Отношение между эго и бессознательным юнг краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Введение. Краткие биографические сведения. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) родился в Кессвиле, Швейцария в семье священника. В 1900 г. получил степень доктора медицины в Базельском университете. Интерес к душевной жизни больных шизофренией привел его к знакомству с работами З.Фрейда. Они встретились в Вене в 1907 г. Юнг был встречен как “старший сын” и “кронпринц” психоанализа. В 1910 г. он избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 г. два крупнейших психоаналитика разорвали отношения по классическому эдипову сценарию. В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Больше Юнг и Фрейд ни разу не встречались.

Энциклопедическая образованность и широчайший круг интересов ученого способствовали созданию удивительной по красоте и сложности психологической теории, в которой разрабатывались многие базовые психологические категории, такие, как сознание, бессознательное, Эго, самость, комплекс и т.д. Как и в творчестве многих выдающихся психологов, в творчестве Юнга можно выделить ряд периодов, на протяжении которых он уделял внимание изучению различных вопросов, касающихся глубин психической жизни индивида. Основываясь как на времени написания работ, так и на общей логике построения Юнгом аналитической теории, начнем знакомство с ней с рассмотрения вопросов, касающихся структуры человеческой психики, соотношения в ней сознательных и бессознательных компонентов.

Сознание. Структура сознания. Сознание есть первый психический факт, с которым сталкивается исследователь – психолог. Сознанию присущи дискретность (люди периодически выходят из состояния сознания, например, засыпая) и узость (оно оперирует лишь некоторой частью воспринимаемой информации).

Сознание невозможно представить себе без связи с Эго. Эго – это сложное образование, которое конституируется, во-первых, осознанием собственного тела, собственного существования, и, во-вторых, данными памяти, последовательностью воспоминаний о своем прошлом. Эго – это единица в центре сознания, конгломерат/комплекс психических фактов. Этот комплекс обладает способностью притягивать то, что содержится в бессознательном; он также притягивает впечатления извне, которые, соприкасаясь с Эго, становятся фактами сознания (если нет соприкосновения реального факта/события с Эго, то его нельзя считать сознательным).

Характеризуя Эго, Юнг выделял такое понятие, как Эго-направленность. Она может быть определена как ориентация личности или жизненная установка, фокус внимания, направленный вовне или вовнутрь, на факты окружающего мира или на события внутреннего мира. Эти направленности получили названия экстраверсия и интроверсия. Они сосуществуют в человеке обе одновременно, но одна становится доминирующей, а другая – вспомогательной. Доминирующая функция становится рациональной (тесно связанной с деятельностью сознания, доступной сознательному анализу), тогда как вспомогательная – иррациональной (недоступной сознанию).

В сознании Юнг выделяет несколько функций. Благодаря им сознание может быть ориентировано либо на эктопсихические, либо на эндопсихические факты. Эктопсихика – соотношение между содержанием сознания и данными, поступающими извне. Эндопсихика – соотношение между содержанием сознания и бессознательными процессами. К эктопсихическим функциям принадлежат ощущение, мышление, чувство и интуиция. Отметим, что Юнг вкладывал собственное оригинальное содержание этим терминам. Ощущение – это передача фактов, доступных органам чувств; мышление – знание того, чем является вещь и ее связей с другими вещами; чувство – рассмотрение/обретение/осознание ценности предмета или явления; интуиция – ощущение происходящего, несводимое к рациональному знанию.

Общее отношение между Эго и эктопсихикой можно выразить следующим образом:

М

О Эго И

Ч

Где М – мышление, О – ощущение, Ч – чувство, И – интуиция. Пару функций “мышление – чувство” Юнг называет рациональной парой, другую пару функций “ощущение – интуиция” - иррациональной парой. В центре находится Эго с присущей ему энергией (энергия воли). Воля направлена преимущественно на какую-то одну из четырех функций сознания; такая функция легко доступна сознательному анализу и волевому контролю, более развита и дифференцирована и преимущественно используется индивидом для разработки стратегий поведения. Юнг называет такую функцию приоритетной (ведущей) функцией сознания, а противоположную ей функцию – подчиненной. Юнг считает, что мы являемся цивилизованными людьми в своей ведущей функции; в своей подчиненной функции мы остаемся первобытными людьми.

Подчиненная функция соответствует архаичной части нашей личности, это “открытая дверь”, через которую из подсознания может проникнуть что угодно. Подчиненная функция часто представляет для человека проблему, она находится вне сферы волевого контроля и поэтому действует как бы “сама по себе”; например, человека, чья ведущая функция – интуиция, могут регулярно вводить в заблуждение и повергать в изумление его собственные ощущения, у человека, живущего чувствами, эмоциями, мышление выходит из-под волевого контроля, не он контролирует мышление, а мышление ведет его своими прихотливыми путями. С другой стороны, интеграция подчиненной функции в Эго может дать личности эмоциональный потенциал для дальнейшего роста и изменения.

Ведущая функция принадлежит к одной из пар рациональных или иррациональных функций. Но человек не бывает только рациональным или только иррациональным – каждый из нас использует вспомогательную функцию из другой пары, чем та, к которой принадлежит ведущая.

Данная структура эктопсихики дала Юнгу возможность построения оригинальной теории психологических типов. С помощью двух позиций – экстраверсии – интроверсии и высшей и дополнительной функции можно получить список из 16 основных типов, например, интуитивно-чувствующий интроверт, мыслительно-сенсорный экстраверт и т.п. Эта типология иллюстрирует работу сознания на практике, а также объясняет, почему сознание “работает по-разному” у разных людей.

Эндопсихические функции – память (связывает Эго с тем, что приходит из сознания), субъективные компоненты сознательных функций (реакция/компонент реакции на человека, вещь или ситуацию, обусловленная опытом), эмоции и аффекты (состояния, при которых человеком овладевает то, что у него внутри), инвазии (“вторжения” бессознательного в сознательную деятельность). Соотношение эктопсихики, эндопсихики и Эго можно проиллюстрировать при помощи следующей схемы:

Где А – внешний мир, В – бессознательное, С – эндопсихика, D – эктопсихика.

В зоне С находится “теневой мир”, эго, которое само для себя остается загадкой. Это та часть Эго/сознания, которая постоянно соприкасается с миром бессознательного. По этой причине в нем всегда остается непознанная часть себя, та часть личности, которая содержит в себе потенциал роста.

Индивидуальное бессознательное. Комплексы. Эндопсихические функции позволяют личности соприкоснуться с “темной стороной души” – бессознательным. Юнг разделяет бессознательное на индивидуальное и коллективное.

Индивидуальное бессознательное, согласно Юнгу, состоит из продуктов инстинктивных процессов, конституирующих личность, забытых или вытесненных фактов, а также информации творческого характера (аналогично понятию бессознательного у Фрейда). Но! Юнг предположил, что материал, находящийся в личном бессознательном не является однородной “смесью” забытых или вытесненных фактов душевной жизни личности; он организован определенным образом. Психические факты, составляющие личное бессознательное, организованы в комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг различных значимых тем, могут оказать значительное влияние на поведение личности. Тогда “строение” личности можно обозначить следующим образом:

Так называемая “планетарная” структура личности включает в себя Эго как центральное личностное образование, находящееся одновременно и в центре сознания, и целый ряд комплексов, находящихся в отдалении от Эго и вне сознания. Теперь вспомним, что, характеризуя Эго в начале этой лекции, мы также употребляли понятие комплекс. И в этом скрыт глубокий смысл: Юнг действительно полагает, что комплексы и Эго – одной природы, и Эго можно назвать “центральным комплексом” личности. Понятие комплекс опровергает представления о “монолитной” личности. В нас много “Я”, и Эго – лишь одно из них.

Юнг считает, что нет принципиальной разницы между фрагментарной личностью и комплексом: “комплексы – это отколовшиеся души”. Он идет дальше: “комплексы ведут себя как независимые существа”, иногда они даже принимают личностный характер Эго. Личность также может бессознательно идентифицироваться с комплексом (например, с комплексом “хорошей матери”); тогда она ведет себя как “хорошая мать”, либо ощущает на себе влияние “хорошей матери” и связанную с этим подавленность.

Но если между Эго и комплексом нет принципиальной разницы, то не может ли комплекс каким-либо образом занять место Эго? – Юнг отвечает, что может. При определенных условиях комплексы могут “оттягивать” на себя сознание – тогда возникает явление “потери души”, “множественной личности”, “вселения демона,” которого так боялись наши нецивилизованные предки. Согласно Юнгу, человек попадает во власть не демона, но собственного доселе неосознаваемого комплекса, который вытесняет привычное “Я” и становится на его место. Так юнгианскую концепцию “планетарной” личности можно рассматривать как объяснение примитивной демонологии.

В целом, комплекс нельзя рассматривать как нечто патологическое явление. Познание собственных комплексов может обогатить потенциал личности и способствовать ее дальнейшему росту и развитию.

Для изучения содержания бессознательного Юнг предложил воспользоваться, в том числе, ассоциативным тестом. Испытуемому предлагался набор слов-стимулов, к каждому из которых он должен был предложить свою ассоциацию. В ходе тестирования измерялась скорость ответа, частота дыхания и пульса, ошибки при повторении, эмоциональные гримасы, экстра- и паралингвистические вкрапления и т.д. Оказалось, что некоторые (“ключевые”) слова вызывают явления нарушения реакции испытуемых – они либо не хотят, либо не могут дать на них обычную ассоциацию. Юнг предположил, что ключевые слова отражают “профиль проблем” человека, проблем, которые он сам не может осознать и которые, таким образом, находятся в области его личного бессознательного. Иными словами, ассоциативный тест дает исследователю возможность узнать комплексы пациента.

Думаю, что читатель этой книги согласится со мной, если я попрошу его рассматривать эту книгу как честную попытку с моей стороны представить в понятийной форме новую и еще не исследованную сферу опыта. Речь идет не о высоколобой мыслительной системе, а об определении сложных психических переживаний, которые прежде никогда не были предметом научного исследования. Поскольку, согласно прежним представлениям, психическое является иррациональной данностью и не может быть хоть как-то приравнено к божественному Разуму, то не стоит и удивляться, что в своем психологическом опыте мы необычайно часто сталкиваемся с событиями и переживаниями, которые не соответствуют нашим разумным ожиданиям и вследствие этого отвергаются рационалистической установкой нашего сознательного разума. Такая установка, естественно, непригодна для психологического наблюдения, поскольку она в высшей степени ненаучна. Если мы хотим наблюдать действия природы в их подлинном своеобразии, то не следует пытаться указывать последней, что нужно делать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Структурные отношения между словами

Структурные отношения между словами Сдвиг Соссюра, связанный с теоретической восприимчивостью, показал, что смысл слова не является следствием исторической трансмиссии (этимологии), скорее, он генерирован синхронно через словесные отношения с другими словами,

1. Различие между личным и безличным бессознательным

1. Различие между личным и безличным бессознательным В свое время мы разошлись с венской школой по вопросу о природе объяснительного принципа в психоанализе, который, по нашему мнению, заключается не в сексуальном импульсе, а просто в энергии. В дальнейшем наше понимание

Добрые отношения между людьми

Добрые отношения между людьми Любой фундаментальный анализ межличностных отношений (например, дружбы, брака и т. д.) показывает что: 1) базовые потребности можно удовлетворить лишь в процессе межличностных контактов и 2) удовлетворение этих потребностей, т. е. обеспечение

Отношения между сексуальными партнерами

Отношения между сексуальными партнерами Поскольку многие коммуны довольно сильно отклоняются от общественных норм в области сексуальных взаимоотношений, неудивительно, что возникают некоторые тревожные проблемы партнерства, треугольников и других конфигураций,

Отношения между противоположными квадрами

Отношения между противоположными квадрами Каждый из типов ИМ имеет соответствующий противоположный тип, проявляющий ту часть его психологических реакций, которая остается скрытой не только от внешнего Наблюдателя, но и от самого человека.Противоположный тип ИМ своим

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДСТВЕННИКАМИ И ЧУЖИМИ

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДСТВЕННИКАМИ И ЧУЖИМИ Два вида отношений — между родными и между чужими людьми — часто путают, что приводит к недоразумениям. Проблемы, которые возникают при их смешении, связаны с тем, что в каждом виде отношений действуют свои законы, которые сильно

Разные формы отношений между сознательным и бессознательным

Разные формы отношений между сознательным и бессознательным Мои доводы убедительны. Аргументы многим знакомы. Чуть надменно, чуть снисходительно Утверждаю я аксиомы. Удивительны только тем они, Что уже через пять минут Вновь становятся теоремами И опять доказательств

Отношения между психотерапевтом и пациентом

Отношения между психотерапевтом и пациентом По крайней мере в начале психотерапии пациент, вероятно, рассматривает психотерапевта как всесильного спасителя, который улучшит его жизнь, поэтому чем более активную роль в лечении нужно исполнять пациенту, тем меньше

Отношения между психотерапевтом и пациентом

Отношения между психотерапевтом и пациентом Особенно важно обратить внимание на один фактор, который очень часто игнорируется в работах когнитивно-поведенческих психотерапевтов: отношения между психотерапевтом и пациентом. Зависимое поведение пациента с ЗРЛ имеет

Отношения между клиницистом и клиентом

Отношения между клиницистом и клиентом Я-позиция клиницистаСпособствуя дифференциации Я своего клиента, клиницист работает также и над дифференциацией своего Я. Перенос клиента на терапевта является частным проявлением действия сил совместности в терапевтическом

Отношения с бессознательным

Отношения с бессознательным Как наладить отношения со своим бессознательным разумом? Зачем это делать? И нужно ли?Если вас все устраивает в вашей жизни, то скорее всего вы не будете этим заниматься. Но если есть потребность (а порой – крайняя необходимость) что-то менять

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Отношения между эго и бессознательным: краткое содержание, описание и аннотация

Карл Юнг: другие книги автора

Кто написал Отношения между эго и бессознательным? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Карл Юнг: Человек и его символы

Человек и его символы

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Карл Юнг: Аналитическая психология. Тавистокские лекции

Аналитическая психология. Тавистокские лекции

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Карл-Йоганн Вальгрен: Ясновидец:

Ясновидец:

Карл Юнг: Психоанализ и искусство

Психоанализ и искусство

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Отношения между эго и бессознательным — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Подлинно научная позиция должна быть беспристрастной. Единственным критерием валидности гипотезы, выступает ее эвристическая, то есть объяснительная ценность. Итак, вопрос; в том, можем ли мы рассматривать изложенные выше возможности в качестве валидной гипотезы? A priori нет основания отвергать как предположение о том, что бессознательные стремления имеют цель за пределами конкретного человека, так и то утверждение, что бессознательное “не способно ни к чему, кроме желания”. Один лишь опыт способен дать ответ, какая из гипотез окажется наиболее подходящей.

Моей весьма критичной пациентке эта новая гипотеза не внушала полного доверия. Прежний взгляд, согласно которому я был отцом-возлюбленным и, как таковой, представлял собой идеальное разрешение конфликта, обладал несравнимо большей привлекательностью для ее образа чувств. Тем не менее, она была наделена достаточно проницательным умом, чтобы принять во внимание теоретическую возможность новой гипотезы. Между тем сновидения пациентки продолжали дезинтегрировать персону врача и раздувать ее до все более огромных размеров. Одновременно с этим происходило нечто такое, что поначалу только я один понял и встретил с крайним удивлением, именно, своего рода подпольное разрушение перенесения. Ее отношения с неким другом заметно углубились, хотя сознательно она все еще оставалась верной перенесению. Так что когда подошло время расстаться со мной, вместо катастрофы состоялось вполне благоразумное прощание. Я имел привилегию быть единственным очевидцем всего процесса отделения. Я видел, как трансперсональный пункт управления (transpersonal control-point) взял на себя — я не могу назвать это как-то иначе — руководящую функцию и шаг за шагом стягивал к себе все прежние завышенные персональные оценки; как, вместе с этим притоком энергии, он приобретал влияние на сопротивляющийся сознательный ум, не давая пациентке возможности сознательно заметить происходящее. Отсюда мне стало ясно, что эти сновидения были не просто фантазиями, а самоотображениями (self-representations) бессознательных событий, предоставлявшими душе (psyche) пациентки возможность постепенно выйти из бессмысленной личной связи.

Как я показал, это изменение имело место в результате бессознательного развертывания трансперсонального пункта управления и установления, так сказать, истинной цели, символически выразившей себя в форме, которую невозможно описать иначе как образ Бога. Сновидения раздули человеческий облик врача до сверхчеловеческих размеров, превращая его в огромного и могучего праотца (который к тому же оказывается еще и ветром), в чьих защищающих руках сновидица покоится подобно младенцу. Если мы попытаемся переложить ответственность за появляющийся в сновидениях божественный образ на сознательное и традиционно-христианское представление о Боге, имевшееся у пациентки, нам все же придется подчеркнуть его искажение. В отношении религиозных вопросов пациентка занимала критическую и агностическую позицию, а ее представление о возможном божестве уже давно перешло в область невообразимого то есть выродилось в полную абстракцию. В противоположность этому, образ Бога в сновидениях соответствовал архаическому пониманию Бога как демона природы, отчасти похожего на Вотана. QeoV to pnenma “Бог есть дух” — здесь переводится в свою первичную форму, где pnenma значит “ветер”: Бог есть ветер, более сильное и могущественное, чем человек, незримое дыхание-дух. Так же, как в древнееврейском слово ruah, так и в арабском слово ruh означают дыхание и дух (Что касается более полной разработки этой темы, см.: Symbols of Transformation

Эти первобытные воззрения, немало примеров которых я привел в своей книге Symbols of Transformation, принуждают нас — в том, что касается бессознательного материала — проводить его разграничение в совершенно иной плоскости, отличной от той, что отделяет “предсознательное” или “подсознательное” от “бессознательного”. Здесь нет необходимости обсуждать обоснованность таких разграничений. Они обладают своей определенной ценностью и заслуживают дальнейшей разработки в качестве возможных гипотез. То основное разграничение, о котором опыт заставил меня заявить, претендует лишь на статус одной из таких гипотез. Из предшествующего обсуждения должно быть ясно, что нам необходимо различать в бессознательном слой, который можно назвать личным (персональным) бессознательным. Содержащиеся в этом слое материалы имеют личный характер, поскольку обладают, отчасти, качеством индивидуальных приобретений в процессе жизни конкретного человека и, отчасти, качеством психологических факторов, которые с таким же успехом могли бы быть осознанными. Нетрудно понять, что несовместимые психологические элементы могут вытесняться из сознания и, таким образом, становиться бессознательными. Но, с другой стороны, это утверждение предполагает возможность осознания и сохранения в сознании вытесненных содержаний после того, как они были признаны. Мы признаем эти материалы в качестве личных содержаний, потому что их следы и частичные проявления или их источник можно отыскать в нашем личном прошлом. Они являются неотъемлемыми компонентами личности, входят, если можно так сказать, в ее опись, и их пропажа для сознания приводит к неполноценности в том или ином отношении — причем, к неполноценности, имеющей, в психологическом смысле, характер не столько органического повреждения или врожденного дефекта, сколько нужды в чем-то, которая дает начало чувству морального возмущения. Ощущение моральной неполноценности всегда указывает на то, что упущенный элемент является чем-то таким, что, судя по этому чувству о нем, в действительности упускать не следовало, или чем-то таким, что могло бы стать сознательным, если бы мы достаточно потрудились. Чувство моральной неполноценности возникает не из столкновения с общепринятым и, в известном смысле, произвольным нравственным законом, а из конфликта с самим собой, который, по соображениям душевного равновесия, требует восполнения дефицита. Всякий раз, когда появляется ощущение моральной неполноценности, оно указывает не только на потребность ассимилировать бессознательный компонент, но и на возможность такой ассимиляции. Именно моральные качества человека, как последнее средство, заставляют его либо путем прямого признания нужды, либо косвенно, через мучительный невроз, ассимилировать бессознательную часть себя и поддерживать полную осведомленность. Любой идущий вперед по пути осознания себя (self-realization) должен по необходимости вводить содержания личного бессознательного в сознание, тем самым расширяя сферу своей личности. Я хочу сразу же добавить, что это расширение затрагивает, главным образом, наше моральное сознание, наши знания о себе, ибо те содержания бессознательного, которые освобождаются и вносятся в сознание посредством психоанализа, как правило, неприятны — в чем, собственно, и состоит причина того, что эти желания, воспоминания, стремления, планы и т. д. были некогда вытеснены из сознания. Все они относятся к содержаниям, которые выявляются почти так же в ходе полной исповеди, хотя и в более ограниченном объеме, Оставшееся раскрывается, как правило, при анализе сновидений, Часто весьма интересно. наблюдать, как сновидения, постепенно и с величайшей разборчивостью, добавляют к общей картине существенные штрихи. Совокупный материал, таким образом добавляющийся в сознание, приводит к значительному расширению умственного горизонта и углубленному самопознанию, которое, по общему мнению, как ничто другое должно (бы) способствовать гуманизации человека и воспитанию умеренности. Однако, оказывается, что познание — выделяющееся, по предположению всех мудрецов, среди прочих мер самым эффективным воздействием и наилучшими результатами — по-разному действует на различные характеры. В этом отношении мы открываем много удивительных вещей в ходе практического анализа, но о них у меня пойдет речь в следующей главе.

Структура личности по Юнгу

Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945). Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально. Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.

Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: Персона, Анима, Анимус, Тень.

Персона – это то, каким мы представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.

Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

Читайте также: