Памятка рно по русскому языку для начальной школы

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 . Большая буква в начале предложения .

В ыпиши предложение правильно. Приду­май и напиши еще одно предложение. Под­черкни заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

2. Пропуск, замена, перестановка букв.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропу­щенную букву.

Делай так: звонок, ученик.

3 . Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Придумай и за­пиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: малы ши , каранда ши , е жи, ро ща , ту ча .

4. Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни со­четание. Запиши еще два слова.

Например: дочка, речка, мощный.

5. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: у-чи-тель — 3 слога.

Запомни! Сколько в слове гласных,

столь­ко и слогов.

6. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси - на.

Запомни! При переносе одну букву нель­зя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

Буква й не отделяется от гласной.

Делай так: лей - ка.

7. Знаки препинания в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Приду­май свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?

8. Мягкий знак ь , обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: ель, тень. пень, коньки, мальчик, пальто.

9. Парные звонкие и глухие согласные.

З апиши слово, в котором допущена ошиб­ка, правильно. Проверь согласную.

Делай так : моро зы ,моро з , яго да — яго д ка.

Запомни! Согласные на конце и в середи­не слов пишутся так же, как и перед гласными.

10. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Например: алфавит, азбука, портфель.

11. Безударная гласная в корне, не прове­ряемая ударением (словарное слово).

Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни глас­ную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

12. Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е , ё, и, ю, я.

13. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

14. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Например: И лья, П етров, М урка, В олга, К расноярск.

Запомни! Имена, отчества и фамилии лю­дей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

15. Правописание предлога со словом ( орфограмма - пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется от­дельно. Обозначь орфограмму-пробел.

Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог — это отдельное сло­ во. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от_берега.

16. Безударная гласная в корне, проверяе­мая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выде­ли корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так: садысад, волнаволны, червивый - червь.

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.

Например: поездка.

18. Непроизносимые согласные

в корне слова.

Прочитай слово. Подбери к нему несколь­ко однокоренных слов. Выдели корень. Про­верь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка, звёздный,

19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули;

отнёс, отбежал, отлетел.

20. Правописание приставки со словом.

В ыпиши слово. Выдели приставку. Обра­зуй от этого слова однокоренные слова с раз­ными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Разделительный твердый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши еще

два слова с этой орфограммой. Выдели при­ставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

22. Ь знак на конце имён существительных после шипящих.

В ыпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж.р.)

Запомни ! На конце существительных м.р. после шипящих ь не пишется.

23. Безударные гласные в родовых оконча­ниях имен прилагательных.

Выпиши из предложения существитель­ное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

Делай так: в доме (как |ом |?) нов ом .

Запомни! У слов-вопросов всегда удар­ные окончания.

24. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.

З адай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: Задай вопрос (что дела ть ?)

ши ть , замеча ть , гуля ть .

Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не . Запиши еще два сло­ва на это правило. Подчеркни орфограмму.

Делай так: не_пришёл, не_выучил, не знал.

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однород­ные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Вы­полни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, pa зм ema л их по дороге.

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.),

на полянке (на земле, 1 скл.),

у речки (у земли, 1 скл.)

28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с сущест­вительным, к которому оно относится. По ставь к прилагательному вопрос от существи­тельного. Определи род, число и падеж при­лагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (к а к [ому]?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.

29. Предлог с местоимением

(орфограм­ма - пробел).

В ыпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму.

Например: у_нас, к o _мн e , с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями

(как и с именами существительными) пишут­ся отдельно .

30. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударе­ние. Поставь глагол в начальную (неопреде­ленную) форму. Посмотри на гласную перед - ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пиш е т — писать, глаг, I спр.,

ставит - ставить, глаг., 2 спр.,

(-и, - am , -ят).

31. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего вре­мени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму.

Например: пишеш ь , решаеш ь , читаеш ь

(наст, вр., 2-го лица, ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).

32. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

В ыпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту орфограмму.

Делай так: водовоз, самолёт.

33. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни глав­ные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

прил сущ. гл. пр. сущ.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (пов., невоскл., прост., распр.)

туманы (какие?) седые;

плывут (куда? к ч е м у?) к облакам

34. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамма­тические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.

Я - Учитель начальной школы

Я - Учитель начальной школы

Я - Учитель начальной школы запись закреплена

Памятка для ученика начальной школы "Работа над ошибками"
Разные варианты памяток.

Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. Подчеркни его.

(Наступила золотая осень. )

Слоги. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.


Напиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные.

Перенос слова. Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке.

Напиши слово и покажи все способы переноса.

Бе-рё-за, берё-за. Груп-па.

Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

День, коньки, учить.

Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-.

Напиши слово правильно, допиши ещё два слова на это правило. Выдели и подчеркни орфограмму.

Машина, малыши, шина.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова.)

У/че/ник, у/че/ник, у/че/ник.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни.

Гриб-грибы, глазки-глаза.

Большая буква в именах собственных.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму.

Таня, Саша, Андрей.

Москва, Ярославль, Новгород.

Напиши слово правильно, выдели удвоенную согласную, запиши ещё 3 слова на данное правило.

Класс, русский, искусство.

Тонна, длинный, лунный.

Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.

Выпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и безударную гласную в корне.

Гроза – грозы.

Разделительный мягкий знак. Запомни!

Листья, сучья, вьюга.

Правописание предлогов. Запомни! Предлог пишется отдельно от слова.

Напиши слово с предлогом. Поставь между словом и предлогом вопрос или слово.

В лес. В (густой) лес.

Из леса. Из (чего?) леса.

Ошибка на пропуск и замену букв, искажение слов.

Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение.

Конь/ки, конь/ки, конь/ки.

Ошибки в составлении и разборе предложения.

Составь и запиши предложение правильно. Если необходимо сделай разбор.


сущ. гл. прил. сущ.

В гнезде сидел маленький орленок.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму.

Звёздный – звезда, звездочка.

Разбор слов по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.

Поездка, …. … .


Не был, не выучил, не знал.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму.

Подъехал, объявление, съел.

Напиши слово правильно, определи род. Напиши ещё 2 слова на данное правило.

Правописание безударных, падежных окончаний имён существительных.

Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание.


Шёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.)

Правописание безударных, падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж.


Озером (каким?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.)

Правописание безударных личных окончаний глаголов.


Выпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание.

Пишет (писать) – 1спр., (-е,-ут,-ют)

Правописание окончаний глаголов 2 лица ед.ч..

Напиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши ещё 2 слова на данное правило.

Играешь, сидишь, пишешь.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.

2976 дн. с момента
Новый год

Навигация

ПАМЯТКИ



Шпаргалки для родителей и ребят: маленькие школьные хитрости и тонкости, п олезные памятки..

ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ЗАГЛЯНИ СЮДА

Один из самых трудных разделов русского языка - фонетика. В период обучения грамоте, казалось, все учащиеся поняли эту тему, а сейчас в учебнике русского языка появились задания, где ребята должны сами выполнить звуко-буквенный анализ слов. На уроках русского языка разборам мы уделяем много времени, но для того чтобы было легче не только ребятам, но и их родителям я решила выложить дополнительно несколько памяток.





3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?

7 букв, 6 звуков

3. Постоянные признаки: - собственное или нарицательное; - одушевлённое или неодушевлённое; - род; - склонение.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., ж.р., в Р.п., опред.

4. Изменяемые признаки: - число; - время; - лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени); - род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).


(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.

1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

3. Прочитай задания упражнения.

4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.

5. Выполни упражнение письменно.

6. Проверь всю работу.

1. Прочитай предложение, текст.

2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.

3. Прочитай внимательно каждое предложение.

4. Запомни, как пишутся слова в предложении.

5. Списывай частями или целыми предложениями.

6. Проверь, правильно ли ты списал.

Как правильно выполнить работу над ошибками по математике.

Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.


1. Ошибки в решении задачи:
- прочитай задачу и представь себе, о чём говорится в задаче;
- запиши задачу кратко, можно выполнить рисунок или чертеж;
- поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи; - подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? - что нужно узнать сначала, что потом? - составь план решения; -реши по действиям с пояснениями;
- проверь решение; - запиши ответ задачи.


3. Сложение и вычитание в пределах 10:
- запиши пример верно;
- повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10;

- реши пример по образцу: Образец:
3 + 5 = 8 10 – 4 = 6
5 + 3 = 8 10 – 6 = 4
8 – 5 = 3 4 + 6 = 10
8 – 3 = 5 6 + 4 = 10

4. Сложение и вычитание многозначных чисел:
- повтори таблицу разрядов и классов;
- запиши пример правильно (разряд под разрядом);
- реши пример правильно;
- проверь сложение вычитанием или вычитание сложением.
Образец: 234 Проверка: 487 + 253 -253 487 234


5. Таблица умножения и деления:
- повтори таблицу умножения;
- запиши пример и реши его верно;
- запиши все случаи умножения и деления с этими числами; Образец:
18 : 3 = 6
18 : 6 = 3
6 * 3 = 18
3 * 6 = 18

6. Внетабличное умножение и деление:
- запиши пример;
- разложи одно из чисел на сумму удобных или разрядных слагаемых;
- реши пример с объяснением;
Образец: 84 : 6 = (60 + 24) : 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4 = 14

7. Деление вида 96 : 16.
- вспомни правило подбора частного;
- запиши пример и реши его верно;
- проверь умножением.
Образец: 96 : 16 = 6
Проверка: 16 * 6 = (10 + 6) * 6 = 10 * 6 + 6 * 6 = 60 + 36 = 96

8. Внетабличное умножение и деление многозначных чисел:
- запиши пример верно;
- вспомни правило умножения или деления в столбик;
- реши пример;
- проверь умножение делением или деление умножением.

9. Ошибки на порядок действий в выражениях со скобками и без скобок:
- запиши выражение верно;
- вспомни порядок выполнения действий в выражениях со скобками или без скобок;
- выполни действия по порядку: действие в скобках, умножение и (или) деление, а потом сложение и (или) вычитание;
- запиши ответ.


10. Геометрический материал.

- начерти фигуру; - напиши формулу нахождения периметра или площади;

- произведи вычисления. Образец: АВ = СД = 3 см АС = ВД = 2 см Р- ? или Р= (a+b)*2
Р= (3+2)*2=10 (см) S-? S=a*b
S=3*2=6 (см2)

ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ

Правило-совет для читателя

1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.

2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.

3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

4. Умей беречь книгу!

Как составлять план текста.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, всё ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста.
5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.

6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Как подготовиться к полному пересказу

1. Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Ответьте на вопросы, приведённые в учебнике. В случае затруднения прочитайте соответствующие части текста.

3. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

4. Разделите текст на смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
5. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка произведения и сохраните их в пересказе.
6. Прочитайте текст снова, разделяя его смысловые части значительными паузами.

7. Закройте книгу и перескажите текст.

Как работать над сжатым пересказом

1. Прочитайте текст, определите его тему и главную мысль.

2. Выделите в тексте все части.

3. Определите, какие части можно исключить, объединить. Почему.

4. Составьте план сжатого пересказа.

5. В каждой части текста отметьте главное.

6. Подберите обобщающие слова и предложения.

7. Изложите сжато каждую часть.

8. Подумайте, как связать части между собой.

9. Прочитайте текст снова. Закройте книгу и перескажите текст.

Как готовиться к выборочному пересказу

1. Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Вдумайтесь в тему пересказа.

3. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.
4. Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и выборочном пересказе может не совпадать.
5. Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного пересказа. Какие слова, обороты, предложения для этого использовать.

6. Закройте книгу и перескажите текст.

Как подготовиться к выразительному чтению текста.

1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится (в тех случаях, когда это возможно).

2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.

3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
4. Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т.е. слова, на которые падает логическое ударение.

5. Обозначьте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например темп речи, громкость голоса.

Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение.

1. Приготовление уроков начинайте с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст. ,

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если стихотворение большое или трудно запоминается.

1. Раздели стихотворение на четверостишья или смысловые отрывки.

2. Выучи 1 отрывок.

3. Выучи 2 отрывок.

4. Повтори 1 и 2 отрывки вместе.

5. Выучи 3 отрывок.

6. Расскажи наизусть всё стихотворение.

7. Повтори стихотворение ещё раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Читайте также: