Ознакомление детей с малой родиной в доу
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Ваулина Наталья Николаевна
Населенный пункт: Нижегородская область, с. Шелокша
При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.
В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей;
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику, экскурсии в музей);
- рассказ воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, ее истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе, селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
Воспитывать любовь к малой родине нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что это чувство формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Воспитание любви к родному краю должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями:
- анкетирование;
- консультации (информация) для родителей;
- родительские собрания;
- беседы за круглым столом;
- наглядная информация в раздевалке;
- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;
- на возложении цветов и т. д.
Увлеченность своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства - вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.
Использование тех или иных методов и приемов зависит от возраста ребенка и особенностей его мышления, поэтому познания какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.).
Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца. Затем эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы, модели. В программных задачах всех возрастных групп прослеживается одна общая для всех возрастов: воспитывать любовь, формировать эстетическое отношение к природе.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Это касается и ознакомления детей с природой родного края. Причем объекты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к природе родного края, педагог обязан ее сам хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или края.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка.
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем.
Детей нужно учить видеть . Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
Невозможно представить себе культурного и всесторонне образованного человека, который бы не знал истории, традиций и обрядов, языка своего народа. «Заинтересованность историей родного края, - пишет Р. М. Понтелей, - любовь и уважение к своему языку необходимо воспитывать с детства.
Знакомя ребенка со святынями своего народа - родным языком национальной одеждой, народным творчеством - мы содействуем развитию познавательных и интеллектуальных возможностей, познания русской культуры. Так как самое дорогое в жизни это то, что с ранних лет закладывается в сердце. Культура русского народа наиболее ярко проявляется в традиционных видах народного творчества: играх, обрядах, сказках, песнях, танцах, музыке, одежде, произведениях художественного и декоративно-прикладного искусства.
Одним из принципов воспитательно-образовательной работы является принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого воспитания. Он заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре. Среди многочисленных задач стоит такая, как формирование, в процессе приобщения к культуре (национальной и мировой, ценностного отношения к ней, уважения и признательности ее созидателям, желание творчески усваивать ее, сохранять, самим созидать, приумножать).
Сегодня многие ученые высказывают мысль о том, что необходимо вернуться к своим источникам. Основным направлением работы является приобщение дошкольников к русской национальной культуре, углубленному знакомству с родным краем, русскими традициями, фольклором, привитием любви к Родине.
Анализируя народное творчество, А. П. Усова убедительно и конкретно показывает, что родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные народные сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного искусства [11, с. 57].
Воспитывая любовь к родному краю , с малых лет важно учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Патриотические чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, то есть неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формирование социальных норм.
С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные патриотические ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенка знакомим с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.
Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.
При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимы данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного края - важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №304"
Воспитатель Ноарова Юлия Валерьевна
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок!
Речка, небо голубое –
Это все мое, родное.
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
Что такое чувство патриотизма?
К сожалению, практика показывает, что современные дети мало знают о родном городе, родной стране, особенностях народных традиций.
Виной тому продолжительные кризисные явления, затронувшие все сферы общественной жизни, в том числе и дошкольное образование - произошёл резкий спад в деятельности воспитания патриотических чувств подрастающего поколения.
Известный факт, что дошкольный возраст является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Именно с дошкольного возраста взрослые стараются обогатить нравственную сферу ребенка. Именно с раннего детства необходимо начинать воспитывать в ребенке патриота своей страны. Начать лучше всего с родного города.
При формировании чувства патриотизма у детей очень важна роль взрослых . Именно взрослый человек выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует восприятие им окружающей действительности.
В связи с тем, что у детей небольшой жизненный опыт, они прислушиваются к словам окружающих их людей: родителей и воспитателей.
Но как же познакомить ребенка с родным городом?
Начнем с прогулки. Ежедневная дорога в детский сад может принести массу полезного. За этот промежуток времени ребенок с помощью взрослого открывает красоту родного города , удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Родителям можно порекомендовать поговорить с детьми о своей улице по дороге в детсад. Уже четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Конечно, рассказывать об этом малышу необходимо в доступной форме.
Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, почта, аптека, магазин, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Обо всем этом можно говорить и во время прогулки в детском саду, ведь многое видно с детской площадки.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего мира, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся.
Не следует пренебрегать и историческими фактами. Детей заинтересует и изображения, выполненные на гербе родного города. У каждого города есть своя легенда, схожая со сказкой, такой близкой для понимания ребенком.
По возможности можно организовать экскурсию в городские парки и скверы, памятные места города, на набережные. Обязательно привлечь к этому родителей воспитанников, показывая тем самым пример воспитания патриотических чувств. Закрепить полученные впечатления можно попросив детей описать то место, в котором они находится – помимо прочего это способствует развитию речи и образного мышления.
Старая добрая традиция - рассматривание иллюстраций. Сеть интернет дает нам бесценный клад – огромное количество картинок и фактов о родном городе. Пользуйтесь этим! Мы живем в мире высоких технологий и виртуально можем оказаться в любом желаемом месте.
Ребенку мало услышать и увидеть. Ребенку необходимо пропустить материал через себя! Закрепить полученную информацию как нельзя лучше помогут игры и продуктивная деятельность.
Простое игровое у пражнение "Передай сердечко и скажи словечко" развивает не только речь, но и патриотические чувства. В нее можно играть даже дома – расскажите об этом родителям своих воспитанников!
Ни для кого не секрет, что дети любят рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать. Вернувшись из зоопарка – соорудите его с детьми из конструктора! Вспомните, каких животных видели? Рассмотрев герб города – попробуйте его слепить! Да – да! Сделать барельеф под силу 5 – летнему ребенку!
Как видим, не так уж и сложно, а даже увлекательно для нас, взрослых, можно воспитать в ребенке настоящего патриота! Любите своих воспитанников! Любите свою страну! Любите свой город и делитесь этой любовью с детьми!
Автор: Егорова Светлана Вячеславовна
Организация: МБДОУ № 53
Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Быть патриотом своей страны – значить принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от взрослых к детям.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства, целесообразно знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями; полезно совершать целевые прогулки по близлежащим улицам; необходимо посещать с ними музеи, выставки, памятники. Это необходимо еще и для того, чтобы закрепить знания детей о названии улиц, научить их ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь скоро дети пойдут в школу и такие знания им пригодятся.
Необходимо с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории родного города. При этом следует соблюдать определенные условия, при которых наиболее эффективно развиваются патриотические чувства. Такими условиями являются:
-формирование у детей представлений о ближайшем окружении. Процесс познания начинается с наблюдений над тем, что более доступно, что ближе и виднее.
-воспитание у детей отношения к окружающему миру. Оно осуществляется в активной деятельности, творческой игре, труде. Особое значение имеет выполнение общественно значимых заданий (участие в субботниках, изготовление поздравительных открыток, разучивание стихов и песен к праздникам, организация тематических выставок детских рисунков).
-сочетание в процессе воспитания интеллектуального и эмоционального факторов. Взрослый должен обеспечить эмоционально положительную обстановку при восприятии ребенком явлений окружающей жизни, высокий уровень эмоциональной активности и эстетического интереса.
Чем больше мы будем знать о нашем городе, тем сильнее будем его любить и делать все для того, чтобы он стал интереснее и красивее. Любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его история, природа, каким трудом заняты люди, живущие здесь – все это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Ближайшее окружение является основным источником формирования личности дошкольника.
Одним из условий эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Сотрудничество с родителями проявляется в ознакомлении их с содержанием, происходящего в детском саду педагогического процесса; в привлечении их к накоплению детьми новых знаний в данном направлении; в подготовке различных мероприятий в ДОУ (выставки, экскурсии, тематические праздники и т.д.)
- Как обычно вы проводите выходные дни?
- Участвует ли ребенок в семейных мероприятиях?
- Часто ли вы совершаете семейные прогулки, экскурсии в музей, выезды за город?
- Какие достопримечательности знает ваш ребенок?
- Считаете ли вы нужным показывать ребенку памятники старины, посещать с ним картинные галереи, краеведческий музей?
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным городом является непосредственно образовательная деятельность. Важным приемом подачи информации детям, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, целесообразно сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, макетами.
При всем многообразии форм и методов работы по патриотическому воспитанию и непосредственно, по ознакомлению с родным городом, как показывает опыт работы, особое место занимает работа с макетом. Знакомство с окружающим миром на примере макетирования очень показательно, с точки зрения развития у дошкольников познавательного интереса, любознательности и наблюдательности. Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. В процессе работы с макетом педагогу удается затронуть эмоционально-чувственную сферу детей, активизировать их мыслительную деятельность.
Рассмотрим конкретный пример.
Тема макета: Наш микроучасток
Цель: Формировать знания о микроучастке, прилегающем к детскому саду; развивать познавательную и речевую активность дошкольников; воспитывать любовь к своей малой Родине.
Формировать знания о территориальной особенности расположения детского сада;
Формировать знания о речном вокзале, как об одной из достопримечательностей города Красноярска, его назначении и особенностях архитектуры;
Закреплять и расширять знания о правилах дорожного движения;
Развивать умение ориентироваться в пространстве;
Развивать детско-игровое творчество;
Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свой город,
Воспитывать умение взаимодействовать, договариваться при выполнении заданий и в игре.
Этапы работы с макетом:
I. Ознакомительный этап:
Макет вносится в группу для самостоятельного рассматривания детьми.
II. Основной этап:
Данный этап включает в себя ряд познавательных бесед.
- Дети, что вы, видите на макете? (разные дома)
- Найдите на макете детскую площадку, она вам знакома?
(это игровая площадка нашего детского сада)
Дети находят свой участок, знакомые игровые конструкции и т. д.
- А где находится детский сад?
Дети совместно с воспитателем находят на макете жилое здание, в котором расположен детский сад, его вход, окна.
- Кто назовет адрес детского сада? (улица Парижской коммуны, дом 10)
III. Заключительный этап:
Презентация модели детям других возрастных групп внутри ДОУ. Дети закрепляют полученные знания, получают возможность проявить себя в роли экскурсовода.
Макет, как новое привлекательное для детей игровое пространство, в котором можно развернуть различные игровые сюжеты.
Использование макетов при знакомстве с окружающим миром можно начать с младшего дошкольного возраста, в среднем и старшем – дети сами участвуют в создании макетов.
В процессе создания и обыгрывания макета задействованы такие виды детской деятельности как:
- Познавательная: наблюдение, непосредственно образовательная деятельность, тематические беседы, речевые игры, чтение и обсуждение художественной литературы по теме; уточнение и пополнение словарного запаса, продуктивная деятельность, детское художественное творчество.
- Игровая: обыгрывание созданных моделей детьми, игры с самим макетом сначала совместно с воспитателем придуманным сюжетом, а затем и самостоятельными сюжетами детей.
- Трудовая: работа с разным материалом, определение и применение техники и способа выполнения работы.
Дошкольное детство - период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, приобщение к миру его культуры, развитие интереса к народным традициям и промыслам, воспитание привязанности и любви к своей семье, детскому саду, интереса и уважения к труду, формирование бережного отношения к природе родного края.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Содержимое разработки
Актуальность
Дошкольное детство - период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, приобщение к миру его культуры, развитие интереса к народным традициям и промыслам, воспитание привязанности и любви к своей семье, детскому саду, интереса и уважения к труду, формирование бережного отношения к природе родного края.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.
Дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.
Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребёнку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех
- везде соблюдаются традиции
-повсюду живут люди разных национальностей
- люди берегут и охраняют природу
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Природа- неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества.
Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с родным краем оказывают родители. Их помощь намного упрощает процесс ознакомления с профессиями, достопримечательностями, природой родного края.
Сроки реализации: проект краткосрочный, с 10по 15 июня.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Цель. Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, краеведческое просвещение дошкольников, приобщение к истории и культуре района, систематизация знаний о родном крае, воспитание любви и привязанности к малой Родине.
Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием г.Оренбурга.
Развивать бережное отношение к своей малой Родине, ее достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь, учить свободно, мыслить и фантазировать.
Воспитывать чувство гордости за свою землю, эмоционально-ценностное отношение к своему краю.
Обеспечение проекта
Картины, альбомы, иллюстрации, карты и схемы района, исторические документы, фотографии, методическая, краеведческая, художественная литература, буклеты, наборы открыток, дидактические игры, видеоматериалы.
Схема реализации проекта
разработка конспектов занятий
изготовление практического материала
оснащение уголка по краеведению
работа с родителями
сбор и оформление наглядного материала
использование мультимедийных средств обучения
отражение полученных знаний в продуктивной деятельности детей.
Формы и методы работы с детьми
Чтение художественной литературы
Дидактические, сюжетно-ролевые игры
Работа с картами и схемами
Читайте также: