Откуда у моряков взялась сила краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них
ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать
своё счастье на море.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря
и все, как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость пришёл Нептун!
- Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.
Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской
действительно может похоронить их детей в море.
Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины
- сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.
Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не
подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли,
не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь
встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали
таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он
дико засмеялся и злобно закричал женщинам:
- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но
в море я порву им руки!
Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у
него крепкие жилы из манильских трав.
Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя.
Они, как и отец, были некрасивы.
Вышли дочери Нептуна и сказали:
- Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна
моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей,
и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою
Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину,
не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради
Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он,
выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.
Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся
домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на
Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому
что чайки носят красоту их матерей.
Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец
вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери - не
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся.
От его смеха даже волны заходили по морю.
- Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь
блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.
И опять он закатился в страшном смехе.
Тогда женщины воскликнули:
- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй
ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным
Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали
звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им
всё лучшее, что имели.
Тема: Иван Панькин.
Легенда о матерях.
Цель: 1. Расширить представление о таком жанре как легенда, познакомить детей с новой легендой, обучить умелому использованию пословиц.
2. Продолжить работу над осмыслением особенностей текста, формировать умение читать выразительно, целыми словами, развивать умение формулировать свои мысли.
3. Воспитывать любовь и уважение к женщине-матери.
Оборудование: название центров, аудиокассета, декорации, пословицы, задания для центров, листы белой бумаги.
- Проверка домашнего задания. А. Глебов. Легенда о камне.
Диф. Зад. 1). Рисунок к легенде и рассказ к нему.
2). Подробный пересказ легенды.
3). Краткий пересказ.
4). Ты скульптор и создаёшь монумент из камня. Каким он тебе видится ?
Доп. Вопросы: - К чему привели само мнение и гордыня орла?
- Почему это произведение называют легендой, а не рассказом или сказкой?
- Главная мысль легенды
Нет милее дружка,
Как родимая матушка .
- Чтение пословицы всем классом (объяснение её смысла).
- Как вы думаете, ребята, кому будет посвящено произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке?
- Объяснение темы и задач урока.
- Сегодня на уроке мы расширим представление о таком жанре как легенда, будем учиться умелому использованию пословиц, а также умению выразительно читать и правильно формулировать свои мысли.
IV. Знакомство с новой легендой.
а) Словарь: Нептун – царь морей и океанов.
по словарю Ожегова
пучина – электр. словарь ( компьютер)
б) Чтение подготовленными учениками с элементами театрализации. (под музыку моря и крики чаек)
- какой необходимый приём использует автор, чтобы расположить к себе читателя?
V. Работа по смысловому содержанию.
- Какие люди жили на побережье Чёрного моря?
- Чем занимались они? Найдите в тексте и прочитайте.
- Соответствует ли внешнее описание Нептуна его внутреннему миру? (зачитать описание: злобный, жестокий отец, насмешливый, ненавистный).
- Почему вы так думаете? Докажите.
- Работаем над выразительностью.
- Найдите в легенде описание женщин – матерей. Какие они?
- Как автор передаёт их безграничную любовь к своим детям?
- Чем и почему пожертвовали матери ради своих сыновей?
- К чему призывает автор мальчика? Найдите и прочитайте.
VII. Работа в центрах.
Центр творчества: - Сочинить небольшой рассказ или стихотворение о своей маме.
Центр русского языка: - Выписать определения из текста, которые относятся к женщинам – матерям.
- Перечислить личностные качества, которыми они обладали:
- Самопожертвование;
- любовь к свои детям;
- силы духа;
- находчивость;
- терпение;
- ум (смогли воспитать достойных сыновей).
Центр чтения: - Подобрать пословицы к тексту, объяснить их смысл:
- Не место красит человека, а человек место.
- Смелость города берёт.
- Дитя плачет, а у матери сердце болит.
- При солнышке тепло – при матери добро.
- По одежде встречают, по уму провожают.
Научный центр: - Назвать что такое легенда (справка – электр. Словарь Ожегова).
- Сформулировать главную мысль этой легенды, которую хотел донести автор читателю.
- Придумать и записать свой вывод от имени центра.
VII. Презентация работ в центрах.
- Центр русского языка.
- Центр творчества.
- Центр чтения.
- Научный центр.
IX. Подведение итогов. X. Домашнее задание.
- Пересказ легенды от имени женщин – матерей. Инсценировка отрывка по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".
Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века".
Литературное чтение 2 класс В.Осеева "Сыновья". Дополнительное чтенние И.Панькин "Легенда о матерях".
Урок литературного чтения предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Начальная школа XXI века".
И.Панькин" Легенды о матерях"
Читаем книги о мамах. И.Панькин "Легенды о матерях".1 класс.Внеклассное чтение.
Кроссворд по литературному чтению. И. Панькин "Легенда о матерях"
Кроссворд по литературному чтению. И. Панькин "Легенда о матерях" УМК Школа 21 века.
План-конспект урока литературного чтения 2 класса И.Ф.Панькин "Легенда о матерях"
Урок литературного чтения во 2 классе И.Панькин "Легенды о матерях"
Открытый урок литературного чтения по УМК "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с требованиями ФГОС, был проведён в рамках школьного метод.объединения. Использована проектная де.
Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.
Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел – стрел счастья.
Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом – стрелял в сторону стада, а если пахарем – в сторону поля.
Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
– Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость пришёл Нептун!
– Я всех вас похороню в пучине морской! – взревел он.
Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.
Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:
– Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!
Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.
Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.
Вышли дочери Нептуна и сказали:
– Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.
Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.
Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.
Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.
Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.
Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери – не возвращаются сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.
– Не дождаться вам теперь сыновей! – хохотал Нептун. – Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.
И опять он закатился в страшном смехе.
Тогда женщины воскликнули:
– Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.
Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.
Кратко об авторе
Можно сказать, что рассказ в какой-то мере стал результатом личных переживаний И. Панькина.
Жанровое своеобразие
Форма повествования
Юноши одного из племен, в давние времена живших у Черного моря, ежегодно во время празднования окончания полевых работ метали стрелы счастья. Так они определяли свою дальнейшую судьбу. Очень долго никто не решался пустить стрелу в сторону моря, что очень радовало Нептуна, постоянно наблюдавшего за играми. Он смеялся и с гордостью говорил, что его боятся все и никогда не найдется смельчак, решившийся искать счастья в море.
Но однажды юноши, все до одного, выстрелили в сторону моря. Это вызвало ярость страшного владыки. Он взревел и пригрозил всех похоронить в морской пучине.
Легенда о матери и ее самоотверженной любви к детям
Но на этом легенда о матери и ее жертвенности не заканчивается. Разъяренный Нептун пригрозил женщинам, что порвет их сыновьям жилы, когда те выйдут в море. Узнавшие об этом дочери владыки, такие же некрасивые, как отец, сами обратились к матерям. Они пообещали достать со дна манильскую траву, которая поможет юношам обрести такую же силу в руках, как у Нептуна. Взамен они просили у женщин их красоту. Поистине неисчерпаема любовь к детям – к такой мысли подводит легенда о матери. Каждая из женщин, не раздумывая, согласилась отдать свою красоту. Вот только Нептун узнал обо всем и жестоко наказал своих дочерей. Он превратил их в чаек, теперь они стонут над водой, привлекая внимание моряков.
Вскоре молодые люди отправились в путь. Долго ждали матери их возвращения домой, пока не узнали от Нептуна, что дети блуждают в море. Тогда женщины отдали свет глаз своих далеким звездам, и те осветили кораблю путь к родному берегу. Так все попытки морского царя остановить юношей оказались неудачными, а моряки с тех пор превратились в сильных и непобедимых мужчин. Ведь матери отдали им все лучшее, что имели. Об этом повествует легенда о матери и ее безграничной любви к детям.
Идея произведения
Как правило, взамен она ничего не требует от детей. Однако И. Панькин не раз призывает маленьких читателей быть внимательными по отношению к живущим рядом с ними женщинам. Только так можно отблагодарить их за великий жизненный подвиг, который они совершают каждый день. Ведь если они слабы, значит их сила теперь принадлежит детям. Не отличаются красотой – значит, пожертвовали ею ради сыновей и дочерей.
Читайте также: