От классицизма к сентиментализму история 8 класс краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русская литература 8 класс

Цель: дать представление о сентиментализме; обозначить жизненный и творческий путь Н. М. Карамзина; развивать навыки анализа художественного текста; воспитывать у учащихся чувство ответственности за совершаемые поступки.

Оборудование: портрет Н. М. Карамзина, выставка книг писателя, иллюстрации, сравнительные таблицы, словари, репродукции картин художников-сентименталистов.

Эпиграфы к уроку:

Ты хочешь быть автором: читай историю рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо.

О человечество. я стенаю о твоих заблуждениях.

Н. М. Карамзин

I. Организационный момент.

II. Терминологическая разминка (по лексическому значению слова угадать термин)

исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения (традиция);

творческое развитие традиции (новаторство);

литературное направление, воспевающее культ разума, выработавшее ряд правил, которые необходимо было соблюдать (классицизм).

III. Слово учителя о целях урока.

-Сегодня мы познакомимся с другим направлением в литературе и искусстве 2-й половины 18 века, которое открыло новые возможности для духовной жизни литературы. Это направление сентиментализм (запись в тетрадь).

Мы узнаем, что это за направление, каковы его черты, его представители в литературе и искусстве. Познакомимся с выдающимся русским сентименталистом Н.М Карамзиным и перейдем к анализу его повести “Бедная Лиза”.

V. Просмотр иллюстраций художников- сентименталистов (например, Боровиковский В.Л. “Портрет Лопухиной” и комментарий учителя).

VI. Просмотр отрывка из кинофильма “Бедный, бедный Павел” (вид Павловского дворца”).

VII. Слово учителя о писателях сентименталистах: английский писатель Ричардсон и его романы “Кларисса Гарло” и “Памелла”; Жан Жак Руссо и его роман “Новая Элоиза”; Роман Гете “Страдания юного Вертера”. Выдающимся русским сентименталистом был Н. М. Карамзин.

IХ. Слово учителя.

- Известный критик того времени В. Г. Белинский писал о Карамзине так: “К чему не обратись в нашей литературе - всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, роману, повести исторической, публицизму, изучению истории”. Это дало основание Белинскому В. Г. говорить о “карамзинском” периоде русской литературы. Карамзин выбирает главной областью своего творчества прозу, желая поднять ее до европейского уровня. Писатель привлек внимание читателя к миру простых людей, что получило дальнейшее развитие у Пушкина А.С., Гоголя Н.В., Достоевского Ф.М. Обратите внимание на эпиграфы. Что говорят эти два высказывания о писателе? Какой он? (У него доброе сердце). Что значит “стенать”? (кричать с болью).

В статье “Что нужно автору?” Карамзин пишет: “Говорят, что автору нужны талант и знания. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце”. Посмотрим, какой он в повести. В основе ее лежит сюжет традиционный. Широко распространенный в литературе.

Карамзин использует пасторальную традицию очень популярную в 18 веке. Пастораль (от лат. Pastor - пастух) возникла в античности. Это картина мирного течения жизни. Таких пасторальных сюжетов было много. Ее и усвоил Карамзин, но разрешил по- своему. В чем же состояло его новаторство? Обратимся к повести.

X. Анализ содержания повести “ Бедная Лиза”.

Назовите элементы сюжета.

Что такое экспозиция?

Где она в повести?

Что это такое? (пейзаж)

Как дается пейзаж? (в контрасте)

Какому пейзажу отдает предпочтение автор? (сельскому).

Каким настроением проникнут пейзаж? Почему? (грустным. Предсказывает несчастье)

От чьего лица начинается повесть? (рассказчик)

Кто он такой? Какой он?

Когда происходило действие в повести? Кто об этом рассказывает? (30 лет назад. Эраст).

О чем эта рассказанная история? ( О любви).

Кто главные герои? (Лиза и Эраст)

Что мы узнаем о Лизе, ее семье, отношении к труду, характере?

Что мы узнаем об Эрасте?

XI. Заполнение таблицы “Лиза и Эраст”

XII. Продолжение анализа повести.

Как представляла любовь Лиза?

Как представлял любовь Эраст?

Совпали ли представления?

Чем привлекла его Лиза?

Чем он привлек ее?

Почему она его полюбила?

Как ведет себя влюбленная Лиза? Опишите ее состояние (текст).

Как развиваются чувства героев дальше?

Собирался ли Эраст обманывать Лизу?

Как ведет себя природа в момент грехопадения? (хаос).

Как развиваются события после случившегося/

Почему Эраст так ведет себя?

Серьезно ли было чувство Эраста к Лизе?

Понимала ли Лиза это?

Любила ли Лиза Эраста?

Как она узнает правду?

Каким образом пытается решить проблему Эраст? (при помощи денег).

А как решила эту проблему Лиза?

Почему она это сделала? (отомстила; любила; не перенесла предательства; не могла жить опозоренной).

Как вы относитесь к поступку Лизы? Как относится автор? Рассказчик? (текст).

Виноват ли Эраст? А Лиза?

XIII. Чтение финала повести.

Как поняли конец?

Какой вывод можно сделать из судьбы героев? О чем заставляет задуматься? Чему учит? (человек должен отвечать за свои поступки; человека надо ценить не за богатство, а за душевные качества).

Что значит в названии повести эпитет бедная?

Понравилась ли повесть?

XIV. Заключительное слово учителя.

- Эта повесть воспринималась как быль. Окрестности Симонова монастыря и пруд стали любимым местом паломничества дворянской публики, влюбленных. О том, как сильно было воздействие на современников, сохранилась много свидетельств.

Сам автор вспоминал: “За двадцать пять лет перед сим сочинил я там “Бедную Лизу”, сказку весьма незамысловатую, но столь счастливую для молодого автора, что многие ходили и ездили туда искать следов Лизиных”. В.А. Жуковский вместе со своей сестрой совершил путешествие в эти места. Ф.Н. Глинки вспоминал, что пойти пешком в Москву поклониться Карамзину было любимым развлечением в кадетских кружках. За повестью “Бедная Лиза” последовал целый поток подобных произведений (“Бедная Маша”, “История несчастной Маргариты”). Это явление в литературе называется эпигонством (от греческого - родившиеся после) - подражание писателям.

XV. Словарная работа: сентиментализм, пастораль, эпигонство.

XVI. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: I группа - доказать, что это произведение сентиментализма (письменно); II группа - написать письмо другу, в котором рекомендуете прочитать повесть “Бедная Лиза”; III группа - написать в виде странички из собственного дневника, где рассказываете о своих впечатлениях о повести.

Пожалуйста, напишите черты сентиментализма и классицизма , ещё если можно их сравнение ? в чём различие ??

Классицизм - это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Возник во Франции в XVII веке. Теоретик классицизма - Николя Буало.

Основные черты:
Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного.
_______________________________________________________________

Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Основные черты:
Уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Различия:
в тематике - классицизм о нравах и гражданском долге, сентиментализм о чувствах и чувствительности,
в критерии истины - для классицистов главное общественное благо, высокоморальность и т.п., для сентименталистов - история человеческого чувства,
в главных героях: в классицизме, как правило главные герои - люди высокого происхождения и достоинства, в сентиментализме либо крестьяне либо крестьяне и аристократы.
в форме: для классицизма предпочтительными считались "высокие" драматические жанры, вроде трагедийных/комедийных пьес, сентименталисты писали в основном рассказы и повести (лирика и там и там присутствовала

Сходства: эпоха, конечно же, писалось практически в одно и то же время, но сентиментализм помоложе (сорри,больше ничего на ум не приходит)

В конце XVII и начале XVIII в. в западноевропейской литературе и искусстве господствовал классицизм - правление, выражавшееся в подражании искусству и поэзии древней Греции и Рима. Особенно сильное развитие классицизм получил во Франции. В русской литературе середины XVIII в. классицизм также становится господствующим направлением, причём в России классицизм принимает своеобразные формы.

В творчестве крупных представителей русского классицизма — Ломоносова, Сумарокова и Тредьяковского — народные и реалистические мотивы находят своё заметное выражение. В это время на русский язык стали усиленно переводиться произведения греческих и римских авторов. Изучение классической и западноевропейской литературы содействовало расширению умственных интересов, выдвигало перед русскими писателями новые темы.

Представителем классицизма в русской литературе середины XVIII в. был Александр Петрович Сумароков (1718—1777).

А.П.Лосенко. Портрет-А.П.Сумарокова. 1760

А.П.Лосенко. Портрет А.П.Сумарокова. 1760 г.

Сумароков был сторонником усиления политического значения среднего дворянства, в котором он видел основу всего государственного порядка России. Он враждебно относился к высшей придворной знати и в своих произведениях высмеивал невежество и дворянскую спесь.

Из произведений Сумарокова особенное значение имели исторические трагедии, любовные песни, комедии и сатиры. Даже в трагедиях, написанных на русские исторические темы, действующие лица говорили и действовали, как греческие или римские герои. И при этих недостатках трагедии Сумарокова сыграли положительную роль, так как послужили материалом для русского театра. Ещё большее значение имели комедии и сатиры Сумарокова. Они подготовили путь для развития последующей сатирической литературы. В поэзии Сумарокова ярко обнаруживается струя русского фольклора. Сумароков высоко ставил общественное значение литературы.

Денис Иванович Фонвизин (1745—1792)

Гавриил Романович Державин (1743-1816)

Гавриил Романович Державин

Сентименталисты в русской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать культуру чтения, высокую читательскую требовательность на основе знания теории литературы и знакомства с лучшими произведениями.

Классицизм и сентиментализм в литературе

Введение. XIIIV век – начало новой русской литературы. Классицизм в русской литературе. Реформа стихосложения. Теория трех штилей

- познакомить учащихся с литературой русского классицизма, дать представление о реформе стихосложения и теории трех штилей;

- развивать мышление, память, речь, аналитические способности;

- воспитывать культуру чтения, высокую читательскую требовательность на основе знания теории литературы и знакомства с лучшими произведениями.

I. Организационный этап

II. Актуализация

- Какие жанры средневековой литературы Западной Европы вы знаете? Охарактеризуйте их.

- Вспомните особенности древнерусской литературы.

- Что такое летопись? Как называется древнейший летописный памятник Древней Руси?

- Какие произведения Древней Руси связаны с житийной традицией?

- Как проявилось влияние фольклора на древнерусскую литературу на протяжении всего развития: с X по XVII век? Приведите примеры из произведений.

- Какие новые литературные жанры появились в Древней Руси в XVII веке?

- Назовите главные темы и мотивы шекспировских трагедий.

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Слово учителя

Классици́зм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

- В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с рационалистической философией Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Классицизм придаёт огромное значение общественно-воспитательной роли искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Искусство классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея), средние (высокая комедия, дидактическая поэзия, любовные и философские стихи) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Первым писателем-классицистом в России был Антиох Кантемир. Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.). В начале XIX века классицизм со свойственной ему тяжеловесностью стал отмирать, а на смену ему пришло новое направление - романтизм.

2. Работа с учебником

Учащиеся читают статью учебника на стр. 85-90, готовят (по группам) презентацию классицизма как нового литературного стиля XVII века.

1 группа: возникновение и развитие классицизма в европейской и русской литературе.

2 группа: характеристика высоких жанров классицизма.

3 группа: характеристика средних жанров.

4 группа: характеристика низких жанров.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Презентации

Учащиеся проводят презентации классицизма (по группам), стараются показать преимущества этого литературного направления перед средневековой литературой.

2. Словарная работа

Учащиеся находят в словарях объяснение понятий рационализм, классицизм, эпопея, ода, экспозиция и записывают их в литературоведческий словарь.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Прочитать статью учебника на стр. 85-90.

2. Ответить на вопросы 21-25 на стр. 91.

Читайте также: