Ознакомление с предметным окружением в доу

Обновлено: 08.07.2024

Елизавета Ананьева

Тема

Программное содержание Материал Литература

Сентябрь

Явления общественной жизни.

«Школа.

Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя; ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец. 17

Предметное окружение.

Кукла Незнайка, материал для поделок, фотографии.

Октябрь

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. Карточки с изображением предметов или орудий труда разных профессий в детском саду.

воспитывать бережное отношение к книгам.

Сюжетные картинки, отражающие бережное отношение к книгам. 15

Уточнять и расширять представления детей о деревьях, грибах, ягодах в лесу; какие звери живут. Формировать представление о том, что леса бывают разные лиственные,

хвойные, смешанные. Учить видеть красоту лесного пейзажа

на картинах. Картинки деревьев, кустарников, грибов, ягод.

Ноябрь

Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения.

Воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять их.

Иллюстрации с изображениями лекарственных растений. 30

Предметное окружение

Закреплять знания детей о разнообразных профессиях, их названиях, специфике деятельности, личностных и профессиональных качествах людей разных профессий. Закреплять знания о новых профессиях: банкир, экономист, фермер, программист. Воспитывать уважение к людям труда. Наборы картинок с профессиями, транспортом, новогодними игрушками. 47

Явления общественной жизни

Предметное окружение

Природное окружение.

рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу. Плакат о природе, листы белой и тонированной бумаги, краски, карандаши,

фломастеры, несколько карточных трафаретов елки.

Январь

Длинное бумажное полотенце, тонированное в синий цвет, гуашь, кисти, картина с сюжетом о зимних развлечениях. 67

Письмо от Незнайки, фотографии с изображением представителей разных профессий.

Мяч, атрибуты диких животных. 76

Февраль

Явления общественной жизни

Природное окружение.

Картинки цветов, змеи, муравейников, грибов, еж, гнезда с птенчиками, бабочки. 50

Явления общественной жизни

Явления общественной жизни

Образцы тканей, модели платья, вешалка с одеждой.

Март

Явления общественной жизни

Явления общественной жизни

Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности, чума. 70

Явления общественной жизни

Обучение умению отображать на рисунке свои впечатления.

Мольберт, фотографии. 72

Закрепить у детей представления о предметах мини музея детского сада. Более подробно рассказать о старинных вещах и их использовании. Продолжать формировать интерес к родному городу; воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов Мордовии. Предметы музея, мордовские костюмы. 82

Апрель

Природное окружение

Воспитывать желание радоваться, любоваться красотой весенней природы и бережно к ней относиться. Мяч, атрибуты диких животных, игрушки. 45

Явления общественной жизни

Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях весной и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. Четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд весной, домашние животные. 35

Явления общественной жизни

познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой отечества — Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, кто защищал Россию в те времена.

Портреты героев Отечественной войны 1912года, иллюстрации с изображением Бородинской панорамы, памятника Кутузову. 60

Явления общественной жизни

Май

Явления общественной жизни

Явления общественной жизни

«Какие пособия нужно для школы? Закреплять знания о назначении предметов, о названиях материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, их функциях; воспитывать уважительное отношение к труду, бережное отношение ко всему, что их окружает. Тетрадь, ручка, книга, сумка, пенал, ластик. 55

действия, производимые людьми этих профессий.

Формировать реалистические представления о труде

взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Иллюстрации, с изображением людей различных профессий

Нормативы и требования ФГОС

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по ФГОС включает следующее:

  • Партнерскую деятельность воспитателя с ребенком, умение придумать своеобразные и полезные игры.
  • Окружить вниманием и найти индивидуальный подход к каждому.


Индивидуальный подход к каждому ребенку

  • Организовать самостоятельную деятельность детей.
  • Речевое, познавательное и физическое развитие.
  • Умение прийти к повышению статуса игры, включить эффективные формы работы, сформировать определенные знания, умения и навыки.
  • Использование подвижных игр (в том числе и народных забав), двигательных пауз, тематических бесед и рассказов.

Дети в подготовительной группе — это чистый лист, который в ДОУ следует заполнить важной и ценной информацией. Именно поэтому знатокам и методистам составления образовательных программ для детей стоит учесть этот факт. Чтобы формирование целостной картины мира у малыша прошло успешно, стоит обеспечить его базовыми знаниями и умениями для дальнейшего взаимодействия с миром.

Сентябрь

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 20.

Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 22.

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 36.

Безопасность. стр. 104.

Октябрь

Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 25.

Ознакомление с природой

Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязи животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 41.

Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду. Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

Безопасность. Стр. 77.

Ноябрь

Расширять представления детей о разных видах бумаги и её качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 27.

Ознакомление с природой

Формировать представления о зимующих и перелётных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском

Безопасность. Стр. 46.

Декабрь

Ознакомление с природой

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 55.

Безопасность. Стр. 97.

Январь

Ознакомление с природой

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 57.

Безопасность. Стр. 40.

Февраль

Ознакомление с природой

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 62.

Безопасность. Стр. 61.

М арт

Ознакомление с природой

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 69.

Безопасность. Стр. 127.

Апрель

Ознакомление с природой

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 71.

Безопасность. Стр. 117.

Ознакомление с природой

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 74.

Безопасность. Стр. 130.

Перспективный план работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи (ознакомление с окружающим) № п/п Тема занятий Цели (программное содержание) занятий.

Марфина Ольга Николаевна, воспитатель
МБДОУ №63 г.Ангарск, Иркутская область

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.

Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Многие педагоги (В. И. Логинова, О. В. Дыбина, С. А. Козлова), по-прежнему придают особое значение приобщению детей к социальному миру.

Началом углублённой и систематической работы по данной проблеме послужила работа всего д/у в целом над этой проблемой и моя личная заинтересованность.

Результаты проведённой диагностики заставили меня задуматься: детям старшего возраста слабо удавалось группировать и классифицировать предметы по общим признакам, они испытывали затруднения при определении предметов рукотворного и природного мира, не проявляли интереса к истории, не могли объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека.

Исходя из этих данных, можно сделать заключение о недостаточном формировании познавательного интереса к предметному миру у детей группы.

Таким образом, осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, мною была определена цель работы: разработать систему организованной совместной деятельности взрослых и детей для развития представлений о предметном мире детей дошкольного возраста в организованной деятельности со взрослым.

  1. Раскрыть особенности познания ребёнком предметного мира. Определить уровни, критерии сформированности представлений о предметном мире детей дошкольного возраста.
  2. Выявить и экспериментально проверить условия, при которых развитие представлений о предметном мире у детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослым будет наиболее эффективным.
  3. Разработать и апробировать систему познавательной деятельности и опытов - экспериментов по ознакомлению с предметным миром.

После изучения литературы, первым, что я сделала - критически посмотрела на развивающую среду и увидела недостатки её наполняемости и размещения. Поэтому творческий подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей о мире предметов.






Таким образом, созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.

Второй проблемой, с которой я столкнулась в начале работы по данной теме, было то, что я сама не обладала достаточным запасом методов и приемов, необходимых для успешного формирования у детей представлений о мире предметов. Параллельно с совершенствованием предметно - развивающей среды, я начала нарабатывать методы и приёмы по реализации данной темы.

На этом этапе использую такие формы работы, как образовательная деятельность: провожу первично - ознакомительную деятельность, ходе которой использую демонстрационные и учебные пособия (отчётливые и правильные представления); рассматривание иллюстрированного и познавательного материала; игры с предметами; эмоциональный рассказ.

Наглядный метод - использую тщательный отбор наглядного и демонстрационного материала. Много пособий изготовила своими руками.




Игровые методы - это и игрушки, герои произведений, сюрпризные моменты и элементы новизны. Стараюсь настроить детей на желание разгадать секрет, отгадать загадку или просто порадоваться, удивиться.

Когда вижу, что у детей имеется необходимый багаж знаний, начинаю применять углублённо - познавательный тип организованной деятельности, уже с целью закрепить, уточнить, расширить конкретные представления о предметах, учу устанавливать причинно - следственные связи между предметом и его использованием; группировать предметы по назначению, происхождения и т. д.

Важной и интересной частью работы по данной теме, на мой взгляд, является ознакомление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим (в старшем возрасте - развитие воображения, творческих способностей при преобразовании предметов). На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяю представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовалпредметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.


Словесный метод и такой приём как художественное слово использую в соответствии с темой, использую вопросы, направленные на воспитание бережливости, аккуратного обращения с предметами, на осознание того, что взрослые много трудятся над созданием вещи и результаты их труда необходимо беречь.

С целью закрепления полученных знаний использую дидактические игры, к сожалению, выбор готовых игр по данной теме небольшой, поэтому много авторских игр создаю своими руками.

Следующим этапом становления моего опыта стало введение продуктивных методов.

Значительное место в работе занимает исследовательский метод, представленный элементами исследовательского поиска.

Основными составляющими являются опыты и эксперименты, в процессе исследовательской деятельности дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения. Делать выводы и умозаключения детям помогают алгоритмы (условные символы). В старшем возрасте дети с их помощью самостоятельно зарисовывают результаты опытов.


Полноценная работа и положительный результат по формированию представлений о мире предметов, были бы невозможны без родителей - наших помощников и единомышленников, которые с радостью откликаются на все предложения, творчески подходят к порученному делу, предлагают и реализуют оригинальные идеи, с удовольствием участвуют в разнообразных мероприятиях.

В работе с родителями использую различные формы работы:




Таким образом, в результате проведённой работы, я могу отметить, что предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СКАЗКА"

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

ОГРН 1158905010087 ИНН/КПП 8905057671//890501001

по непрерывной образовательной деятельности

для старшей группы

2 непрерывной образовательной деятельность в месяц

(всего 18 непрерывной образовательной деятельности в год)

2017-2018 учебный год

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия:

Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности НОД 2 раза в месяц (18 раз в год), длительность проведения НОД – 20 минут.

Цель: ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Обогащать представления детей о мире предметов.

Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт. Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей.

Расширять представления детей о профессиях.

Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).

Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчётов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).

Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество), через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео- записей. Практическое использование в работе компьютерной техники с ее мультимедийными возможностями позволит повысить качество обучения, воспитания детей дошкольного возраста.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволит преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даст возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Занятие с мультимедийной поддержкой способствуют повышению мотивации детей к занятиям, вызывает у детей живой интерес. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Особенности образовательного процесса

В старшей группе ознакомление с предметным и социальным окружением проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Формы организации детей

Ознакомление с предметным и социальным окружением

Опыты, эксперименты, рассматривание, наблюдения, развивающие игры, слайды.

Елизавета Ананьева

Тема

Программное содержание Материал Литература

Сентябрь

Явления общественной жизни.

«Школа.

Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя; ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец. 17

Предметное окружение.

Кукла Незнайка, материал для поделок, фотографии.

Октябрь

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. Карточки с изображением предметов или орудий труда разных профессий в детском саду.

воспитывать бережное отношение к книгам.

Сюжетные картинки, отражающие бережное отношение к книгам. 15

Уточнять и расширять представления детей о деревьях, грибах, ягодах в лесу; какие звери живут. Формировать представление о том, что леса бывают разные лиственные,

хвойные, смешанные. Учить видеть красоту лесного пейзажа

на картинах. Картинки деревьев, кустарников, грибов, ягод.

Ноябрь

Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения.

Воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять их.

Иллюстрации с изображениями лекарственных растений. 30

Предметное окружение

Закреплять знания детей о разнообразных профессиях, их названиях, специфике деятельности, личностных и профессиональных качествах людей разных профессий. Закреплять знания о новых профессиях: банкир, экономист, фермер, программист. Воспитывать уважение к людям труда. Наборы картинок с профессиями, транспортом, новогодними игрушками. 47

Явления общественной жизни

Предметное окружение

Природное окружение.

рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу. Плакат о природе, листы белой и тонированной бумаги, краски, карандаши,

фломастеры, несколько карточных трафаретов елки.

Январь

Длинное бумажное полотенце, тонированное в синий цвет, гуашь, кисти, картина с сюжетом о зимних развлечениях. 67

Письмо от Незнайки, фотографии с изображением представителей разных профессий.

Мяч, атрибуты диких животных. 76

Февраль

Явления общественной жизни

Природное окружение.

Картинки цветов, змеи, муравейников, грибов, еж, гнезда с птенчиками, бабочки. 50

Явления общественной жизни

Явления общественной жизни

Образцы тканей, модели платья, вешалка с одеждой.

Март

Явления общественной жизни

Явления общественной жизни

Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности, чума. 70

Явления общественной жизни

Обучение умению отображать на рисунке свои впечатления.

Мольберт, фотографии. 72

Закрепить у детей представления о предметах мини музея детского сада. Более подробно рассказать о старинных вещах и их использовании. Продолжать формировать интерес к родному городу; воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов Мордовии. Предметы музея, мордовские костюмы. 82

Апрель

Природное окружение

Воспитывать желание радоваться, любоваться красотой весенней природы и бережно к ней относиться. Мяч, атрибуты диких животных, игрушки. 45

Явления общественной жизни

Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях весной и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства. Четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд весной, домашние животные. 35

Явления общественной жизни

познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой отечества — Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, кто защищал Россию в те времена.

Портреты героев Отечественной войны 1912года, иллюстрации с изображением Бородинской панорамы, памятника Кутузову. 60

Явления общественной жизни

Май

Явления общественной жизни

Явления общественной жизни

«Какие пособия нужно для школы? Закреплять знания о назначении предметов, о названиях материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, их функциях; воспитывать уважительное отношение к труду, бережное отношение ко всему, что их окружает. Тетрадь, ручка, книга, сумка, пенал, ластик. 55

действия, производимые людьми этих профессий.

Формировать реалистические представления о труде

взрослых. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Иллюстрации, с изображением людей различных профессий

Нормативы и требования ФГОС

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по ФГОС включает следующее:

  • Партнерскую деятельность воспитателя с ребенком, умение придумать своеобразные и полезные игры.
  • Окружить вниманием и найти индивидуальный подход к каждому.


Индивидуальный подход к каждому ребенку

  • Организовать самостоятельную деятельность детей.
  • Речевое, познавательное и физическое развитие.
  • Умение прийти к повышению статуса игры, включить эффективные формы работы, сформировать определенные знания, умения и навыки.
  • Использование подвижных игр (в том числе и народных забав), двигательных пауз, тематических бесед и рассказов.

Дети в подготовительной группе — это чистый лист, который в ДОУ следует заполнить важной и ценной информацией. Именно поэтому знатокам и методистам составления образовательных программ для детей стоит учесть этот факт. Чтобы формирование целостной картины мира у малыша прошло успешно, стоит обеспечить его базовыми знаниями и умениями для дальнейшего взаимодействия с миром.

Читайте также: