Памятка 3 в русском языке 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Курской области пгт. Черемисиново

Учитель: Пахомова Валентина Михайловна

Памятки по русскому языку 4 класс

Данные памятки использую при объяснении нового материала, при отработке полученных на уроке знаний, при повторении материала. Памятки помогают детям самостоятельно и рационально выполнять учебную деятельность и являются хорошими помощниками тем детям, которые испытывают затруднения при запоминании правил по русскому языку.

  • Найти имя существительное.
  • Найти слово, к которому относится имя существительное.
  • Поставить от этого слова к

существительному падежный вопрос.

  • Найти имя существительное.
  • Образовать начальную форму (И.п., ед.ч.).
  • Определить род.
  • Выделить окончание существительного в И.п. ед.ч.
  • По роду и окончанию определить склонение.
  • Определить падеж существительного.
  • Поставить существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.).
  • Определить склонение имени существительного.
  • Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  • Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  • Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  • Прочитай задания упражнения.
  • Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  • Выполни упражнение письменно.
  • Проверь всю работу.

Точно так же работай над следующими предложениями.

Гнать, держать, дышать и слышать,

Зависеть, видеть, ненавидеть, А ещё смотреть, вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Памятка для работы над ошибками

Выпиши слово правильно 3 раза, подчеркни безударную гласную.

Выпиши слово без ошибок, подчеркни гласную после шипящей, напиши ещё 3 слова на это правило.

Выпиши правильно имя собственное, напиши ещё 3 слова на это правило.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное слово, поставь в нём ударение. Напиши однокоренных слова, подчеркни во всех проверяемую гласную, выдели корень.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное слово.

Выпиши слово правильно, подчеркни удвоенные согласные, напиши ещё 3 слова с удвоенными согласными.

Выпиши слово, разделив его для переноса правильно.

Выпиши слово, подбери проверочное, подчеркни согласную.

Выпиши слово, подчеркни разделительный Ь, выдели корень, напиши ещё 3 слова на это правило.

Выпиши слово, подчеркни разделительный Ъ, выдели приставку, напиши ещё 3 слова на это правило.

Выпиши слово правильно, разделив на слоги, подчеркни букву.

Памятка разбора предложения.

  • Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  • Определи вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
  • Подчеркни грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое (простое предложение; предложение осложнено однородными членами; сложное предложение).
  • Определи вид предложения по наличию в нём второстепенных нераспространённое) и подчеркни их.
  • Укажи, какой частью речи выражен каждый член предложения.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

Подлежащее - главный член предложения, обозначающий предмет речи, то есть то, о чём или о ком говорится в данном предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и подчёркивается одной чертой.

Сказуемое – главный член предложения, обозначающий то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? И ДР. и подчёркивается двумя чертами.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Определение подчёркивается волнистой линией. Чаще всего оно выражено именем прилагательным.

Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? и подчёркивается пунктирной линией.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель, способ действия предмета. Обстоятельство отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? И ДР. и подчёркивается пунктиром с точкой.

Памятки по русскому языку для 4 класса. Удобны для использования при подготовке к итоговым контрольным работам.

ВложениеРазмер
pamyatki.doc 153.5 КБ

Предварительный просмотр:

к письму по памяти

  1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.
  1. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.
  1. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.
  1. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

Как подготовиться к изложению

  1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь.
  1. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
  1. Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.
  1. Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

После того как напишешь изложение, не

забудь проверить свою работу.

Как составить текст-повествование

  1. О чём ты будешь рассказывать (какова тема текста)?
  1. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части - зачине )?
  1. О чём ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё
    завершилось)?
  1. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка )?

Как составить текст-описание

  1. Выдели признаки предмета, который нужно описать.
  1. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
  1. Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать.

Как составить текст-рассуждение

Как составить план текста

Чтобы составить план текста, нужно:

  1. Разделить текст на законченные по смыслу части.
  2. Определить основную мысль каждой части.
  3. Озаглавить каждую часть текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

Основная мысль текста – это главное , о чём хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

звуко-буквенного разбора слова

  1. Сколько в слове слогов?
  2. На какой слог падает ударение?
  3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?
  4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  5. Количество звуков и букв в слове.

Порядок разбора слова по составу

Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.

Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.

Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.

Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.

Образец устного разбора

  1. Изменяю по падежам: дошкольник , у дошкольника , к дошкольнику . В слове дошкольник – нулевое окончание.
  2. Однокоренные слова: школьник , школа . В слове дошкольник корень –школ-.
  3. Пришкольный , школьный , дошкольник . Приставка до- .
  4. Школа – дошкольник . Суффикс –ник-.

Образец письменного разбора

Порядок разбора имени

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Род. Склонение.
  4. Падеж. Число.
  5. Роль в предложении.

Солнце освещает землю.

  1. Землю – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что ?
  2. Начальная форма – земля .
  3. Женского рода, 1-го склонения.
  4. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.
  5. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: освещает (что?) землю .
  1. Землю – сущ. (что?)
  2. Н.Ф. – земля
  3. Ж.р., 1-го скл.
  4. В вин.п., в ед.ч. 5. Вт.чл.

Как определить падеж существительного

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Над озером кружились чайки.

Кружились ( над чем? ) над озером ( Т.п .)

Как определить склонение

(в именительном падеже)

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное тетрадь 3-го склонения.

Порядок разбора имени прилагательного

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  2. Род (в ед.числе), падеж, число.
  3. Роль в предложении.

Цветёт алая гвоздика.

  1. Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая ?
  2. Начальная форма – алый .
  3. Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
  4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая .
  1. Алая – прилаг. (какая?)
  2. Н.Ф. – алый
  3. В ж.р., в Им. п., в ед.ч.
  4. Вт.чл.

Как определить падеж имени прилагательного

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить падеж существительного.
  3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)

Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.

в небе (каком?) синем – П.п.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:

к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);

за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)

Порядок разбора глагола

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение.
  3. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
  4. Роль в предложении.

Дует лёгкий ветерок.

  1. Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает ?
  2. Начальная форма – дуть , I спряжение.
  3. Глагол употреблён в настоящем времени, в

3-м лице, в единственном числе.

  1. В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует .
  1. Дует – гл. (что делает?)
  2. Н.Ф. – дуть, I спр.
  3. В наст.вр., в 3-м л., в ед.ч.
  4. Сказуемое

Правописание безударных личных окончаний глаголов

  1. Определить время, лицо и число глагола.
  2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение ( та ять , свет ить ).
  3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

I спряжение II спряжение

Глаголы-исключения II спряжения

Глаголы на –еть : смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Имя существительное.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имя существительное называет предметы в широком смысле слова. К существительным относятся:

1) конкретные предметы (дверь, окно);

2) живые существа (человек, птица, зверь);

3) явление природы (слякоть, снег, ветер);

4) события (праздник, поход);

5) процесс действия (бег, рост);

5) абстрактные понятия (доброта, дружба)

1. Имена существительные бывают:

одушевлённые

неодушевлённые

отвечают на вопрос кто?

отвечают на вопрос что?

называют живые предметы

называют неживые предметы

Например: кошка, человек.

Например: камень, солнце.

2. Имена существительные бывают :

собственные

нарицательные

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений.

Остальные имена существительные.

пишутся с заглавной буквы.

пишутся с маленькой буквы.

Например: Москва, Волга, Алиса.

Например: город, река, девочка.

3.Имена существительные бывают трёх родов:

мужской род

женский род

средний род

Например: врач, лес.

Например: машина, Аня.

Например: окно, животное.

ЗАПОМНИ! Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: жуки – жук (м.р.)

3. Имена существительные изменяются по числам.

единственное число (ед.ч.)

множественное число (мн.ч.)

обозначает один предмет

обозначает два или несколько предметов

Например: цветок, собака.

Например: цветы, собаки.

ЗАПОМНИ! Имена существительные, имеющие только множественное число:

Каникулы, грабли, сливки, брюки, вес,. ворота, деньги, дети, люди, ножницы, очки, сани, духи, консервы, часы, сутки.

Имена существительные, имеющие только единственное число:

Мебель, охота, масло, мясо, молоко, одежда, обувь, посуда, беготня, лук, пюре, сахар, соль, мёд, картофель, небо, пение, поэзия, творчество, лирика, юмор, погода, метро, радио, ловкость, клубника, крапива, кукуруза, крыжовник, морковь, здоровье, верность, любовь, ненависть, кофе.

А так же слова среднего рода иностранного происхождения метро, кино, кашне, пальто, радио и др.

5.Имена существительные бывают трёх склонений:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Например: дядя, поляна

Например: конь, утро

Например: сирень, мышь

6. Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

Ь - пишется

Ь - не пишется

У сущ. ж.р., ед.ч.

У сущ. в Р.п., мн.ч.

Например: мышь, брошь

Например: ключ, много туч

7. Существительные изменяются по падежам.

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.

Вспомогательное слово

с, от, до, из, без, у, для, около, вокруг

в, на, за, под, через, про, сквозь

с, за, под, перед, над

ЗАПОМНИ! Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении подлежащим, стоит в именительном падеже.

Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в винительном падеже.

Алгоритм написания безударного окончания имени существительного.

1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму):

Например: сидит на берёз… - берёза.

2. Определить склонение: ж.р., окончание –а, следовательно, склонение 1-е.

3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием:

Например: луна. (1 скл: луна, земля 2 скл: конь 3 скл: степь)

4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова:

Например: сидит на луне.

5.Написать в проверяемом слове ту же букву. Что и в проверочном:

Например: сидит на берёзе.

Окончания имён существительных.

земли, слоны, ржи

земель, слонов, ржи

землям, слонам, ржи

а я ы и ей ов (ев)

земли, слоны, ржи

ой (ей) ою (ею)

ом (ем, ём)

землями, слонами, рожью

о весне, о земле

о слоне, о колесе

о землях, о слонах, о ржи

Морфологический разбор имени существительного.

1. Определить часть речи.

2. Указать начальную форму (единственное число, именительный падеж).

3. Указать постоянные признаки:

а) одушевлённое или неодушевлённое;

б) собственное или нарицательное;

4. Указать непостоянные признаки:

5. Указать смысловой вопрос, который задаём к имени существительному. Определить, каким членом предложения является имя существительное.

На доске писали мелом.

1. Писали (на чём?) на доске – сущ.

3. Неодуш., нариц., ж.р., 1-е скл., ед.ч., П.п.

4. Писали (где?) на доске – обстоятельство.

Имя прилагательное

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным.
По родам имена прилагательные изменяются только в единственном числе.

Свитер (какой?) большой, вязаный, синий

Кофта (какая?) вязаная, синяя

Платье (какое?) вязаное, синее

Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, к которому оно относится.

Изменение имен прилагательных по числам
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета: дружный класс, интересная игра, доброе сердце. Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак двух или нескольких предметов: теплые дни, дальние страны, общие дела.
Имена прилагательные во множественном числе в именительном падеже отвечают на вопрос КАКИЕ? и имеют окончания –ЫЕ, -ИЕ: легкие примеры, почтовые марки, выразительные лица.
Число имени прилагательного определяются по числу имени существительного, к которому оно относится.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

ПРИМЕРЫ (МУЖСКОЙ РОД)

ПРИМЕРЫ (СРЕДНИЙ РОД)

Стул (какой?) мягкий деревянный большой

-ой, -ый, -ий (м.р.) - ое, -ее (ср.р)

Молоко (какое?) свежее вкусное

Стула (какого?) мягкого деревянного

Молока (какого?) свежего вкусного

Стулу (какому?) деревянному

Молоку (какому) свежему вкусному

с одуш. сущ. – по Р.п., с неодуш. сущ. – по И.п.

Молоко (какое?) см. И.п.

Стулом (каким?) деревянным большим

Молоком (каким?) свежим вкусным

О стуле (каком?) деревянном большом

О молоке (каком?) свежем вкусном

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

Стена (какая?) высокая

Стены (какой?) высокой

Стене (какой?) высокой

Стену (какую?) высокую

Стеной (какой?) высокой

О стене (какой?) высокой

Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Глаза, лица (какие?) выразительные

Глаз, лиц (каких?) выразительных

Глазам, лицам (каким?) выразительным

с одуш. сущ. – по Р.п., с неодуш. сущ. – по И.п.

Глаза, лица (какие?) выразительные

Глазами, лицами (какими?) выразительными

О глазах, лицах (каких) выразительных

Морфологический разбор имени прилагательного.

2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

3. Непостоянные признаки:

- род (только в ед.ч.);

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

1.(Из) душной (какой?) – прилаг.

4. Из душной комнаты - определение.

Глагол

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (идти, брать, хвалить, сделать).

Неопределённая форма (н.ф.) – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

· совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);

· несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).

Время глагола

Глаголы изменяются по временам. Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, а глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.

· Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

Глаголы прошедшего времени имеют суффикс – Л : стоял, осветило, задумалась.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, принимая соответствующие окончания: решил – решила, решило; отцвёл – отцвела, отцвело.

· Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

· Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают? что буду делать? что будешь делать? и т.д.

Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

· простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).

· сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Спрягаются глаголы только настоящего и будущего времени.

1л. я читаю, говорю мы читаем, говорим

2л. ты читаешь, говоришь вы читаете, говорите

3л. он (она,оно) читает, говорит они читают, говорят

Выделяют 2 спряжения глагола :

I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

Глаголы – исключения : брить, стелить

II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

Глаголы - исключения : гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.

Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.

Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

Как подготовиться к изложению

Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь.

Найди в тексте опорные слова.

Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.

Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

После того как напишешь изложение, не

забудь проверить свою работу.

Как составить текст-повествование

О чём ты будешь рассказывать (какова тема текста)?

Какая мысль в рассказе будет основной?

Как лучше озаглавить текст?

С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части - зачине)?

О чём ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завер-

Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

Как составить текст-описание

Выдели признаки предмета, который нужно описать.

Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать.

Как составить текст-рассуждение

Кратко назови то, что ты будешь доказывать.

Как составить план текста

Чтобы составить план текста, нужно:

Разделить текст на законченные по смыслу части.

Определить основную мысль каждой части.

Озаглавить каждую часть текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

звуко-буквенного разбора слова

Сколько в слове слогов?

На какой слог падает ударение?

Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?

Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?

Количество звуков и букв в слове.

Просьба

В слове просьба 2 слога, ударение падает на первый слог: про'сьба.

первый – ударный [о], обозначен буквой о; второй – безударный [а], обозначен буквой а.

[п] – глухой, твёрдый, обозначен буквой п.

[р] – звонкий, твёрдый, обозначен буквой р.

[з’] – звонкий, мягкий, обозначен буквой с; мягкость звука обозначена буквой ь.

[б] – звонкий, твёрдый, обозначен буквой б.

В слове просьба – 6 звуков, 7 букв. Буква ь звука не обозначает

Про/сьба – 2 слога

п – [п] – глух., тв.,

р – [р] – звонк., тв.,

о – [о] – гл., ударн.,

с – [з’] – звонк., мягк.,

б – [б] – звонк., тв.,

а – [а] – гл., безударн.

7б., 6 зв., 2 гл., 4 согл.,

Порядок разбора слова по составу

Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.

Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.

Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.

Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.

Образец устного разбора

Дошкольник

Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове дошкольник – нулевое окончание.

Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень –школ-.

Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-.

Школадошкольник. Суффикс –ник-.

Образец письменного разбора

дошкольник

Порядок разбора имени

существительного

Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

Роль в предложении.

Солнце освещает землю.

Землю – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?

Начальная форма – земля.

Женского рода, 1-го склонения.

Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.

В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: освещает (что?) землю.

Землю – сущ. (что?)

Н.Ф. – земля

В вин.п., в ед.ч. 5. Вт.чл.

Как определить падеж существительного

Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

По вопросу и предлогу определить падеж.

Над озером кружились чайки.

Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)

Как определить склонение

имени существительного

(в именительном падеже)

Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.

По роду и по окончанию определить склонение.

Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное тетрадь 3-го склонения.

Порядок разбора имени прилагательного

Часть речи. Что обозначает, на какой

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

Род (в ед.числе), падеж, число.

Роль в предложении.

Цветёт алая гвоздика.

Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?

Начальная форма – алый.

Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.

В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая.

Алая – прилаг. (какая?)

Н.Ф. – алый

В ж.р., в Им. п., в ед.ч.

Как определить падеж имени прилагательного

Найти существительное, к которому относится прилагательное.

Определить падеж существительного.

По падежу существительного определить падеж прилагательного.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)

Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.

в небе (каком?) синем – П.п.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:

к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);

за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)

Порядок разбора глагола

Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение.

Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.

Роль в предложении.

Дует лёгкий ветерок.

Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?

Начальная форма – дуть, I спряжение.

Глагол употреблён в настоящем времени, в

3-м лице, в единственном числе.

В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.

Дует – гл. (что делает?)

В наст.вр., в 3-м л., в ед.ч.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Определить время, лицо и число глагола.

Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить).

Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

I спряжение II спряжение

Глаголы-исключения II спряжения

Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;

глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

*****
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


*****
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


*****
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


*****
СКЛОНЕНИЕ.
БЕЗУДАРНЫЕ ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМ.СУЩ.


*****
ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩ. В Т. п.


*****
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (3)


*****
СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ


*****
ПРЕДЛОГИ С МЕСТОИМЕНИЯМИ


*****
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЯ (3)


*****
ГЛАГОЛ. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ


*****
ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ


*****
ГЛАСНАЯ ПЕРЕД СУФФИКСОМ -Л- (прош. время гл.)


*****
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА (3)

Читайте также: