на месте пустынной долины, он завлек туда Амфортаса, и тот, увлекшийся красавицей Кундри, на миг выпустил Копье из своих рук. Злой колдун тут же завладел им и нанес королю рану, от которой тот с тех пор и страдает. Исцелить короля и спасти рыцарей может только совершенно безгрешный, чистый сердцем юноша, который отнимет копье у Клингзора.

Сцена 2. В замке, в огромном зале Грааля, собрались рыцари. Старый Титурель просит своего сына, Амфортаса, продолжить церемонию. Поначалу Амфортас отказывается: он страдает от раны. Но вот взгляду присутствующих открывается священный Грааль. Начинается церемония причащения хлебом и вином. Амфортас истекает кровью. При виде священного сосуда его рана, как это всякий раз происходит, открывается. Парсифаль при этом стоит, безучастно созерцая муки Амфортаса — ни тени сострадания не появляется на лице юноши. В конце этого длинного действия Гурнеманц в гневе изгоняет Парсифаля, вынося вердикт: не достоин быть посвященным в рыцари Грааля.

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 1. Владения Клингзора, злого волшебника. Клингзор призывает Кундри себе на помощь, и — против своей воли, но подчиняясь его колдовской силе — она является к нему. Он требует, чтобы она снова превратилась в обольстительную красавицу, как она уже сделала в случае с Амфортасом, чтобы помочь ему, Клингзору, в борьбе с воином, которого он захватил в свои сети. Она должна соблазнить Парсифаля, как когда-то она соблазнила Амфортаса.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Прошли годы со времени драматических событий, о которых повествовалось во втором действии. Юный герой никак не мог найти пути обратно в святилище Грааля, и братство рыцарей страдало, пока Амфортас, с незажившей еще раной, оставался неспособным совершать возложенную на него священную миссию.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

Дискография: CD — Decca. Дир. Шолти, Парсифаль (Колло), Кундри (Людвиг), Гурнеманц (Фрик), Амфортас (Фишер-Дискау), Клингзор (Келемен) — Deutsche Grammophon. Дир. Ливайн, Парсифаль (Ерузалем), Кундри (Мейер), Гурнеманц (Моль), Амфортас (Вейкль).

Рихарду Вагнеру удалось не только передать как никому другому духовный опыт в либретто, но и перевести его на язык музыки, где порой совсем не нужны слова – остается одна звучащая тишина. Эта глубина делает данное произведение величайшим творением.

У Амфортаса - незаживающая рана от копья, которую он по сути дела причинил себе сам, - не пройдя до конца духовный Путь очищения сердца, необходимый, чтобы воистину стать королем Грааля.

С таким копьём, Амфортас слишком смелый,
ты был злодею страшен, -
он весь в твоей был власти.
Вблизи дворца - царь вдруг исчез из глаз:
к красотке жгучей в сеть попал герой,
в её объятьях он забылся…
Копьё из рук упало…
Смертельный крик. Бегу скорей:
смеясь, стоял волшебник там,
схватил копьё и с ним пропал. -
Отбив царя, ему прикрыл я бегство,
но - здесь, под сердцем, был он тяжко ранен, -
и раны кровь унять унять нельзя.

Подобный опыт можно встретить и у христианских мистиков. Например, Терезе Авильской Господь даровал мистический опыт, которому нет аналога. Трансверберация - херувим проколол ее сердце огненным копьем.

Это [копье] он погрузил в мое сердце несколько раз, так что оно поразило мои внутренности. Когда он вынул копье, я почувствовала, что вместе с копьем он забрал все мои внутренности и оставил меня всецело захваченной великой любовью к Богу. (Тереза Авильская)

Чую я удар нежданный,
и души во мне не стало!
Чем я честь сию стяжала?
Что свершил сей подвиг странный?
Что за смертная услада -
чуять в сердце рану эту!
Боль, которой равных нету;
смерть - и жизнь, что ей награда!

- писала она позже.

От удара копья Амфортас принял на себя боль всего мира, подобно Иисусу. Здесь сюжет оперы перекликается и с Евангелием.

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. (Ин.1:29)

Но хоть и Амфортас был хранителем священного Грааля и копья, он не справился с выбранной ношей ("к красотке жгучей в сеть попал герой"), не пройдя до конца испытание, совершив своего рода грех, и был вынужден страдать. При этом с каждым разом его страдание становились все невыносимее и невыносимее.

Амфортас
(запрещая мальчикам открыть ковчег)
Нет! - Нет, не в силах я!
О, страданье!
Кто измерит бездну мук,
что мне приносит вид, отрадный вам?
Что значит рана, что её огонь
против тоски и пытки злой -
пред алтарём мой долг вершить!
Тяжко наследье, что мне досталось!
Я, только я один греховен,
и мой удел - служить святыне,
безгрешных питать великой благодатью!
Спаситель, мною оскорблённый,
меня карает страшной карой! -
К Нему, в его утехе кроткой
в тоске душа стремится:
из мрачной тьмы, где сердце стонет,
Его достичь я должен! -
Вот час настал, -
И луч нисходит на святыню
святынь…

Боль, исходящая от раны, помогала на время выжить отцу Амфортаса Титурелю. Но нужен был тот, кто сможет принять на себя не только боль Амфортаса, но и стать своего рода новым спасителем…

Ведь в опере речь идет не о простой боли. Боль здесь приобретает очень глубокий философский и мистический смысл, становится символом своего рода очищения – через страдания. И усиливалась она именно в те моменты, когда снимали покрывало с Грааля, когда открывалась Завеса Нового завета.

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою (Евр. 10).

Боль старое лекарство делает новым,
боль выпалывает каждый росток скуки.
Философский камень — это то, что обновляет боль:
откуда будет скука там, где возникла боль?
Смотри же, не вздыхай тяжко от скуки,
ищи боли, ищи боли, боли, боли.

Все есть Возлюбленный, а влюбленный — [всего лишь] завеса.
Жив Возлюбленный, а влюбленный — [бездыханный] мертвец.

Философский камень символизирует священный Грааль, покрывало - завесу, отделяющую нас от Бога.

. ..То, что называют [святым] святых. завеса отделяет его. [Но что такое] чертог брачный, если не образ [чертога брачного], который выше [нечистоты]? Его завеса разрывается сверху донизу. Ибо следовало, чтобы некоторые поднялись снизу вверх. Но чертог брачный скрыт. Это - святое в святом. Завеса утаивала сначала, как Бог правит творением. Но когда завеса разорвется и то, что внутри, откроется, - будет покинут тогда сей дом пустынный! Более того, он будет сокрушен. (Евангелие от Филиппа)

Парсифалю, главному герою, не удалось сразу пройти обряд посвящения. В первый приход его с позором изгонят после неудавшейся церемонии. Хотя герой осознавал страдания, которые испытывал царь, эти страдания оставались лишь страданиями Амфортаса. Так почему же Парсифаль – простой, чистый сердцем, смелый и благородный юноша – не смог избавить царя от боли? Возможно потому, что еще не принял до конца духовную смерть своего "я". А ведь это непросто – умереть при жизни…

После изгнания Парсифаль встречается с Кундри. Кундри - это не только образ соблазняющей женщины-искусительницы; Вагнер вложил здесь нечто большее. Она, как суфийский образ Возлюбленного, испытывающего главного героя, пробуждает в нем те чувства, которые заставляют его отказаться от самого себя, тем самым принять духовную смерть я, освобождая его для Любви, которая затем и воскрешает.

Кундри
(в порыве бурной страсти)
Жестокий!
Когда к страданьям чужим ты чуток, -
имей и ко мне сожаленье!
Ты искупитель, -
Зачем же злобно
меня отрады ты лишаешь?
Тебя веками я ожидала…
Спаситель, ах! - Ты был…
однажды мной осмеян.
О, если бы ты знал,
как я с тех пор терзаюсь
во тьме и свете,
в жизни и смерти,
для новых мук рождаясь вновь
в вечном бытии моём!

При встрече с Женщиной сострадание приобретает новый смысл – герою приходится спуститься со своей духовной высоты.

Кундри
Ты ещё не страдал, -
чужда и сладость утешения тебе.
Теперь, познав тоску, -
забвенье горя и мук
в любви ты найдёшь!

Однако Парсифаль не сразу готов к этому, и здесь он предается сомнениям, мучимый идеями двойственности добра и зла, праведности и порока:

Парсифаль
Навеки
нас с тобой осудит Бог,
когда на час лишь
забуду моё призванье
в твоих объятьях знойных! -
Но будешь спасена и ты,
если осилишь страсть свою.
Отрады и конца страданью
не даст тебе родник страстей,
блаженства ты снискать не можешь,
пока ты пьёшь источник злой! -
Другой родник, - другую страсть
и жажду счастья видел я…
Вот братья там, смиряя тело,
себя терзают, умерщвляют…
Но кто же знает, - где течёт
единой правды чистый ключ.
О, гибель всех надежд людских!
О, тьма тщеты всемирной!
Все ищут страстно счастья путь, -
и все греховной страсти жаждут!

Поцелуй Кундри ведет героя к прозрению, ему открывается смысл страдания человека и Бога, роль которого играет Амфортас.

(Она совершенно наклонила свою голову к голове Парсифаля и теперь запечатлевает на его устах долгий поцелуй. Парсифаль внезапно вскакивает с жестами величайшего ужаса. Вся фигура его выражает страшную душевную перемену. Он с силою прижимает руки к сердцу, словно унимая нестерпимую боль. Наконец он вскрикивает).

Парсифаль
Амфортас!
Он ранен! - Я понял! -
Меня жжёт эта рана!
О, слёзы, слёзы!
Жалобным воплем
из глуби сердца рвутся они! -
О! - О!
Страдалец! Царь несчастный!
Я видел эту рану…
Вот ранен я и сам!
Здесь… Здесь!
(Кундри глядит на него с изумлением и страхом, а он продолжает в совершенном экстазе.)
Нет, нет! Я не в тело ранен!
Алым потоком кровь не бежит!
Здесь! Здесь - в сердце огонь!

Поцелуй Кундри – как поцелуй евангельского Иуды, высшая точка духовного пути Христа, встретившегося с Другом, уходящим во Тьму.

Кундри
(в диком экстазе)
Так мой поцелуй
тебя всевидящим сделал?
Упав в мои объятья,
ты власти Божьей достигнешь!
Твоё призванье - спасти весь мир:
со мной ты богом станешь, -
а я в вечный мрак уйду потом:
пусть вечно я страдаю!

Кундри
(в порыве ярости)
Нет, его не найдёшь ты!
Обречённый пускай погибнет!
Презренный он раб
похоти!
Над ним смеюсь я!
Жалкий! Жалкий!
Ха-ха!
Своим же копьём он сражён !

Клеши (омрачения) - испытания и мучения человека на земном пути. Когда приходит клеша, она ощущается как удар копьем (sakti), энергетический импульс. С другой стороны, мужчина беспомощен без женщины, он становится силен лишь когда обретает Ее силу - копье-шакти. Воткнуть копье в какую-то духовную субстанцию означает прийти к ее пониманию.

Я та, которая осушает море, которая пронзает Раава, я - строгая мать, я - ангел, который спасает тайну Иакова. (Иосиф Каро)

Именно женщина-Шехина пронзает змея-Христа копьем на кресте, борется с ним в Гефсимани, приходит к богоборцу Иакову…

Острием и лезвием
Бьется воительная девица
Между лат и лат
К утоленью и выходу от гнева.
Метит в грудь, метит в бок,
Вьется слева и вьется справа,
И терзается, угрызается,
Что уметить легко, а ударить нелегко…
О несчастная,
Если бы ты уведала,
Что разится тобою тот Руджьер,
Для которого ткется твоя жизнь, -
Знаю,
Ты скорее вонзила бы удар
В собственную грудь,
Ибо милый тебе себя дороже.
(Ариосто. Неистовый Роланд)

Кундри
Он… он,
меня проклявший за смех,
но ад - ха! - даёт мне мощь!
Против тебя направлю копьё,
если ты грешника будешь жалеть!
Ха. Безумье! -
(умоляюще)
Сжалься! Молю тебя!
Один лишь час мне дай,
один лишь час возьми, -
и желанный путь
я укажу тебе!

Такова суровая логика высшего пути Тантры. Пройдя долгие странствия и новые испытания, спустя время Парсифаль снова встречает Кундри, и та смиренно и усердно омывает его ноги.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лк 7; согласно евангелию Матфея, это событие происходит в доме прокаженного )

Парсифаль
(безутешно)
Родная! Родная! Как я не вспомнил?
Ах, да я обо всём позабыл!
Но что запомнить мог-бы я?
В тупом безумстве дни текли.
(Он ещё ниже опускает голову.)
Сознанье
вину с тебя снимает,
познанье
безумья тьму разгоняет…
Любви познай усладу,
как Гамурет познал, -
когда жену он нежно
и страстно целовал!
Любовь сильнее жизни и смерти, -
любовью ты на свет рождён…
Прими же привет твоей родимой,
дар прощальный, -
и первый дар - любви.

Эта Любовь Парсифаля спасает и саму Кундри, возрождая ее к новой жизни.

Уже в новом образе Парсифаль возвращается в замок. Теперь ему уже ничто не помешает завершить обряд до конца…

Читайте также: